Танк Т-60

Танк Т-60
Содержание
Танк Т-60
Летающие танки
Крылья танка

Танк был создан в 1941 году в результате глубокой модернизации Т-40, проведенной КБ под руководством Н.А. Астрова в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Он имел усиленную броневую защиту и более мощное вооружение — 20-мм пушку вместо крупнокалиберного пулемета.

Впервые было применено устройство для подогрева зимой охлаждающей жидкости двигателя. Модернизацией достигалось улучшение основных боевых характеристик при упрощении конструкции, но при этом сужались боевые возможности — ликвидировалась плавучесть.

Однако в условиях нехватки боевых машин главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Танк производился одновременно четырьмя заводами. Кроме того, на базе Т-60 была создана, выпускалась серийно реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибром 82-мм. Всего за короткий срок было выпущено 6045 Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны.

Т-60 разработан с конца лета 1941 года в инициативном порядке конструкторским коллективом завода №37 под руководством Н.А. Астрова, как легкий

танк сопровождения пехоты. За основу был взят выпускавшийся заводом Т-40. Практически без изменений были установлены моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть.

Ходовая часть состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная (поперечная) передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи. Заново спроектированный корпус меньшего объема имел низкий силуэт и расположенные под большим углом наклона лобовой и кормовой лист. Уменьшение размеров корпуса позволило не только снизить заметность, но существенно повысить толщину брони: для лобовых листов с 20-мм (на машинах первых выпусков) до 35-мм, бортовых и кормовых с 15-мм до 25-мм.

Такое бронирование, учитывая рациональные углы наклона броневых листов, уже обеспечивало защиту танка на дистанциях до 500 м от огня 37-мм противотанковых пушек, 75-мм легких орудий, 14,5-мм противотанковых ружей. Новая башня конусообразной восьмигранной формы сваривалась из плоских листов толщиной 25-мм (позже толщина маски вооружения и передних скул была доведена до 35-мм). Впоследствии часть машин подвергли еще и экранировке.

Некоторые заводы, поставлявшие для нового танка корпусные детали, ранее связанные с котлостроением, сохранили для Т-60 производство круглых башен конической формы, аналогичных башне Т-40 ( конструкция и размеры погона башни на обоих машинах не претерпели серьезных изменений).

А Коломенский паровозостроительный завод (КПЗ) с сентября 1941 г. поставлявший корпуса, башни, по производственным соображениям большую часть башен изготавливали литыми, с утолщенными в три раза стенками, соответственно вдвое более снарядостойкими. Для машин своего класса бронирование Т-60 было отменным.

Вооружение нового танка первоначально планировалось сохранить таким же, как на Т-40: 12,7-ми пулемет ДШК и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ. Но уже в процессе доработки проекта было принято решение о замене пулемета ДШК на более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК-танковая (с января 1942 г. получила обозначение ТНШ-1: танковая Нудельмана-Шпитального). Скорострельность пушка сохраняла авиационную — до 750 выстрелов в минуту, при определенных навыках можно было вести одиночную стрельбу. Боекомплект включал как осколочные, так и бронебойные снаряды, что позволяло решать на поле боя широкий спектр задач. Возможности танка по борьбе с бронированными объектами противника еще больше возросли после введения в боекомплект подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда с высокой начальной скоростью. Тогда, учитывая обстановку, вооружение сочли достаточным.

Тактико-технические характеристики советских танков

 

танк Т-50

Т-60

Т-70

Т-70М

Т-80

Боевая масса, т

13,8

6,4

9,2

9,8

11. 8

Экипаж,чел.

4

2

2

2

3

Длина корпуса, мм

5300

4100

4285

4285

4285

Ширина, мм

2470

2302

2348

2430

2500

Высота, мм

2165

1735

2035

2035

2175

Клиренс, мм

350

300

300

300

300

Вооружение

Пушка

45-мм 20к обр. 38 г.

20-мм ТНШ

45-к-м 20Км обр42г.

45-мм 20Км обр.42 г.

45-мм 20Км обр.42 г.

Пулемет

2 х 7,62-мм ДТ

7,62-мм ДТ

7.62-мм ДТ

7,62-мм ДТ

7.62-мм ДТ

Боекомплект (с рацией/без рации):

снарядов

150

754

90

90

94

патронов

4095

1008

945

945

1008

Бронирование, мм:

лоб корпуса

37

35

35

22

20

борт корпуса

37

15

15

13

13

крыша

20

10

10

13

13

башня

37

25

25

15

15

маска пушки
 
 

65

65

5

Двигатель

В-4

ГАЗ-202

ГАЗ-203

ГАЗ-203

ГАЗ-80

Мощность, л. с.

300

76

2×70

2×70

2×85

Макс.скорость по шоссе, км/ч:

52

45

45

45

47

Запас хода по шоссе, км

350

455

350

350

320

В качестве силового агрегата использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 76 л.с., довольно надежный, долговечный, допускавший кратковременную работу на низкосортном бензине. Несколько снизилась по сравнению с Т-40 максимальная скорость, впрочем, средняя скорость движения по пересеченной местности осталась прежней (проходимость Т-60 была лучшей среди всех отечественных машин того времени). В связи с нехваткой ГАЗ-202 ставили любые подходящие по размерам и мощности двигатели, чаще всего импортированные еще до войны для нужд автомобильной промышленности, Форд V-8 мощностью 65 и 90 л.с.

Выпуск начался на московском заводе №37 с середине сентября 1941 г., продолжалось до конца октября, когда было прервано в связи с эвакуацией завода на Урал. Всего в Москве успели выпустить 245 машин. Выпуск Т-60 завод №37 возобновил на новом месте в Свердловске с декабря того же года.

Головным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ приступивший к массовому выпуску танка с конца октября. Конструкторский коллектив завода по танкостроению возглавил Н.А Астров. Уже в 1941 г. ГАЗ смог выпустить 1323 машины, за что был в последние дни года награжден орденом Ленина. В 1942 г. выпуск танка Т-60 продолжался во все возрастающих количествах. Хотя в этом году уже был принят и поставлен в производство более мощный Т-70, параллельно продолжался выпуск хорошо освоенного Т-60.

За время нахождения в производстве конструкторы не оставляли попыток усилить огневую мощь. Предусматривалась установка на Т-60 более мощной 23-мм пушки ВЯ, приспособленной для установки в башню легкого танка, даже была выпущена партия из 16 штук, но были ли они установлены на танк неизвестно. Испытывался весной 1942 года и танк Т-60-2 с башней от разрабатывавшегося легкого танка Т-45 с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ. Но так как к этому времени на вооружении уже состоял Т-70, имевший 45-мм пушку 20Км, то иметь два, по сути, одинаковых по своим возможностям, но разных по конструкции танка сочли нецелесообразным, поэтому все работы по дальнейшему совершенствованию Т-60 были прекращены. Всего было изготовлено 5839 машин.

Впервые в бою танкам Т-60 пришлось побывать под Полтавой в сентябре 1941 г. Но наиболее массовое их участие пришлось на битву за Москву, где их роль оказалась исключительно велика, так как осенью 1941 г. из-за переброски на восток танковых заводов, выпуск тяжелых и легких танков был самым низким за все время войны. Т-60 применялись во всех танковых бригадах и отдельных батальонах, защищавших столицу.

С весны 1942 г. Т-60 применялись практически на всех фронтах: в Крыму, в Харьковской операции, в обороне Сталинграда (причем роль легких танков, как в битве за Москву почти год назад резко возросла в связи с остановкой СТЗ — одного из крупнейших производителей Т-34). Принимали они активное участие в контрнаступлении советских войск под Сталинградом и прорыве блокады Ленинграда зимой 1942/43 г. Причем под Ленинградом Т-60 действовали в первом эшелоне атакующих войск, форсировав по льду Неву и захватив плацдарм на противоположном берегу, на который на второй день наступления переправлялись средние и тяжелые танки.

С конца 1942 г. роль Т-60 на переднем крае стала снижаться. Резко возросли возможности вражеских противотанковых средств, да и наши войска стали в достаточной мере насыщаться более мощными и современными машинами.

Последней крупной операцией, в которой Т-60 широко применялись в качестве боевых танков, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г В дальнейшем они применялись лишь для решения вспомогательных задач: для разведки, боевого охранения, в качестве связных, командирских машин, как средство борьбы с десантами и в качестве артиллерийских тягачей. Кстати, как тягачи трофейные Т-60 широко применялись немцами.


Назад — Вперед >>


< Назад   Вперед >

 

Бронетехника СССР → Легкие танки →


Мини-навигатор
по сайту

Т-60: обзор, характеристики, сравнение параметров

Добавить к сравнению Машина добавлена к сравнению Добавить комплектацию техники к сравнению Комплектация техники добавлена к сравнению

Добавить к сравнению технику в базовой комплектации Убрать машину из сравнения Добавить к сравнению технику в текущей комплектации Убрать машину из сравнения

Разработан в августе 1941 года КБ завода №37 под руководством Н. А. Астрова. В сентябре того же года был принят на вооружение. За время серийного выпуска построено 5920 танков. Серийное производство продолжалось до февраля 1943 года, однако танк состоял на вооружении до конца войны.

Командир

Командир

Наводчик

Радист

Заряжающий

Механик-водитель

Огневая мощь

ед. Урон

мм Бронепробиваемость

0}»> ед/мин Урон в минуту

0, ‘specification_delta-good’: $data с Время сведения

0, ‘specification_delta-good’: $data м Разброс на 100 м

0}»> шт Боезапас

Мобильность

0}»> / 0}»> / т Масса/Предельная масса

0}»> л. с. Мощность двигателя

0}»> л.с./т Удельная мощность

км/ч Максимальная скорость

0}»> град/с Скорость поворота

0}»> град/с Скорость поворота башни Скорость гориз. наведения

Живучесть

0}»> ед. Прочность

/ / мм Бронирование корпуса

0}»> / 0}»> / 0}»> / / мм Бронирование башни

0, ‘specification_delta-good’: $data с Время ремонта ходовой

Наблюдение

0}»> м Обзор

0}»> м Дальность связи

Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Немецкие штурмовые орудия времен Второй мировой войны

Марко Пантелич / 29 апреля 2023 г.

Немецкий рейх (1943-1945) Самоходная штурмовая артиллерийская установка – 123 захвачено и 55 построено после перемирия Regno d’Italia (англ.: Kingdom…

Подробнее

  • Французские прототипы времен холодной войны

Мариса Белхоте / 26 апреля 2023 г.

Франция (1947-1952) Легкий танк – построен 1 прототип Вторая мировая война поставила танковую промышленность Франции в неопределенное состояние….

Подробнее

  • Немецкая импровизированная техника времен Второй мировой войны

Марко Пантелич / 24 апреля 2023 г.

Германский рейх (1945 г.) Импровизированная самоходная противотанковая пушка – построена как минимум одна машина В последние месяцы войны…

Подробнее

  • Тяжелые танки США времен Второй мировой войны

Уильям Уайнахт / 22 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1940-1944) Тяжёлый танк – построено 40 Нажмите здесь, чтобы принять участие! Первая попытка Соединенных Штатов…

Подробнее

  • Прототипы времен холодной войны США

Эндрю Хиллс / 19 апреля 2023 г.

Соединенные Штаты Америки (1987-1991 гг.) Ракетный истребитель танков — построено 5 Ракета AGM-114 «Hellfire» разработана в США…

Подробнее

  • Прототипы советских САУ времен Второй мировой войны

Павел Алексей / 17 апреля 2023 г.

Советский Союз (1940-1941 гг.) Тяжелая самоходная артиллерийская установка – построены только компоненты Даже после того, как КВ-2 поступил на вооружение советской армии,…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для бронетехники: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.

Показ (уже десять лет!)

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

Маленький танк в большой войне

История танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Танк был принят на вооружение еще до того, как был подготовлен первый чертеж, и сразу на трех заводах были заказаны тысячи единиц. Несмотря на то, что окончательные результаты были намного скромнее, более 5500 завершенных автомобилей — очень впечатляющее число. Оставаясь в производстве чуть меньше года, с сентября 1941 по июль 1942 года, Т-60 стал самым массовым малым танком в истории. Эти машины появились на передовой в самый жаркий период битвы за Москву и внесли заметный вклад в войну в самый тяжелый ее момент. 20 июля 2016 года Т-60 исполнилось 75 лет.

Проще, ниже, толще

17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179сс «О производстве легких танков Т-60 на заводе № 37». Вместо запланированного Т-50 завод будет выпускать упрощенную версию плавающего разведывательного танка Т-40. Н.А. Астров и В.П. Идею Окунева одобрили на самом верху, поскольку Т-50 в лучшем случае не раньше октября, а оборудование завода №37 не подходило для производства такого тяжелого танка.

Между тем сделать Т-60 из Т-40 тоже было далеко не просто. Проблема заключалась в том, что завод имени Орджоникидзе в Подольске производил достаточно сложные корпуса и башни. Самая большая проблема была с башней, которая имела сложную форму. Одной из причин отставания от графика производства Т-40 было большое количество забракованных деталей, а переход в середине июля на гомогенную броню лишь частично смягчил проблему.

Между тем, 20 июля 1941 года был подписан указ № 222сс «Об изготовлении 10 000 легких танков». Согласно постановлению, одним из основных производителей Т-60 был ХТЗ (Харьков) с квотой 3500 танков. Еще 3000 будут построены на заводе ГАЗ имени Молотова, основном поставщике двигателей, коробок передач, опорных катков и других компонентов для Т-40. Даже с гомогенной броней Т-40 не подходил для такого массового производства, и его конструкцию пришлось упростить.

23 июля вышел приказ НКСМ №360сс, согласно которому завод №37 должен был спроектировать упрощенный корпус и башню Т-60. Только через два дня на заводе №37 состоялось техническое совещание, на котором обсуждался проект танка Т-60 на базе Т-40 и его производство на ГАЗе и ХТЗ. Однако реальные работы по упрощенному Т-40 начались раньше. Самые ранние наброски датированы 22 июля, еще до того, как был отдан приказ. Конструкторское бюро Астрова установило мировой рекорд по проектированию своего танка: окончательные чертежи были готовы 28 июля, поэтому вся документация по танку была разработана менее чем за неделю. Это подтверждается датами на чертежах.

Один из чертежей модели 060. Первая дата — 22 июля 1941 года.

При проектировании возникла проблема. Согласно постановлению ГКО, на заводе №37 были разработаны два танка с индексом Т-60. Проблему решили, присвоив новому танку индекс 060, который также периодически используется в переписке. Была также попытка присвоить 060 индекс Т-70, и хотя этот индекс применяется всего несколько раз, этого достаточно, чтобы сбить с толку любого исследователя. Танк также называют «Т-60 с упрощенным корпусом», Т-60М или просто Т-60. Последний из них окончательно закрепился к осени 19 г.41, но даже в 1942 году некоторые заводы до сих пор иногда называют его Т-70 или Т-60М.

Несмотря на то, что ряд узлов на Т-40, Т-30 и Т-60 был идентичен, «упрощенный» вариант представлял собой новый танк. Поскольку от танка больше не требовалось быть амфибией, корпус Т-60 был полностью переработан, высота танка была снижена с 1905 мм до 1735 мм, что является рекордно низким показателем для серийных танков Второй мировой войны. Броня тоже отличалась от Т-40. Корпус имел форму клина, а борта были сделаны из двух половин для облегчения производства. Согласно техническому заданию лобовая броня была увеличена до 20 мм, бортовая — до 15 мм. В целом масса немного выросла до 5800 кг. Башня также была упрощена. Теперь он имел многоугольную форму, что заметно упростило производство. Толщина лобовой брони составляла 20 мм, бортов — 15 мм.


Экспериментальная пушка ТНШ, испытанная на Т-40.

Последним элементом, требующим доработки, было вооружение. Здесь история с Т-60 повторяет то, что произошло с Т-30. Изначально предполагалось, что ДШК останется основным орудием, но оказалось, что завод №507 не может поставить их в достаточном количестве. В результате была найдена альтернатива: переделанная 20-мм авиационная пушка ШВАК. Танковый вариант орудия, получивший индекс ТНШ, был принят на вооружение еще до постройки опытного образца.

Решение вопроса вооружения задержало передачу документации по Т-60 его производителям.

Жертвы просрочек

Сроки, установленные постановлением ГКО № 222сс, были слишком жесткими. Планировалось отправить документацию по 060 к 27 июля. На самом деле документация по установке вооружения к тому времени не была готова, а чертежи были разосланы только 28 июля. ХТЗ получил первые чертежи 28 июля, но большинство из них получил только 10 августа.

Тем временем завод имени Орджоникидзе в Подольске к середине августа изготовил корпус опытного танка. Сборка первого 060 началась на заводе №37 17 августа 1941 года. Башня была взята от Т-40, со штатным пулеметом ДШК. Однако пулемет так и не был установлен. На опытном танке использовались литые опорные катки со спицами. Завод №37 разработал их как альтернативу штампованно-сварным колесам Молотова ГАЗ.


Опытный Т-60, Горький, 1942 г.

К концу августа опытный Т-60 был готов. Астров и Окунев лично перегнали его из Москвы в Горький, где танк стал прототипом всей продукции завода. Этот трюк создал миф о том, что якобы Астров и Окунев остались в Горьком. Это неверно, так как оба они вернулись на завод №37, который только начинал выпуск танков Т-30. Никто в здравом уме не стал бы лишать завод главного конструктора и старшего военпреда в столь ответственное время.

Между тем ситуация на ХТЗ была сложной. По состоянию на 16 августа на заводе еще не было технических условий на ОК и требований к комплекту деталей и приборов. Несмотря на задержку с чертежами, завод начал подготовку к производству в начале августа. Состоялась встреча между ХТЗ и ХЭМЗ (Харьковский электромеханический завод), распределившая необходимую нагрузку между заводами.

Основными проблемами были поставки корпусов и башен. Субподрядчики, занимавшиеся производством корпусов, по разным причинам задерживали производство. Одной из причин была необходимость перепроектировать башню под ТНШ. В результате документация по башням была завершена к концу августа.

Кроме того, производители корпусов и башен были загружены другими заказами. Ряд проблем привел к тому, что квоты на август не были выполнены. Первый опытный корпус 060 собрали на Ворошиловградском заводе Октябрьской Революции только к концу месяца.


Как видно из нижней левой части чертежа, некоторые компоненты были общими для бронированного тягача ХТЗ-16 и Т-60.

Проблема была в том, что завод в инициативном порядке предложил бронетрактор ХТЗ-16, построенный в кооперации с НАТИ на тракторе СХТЗ-НАТИ. Его производство было утверждено в один день с производством Т-60 постановлением ГКО № 219.SS. Проблема с ХТЗ-16 была та же: шасси много, корпусов мало. По понятным причинам ХТЗ отдал предпочтение собственной разработке. Руководство завода тоже вынашивало мысль, что от Т-60 избавятся, но Малышев сам приехал на завод ломать головы, после чего работа по выпуску Т-60 вдруг ускорилась.


Корпуса Т-60, захваченные немцами в Краматорске, так и не дошедшие до ХТЗ.

Несмотря на меры Малышева, изготовление деталей отставало от графика. Ряд заводов ХТЗ продолжил работу над деталями для бронетрактора. 10 сентября ХТЗ получил первые два комплекта корпусов и башен с завода «Красный котельщик» (Таганрог). 13 сентября 1941, почти через месяц после запланированного начала производства, был собран первый Т-60 с использованием корпуса и башни Ворошиловградского завода. На тот момент на заводе было 12 комплектов корпусов и башен от трех разных подрядчиков. Однако в сентябре было собрано и отправлено только семь танков, что равнялось количеству имеющихся двигателей.

17 сентября началась частичная эвакуация ХТЗ. Часть ее оборудования была перевезена в Красноармейск, пригород Сталинграда. История танков Т-60 производства завода №264 достойна отдельной статьи. Что касается харьковских Т-60, то их судьба неясна. Два танка были доставлены в 71-й отдельный танковый батальон, но куда делись остальные неизвестно.

Танки, а не грузовики

ГАЗ имени Молотова столкнулся с той же проблемой, что и ХТЗ. Задержки с получением субподрядчиками документации по Т-60 означали, что план производства не был выполнен. Несмотря на то, что Выксунский завод измельчительного оборудования (ДРО) в середине августа собрал экспериментальный корпус для подготовки к производству, серийное производство оставалось несбыточной мечтой. По словам представителей ГАБТУ, реальных поставок от подрядчиков на ГАЗ нельзя было ожидать ранее 1 сентября. Тем временем завод продолжал подготовку к новому танку. Заводское КБ, как и их коллеги из ХТЗ, внесли свои изменения в значительную часть полученной документации.

Молотов ГАЗ выпуска Т-60 с осени 1941 по зиму 1942.

На заводе были и производственные проблемы. По состоянию на август 1941 года, помимо Т-60, завод выпускал целый спектр колесных машин. Корпуса МС-1 были отправлены на Выксунский завод ДРО для переделки в бронеавтомобили БА-20, шасси ГАЗ-07 отправлены на Ижорский завод для бронеавтомобилей БА-10М. Завод также был единственным производителем полуторатонных грузовиков, которые на фронте были на вес золота, за которые по-прежнему отвечал ГАЗ. Кроме того, в августе началось производство разведывательной машины ГАЗ-64 и командирской машины ГАЗ-61, причем последняя использует тот же двигатель, что и Т-40 и Т-60. Грузовой автомобиль ГАЗ-61-461 был разработан на шасси автомобиля ГАЗ-61, принятого в качестве основного тягача для 57-мм пушки ЗиС-2 после списания Т-20 «Комсомолец».

После того, как в конце 1940 года завод лишился завода по производству двигателей ГАЗ-11 (площадь использовалась для производства авиационных двигателей М-105), производство этих жизненно важных двигателей было возобновлено только к середине лета. Помимо всего прочего, ГАЗ отвечал за большое количество комплектующих для небольших танков.


Из-за нехватки припасов большинство танков, построенных в начале войны, не имели фар.

Производство на ГАЗе остановилось из-за отсутствия корпусов. К середине сентября Муромский завод начал только 4 комплекта корпусов и башен, не закончив ни одного. Новокраматорский завод запустил 32 комплекта, но так и не закончил ни одного. Выксунский завод ДРО начал 6 комплектов, выполнив два. Первый корпус прибыл 17 числа, и в этот же день был собран первый танк.

Открыт новый сборочный цех Т-60, завод №5. Как и в случае с ХТЗ, для запуска производства необходимо было вмешательство сверху. В начале сентября директор завода И.К. Лоскутов был вызван в ЦК ВКП(б) на совещание. На заседании под председательством Г.К. Маленкова, ГАБТУ потребовала от директоров танковых заводов ускорить запуск производства. Это в полной мере относилось и к Лоскутову. С этого момента ГАЗ начал смещать приоритеты с грузовиков на танки.


Танки Т-60 из состава 33-й танковой бригады на параде, 7 ноября 1941 г.

Реальное серийное производство Т-60 на ГАЗе началось только в октябре 1941 г. В середине месяца Астров и Окунев переехали на завод с завода №37. Астров стал помощником главного конструктора, а Окунев — старшим военпредом. За первые пять дней было изготовлено 5 танков вместо положенных 15. К 20 октября было принято 69 танков Т-60.

20 октября на завод пришла телеграмма от Сталина с требованием увеличить выпуск Т-60 до 10 танков в сутки. Малышев приехал в Горький для изучения обстановки, и его энергичное руководство помогло значительно улучшить производство. Несмотря на другие проблемы, ГАЗу удалось не только выполнить октябрьскую норму, но и перевыполнить ее.

Стоимость производства Т-60 была высокой. К концу октября производство автомобилей на ГАЗе было практически парализовано. ГАЗ-61-73 и ГАЗ-61-416 были сняты с производства, так как в них использовался столь необходимый двигатель. Производство ГАЗ-64 остановлено, а производство ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА резко сократилось.

Путаницы добавила эвакуация завода №37 в Свердловск. Увидев беду с корпусами и башнями, руководство завода предложило прислать несколько корпусов и башен Т-30. Кроме того, 9Нуждающиеся в ремонте Т-30 были отправлены на ГАЗ. Точное количество корпусов и башен Т-30 неизвестно, но по состоянию на лето 1942 года на заводе оставалось 47 комплектов. Корпуса так и не использовались, но было выпущено несколько десятков Т-60 с коническими башнями. Эти танки можно было найти в составе 33-й отдельной танковой бригады, машины которой запечатлены на фотографиях с парада 7 ноября на Красной площади. Также с завода №37 было отправлено некоторое количество литых опорных катков.


Танки Т-60 с башнями Т-30.

Из-за проблем с эксплуатацией танка зимой на заводе пришлось дорабатывать его. Были разработаны более длинные и широкие траки, а также съемные шпоры для гусениц. Также была предложена переработанная подвеска, уменьшившая размер колес и увеличившая их количество до 8 на борт, чтобы выровнять давление на грунт.

Конструкторское бюро ГАЗ также разработало рессорную подвеску на случай проблем с поставками торсионов. На случай проблем с резиной прорабатывалась идея использования деревянных лайнеров вместо покрышек. Радиостанцию ​​на танке пришлось снять. В результате Т-60 стал единственным советским танком военного времени, на котором вообще не устанавливались радиостанции. Другое электрооборудование пришлось упростить.

Несмотря на то, что ГАЗ не смог выполнить приказ №222сс, титаническими усилиями завода удалось запустить полномасштабное производство этих необходимых танков. В сентябре приняли только 3 танка, в октябре — 215. Всего за 1941 год ГАЗ выпустил 1314 танков. Из них 137 были шасси с установкой реактивной артиллерийской системы М-8. ГАЗ из субподрядчика превратился в одного из крупнейших производителей танков в СССР и мире.

Вскоре после прихода Астрова в КБ ГАЗ стал ведущим разработчиком в области малых и легких танков. Дальнейшие работы над 060 продолжились в Горьком. Что касается завода №37, то в результате эвакуации он утратил статус главного разработчика и производителя танка.


Подбитые танки Т-60, ноябрь-декабрь 1941 г. Один из них оснащен опорными катками с литыми спицами.