Танк Кристи и его советский родич БТ-2

Армии и Солдаты. Военная энциклопедия /

  • Бронетехника
  • /
  • Бронетехника в период с 1919 по 1936 г.г.
  • /
  • Танк Кристи и его советский родич БТ-2
  • Страна:СССР
    Тип:Быстроходный танк
    Дата выпуска:1931 г.
    Длинна:5350 мм
    Ширина:2230 мм
    Высота:2160 мм
    Броня, лоб:13 мм
    Броня, борт:13 мм
    Броня, башня:13 мм
    Экипаж:2 человека
    Двигатель:авиационный четырехтактный М-5-400 (копия с
    Дальность хода:120 км (на гусеницах) 200 км (на колесах)
    Максимальная скорость:
    52 км/ч (на гусеницах) 72 км/ч (на колесах)
    Масса:11,3 тонны
    Вооружение:Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр. 1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ (в шаровой установке). Боекомплект пушки — 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска). На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала, 350 танков были вооружены только спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62-мм.

    Характеристики даны для БТ-2

    К концу 20-х годов 20-го века СССР остро нуждался в современном вооружении. Несмотря на то, что в 1927 году удалось наладить производство первого отечественного танка Т-18, а также готовился (но постоянно откладывался) запуск в производство новой модели — Т-24, дела в этой области обстояли не важно.

    В 1930 году было создано Управление меха­низации и моторизации (УММ) Красной Армии, руководство которого, не откладывая дела в долгий ящик, немедленно создало закупочную комиссию под руко­водством начальника УММ,

    Иннокентия Халепского для закупки и последующего изучения образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей у Германии, Франции, Англии и США.

    Танк Кристи в Кубинке. 1931 год

    Уже в июне того же года, Халепский встретился с американским изобретателем Уолтером Кристи, представившим свою последнюю разработку – танк под индексом М.1931. Халепский первоначально новинкой не заинтересовался, но Кристи слишком нуждался в деньгах, чтоб упускать такой момент (американские военные ведомства от его идей также отмахнулись), и просто «впарил» свой танк СССР. Стороны разошлись довольные – один уносил 160 000 долларов, а другим достались два танка с полным пакетом документации, свободным правом на их изготовление и клятвенным обещанием сообщать о всех дальнейших улучшениях конструкции.

    24 декабря 1930 года М.1931 отправились в Советский Союз. Тут стоит заранее «убить» две популярные легенды: во-первых, оба танка отправили вовсе не под видом сельхоз тракторов*, а именно как танки, официально. Во-вторых, назвать их полноценными было нельзя – у обоих машин не было башен и вооружения, да и документация была вовсе не вся, что бы Уолтер Кристи по этому поводу не говорил. Когда ему об этом намекнули он только пожал плечами, но советская сторона не обиделась, а просто не доплатила ему 25 000, а искомые чертежи выкупила через его помощников.

    Изобретатель такого простить никак не мог – отказался ехать в СССР на ПМЖ, показал советской делегации «фигу» на счет «уведомлений о модернизации» и вновь отправился к американским военным и угрожая выдать Советскому Союзу все тайны, «впарил» свой танк и здесь, правда в весьма скромном количестве семи экземпляров**.

    Машины М.1931 с этого времени зажили уже совершенно другой жизнью – 13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2 (быстроходный танк)***.

    БТ-2 в прыжке

    Впрочем, принять на вооружение и начать производство – вещи совершенно разных порядков. Основываясь на чертежах Кристи, отечественные специалисты разработали собственные, и утвердили производственный план, изначально включавший, по состоянию на 1932 г. сдачу 600 машин.

    Однако воплотить БТ-2 в металле было не так просто – запланированные к установке на машине двигатели М-5 (авиамотор, копия знаменитого «Либерти») в нужных количествах отсутствовали. Пришлось частично закупать «оригиналы» в США, а вместо штампованных катков, производство которых также не удалось сразу наладить, ставить спицованные, значительно более тяжелые.

    Отдельной «песней» была башня танка и вооружение — штатной 37-мм танковой пушке Б-3(5К) в спаренной установке с пулеметом ДТ в нужных количествах изготовить никак не удавалось. Пришлось «впихивать» в габариты уже сделанных 60 башен, из-за чего от пулемета пришлось отказаться. Сказывались и другие недоработки как чисто конструктивные, так и вызванные довольно низким качеством сборки первых машин.

    Несмотря на это, в 1932—1933 годах промышленность сумела выдать 610 тан­ков БТ-2, однако пушечное вооружение имели только 260 машин, остальные 350 штук были чисто «пулеметной» версией танка, снаряженных спаркой 7,62 мм пулеметов ДА-2.

    пулеметный БТ-2

    Первые попытки улучшить вооружение (да и другие параметры) БТ-2 начались практически с момента начала производства. Пытались втиснуть в пространство башни и 45-мм орудие и укороченную 76-мм пушку, однако существенных успехов в этом деле не добились. Оно и не могло, по сути, быть по-другому — ни «танк Кристи», ни БТ-2, не были в полной мере законченными боевыми машинам. Тот же БТ-2, первенец нового класса танков (быстроходные танки) был, по большей части экспериментом – несмотря на внушительное количество построенных единиц. Опыт полученный советским военопромом при его создании был бесценен.

    Примечания по тексту

    * К слову, тайком пришлось вывозить из США совсем другую машину — М.1932 (по советской классификации БТ-32, который в СССР не производился), купленную СССР, когда обида Кристи прошла (вместе с деньгами) и тот вновь пришел к представителям комиссии УММ и удовлетворился на этот раз весьма скромными 20 000 $.

    ** Надо сказать, что свой «лучший в мире танк», Уолтер Кристи успел продать ещё и англичанам, создавшим на его основе Крейсерский танк Mark III (A13). Как и БТ-2, машина получилась занятной, но как боевая единица, по большей части бесполезной.

    *** «Быстроходным», БТ-2 назван совершенно не случайно – максимальная скорость движения этой машины по шоссе (вот что делает авиационный двигатель!) составляла 72 км/ч – для начала 1930-х, это было высшее достижение. Такая прыть появилась у танка неспроста – БТ-2 это машина «с секретом». Дело в том, что кроме привычных нам металлических гусениц и бортовых фрикционов (рычаги управления этими гусеницами), танк имел и автомобильное рулевое колесо, в обычном положении сложенное.

    Место водителя БТ-2 (руль в сложенном положении)

    По пересеченной местности он двигался, как и подобает танку, а вот выходя на нормальную дорогу, экипаж просто… снимал гусеницы и танк БТ-2 превращался в бронированный автомобиль. Передняя пара катков (или колес) машины была поворотной, что обеспечивало ей возможность свободно маневрировать, а установка/съем гусениц занимала не больше получаса.


    источник: компиляция и фотоматериалы из открытых источников сети интернет. Статистические данные: «легкие танки БТ-2 и БТ-5», бронеколлекция, 1996 .

    Джон Уолтер Кристи

    Джон Уолтер Кристи
    Содержание
    Джон Уолтер Кристи
    Другие танки

    Американский конструктор Джон Уолтер Кристи был одним из первооткрывателей в области бронетехники. Ранее, в советские годы, в литературе про танки, часто сообщалось, что он жил в Германии под именем Вальтер, что он передал СССР свой танк, так как не хотел, чтобы его использовали империалисты. Но на самом деле Д. Кристи (1865 — 1944 гг.) никогда не был сторонником большевиков, но и нацизм не одобрял. Это был типичный американец, предприимчивый, инициативный, упорный в достижении поставленной цели, но в то же время неуживчивый и эксцентричный. Свои идеи он стремился воплотить в металл и стремился к этому, несмотря ни на что.

    Работа У. Кристи на оборону САСШ (Северо-Американских Соединенных Штатов) началась в 1915 году, когда он, являясь владельцем небольшой частной компании «Фронт драйв мотор компани», решил сконструировать 76,2-мм зенитное орудие на самоходном колесном шасси. Перетяжеленная самоходка была подвергнута серьезной критике, однако Военно-промышленный комитет посчитал целесообразным сделать ему еще один заказ на 203-мм самоходную гаубицу, которую Кристи поставил на такое шасси, что оно позволяло ей двигаться не только на колесах, но и на гусеницах. Скорость на гусеницах достигала 25 км/ч, ее не приняли как и предыдущий образец М.1916, хотя конструктор и получил деньги за зенитку и за 4 мортиры. По итогам испытаний были признаны неудачными и все остальные его разработки: 75-мм, 105-мм и 155-мм пушечные и гаубичные САУ, которые заказывал ему департамент. Всего за 4 года он построил 11 машин 4 типов, и все они были забракованы по причине недостаточной технической надежности.

    Опытный крейсерский танк У. Кристи, модель1919 г.

    Заказ на свой первый танк Кристи получил 22 ноября 1919 года, а полную спецификацию на него — 8 июня 1920 года. Уже в январе 1921 года танк демонстрировался на его заводе, после чего его отправили на Абердинский полигон для испытаний, которые проводились до 21 апреля 1921 года.

    Главным достоинством нового танка было то, что он мог передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Чтобы поменять движитель усилиями экипажа, требовалось всего 15 минут. Маневренность, так же как и проходимость, из-за небольшой высоты зацепа гусеницы признали неудовлетворительной. Боевую часть — тесной и плохо вентилируемой. Но все же, конструкция содержала интересные технические решения.

    По результатам испытаний было решено переделать машину, на что выделялись дополнительные ассигнования. Контракт был заключен 15 июня 1921 года, после чего танк сначала отправился обратно на завод, а затем 28 марта 1922 г. опять на Абердинский полигон для испытаний. Новый танк, получивший обозначение М.1921, хотя и создавался на базе своего предшественника, имел множество отличий. Отсутствовала башня, а спаренная пушечно-пулеметная шаровая установка была размещена в лобовом бронелисте корпуса. Два дополнительных пулемета «браунинг» в шаровых установках размещались по углам боевого отделения, экипаж танка пришлось увеличить. Два стрелка обслуживали пушку и два пулемета, а командир мог вести наблюдения за дорогой, а механика-водителя посадили слева сзади. Ходовая часть танка использовалась старая, однако теперь передние рулевые колеса получили мощные пружинные рессоры, а бортовые тележки — катки большого диаметра. Все это увеличивало плавность хода, что и было подтверждено на испытаниях. Военные посчитали,  что маневренность и механическую надежность недостаточными, а боевое отделение для 4 человек слишком тесным.

    Конструкция шасси крейсерского танка У. Кристи

    За танк М. 1919 и его переделку (М.1921) Департаменту вооружений пришлось заплатить 82000 долларов, но так как после войны военные расходы сильно уменьшились, дальнейшее финансирование проекта было прекращено, а сам танк М.1921 10 июля 1924 г. поступил в музей Абердинского полигона. В 1926 году поляки предложили Д. Кристи продать М.1921, но сделка не состоялась, и он так и остался музейным экспонатом. Кристи эта неудача не остановила, как, впрочем, и еще одна, последовавшая вслед за первой, когда после всех испытаний осталась невостребованной целая серия его амфибийных колесно-гусеничных машин М. 1921, М. 1922 и М. 1923 для Корпуса морской пехоты.

    На всех этих машинах Кристи установил автомобильные колеса большого диаметра, передняя пара которых была управляемой. Привод предпоследней пары колес от последней (для повышения тяговых характеристик) осуществлялся при помощи съемных цепей Галля. На воде движение танка обеспечивали два гребных винта, а скорость на плаву была 12 км/ч. Вооружение танков-амфибий Кристи: 75-мм французская полевая пушка Шнейдера модели 1897 года, состоявшая на вооружении армии США. На своем танке М.1922 У. Кристи 6 декабря 1922 года переплыл реку Гудзон. В 1923 году с борта линкора «Висконсин» М. 1923 с учебными целями высадили на побережье Пуэрто-Рико, опробовалась его перевозка на палубе подводной лодки в погруженном состоянии. Однако новых заказов на свои амфибии конструктор так и не получил и вынужден был дальнейшее сотрудничество с Корпусом морской пехоты прекратить.


    Назад — Вперед >>


    Вперед >

     

    Запад и Восток →


    Мини-навигатор
    по сайту

    Танк Архив: Christie M1931

    19 ноября 1928 года из Форт-Мид в Мэриленде выехало необычное транспортное средство. Он больше походил на гоночную машину, чем на то, чем он был на самом деле: на танк. Башня отсутствовала, заменена на Browning M1919A2 на шкворневой установке. Еще один пулемет был установлен в спонсоне в передней части корпуса. Это был Christie M.1928, экспериментальный автомобиль, построенный новой компанией Джона Уолтера Кристи, US Wheel Track Layer Corporation. Кристи назвал свое детище «М.1940″, подразумевая, что это была конструкция, опередившая свое время. Главной особенностью танка была независимая подвеска, известная сегодня как подвеска Кристи. Первая неофициальная демонстрация Christie M.1928, санкционированная Чарльзом П. Саммероллом (начальником штаба армии США с 1926 по 1930 год), состоялась в октябре 1928 года в Форт-Майере, штат Вирджиния. В результате было принято решение начать испытания танка на деньги Кристи. Во время марша от Форт-Мид до Геттисберга и обратно танк развивал среднюю скорость 45 км/ч, а максимальная скорость на гусеницах составляла 68 км/ч, на колесах — 112 км/ч. После первого этапа испытаний танк вернулся на завод US Wheel Track Layer Corporation в Рэуэй, штат Нью-Джерси, где прошел ремонт. В июне 1929 войсковые испытания были завершены, а кавалерийские испытания танка продолжились.

    Танк Кристи разрушил планы Управления артиллерийского вооружения по замене более 200 танков M1917. До появления на сцене M.1928 основным претендентом на звание основного танка американской пехоты был Light Tank T1. Летом и осенью 1928 года танки Т1Е1 также прошли маршем между Форт-Мид и Геттисбергом. Средняя скорость на первом заезде составила 14,5 км/ч, на втором – 16 км/ч. После таких «впечатляющих» результатов демонстрация танка Кристи была как бомба, упавшая на военпредов.

    Christie M.1928 на испытаниях, Форт-Мид, июль 1929 г.

    Первая заявка на выделение средств на покупку Christie Combat Car (военные не классифицировали его как танк) поступила в феврале 1929 г. 11 декабря Глава Управления вооружений рекомендовал использовать зарезервированные для танков T1E2 250 000 долларов на покупку четырех или пяти танков Christie M. 1928 для войсковых испытаний.

    Ситуация изменилась, когда в начале 19 века был назначен новый глава Управления артиллерийского вооружения генерал-майор Сэмюэл Хофф.30. Он был против закупки всей партии танков Кристи и считал, что лучше будет один. На решение генерала повлиял отчет, предоставленный заклятым врагом Кристи, капитаном Джоном К. Кристмасом. Консультативный комитет по боеприпасам Общества автомобильных инженеров (SOA OAK) раздул пламя. Эта организация была создана в 1919 году Кларенсом С. Уильямсом для работы над перспективной бронетехникой. Члены SOA OAK резко раскритиковали дизайн Кристи, похвалив Light Tank T1. В этом не было ничего удивительного, так как лобби Бюро вооружений, членом которого был Кристмас, продолжало пытаться протолкнуть Light Tank T1.


    Демонстрация нового танка на Капитолийском холме. Кристи активно использовал прессу для продвижения своих разработок.

    В очередь!

    28 июня 1930 года, после долгих переговоров и закулисной борьбы, было принято решение подписать контракт №89 с американской Wheel Track Layer Corporation на разработку и производство улучшенной версии M. 1928. Экспериментальный прототип обошелся казне в 55 000 долларов, из которых 6 000 долларов были зарезервированы на испытания и 1 000 долларов на модификацию двигателя. Капитан Кристмас был назначен инспектором по контракту от Бюро артиллерийского вооружения. Остальные деньги, выданные на покупку танков, возвращались в казну.

    Во время этой борьбы Кристи нашла других клиентов. Первой среди них была Польша. В 1929 году в США был командирован капитан Мариан Русинский, представитель Военного института инженерных исследований (WIBI). Он встретил Кристи и узнал, что американская корпорация Wheel Track Layer работает над улучшенной версией M.1928, получившей индекс M.1940. После переговоров с Christie был подписан еще один контракт на постройку усовершенствованного танка M.1928 для Польши. Танк стоил 30 000 долларов, а запчасти — 3 500 долларов. Танк должен был 90 дней после подписания договора.


    Патент на винтовую пружинную подвеску, главная причина успеха Christie.

    Контракт предусматривал, что в случае нарушения сроков польское правительство не может оштрафовать американскую компанию Wheel Track Layer Corporation на сумму более 10 000 долларов США. Польская сторона также изучала возможность приобретения набора патентов за дополнительные 90 000 долларов, но эта сделка так и не была заключена. Поляки немедленно выплатили аванс.

    28.04.1930, всего через месяц после сделки с Польшей, американская Wheel Track Layer Corporation подписала контракт с советской торговой корпорацией Amtorg. СССР заплатил 60 000 долларов за два танка Christie M.1940 (двумя частями), 4 000 долларов за запчасти и 100 000 долларов за набор патентов и лицензию на производство на десять лет. Контракт требовал от американской корпорации Wheel Track Layer информировать СССР о новых конструкциях танков. Также было зарезервировано место для советского инженера на заводе Rahway. Этим инженером был Н. М. Тоскин, начальник технического отдела Управления моторизации и механизации. Он прибыл в США в середине июля. Первые 127 страниц чертежей были доставлены в Москву в августе.


    Сборка двух прототипов Christie M.1940 для СССР, Рэуэй, Нью-Джерси. Лето-осень 1930 года

    Помимо одного колеблющегося внутреннего покупателя, у Кристи теперь было два иностранных. Немцы также предприняли короткую попытку заставить Кристи работать на них. Питер Чемберлен пишет, что немцы предложили сумму в 1 000 000 долларов, но Кристи указал им на дверь.

    Из двух контрактов выполнен только Советский. Кристи поссорилась с Польшей, контракт был разорван, а аванс позже был возвращен через суд. Что касается М.1940 танки были отправлены в СССР 24 декабря 1930 года, через четыре месяца после истечения срока контракта. У танков не было башен и отсутствовало некоторое оборудование, в результате чего из платежа Christie’s было удержано 25 000 долларов.

    Pyrrhic Victory

    Пока корабль с двумя танками M.1940 отправлялся из Нью-Йорка, завод в Рэуэе усердно работал над танком, предназначенным для Артиллерийского управления. Американская корпорация Wheel Track Layer не успела вовремя изготовить башню, и M.1931 начал свои первые испытания без него. 22 января танк был продемонстрирован во всей красе перед заводом в Рэуэе в присутствии множества журналистов. Танк легко преодолевал различные препятствия, взбирался на крутые подъемы, демонстрировал отличную подвижность. Конечно, он был медленнее М.1928, но это была полноценная боевая машина.


    Демонстрация Christie M.1931, январь 1931 года. Танк проехал милю менее чем за минуту. В то время не каждая машина могла достичь этого подвига.

    Танк был похож на «советский» М.1940, но имел несколько отличий. Кристи решил отказаться от шестиступенчатой ​​коробки передач и вернуться к использованию цепи Galls. Передняя часть корпуса тоже была совсем другой, сварной, а не клепаной. Танк имел полноценную башню с 37-мм пушкой М1916 и пулеметом Браунинг М1919.

    После первоначальных испытаний Christie M.1931 был отправлен на Абердинский полигон. Там танк провел два месяца, после чего вернулся в Рэуэй для ремонта и модернизации. Испытания показали, что танк нуждается в доработках, после чего контракт был расторгнут, и М.1931 осталась собственностью Кристи.

    Однако Управление артиллерийского вооружения уже не могло придуриваться, таковы были очевидные преимущества танка Кристи, несмотря на его недостатки. 25 марта 1931 года наступил момент истины: между американской корпорацией Wheel Track Layer Corporation и Управлением артиллерийского вооружения был подписан контракт на постройку партии из пяти танков Christie M.1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ был увеличен до семи. Что касается прототипа, то правительство так и не купило его. Позже им заинтересовались англичане, которые его арендовали. Результатом испытаний в Великобритании стал Cruiser Tank Mk.III.


    Convertible Medium Tank T3 на Абердинском полигоне.

    Победа была горько-сладкой. Огромные затраты на разработку Christie M.1928 поставили Кристи в долги, и даже строительство танков для СССР и американской армии не могло покрыть его потерь. Нужен был крупный военный заказ, а в начале 1930-х, в начале Великой депрессии, это было невозможно.

    Первый танк был доставлен в сентябре 1931 года. Особого упоминания заслуживает способ доставки танков. Каждый танк по контракту стоил 34 500 долларов без учета вооружения, башни, двигателя, глушителя и радиостанции. Эти компоненты были установлены на армейских базах. Загадка, почему это было сделано именно так, видимо, военные хотели сократить расходы. Первый собранный таким образом танк прибыл в Абердин 9 октября.1931 г. Последний танк был получен в марте 1932 г. Четыре танка были переданы кавалерии, три пехоте.

    Еще два танка были заказаны в дополнение к первоначальному контракту. Существуют разные мнения о том, что это были за танки. Питер Чемберлен пишет, что эти танки с шестиступенчатой ​​коробкой передач изначально строились для Польши. С другой стороны, польские источники говорят, что был заказан только один танк. По словам известного американского танкового историка Ричарда Ханниката, только седьмой M.19У 31 была такая коробка передач, что только добавляло путаницы. Также нет ни одного такого танка в кавалерии, а в армии только один (танк №7).

    Конкуренты под судом. Впереди Convertible Medium Tank T3, за ним Medium Tank T2, затем Medium Tank T1E1.

    Серийные танки имели некоторые отличия от опытных Christie M.1931. М.1940 и опытный танк имели люк механика-водителя, состоявший из двух одинаковых половин, но на серийном танке он был изменен. Одна часть люка не делалась с левой стороны рубки и крыши, другая с правой стороны и спереди. Глушители стали цилиндрическими, окрашенными в серебристый цвет, сзади добавились рейлинги. Изменилась и башня: стала неподвижной командирская башенка и добавлен задний люк.

    Пехотные испытания

    После обширных испытаний на Абердинском полигоне в феврале и марте 1932 года три танка были отправлены в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Они были включены в роту F 2-го танкового полка, переформированного в 67-й. пехотный полк (оснащен средними танками) 25 октября 1932 года. Танки получили номера 2, 6 и 7, а также названия: «Торнадо», «Ураган» и «Циклон». Танки № 2 и 6 с цепями Галла получили индекс Convertible Medium Tank T3, а танк № 7 с коробкой передач — Convertible Medium Tank T3E1.

    Помимо танков Christie, в состав полка входили Light Tank T1, Medium Tank T1E1 и Medium Tank T2. Сохранившиеся до наших дней фотографии показывают разницу в обращении с баками Christie по сравнению с баками других моделей. Даже экипажи выглядели по-другому, в белых комбинезонах поверх формы, напоминающих те, что носят автогонщики.


    Форт Беннинг был популярным местом среди конгрессменов.

    Танки менялись постепенно на протяжении всей службы. Несмотря на то, что арсеналы должны были полностью укомплектовать их до прибытия в Форт-Беннинг, в полную боевую форму танки вошли только в 1919 г.33, на которых наконец были установлены радиоприемники. На башню были добавлены мачтовые антенны. Во время использования были внесены и другие изменения. На танке №6 «Ураган» испытывалось лобовое стекло для движения на большой скорости. Танк №2 «Торнадо» был переработан более радикально. Глушитель сняли, а заднюю стенку превратили в люк, что облегчило доступ к трансмиссии.

    Колонна конвертируемых средних танков T3.

    Первым испытанием для пехотных танков стал марш 17 июня 1932 года из форта Беннинг в форт Макферсон, штат Джорджия, и обратно. Танки прошли 234 мили (377 км) на колесах. У танка №2 «Торнадо» были проблемы с масляной системой и шинами. Два других танка преодолели дистанцию ​​без проблем. Средняя скорость Hurricane № 6 и Cyclone № 7 составляла 21,6 и 24,18 миль в час (34,8 и 38,9км/ч) соответственно. Водители не чувствовали усталости после такого длительного марша.

    В отчете о конвертируемом среднем танке Т3 от 17 января 1933 года говорится: «Совет пехоты придерживается мнения, что танки с трансформируемым двигателем являются наиболее подходящими для пехоты и что танки Кристи превосходят все остальные танки, построенные по сей день».

    Совет рекомендовал стандартизировать Christie Medium Tank T3 и поддержал использование средств на модернизацию и закупку новых танков этого типа. К тому времени три танка роты F преодолели в общей сложности 1403 мили (2258 км). Танки были изношены, особенно по подвеске, но результаты испытаний оказались положительными. Помимо хорошей подвижности, танк имел мощное вооружение и был удобен в управлении. Обратной стороной танка была хорошая броня (до 12,7 мм), но конкуренты Кристи были не лучше.

    Этот танк дрейфовал на большой скорости и вылетел за пределы дороги. Это было экстраординарным событием для танков того времени.

    Помимо положительных отзывов об испытаниях, многочисленные публикации в прессе, безусловно, положительно сказались на репутации Christie. Танки часто принимали участие в маневрах, а их запоминающаяся заостренная форма была большой находкой для любого издания военной тематики.

    В кавалерии

    Одновременно с приказом по пехоте американская компания Wheel Track Layer работала над четырьмя танками для кавалерии. Эти танки получили индекс Combat Car T1. Как и пехотные танки, Combat Car T1 поставлялся незаконченным, и военные устанавливали собственное вооружение, двигатель и радиостанцию.

    Скупое артиллерийское бюро подшутило над историками доспехов. Вооружения не хватало на каждый танк, а у одного из них (серийный номер USA W.404) не было не только пушки, но и маски пушки. Он был оснащен 12,7-мм авиационным пулеметом Browning M1918. Фотография танка создала миф о том, что Combat Car T1 имеет другое вооружение, чем Convertible Medium Tank T3. На самом деле остальные три кавалерийских танка имели такое же вооружение, как и их пехотные собратья.

    Отличить их было несложно после установки раций: антенны кавалеристы разместили на специальных держателях с левой стороны башни. Была также идея перевооружить танк, вооруженный пулеметом, на Browning M2HB, но эта идея так и не была реализована.


    Демонстрация Combat Car T1, 1932 год.

    Кавалерийские танки базировались в Форт-Ноксе, Кентукки. Здесь с 16 января 1932 года базировался 1-й кавалерийский механизированный корпус. Его происхождение можно проследить до 1-го кавалерийского полка, старейшего кавалерийского подразделения США, основанного в марте 1833 года. Появление Combat Car T1 в армии США совпало с созданием механизированной кавалерии.


    Танк с серийным номером USA W.404, имевший пулемет Browning M1918 вместо 37-мм пушки.

    Танки подверглись различным модернизациям практически сразу после прибытия в Форт-Нокс. Один из мифов, окружающих этот танк, заключается в том, что Кристи построил не один, а два танка с редуктором. Это неправда: редуктор был установлен в Форт-Ноксе. Получившийся танк получил индекс Combat Car T1E1.

    Очередная модернизация заменила двигатель Liberty L-12 на 6-цилиндровый двигатель Cummins мощностью 120 л.с. Танк с этой модернизацией получил бы название Combat Car T1E2, но она так и не состоялась. Однако двигатель все же был изменен. 12-цилиндровый V-образный американский двигатель LaFrance был установлен на танк в рамках эксперимента летом 1919 г.32. Также были заменены система охлаждения, сцепление и карданный вал.

    Получившийся танк, получивший обозначение Combat Car T1E3, был отправлен на Абердинский полигон. Американский двигатель LaFrance оказался тише, чем у Liberty L-12, но это было слабым утешением, так как подвижность танка значительно ухудшилась. Стандартные компоненты были заменены после испытаний, в результате чего машина вернулась к исходной конфигурации Combat Car T1.


    Моторный отсек с экспериментальным двигателем American LaFrance.

    Как и пехотные танки, кавалерийские танки часто подвергались испытаниям, в том числе во время маршей из одного форта в другой. Танки часто показывали кавалерийскому командованию. На одной из этих демонстраций присутствовал Джордж Паттон, сторонник Кристи. Один из таких эпизодов описан Чарльзом М. Провинсом в его книге «Неизвестный Паттон». В главе, посвященной жене Паттона Беатрис, он пишет:

    «Один невообразимый эпизод в ее истории связан с прототипом нового танка, который Джон Уолтер Кристи пытался продать американскому правительству. Джордж был сторонником боевых машин Кристи. в течение нескольких лет, и он устроил демонстрацию возможностей танка перед комиссией конгрессменов и высокопоставленных представителей армии. Это произошло в Форт-Майере, штат Вирджиния, в апреле 1932. Высокопоставленным представителям Военного комитета показали легкий танк под названием «гусеничная машина Кристи». Это была эффектная демонстрация мощности, скорости и маневренности танка. Он перепрыгивал через глубокие траншеи, мчался через реку и преодолевал препятствия на полной скорости. Никто в мире не видел ничего подобного. После демонстрации Джордж предложил подвезти любого члена комитета. Когда все отказались, он отдал свой шлем и очки жене, которая прошла тот же трек во второй раз. После поездки она вылезла из башни, сияющая, вся в грязи, но довольная, без единого синяка. Позже один из конгрессменов подошел к Джорджу и сказал: «Это замечательный танк, Джордж, без сомнения, лучший из тех, что я когда-либо видел. Но мы не собираемся его покупать, вы это знаете. подъехал по ступеням Капитолийского холма, полный голосов. Мы просто не можем тратить на это деньги».

    Жертва интриги

    Как и в случае с пехотным командованием, кавалерийское командование рекомендовало стандартизировать танк, но Управление вооружений не подчинилось. Испытания кавалерийских и пехотных танков в 1932 году выявили как достоинства, так и недостатки. Для такого революционного танка, как Christie M.1931, это было вполне нормально. Самое главное – правильно интерпретировать полученные результаты. И пехота, и кавалерия жаловались на тесноту боевого отделения, особенно в передней части корпуса. Кавалерия также посчитала башню слишком маленькой, а вес танка слишком большим.

    Было решено, что эти изменения будут реализованы в танке, созданном не американской Wheel Track Layer Corporation, а Бюро артиллерийского вооружения совместно с Арсеналом Рок-Айленда. Основная причина была финансовая. Combat Car T1 был слишком дорог, чтобы купить необходимое количество танков, да и обслуживание было недешевым.


    Боевые машины кавалерии T1.

    Еще одной немаловажной причиной был сам Кристи, импульсивный персонаж, склонный отвлекаться на другие проекты. 14 октября 1932, комитет по артиллерийскому вооружению закончил разработку спецификаций Medium Tank T3E2. Тендер был разослан 14 компаниям, включая US Wheel Track Layer Corporation. Результат был предсказуем: 28 ноября стало известно, что Кристи не получила контракт. Вместо этого компания American LaFrance получила 200 000 долларов на постройку пяти танков.

    Что же касается танков, которые уже строились для пехоты и кавалерии, то они довольно долго использовались. Однако к маю 1936 года стало очевидно, что дальнейшее использование этих танков экономически нецелесообразно. Танки были сняты с вооружения и установлены в качестве мишеней на полигонах. Единственный танк, сохранившийся до наших дней, — это «Торнадо» №2.

    Несмотря на печальный финал, танк Кристи сложно назвать плохим. Жертва интриг у себя на родине, M1931 стал родоначальником класса крейсерских танков. Этот танк был предметом подражания: БТ, Т-34, британские танки Cruiser, все эти машины являются прямыми наследниками конструкции Кристи. Что касается пружинной подвески, то она используется и по сей день. Часто можно услышать мнение, что эта подвеска годится только для легких танков, но этим «специалистам» стоит взглянуть на израильский танк «Меркава» и попытаться разобраться, какую часть почти 70-тонного танка они считают легкой.

    Оригинал статьи Юрия Пашолока.

    Подвеска Christie | Military Wiki

    Схема подвески Christie

    Танк T3E2 с подвеской Christie, пересекающий препятствие во время испытаний в 1936 году

    Подвеска Christie — система подвески, разработанная американским инженером Дж. Уолтером Кристи для его танковых конструкций. Это позволяло двигаться значительно дольше, чем обычные системы с листовыми рессорами, которые тогда широко использовались, что позволяло его танкам иметь значительно большую скорость по пересеченной местности. Система была впервые представлена ​​на его М19.28 и использовался во всех [ ] его проектах до его смерти в 1944 году.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Ссылка и примечания
    • 3 См. также
    • 4 Внешние ссылки

    История

    Файл:Bt2.jpg

    Танк БТ-2 1932 года — танк Уолтера Кристи, построенный по лицензии в Советском Союзе, с башней собственной разработки

    Кристи выступал за использование легких танков с большой дальностью полета и высокой скоростью , предназначенный для проникновения в тылы противника и атаки на его инфраструктуру и логистические возможности. Его более ранние проекты в 1920 мешали плохие характеристики проходимости из-за ограниченных возможностей подвески. В конце 1920-х он придумал лучшее решение. Основная проблема, с которой он столкнулся, заключалась в ограниченном вертикальном пространстве для перемещения пружин: для 25-сантиметрового механизма могло потребоваться 50 или 75 см вертикального пространства для пружины и стойки, а в его небольших конструкциях такого пространства не было.

    Британский Cruiser Mk III с подвеской Christie

    Решением стало добавление коленчатого рычага, который менял направление движения с вертикального на горизонтальное. Опорные катки устанавливались по отдельности на трубе, которая могла двигаться только вертикально, в верхней части которой коленчатый рычаг поворачивал направление движения назад. Пружины устанавливались на конце кривошипа и могли быть любой длины, располагаясь вдоль внутренней части корпуса. Результатом стало значительное увеличение диапазона движения: всего с 10 см в его оригинальном дизайне до 25 см в M19. 28, 35 см на M1930 и 60 см на M1932. В самых известных танках на базе Кристи, советских танках серии БТ и Т-34, использовались винтовые пружины, установленные вертикально (на БТ) или под небольшим углом к ​​вертикали (Т-34).

    Файл:T-34 Blown Apart.jpg

    Взорванный Т-34, обнажая большие стойки подвески, удерживающие вертикальные пружины его подвески Кристи.

    Еще одной особенностью конструкции Кристи был «конвертируемый» привод: возможность снимать гусеницы для движения по дорогам, что позволяло развивать более высокие скорости и увеличивать дальность полета, а также уменьшало износ хрупких гусеничных систем 19-го века.30 с. Во время одного из публичных испытаний в 1931 году в Линдене, штат Нью-Джерси, армейские чиновники разогнали танк Christie до 104 миль в час, что сделало его самым быстрым танком в мире: многие считают, что этот рекорд держится до сих пор. [1] Для этого Christie использовала большие опорные катки с резиновым ободом и без возвратных катков для гусениц, хотя нехватка во время войны часто приводила к использованию стальных колес, что делало езду неудобной. Как и во многих конструкциях гусениц с центральными направляющими зубьями, использовались двойные колеса, что позволяло направляющим зубьям проходить между ними. К 1939, Советы обнаружили, что трансформируемый привод танка БТ был ненужным усложнением, которое занимало ценное пространство в танке, и в Т-34 от этой функции отказались.

    Поскольку для подвески Christie характерны большие опорные катки и «слабая гусеница», другие конструкции с такими характеристиками иногда ошибочно принимают за таковые. Настоящая подвеска Christie использовалась только [ , необходимая ссылка ] на нескольких конструкциях, в частности, на советских танках БТ и Т-34, британских танках Cruiser, включая A13: Cruiser Mk III, Cruiser Mk IV, Covenanter, Crusader. , Cromwell и Comet, а также некоторые экспериментальные польские и итальянские разработки и современные израильские танки Merkava [ необходима ссылка ] .

    Справочник и примечания

    1. ↑ «Армия видит танк на сто миль в час», март 1931 г.