Танки и бронетехника Венгрии Второй мировой войны

Танки и бронетехника Венгрии Второй мировой войны

Танк «Toldi» I

Согласно положения Трианонского мирного договора 1919 года Венгрии, как и Германии, запрещалось иметь бронетанковую технику. Но весной 1920 года из Германии в Венгрию были тайно вывезены 12 танков LKII — Leichte Kampfwagen LK-II. Контрольные комиссии их так и не обнаружили

. А в 1928 году венгры открыто купили две английские танкетки «Карден-Лойд» Мк VI, через 3 года — пять итальянских легких танков «Фиат-3000B» (венгерское обозначение 35.М), а спустя еще 3 года — 121 итальянскую танкетку CV3/35 (37. М), заменив итальянские пулеметы 8-мм венгерскими. С 1938 по 1940 год конструктор Н. Штраусслер работал над колесно-гусеничным танком амфибией V4 с боевой массой 11 тонн, однако надежды, возлагавшиеся на танк, не оправдались.

 

Танк «Toldi» II

Весной 1941 года был выдан заказ на 200 улучшенных танков, получивших название 38.М «Толди» II. Они отличались от танков «Толди» I накладной броней толщиной 20 мм по всей окружности башни. Такая же 20-мм броня была наложена и на переднюю часть корпуса. Прототип «Толди» II и 68 серийных машин изготовил завод «Ганц», а остальные 42 — MAVAG.

Тем самым было построено всего 110 «Толди» II. Первые 4 «Толди» II поступили в войска в мае 1941 году, а последние — летом 1942 года. Танки «Толди» поступили на вооружение первой и второй моторизованных (Мбр) и второй кавалерийских бригад, в каждой по три роты из 18 танков. Они приняли участие в апрельской (1941 год) кампании против Югославии.

 

Танк «Toldi» III

В конце 1942 г. фирма «Ганц» предложила новый вариант танка «Толди» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Заказ был выдан, но решено было сосредоточить усилия промышленности на производстве танка «Туран». Есть сведения, что в 1943 г. было построено всего три танка, получивших обозначение 43.

М «Толди» III k.hk, смененное в 1944 г. на Толди» k.hk.C.40. Возможно, в 1944 г. было изготовлено еще 9 этих машин, но не ясно, были ли они укомплектованы полностью.

 

Танк «Туран I»

Лицензия на легкий танк была получена у шведской формы «Ландсверк». Этой же фирме было предложено разработать и средний танк. Фирма с заданием не справилась и в августе 1940 года венгры прекратили с ней всяческие контакты. Пытались найти лицензию и в Германии, для чего туда в апреле 1939 года выезжала венгерская военная делегация. Немцев в декабре даже попросили просто продать 180 средних танков второй мировой войны T-IV за 27 млн. марок, однако, получили отказ даже предоставить хотя бы один танк в качестве образца.

 

Танк «Туран II»

В июне 1941 года венгерский генеральный штаб поставил вопрос о модернизации танка «Туран I». Прежде всего было решено усилить его вооружение, установив на нем 75-мм пушку 41.М длиной 25 калибров завода MAVAG. Это была переделанная полевая 76,5-мм пушка фирмы «Белер». Она имела полуавтоматический горизонтальный клиновый затвор. Башню под новую пушку пришлось переделать, в частности, увеличив ее высоту на 45 мм. На танк ставили модернизированный пулемет 34./40.А.М. Корпус (все также собранный на заклепках и болтах) и ходовая часть остались без изменений за исключением несколько измененного щитка над смотровой щелью водителя. В связи с некоторым увеличением массы машины, снизилась ее скорость.

 

Танк «Тош»

Венгерская промышленность, после освоения производство легких и средних танков, почувствовала себя в силах взяться за более серьезную работу — тяжелый танк. Генеральный штаб поддержал эту инициативу и поручил работу институту военной техники, причем было решено конструировать пару: тяжелый танк и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года и за осуществление его в августе взялась фирма «Манфред Вейсс». На изготовление двух машин из неброневой стали было отпущено 3,7 миллионов.

 

Самоходная артиллерийская установка «Зриньи»

«Зриньи» — венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942-1943 годах на базе танка «Туран», по образцу германских САУ StuG III. В 1943-1944 годах произведено 66 «Зриньи», использовавшихся венгерскими войсками до 1945 года. Есть сведения, что после Второй мировой войны, как минимум одна САУ «Зриньи» использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.

 

Зенитная самоходная установка «Нимрод»

Еще не ожидая прибытия купленного танка Landsverk L-60B, дирекция завода MAVAG, получившего лицензию на производство танка, заказала в марте 1937 года фирме «Ландсверк АВ» опытный образец противотанковой самоходной установки (истребителя танков).

Должна была быть использована база того же L60B. Вооружение САУ должно состоять из 40-мм пушки. Шведы заказ выполнили: в декабре 1938 года САУ без вооружения прибыла в Венгрию. 30 марта с ней ознакомились представители генерального штаба.

 

Бронеавтомобиль «Чабо»

В 1932 году Венгрия вперые попыталась создать свой бронеавтомобиль. На заводе фирмы «Манфред Вейсс» конструктор Н. Штраусслер построил четырехколесную небронированную машину АС1, которую увезли в Англию, где она получила бронировку. Улучшенная модель АС2 в 1935 году последовала за АС1, отправленная в Англию для оценки. В Англию в 1937 году переехал и сам конструктор. Английская фирма «Олвис» оснастила машину броней и башней, а «Вейсс» изготовил еще два шасси, оставшихся в Венгрии.

 

Бронетехника противников →


Мини-навигатор
по сайту

Легкий танк 38.

M «Toldi I»

Интересный факты
Происхождение данного экспонатаТрофейный. 15.12.1986г. передан в ЦМ БТВТ из в/ч75221.
Боевое применение
Воевал на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.
Бронирование:
Лоб и борта корпуса13 мм
Лоб и борта башни13 мм
Маска орудия20 мм
Днище и крыша корпуса6 мм
Подвижность
ДвигательBussing-NAG t.8V/36TR, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный;
Мощность двигателя155л.с. (114кВт), рабочий объем 7913см3
Максимальная скорость50 км/ч
Запас хода220 км
Вооружение
Основное вооружение20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.
М, которое производилось в Венгрии по лицензии швейцарской компании «Zolothurn».
БоекомплектБоекомплект «Toldi I» состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным питанием.
Дополнительно
Экипаж3 человека
Средства связиРадиостанция R/5
Боевая масса8,5 тонн

38.М «Toldi I»  — венгерский легкий танк. Танк был назван в честь венгерского средневекового богатыря Миклоша Толди.  Венгры взяли за основу для своего первого серийного танка,  шведский танк «Landsverk L-60» (или m/38).  Комиссия, проводившая сравнительные испытания, рекомендовала внести в конструкцию нового танка некоторые изменения по сравнению с прототипом. Но в целом корпус и ходовая часть остались практически прежними, немного изменено было ведущее колесо. Незначительные изменения коснулись башни. На боевой машине лобовые листы брони были расположены под рациональными углами наклона, что повышало толщину приведенной брони, опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску.

Основное вооружение танка, 20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.М, которое производилось в Венгрии по лицензии швейцарской компании «Zolothurn».  Дополнительно на танке был установлен 8-мм пулемет 34./37.М с ленточным питанием – лицензионная копия чешского пулемета.    Бронирование танка было скорее противопульным — лоб и борта корпуса, а также лоб и борта башни имели толщину брони 13 мм, маска орудия — 20 мм. Днище и крыша корпуса и башни — 6 мм.

Боекомплект «Толди I» состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным питанием. Ещё один пулемёт, зенитный, мог устанавливаться на крыше башни в специальном кронштейне. Хорошая оптика для прицеливания и наблюдения поставлялась из Германии

Серийное производство танков было запущено с апреля 1940г. по март 1941г. Заводы “Ganz” и “Mavag” изготовили 80 единиц «Toldi I». Первые серийные танки 38.M «Toldi I» были переданы венгерским военным 13 апреля 1940 года, последние — 14 марта 1941 года. В дальнейшем в стране начался выпуск танков 38.М  «Toldi II», отличавшихся усиленным бронированием. По состоянию на 22 июня 1941 года в венгерской армии насчитывалось 90 танков «Toldi I» и «Toldi II»

8,5-тонный «Toldi I» оснащался 155-сильным бензиновым немецким двигателем Busing-NAG. Посредством пятиступенчатой планетарной коробки передач он разгонял танк до приличных 50 км/ч. Топлива в баках ёмкостью 253 литра хватало на марш в 220 км по шоссе.

Экипаж из трёх человек в танке размещался в достаточно комфортных условиях; боевое отделение и отделение управления, как и в шведском прототипе, хорошо вентилировались. В башне справа, под командирской башенкой с семью триплексами, было место командира. Слева от него располагался стрелок, наблюдавший за полем боя через перископический прицел. Механик-водитель ориентировался по смотровым щелям в небольшой бронированной рубке, расположенной левее продольной оси машины.  

Танки «Тоldi I» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года.  Две венгерских моторизованных и одна кавалерийская бригады, вторгшиеся на территорию Югославии вместе с немецкими войсками, имели в своем составе по одной роте из 18 легких танков «Тоldi». 

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении армии Венгрии имелось 86 танков «Толди». Для нападения на СССР изначально был выделен 81 танк (36 танков в составе 1-й моторизованной бригады, 36 танков в составе 2-й моторизованной бригады и 9 танков в составе 1-й кавалерийской бригады), несколько позже в войска передали ещё 14 танков. Таким образом, всего в кампании против СССР в 1941 году было задействовано 95 танков.  27 июня 1941 года правительство Венгрии официально объявило войну СССР.  

81 танк «Toldi» в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии (наряду с венгерскими бронеавтомобилями Csaba» и итальянскими танкетками) принял участие в операции «Барбаросса». Еще 14 легких танков нового типа были отправлены на Восточный фронт в октябре 1941 года. В боях на Восточном фронте стало понятно, что неплохой, наконец, 1930-х годов, танк стремительно устаревает. Если с броней советских легких танков БТ и Т-26 противотанковое ружье « Solothurn» еще могло справиться, то бороться против средних и тяжелых танков с его помощью было практически бесполезно. Танки с боями прошли около 1000 км до реки Донец.  Этот поход обошёлся не дешево. Венгерские танки застревали в грязи, а их двигатели часто ломались. Они выходили из строя в среднем через 100км.  пробега. Потрепанные, моторизованные бригады, вернулись на родину в ноябре 1941 года. Из 95 «Toldi», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии.

Боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году 19 «Toldi» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили (в основном, в результате окружения и разгрома 2-й венгерской армии под Сталинградом).

Легкие танки «Toldi» всех модификаций активно использовались венгерской армией при отражении наступления советских войск на территорию Венгрии в завершающей стадии Второй мировой войны в Европе. Противостоять на равных советским танкам — ИС-2 и Т-34-85 они просто не могли, поэтому практически все были уничтожены в ходе боевых действий 1944-1945 годов, последние из них были потеряны в боях за Будапешт.

Летом 1943 года трофейный танк был представлен на проходившей в Москве выставке трофейного вооружения.

До нашего времени сохранился всего один танк «Toldi I», который находится на Площадке №1 Музейного комплекса парка «Патриот». 

Тигр на венгерской службе — Танковая энциклопедия

Венгрия (1944 г.)


Тяжелый танк – до 15 Получено

Во время Второй мировой войны Венгрия была одним из союзников Германии со значительным внутренним производством бронетехники. Хотя эти машины местного производства были хороши по меркам начала войны, к сожалению для венгров, к тому времени, когда они были поставлены на вооружение в больших количествах, они уже устарели. Чтобы укрепить огневую мощь своего союзника, во время войны немцы поставили венграм несколько единиц бронетехники, в том числе небольшое количество знаменитых танков «Тигр» в 1919 году.44.

Грозный танк «Тигр» в руках венгров. Источник: Magyar Pancel

История

К 1944 году стало очевидно, что страны Оси были на проигравшей стороне в войне, и из-за огромных потерь, понесенных во время боев на Восточном фронте, общая военно-политическая ситуация для Голода была ужасной. . Пытаясь выйти из войны, венгерский регент вице-адмирал Миклош Хорти тайно начал переговоры с союзниками. Похоже, это не держалось в секрете, так как об этом узнали немцы и начали операцию «Маргарет». Это был секретный план Германии по борьбе с Венгрией на случай, если ее правительство попытается перейти на другую сторону во время войны. Хорти был арестован, и вместо этого было сформировано марионеточное правительство под руководством Дома Стожая. Таким образом, немцам удалось заставить венгров оставаться активными на Восточном фронте.

Венгры развернули свою 1-ю армию для поддержки немецкой линии фронта в восточной Галиции. 2-я бронетанковая дивизия (входившая в состав 1-й армии) была оснащена устаревшими машинами венгерского производства, такими как танки Turan I и II. Во время первого боя с советской бронетехникой танки Turan II заявили, что уничтожили два танка Т-34/85. Во время короткого наступления Оси в этом районе в апреле, несмотря на недостаток брони и огневой мощи, венгерские танки заявили, что уничтожили 27 советских танков (26 Т-34/85 и 1 Шерман), потеряв 22 машины. (8 Туран I, 9Turan II, 4 Nimrods, 1 Toldi и 1 бронеавтомобиль Csaba).

Похоже, храбрость венгерских танкистов была замечена немцами. Непосредственным приказом генерала Вальтера Моделя 2-я венгерская бронетанковая дивизия должна была быть усилена 10–12 (в зависимости от источника) Panzer IV Ausf. H, меньшее количество StuG III и даже с группой танков Tiger.

Panzerkampfwagen «Тигр» Ausf. E

Немецкий танк «Тигр» — один из самых знаковых танков в истории. В то время как разработка тяжелого танка началась в Германии еще до войны, только после знакомства с передовыми советскими танками в 1941 была ускорена вся программа. Две фирмы, Porsche и Henschel, участвовали в разработке шасси нового тяжелого танка, а Krupp отвечал за башню и орудие. Хотя предпочтение отдавалось дизайну Porsche, в конце концов из-за механических проблем был принят дизайн Henschel. Тяжелый танк, который впоследствии стал известен как «Тигр», представлял собой огромную машину, вооруженную смертоносной 8,8-сантиметровой пушкой и хорошо защищенную лобовой броней толщиной 100 мм и бортовой броней толщиной 80 мм. При своем весе в 57 тонн он также был достаточно мобильным благодаря мощному двигателю мощностью 650 л.с. и широким гусеницам. К моменту своего появления в 1942, немногие орудия противника могли что-либо противопоставить ему, а с его пушкой он мог эффективно уничтожить любой тип вражеского танка. Его производство началось в августе 1942 года и закончилось в августе 1944 года. К тому времени было построено лишь немногим более 1340 машин.

Panzerkampfwagen Ausf. Е Танк «Тигр». Источник: Wiki

Хотя это, безусловно, устрашающий танк, с которым можно было столкнуться на полях сражений, он был далек от совершенства и имел множество проблем. Стоимость постройки одного была значительной, и это было одной из причин, по которой было построено лишь небольшое количество машин. Так как их всегда не хватало, они выделялись в отдельные специальные части, которые в зависимости от необходимости придавались другим частям. Обслуживание этих машин требовало много времени. Система подвески, хотя и обеспечивала хороший ход, была чрезмерно сложной. Несмотря на эти проблемы, танки «Тигр» оставались серьезной угрозой для танков союзников вплоть до конца войны. Из-за небольшого количества они считались элитными машинами, зарезервированными только для немецких панцерваффе, но на удивление немногие поставлялись союзникам Германии.

Происхождение венгерских «Тигров»

Часто встречается информация о том, что поставленные танки «Тигр» принадлежали 503-му тяжелому танковому батальону (schwere Panzerabteilung, s.Pz.Abt. 503). 503-й тяжелый танковый батальон был создан в конце 1942 года и первоначально имел 20 танков Tiger и 25 Panzer III Ausf. Н. С начала 1943 г. по апрель 1944 г. эта часть в основном действовала на Восточном фронте. Затем его передали во Францию ​​для восстановления и переоборудования в танки Tiger II. К тому времени для этого подразделения имелось всего 12 Tiger II. Для полного оснащения этой части было выделено 33 дополнительных «Тигра».

танков «Тигр» принадлежат 503-му тяжелому танковому батальону. Источник: https://www.worldwarphotos.info/gallery/germany

По данным Т. Йенца и Х. Дойла (Tiger I Heavy Tank 1942-45), три танка «Тигр» со склада артиллерийских орудий были доставлены венгерской армии 22-го Июль 1944 г. Кроме того, неизвестное количество «Тигров» было приобретено у 503-го и 509-го тяжелых танковых батальонов. 509-й тяжелый танковый батальон был сформирован в сентябре 1943 года и имел 45 танков «Тигр». Воевал на Восточном фронте до 19 сентября.44, после чего был отправлен обратно в Германию для перевооружения на Tiger II.

Количество поставленных танков

Общее количество поставленных танков не известно, но в большинстве источников указано около 10 машин. Например, авторы К.Беше («Мадьярская сталь», «Венгерская бронетехника во Второй мировой войне») и С.Я.Залога («Танки восточных союзников Гитлера 1941-45 гг.») упоминают, что было поставлено 10 машин.

Но, по словам доктора М. Дурдена (Руководство по «Леопарду»: Танк «Тигр I»), венгры использовали от 6 до 12 «Тигров». Авторы К. К. Климент и Д. Бернар (Maďarská armáda 1919-1945) отмечают, что было поставлено до 15 «Тигров».

Чтобы еще больше усложнить ситуацию, авторы Ф. В. Лохманн, Р. Фрейхерр фон Розен и А. Руннель («Боевая история немецкого танкового батальона «Тигр» 503 во Второй мировой войне») отметили, что ни один «Тигр» никогда не поставлялся венграм! Они также заявляют, что 503-й тяжелый танковый батальон передал все свои уцелевшие танки «Тигр» 509-му тяжелому танковому батальону 14 мая 1944 года. Хотя они заявляют, что венгерские члены экипажа прошли обучение, из-за нехватки танков «Тигры» венграм переданы не были. . Вместо этого они были выпущены с автомобилями Panzer IV.

Интересно, что автор Г. Финицио (Колеса и гусеницы № 27) предполагает возможность того, что некоторые венгерские танкисты эксплуатировали танки Тигр, но в составе немецких частей. Это значительное разногласие между разными авторами показывает, насколько трудным может быть поиск точной и точной информации.

Другой вопрос, какие Тигры поставляли немцы. Поскольку это было в конце войны, мы можем предположить, что любой Тигр, который был в наличии, использовался для этой цели. Так что не было бы сюрпризом, если бы это была смесь ранних и поздних типов производства.

Обучение

Независимо от того, сколько машин было поставлено немцами, венгерским экипажам было важно пройти необходимую подготовку, прежде чем они даже смогут увидеть бой. По этой причине некоторые члены 503-го тяжелого танкового батальона служили инструкторами для своих союзников. В то время как большая часть 503-го тяжелого танкового батальона была передислоцирована во Францию, для этой задачи была выбрана 3-я рота.

венгерских членов экипажа рядом со своими немецкими инструкторами. Источник: Magyar Pancel 900:05 Имевшаяся техника и оборудование 503-го тяжелого танкового батальона (включая 3-ю роту) было переименовано в 1-ю демонстрационную роту «Тигр» 1-й танковой демонстрационной группы «Северная Украина». Основной базой этого подразделения была Надворна возле Станислава на юге Польши. Венгры предоставили туда для обучения группу членов экипажа танка. Обучение продолжалось только с 6 по 14 мая 1944 года, после чего часть была расформирована. Интересно, что хотя в этот раз венгры не получили «тигров», их верховное командование наградило нескольких немецких инструкторов высокими военными рекомендациями. К ним относятся фельдфебели Фриц Гросманн и Герберт Шюнрок, обер-фрайтеры Эрнст Рейнхардт, Готхольд Вундерлихн и ефрейтор Ганс Бартельс. По иронии судьбы, хотя информация об этих рекомендациях была найдена в венгерских архивах, эти награды так и не были вручены немецким инструкторам из-за политических махинаций.

Немцы обучают венгерских танкистов правильному использованию этих тяжелых машин. Здесь унтер-офицер Гартнер дает инструкции по всем частям башни своей венгерской группе танкистов. Эта башня фактически отделена от корпуса и подвешена в воздухе краном. Источник: https://www.worldwarphotos. info/gallery/germany

В бою

Венгерские «Тигры» вместе с остальными поставленными немцами машинами вошли в состав 2-й бронетанковой дивизии 3-го батальона. Они были разделены на две танковые эскадрильи. 2-й танковой эскадрильей командовал старший лейтенант Эрвин Тарсай, вероятно, самый известный венгерский командир танков, а 3-й — капитан Янош Вердес. Помимо немецких машин, 2-я бронетанковая дивизия также имела около 40 танков Turan I и 20 Turan II.

К сожалению, трудно найти информацию о боевой эффективности венгерских «Тигров». Нижеследующая информация взята из C. Bescze (Венгерские доспехи из мадьярской стали во Второй мировой войне) и дополнена российскими архивными документами. Первое боевое столкновение венгерских «тигров» состоялось 26 июля 1944 года в районе Надворной. Это был триумф. Один венгерский «Тигр» устроил засаду на советскую бронетанковую колонну, уничтожив 8 советских танков, несколько орудий и несколько транспортных грузовиков. За этот успешный бой наводчик «Тигра» Иштван Лавренчик был награжден Золотой медалью «За отвагу».

Позиция венгерской 2-й танковой дивизии у Надворной в конце июля 1944 г. Источник: ЦАМО

По данным российских архивных источников, в эту засаду попали части 1448-го самоходно-артиллерийского полка. Группа из 5 САУ, которую поддерживал разведывательный отряд 985-го стрелкового полка, после выхода из Надворной 26 июля наступала на Богородчаны.

Венгерские силы готовят засаду непосредственно перед позицией, обозначенной как Высота 386. Пропустив поддержку пехоты, они дождались наступления советской бронетехники. Когда наступающая советская бронетехника приблизилась на расстояние около 200 м, венгерские танки открыли огонь. В последовавшем бою Советы потеряли 2 самоходки, которые были сожжены, и 2 были подбиты, при этом 4 человека погибли и еще 5 были ранены. Судьба пятой советской самоходки не ясна. Могло уже пройти с разведотрядом 9-го85-й пехотный полк или по каким-то причинам остался, но это только предположения.

В журнале боевых действий 1448-го самоходно-артиллерийского полка отмечено, что танков противника было 5 (из них 3 «Тигра») при поддержке роты пехоты. Точный тип советских машин, участвовавших в этом столкновении, не ясен, но вполне вероятно, что это были СУ-122, так как венгры могли легко принять их за танки Т-34 (СУ-122 была создана на базе Т-34). 34 шасси).

1 – Высота 386.0; 2 – примерное место засады; 3 – Остре, где проходила контратака. Источник: ЦАМО

Венгры предприняли попытку контратаки против советских войск в районе Остре. Контратака не удалась, и венгры были вынуждены бросить два «Тигра» и один танк «Туран II» на пересечении дороги в Ляховице. Всего Советы сообщили, что потеряли 4 самоходки, 4 человека убитыми и 8 ранеными. Советы также сообщили, что сожгли два вражеских танка в районе Бани. Кроме того, ими было захвачено 4 танка противника, в том числе один Panzer IV в рабочем состоянии (который применялся против противника), уничтожено 12 пулеметов и 3 миномета, убито до 150 солдат и офицеров, взято в плен 75 солдат противника.

Остается вопрос, каким источникам доверять. В интересах обеих сторон было фальсифицировать данные в пропагандистских целях.

Утверждается также, что венгерские «Тигры» за 30-минутный бой сумели уничтожить около 14 советских танков в районе высоты 514 (возможно, в районе Долины), но точное место и дата этого действия не уточняются. в источнике, к сожалению. Было ли это количество уничтоженных танков реальным или преувеличенным в пропагандистских целях, сказать практически невозможно.

В последующие дни, несмотря на эти краткосрочные успехи, немногочисленные Тигры не смогли изменить общую военную ситуацию для венгров. К середине августа 1944 года силы Оси, включая 1-ю венгерскую армию, были отброшены к Карпатам. Похоже, к этому времени венгры потеряли не менее 7 «Тигров». Хотя не все были боевыми потерями, некоторые были потеряны из-за общей нехватки топлива и запчастей. У венгров не было никакого тягача, способного перевезти огромные «Тигры», что также создавало проблемы с восстановлением любой поврежденной машины. С этого момента кажется, что уцелевшие Тигры, вероятно, были оттянуты в Венгрию. Возможно, они также были возвращены немцам, как предполагает автор доктор М. Дерден (Руководство по «Леопарду»: Танк «Тигр I»), но опять же источники противоречат друг другу.

В конце августа 1944 года румыны перешли на другую сторону, присоединились к Советскому Союзу и почти сразу вступили в бой с венграми. 2-я бронетанковая дивизия участвовала в венгерском наступлении на Румынию. Применялись ли там Тигры неизвестно, но маловероятно. Из-за усиливающегося присутствия Советской Армии венгры были отброшены.

2-я танковая дивизия будет усилена новой немецкой техникой, в том числе танками «Пантера». «Пантеры» использовались 2-й танковой эскадрильей под командованием старшего лейтенанта Эрвина Тарсая. Большая часть 2-й бронетанковой дивизии будет уничтожена во время осады Будапешта. Немногим элементам, избежавшим уничтожения, удалось добраться до Словакии, где их экипажи взорвали последние бронемашины.

Окончательная судьба венгерских тигров не ясна. Автор К. Бесче (Венгерская броня Magyar Steel во Второй мировой войне) отмечает, что последние три машины были потеряны в Трансильвании из-за нехватки топлива и припасов.

Автор Г. Финицио (Колеса и гусеницы № 27) утверждает, что в декабре 1944 г., по сообщениям, в ремонте находилось не менее 4 «Тигров». К концу января 1945 г. сообщалось, что один «Тигр» все еще находился в рабочем состоянии.

Танк «Тигр» позднего выпуска, покрытый циммеритом. Командиром этой машины (номер 214) был лейтенант Эрвин Тарсай. Источник: Magyar Pancel

Заключение

Тигры были самой мощной бронетехникой, которая использовалась венгерскими танковыми войсками во время войны. Хотя он, безусловно, смертельно опасен, он был поставлен в слишком малых количествах и слишком поздно, чтобы реально повлиять на ход войны. Несмотря на наличие устаревших танков, венграм удалось уничтожить много советских танков. Это показывает, что, хотя венграм не хватало современной техники, у них не было недостатка в эффективных танковых экипажах. Если бы немцы снабдили их более современным оборудованием намного раньше, венгерские танковые силы могли бы стать более важным элементом в войне на Востоке.


Венгерский Ausf.E из 3-го полка, Украина, близ Надворной, май 1944 г.

Panzerkampfwagen VI Tiger Sd.Kfz.181, «Тигр I» технические характеристики

Размеры Высота: 8,45 м в длину x 3,23 м в ширину (железнодорожный транспорт) x 3,547 м в ширину (обычный путь) x 3 м в высоту
Вес 54 т (боевая), 57 т к февралю 1944 г.
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий, водитель и радист)
Двигатель Модель Maybach HL 210 TRM P45 Бензиновый двигатель V-12 объемом 21 л мощностью 650 л.с. при 3000 об/мин (автомобили ранних серий), Модель Maybach HL 230 TRM P45 Бензиновый двигатель V-12 мощностью 700 л.с. (автомобили более поздних серий)
Форд 1,5 м без подготовки – погружной до 4,5 м с подготовкой (автомобили до августа 1942 г.)
Производительность 45 км/ч (макс. по дороге), 30 км/ч (по устойчивой дороге), после 19 февраля44 это было 40 км/ч, 20-25 км/ч (устойчивый твердый грунт)
Топливо 348 литров достаточно для пробега до 120 км по дороге, 85 км по твердому грунту. Две запасные 200-литровые топливные бочки можно было перевозить на задней палубе для длительных марш-бросков.
Вооружение 8,8 см кВт.К. 36 L/56, спаренный 7,92-мм пулемет M.G. 34, установленный на корпусе M.G. 34, установленная на крыше зенитная установка M.G. 34
Боеприпасы 92 патрона 8,8 см, ~4500–4800 патронов 7,92 мм боеприпасы
Броня корпус:
пластина водителя 100 мм @ 9º
нос 100 мм @ 25º
Глацис 60 мм Гласис @ 80º
Стороны корпуса Верхний 80 мм @ 0º
Стороны корпуса Нижняя 60 мм @ 0º
Задняя 80mm @ 9 0003 Крыша и живот, 25 мм:
Mantlet 120mm @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @ @

Передний 100 мм при 5°
Боковые и задний 80 мм при 0°

Источники

Д. Нешич, (2008 г.), Наоружанье Другог Светског Рата-Немачка, Белград
С. Бесче (2007 г.) Венгерская стальная венгерская броня во Второй мировой войне, STRATUS.
П. Чемберлен и Х. Дойл (1978) Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны — исправленное издание, Arms and Armor Press.
B. Adam, E. Miklos, S. Gyula (2006) A Magyar Királyi Honvédség külföldi gyártású páncelos harcjárművei 1920-1945, Petit Real
SJZaloga (2013) Tanks of Eastern Allies 1941-45, New Vanguard
Н. Томас и Л. П. Сабо (2010) Королевская венгерская армия во Второй мировой войне, Оспри.
Т. Дженц и Х. Дойл, Тяжёлый танк Tiger I 1942-45, Osprey
Т. Дженц и Х. Дойл (2001) Panzer Tracts No.6 Schwere Panzerkampfwagen.
Путеводитель доктора М. Дердена «Леопард»: Танк «Тигр I»
К. К. Климент и Д. Бернар (2007) Maďarská armáda 1919-1945, Naše vojsko.
Ф. В. Лохманн, Р. Фрайхерр фон Розен и А. Раннел (2000) Боевая история 503-го танкового батальона немецкого Тигра во Второй мировой войне, Stackpole Book.
Г. Финицио (1989) Wheels and Tracks No.27, гравюры «Битва за Британию».
Боевой дневник 18А, 4-го Украинского фронта, 31.07.1944, ЦАМО, Ф 244, О 3000, Д 890, ПП 1-725с, Д 0003, ПП 19-30
ТОиЭ 1448-го самоходно-артиллерийского полка

35М Ансальдо — Танковая энциклопедия

Венгрия (1935-1945)


Fast Tank – 60-150 Б/у

В поисках бронетранспортера автомобиль для оснащения своей армии, венгры начали искать потенциальных поставщиков, готовых продавать такую ​​технику. Итальянцы, у которых уже были хорошие связи с венгерской армией, были более чем готовы продать свою серию быстрых танков CV. Благодаря этому щедрому предложению венграм удалось получить около 150 быстрых танков. Они будут служить во время небольшого конфликта со Словакией с некоторым успехом. К вторжению в Советский Союз в 1941, однако, они были полностью устаревшими.

Венгерский 35М. Источник: Pinterest. Его армии (Гонвед) было запрещено Трианонским договором (подписанным 4 июня 1920 г. ) разрабатывать и использовать танки и другую бронетехнику. В конце 1920-х годов официальным лицам венгерской армии удалось приобрести небольшое количество бронетехники, закупленной в Италии и Великобритании. В основном это было сделано благодаря смягчению запрета на покупку оружия и оружия, но также и под ложным предлогом, что оно будет использоваться полицией. В основном это были устаревшие конструкции с ограниченной боевой ценностью, поэтому они использовались только для обучения и полицейских задач.

Одна из немногих танкеток Carden-Loyd Mk.VI, закупленных в Великобритании в конце 1920-х гг. Источник: Maďarská armáda 1919-1945

Должностные лица венгерской армии хотели расширить свои бронетанковые силы и поэтому нуждались в более качественном оборудовании. К несчастью для них, выбор, где купить эти автомобили, был ограничен. Например, Германия не желала продавать свои танки, так как сама очень нуждалась в таких машинах. С Францией и Советским Союзом по политическим причинам нельзя было сблизиться, а переговоры с британскими производителями оружия ни к чему не привели. К счастью для них, Италия была более чем готова заключить деловую сделку с венграми.

В июне 1934 года Венгерский военно-технический институт провел испытания одной танкетки CV33. После завершения этих испытаний было дано добро на покупку этих машин. Вскоре после этого венгерская армия разместила заказ примерно на 150 танкеток. Эти машины начали поступать в 1935 году, а последняя прибыла в Венгрию в конце 1936 года.

Они получили номера от H-100 до H-167 и от H-169 до H-251. Итальянцы также предоставили им один CV33 (H-168) без вооружения. Эта машина использовалась в основном для тренировок. Кроме того, на испытания был отправлен и огнеметный вариант этого быстрого танка (Н-252). Он не был принят венграми, но по неизвестным причинам одноместный автомобиль остался на хранении венгерской армии без оплаты.

35М на параде. Источник: justacarguy.blogspot.com

Название

В венгерской службе эти автомобили были известны как 35. M Fiat Ansaldo. В ряде источников используются разные, но похожие варианты этого: 35M или 35M Ansaldo. По словам Л. Несса (Танки Второй мировой войны), CV33 был известен как 35 M, а CV35 — как 37 M Ansaldo. Для простоты в этой статье будет использоваться обозначение 35M.

CV35

В конце двадцатых годов итальянская армия начала переговоры с британской компанией Vickers о приобретении новых машин. После переговоров для испытаний и оценки была приобретена танкетка Carden-Loyd Mk.VI. После успешного завершения этих испытаний в течение 1929, 25 новых машин заказано. На итальянской службе эти машины будут известны как Carro Veloce 29 (англ. fast tank).

На базе CV29 компания Ansaldo приступила к разработке нового автомобиля. Хотя прототип был завершен в 1929 году, армия не была впечатлена им, в основном из-за его слабой и проблемной подвески. В следующем году итальянская армия запросила ряд изменений, касающихся ее брони, размеров и вооружения. Ansaldo построил несколько новых прототипов с некоторыми отличиями в подвеске и даже версию трактора, которые были представлены официальным лицам итальянской королевской армии. Армейские чиновники были удовлетворены улучшенными прототипами и в 1919 г.33 был размещен производственный заказ примерно на 240 машин. В следующем году первые серийные автомобили, известные как Carro Veloce 33, были готовы к эксплуатации. Хотя изначально эта машина была оснащена одним 6,5-мм пулеметом FIAT-Revelli Mod. 1914 г., с 1935 г. все машины будут перевооружаться двумя 8-мм пулеметами FIAT-Revelli Mod. 1914 пулеметов.

Итальянский быстроходный танк CV35. Источник: Wiki

В 1935 году на вооружение была принята слегка улучшенная версия, названная Carro Veloce Ansaldo-Fiat tipo CV35. Он был короче, имел слегка переработанную надстройку, причем некоторые из них были скреплены болтами вместо заклепок. Всего к 1936 будет построено около 2800 быстрых танков CV. Из этого числа большое количество было продано за границу, в том числе в такие страны, как Китай, Бразилия и Болгария.

Сколько было фактически приобретено?

Относительно точного количества танкеток CV, находящихся на вооружении венгров, источники несколько противоречивы и даже сбивают с толку. Вышеупомянутая информация о годе принятия на вооружение и цифрах в основном по К. Бесче (Венгерские доспехи из мадьярской стали во Второй мировой войне). Другие авторы, вроде Ф. Каппеллано и П. П. Баттистелли (итальянские легкие танки 1919-45), утверждается, что венгры приобрели в Италии и даже произвели по лицензии около 104 танкеток. Автор С. Дж. Залога утверждает, что в 1934 г. в Италии было закуплено 30 CV33. Кроме того, в 1936 году было приобретено 110 CV35 и еще несколько в последующие годы, в результате чего общее количество машин составило 151 машину. Л. Несс упоминает, что в 1934 г. было закуплено около 25 CV33, а в 1935 г. еще больше.35, а последний прибыл в декабре 1936 года. Хотя автор приводит общее количество машин в 150, в одной части книги он описывает их как CV33, а в другой части той же книги — как CV35.

Авторы Б. Адам, Э. Миклош и С. Дьюла (A Magyar Királyi Honvédség külföldi gyártású páncelos harcjárművei 1920–1945) упоминают, что 68 CV35 были приобретены в 1935 г. , а остальные 82 — в 1936 г. Более старые и менее надежные источники, такие как P Чемберлен и К. Эллис (Боевые машины Оси) отмечают, что между 1934 и 1938 г. было доставлено от 60 до 70 танкеток.

Первоначальное распределение

Первоначальные довоенные планы Венгрии гласили, что каждое бронетанковое подразделение должно иметь независимое смешанное подразделение, оснащенное легкими танками и танкетками. Поскольку эти соединения так и не были сформированы, 35M некоторое время хранились на армейских складах. Около 15 быстрых танков использовались для обучения экипажей в Оркенитаборе и Хаймаскере.

35М часто использовались в качестве учебных машин до и, вероятно, во время войны. Источник: Magyar pancél

В 1938 году реорганизация венгерской армии привела к созданию моторизованных бронетанковых бригад. 2-я моторизованная бронетанковая бригада получила одну роту 35М. Кавалерийские бронетанковые бригады также были усилены ротой 35М. Каждая рота 35М делилась на три взвода. Эти взводы имели 5 быстроходных танков и одну командирскую машину с командирской башенкой.

Венгерские модификации

За время эксплуатации венгры внедрили некоторые модификации своих машин 35М. Самым очевидным изменением стало модифицированное вооружение. Первоначально полученные итальянские быстрые танки были вооружены одним пулеметом (вероятно, 6,5-мм FIAT-Revelli Mod. 19).14). Их огневая мощь будет увеличена за счет замены этого пулемета двумя 8-мм пулеметами Gebauer 34AM венгерского производства, а затем 34M / 37M. Установка нового вооружения потребовала модификации пулеметной установки за счет увеличения ее размеров. Были ли все или только часть модифицированы новым вооружением, в источниках не совсем ясно. Например, авторы Б. Адам, Э. Миклош и С. Дьюла упоминают, что около 45 машин были модифицированы спаренным пулеметным вооружением.

Крупный план венгерской пулеметной установки для двух 8-мм пулеметов Gebauer 34M. Источник: ftr.wot-news.com Крупный план спаренных 8-мм пулеметов Gebauer 34AM. Источник: Facebook группа Huns on Wheels

г. Помимо изменения пулемётной установки и вооружения, венгры добавили новую командирскую башенку. Этот купол имел простую квадратную форму с люком наверху. Для обзора местности командир мог использовать 7 перископов, размещенных в этой башенке. Толщина брони этой башенки в источниках не указана, но, вероятно, была легкой. Всего на 35М было установлено около 45 башен. Они были выделены для машин командира взвода.

Командирской башенкой отечественной разработки и производства оборудовано 45 машин. Источник: Гунны на колесах. 35М с башенкой были выделены в качестве машин командира взвода. Источник: www.quartermastersection.com

Венгры планировали оснастить 35М полностью вращающейся башней. Это потребовало бы множества изменений в конструкции автомобиля и привело бы к увеличению общего веса. Поскольку он был сочтен слишком сложным в эксплуатации, от него отказались, и прототипы не были построены.

В бою

Против Чехословакии

После подписания Мюнхенского соглашения в 1938 году немцам удалось захватить части Чехословакии. Венгрия, увидев шанс вернуть часть своих довоенных территорий, начала переговоры с Чехословакией для решения этого вопроса. Поскольку переговоры ни к чему не привели, обе стороны начали готовиться к возможному конфликту. Благодаря поддержке Германии и Италии Венгрии удалось мирным путем захватить части южной Словакии и южной Малороссии. 35М использовались в качестве авангарда венгерских оккупационных частей на этих территориях.

А 35М в довоенные годы. В то время на нескольких таких транспортных средствах можно было увидеть следы черепа. Источник: justacarguy.blogspot.com

После этого события отношения между этими двумя странами оказались на грани войны. Несколько раз происходили небольшие пограничные стычки. В марте 1939 года Чехословакия была полностью захвачена немцами, которые создали Протекторат Богемия и Моравия. Словакия под давлением Германии провозгласила независимость от Чехословакии. Желая получить больше земли, венгерские чиновники потребовали, чтобы Словакия отдала части Малороссии. Части венгерской 2-й моторизованной бригады и 2-й кавалерийской бригады начали наступление на спорные территории 14 марта. Во время этого наступления 35M, принадлежащие 12-му велосипедному батальону, вступили в бой со словацким подразделением, дислоцированным в деревне Орхегьяля. Пулеметное гнездо защитников было уничтожено 35М под командованием лейтенанта Тамаша Фратера. Быстрые танки 35М также участвовали в обороне села Алшалас от словацких войск. 24-го 35М из 15-го велосипедного батальона также участвовали в ограниченных боях в этом районе. 25-го по настоянию Германии Словакия уступила спорные земли венграм. Во время этой короткой войны, хотя в боях не было потеряно ни одного 35М, многие из них были временно выведены из строя из-за механических поломок и отсутствия запчастей.

35М во время оккупации Малороссии. Источник: www.ww2incolor.com/hungary

Трансильвания 1940

Части Чехословакии были не единственными, которые венгерское правительство хотело вернуть. Трансильвания также была потеряна после Первой мировой войны, когда ее отдали Румынии. В 1940 году венгерская армия начала подготовку к возможной войне с Румынией. К июлю было готово около трех армий вместе с почти всей имевшейся бронетехникой. Но на самом деле венгерская армия была далека от готовности, из-за нехватки живой силы, а в случае с 35М около 50 или более находились в ремонте, ожидая необходимых запчастей, которые не будут доступны до 19 октября.40. Поскольку ни одна из сторон не желала вступать в поспешно подготовленную войну, начались переговоры по поиску возможного решения. В конце концов, в конце августа Румыния обратилась к Германии с просьбой решить вопрос о спорной территории в арбитраже. Венгрии удалось получить северную часть Трансильвании. При переброске своей армии к новым границам многие машины вышли из строя либо из-за механических поломок, либо из-за плохих дорог.

Быстроходные танки из состава 1-го разведывательного батальона где-то в Трансильвании. Источник: http://www.kagero.pl

Югославия 1941

Венгрия присоединилась к немцам во время короткой войны против Югославии в апреле 1941 года. В то время как немецкая атака началась 6-го числа, венгры начали свою собственную атаку пятью днями позже. Для этой операции венгерская армия мобилизовала свой быстрый корпус (Дьоршадтест), который состоял из 1-й и 2-й моторизованных бригад вместе со 2-й кавалерийской бригадой. Во 2-й кавалерийской бригаде было три роты 35М по 18 машин в каждой. Одна рота 35М участвовала в атаке югославских оборонительных бункеров в Суботице. Кроме того, они несли ограниченную боевую службу. Все вторжение Оси закончилось 17-го капитуляцией Югославии.

В Советском Союзе 1941

Изначально венгры не собирались воевать против Советов. Но 26 июня 1941 года группа советских бомбардировщиков нанесла удар по городу Касса. После этого венгры ответили своими бомбардировками Украины, после чего обе страны фактически находились в состоянии войны. Для этой войны венгры выделили армейское соединение, названное Карпатской группой. В его состав входили VIII корпус и Быстрый корпус. Быстрый корпус находился под командованием генерал-майора Белы Миклоша. В его состав входили 1-я кавалерийская бригада, 1-я и 2-я мотострелковые бригады. Он был дополнительно усилен 3 артиллерийскими дивизионами, двумя самокатными дивизионами, батальонами связи и саперными батальонами. Венгерские боевые действия должны были начаться в конце июня, так как времени для должной мобилизации было слишком мало. Эти подразделения были малочисленны.

35М были выделены 1-му кавалерийскому бронетанковому батальону, имевшему 36 таких машин. Они были разделены на две роты (по 18 машин в каждой), которые далее были разделены на три взвода по шесть машин. Кроме того, 10-й, 12-й, 13-й и 14-й велосипедные батальоны имели по 35-метровому взводу с 6 машинами. Всего для этого вторжения было выделено около 60 быстрых танков 35М.
Венгры начали боевые действия 30 июня 1941 года. В то время как советские войска уже отступали, венграм было трудно преследовать их. Советы саботировали или просто разрушили большую часть инфраструктуры, что замедлило продвижение Венгрии. Кроме того, венгров беспокоила низкая механическая надежность их грузовиков, которые в основном были гражданскими автомобилями, введенными в эксплуатацию.

9 июля Карпатская группа разделилась на две группы. В то время как VIII корпус должен был оставаться в тылу для защиты линий снабжения, Быстрый корпус был передан немецкой группе армий «Юг». Во время продвижения дальние переезды и плохие дороги привели к множеству механических поломок быстрых танков 35М. 17 июля около 30 самолетов 35М отчаянно нуждались в ремонте. Ситуация была настолько плохой, что венгерской армии пришлось организовать дополнительных гражданских механиков и перебросить их на фронт.

1-й кавалерийский бронетанковый батальон получил приказ поддержать атаку 2-й мотострелковой бригады на советские позиции под Тульчином. 27 июля 1941 года бронетанковый батальон участвовал в плохо организованной венгерской атаке, которая привела к большим потерям. Поскольку бронебатальон собирался наступать на советскую оборону у Гордиевки, командир части посоветовал воздержаться от такой атаки, учитывая плохое состояние окружающей местности. Начальство отругало его и призвало начать атаку. Командир бронетанкового батальона якобы ответил: «Приказ подтвержден. Мы собираемся умереть».

Рота 35М начала наступление на Гордиевку, но из-за плохих дорожных условий многие машины увязли и не могли двигаться. Те, кто не мог двигаться, просто обстреливались советской артиллерией. У некоторых 35M были проблемы с остановкой двигателя, из-за чего их водители вручную перезапускали двигатели. Но для этого им пришлось выйти из машины, что сделало их легкой мишенью, и многие из них были убиты. В этой неудачной атаке 1-й кавалерийский бронетанковый батальон потерял 12 машин с экипажами, в том числе двух командиров взводов. Только один взвод избежал уничтожения, так как его командир, увидев бойню, приказал отступать. Вторая рота 35М также понесла потери и имела всего 6 боеспособных быстроходных танков.

Наступающая колонна 35М, возможно, где-то в Советском Союзе. Источник: Гунны на колесах

Одно только это сражение положило конец широкомасштабному участию 35M на этом фронте. Чтобы несколько подкрепить истощенные части, 27 июля из Венгрии была отправлена ​​группа из 5 быстрых танков, 14 танков «Толди» и 9 бронеавтомобилей «Чаба», но фактически они прибыли 7 октября.

6 ноября Быстрый корпус получил приказ отступить в Венгрию. Почти все 35М были потеряны в бою. Имевшиеся быстроходные танки из-за их плохих характеристик были отведены на второстепенные роли.

Эта машина плохо замаскирована сеном. Источник: Huns on WheelsВо время вторжения в Советский Союз 35М были безнадежно устаревшими, с ограниченной боевой ценностью. Учитывая, что у венгров не было должной бронетехники, что-то было лучше, чем ничего. Источник: Magyar páncél

Назад в Венгрию

Венгерская кампания 1941 года на Востоке без всяких сомнений показала, что 35M устарели как боевые машины. В 1942 году уцелевшие 35М были сняты с передовой и переданы в состав полиции и жандармерии. Силы полиции получили 10 бронеавтомобилей 35M и несколько бронеавтомобилей Csaba в 1919 году.42. Основное вооружение 35М заменено на единый пулемет 31М. В основном они использовались для обеспечения безопасности Будапешта. Судьба этих машин в источниках неясна, но, вероятно, к концу войны они были потеряны при обороне Будапешта.

В 1942 году венгры сформировали батальон жандармерии в Галанте. Основная цель этого подразделения заключалась в борьбе с беспорядками и, возможно, даже в антипартизанских операциях в Венгрии. По этой причине ему поставили 12 быстроходных танков 35М. Их в отчаянии использовали против советских войск во время битвы за Будапешт в 1944/45.

 

Парад танкеток 35М батальона жандармерии во время осады Будапешта в 1944 году. Источник: justacarguy.blogspot.com Несмотря на ограниченную боевую ценность, вполне вероятно, что 35М были просто брошены перед лицом превосходящих советских бронетанковых сил. Источник: Гунны на колесах

35M Хорватская служба

Независимое государство Хорватия не смогло приобрести больше бронетехники (за исключением небольшого количества Panzer I и танковых башен, которые были установлены на поезда) из Германии, несмотря на то, что оно было их марионеточным государством. Вместо этого они обратились к Венгрии. 19 октября42 октября в Венгрию была направлена ​​хорватская военная делегация с целью достижения договоренности о закупке любой доступной бронетехники. Переговоры увенчались успехом, и венгры согласились продать 10 (или до 15) быстрых танков 35М, в том числе около 500 000 патронов в запасе. В начале ноября эти машины были переданы Хорватии, которая использовала их (вместе с другими итальянскими быстрыми танками CV) против партизанских сил в Югославии.

35M в хорватской службе Источник: Б. Б. Думитриевич и Д. Савич, Oklopne jedinice na Jugoslovenkom ratištu

Уцелевшие машины

Сегодня есть несколько уцелевших быстрых танков 35M. Один из них можно увидеть в Белградском военном музее. Хотя это не совсем ясно, этот автомобиль мог быть одним из 10, проданных венграми Хорватии. Вторая машина (Н-153) сейчас находится в Русском музее в Кубинке. Он был захвачен наступающими советскими войсками на венгерской военной базе Пилишчаба.

35М в Белградском военном музее. Источник: WikiВторая машина находится в Кубинке в России. Эта машина действительно имеет командирскую башенку. Источник: Вики

Заключение

В середине 1930-х годов венгерская армия из-за нехватки более доступных машин закупила более 100 итальянских легких быстрых танков. К несчастью для них, как боевые машины они изрядно устарели еще до начала войны, так как не имели башни, достаточной бронезащиты и были слабо вооружены. Эти быстрые танки помогали в обучении экипажей и принимали ограниченное участие в довоенных стычках с соседями Венгрии. К 1941 году, когда они были использованы против такого врага, как Советский Союз, у которого было много танков и противотанковых орудий, 35М быстро доказали свою полную бесполезность в такой ситуации. Неудивительно, что венгры передислоцировали уцелевшие машины на второстепенные роли после 1941.

Венгерский быстроходный танк 35М35М из батальона жандармерии. 45 танков 35М были оснащены командирской башенкой отечественной разработки и производства

Технические характеристики 35M

Размеры (Д-Ш-В) 3,15 х 1,5 х 1,3 м
Общий вес в боевой готовности 3,2 тонны
Экипаж 2 (Командир/Стрелок, Водитель)
Г SPA CV3-005 43 л. с. при 2400 об/мин
Скорость (бездорожье) 42 км/ч, 15 км/ч
Диапазон 150 км
Вооружение Два 8-мм патрона Gebauer 34AM
Броня 6-15 мм
Номер действующий от 60 до 150

 

Источник

  • Д. Нешич, (2008) Наоружанье Другог Светско Рата-Италия, Белград.
  • F.Cappellano и PP Battistelli (2012 г.) Итальянские легкие танки 1919-45 гг., Новый авангард
  • S.J. Zaloga (2013) Танки гитлеровских восточных союзников 1941-45, Новый авангард
  • C. Bescze (2007) Венгерские доспехи из мадьярской стали во Второй мировой войне, STRATUS.
  • Л. Несс (2002) Танки Второй мировой войны, HarperCollins Publishers
  • П. Чемберлен и К. Эллис (1977) Боевые машины Оси, издательство Arco
  • 1920-1945, Пти-Реал
  • Н. Томас и Л. П.