Содержание

фото и видео, подробности устройства, расположение экипажа и отделения, размещение боекомплекта и приборы, механизмы управления

Танк Т-34 стал массовым памятником воинской доблести

Советский танк Т-34 в сознании всех жителей стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, неразрывно связан с Великой Отечественной войной. Этот танк являлся непременным участником практически всех значимых сражений. Его появление на поле боя даже в первые, самые тяжёлые для СССР годы войны, почти всегда становилось для вражеских войск большой проблемой и наносило им потери.

Танки Т-34 многим знакомы «вживую», они в качестве памятников установлены во множестве населённых пунктов, причём не только по всей России или Беларуси, но и в целом ряде других стран, включая даже Германию, Польшу и Эстонию. Внешний облик «тридцатьчетвёрки» стал  одним из наиболее узнаваемых символов Победы.

Но даже при столь широкой известности Т-34, постоянно подпитываемой фильмами и публикациями на тему Великой Отечественной войны, множество людей затрудняется точно сказать, как именно устроен этот танк внутри, сколько человек составлял его экипаж и как распределялись функции каждого из танкистов в бою.

Содержание

Внутреннее устройство танка Т-34

Внутреннее пространство кабины танка Т-34 делилось на две части. В средней части корпуса, непосредственно под башней, находилось боевое отделение, а впереди него было размещено отделение управления.

Вид на отделение управления

«Тридцатьчетвёрки», действовавшие на фронте в начале и в конце войны, сильно различались между собой как снаружи, так и изнутри. С весны 1944 года в войска начали поступать танки Т-34-85 с заметно увеличенной в размерах башней, в которой устанавливалась 85-миллиметровая пушка взамен прежней калибром 76 мм.

Схематический макет башни Т-34-85

Танки Т-34-76, на долю которых пришёлся самый трудный период войны, сохранились к настоящему времени в считанных количествах, хотя реставраторы смогли весьма достоверно восстановить не один такой танк. Но следует помнить, что в подавляющем большинстве фильмов о Великой Отечественной войне, невзирая на показываемый её период, фигурируют именно Т-34-85.

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.

Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 ммОбщий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.

Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.

Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.

Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.

Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.

Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.

Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 ммРадиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплектаОдин из ящиков разнообразного ЗИПа Т-344 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающегоОсновная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Танк Т-34 — Подробное описание

Танк Т-34 — Подробное описание
Содержание
Танк Т-34
Подробное описание
Вооружение
Применение
Варианты танка Т-34

Более детальное описание Т-34

Шасси и подвеска.

Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Подвеска каждого катка была независимой и подвешивалась перпендикулярно на винтовой пружине внутри корпуса. Ведущая звездочка устанавливалась сзади, что снижало уязвимость. Та же система применялась на машинах серии БТ. Ведущие звездочки вращали широкие литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Широкие гусеницы давали небольшое удельное давление на грунт, не превышающее 0,7-0,75 кг/см2. У британских, немецких и американских танков величина этого параметра составляла 0,95-1,0 кг/см2. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см — в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

Корпус и бронирование.

Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Качество сварки было очень плохим, но не настолько, чтобы допускать разрушения сварных швов. Передний броневой лист толщиной 45-мм, установленный под углом 60 градусов, не имел никаких отверстий, за исключением люка механика-водителя и амбразуры шаровой пулеметной установки. В люке механика-водителя имелся перископ. Наклонная броня давала отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам была эквивалентна вертикальной бронеплите толщиной 75-мм. Фактически танк Т-34 был самым неуязвимым в 1941 году. Крыша задней части корпуса за башней была слегка приподнята, на ней были размещены жалюзи моторного отделения и выхлопные трубы. Верхняя задняя плита и крышка двигателя крепились винтами. В случае необходимости замены двигателя или трансмиссии их можно было снять.

Двигатель.

Двигатель располагался в задней части корпуса и представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, первоначально разработанный для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе этот параметр значительно улучшался. Двигатель В-2 позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Главный топливный бак находился внутри корпуса, четыре вспомогательных бака цилиндрической формы — на бортах и два бака меньших размеров — на корме.

Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Башня.

Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Типы башен танка Т-34 образца 1943 года

Механик-водитель и органы управления.

Место управления было отделено от моторного отделения перегородкой. Рабочее место механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Оно было оснащено большим люком, закрепленным на шарнирах. В люке имелся перископ для наблюдения. Механик-водитель управлял танком с помощью системы с бортовым фрикционом и тормозом. Управление системой осуществлялось посредством двух управляющих рычагов и рычага переключения передач, а также педалями сцепления и ножным тормозом. Рычаги соединялись с трансмиссией в кормовой части с помощью металлических тяг, проходящих вдоль днища ганка. Для управления танком Т-34 надо было прикладывать больше физических усилий, чем для управления машинами западного производства, на которых трансмиссия и коробка передач располагались рядом друг с другом. Механикам-водителям танков Т-34 часто приходилось пользоваться деревянным молотком, если рычаги заедало. Четырех-скоростную коробку передач на 100 последних танках Т-34 образца 1943 года сменила пятискоростная.

В результате стало легче переключать передачи и увеличивать скорость танка. В полу находились педали впрыска топлива, сцепления и тормоза. В днище имелась педаль (часто называемая «десантной»), которая позволяла остановить танк. Имелись также два баллона с сжатым воздухом для запуска двигателя при низких температурах.

Стрелок-радист.

Рабочее место стрелка-радиста располагалось справа в передней части корпуса. Люк для покидания машины находился в днище прямо перед стрелком-радистом. Вооружение стрелка-радиста состояло из 7,62-мм танкового пулемета Дегтярева в шаровой установке с углом горизонтальной наводки 24 градуса и вертикальной наводкой от -6 до +12 градусов. Пулеметы, устанавливаемые на танки образца 1942 года, оснащались бронемаской. Несмотря на то что в начале войны на большинстве танков Т-34 радиостанции отсутствовали и из-за острого дефицита личного состава место радиста пустовало, количество оснащенных рациями танков постоянно росло.

В 1941 г. машины командиров танковых рот оснащались радиостанцией 71-ТК-З. Предпринимались усилия по оснащению радиостанциями танков командиров взводов. В течение первых двух лет войны применялись также рации 71-ТК-1. Положение улучшилось, когда в конце 1942 г. началось массовое применение радиостанций 9-Р. Хотя радиус действия этих радиостанций составлял 24 км, в движении они были эффективны на расстоянии 8 км.

Немцы, уделявшие повышенное внимание обеспечению экипажей устойчивой радиосвязью, отмечали низкое качество тактического взаимодействия советских машин. Из-за отсутствия радиосвязи русским приходилось полагаться на сигналы флажками. В люке башни предусматривалось даже специальное отверстие для подачи сигналов с помощью флажков. На практике это было очень неудобно — командир взвода был слишком занят управлением собственным танком и стрельбой. Часто он просто давал команду другим экипажам следовать за ним. Ситуация улучшилась, когда объем производства радиостанций увеличился, и к лету 1943 года 75-80 процентов всех машин уже были ими оснащены.

Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью системы ТУП. Танковые шлемы были оборудованы наушниками и горловыми микрофонами.

Командир танка и заряжающий.

Главным недостатком всех танков Т-34 была плохая эргономика башни. В башнях немецких машин находились три человека: стрелок, заряжающий и командир танка, отвечавший за наблюдение за местностью, управление экипажем и координацию действий с остальными танками подразделения. Совсем другая ситуация имела место в тесных, рассчитанных на двоих башнях Т-34. Командир имел те же задачи, что и немецкий, кроме того, он должен был вести огонь из пушки. Это — само по себе серьезное дело, которое отвлекало командира от выполнения его командирских обязанностей. Заряжание также занимало много времени. Несмотря на это, советское командование провело короткий и неудачный эксперимент, возложив ответственность за заряжание орудия вместо стрельбы на командира танка.

Члены экипажа, по долгу службы находившиеся в башне, сидели на сиденьях, свешивавшихся с башенного погона. Командир сидел слева от орудия, а заряжающий, который должен был также стрелять из спаренного с пушкой пулемета, справа.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Главный 2,5-кратный телескопический прицел ТОД-6, который устанавливали на первые модели Т-34, был позже заменен на прицел ТМФД. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ ПТ-6. Позже стали применяться перископы ПТ-4-7 и ПТ-5. Из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего.

Под отверстиями для наблюдения находились амбразуры для стрельбы из пистолета, еще одна амбразура. На более поздних моделях Т-34 эти амбразуры отсутствовали.

Многие немецкие командиры экипажей предпочитали вести бой, высунув голову из люка. Это обеспечивало им обзор на 360 градусов. Если бы это попытался сделать командир Т-34, то большой открывающийся вперед люк почти полностью перекрыл бы ему обзор. Ему пришлось бы сидеть прямо на башне, не только рискуя попасть под огонь противника, но и получить удар очень тяжелым люком. Размер люка был такой, что, будучи открыт, он открывал и заряжающего. Танки Т-34 образца 1943 года имели отдельные люки для командира и заряжающего, но только на последних моделях устанавливались приборы наблюдения, обеспечивавшие обзор на 360 градусов. Сама башня первоначально изготавливалась из катаного листа с пушкой в литой люльке. На модели 1941 года литую люльку заменили угловой люлькой на болтах. В 1942 г. на вооружение приняли литую башню с толщиной брони 52-мм, хотя она ничем не отличалась от башни из катаного листа.


<< Назад — Вперед >>


< Назад   Вперед >

 

Бронетехника СССР → Средние танки →


Мини-навигатор
по сайту

История прочной бронетехники Советской России

Фил Циммер

Декабрь 1941 года был темным месяцем и концом мрачного года для Советов, поскольку немцы неуклонно продвигались вперед к Москве, логову Иосифа Сталина и его фавориты обдумывали, что делать дальше против нацистской безжалостной силы, которая за несколько коротких месяцев перевернула все на своем пути. Польша была захвачена, а затем Дания и Норвегия, а затем Бельгия и Франция перешли к немцам, у которых, как сообщается, теперь были передовые части в пределах видимости Кремля. Немецкие командиры были уверены. На тот момент они еще не знали поражений, и в отчете разведки от 4 декабря прямо говорилось, что Советы просто не способны «вести контрнаступление без значительных резервов». К несчастью для немцев, им пришлось сражаться с советским танком Т-34, и они недооценили своего противника. (Подробнее о бронетехнике и чудесах инженерной мысли, изменивших ход Второй мировой войны, читайте в Журнал WWII History .)

Топор упал уже на следующий день, когда Советы предприняли массированную внезапную атаку, которая, по меткому описанию историка Макса Гастингса, «застала немцев почти буквально в замороженном состоянии». Зима сыграла свою роль: немецкие масла при температуре -30 градусов замерзали, а русская техника работала нормально, особенно танки Т-34 со специально разработанными пневматическими стартёрами.

Сначала пехотинец Альбрехт Линсен не мог поверить своим глазам при стремительном натиске советских танков и людей. «Из метели [немецкие] солдаты бежали назад, разбегаясь во все стороны, как охваченное паникой стадо животных. Против этой отчаянной массы стоял одинокий офицер; он жестикулировал, пытался вытащить пистолет, а потом просто пропустил его».

Ландсер Линсен тоже на мгновение смутился. Рядом с ним произошел взрыв, и он «почувствовал жгучую боль в правом бедре. Я думал: «Я умру здесь, в 21 год, в снегу перед Москвой». к югу от Москвы и продолжали продвигаться вперед.

Несколько дней немцы отступали от решительных и безжалостных атак советских войск. Захватчики были отброшены на расстояние от 60 до 150 миль, прежде чем генералу Вальтеру Моделю удалось сплотить свои силы и остановить отступление перед лицом Т-34. 900:09 Танкист Красной Армии изучает карты на корпусе своего танка, когда линия Т-34 проходит в тыл. Некоторые историки считают, что танк Т-34 стал причиной победы союзников над немцами.

Что сделало танк Т-34 таким грозным

Несколькими месяцами ранее немцы столкнулись с прочными Т-34 во время вторжения в Советский Союз. Они узнали, что их средние танки Panzer III и IV, которые успешно возглавили французскую и польскую кампании, просто не могли сравниться с мощными и новыми танками с наклонной броней, направленными вперед, против них.

«Каждый выстрел кажется прямым попаданием», — сказал один немецкий противотанковый стрелок в начале вторжения в июне 1941 года. Но «снаряды отскакивают. Огонь, кажется, нисколько не беспокоит танки», — добавил удивленный наводчик, описывая способность Т-34 и более тяжелого и менее маневренного российского КВ отражать немецкую огневую мощь.

Т-34 обладал характеристиками, которым могли бы позавидовать немецкие танкисты: более толстая броня, которая была наклонена для большего отражения огня противника, надежный дизельный двигатель В-12, низкий профиль и широкие гусеницы, которые позволяли двигаться по снег и грязь сравнительно легко.

Широкие колеи оказались особенно важными при пересечении обширных пространств Родины с ее немногочисленными, сравнительно примитивными дорогами, которые часто становились не более чем «грязевыми каналами» в распутице или многонедельными дождливыми периодами осенью и весной. .

Немцы в 1941 году поначалу были ошеломлены мощью и эффективностью Т-34, и они быстро осознали необходимость экипировки и решения проблем, связанных с советским танком. В ноябре 1941 года во 2-й танковой армии генерал-полковника Хайнца Гудериана посетила специальная немецкая комиссия по исследованию бронетехники, которая осмотрела несколько захваченных Т-34.

Откровенный Гудериан потребовал полного переосмысления немецких танков и призывал к значительному повышению подвижности, большей бронезащите и более тяжелому основному орудию. Это привело к тому, что нацисты разработали два разных и конкурирующих подхода к дизайну. Один из них, возглавляемый Даймлер-Бенц (конструктор Panzer III), предполагал танк, внешне похожий на Т-34, с дизельным двигателем мощностью 650 лошадиных сил и задним приводом.

Могут ли «Пантеры» противостоять Т-34?

Второй проект группы MAN, создавшей танки Panzer I и II, предусматривал создание машины на базе нового бензинового двигателя Maybach HL 210, который только что поступил в производство. Он отличался конструкцией башни по центру и передним приводом, чего не было на Т-34.

Дизайн MAN победил, и он стал Panther. Во многом это было связано с тем, что его можно было запустить в производство раньше, чем модель Daimler-Benz. Последующие изменения конструкции привели к тому, что 45-тонный танк увеличился в весе на полные 50 процентов менее чем за три месяца планирования. Неотъемлемые преимущества дизельного двигателя и заднего привода были упущены в стремлении к быстрому производству.

По иронии судьбы, у MAN не было возможности построить большое количество Panther самостоятельно, и она стала полагаться на большое количество субподрядчиков, в том числе несколько французских фирм. Как оказалось, увеличенный вес слишком сильно нагружал непроверенный двигатель, а также его трансмиссию и трансмиссию.

В отличие от Т-34, «Пантера» никогда не подвергалась серьезным подвижным или полевым испытаниям, а была срочно принята на вооружение вопреки совету Гудериана и других. Несмотря на то, что машина была оснащена превосходной 70-мм пушкой L/70 и толстой наклонной броней, в других важных категориях она уступала. Надежность и экономичный дизельный двигатель были заменены на короткие смены в пользу целесообразности.

По иронии судьбы, боевые реалии 1941 года вынудили переосмыслить и переработать немецкие танки, «но немецкие разработчики допустили серьезную ошибку, создав танк, который, по сути, игнорировал» эти самые реалии.

Опытный образец Т-34 испытывается против «коктейлей Молотова» (самодельных зажигательных бомб) в марте 1940 года. За время войны было построено более 64 000 Т-34.

Советские инновации благодаря американскому инженеру Дж. Уолтеру Кристи

Тридцатьчетверка, или Т-34, на раннем этапе войны была оснащена 76,2-мм скорострельной пушкой, которая могла уничтожать противостоящие немецкие средние танки с их более легкой броня и более короткие 75-мм орудия.

Советский танк был в значительной степени основан на конструкции американского инженера-новатора Дж. Уолтера Кристи, который использовал новаторскую на тот момент систему подвески, которая позволяла танку быстро двигаться по неровной поверхности. Возможность и легкость передвижения по русским степям имели решающее значение на протяжении большей части войны. Так и было, особенно когда опытные советские артиллеристы научились стрелять с ходу.

Первоначальная конструкция Т-34 определенно доказала свою эффективность при правильном развертывании и использовании. Он был основан на уроках, извлеченных Советским Союзом во время монголо-маньчжурских пограничных столкновений с японцами в 1939 году и ранее во время гражданской войны в Испании. Легкие танки с тонкой броней, работающие на газовом топливе, не справлялись с этой задачей, и советские официальные лица тихо призвали к разработке совершенно нового танка.

Несколько прототипов были тайно изготовлены Советами, некоторые из них использовали стандартную 45-мм пушку, а другие были оснащены более крупной 76,2-мм пушкой. Первые советские авантюры в Финляндии в конце 1939 оказалась катастрофической: только за первую неделю из-за финских противотанковых орудий было потеряно 80 танков.

Это подтолкнуло сталинскую бюрократию к выбору прототипа, построенного на локомотивном заводе в Харькове, который стал Т-34. Это первоначальное одобрение было получено после изнурительных дорожных испытаний и демонстрации того, что максимальная наклонная броня танка толщиной 44 мм может выдерживать огонь из 45-мм противотанковых орудий.

На полигоне в Кубинке были проведены секретные испытания подвижности танка Panzer III, закупленного в тогдашней союзной Германии. Затем прототипы были доставлены обратно на завод, проехав 1802 мили туда и обратно, а позже успешно использовались в демонстрационных взрывах захваченных финских бункеров.

Испытания подтвердили живучесть дизельного двигателя машины и прочность ее основного 76-мм орудия. Мощный дизельный двигатель и система подвески позволили конструкторам сделать акцент на подвижности. Он предлагал больший запас хода и на целых 30 процентов большую мощность, чем любой другой современный танковый двигатель. Но трансмиссия, аналогичная трансмиссии более ранних советских легких танков, нуждалась в дальнейшем улучшении и доработке, равно как и система рулевого управления.

Полномасштабное развертывание Т-34

К марту 1940 года Министерство обороны одобрило серийное производство нового танка на Харьковском заводе с использованием основного орудия Кировского завода и дизелей завода №75 в Харькове. Первоначальная модель Т-34/76 1940 года весила чуть более 26 тонн и была оснащена 76,2-мм пушкой Л-11. Усовершенствованная пушка калибра 76,2 была запланирована на следующий год вместе с чугунной башней с более толстой броней

. в довольно равномерном сочетании моделей 1940 и 1941. Старые, устаревшие легкие танки составляли подавляющее большинство советских танков к началу войны, и только пять процентов составляли Т-34.

По словам американского военного стратега Роберта Форчика, на момент начала боя на западе России находилось около 985 Т-34. Эти технически продвинутые машины были наготове, но недостаточная советская подготовка и плохая логистика привели к разгрому, несмотря на их способность отражать огонь немецких 37-мм ПТ. Плохо подготовленные советские войска сражались храбро, но зачастую у них не было бронебойных снарядов и только одна дозаправка топливом на танк.

«Самый совершенный в мире танк — просто металлолом, если у него нет боеприпасов, топлива или обученного экипажа», — заметил Форчик, и в таком состоянии Т-34 находились все то лето, пока немцы отодвинутые все дальше на восток вглубь страны, которая, как предсказывал Гитлер, рухнет, как карточный домик.

Натиск был неумолим, и к началу июля половина имевшихся Т-34 была потеряна из-за того, что плохо подготовленные и плохо управляемые советские пограничные армии были уничтожены. Многие из оставшихся Т-34 были потеряны вскоре после того, как рухнул киевский котел.

Отступление советских войск под Москвой дало русским передышку, и титаническим усилием им удалось переместить важнейший Харьковский танковый завод и другие важные производственные объекты на восток, к Уралу, подальше от боевых действий. Получившаяся модель 1942 года имела улучшенную лобовую броню толщиной 65 мм (с 45 мм) и упрощенную конструкцию для ускорения производства.

Советскому Союзу удалось произвести 12 553 Т-34 в 1942 году, но 51 процент из них был потерян в ожесточенных боях, последовавших за тем, как немцы научились использовать 88-мм пушку в своих интересах против все еще плохо обученных и недостаточно снабженных советских танкистов.

Извлеките некоторые с трудом полученные инженерные уроки из немецких столкновений

К середине того же года разрабатывались планы по модели 1943, которая будет иметь улучшенную шестиугольную башню с двумя люками для повышения безопасности экипажа и немного более толстую 70-мм броню башни. Обзорность оставалась проблемой для командира танка и не решалась до середины 1943 года, когда для крыши башни была спроектирована небольшая башенка.

Что еще более важно, модель 1943 года заменила 76-мм орудие на то, что раньше было M19.39 85-мм зенитных орудий для формирования Т-34/85. У 85-го был более тяжелый снаряд, чем у 75-мм орудия новой немецкой «Пантеры», но немецкий танк мог пробивать более толстую броню на большей дальности благодаря использованию большего количества пороха и более длинного ствола.

К этому моменту войны Советы усвоили некоторые с трудом полученные уроки от своих противников о том, как организовать и вести стремительную войну с применением бронетехники. И их подготовка, и их танки улучшились, и Советы не придерживались религиозной теории о том, что лучшим противотанковым средством является исключительно другой танк. Они в полной мере использовали более простые в производстве, но высокоэффективные артиллерийские и самоходные противотанковые орудия. 900:09 Советская пехота сопровождает Т-34 во время Курской битвы — крупнейшего в истории танкового сражения.

Они также поверили в уникальное длинноствольное противотанковое высокоскоростное ружье Дегтярева, которое могло метать смертоносные 14,5-мм снаряды со скоростью более 1000 метров в секунду, чтобы подбить Panzer II или, возможно, даже вывести из строя гусеницы более тяжелых немецких танков. танки.

Советы также использовали свою 85-мм пушку, близкую родственницу немецкой 88-й, в качестве противовоздушной обороны, что помогло защитить наступающие танковые и пехотные части от того, что в прошлом было поистине карательным и смертоносным воздушным налетом

К этому моменту советская глубина и изощренность настолько возросли, что танкоремонтные и сервисные батальоны двигались прямо за наступающими частями, готовые подобрать и отремонтировать поврежденные российские танки. У Советов даже было специальное подразделение для эвакуации трофейных немецких танков, которые затем ремонтировались, переоборудовывались и перекрашивались, а затем отправлялись в бой против их создателей.

Т-34/85 стали опорой в наступлении, но Советы продолжали использовать свои легкие танки и танки по ленд-лизу в составе отдельных бригад, чаще всего для поддержки пехоты. Т-34 также в некоторых модификациях использовались для расчистки минных полей, задача, которую чаще всего выполняли «трамплеры» — бойцы штрафных батальонов, которые расчищали территории пешком.

«Остановиться — значит умереть» 

Борьба на Восточном фронте приняла гигантские масштабы к моменту капитуляции 6-й немецкой армии 2 февраля 1943 года под Сталинградом. Блестящая и смелая контратака генерала Эриха фон Манштейна на Украине вскоре после этого уничтожила чрезмерно растянутую советскую 3-ю танковую армию и привела к тому, что нацисты отбили Харьков. Немцы быстро приступили к планированию операции «Цитадель» с использованием компонентов двух крупных групп армий, чтобы окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе.

Немцы считали, что новые «Пантеры» вместе с более тяжелыми «Тиграми» и танками «Фердинанд» с более мощными орудиями могут нанести решающий удар по врагу. Серьезные технические проблемы с «Пантерами», разработанными MAN, несколько раз откладывали операцию, давая Советскому Союзу дополнительное время для усиления, закапывания своих орудий, установки дополнительных мин и создания дополнительных танковых ловушек.

«Пантеры», преследуемые проблемами проектирования и производства, прибыли по железной дороге только в начале июля, поэтому у экипажей этих танкеров почти не было времени для надлежащего инструктажа. У Советов было около 3350 танков, в том числе около 2300 Т-34, и тысячи противотанковых орудий, затаившихся в засаде. В один из немногих случаев на тот момент они могли встретиться со своим противником должным образом подготовленными и полностью вооруженными, используя лучшую советскую бронетехнику и около 50 процентов имеющихся у них танков.

Короче говоря, у Советов была еще половина их танков Т-34, доступных для использования в других местах на Восточном фронте, в то время как немцы практически очистили другие участки фронта, чтобы закрепиться на Цитадели.

Советская система снабжения была усовершенствована до такой степени, что наводчики Т-34 теперь часто расходовали весь боезапас за одну вылазку, в то время как их немецкие коллеги были вынуждены вести себя более консервативно из-за ненадежной, прерывистой системы снабжения, был нарушен действиями советских партизан и бомбардировками союзников дома.

Советские артиллеристы узнали, что их танк может не только двигаться быстрее, но и что его башня может поворачиваться в пять раз быстрее, чем башня более тяжелой и маломощной Пантеры D, и примерно на 50 процентов быстрее, чем Пантера А. Это дало Советскому Союзу еще больше причина для быстрого закрытия, помогая свести на нет преимущество своего противника в виде более крупного и мощного основного орудия, используя при этом скорость и маневренность Т-34.

«Остановиться — значит умереть», — перефразирует комментарий танкиста Георгия Николаевича Кривова. Это было особенно верно в конце войны, когда появились «Пантеры» с 75-мм пушкой, более крупные немецкие истребители танков, вооруженные смертоносной 88-мм пушкой, и улучшенное использование существующих полевых орудий. Панцерфауст, переносное противотанковое оружие, разработанное в конце войны, был еще одной причиной не останавливаться и не замедлять продвижение к врагу.

Мобильность является ключом к танковой войне, и, как отмечалось ранее, более маневренный Т-34 с его широкими гусеницами и исключительно надежным дизельным двигателем доказал свою ценность в исключительно плохих полевых условиях Восточного фронта. Немецкие инженеры также отказались от системы подвески Christie Т-34 и разработали сложную ходовую часть, которая имела тенденцию к засорению.

В 1943 году из-за механических поломок часто терялось больше Пантер, чем от огня противника. Немцы обнаружили, что около 9У 0% танков отказала трансмиссия менее чем через 1500 километров боя, а у Panther D продолжались проблемы с топливным насосом.

Топливо для немецкой техники с этого момента стало проблемой, и ненасытная жажда бензина «Пантеры» делу не помогала. На самом деле «Пантере» требовалось почти вдвое больше топлива, чтобы пройти то же расстояние, что и Т-34, но советский танк потреблял меньше дизельного топлива.

К концу войны Т-34/76 был дополнительно «усилен» проверенной советской 85-мм пушкой. Т-34/85 начали сходить с конвейера 19 января.44. Это позволило Советам противостоять неуклюжим истребителям танков, которые выставили немцы. «До этого приходилось бегать как кролики и искать возможность развернуться и попасть во фланги» этих огромных, тихоходных танков, — признался танкист Николай Яковлевич Железнов.

Победа, основанная на усовершенствованном вооружении

Советы смогли произвести почти 87 500 танков всех типов во время войны, в том числе около 64 550 Т-34, а также еще 22 300 самоходных орудий и бесчисленное количество артиллерийских орудий.

Начиная с 1943 года Советы доказали, что они действительно обрели себя, извлекая уроки из самых лучших на тот момент в мире. Изучая тактику противника, они поняли, как правильно использовать растущее количество танков, самоходных орудий, улучшенной артиллерии и даже зенитных орудий.

Они научились использовать свой меньший танк в полной мере, сталкиваясь с «Пантерами» и другими более крупными танками. К тому времени у них даже было достаточно подготовленных и опытных кадров, чтобы создать дополнительно 27 бригад истребителей танков и 36 зенитных дивизий для дополнительной защиты своих полевых армий.

Степень повышенной советской сложности можно оценить по Полевому уставу Красной Армии или Уставу 1944 года. В нем подчеркивался систематический подход с использованием артиллерийских и воздушных наступательных операций для обеспечения постоянной поддержки атакующих советских пехотных и танковых частей. Устав делал упор на маневр, внезапность и инициативу (MSI), что было далеко от в значительной степени неуклюжих советских действий в начале войны.

Именно сочетание с трудом заработанного опыта, знаний и усовершенствованного оружия — во главе с Т-34 — имело значение, когда Советы продвигались все дальше на запад к Берлину и к победе над захватчиками Родины.

Вернуться к выпуску, это появляется в

T34/85 — музей RCAC полка Онтарио

Во время первой мировой войны разработки танков не было Советский Союз. В межвоенный период периода Советский Союз произвел два основных легких танка: Т-26 (на основе UK Vickers 6-Ton) и серии BT (на основе американского дизайна Christe). Они были выпущены в очень больших количествах выпущено более 8000 танков БТ и более 10300 Т-26, вплоть до до начала 2 мировой войны. Доктрина применения этих танков была прежде всего «роевой» тактикой, которая оставалась стандартной советской доктриной даже в эпоху холодной войны. Уроки, извлеченные при использовании этих танков в Испания, Маньчжурия и Китай привели к решению построить более тяжелый средний танк; Т-34.

Т-34 имел литую башню на сварном корпусе. Он был прост в эксплуатации и не имел эргономика. Он был оснащен двигателем V12. Дизельный двигатель, который мог развивать максимальную скорость 48 км/ч с запасом хода около 250км.

Ранние Т-34 страдали плохим изготовлением и качеством контролирует. Заметные проблемы были в дефектные броневые листы, плохая сварка, ненадежная трансмиссия и отсутствие радио. Многие из этих дефектов были преодолеть (в основном) в версии 1940 года Т-34. Преимущества Т-34 были хорошо скошены броня, мощный двигатель и широкие гусеницы. Эргономика экипажа не считалась важной частью танка. дизайн. Еще одно преимущество Т-34 было большое количество, которое было построено. К 1940, все остальные легкие и средние танки больше не производились. Тем не менее примерно половина всех танков потери были вызваны механическими, а не действиями противника. Не хватало запчастей для ремонта Дело в том, что часто Т-34 шли в бой с запасной трансмиссией, привязанной к палуба с задним расположением двигателя.

В 1941 году СССР потерял 22 500 танков, из них около 2 300 танков. это Т-34. Это сработало 7-8 советских танков на каждый потерянный немецкий танк. Конечно, не все из-за механических проблем. Отсутствие радио привело к проблемам с управлением; предвоенные чистки офицерского корпуса утратили ценный опыт, и мало или совсем нет обучения экипажа.

Т34/85 в Англии

Одним из величайших достижений войны был советский усилия по перемещению всех своих танковых заводов (Сталинград был известным исключение) в предгорья Урала, чтобы не допустить их в руки немцев. При этом танковое конструкторское бюро смотрели бы только на модификации, которые удешевили бы, упростили или ускорили бы производство. В период с 1940 по 1943 г. стоимость Т-34 сократилась почти вдвое.

В начале 1944 года началось производство Т34/85 в ответ на более новые и тяжелые немецкие танки (Пантера, Тигр). Тигр был невосприимчив к 76-мм орудию Т-34. с прямого фронта и сбоку только на очень близком расстоянии. Два основных изменения заключались в том, что пистолет был увеличена с 76-мм до 85-мм пушка, а башня увеличена для поддержки более крупное орудие и добавить пятого члена экипажа (что позволило командиру сосредоточиться на тактической ситуации и не обслуживать орудие).