Танк «Тигр» — Описание

Танк «Тигр» — Описание
Содержание
Танк «Тигр»
Описание
Танк Тигр в бою

Описание тяжелого танка «Тигр»

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего.

В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Компоновка танка «Тигр».
Нажмите, чтобы увеличить.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Panzerkampfwagen VI «Tiger I»

В СССР танк «Тигр» обозначали, как T-VI (T-6).

Башня подковообразной формы — сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами. После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455-мм, а высота — 2885-мм.

Танк «Tiger I»

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались еще до начала Второй мировой войны — в 1937 году.

Вооружение.
Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928-мм; вместе с дульным тормозом — 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от — 6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов — из 5100 патронов.

Тип снаряда PzGp
(бронебойный)
РzGr 40
(подкалиберный)
HiGr
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 810 930 600
Бронепробиваемость, мм при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 111 156 90
1000
100
140 90
1500 92 125 90
2000 84 110 90

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.

Справочно: Номенклатура орудий

Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия — пистолетов, винтовок и пулеметов — миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра — пушки и минометы — применялась сантиметровая система обозначения — 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах — американская 75-мм М3 или русские 76,2-мм пушки — использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах.

Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах.

Термин «калибр» относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром «парабеллум». (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона — например, 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же «парабеллум» или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра).

В том, что касается стрелкового оружия, термин «калибр» однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии — включая танковые и даже морские орудия — калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы — от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56 х 8,8-см, или 4,93 м.

Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия «Тигров» стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с.

Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки «Тигра», остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м.

Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36

Дистанция, м PzGr 39 PzGr 40 HiGr
500 100 100 100
1000 100 99 94
1500 98 89 72
2000 87 71 52
2500 71 55  
3000 53    

Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боеукладка.
«Тигр» обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или «чемоданах», в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас — 64 выстрела — хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших «чемоданов», лежали — шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных «чемоданах» боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.

Боеукладка танка Тигр

Боекомплект пушки танка Тигр — 92-94 (~120 с 1945 года).

В полевых условиях «Тигры» снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50 X 50 — половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.

Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка «Пантера». Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

Немецкий танк «Тигр»

С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни «Тигров» покрывали керамическим составом циммерит, затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От покрытия Zimmerit отказались только на «Тиграх» самого позднего выпуска.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

Танк Германии «Тигр»

Подвеска «Тигра» — индивидуальная торсионная, «шахматное» расположение катков в четыре ряда, восемь на борт.

Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.

Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт,система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи.
Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное оборудование.
Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Танки Pz. Kpfw. VI «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 года фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 — учебные.

Танк «Тигр» в наши дни

Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою.


<< Назад — Вперед >>


Вперед >

Тигр Panzerkampfwagen VI Ausf h2 немецкий тяжелый танк

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 ТТХ Тигра 1
  • 3 Модификации
  • 4 Машины на базе танка Тигр
  • 5 Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf. h2
  • 6 Восточный фронт
  • 7 Запад
  • 8 Конец войны
  • 9 Танк в культуре
  • 10 Память о танке
  • 11 Фото и видео

Panzerkampfwagen VI Ausf. h2, или «Тигр» – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. h2

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

ТТХ Тигра 1

Общая информация
  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 56 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, трансмиссия и отделение управления спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы разработки – 1941;
  • Годы производство – 1942-1944;
  • Годы эксплуатации – 1942-1945;
  • Всего выпущено – 1354 штуки.
Размеры
  • Длина корпуса – 6316 мм, с пушкой вперед 8450 мм;
  • Ширина корпуса – 3705 мм;
  • Высота – 2930 мм;
  • Клиренс – 470 мм.
Бронирование
  • Тип брони – катанной хромомолибденовая, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх – 100/8 мм/градус;
  • Борт корпуса, верх – 80 мм;
  • Корма корпуса, верх – 80/8 мм/градус;
  • Днище – 28 мм;
  • Крыша корпуса – 26 мм, к концу войны 40 мм;
  • Лоб башни – 100 мм;
  • Маска орудия – от 90 до 200 мм;
  • Борт башни – 80 мм;
  • Корма рубки – 80 мм;
  • Крыша башни – 28 мм.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки – 88-мм KwK 36 L/56;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект – от 92 до 120 в 1945 году;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицел – телескопический TZF 9a;
  • Пулеметы — 7,92-мм MG-34, 2 или 3 штуки;
  • Другое вооружение – противопехотная мортира S.
Подвижность
  • Тип двигателя – сначала «Майбах» HL210P30, в остальных машинах «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный с жидкостным охлаждением;
  • Скорость по шоссе – 44 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 195 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 110 километров;
  • Удельная мощность – 12,9 л.с./т;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 метра.

Модификации

  • Pz.VI Ausf E(F) – машина для работы в тропиках, с большими воздушными фильтрами;
  • Pz.VI Ausf E с зенитным пулеметом, активно применялся на западном фронте;
  • Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267/268) – две командирские машины.
Pz.VI Ausf E(F), модель

Машины на базе танка Тигр

На базе «Тигра» было создано несколько достаточно знаменитых специальных машин:

  • Штурмтигр – тяжелая САУ с 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбометом, помещенным в неподвижную бронированную рубку. В Штурмтигры переделывали поврежденных Тигров – всего было создано 18 машин;
  •  Бергетигр – ремонтно-эвакуационная машина, без оружия, но с краном;
  • Ladungsliger Tiger – тяжелая саперная машина, единственная в своем роде, переоборудованная из одного поврежденного тигра. Раньше его ошибочно называли «Bergetiger с краном», но на самом деле это была совершенно другая машина.
Штурмтигр в Кубинке

Боевое применение Panzerkampfwagen VI Ausf.

h2

29 августа 1942 года несколько «Тигров» были выгружены в Ленинградской области на станции Мга и начали продвигаться на исходные позиции. Несколько танков были повреждены просто в ходе движения, но их быстро восстановили, и в течение месяца они несколько раз сталкивались со второй ударной армией Волховского фронта. Сначала «Тигры» часто подбивали, но позже они стали действовать успешнее, эффективно справляясь с танками врага.

Восточный фронт

Наиболее широко танки «Тигр» применялись на Восточном фронте – именно на них Гитлер делал основную ставку в кампании 1943 года. «Тигры» включили во все элитные мотострелковые дивизии и во многие другие части. Особенно массово они участвовали в операции «Цитадель», Курской битве. В ходе боев немцы потеряли несколько машин. Вообще на Восточном фронте к концу 1943 года немцы потеряли 274 Pz. VI, из которых отремонтировано было только 19 машин.

Запад

Когда союзники высадились в Нормандии, у немцев на том фронте было 102 «Тигра». Однако из-за особого рельефа и авиационной поддержки союзников танки оказались здесь не слишком эффективны. Исключением можно назвать только бой 13 июля 1944 в Виллер-Бокаже, где Михаэль Виттман уничтожил (по своим словам) 26 танков противником. Документально это, правда, не подтверждено, но в целом вражеских танков, автомашин и бронетранспортеров было повреждено и уничтожено много.

Конец войны

В ноябре 1944 у Германии было 317 «Тигров» на Восточном фронте, 84 – на Западном, и 36 в Италии. К первому марта 1945 всего осталось 322 боеспособных машины. Малое количество делало их уже не такими опасными, хотя при встрече с ним многие танкисты, в том числе советские, предпочитали по возможности отступать, так как он «навевал ужас всем своим видом» и часто был недосягаем для вражеских снарядов.

В Арденнской операции 1945 года именно на Тигров и их преемников, Королевских тигров, делало ставку немецкое командование.

Очень многие машины в конце войны были уничтожены своими же экипажами из-за того, что авиация «Союзников» разрушала мосты там, где отступал вермахт.

Танк в культуре

Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».

«Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.

«Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана»,  «Ярость» и т.д.

Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

Память о танке

Несмотря на популярность танка, в музеях его сохранилось не так уж много. Одна машина, способная передвигаться самостоятельно, есть в Великобритании, в Танковом музее Бовингтона. В России посмотреть на «Тигра» можно в Кубинке. Еще один танк у нас стоит в подмосковном поселке Снегири, но качество очень плохое, машина вся во вмятинах и пробоинах. В США, на Абердинском испытательном полигоне танк срезан слева, чтобы получить доступ внутрь. А в Германии, в танковом музее Мунстера выставлен танк, собранный из разных частей подбитых машин.

Тигр в Бовингтоне

Фото и видео

Bergetiger, модельТигр в Кубинке

 

Tiger I: обзор, характеристики, сравнение

Добавить к сравнению Автомобиль добавлен к сравнению Добавить конфигурацию автомобиля к сравнению В сравнение добавлена ​​конфигурация автомобиля

Добавить к сравнению автомобиль в базовой комплектации Удалить автомобиль из сравнения Добавьте автомобиль в его текущей комплектации к сравнению Удалить автомобиль из сравнения

Разработка Tiger I была начата в 1937 году компанией Henschel. Массовое производство началось в 1942 году, всего было выпущено 1354 автомобиля. Танк впервые участвовал в боях за Ленинград, а «Тигры» были в авангарде сражений от Туниса до Курска. Хотя производство было прекращено летом 1944 года, Tiger I продолжал использоваться до конца войны.

Командир

стрелок

Водитель

Радист

Погрузчик

Огневая мощь

HP Урон

мм Пробивание брони

0}»> л. с./мин Урон в минуту

0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные с Время прицеливания

0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные м Рассеивание на 100 м

0}»> шт Боезапас

Мобильность

0}»> / 0}»> / т Ограничение веса/нагрузки

0}»> л.с. Мощность двигателя

0}»> л. с./т Удельная мощность

км/ч Максимальная скорость

0}»> град/с Скорость перемещения

0}»> град/с Скорость поворота башни Скорость поворота орудия

Живучесть

0}»> HP Очки жизни

/ / мм Броня корпуса

0}»> / 0}»> / 0}»> // мм Броня башни

0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные с Время ремонта подвески

Зрение

0}»> м Диапазон просмотра

0}»> м Диапазон сигналов

Характеристики указаны для машин со 100% обученным экипажем.

Какое усовершенствование «Тигра-1» сделало бы его настоящим чемпионом мира?

Еще один вопрос Quora о танках! Я был рад ответить на этот вопрос, это то, что вы часто видите в разговорах о транспортных средствах времен Второй мировой войны и даже сегодня.

Спасибо, что попросили меня ответить!


В конструкцию танка входит многое, помимо непосредственных проблем с броней, подвижностью и огневой мощью, которые имеют значительные и долгосрочные последствия. Конечно, с одной стороны, вы всегда можете построить танк с огромным уровнем защиты, но откажитесь от своей мобильности или отдайте предпочтение любому из других основных «аспектов», определяющих базовые характеристики танка. Но корректировки и изменения этих вопросов недостаточно.

«Легендарный» Tiger I. Можно ли его улучшить? Ну…

Тигр I был тщеславным провалом и хорошим примером более серьезных проблем, связанных с проектированием танков. Итак, давайте рассмотрим их со стратегической точки зрения, поскольку единственный способ выиграть любую войну — это стратегия. Во-первых, я просто перечислю некоторые основные недостатки Tiger I на уровне дизайна, которые могут быть не очевидны сразу, а затем расскажу о более широкой картине, связанной с ним.

Итак… поехали.

  • Тигр 1 был чрезвычайно тяжелым для своей эпохи, хотя его давление на грунт из-за широких гусениц не было ужасным, он мешал стратегической мобильности и мешал, когда машина ломалась.
  • У него была привередливая главная передача и трансмиссия, которые, если водитель злоупотреблял ими, могли стать абсолютным кошмаром для ремонта или замены.
  • Крайне низкая унификация деталей с другими машинами Вермахта. Такие вещи, как опорные катки, гусеницы, даже гайки, болты и тросы, были в значительной степени несовместимы с другими ББМ. Это дает ему (и другим немецким ББМ) огромные логистические следы.
  • Он был разработан и запущен в производство очень быстро, что не позволило устранить серьезные недостатки в его конструкции до того, как он был брошен в бой.
  • Он имел в основном вертикальные или почти вертикальные поверхности брони, особенно вдоль лобовой дуги.
  • Постройка каждого Тигра I отнимала много времени и была сложной из-за высокого уровня сложности его конструкции. Это снова относится к его логистическому следу.
  • Скорость поворота башни была ужасающей, что делало машину менее способной действовать в ближнем бою или быстро наводиться на цели по широкой дуге.
  • Его газовый двигатель, хотя и достаточный для перемещения машины на короткие расстояния, не подходил для эффективности с точки зрения дальности полета или длительной работы.

Все эти вопросы указывают на своего рода… близорукость, близорукость в отношении более широкой картины и места Тигра I в стратегической роли. Немцы искали танк, способный побеждать в боях. Ну, они сделали один. Tiger I, когда он вышел, был абсолютным зверем во многих отношениях. Но это был не танк, который выигрывал войны.

Почему? Потому что это был логистический кошмар. Немецкие военные полагались на два основных вида транспорта. Одним из них был поезд, которым он относительно эффективно пользовался, пока не потерял контроль над небом. Но поезда не могли ходить везде.

Другим были телеги с лошадьми.

Немецкая повозка застряла при переходе вброд разлившейся реки на Восточном фронте.

Тигр I осматривается экипажем зимой.

В конечном счете, вы не сможете преодолеть с ними столько земли, сколько грузовиков.

Хотя Вермахт имел доступ к таким грузовикам, как Opel Blitz, он не располагал ими в больших количествах. Перемещение припасов и оборудования с помощью длинных багажных поездов, состоящих из конных повозок, серьезно ограничивало стратегическую мобильность всей немецкой армии. Лошадей нельзя было использовать для буксировки Tiger I из грязи или на прицепе (у них были транспортные средства, которые могли это делать, но они пользовались большим спросом и становились все менее распространенными по мере затягивания войны и увеличения материальных потерь). Конная повозка перевозила меньше топлива, перевозила меньше боеприпасов и перевозила меньше запасных частей. Это была серьезная проблема, которая влияла на распределение припасов практически на протяжении всей войны.

Стратегически танкам требовалось большее количество грузовиков просто для того, чтобы не отставать от их мобильности, но это означало, что другие подразделения, такие как артиллерия, противотанковые орудия и пехота, должны были в основном обходиться лошадьми. Это означало, что некоторые припасы можно было доставить быстро, в то время как другим приходилось ждать на телегах. Это ужасный сценарий для нас, чтобы начать войну. Но давайте продолжим, поскольку мы больше сосредоточены на Tiger I.

«Тигр I» было трудно ремонтировать, хотя все современные отчеты, которые я читал, осыпают бесконечными похвалами работу, проделанную ремонтными подразделениями, чтобы эти машины всегда работали. Также ясно, что запасы всегда были ограничены, поскольку в «Тиграх в грязи» Отто Кариуса он утверждает, что иногда им приходилось каннибализировать тигра, чтобы починить других, и это стало более распространенным по мере развития войны. Хотя имеет смысл делать это вместо припасов, это также подчеркивает, насколько действительно плохой была ситуация с логистикой даже для любимых танковых подразделений.

Немецкая близорукость в конструкции Тигра распространилась и на другие его неэффективности, такие как его общий размер и сложность и хрупкость многих частей, которыми он обладал, что делало его большой тратой. Многое можно было бы упростить и стандартизировать, чтобы улучшить логистику вокруг него, даже небольшие изменения со значительным отрывом.

Итак, я победил логистическую лошадь,

сегодня много, но я не могу подчеркнуть, насколько важны логистические соображения для победы в войне или, как выразился вопрошавший, для «победы над миром». Tiger I не был разработан с учетом стратегии. Он был построен на идее, что он выиграет битву, а не войну. Таким образом, он выигрывал бои и в процессе помогал проигрывать войну.

Бедная лошадь 🙁

Что можно улучшить в Tiger I? Прежде всего, очень сильно переработанная машина, которая была сосредоточена на повышении унификации деталей, скажем, с… Panther и Panzer IV или даже Panzer III. Даже увеличение стандартизации на 10% было бы большой победой логистики. Альберт Шпеер действительно помог возглавить серию танков Entwicklung, но это было слишком поздно (и все еще близорукий, E-100 кто-нибудь?), чтобы изменить ход войны сколько-нибудь существенным образом.

Упрощение конструкции Тигра при одновременном повышении общей прочности деталей и скорости изготовления орудия, подвески, двигателя, трансмиссии, бортовой передачи и системы рулевого управления… список длинный, но это можно было сделать, если бы немцы смотреть на вопрос со стратегической точки зрения.

Улучшен обзор экипажа (каждый человек в башне должен иметь как минимум поворотный прицел). Улучшенный угол наклона брони при попытке хотя бы немного уменьшить общий размер машины. Перекрытие вместо чередующихся опорных катков сохранило бы рабочие характеристики подвески в целом, но не было бы такой ужасной задачей по ремонту.

«Хорошо, да, он хорошо распределяет вес, но что нам делать, ребята, когда нам нужно дотянуться до одного из этих задних колес? …ребята?»

Отказ от отвратительного концепта «Форпанцер» до того, как он ушел с чертежной доски. По ссылке ниже дается объяснение того, что это было и почему от него отказались… после того, как танк пошел в производство.

Эскиз

Vorpanzer, визуализированный моделью Liejon в масштабе 1/35.

То, что немцы построили с Tiger I, Panther, Tiger II и т. д., было танковым эквивалентом Ferrari, Buggati или (ха-ха-ха) Porsche. Они могут быть высокопроизводительными, но это не то, что вы хотите использовать на бездорожье или при перемещении тяжелых грузов. Грузовик или (настоящий) внедорожник послужат вам намного лучше, несмотря на то, что они, возможно, менее гламурны по своей природе.

Я всегда утверждал, что если бы они сосредоточились на том же самом для «Пантеры» и просто полностью игнорировали бы «Тигры», это была бы более разумная стратегия в более широком смысле. Мы можем сочувствовать, фантазировать и расхваливать «божество» из Tiger I, но, в конце концов, нам, вероятно, следует больше сосредоточиться на том, что это было, где это было, когда это было и что это произошло, а не на этих забавах, но в конечном итоге меньше.