Русский «Рено» . Танки в Гражданской войне
Трофейные «Рено», захваченные под Одессой, подтолкнули советское правительство к решению о начале производства танков в РСФСР. 10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности Сормовский завод в Нижнем Новгороде был выделен как специализированное предприятие — изготовитель танков. Броню должен был поставлять Ижорский завод в Петрограде, а двигатели — завод АМО в Москве.
29 сентября 1919 года танк «Рено» прибыл на Сормовский завод в «трех крытых вагонах в разобранном виде, без документов и спецификаций». Это был танк, подаренный Ленину бойцами 2-й Украинской армии и оказавшийся неисправным. Машина простояла в Москве с марта и многие детали с нее были украдены.
Для копирования боевой машины и изготовления рабочих чертежей приказом по Центроброни на заводе была образована спецбригада конструкторов в составе тт. Крымова, Салтанова, Московкина и Спиридонова. В помощь им с Ижорского завода, который должен был изготавливать броневые корпуса для танков, прибыла группа из четырех человек под руководством технолога Артемьева.
Для решения проблемы с моторно-трансмиссионной группой заводу АМО в Москве поручили «переконструировать» двигатель «Фиат» по типу танкового двигателя «Рено». Ответственным за «моторный агрегат» был назначен инженер Калинин, ему помогали инженер Пилоунковский, и пять конструкторов-чертежников.
1 ноября 1919 года для решения «всех конструкторских вопросов, касающихся изготовления танков», была создана специальная комиссия при Совете военной промышленности. Помимо отечественных инженеров, в нее вошли два французских специалиста — Дем и Розье, ранее занимавшиеся автомобильным производством на заводах «Рено» и сочувствовавших советской власти (в их характеристике указано, что один из них — социалист). Причем инженеру Розье поручалось «изготовление всех чертежей и данных для нового танка».
Общее руководство работами по изготовлению танков осуществляло Броневое управление ГВИУ, одновременно являвшееся и заказчиком. Наблюдение за постройкой танков на заводе велось комиссаром Центроброни И.
Х. Гаугелем, который очень часто решал все проблемы при помощи маузера и ненормативной лексики. Вместе с тем, во многом благодаря активности Гаугеля, который очень ответственно относился к порученному ему делу, удавалось быстро «пробивать» необходимые для постройки танков оборудование и материалы.Сборка танков началась в декабре 1919 года и шла очень медленно и с большими трудностями — не хватало квалифицированных рабочих, материалов, сырья, продовольствия. Потому требуемой ритмичности работы достичь не удавалось.
Первый танк был готов только в августе 1920 года. 1 сентября комиссар Центроброни И.Х. Гаугель отправил в Москву телеграмму следующего содержания:
Первый образец танка «Русский Рено» в цеху Сормовского завода. Август 1920 года. У машины — инженеры и техники, руководившие проектированием и сборкой машины, слева стоит комиссар Центроброни И. Х. Гаугель. На заднем плане виден еще один «Русский Рено» (АСКМ).
Общий вид первого образца танка «Русский Рено» «Борец за свободу тов. Ленин». Сормовский завод, август 1920 года. Обратите внимание, что гусеницы и часть деталей подвески выкрашены в белый цвет (РГАЭ).
Танк «Русский Рено» «Борец за свободу тов. Ленин», вид справа. Сормовский завод, август 1920 года. Обратите внимание, что в отличие от французских «Рено» основание колпака на башне было граненым, а не цилиндрическим (РГАЭ).
Танк «Борец за свободу тов. Ленин» во время испытаний в районе Сормовского завода. Август 1920 года. На фото машина преодолевает стенку (ГАНО).
Однако в ходе испытаний в конструкции машины обнаружилось множество конструкторских и технологических недоработок, что потребовало ее доработки. На устранение недостатков потребовалось более двух месяцев, и лишь 13 ноября «Русский „Рено“» вышел на испытания, завершившиеся через восемь дней.
В литературе есть сведения о том, что первый танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин», отправили в Москву, в подарок народному комиссару по военным и морским делам Льву Троцкому. Однако автору не удалось найти подтверждения этого в документах. Скорее всего, отправили не сам танк, а его модель.
Танк, «Борец за свободу тов. Ленин» вооружался 37-мм пушкой Гочкиса SA-18, снятой с французского «Рено» FT. На остальные машины предполагалось установить 37-мм морскую пушку Гочкиса отечественного производства — по первоначальному плану пулеметное вооружение не предусматривалось. Но уже 31 октября 1920 года Бронеотдел ГВИУ обратился в Совет военной промышленности с письмом, в котором указывалось, что «вооружение танка одной 3-мм неавтоматической пушкой недостаточно для работы в условиях русского фронта, поэтому необходима еще и установка одного пулемета».
37-мм орудия «Гочкис» поставлялись с Путиловского завода, где их ремонтировали. Из Москвы поступали пулеметы «Гочкиса», снятые с захваченных у белых английских танков MK-V.
По состоянию на 24 марта 1919 года состояние работ по танкам выглядело следующим образом:
«Весь заказ на танки Сормзавод заканчивает. Собрано вполне — 10 танков, собрано без моторов — 4 танка, в сборке — 1.
Отправка готовых задерживается установкой пулеметов, так как в последнее время принято решение установить в пушечной башне танка еще и пулемет Гочкиса. Это решение осуществимо и рационально. Первые четыре установки будут готовы не позднее 10 апреля, после чего танки будут немедленно отправляться в Москву. Окончательная сборка последних задерживается отсутствием моторов».Небезынтересно привести данные о готовности и состоянии танков на весну 1921 года. Документ выглядел следующим образом:
«Всего орудий — 10, 2 танка готовы, 5 степень готовности 90 %, 3 — степень готовности 40 %».
К приведенному документу следует добавить, что последние четыре машины впоследствии получили следующие имена: № 12 — «Илья Муромец», № 13 — «Буря», № 14 — «Керчь» и № 15 — «Победа».
Следует сказать, что инженеры Сормовского завода пытались повысить маневренные характеристики танков. Для этого на машине № 7 «Красный борец» смонтировали новую коробку передач — о ней как раз сказано в приведенной таблице.
Ведомость состояния танков «Рено» М, изготовляемых заводом Сормово на 20 марта 1921 года.
Танк «Русский Рено» на маневрах Московского военного округа. 1922 год. Хорошо видно пушечно-пулеметное вооружение машины (ЦМВС).
28 марта 1921 года И. Шукалов докладывал в Совет военной промышленности:
«Испытание повышенной скорости. На танке № 7 была установлена новая передача для повышения скорости, которое достигалось двояким путем.
а). Увеличена 4-я передача коробки скоростей для повышения скорости на 1,8 км.
б). Увеличена бортовая передача для повышения скорости на 2,6 км, а всего — на 4,4 км.
19/III с. г. провели испытание. В результате оказалось, что новая передача оправдывает предположения в весьма незначительной степени.
Танк № 7 поднял скорость с 8 до 10 км вместо проектных 12,5 при средних оборотах мотора 1400. Танк № 6 при прежней передаче и огромных оборотах (2000) дал почти то же повышение. После испытания было дано распоряжение распределить с № 7 комбинированное повышение скорости на два танка, что и было исполнено при непрерывной работе за 40 часов.
21/III с. г. танки вышли на второе испытание: № 7 с повышенной бортовой передачей, а № 6 — с повышенной 4-й передачей коробки скоростей. Оба танка развили почти одинаковую скорость в тех же пределах, что и 19/III. По некоторым общим признакам двигатель № 7 тянул слабее, нежели № 6, чем и объясняется большая резвость хода № 6 (9,87 км/ч у первого и 10,26 км/ч у второго).
Из этого испытания явствует, что мощность мотора почти на пределе, поэтому повышение бортовой передачи, уменьшающее передаточное число всех четырех скоростей — нерационально.
Что касается повышения 4-й скорости, то таковое считаю желательным, так как хотя танк с нормальной передачей развил в последнем испытании такую же скорость ок. 10 км/ч, но это повышение происходит за счет огромного количества оборотов, что для длительной работы не годится.
Усиленная передача дает возможность пользоваться этой скоростью при оборотах мотора, близких к нормальным, т. е. около 1500 о/мин. Для крутых дорожных препятствий и подъемов остаются три первых скорости в прежних условиях».
Но, как уже говорилось выше, впоследствии на танк № 7 установили обычную передачу взамен «повышенной».
Танк «Русский Рено» на Красной площади во время парада. Москва, 7 ноября 1928 года. Хорошо видна установка вооружения, а также тактическое обозначение, принятое для танковых частей РККА в 1925 году (ЦМВС).
Проблемы с вооружением послужили причиной задержки в сдаче танков. Первые три «Рено русских» (№ 1, 2 и 4) отправили в Москву в мае 1921 года, а вот с остальными возникли проблемы. Так, 2 июня 1921 года начальник бронесил РККА сообщал в Совет военной промышленности РСФСР, что пять танков не принимаются из-за того, что на них не смонтированы пушки Гочкиса. Дело в том, что для семи машин (помимо трех отправленных), на которые эти орудия имелись, Сормовскому заводу требовалось изготовить ряд деталей для монтажа артсистем в башнях. Поэтому наблюдающий за бронированием на заводе получил предписание отправлять машины «без броневого листа башни танка, несущего на себе установку, а также и без самой пушечной установки». По мере окончательного изготовления установок, Сормовский завод должен был дослать их.
В июне — начале июля в Москву отгрузили еще десять «Рено русских». По состоянию на 15 июля 1921 года ситуация с танками на Сормовском заводе была следующей: «Очередные танки сданы уполномоченному Центроброней 21.06 с. г. Таким образом, не сдано только два танка № 7 и 8, причем на № 7 вместо предполагавшегося двигателя усиленного типа установлен двигатель нормального типа.
Со стороны не дополучены только радиатор с завода АМО для образцового танка, и от ГАУ — пять 37-мм орудий Гочкиса».
Таким образом, последние танки «Рено русский» были закончены летом 1921 года — на постройку 15 танков с момента принятия решения потребовалось более дух лет. В условиях Гражданской войны, разрухи и нарушенных промышленных связей между предприятиями — вполне неплохой показатель. Следует добавить, что пять «Рено русских» так и не получили положенного им артиллерийского вооружения.
Упомянутый в последнем документе «образцовый» танк — это французский «Рено» FT, который послужил эталоном для постройки сормовских машин. В документах завода за август 1921 года сказано, что «образцовый танк отремонтирован, и используется в качестве трактора».
Делегация московских рабочих в гостях у танкистов. Примерно 1923-24 года. На заднем плане танк «Русский Рено» — хорошо видно смешанное пушечно-пулеметное вооружение, а также эмблема броневых сил РККА, нанесенная на башню (АСКМ).
В более поздних документах Сормовского завода встречается наименование восстановленного образцового «Рено» — «Сувенир». Но в переписке 1920–1921 годов между предприятием, Советом военной промышленности и командованием броневых частей РККА такое название не встречается, а данная машина именуется просто как «образцовый танк». Вероятнее всего, что «Сувенир» — неофициальное наименование, которым называли эту машину заводчане. А последующие годы, когда собирали материал по истории первого советского танка, кто-то вспомнил об этом и записал.
От своего французского прототипа «Русские Рено» отличались увеличенными размерами моторного отделения (двигатель «Фиат» по габаритам был несколько больше двигателя «Рено»), смешанным вооружением и более низким качеством изготовления.
«Рено русские» не участвовали в Гражданской войне — они поступили на вооружение танковых отрядов Красной Армии лишь 1921 году. Несколько машин использовались в качестве тракторов для вспашки полей. Так, на основании приказа РВСР № 1375 7 февраля 1922 года «тов. Шибановым началось формирование 6-го танкового отряда». На все отводилось 14 дней, при этом часть должна была получить пять танков «Рено» и один автомобиль. В документах о формировании отряда говорилось:
«Укомплектован должен был личным составом, знакомым по возможности с сельскохозяйственным трудом. Предназначен был отряд для вспашки полей в голодном Поволжье, в распоряжение начальника броневых сил Приволжского военного округа.
Танки „Рено“ из состава флотилии легких танков эскадры танков. Москва, Лефортово, осень 1924 года. В центре стоит Салтыков, заместитель начальника по строевой части. Обратите внимание, что крайний правый и второй слева — „Русские Рено“, хорошо видна шаровая установка пулемета в башне и граненое основание колпака (ЦМВС).
Набор личного состава производился в танковом дивизионе, весь командный состав переведен из резерва танкового дивизиона, за исключением двух командиров танков и адъютанта — бывшего офицера старой армии, все окончили курсы высшей броневой школы по подготовке красных командиров. Все, кроме одного командира танка, служили в старой армии, четверо — члены РКП(б)».
22 февраля 1922 года отряд получил из гаража автотанковой броневой бригады пять танков «Рено русский»: № 1 «Борец за свободу тов. Ленин», № 2 «Парижская Коммуна», № 9 «Пролетарий», № 13 «Буря» и № 15 «Победа». На следующий день машины участвовали в параде на Красной площади, а 4 марта отряд (55 человек, пять танков, четыре пушки Гочкиса) отправили в Саратов, куда он прибыл через десять дней. 8 апреля 1922 года танки выгрузились на станции Семиглавый Мар (сейчас это Таскалинский район в Казахстане), где через некоторое время приступили к работе.
В отечественной литературе иногда приводится обозначение «Рено» сормовского изготовления как «КС» («Красное Сормово»), что не корректно — наименование «Красное Сормово» предприятие получило только 17 ноября 1922 года. В документах 1920— 1930-х годов они именовались как «Русские Рено», «Рено русские» или М («малый»).
От «русского «Рено» до «Арматы». Что показали на Аллее славы в честь 100-летия танкпрома
Экспозиция из 20 исторических и современных танков впервые представлена на международном форуме «Армия-2020» и посвящена 100-летию отечественного танкостроения. Аллея славы танкпрома организована концерном «Уралвагонзавод» (УВЗ, в составе госкорпорации «Ростех») совместно с Министерством обороны РФ и подмосковным Музеем техники Вадима Задорожного.
Экспонаты расположены в хронологическом порядке их создания, начиная с самого раннего и заканчивая современными образцами, которые в ближайшем будущем примут на вооружение российской армии.
Легкий танк Renault FT-17 был разработан в 1917 году французской фирмой «Рено». За время Первой мировой войны было выпущено 3177 единиц. Состоял на вооружении Франции, Японии, США, Италии и Польши.
Легкий танк «Рено» FT-17
© Роман Азанов/ТАСС
«Это лучший танк Первой мировой войны. Известна история о том, что Красная армия захватила эти танки у Деникина. По одним источникам, два, по другим — пять танков типа «Рено». Один показали Владимиру Ленину, и именно он дал указание об изготовлении партии подобного типа танков на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород)», — рассказала ТАСС директор выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина.
Читайте также
«Кувалда Сталина», «Тигр» и «Ваньки-встаньки»: какие секреты хранит подмосковный музей
По ее словам, один танк разобрали, и, когда он дошел до Новгорода, не все детали и узлы почему-то привезли. «Поэтому было создано конструкторское бюро (КБ) из конструкторов разных заводов. И из «Сормово», и особого КБ Обуховского завода (позже — «Большевик») и так далее. И конструкторы восстановили многие очень сложные узлы этой машины», — говорит она.
Именно с 31 августа 1920 года, когда сормовским заводом был выпущен первый советский танк (копия французского), началась история отечественного танкпрома. «Этот факт является точкой отсчета истории отечественного танкостроения. Этот первый танк назывался «Борец за свободу товарищ Ленин», — отметила Пислегина.
«Но, конечно, это было еще не в полном смысле промышленное производство, скорее мануфактурное, — рассказывает она. — Многие узлы, детали приходилось подпиливать, но специалисты французского завода «Рено», работавшие и помогавшие персоналу, прежде всего специалистам завода «Красное Сормово», удивлялись, что даже после такой подгонки вручную все механизмы работали, особенно шестерни коробки переменных передач. Настолько были высокопрофессиональные в широком смысле этого слова специалисты, мастера этого завода».
Первая партия была из 15 машин. Последние три машины были сданы даже без вооружения — ни пушек, ни пулеметов в стране не было.
Посмотрите, даже по внешнему виду этих машин можно проследить от одной модели к другой совершенствование технологий танкостроения. Смотрите, первые машины, вернее броневые листы этих машин, соединялись клепками — сварки даже не было. И насколько они маленькие! Как два танкиста могли в этой машине находиться, а еще и воевать?
Алла Пислегина
директор выставочного комплекса УВЗ
Корпус каркасного типа был собран с помощью болтовых соединений из тонких броневых листов. Особенности конструкции — компоновка танка стала классической (двигатель и трансмиссия — сзади, отделение управления — впереди, боевое отделение с вращающейся башней — в центре), использованы двигатель и силовая передача автомобильного типа.
Малый сопровождающий танк Т-18 (МС-1) — это был первый танк советской разработки. Применялся в боях на Китайско-Восточной железной дороге в 1938–39 годах, незначительное количество машин использовалось в начале Великой Отечественной войны.
Малый сопровождающий Т-18 (МС-1)
© Роман Азанов/ТАСС
«Базой для него послужил итальянский легкий танк 1920-х годов Fiat 3000, который, в свою очередь, был переделанным французским FT-17, — говорит директор выставочного комплекса. — Выпускали эти танки два завода, в основном завод «Большевик» (бывший Обуховский завод в Ленинграде). Но тем не менее к нему был присоединен еще Мотовилихинский артиллерийский завод, который работает в Перми до сих пор».
Танкостроение — одна из самых сложных отраслей машиностроения, где требуется определенный уровень промышленного производства. В 1920-е годы наша страна была еще не очень готова к этому, но проведенная индустриализация, строительство более 5 тыс. заводов, реконструкция тех машиностроительных предприятий, которые работали до революционного периода, была основа дальнейшего развития отечественного танкостроения. Недаром 1932 год является годом большой танковой программы, когда уже действительно большими сериями стали изготавливать танки
Алла Пислегина
директор выставочного комплекса УВЗ
Легкий танк Т-38 — это редчайший образец первого плавающего советского танка разработки завода №37 (Москва). Предназначался для разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведрот отдельных танковых бригад. Экипаж — два человека. У него вместо пушки — традиционного вооружения танков — пулемет ДТ калибра 7,62 мм, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни.
Легкий танк Т-38
© Роман Азанов/ТАСС
Машина была принята на вооружение в 1936-м и находилась в производстве до 1939 года. Всего было выпущено порядка 1300 единиц. Т-38 применялись в начале Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей.
Легкий танк Т-50.«Уникальная машина, которую можно увидеть в этой экспозиции. Больше таких нет», — отмечает Пислегина. Этот экспонат — единственный сохранившийся образец в России.
Легкий танк Т-50
© Роман Азанов/ТАСС
Разработан Т-50 в 1940 году в КБ завода №174 (Ленинград). Серийно выпускался по 1942 год. Из особенностей конструкции — силовая установка расположена в кормовой части корпуса, сам корпус изготавливался из броневых листов, соединяемых сварными швами и располагавшихся под большими углами наклона. Всего было изготовлено 100 единиц.
Читайте также
Рождение «стального кулака». Почему танк Т-34 до сих пор в строю
«Это действительно уникальный натурный образец легкого танка Т-50, который был создан в 40-м году конструкторами Ленинградского завода. Сейчас его правопреемник — омский «Трансмаш», — рассказывает Пислегина. — Т-50 — отличная машина. По сравнению с предшествующими он сделан по-другому — рациональные углы наклона броневых плит. Здесь и сварные швы, причем такого великолепного качества сварка брони. Достаточно мощный для этого танка двигатель. К сожалению, развернуть производство Т-50 не представилась возможность. Было выпущено всего 100 единиц. Но тем не менее они принимали небольшое участие в войне. По сути, эта машина по военно-техническому уровню приближается к первым образцам танка Т-34″.
Легкий танк Т-60 предназначался для разведки и охранения в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских подразделениях. Экипаж — два человека. Вооружение — пушка ШВАК калибра 20 мм, пулемет ДТ калибра 7,62 мм.
Легкий танк Т-60
© Роман Азанов/ТАСС
Легкий танк Т-70 предназначался для танковых бригад и полков смешанной организации в качестве командирских машин.
«Их производство прекратилось в 1944 году, но на их базе была создана самоходная артиллерийская установка СУ-76, она несла орудие калибра 76 мм. Они активно использовались в годы войны», — рассказывает сотрудница УВЗ. Основным вооружением Т-70 была 45-миллиметровая пушка 20-К. В боекомплект из 90 снарядов входили бронебойные, подкалиберные и осколочные боеприпасы.
Легкий танк Т-70
© Роман Азанов/ТАСС
Следующий экспонат достаточно известный – тяжелый танк КВ-1. Он был разработан в 1939 году КБ Кировского завода. Серийно производился по 1942 год на Кировском и Челябинском тракторном заводе под руководством танкового конструктора Николая Духова.
Именно КВ-1 считают этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.
Тяжелый танк КВ-1
© Роман Азанов/ТАСС
«Кстати, Духов известен еще и как главный конструктор атомной промышленности Советского Союза. Вообще, мало известно о том, что технологической базой для ее создания выступило именно танкостроение. Например, Малышев, Горегляд (заместитель наркома танковой промышленности) возглавил в Сарове атомный центр — крупнейший в Советском Союзе, а руководители предприятий танкпрома стали руководителями всех атомных предприятий СССР. Тысячи танкостроителей-инженеров были переведены в атомную промышленность», — рассказала Пислегина.
Читайте также
«Танк прорыва». Почему немецкие «Тигры» боялись тяжелого ИС-2
КВ-1 имел индивидуальную торсионную подвеску, надежное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель 500 л.с. и одно мощное универсальное орудие калибра 76 мм в рамках классической компоновки. Экипаж — пять человек. Масса танка составляла 47,5 т, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков.
, считается самым мощным танком периода Великой Отечественной войны. «Он разбивал хорошо укрепленные преграды противника, и на его базе создана ИСУ-152 (первая серийная тяжелая самоходная артиллерийская установка — прим. ТАСС). Она считалась «зверобоем» — такое прозвище получила в нашей армии, — говорит сотрудница УВЗ. — ИС-2 немцы боялись сильно за то, что его мощное 122-миллиметровое орудие разбивало все их танки вдребезги».
Тяжелый танк ИС-2
© Роман Азанов/ТАСС
В боевом снаряжении имел массу 46 т. Расчет — четыре человека. Развивал скорость до 37 км/ч. Производился на Челябинском и Кировском заводе.
Тяжелый танк ИС-3 был разработан в период войны, один из первых советских послевоенных танков. Его первый официальный показ состоялся 7 сентября 1945 года во время военного парада в Берлине, проведенного союзниками в честь окончания Второй мировой войны.
Тяжелый танк ИС-3
© Роман Азанов/ТАСС
«Машина не воевала, но на парад туда доставили специально. Черчилль увидел эти танки и сказал: «Да, против них нет силы». Посмотрите, какой интересный нос у танка. «Щучий нос» еще прозвали в армии эту машину за вот такую конструкцию носа», — говорит специалист УВЗ.
В экспозиции представлен самый известный танк в мире — Т-34-85 образца 1944 года. Он является модернизацией и дальнейшим развитием танка Т-34-76. Именно «тридцатьчетверка» признана лучшим танком Второй мировой войны.
Средний танк Т-34-85 (обр. 1944 г.)
© Роман Азанов/ТАСС
На первом этапе войны Т-34-76 была «царицей на поле боя». А потом, когда появились у немцев «Пантеры» и «Тигры», машина была доработана. Она стала не просто более совершенной, а более надежной
Алла Пислегина
директор выставочного комплекса УВЗ
Тяжелый Т-10М — очень мощная машина. Создавался на основе конструирования и производства тяжелых ИС-3, ИС-4 и ИС-7. Масса в боевом снаряжении — 50 т. Экипаж — четыре человека. Мог развивать скорость до 50 км/ч.
Тяжелый танк Т-10М
© Роман Азанов/ТАСС
«Не был так популярен, как остальные. Потому что с ним закончилась история тяжелого танкостроения в нашей стране, появилось ракетное оружие, — рассказывает Пислегина. — Еще Никита Хрущев, увидев испытания истребителя танков на полигоне в Кубинке, сказал: «А зачем нам тяжелые танки, если ракетами разобьем все сооружения?»
Серийное производство среднего танка Т-44 началось в 1944 году. Он предназначался для замены Т-34, однако в боевых действиях танк участия не принимал.
Средний танк Т-44
© Роман Азанов/ТАСС
«Из особенностей машины — здесь впервые стояли торсионы. Кроме того, торсионная подвеска вместо пружинной была на опытном Т-34М. Но тогда в серийное производство не пошла», — отмечает она.
Следующий интересный образец выставки — средний танк Т-55А — разработан в 1962 году КБ «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле и одновременно в ОКБ-174 завода в Омске. Серийно выпускался по 1979 год. Это был первый в мире танк, имеющий специальный противорадиационный подбой для защиты экипажа от проникающей радиации. Пушка — 100 мм.
Средний танк Т-55А
© Роман Азанов/ТАСС
«Очень популярный танк. Лет пять назад в 60 государствах мира состояли Т-55 и Т-54 на вооружении. Это воистину самая массовая машина. И самая воюющая — участвовала более чем в 20 военных конфликтах на почти всех материках мира, кроме, конечно, Австралии и Антарктиды (улыбается), — рассказала Пислегина. — Кстати, впервые активную защиту «Дрозд» установили именно на Т-55А». Подрыв защитной ракеты происходил на расстоянии примерно шесть — восемь метров от танка.
Средний Т-62 стал первым в мире серийным танком с гладкоствольным орудием. В ходе производства неоднократно проводилась его модернизация. Т-62Д — установка комплекса активной защиты «Дрозд», двигателя мощностью 620 л.с. Т-62М был с комплексом управляемого вооружения «Шексна». Пушка — 115 мм. Скорость по шоссе — до 50 км/ч.
Средний танк Т-62
© Роман Азанов/ТАСС
Основной боевой танк Т-64БВ был разработан в КБ Харьковского завода. Впервые в мировой практике на серийных машинах с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра (125 мм) был создан и установлен автомат заряжания. В нем располагается 28 выстрелов различных типов. Еще восемь снарядов и гильз к ним находятся в укладке внутри боевого отделения.
Основной боевой танк Т-64БВ
© Роман Азанов/ТАСС
Одним из главных нововведений, примененных в Т-64БВ, был комплекс динамической защиты «Контакт-1». Машина стала первым серийным танком, получившим подобную систему.
Завершают экспозицию танкпрома четыре современных образца — Т-72Б3М (вариант последней модернизации Т-72), Т-80БВМ (последняя версия Т-80 с газотурбинным двигателем), Т-90А (в 2020 году в войска поступила первая партия модернизированных танков Т-90М «Прорыв») и ставший уже знаменитым на весь мир Т-14 «Армата».
Танк Т-14 «Армата»
© Роман Азанов/ТАСС
Машина разработана в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Имеет оригинальную компоновку — экипаж находится в изолированной бронекапсуле, отделенной от боекомплекта и топливных баков. Необитаемое дистанционно управляемое боевое отделение расположено в центральной части, а силовая установка — в кормовой части. Ожидается, что «Армату» примут на вооружение в конце этого — начале следующего года. Кстати, впервые на форуме «Армия» на открытой экспозиции в разных местах демонстрируются сразу три танка Т-14. Также представлена тяжелая БМП Т-15.
БМП Т-15
© Роман Азанов/ТАСС
Рядом с аллеей организована выставка «Реликвии танковых заводов», где представлено около 50 экспонатов — уникальных документов, чертежей, наград, личных вещей, памятных знаков, макетов из фондов музеев предприятий концерна УВЗ, отражающих становление и развитие танковой отрасли России.
Как отмечают организаторы, представленная Аллея славы в полной мере отражает всю историю танковой отрасли — эволюцию конструкторской мысли и научно-технические достижения разных лет.
Роман Азанов
Теги:
ГерманияРоссияФранцияВеликая Отечественная войнаФорум «Армия-2020»
Renault FT
Renault FT, первый танк с вращающейся башней, был лучшим легким танком в мире. Появление вращающейся орудийной башни в 1917 году на крошечном двухместном французском Renault FT-17 обеспечило этому легкому танку лучшие поля обстрела для его основного вооружения и помогло создать более поздние формы танков. Эти танки из-за своей популярности в дальнейшем использовались во многих будущих конфликтах. Этот танк в разное время имел разные названия. На заводе он назывался FT Char. Слово Чар означает танк. Буквы FT были производственным кодом проекта, а не аббревиатурой. Следующий проект будет называться FU, затем FV и т. д. На заводе он не назывался Renault FT, поскольку все на заводе Renault знали, что он был построен Renault.
Renault FT-17 — это первый в мире танк с компановкой «как надо». На заре танкостроения были танки ромбической формы, были в форме автомобилей, были гигантские байки, но первый танк в мире, как сейчас воспринимается, это Renault FT-17. Но до идеала было еще далеко. Он был защищен только от пуль винтовочного калибра, и поставить в него что-то крупнее 37-мм пехотной пушки было непростой задачей. В конце концов генерал артиллерии Жан Эстьен пришел к разумному выводу, что будущее — за средними танками. Их размеры позволяли иметь достаточно толстую броню и мощное вооружение, при этом они были значительно дешевле тяжелых танков.
Ранние танки были очень ненадежны, так как температура в боевом отделении часто превышала 100 градусов от тепла двигателя. Однако к 1917 году в битве при Камбре был представлен значительно улучшенный танк Mark IV, и произошла первая в истории массированная танковая атака, в которой участвовало более 476 танков. 10 апреля 1917 года более легкий и быстрый легкий танк Renault FT успешно прошел официальные испытания. Весной 1918 года французы представили Renault FT. К концу войны в армиях союзников было построено и развернуто более 6000 боевых танков. Кроме того, Renault FT выпускался по лицензии в США под названием M19.17 (Ford Two Man) (было выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000. Модифицированная версия также выпускалась в Советской России под названием Renault Russian. Танк применялся в локальных конфликтах до конца 1940-х годов.
Танк Renault (FT-17), первый в мире современный танк, был разработан Родольфом Эрнстом-Мецмайером в 1916 году после того, как полковник Жан-Батист Эжен Этьен задумал создание легкого танка для французской армии. Этьен организовал заказ танка у французского автомобильного дизайнера Луи Рено, который затем призвал Эрнста Мецмайера разработать танк. Анализируя неудачи и проблемы тяжелых танков, французский генерал Этьен предложил в качестве проекта небольшую гусеничную машину, простую, маневренную и сравнительно несложную в постройке. Танк выпускался с 1917 от Renault, Berliet, Scheidet и Deiauneu-Belleville. Всего было выпущено 7820 единиц.
Танк прошел очень успешные испытания в 1917 году в Шамплие и оказался настолько популярным, что первоначальные 350 танков, заказанные в феврале 1917 года, увеличились до 3500 танков, которые должны были быть доставлены к концу 1918 года. Танк Renault FT 17 поступил на вооружение летом 1918 года, всего лишь вовремя, чтобы сыграть решающую роль в окончательной победе в Великой войне. К моменту подписания перемирия французы заказали построить почти 8000 танков, хотя к концу войны фактически было изготовлено только 3000. FT-17 определенно помог французам в последние годы войны, наряду с другими моделями, такими как американский M19. 17 6-тонная форма, используемая американским экспедиционным корпусом.
Этот французский танк Великой войны в основном определил конструкцию будущих танков, хотя англичане были первыми, кто ввел танк в бой. Он был разработан, чтобы быть легким, чтобы иметь лучшую мобильность и скорость, чем более тяжелые модели. Танк Renault также отличался от более ранних французских моделей тем, что его башня полностью вращалась, а башня располагалась сверху с передним водителем и задним расположением двигателя. Основным орудием была 37-мм пушка, а на танке также имелись один или два противопехотных 7,62-мм пулемета для самообороны. К каждому танку прикрепляли по два человека.
Общая планировка классическая. Наведение пушки осуществляется с помощью ручного поворотного механизма; есть оптический прицел. Защита корпуса состоит из трех крупных литых броневых частей: лобовой, кованой, кормовой, а также из катаных досок, крыши и днища; борта соединены с лобовой и кормовой частями с помощью болтов, а также шпильками коленчатой коробки; Днище приварено к бортам и прикручено болтами к носовой и кормовой частям; Башня цельнолитая с переменной толщиной стенок. Двигатель шасси карбюраторный, четырехцилиндровый Renault; трансмиссия механическая; боковые редукторы однорядные; подвеска смешанная, блокированная и однорядная.
Температура внутри резервуаров достигла некомфортно высокой температуры, и не было возможности включить свет. Когда люк закрылся, экипаж из двух человек просигналил друг другу серией ударов ногой. Если командир хотел, чтобы водитель ехал вперед, он пинал его в спину. Удар ногой в правое или левое плечо велел ему повернуться, а удар ногой в голову означал, что он должен остановиться.
Танки отличались конструкцией и установленным вооружением. В 1917 году Берлие изготовил многоугольную башню из плит на заклепках. Новая конструкция была проще в изготовлении, чем первые литые башни, и производилась в больших количествах. Лишь на завершающем этапе войны танк с удачной круглой башней (известной как Giro Turret) стал столь же массовым. На обеих башнях мог устанавливаться как пулемет, так и пушечное вооружение.
Вариант с пушечным вооружением иногда ошибочно называли FT 18. Среди вариантов было 188 радиотранспортных средств (Renault TSF), около 40 FT 75 BS, вооруженных карательной 75-мм (2,95 дюйма) гаубицей для борьбы с бетонными дотами, 13 японских модифицированных FT-Ko, 27 FT CWS, построенный в Польше с французскими запасными частями (также одна газовая модель) и около 1580 FT 31, модернизированных моделей с новым 7,5-мм (0,3 дюйма) пулеметом Reibel. По состоянию на 1939 год на вооружении Франции находилось около 1850 FT, переименованных в FT-31. Эти перевооруженные танки имели Reibel 7,5 мм (0,295-дюймовый компактный пулемет, модель с газовым приводом, изначально предназначенная для использования на линии Мажино. Но эта модернизация не улучшила их ограниченные возможности по дальности и скорости.
Американские военные прибыли во Францию без танков, тем самым полагаясь на первый легкий танк Франции Renault FT. FT имел экипаж из двух человек и имел установленный 8-мм пулемет Гочкиса на полностью вращающейся башне. FT находился на вооружении США во время наступления на Сент-Михель в 1918 году, первого независимого американского наступления за всю войну. Американские войска направились в Аргоннский лес для первого рейда Маас-Аргоннского наступления 19 сентября.18 ехали на танках Renault FT французского производства. В этом бою участвовало около 200 танков, в основном «Рено».
Подполковник Джордж С. Паттон, 31-летний капитан, когда он прибыл во Францию, был увлечен танками. Он так тщательно изучил Renault, что мог бы полностью разобрать один и собрать его обратно. Увидев этот энтузиазм, генерал Джон Дж. Першинг назначил Паттона офицером Первого танкового корпуса Америки и приказал ему основать Первую армейскую танковую школу во Франции. Приняв назначение, Паттон назвал его золотой мечтой.
Подписав Брест-Литовский мир, Советская Россия (и Красная Армия) стали официальными союзниками кайзеровской Германии. Одновременно с событиями под Псковом и Нарвой, на юге России, в Ростове в ночь с 22 на 23 февраля вернувшиеся с фронта офицеры во главе с генералами Корниловым и Алексеевым двинулись в Ледовый поход. Появилась Белая армия, которая стремилась разбить большевиков и продолжить войну с Германией до Победы. Франция, будучи союзником России в борьбе с Германией в Первую мировую войну, стала помогать Белой армии как преемнице русской армии, поставляя обмундирование и вооружение. Таким образом, в Россию попали первые французские танки Renault FT-17 и были сформированы первые русские танковые войска.
Для развития танкостроения Красной Армии по приказу товарища Ленина под Одессой были захвачены для изучения и копирования два французских танка Renault FT-17. Так был создан первый советский танк Renault Russian, получивший название Борец за свободу товарища Ленина.
В межвоенные годы танк экспортировался в Афганистан, Бельгию, Бразилию, Грецию, Голландию, Югославию и Японию.
Немецкое вторжение в Польшу в сентябре-октябре 1939 был во многом вооруженной немецкой репетицией последующего завоевания Франции в мае-июне 1940 года. Более 3000 танков участвовали в общевойсковом вторжении, охватившем Западную Польшу в течение нескольких недель. В то время как обороняющиеся поляки имели в своем распоряжении около 800 танков, в основном это были легкие разведывательные и более старые системы, такие как Renault FT-17, которые использовались в соответствии со старыми доктринальными подходами, ориентированными на пехоту. Поляки заменили многие устаревшие Renault FT-17 танкетками TK-3 и TKS польского производства, а также легким танком 7TP. Однако ни одна из бронетехники не использовалась для отдельных наступательных маневров.
В конце войны во Франции танки FT были захвачены немцами, использовались в полицейских частях и для охраны аэродромов.
Французский легкий танк Renault FT-17 (литая башня)
Описание
Это модель военного автомобиля из литого пластика.
Абсолютно новая оснастка легкого танка Renault FT-17 в масштабе 1/35! Другие материалы с веб-сайта Meng Models:
В 1917 году легкие танки FT-17 пронеслись над горизонтом и добились больших успехов. Концепция этого танка была разработана Жаном-Батистом Эженом Этьеном, которого во Франции считают «отцом танка». Разработанный талантливым конструктором Родольфом Эрнстом Мецмайером, а затем произведенный Renault, легкий танк FT-17 считается самым ранним современным танком благодаря своим выдающимся характеристикам и дальновидной концепции конструкции.
Чтобы почтить память этого танка, имеющего большое историческое значение, команда MENG представляет этот танк FT-17 в масштабе 1:35, взяв все размеры реального танка FT-17 с помощью нашего немецкого консультанта и изучив много исторических документов и справочного материала.
Этот набор для легкого танка FT-17 (литая башня) состоит из 10 пластиковых литников, всего 404 детали, 1 полиэтиленовой рамы, всего 9 деталей и 6 металлических деталей, включая пружины. Для танков времен Первой мировой войны, Великой Отечественной войны и Зимней войны между Советским Союзом и Финляндией предусмотрены декали четырех схем окраски с учетом многолетней службы танков FT-17.
Этот набор не только воспроизводит детали экстерьера танка FT-17, но и максимально воспроизводит его внутреннее оборудование и устройство. Все люки могут быть построены в открытом или закрытом положении. Когда люки открыты, можно увидеть всю систему питания, кабину водителя и внутреннюю часть башни, создавая сильное впечатление об этой точной машине. Этот комплект имеет компактный вид, сочетая полный интерьер с небольшой формой бака. Его подвижная подвесная система воспроизводит реальную конструкцию. Предусмотрены рабочие звенья без клея. Три орудия в качестве основного орудия танка FT-17, а также стойка для 8-мм пушки Hotchkiss M19.14 пулеметов предоставляется на выбор моделиста.
Особенности комплекта:
- Полная внутренняя деталь
- Все люки могут быть как открытыми, так и закрытыми
- Функциональная подвеска с бесклеевыми рабочими гусеницами
- Несколько вариантов оружия
- Четыре варианта маркировки и окраски
- Металлические детали с фототравлением в комплекте
Этот компактный набор доставит вам массу удовольствия от моделирования!
Детали
- Код: МЕНТС-008
- Код января: 4897038550340
- Дата выпуска: 17.09.