Справочник вооружения Рабоче-крестьянской Красной армии

Бронетехника

Т-34

Т-34 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942-1947 годов являлся основным танком РККА и ВС СССР до поступления в войска его модификации Т-34-85. Самый массовый танк Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода №183 под руководством М.И. Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего дизель-мотора В-2, благодаря которому Т-34 унаследовал от БТ необычайно высокую удельную мощность, обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство в проходимости, манёвренности, подвижности. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы.

Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения.

Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и ходовыми характеристиками.


КВ-1

Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование, хорошо понималась в СССР. С этой целью был разработан КВ-1 (названный в честь маршала Климента Ворошилова) — тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны, применялся также в войне с Финляндией. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года.

Первоначальный проект танка КВ предусматривал кроме основной пушки калибра 76,2 мм еще спаренную 45 мм пушку. Но на прототипе, направленном на испытания на Карельский перешеек, спаренную пушку сняли и установили вместо нее пулемет ДТ.

Танк КВ успешно прошел боевые испытания — его не могли поразить противотанковые пушки противника. Выявился только один недостаток — 76 мм пушка танка КВ первой серии оказалась недостаточно сильной. Для этой цели позднее был создан танк КВ-2, вооруженный 152 мм гаубицей.


БТ-7

БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940-х годов. Третий танк семейства лёгких танков БТ. В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего произведено 5763 машины.

На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму усечённого эллиптического конуса. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа, либо радиостанция.

Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5.


Т-60

Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе №37 под руководством Н.А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах.

Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5920 едициц Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи и учебные машины вплоть до конца войны. На базе Т-60 в 1941 году была построена первая самоходная установка БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня на танковом шасси.

Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии, до настоящего времени сохранилось шесть подобных танков в музеях России и Финляндии.


СУ-76

СУ-76 — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.

Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60 и Т-70. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.

СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила некоторые лёгкие танки. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Часто отмечаемыми слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от огня сверху и миномётных мин. С другой стороны, открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор и позволяла экипажу использовать гранаты и стрелковое оружие, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности вместе с пехотой.


ИС-2

ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, где индекс 122 означает калибр основного вооружения машины.

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков в мире на то время. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1993 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.


СУ-85

СУ-85 — средняя по массе советская САУ, относящаяся к классу истребителей танков. Активно и успешно использовалась с сентября 1943 года до окончания Великой Отечественной войны.

СУ-85 создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. Согласно отчетам было выпущено 2335 серийных машин.

Машины этой марки выпускались на Уральском заводе тяжёлого машиностроения в Свердловске с августа 1943 по октябрь 1944 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков.

После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов с сентября 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85М отличалась более мощной лобовой броней, увеличенным боезапасом и наличием командирской башенки с пятью смотровыми щелями. До декабря 1944 года было построено 315 таких машин.


ИСУ-152

ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая САУ периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ», означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины. Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой».

Разработана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение РККА 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе, продолжавшееся до 1946 года.

Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии.

В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения СССР и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.


Т-26: самый массовый довоенный советский танк

Как в Советском Союзе получили бронированную машину, принявшую участие во всех войнах 1930-40-х годов

Этот танк наряду с танками семейства БТ был основой бронетанковых сил РККА накануне Великой Отечественной войны и воевал до самого конца войны. Именно на этом танке был совершен первый в мире танковый таран, и танкист, первым получивший звание Героя Советского Союза, воевал тоже на нем. Он прошел все локальные конфликты второй половины тридцатых годов ХХ века, в которых так или иначе участвовал Советский Союз, и стал одним из самых узнаваемых символов страны. Этот танк – Т-26 – машина, которая помогла Красной армии вырастить не одно поколение танкистов, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.

Англичанин, ставший русским

Несмотря на то, что после создания танка Т-18 (он же МС-1) Советский Союз вошел в число крупнейших танкостроительных держав, он еще не получил серьезной школы проектирования бронированных машин. Успехи советских инженеров были скорее удачной переделкой танков, которые успели зарекомендовать себя на полях еще Первой мировой войны, а стране требовались более современные модели. Решение нашлось в традиционном для того времени подходе: приобрести зарубежные разработки и начать их лицензионное производство, в процессе которого станут учиться будущие советские проектировщики танков.

Чтобы отобрать наиболее подходящие модели танков и договориться об их приобретении, была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления моторизации и механизации Красной армии Иннокентием Халепским и инженером-танкостроителем Семеном Гинзбургом. Комиссии предстояло побывать в нескольких странах – Германии, Италии, Великобритании, Чехословакии, Франции и США. Именно по итогам этой поездки и были закуплены танки, которые стали основой: для будущих Т-26 – британский «Виккерс 6 тонн», а для БТ-2 – американский «Кристи».

Британия того времени считалась главным законодателем танковой моды, и на английских заводах были отобраны сразу несколько образцов бронетанковой техники. Наибольший интерес представлял шеститонный «Виккерс»: он как нельзя лучше отвечал требованиям, которые в РККА предъявляли к легкому танку, или, как их тогда называли, танку сопровождения пехоты. Кроме того, члены закупочной комиссии знали, что эти же танки вызвали интерес у других государств, в том числе и у Польши, считавшейся в те годы главным потенциальным противником СССР. Так что контракт на покупку 15 «Виккерсов 6 тонн» и документации для лицензионного производства был подписан довольно быстро, и уже в октябре 1930 года в Советский Союз поступил первый из закупленных танков.

Когда одна голова лучше двух

Из двух вариантов британской машины – двухбашенной с двумя пулеметами и однобашенной с пушкой и пулеметом – закупочная комиссия выбрала тот, что с двумя башнями. Такой танк лучше отвечал требованиям к машине сопровождения пехоты, поскольку представлял собой фактически мобильную огневую точку, способную вести круговой огонь. Много позже, когда Т-26 уже получили боевое крещение, стало понятно, что у двухбашенной машины было еще одно преимущество: она могла использоваться для зачистки вражеских окопов. Достаточно было остановить танк поперек траншеи, и два пулемета начинали вести огонь вдоль нее, буквально выкашивая солдат противника.

Адаптируя шеститонный «Виккерс» к отечественному производству, советские инженеры под руководством Семена Гинзбурга немного изменили форму башен танка, приспособив их к реальным возможностям производства и к установке в одну из них 37-миллиметровой пушки Гочкиса (такой же, как на Т-18) и стандартного советского танкового пулемета ДТ. В остальном же машина осталась практически неизмененной, за исключением разве что собранных на болтах корпусов первых партий (позднее их начали собирать на клепках, а еще позже – сваривать). В таком виде танк и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-26 и в роли танка сопровождения пехоты. Однако довольно скоро ему предстояло сменить амплуа – он превратился фактически в основную машину бронетанковых частей РККА.

Произошло это уже после того, как танк модернизировали, заменив две башни на одну с 45-миллиметровой пушкой и спаренным с нею пулеметом. Такой вариант, первоначально называвшийся «танком-истребителем», поскольку его основной задачей стала борьба с вражескими танками и укреплениями, приняли на вооружение в 1933 году. Именно он стал самым массовым не только среди самих Т-26, но и вторым по массовости среди всех советских танков 1930-40-х годов – после, естественно, легендарной «тридцатьчетверки». Общий объем выпуска с учетом всех боевых модификаций составил 11 252 экземпляра, тогда как танков семейства БТ с учетом разных вариантов выпустили немногим больше 8000 штук.

«Двадцать шестые» в ассортименте

Заняв нишу основного танка Красной армии, Т-26 стал базой для множества модификаций и вариантов. Собственно «двадцать шестые» существовали в шести ипостасях. Две первых – пушечно-пулеметный образца 1931 года и с двумя пулеметами образца 1932 года. Следующие две – классический однобашенный образца 1933 года и он же, но так называемый радийный, с установленной на нем радиостанцией с поручневой антенной. Именно эти две модификации стали самыми массовыми: их выпустили почти восемь тысяч экземпляров, включая радийный вариант. Именно эти танки фигурируют на множестве фотографий и плакатов предвоенного времени, и именно они стали символом военной помощи Советского Союза братским странам той эпохи. И последние две – это танки Т-26 образца 1938 и 1939 годов. Первый отличался конической башней, а второй получил усиленное бронирование и наклонные листы подбашенной коробки.

Кроме обычных, или линейных танков Т-26, существовали и другие модификации машины. Некоторые почти не отличались от прародителя – как, например, огнеметный (в Красной армии того времени они назывались «химическими») танк ХТ-26. Большинство из них имели всего одну башню: на месте второй был люк для доступа к огнеметному оборудованию, но встречались и двухбашенные варианты ХТ-26. Позднее, когда на конвейер встала однобашенная модификация машины, на базе некоторых из них стали делать новый химический танк ХТ-130, а когда появился вариант 1938 года с конической башней, то часть из них переделали в ХТ-133 с огнеметом и двумя пулеметами.

Наконец, Т-26 стал базой для первых советских самоходных артиллерийских установок СУ-5. Они разрабатывались как триплекс, то есть комплекс из трех самоходок, вооруженных орудиями разного калибра. Но в серию, да и то очень небольшую, пошла только одна, с гаубицей калибра 122 мм, получившая индекс СУ-5-2, а две других, с пушкой 76 мм и мортирой калибра 152 мм, так и остались опытными экземплярами. Зато артиллеристам достались тягачи и транспортеры на базе Т-26, а саперам – мостоукладчики СТ-26.

От Испании до Манчжурии

Боевое крещение советские танки Т-26 приняли далеко от родины. В октябре 1936 года Советский Союз направил в помощь республиканской Испании, где разгоралась гражданская война, первую партию этих машин – 50 штук – и столько же танкистов. Поначалу русских специалистов хотели использовать исключительно в качестве преподавателей учебного батальона, но очень скоро решено было, что они примут непосредственное участие в боях.

29 октября первая рота Т-26 под командованием капитана Поля Армана – латыша, иммигрировавшего из Франции в СССР – приняла бой на подступах к Мадриду. Причем действовать танкистам пришлось в тяжелых условиях: испанская пехота, которую они сопровождали, отстала и залегла, и танкам пришлось действовать без прикрытия. И хотя результаты боя оказались в пользу республиканцев, танковой роте они обошлись довольно дорого: было потеряно три машины и десять танкистов. За этот самый бой Поль Арман и был удостоен – первым среди всех советских танкистов! – звания Героя Советского Союза. Такой же награды удостоился и «автор» первого в мире танкового тарана Семен Осадчий. В том же бою он, расстреляв весь боезапас, столкнул своим Т-26 в лощину итальянскую танкетку, выведя ее из строя.

Всего в Испанию были отправлены около 300 советских танков Т-26, которые воевали в частях республиканской армии. Когда же войска генерала Франко одержали верх, уцелевшие машины продолжили службу уже у франкистов. Причем несли они ее очень долго: последние Т-26, использовавшиеся в качестве учебных, оставались в строю до 1970-х годов!

В январе 1938 года Т-26 опять отправились воевать за границу – в армию Гоминьдана (Китайская Республика). Советский Союз поставил китайцам 82 танка образца 1933 года, которые после падения режима генерала Чан Кайши переправили на Тайвань, где они и служили до начала 1950-х. И лишь в июле 1938 года «двадцать шестые» пошли в бой в составе частей Красной армии во время боев у озера Хасан. Машины неплохо проявили себя, но именно здесь выяснилось, что 37-миллиметровые противотанковые пушки, стоявшие на вооружении японцев, пробивают их броню насквозь. И тогда, и через год, во время конфликта на Халхин-Голе, это привело к существенным потерям советских танков. Стало понятно, что Т-26 успел морально устареть. Но поскольку замены им пока не было, эти машины оставались самым массовым танком РККА еще несколько лет.

Т-26 успели принять участие в Зимней войне с Финляндией, на вооружении которой, кстати, стояли собственные шеститонные «Виккерсы». Тогда окончательно стало понятно, что «двадцать шестые» не соответствуют требованиям современной войны. И начало Великой Отечественной доказало это со всей очевидностью: почти все Т-26, остававшиеся в строю, были потеряны в первые полгода. Справедливости ради надо сказать, что виной тому были не только их слабые к тому времени боевые качества, но и то, что большинство танков были сильно изношены. А последние Т-26 пошли в бой в августе 1945 года во время Маньчжурской операции и на Южном Сахалине. В составе Забайкальского и двух Дальневосточных фронтов оставалось существенное число этих машин, которые, впрочем, не уступали основным танкам японцев – легким «Ха-Го» и средним «Чи-Ха».

Командование танками Красной Армии «Шерман: Вторая мировая война. Воспоминания Героя Советского Союза Дмитрия Лозы» Д.Ф. Лоза

27 ноября 2022 г.

Отличная книга в своем жанре. Я ставлю ему 5 звезд, потому что считаю его проницательным в отношении того, как советские танкисты решали и устраняли различные проблемы, с которыми они столкнулись во время Второй мировой войны. Мемуары Лозы также интересны тем, что он был именно советским танкистом, который эксплуатировал иностранные танки по ленд-лизу: сначала британскую «Матильду», а затем несколько американских танков «Шерман». Эта книга посвящена последнему и представляет собой серию виньеток в контексте, во-первых, наступления советских войск из Днепра в Румынию, затем в Венгрию, Чехословакию и, наконец, в Австрию. И, во-вторых, советское наступление на обороняемую японцами Маньчжурию.

Что делает «Шерман» в советских руках интересным, помимо того, что это американский танк, управляемый украинцем, так это то, что американские танки обычно считаются хуже своих советских и немецких аналогов. И в этом убеждении есть большая доля правды. Советы (и британцы) сражались с немцами дольше, чем американцы, и они были свидетелями постепенного прогресса в бронировании и огневой мощи танков. В 1940 и 1941 годах самым мощным танком Германии в контексте боя танк против танка был Panzer III с 37-мм вооружением (Panzer IV имел низкую скорость 75 мм для поддержки пехоты). К концу 1941, было очевидно, что их нужно будет модернизировать, поэтому Panzer III получили 50-мм KwK, а Panzer IV были вооружены более длинными скорострельными 75-мм пушками. К весне 1943 года Германия представила гораздо более тяжелые и мощные танки «Пантера» и «Тигр». Англичане и Советы, конечно, тоже бронировали и вооружали свои танки. Американцы, присоединившиеся к войне позже, были, как известно, слишком медленными, чтобы предвидеть динамику брони и пушек, и поэтому вели войну с танками, которые на бумаге были хуже.

Лоза получил Шерман с 76-мм вооружением, что было улучшением по сравнению с Шерманом с 75-мм вооружением. Хотя спорно утверждать, что 76-мм «Шерман» уступал Т-34, Лоза так думал по целому ряду причин. Во-первых, Т-34 предлагал меньшую цель на боевых полигонах Восточного фронта. Во-вторых, его центр тяжести облегчал перемещение по пересеченной местности «Кровавых земель». И к тому моменту, когда в игру вступают события этой книги, в производство поступил новый Т-34-85.

Тем не менее, в некотором смысле Шерман был лучшим танком, чем Т-34. И одна из причин, по которой мемуары Лозы так интересны, заключается в том, что он показывает, как советские экипажи воевали, исходя из преимуществ «Шермана», а не его недостатков. Да, против немецкой «Пантеры» или «Тигра» «Шерман» должен был проиграть в рукопашной схватке (как и ваш средний Т-34). Вот так теперь воевали советские танкисты, если могли этого избежать — и к концу 1943 года инициатива была за ними. Фактически, в маневренной войне на мягком грунте осенней, зимней и весенней Украины «Шерман» имел более низкое давление на грунт, чем его немецкие и советские аналоги. Это позволило Лозе и его танку проехать овраги, которые немцы считали непроходимыми. А в сложных условиях видимости у «Шермана» был гироскоп, облегчавший слежение за азимутом атаки. Советским экипажам иностранных танков часто приходилось отдавать свои гироскопы другим подразделениям, чтобы дать им такое же преимущество. Танки «Шерман» также были просторнее и удобнее, а значит, имели более высокую скорострельность.

Есть также представление о том, насколько американские конструкторы реагировали на требования СССР. На больших уклонах в мягкой или влажной почве Шерман мог поскользнуться. Из-за невыгодного центра тяжести он также мог опрокинуться. Этот отзыв был передан американцу на месте. США начали очень быстро снабжать советские танки «Шерман» шипованными башмаками для улучшения их тяги.

Американцы реагировали не только на дизайн. Есть момент, когда представитель американского завода спрашивает об особых посылках, доставленных вместе с танками. Танкисты отвечают, что особых посылок не нашли. В следующей партии, когда советские танкисты удаляют герметик, застрявший в стволе орудия, казеннике и любых других отверстиях, чтобы сохранить внутреннюю часть машин сухими во время рейса из США в СССР, они случайно проталкивают бутылку водки. через казенную часть и из ствола орудия. Он разбивается об пол. Американские фабричные рабочие изменили расположение своих подарков, чтобы инспекторы не могли их убрать до того, как танки будут выданы их частям. С тех пор танкисты стали более аккуратно удалять этот герметик.

Есть и другие забавные моменты. Вы узнаете, что советские командиры танков часто ехали на надгусеничной полке танка во время маршей, чтобы помочь водителю преодолеть местность. Это позволяло им путешествовать более безопасно и, следовательно, быстрее. Когда было особенно холодно, вспомогательные канистры часто заполняли водкой. Те, кто находился снаружи танка, получили большую порцию водки, чтобы справиться с холодом. Оказалось, что эти члены экипажа будут мочить танк во время движения, и большая его часть неизбежно попадет на башню, спускаясь вниз, пока не достигнет погона башни. Однажды утром пара экипажей «Шермана» сообщила, что их механические и ручные механизмы поворота башни вышли из строя. После дальнейших размышлений оказалось, что замерзшая моча заклинила турели на месте.

Что мне действительно понравилось в этой книге, о которой я упоминал ранее, так это понимание того, как танкисты, такие как Лоза, могли думать на месте, чтобы победить более сильных противников. Часто попадаются немецкие Пантеры и Тигры. Эти танки были особенно мощными и к этому времени находились в обороне. Танки в обороне имеют сильное преимущество перед своими противниками, потому что они могут устроить засаду. В одном случае немецкий танк «Тигр» застает колонну Лозы врасплох и сбивает «Шерман», пытающийся перейти дорогу. Лоза должен умело использовать дымовые шашки, чтобы «ослепить» Тигра, чтобы его отряд мог безопасно пересечь границу. В начале войны танк «Тигр» господствует на подступах к городу. День-два его подразделение изучает повадки Тигра. Потом подвозят лучшего наводчика танка и снайпера. Выжидая подходящий момент, наводчик танка подкрадывается, стреляет и повреждает орудие Тигра. Немецкий командир выходит из танка, и снайпер убивает его, вынуждая «Тигр» отойти с командной позиции.

Ближе к концу войны в Европе вы видите, как танкисты, подобные Лозе, использовали свое глубокое понимание техники ведения боевых действий, чтобы победить своих противников. Танковые колонны похожи на гармошки. В движении они имеют свойство расползаться. Когда колонна танков останавливается или замедляется, они, как правило, собираются вместе. В какой-то момент советский разведчик видит приближающуюся немецкую бронетанковую колонну, стремящуюся усилить оборону города и отбросить советских атакующих. «Шерманы» Лозы ждут в засаде. Он поддерживает огневую дисциплину и ждет точного момента, когда они соберутся вместе, чтобы его «Шерманы» могли расстрелять всю колонну сразу, нейтрализуя превосходящую огневую мощь «Пантеры», обеспечивая подавляющее огневое превосходство в начальные моменты боя.

Часть книги, посвященная советскому наступлению в Маньчжурии, менее насыщена событиями. В значительной степени это связано с тем, что его подразделение мало участвовало в боях. Японцы в основном просто отошли. В этом разделе более подробно рассказывается о механической надежности Sherman. Большая часть его сосредоточена на преодолении мягких почв Монголии, северных горных хребтов Китая в сезон дождей и пересечении затопляемой местности. Ближе к концу у Лозы есть возможность осмотреть японские танки после того, как их часть сдалась. Он спросил японского капитана, как они планируют защищаться от советских танков с помощью этих танков (японские танки были недостаточно вооружены и недостаточно бронированы даже против американских танков). Капитан отвечает, что если бы им дали приказ сопротивляться, он бы нашел людей, которые пожертвовали собой в атаках смертников. Собственно, это напоминает мне одну из самых интересных глав.

Во время наступления на северо-восток Китая они видят вдалеке несколько японских истребителей. Лоза отмечает, как они запомнили привычки немецких летчиков-истребителей. Они, как правило, кружили над советской колонной и только после этого пикировали*. Однако японские истребители вели себя совершенно иначе. Они приблизились к головному, а затем головной самолет нырнул и врезался прямо в головной танк «Шерман», ранив механика-водителя. Советские десантники (пехота, ехавшая на танках) разбегаются и направляются к зданию, в которое врезаются второй и третий японские истребители. Впервые Лоза подвергся нападению японских камикадзе. Он выразил удивление, узнав, что пилотами были женщины.

*Еще одним преимуществом Sherman был установленный на башне пулемет 50-го калибра, который Советы использовали в качестве зенитного оружия.

В общем, это была очень приятная книга. Я настоятельно рекомендую его всем, кто интересуется бронетехникой и Второй мировой войной. Вы не получите общего представления о советских операциях в Восточной Европе или Маньчжурии. Скорее, книга почти полностью сосредоточена на тактических задачах, с которыми сталкивается Лоза, его батальон и его бригада. В конце концов Лоза был удостоен звания Героя Советского Союза; его подразделение ранее заслужило звание гвардейского подразделения.

    избранное танки мировая война-2

Путин не осознает, насколько изменились военные действия

Одержимость российского президента Второй мировой войной препятствует его вторжению в Украину.

Энтони Бивор

Sovfoto / Universal Images Group / Getty

Сохраненные истории

Отто фон Бисмарк однажды сказал, что только дурак учится на своих ошибках. «Я учусь у других людей», — сказал канцлер Германии XIX века. Удивительно, но российская армия повторяет прошлые ошибки своего советского предшественника. 19 апреля45 марта маршал Георгий Жуков под сильным давлением Сталина ввел свои танковые армии в Берлин без поддержки пехоты. Войска Владимира Путина не только допустили ту же ошибку; они даже скопировали способ, которым их предки прикрепляли странные куски железа, включая каркасы кроватей, к башням своих танков в надежде, что добавленный металл преждевременно взорвет противотанковое оружие.

Это не спасло русские танки. Это просто усилило их авторитет и привлекло украинские группы охотников за танками, точно так же, как советские танки в Берлине привлекли группы Гитлерюгенда и СС, которые атаковали их с помощью «Панцерфаустов».

Извращенная одержимость российского президента историей, особенно «Великой Отечественной войной» против Германии, исказила его политическую риторику причудливыми внутренними противоречиями. Это явно сказалось на его военном подходе. Танки были великим символом силы во время Второй мировой войны. То, что Путин до сих пор видит их такими, не верится. Транспортные средства оказались крайне уязвимыми для беспилотников и противотанкового оружия в недавних конфликтах в Ливии и других местах; Способность Азербайджана легко уничтожать армянские танки была необходима для его победы в 2020 году в Нагорно-Карабахском регионе.

И все же Путин, кажется, узнал так же мало, как и забыл. В августе 1968 года войскам Варшавского договора, вступившим в Чехословакию, их политические офицеры сказали, что их будут приветствовать как освободителей. Они оказались проклятыми, без топлива и голодными. Моральный дух был сломлен. Путинский контроль над отечественными СМИ может скрывать правду от большей части населения России, но его призывники, вынужденные теперь подписывать новые контракты, чтобы превратить их в добровольцев, слишком хорошо осведомлены о реальности.

Его обращение с собственным народом так же безжалостно, как и с врагами. Армия даже привезла в Украину мобильный крематорий для захоронения российских раненых, чтобы уменьшить количество мешков с трупами, возвращающихся домой. Советские предшественники Путина так же пренебрегали чувствами своих солдат. В 1945 году Красная Армия столкнулась с рядом мятежей. Солдаты, к которым часто относились с презрением со стороны офицеров и политотделов, ночью получали приказ выйти на нейтральную полосу не для того, чтобы забирать тела павших товарищей, а для того, чтобы снять с них форму для повторного использования запасными частями.

Еще одна старая модель, повторяющаяся в Украине, — ставка российской армии на тяжелые орудия. Во время Второй мировой войны Красная Армия хвасталась мощью своей артиллерии, которую называла «богом войны». В Берлинской операции артиллерия Жукова выпустила более 3 млн снарядов, уничтожив больше города, чем стратегическое воздушное наступление союзников. Советы использовали реактивные установки «Катюша», которые немецкие войска прозвали «сталинским органом» за их воющий звук, чтобы убить всех оставшихся защитников. В то время как обычная артиллерия Путина тем же старым способом громит украинские здания, чтобы уничтожить потенциальные позиции снайперов, термобарические боеприпасы — разрушительные «вакуумные бомбы», создающие огненный шар, который высасывает кислород из целей, — занимают место старых катюш.

Разрушение русскими Грозного и Алеппо уже показало, как мало изменилась их доктрина городских конфликтов, в отличие от доктрины западных вооруженных сил, со времен Второй мировой войны. Международная коалиция, которая отвоевала у Исламского государства города Ракка и Мосул, продемонстрировала гораздо более целенаправленный подход, блокируя каждый город, а затем очищая его сектор за сектором.

Армия Путина — это явно не Красная Армия, как путинская Россия — это не Советский Союз. Институциональная коррупция в правительстве повлияла на все, даже на офицеров, получающих прибыль от продажи запасных частей и игнорирующих материально-техническую поддержку в пользу престижных проектов. В то время как украинские защитники уничтожают российские танки времен холодной войны Т-72, ​​как уток подряд, приоритетом России является резервирование достаточного количества денег для оплаты следующего поколения высокотехнологичных танков «Армата». Тем не менее, «Армата» все еще может сделать немного больше, чем проехать по Красной площади на парадах в честь Дня Победы каждое 9 мая.произвести впечатление на публику и зарубежные СМИ. На поле боя его постигла та же участь, что и Т-72.

Элитные подразделения, десантники и спецназ все еще существуют в составе российских вооруженных сил, но они мало что могут сделать в одиночку в хаосе плохого командования и контроля. Было бы гораздо труднее поверить в недальновидность внедрения новой системы шифрованной связи «Эпоха» в российской армии в более суровые советские времена, когда такие ошибки сурово наказывались. Предположительно безопасный, он опирается на башни 3G, которые Россия разрушила, когда вторглась в Украину. Поскольку система просто не работает, российским офицерам приходится открыто общаться по мобильному телефону, а радостные украинские волонтеры подслушивают9.0003

Вторжение в Грузию в 2008 году, которое нанесло ущерб маленькой бывшей советской республике, но выявило некомпетентность и слабость со стороны России, привело к планам по переоснащению и реформированию вооруженных сил Путина. Эти усилия явно провалились. Это многое говорит об отсутствии у его режима идеализма, честности и чувства долга. Как это может измениться на таком позднем и решающем этапе вторжения в Украину, очень сложно понять.

Под Сталинградом в конце 1942 года Красная Армия удивила себя и мир внезапным поворотом ситуации, и есть признаки того, что силы Путина корректируют свою тактику и готовят два крупных стратегических обхода — вокруг Киева и на востоке Украины. Почти сталинская решимость исправить российскую армию, подкрепленная казнью дезертиров и несостоявшихся офицеров, вполне может превратить конфликт в кровавую баню безжалостных, сокрушительных разрушений.