Легкий танк МС-1 (Т-18) — парк Патриот

Боевая масса5,5 т
Двигателькарбюраторный, воздушного охлаждения Т-18
Максимальная мощность35 л.с.
Максимальная скорость16,4-22 км/ч
Запас хода100-120 км
Бронирование
корпус (лоб)16 мм
башня (лоб)16 мм
Экипаж2 человека
Вооружение
орудие37 мм пушка «Гочкис» (Б-3)
пулемет2 х7,62 мм ДТ
Боекомплект
выстрелов104 шт.
патронов2016 шт.
Средства связине устанавливались

Описание:

В мае 1927 года из стен опытной мастерской ленинградского завода «Большевик» вышел танк МС-1, разработанный в Конструкторском бюро Оружейно-Арсенального треста при Главном управлении военной промышленности. 6 июля первый советский танк отечественной разработки был принят на вооружение РККА под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» МС-1 (или Т-18).

Существует мнение, что танк «МС-1» скопирован с итальянского танка «FIAT 3000». Танки схожи поперечным расположением двигателя, в остальном они отличаются друг от друга. Акт на передачу трёх танков «FIAT 3000», закупленных в Италии, датирован 16 ноября 1927 года. Прибыли итальянские танки в Москву в марте 1928 года — спустя восемь месяцев после принятия Т-18 на вооружение РККА

1 февраля 1928 года завод «Большевик» получил первый заказ на производство танков Т-18. Серийно танки выпускались до 1932 года. За время производства изготовлено 959 танков. Легкий танк Т-18 (МС-1) в конце 20х -начале 30х годов ХХ века составлял основу танкового парка Красной Армии.

Боевое крещение отечественных танков состоялось в ноябре 1929 года во время конфликта на КВЖД у станции Манчжурия. В боевых действиях приняла участие рота в составе 9 танков «МС-1», что обеспечило прорыв пятикилометровой полосы укреплений.

Распоряжением наркома вооружений от 2 марта 1938 года устаревшие легкие танки Т-18 сняты с вооружения и переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов. Снятые с вооружения МС-1, осенью 1938 года в районе озера Хасан, использовались как неподвижные огневые точки.

На начало Великой Отечественной войны в войсках было еще около 450 бронекорпусов и 160 танков «МС-1», которые использовались в боевых действиях первого периода войны. Последнее боевое применение танков Т-18 относится к Московской битве — зимой 1941 года в боях было задействовано 9 «МС-1» из состава 150 танковой бригады.

В начале 1950-х годов последние танки «МС-1», размещённые в земляных и бетонных капонирах в районе озера Хасан, были исключены из системы оборонительных укреплений.

Первый серийный танк СССР «МС-1» долгое время использовался для обучения танкистов, служил базой для проектных и исследовательских работ. Большинство этих разработок не вышло за проектную стадию, а немногие, воплощенные в металле, на вооружение приняты не были.

Все экспонаты парка патриот

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

© Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот», 2015-2023

Информация представленная на данном веб-сайте носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации

Легкий танк МС-1(Т-18) (1927г.)

МС-1 обр. 1929 г. отличался от первого серийного образца установкой одного 7,62-мм пулемета ДТ в башне вместо сдвоенного пулемета системы Федорова-Иванова, изменением конструкции лобовой части корпуса. Запасной пулемет ДТ укладывался в боевом отделении.Боекомплект к пушке был увеличен с 96 до 104 выстрелов. Агрегаты и узлы моторно-трансмиссионного отделения и ходовой части остались без изменений. Масса танка возросла до 5,5 т.

 МС-1 обр. 1930 г.отличался от предшествующих образцов значительными конструктивными изменениями, введенными в результате мероприятий по модернизации машины. Он был вооружен более совершенной 37-мм пушкой конструкции завода “Большевик”, которая устанавливалась в новую башню с развитой кормовой нишей. В башне была предусмотрена возможность установки радиостанции. Боекомплект к пушке был  увеличен со 104 до 109 выстрелов, а запасной пулемет отменен. Конструкция командирской башенки была усовершенствована.  Мощность двигателя была увеличена с 35 л.с. (26 кВт) до 40 л.с. (29 кВт), что способствовало повышению максимальной скорости до 22 км/ч. Претерпели конструктивные изменения агрегаты и узлы трансмиссии и ходовой части. Были введены главный фрикцион, работающий в масле, четырехступенчатая коробка передач, новые литые ведущие колеса и специальные уплотнения подшипников направляющих колес и опорных катков.

 Удлинитель (“хвост”) в кормовой части корпуса танка был отменен. Масса машины возросла с 5,5 т до 5,9 т. Максимальная скорость составляла 22 км/ч, запас хода достигал 120 км.
 

ТХ-18М(1932г.) Машина представляла собой серийный танк МС-1 обр. 1930 г., оснащенный комплектом оборудования ТДП-3 (танковый дымовой прибор) конструкции завода “Компрессор”. Это оборудование использовалось для заражения местности боевыми ОВ, дегазации зараженной местности. и постановки дымовых завес.

 МС-la (1933г.) представлял собой усовершенствованный танк МС-1. Он был разработан в КБ завода “Большевик” с целью повышения скорости движения и увеличения ресурса ходовой части. Был выпущен опытный образец. На вооружение танк не принимался. Машина отличалась от серийного образца танка МС-1 третьей серии конструкцией ходовой части, в которой были использованы поддерживающие катки, зубчатые венцы ведущих колес, опорные катки, гусеницы и узлы подвески танка Т-26

Т-18М(1938г.

) был разработан КБ завода №37 под руководством Н.А.Астрова. Машина представляла собой модернизированный вариант серийного танка МС-1. Был изготовлен опытный образец, который на вооружение не принимался. В ходе модернизации на танке была установлена башня измененной конфигурации. Броневой корпус претерпел изменения в связи с установкой четырехтактного четырехцилиндрового карбюраторного двигателя  М-1  мощностью 50 л.с. (37 кВт), коробки передач и радиатора системы охлаждения, заимствованных у плавающего танка Т-38. В качестве механизма поворота были использованы бортовые фрикционы. В ходовой части применялись направляющие колеса новой конструкции и гусеницы с уменьшенной шириной траков. Для предотвращения спадания гусениц были установлены такие же ведущие колеса, как на танке Т-38. В кормовой части машины отсутствовал удлинитель (“хвост”). Максимальная скорость движения машины возросла до 24,3 км/ч, запас хода увеличился до 120 км.
 

Уцелевший советский легкий танк Т-18 МС-1

Когда немецкая армия вторглась в Россию в 1941 году во время операции «Барбаросса», Красная Армия поспешила выставить на передовую всю имевшуюся у них бронетехнику, чтобы отразить эту опасную угрозу. Это включало снятие с вооружения устаревших легких танков Т-18 из танковых училищ или складов.

Местоположение

Как добраться до Музея русского танка в Кубинке Сядьте на поезд от Белорусского вокзала в Москве, на северо-западе города, до Кубинки. Это около часа пути на поезде. Это прямой рейс, менять местами не нужно, а билеты дешевые. Не забудьте распечатать список названий станций, чтобы отметить, где вы находитесь, и подготовиться к выходу из поезда в Кубинке. Названия станций не всегда легко прочитать или увидеть.

Хотя этот военный городок существует уже более 80 лет, он выглядит обветшавшим. Вы можете дойти до музея пешком, но есть эквивалент автомагистрали, пересекающей ваш маршрут. Над ней нет пешеходных переходов. Возле вокзала есть несколько стоянок такси. Они очень дешевые и честные. Я пытался дать водителю большие чаевые, но он отказался. Попросите его карточку, чтобы вы могли попросить сотрудников ворот музея позвонить в его компанию, когда вы закончите в музее, чтобы вернуться на вокзал.

Технические характеристики

Эти два танка были вооружены 37-мм французской пушкой Hochkiss M28 и параллельными спаренными 6,5-мм автоматами Федорова. В 1928 году основное орудие было заменено на 37-мм орудие Петра Сячентова советской разработки и производства ПС-1. В 1929 г. их перевооружили двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29 Дегтярева Танкового. Экипаж был защищен броней толщиной от 6 до 16 мм. Танк был оснащен вертикальным четырехцилиндровым двигателем MS мощностью 35 л.с. Он имел максимальную скорость по шоссе 17 км/ч (10 миль в час) и запас хода около 50 км (31 миля).

Участвовали в боях по обороне линии Киев-Воронеж летом 1941 года.

После Первой мировой войны союзники снабдили белых русских танками, чтобы помочь им сражаться с коммунистами-красными русскими в их гражданской войне 1919 года. Большинство из них было захвачено Советским Союзом.

Разработка и оперативное использование

Красная Армия больше интересовалась французским легким танком Renault FT, чем тяжелыми британскими танками Mark V. В 19В 20-х годах они сделали собственные копии Renault FT. Этот опыт привел к созданию Российского «Танкового бюро» в 1924 году. Были выпущены первые армейские спецификации на новый танк «Малый Сопровождения-первый» МС-1, разработанный и изготовленный в России. На английском языке это переводится как «первая небольшая машина поддержки».

В результате получился Т-16, во многом схожий с Renault FT. В ходе испытаний были выявлены неисправности и изготовлен новый комплект чертежей улучшенного танка. Им стал Т-18. Производство стартовало 19 февраля.28.

Французская 37-мм пушка Puteaux SA 18 Model 28 была установлена ​​на кожухе системы Hotchkiss в башне. У него была хорошая скорострельность около 10-12 выстрелов в минуту. Он мог стрелять снарядами, которые при взрыве выбрасывали шрапнель, убивая или раня любую ближайшую вражескую пехоту, лошадей и повреждая легкобронированную технику, включая буксируемые артиллерийские орудия. У русских танкистов возникнут проблемы с подбитием некоторых новых тяжелых танков, которые производились иностранными правительствами в 1919 году. 28. Танковая пушка оказалась недостаточно мощной.

В двуствольной башне установлен 6,5-мм пулемет Федорова, закрепленный на башне в шаровой установке. В маленькой башенке было довольно тесно. Командир был наводчиком, заряжающим, пулеметчиком, заряжающим пулемета, штурманом, целеуказателем и оценщиком рисков одновременно. Он также должен был указывать механику-водителю, куда идти и не отставать от других танков своего полка. Это было слишком много для одного человека и снижало боеспособность танка.

Вы заметите, что «лыжи» Renault FT времен Первой мировой войны были прикреплены к задней части танка. Это должно было помочь танку Т-18 при пересечении широких траншей и предотвратить погружение задней части танка на дно траншеи, в то время как передние гусеницы пытались зацепиться и зацепиться за дальний берег и перебраться на другой берег.

Хорошим источником информации о боевых бронированных машинах является The Armour Journal www.armourjournal.com Щелкните здесь

Где найти уцелевшие легкие танки Т-18?

  • Т-18 обр. 1927 г. — Музей истории Тихоокеанского флота Владивосток, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр.1930 г. — Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,
  • Т-18 обр. 1930 г. — Центральный музей Вооруженных Сил, Москва, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — x2 Танковый музей в Кубинке (Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — Военно-исторический музей Ленино-Снегири, Россия
  • Т-18 Модель 1930 — Музей военной техники «Боевая слава Урала», Верхняя Пышма, Свердловская область, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — х2 Хабаровск, Хабаровский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — штаб 5-й армии, Уссурийск, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — Новогеоргиевка, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — Славянка, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — г.п. Приморский, Хасанский р-н, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — Барабаш, Приморский край, Россия
  • Т-18 обр. 1930 г. — x2 Посьет, Приморский край, Россия
  • Источник — Пьер-Оливер Буан — http://the. shadock.free.fr/Surviving_Panzers.html

Танковые книги Второй мировой войны

Легкий танк Т-18 / МС-1

Первым серийным танком отечественного производства стал МС-1 (Малый Сопровождения «Малый эскорт-1» по принятой в середине 20-х годов системе классификации танки делились на малый, основной и маневренный), получивший впоследствии обозначение Т-18. Опыт проектирования и производственные навыки, полученные в ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть широкий выпуск бронетехники различных типов и назначения, а также создать качественно новый род войск — бронетанковые и механизированные войска.

В Советском Союзе значение нового оружия поняли быстро, но танков в 1920-х годах не было. Первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин» был изготовлен в Санкт-Петербурге. Хотя несколько трофейных Mk V (в России известных как Ricardo) служили в Красной Армии, их характеристики были неудовлетворительными.

Первым танком, принятым в серийное производство в России, стал Renault FT, однако построенный в России Renault был еще хуже своего французского прототипа и был построен лишь небольшой серией. № 1920 на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было построено пятнадцать танков типа М. Все они имели свои имена. Первый назывался «Борец за свободу товарищ Ленин». Другие получили названия «Илья Муромец», «Парижская коммуна», «Буря» и т. д. Их конструкция в целом соответствовала французской модели «Рено ФТ» образца 1917 года. Но от прототипа они отличались более универсальным вооружением. Так вот, либо на «Рено» устанавливалась 37-мм пушка, либо 7,62-мм пулемет, а на «М» устанавливались оба, причем в одной башне. Однако из-за отсутствия в этот период промышленной базы по выпуску бронетехники выпуском этих пятнадцати машин строительство советских танков было завершено.

Наиболее полно применение бронетехники было раскрыто во «Временной инструкции по боевому применению танков», изданной в 1928 г. В ней предусматривались две формы участия танковых частей в бою: для непосредственной поддержки пехоты и в качестве передового эшелона действующих вне огня и при визуальном контакте с ним. Потребность армии в хорошем танке была удовлетворена в 1927 году, когда на основе FIAT 3000 в качестве отправной точки была разработана машина МС-1 (Т-18).

В 1923 г. к разработке новых образцов бронетанковой техники приступило Главное управление военной промышленности (ГУВП), при котором было создано танковое бюро. К его разработке было привлечено только что созданное Танковое бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП). 6 мая 1924 начал работу. хотя в конструкторском коллективе не было ни одного человека, ранее занимавшегося танкостроением, а необходимая документация отсутствовала напрочь.

В 1927 году из ворот опытного цеха вышел новый 5-тонный танк непосредственной поддержки Т-16. Но 7-15 июня 1927 г. в ходе его испытаний был выявлен ряд существенных недостатков.

Прототип пришлось доработать. Работы продолжались до ноября того же года. Конструкторы с целью повышения проходимости танка несколько увеличили длину его корпуса и применили опорные катки большого диаметра. Изменения коснулись и двигателя, что значительно облегчило его обслуживание. Танк разрабатывался под индексом Т-18.

Не дожидаясь окончания опытных работ, РВС СССР принял танк на вооружение, присвоив ему наименование МС-1 (малый, опорный). Т-18 стал базовой конструкцией, и в ходе работ над ним отрабатывались технические идеи, направленные на совершенствование новой бронетехники. Например, в 1929 году был построен, а в 1931 году испытан так называемый «маневренный танк» Тл-12 с узлами подвески танка МС-1. Машина весила около 20 тонн и была вооружена 45-мм пушкой. От прототипа отличался наличием планетарного редуктора, нового механизма натяжения гусеницы, плавающих ленточных тормозов. Тл-12 послужил своего рода базой для разработки нового советского среднего танка Т-24, выпускавшегося малой серией. Особенностью последнего было то, что его броня выдерживала огонь крупнокалиберных пулеметов, основного противотанкового средства тех времен.

МС-1 стал первым отечественным серийным танком. Корпус танка собирался из бронелистов с помощью заклепок. Его лобовая, кормовая и бортовая части, а также башня были изготовлены из 16-мм броневого листа. На крыше и днище корпуса была 6-мм броня. Экипаж танка состоял из двух человек. Поле боя можно было наблюдать через узкие смотровые щели, имевшие несколько вариантов защиты. При слабом огне щели можно было открыть, а при более сильном — закрыть заслонками с крестообразными щелями. В случае необходимости они могли быть полностью закрыты. Единственным оптическим прицелом был монокулярный перископ механика-водителя.

Оружие танка располагалось в башне. Они состояли из короткоствольной 37-мм пушки, которая наводилась на цель плечевой опорой, и пулемета системы В.Г. Федоров, Д.Д. Иванова и Г.С. Шпагина калибром 6,5 мм. Пулемет имел два ствола, совмещенных на единой сферической установке. Его прицельное устройство состояло из диоптра, расположенного на кожухе, и мушки, закрепленной на передней кромке порта сферической насадки. Снаряжался двумя магазинами по 25 патронов в каждом. Скорострельность составляла 200 выстрелов в минуту. Боекомплект орудия включал 104 осколочно-фугасных снаряда (гранаты) и 2016 патронов к пулемету.

Наведение пушки на цель, в отличие от современных установок, осуществлялось не только поворотом башни, но и перемещением ее в вертикальной и горизонтальной плоскостях в специальном бронированном шаровом подшипнике. Компоновка машины максимально соответствовала требованиям времени. Специально разработанный карбюраторный двигатель мощностью 35 л.с. имел общий картер с коробкой передач и устанавливался поперек корпуса. Это было удобно для размещения экипажа и боекомплекта. Стремясь повысить маневренные качества машины, конструкторы применили подвеску с пружинными амортизаторами и обрезиненными опорными и опорными катками.

Первые 30 танков МС-1 были поставлены заводом «Большевик» к маю 1929 года. Эта серия была построена на средства Осоавиахима [Общества содействия оборонному, авиационному и химическому строительству]. В том же году эти автомобили участвовали в Октябрьском параде на Красной площади.

В 1930 году танк модернизировали: подвеску ходовой части усилили на один каток и изменили конструкцию гусениц. Установка нового 40-сильного двигателя и усовершенствование ходовой части позволили увеличить максимальную скорость машин до 22 км/ч. Вооружение также было изменено. В башне с увеличенной задней нишей смонтировали только что разработанный танковый пулемет ДТ В.А. Система Дегтярева на сферической опоре, усовершенствованная П.С. Шпагин. до 1931 было выпущено более 900 машин этого типа. Несмотря на появление новых танков улучшенной конструкции, работы по повышению боевых качеств МС-1 продолжались. Были проведены эксперименты по установке на танк вооружения разного калибра, прорабатывались различные варианты подвески, искались рациональные углы наклона лобовой брони и оптимальная форма башни.

Одновременно с разработкой новых образцов бронетанковой техники развивалась теория боевого применения танковых войск. В 1927 марта они опубликовали «Полевое руководство пехоты», части I и II. В наставлении значительное место занимали вопросы боевого применения танков. В частности, подробно рассматривалось применение этих боевых машин в тесном взаимодействии с пехотой во всех видах боя. Важнейшими условиями успеха считались: внезапное появление танков среди наступающей пехоты, их одновременное и массированное применение, вследствие чего происходило рассеивание артиллерии и других противотанковых средств противника; эшелонирование танков в глубину с наличием танкового резерва; тесное взаимодействие танков с пехотой укрепило позиции, захваченные танками.

С появлением танков МС-1 расширился и круг решаемых танками боевых задач. Временная инструкция по боевому применению танков, изданная в 1928 г., предусматривала два вида их применения: в тесном взаимодействии с пехотой и выполнение ими самостоятельных задач в тылу противника (нейтрализация артиллерии, нарушение связи и управления). В то же время был опубликован ряд статей, из которых наибольший интерес представляли работы К. Б. Калиновский. Вопросы применения этих боевых машин были глубоко разработаны в его статьях «Применение танков и взаимодействие их с пехотой» (1927), «Танки в обороне» (1927 г.), «Танки в наступательном бою» (1928 г.), «Быстроходные танки во встречном столкновении» (1929 г.) и другие.

Советская военная наука в 1930-е годы определила наиболее эффективные формы организации бронетанковых и механизированных войск. Были организованы танковые роты и танковые батальоны, которые вошли в состав стрелковых дивизий. Механизированные полки были введены в состав кавалерийских полков, а бронекавалерийские эскадроны — в состав кавалерийских бригад. Кроме того, для усиления общевойсковых соединений танками были организованы отдельные танковые бригады, полки, батальоны и роты.

В 1929 году начали организовывать механизированные соединения, предназначенные для самостоятельных действий. Механизированный полк был сформирован в составе танкового батальона, автобронетанкового батальона, мотострелкового батальона и артиллерийской батареи. Первая механизированная бригада была сформирована в мае 1930 года. В ее состав входили два танковых батальона, два мотострелковых батальона, разведывательный батальон, артиллерийский дивизион и специальные подразделения. Бригада была снабжена танками МС-1.

Первый опыт боевого применения отечественных серийных танков был получен осенью 1929 г. В боях на КВЖД участвовало девять танков МС-1. Участник боев Маршал Советского Союза В.И. Чуйков вспоминал один из боев: После артиллерийской подготовки с исходных позиций двинулись 10 танков. Их нападение было для китайских солдат внезапным, она удивила не меньше красноармейцев. Мы видели, как китайские солдаты и офицеры чуть ли не на полпути из окопов смотрели на танки. Мы ожидали, что они побегут, но неожиданность, видимо, была настолько велика, что парализовала их волю… Танки вышли к китайским позициям и открыли огонь по траншеям. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они побежали в панике. Десять танков прорвали оборону противника без потерь с нашей стороны». 29 первые советские серийные танки получили боевое крещение. Красноармейцы не успевали за танками, а некоторые зачарованно смотрели на движущихся стальных черепах, извергающих огонь. Это был всего лишь 1929 год. Крестьянские ребята, служившие в армии, знали о танках только понаслышке. Это был год, когда на наших полях появились первые трактора, и люди поверили слухам, что они почувствуют запах керосинового хлеба. Танки легко вышли к китайским позициям и открыли огонь по траншеям. Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они побежали в панике.

Т-18 принимали участие в начальном этапе Великой Отечественной войны в 1941 году. Большинство из них использовались как доты, а те, что еще могли двигаться, — как танки.

Следующим шагом стал Т-19 — первая попытка создать основной боевой танк с наклонной броней, но до серийного производства он так и не дошел. Прототипу крейсерского танка Т-12 повезло больше, он был запущен в серийное производство под названием Т-24. В начале 1930-х годов танки МС-1 стали заменяться более совершенными Т-26, БТ-2 и позднее БТ-7 и многобашенными танками Т-28 и Т-35. Тем не менее, МС-1, обладавший всеми элементами тогдашней современной конструкции, вполне отвечал задачам подготовки будущих танковых войск.

В середине 1930-х — начале 1940-х годов значительная часть этих машин использовалась в качестве огневых точек на территориях, граничащих с Дальним Востоком и Карельским перешейком вдоль финской границы. Изредка МС-1 упоминается в анналах Великой Отечественной войны. Сегодня в России не менее 10 МС-1 стоят как памятники или музейные экспонаты.

Специалисты Восточного военного округа (ВВО) в Приморье к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне восстановили танк МС-1, найденный около 25 лет назад. Это первый советский танк серийного производства, всего их было выпущено около девятисот, сейчас в мире сохранилось всего пять машин, и на ходу одна находится в Приморье.

Корпус танка нашли в поселке Байкал в Приморском крае, а башню нашли на погранзаставе Хасанского района, где проходит граница России с Китаем и КНДР. В марте танку исполнилось 100 лет, но точную дату его «рождения» и полную историю восстановить не удалось. Детали собирались на Уссурийском танковом заводе, который сейчас закрыт. Оригинальные детали для ремонта найти не удалось из-за солидного возраста танка и пришлось использовать «железо» от других машин.

После этого танк поставили в качестве памятника перед штабом Пятой армии в Уссурийске, а в 2015 году он впервые принял участие в Параде Победы. «Тогда в ней уже был двигатель, но он был неисправен, шасси тоже было неисправно. Двигатель шел от небольшой современной машины, а другие запчасти приходилось использовать от других машин», — рассказал командир отделения старший сержант Александр Верховцев, реставрировавший танк пять лет назад и в последующие годы. — В 2015 году автомобиль участвовал в параде в Хабаровске, после чего вернулся в Приморье, и его снова поставили на постамент.

В Хабаровске машину доставили на КАМАЗ. В очередной раз танк был воплощен в жизнь в 2017 году. Затем он отправился на парад в День Победы в Уссурийске, после чего МС-1 простоял на постаменте еще три года. В 2020 году было принято решение поставить танк во главе парадной колонны техники. В этом году снова сняли, оживили двигатель, проверили ходовую, что-то починили. Над ним работали как срочники, так и молодые контрактники, я сам участвовал в подготовке танка к параду. Механики, сварщики его подготовили к покраске, полностью очистили от старой краски. Работа заняла месяц», — рассказал Верховцев9.0003

Экипаж Два человека
Оружие
Пистолет 37 мм «Гочкис»
Пулеметы 2 х 7,62-мм ДТ (1 запасной) или
Двухствольная 6,5-мм Система В. Г. Федорова
Запас пушечных снарядов 104 шт
Ложа пулеметных патронов 2016 шт. (ДТ)
Броня
Толщина спереди, сзади и сбоку 16 мм
Крыша и днище 8 мм
Вес
Без оружия и боеприпасов 5300 кг
Полный боевой 5900 кг
Удельное давление при погружении 100 мм 0,374 кг/см 2
Основные размеры
Длина без хвостовика 3500 мм
Длина с хвостовиком 4500 мм
Ширина 1800 мм
Высота 2200 мм
Зазор 315 мм
Номер по каталогу Caterpillar Длина поверхности На твердой земле 1700 мм
Номер по каталогу Caterpillar Длина поверхности При погружении на 100 мм 2630 мм
Ширина колеи 300 мм
Ширина колеи (считая от середины Старший 1460 мм
Расстояние от оси ведущего колеса до Центр тяжести 1088 мм
Скорость
На 1 передаче 1,9 км/час
«2-й» 6,5 км/час
«3-й» 16,4 км/час
Среднее (оценочное) 14 км/ч
Реверс 1,5 км/час
Снабжение ГСМ
Емкость топливных баков 110 л (от 2 до 55 л)
Расход топлива на километр Средняя скорость 14 км/ч 0,76 кг
Подача топлива и смазки в этом Скорость 100-120 км
Проницаемость бака
Ширина преодолеваемой траншеи До 1,8 м
Глубина водного барьера в твердом Грунтовое дно и отложенные берега До 0,8 м
Уклон склонов при движении по Solid Ground Front Курс 35 0
Уклон склонов при движении по Реверс Solid Ground 42 0
Уклон склонов при движении по Red Soil Front курс 30 0
Уклон склонов при движении по Красный наземный реверс 35 0
Боковой крен при движении на Твердая земля До 30 0
Вертикальный барьер Высота До 0,55 м
Лом толстых деревьев До 20 см
Двигатель
Маркировка двигателя Т-18
Тип двигателя Карбюратор, воздушный Охлаждение
Мощность 40 л.