Содержание

Танк ИС-2 🔥 обзор тяжелого советского танка, ттх

Тяжелый танк ИС-2 стал одним из самых известных и удачных образцов бронетехники СССР во время в войны. Танк ИС-2 с честью прошел все тяготы заключительного этапа Великой Отечественной Войны, он превосходил все аналоги, а позже стал родоначальником послевоенных советских тяжелых танков.

Стоит отметить, что в отличие от большинства танков, созданных в военный период, танк ИС-2 долго оставался в строю, превосходил даже более современные машины, которые должны были его заменить.

Содержание

  1. История создания
  2. Конструкция танка ИС-2
  3. Вооружение
  4. Боевое применение танка ИС-2
  5. Модификации
  6. ТТХ в сравнении с аналогами противника
  7. Танк ИС-2 в массовой культуре
  8. Источники

История создания

О разработке нового тяжелого танка начали задумываться еще весной 1942 года. К началу 1942 года тяжелый танк КВ-1 по ряду причин перестал устраивать военных. Именно тогда на полях сражений появились модернизированные PzKpfw IV и самоходные установки StuG III с усиленным бронированием и более совершенными орудиями. 76-мм пушек КВ-1 и Т-34 было недостаточно для уверенного поражения новой бронетехники вермахта, а после появления на полях сражений танков «Пантера» и «Тигр I» потребность Красной Армии в новых более совершенных танках стала еще более явной.

Проект создания нового тяжелого танка курировал Жозеф Котин, являвшийся одним из опытнейших советских конструкторов в области танкостроения. Ранее он уже получил огромный опыт в проектировании тяжелых танков, будучи отцом семейства танков КВ (Клим Ворошилов). КВ стал первым серийным тяжелым танком в мире с противоснарядным бронированием. Но у машины были свои недостатки, к которым относили невысокую надежность и тяжелые условия работы экипажа. Непосредственно работами по созданию танков ИС-2 руководил Николай Шашмурин, которого Котин очень хорошо знал еще с 1930-х годов по совместной работе на Кировском заводе в Ленинграде.

Первоначально военные рассчитывали на боевую машину массой в 30 тонн с новым 85-мм орудием. Таким образом, должна была реализоваться попытка создания универсального танка, который отличался бы и хорошей подвижностью на поле боя, и хорошей живучестью.

Так на свет появился танк КВ-13, однако на испытаниях данный танк провалился, его ходовая была ненадежной, также необходимо было введение более просторной трехместной башни.

Осенью 1942 года в руки советских военных и конструкторов попал новейший немецкий тяжелый танк «Тигр». Машина была практически целой и была захвачена советскими войсками под Ленинградом в сентябре 1942 года, но немцы успели демонтировать с танка часть оборудования. Позднее в январе 1943 года также под Ленинградом в руки советских солдат попал практически неповрежденный танк, с которого немцы не только не сняли/уничтожили приборы/прицелы/орудие, но и оставили вместе с танком технический паспорт. Появление информации о новых немецких тяжелых танках и их захват в качестве трофеев ускорил работы по созданию советских тяжелых боевых машин. Также данные работы подстегивала встреча красноармейцев с новыми образцами полевой фортификации противника.

К примеру, к ним относились массово производимые в Германии бронированные пулеметные гнезда типа «Краб». Бронеколпак такого пулеметного гнезда полностью изготавливался из броневой стали и утапливался в специально вырытый заранее котлован.

Принимая все это во внимание, советским войскам нужен был тяжелый танк, вооруженный пушкой, которая позволяла бы поражать даже самые хорошо защищенные цели. Проведенные полигонные обстрелы захваченных «Тигров» показывали, что необходимо повышать калибр орудий.

Правда, использование более мощных пушек неизбежно вело к росту габаритов и массы танка. В результате от идеи создания нового танка с высокой скоростью, огневой мощью и бронезащитой отказались, принеся в жертву скоростные характеристики танка.

Первоначально конструкторы думали ограничиться 85-мм орудием Д-5Т. Для среднего танка данная пушка была очень хорошим решением, но Котин настаивал на установке на тяжелый танк еще более мощного орудия. На типичной для танкового боя Великой Отечественной войны дистанции среднюю бронетехнику противника можно было бы выбивать и 85-мм орудием, но с тяжелобронированными машинами уже возникали проблемы.

На дистанции 500-1000 метров калиберный бронебойный снаряд 85-мм пушки мог пробить лобовую броню танка «Тигр» лишь при попаданиях близких к нормали. В конечном итоге, Котин и команда конструкторов, работавших над созданием нового тяжелого танка, решилась на установку на него 122-мм пушки.

За базовую модель была взята 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью. Орудие массово выпускалось на Пермском заводе №172. Осенью 1943 года был готов эскизный проект нового тяжелого танка со 122-мм орудием. Он впечатлил сначала наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и самого Сталина. Еще больший фурор новая боевая машина произвела на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейную «Пантеру».

С дистанции 1400 метров 122-мм тупоголовый бронебойный снаряд БР-471Б уверенно пробивал броню немецкого «хищника», оставляя в ней серьезные пробоины. Попадание такого снаряд в лоб башни не только образовало в ней пробоину размерами 180 на 240 мм, но и сорвало башню «Пантеры» с погона, она была смещена на 500 мм относительно оси вращения. Стоит отметить, что в годы Великой Отечественной войны наряду с обозначением ИС-2 использовалось и название ИС-122, где индекс 122 как раз обозначал калибр основного вооружения тяжелого танка.

Но были у танка и недостатки. Во-первых, очень небольшая для танковой пушки скорострельность – всего 1,5-3 выстрела в минуту. У 122-мм танковой пушки Д-25Т было раздельно-гильзовое заряжание. Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка при борьбе с вражеской бронетехникой. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой. Другой не менее серьезной проблемой был небольшой боекомплект танка (всего 28 снарядов). По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх штата. Но даже несмотря на имеющиеся недостатки, куда лучшая по сравнению со всеми средними танками живучесть и главное – очень мощное орудие – искупали недостатки машины и в декабре 1943 года ИС-2 пошел в серию.

Конструкция танка ИС-2

Экипаж танка ИС-2 размещался так: механик-водитель сидел в носовой части, между двумя топливными баками. В его распоряжении находились смотровой люк-пробка и два призменных перископа в крыше. Позже люк заменили стеклоблоком типа «триплекс».

В днище корпуса за сиденьем мехвода находился эвакуационный люк. В башне находились места наводчика и командира (по левому борту) и заряжающего (по правому борту). Командир наблюдал за обстановкой при помощи шести смотровых щелей в командирской башенке, а заряжающий использовал для наблюдения перископ МК-IV.

Броневой корпус ИС-2 сваривался из литой и катаной брони. На ранних машинах верхняя лобовая деталь была «ломаной» — нижняя часть имела толщину 60мм при угле наклона в 72⁰, а толщина верхней, при наклоне в 30⁰, составляла 120мм. Первые же бои в начале 1944 года продемонстрировали уязвимость такой детали, и уже с весны этого же года лобовую деталь заменили на спрямленную, толщиной 120мм с углом наклона в 60⁰.

Бортовая броня имела толщину в 90мм, кормовые листы – 60мм.

Броня литой башни имела толщину 100мм «по кругу». Башня ИС-2 имела электропривод вращения, в ней устанавливались радиостанция 10Р и переговорное устройство для членов экипажа. Пороховые газы, образующиеся после выстрела, отсасывались установленным в крыше башни вентилятором.

Танк оснащался 12-цилиндровым дизелем В-2, в данном исполнении получивший индекс В-2ИС. Двигатель был безнаддувный, развивал мощность в 520 л.с. Топливо поступало из баков в боевом отделении, дополнительные баки, которые подвешивались на корпус ИС-2, к топливной системе не подключались (то есть солярку из них надо было самостоятельно переливать в основные).

Механическая коробка передач имела восемь скоростей (за счет демультипликатора), двухступенчатые бортовые передачи соединялись с планетарным механизмом поворота. Подвеска у танка торсионная.

Вооружение

Основное вооружение танка — пушка ДТ-5 с калибром 122 мм, установленная на цапфах башни. Углы наводки — вертикальные, от −3 до +20 градусов, выстрелы делались при помощи механического или электроспуска. Боекомплект орудия рассчитан на 28 выстрелов раздельного заряжания, состоящий из:

  • снаряда БР-471 — остроголовый, бронебойный, трассирующий, в составе — 156 г тротила;
  • снаряда БР-471Б — остроголовый (баллистический наконечник), бронебойный;
  • ОФД-471 — пушечная осколочно-фугасная граната, ВВ — тротил или аммотол массой 3 кг.

Вспомогательное вооружение машины включало:

  • 3 пулемета ДТ калибром 7,62 мм — спаренный с основным орудием в шаровой установке, приливе задней части башни и курсовой неподвижного типа;
  • боекомплект с огнестрельному оружию — 2520 патронов в дисковых магазинах;
  • зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм — устанавливался с зимы 1945 года;
  • боекомплект к ДШК — 250 патронов в лентах.

Самооборона экипажа обеспечивалась ручными гранатами Ф-1. Иногда танкистам выдавался пистолет с сигнальными ракетами.

Боевое применение танка ИС-2

Столкновения между «Тиграми» и ИС-2 были относительно редкими, во всяком случае воспоминаний об этом встречается мало. Однако интересным является тот факт, что ИС-2 вступал в бой в том числе с так называемым «Королевским тигром» (Tiger II). Данные о боях слишком разрозненны, точной информации по ним нет. Известно, что эти танки сталкивались друг с другом в районе Будапешта в ноябре 1944 года, в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 года. Тяжелые потери несли обе стороны.

Однако немцы признавали превосходство советского ИС-2. Так, существует архивное официальное распоряжение немецкого командования, которое запрещало «Тиграм» вступать в прямое столкновение с ИС-2.  Уничтожать советские танки предполагалось из засад. Впрочем, такую тактику широко применяли и советские танкисты. Одно можно сказать совершенно точно: «Тигры», как и ИС-2 чаще всего искали самый уязвимый отрезок на линии обороны противника и прорывали его. Ни советское, ни немецкое командование вовсе не стремилось бросать тяжелые танки друг против друга.

К концу ВОВ военные уже четко понимали, как именно нужно задействовать тяжелые танки. В декабре 1944 года начали формировать отдельные гвардейские тяжелые танковые бригады. Они отвечали за прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также использовались для борьбы с танковыми группировками противника.

Развитием ИС-2 стал ИС-3, в котором были устранены все недостатки предшественника. В частности, машина получила плоскую башню. И хотя этот танк не участвовал в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, он был представлен миру на параде союзных войск в сентябре 1945 года, где его назвали одним из лучших танков мира.

Эта машина показала, что Советский Союз, заплатив огромную цену в миллионы человеческих жизней, получил за годы войны колоссальный опыт в танкостроении, которого за всю историю не было больше ни у одной страны.

Модификации

Выпущенные танки ИС-2, несмотря на конструктивные различия, в отдельные модификации не выделялись. Только в 1957 году, после принятия решения о модернизации машин, появился вариант ИС-2М – в него машины переделывали во время капитального ремонта.

ИС-2М оснащали новыми двигателями В-54К, маслорадиатором коробки передач, приборами ночного видения. Кормовой пулемет упразднили, боекомплект увеличили (довели до 35 выстрелов), наружные баки включили вобщую схему питания. К новому стандарту приводили все сохранившиеся машины, включая ИС-2 первых выпусков с «ломаной» лобовой деталью.

Фигурирующие в некоторых онлайн-играх варианты типа «ИС-2Ш» — вымысел.

ТТХ в сравнении с аналогами противника

Единственным аналогом ИС-2 во время войны фактически был знаменитый Pz.VIB –«Королевский тигр». Сравним их основные тактико-технические характеристики.

 ИС-2Pz. VIB
Масса, т4670
Длина, м (по корпусу/с пушкой)6,7/9,87,3/10,2
Высота, м2,63
Максимальная толщина брони, мм120150
Вооружение120мм пушка, 12,7 мм пулемет, 3х7,62мм пулемета
88 мм пушка, 3х7,92мм пулемета
Максимальная скорость, км/ч3738
Запас хода, км240/160150/70

Несложно заметить, что по массово-габаритным параметрам ИС-2 уступал «Тигру 2» — то есть весил на 20 тонн меньше и был чуть компактнее. Это давало ему как лучшую подвижность, так и проходимость, даже при менее мощном двигателе.

Конечно, у «Тигра» был больший (до 84 выстрелов) боекомплект, и более высокая скорострельность, но на практике в танковых дуэлях эти качества обычно решающими не оказывались.

Главное – промышленность Германии каждый выпущенный «Королевский Тигр» буквально разорял, при том, что на фронтах пользы от него было не много.

ИС-2 оказался очень удачной машиной именно для того периода войны, в котором использовался.

Именно в наступательных операциях эта подвижная, но хорошо защищенная машина с мощной дальнобойной пушкой проявила себя с лучшей стороны. В некотором смысле он стал наследником не КВ-1, а КВ-2 – мощного штурмового танка, оказав, в отличие от «идейного предка», огромное влияние на ход войны.

Танк ИС-2 в массовой культуре

Тяжелый танк задействовался в фильмах «Отец солдата» как самостоятельная модель. В нескольких кинолентах прошел рестайлинг, чтобы изобразить другие машины. В «Блокаде» — КВ-1, в «Танке «Клим Ворошилов» — КВ-2, в «На войне как на войне» — Пантеру, в «Белом тигре» — Тигра. Команда «Правда» из мультика-аниме Girls und Panzer каталась именно на этой модели.

Создатели компьютерных игр — симуляторов, стратегий идеализируют ИС-2, отражая далеко не реальные ТТХ. Танк можно увидеть в World of Tanks, Блицкриг, Sudden Strike, Order of War, R. U.S.E. и других.

Советская тяжелая машина стала достойным наследником штурмовика КВ-2. При массивности и внешней неповоротливости вооружение оказалось эффективным во время наступления. Подвижность, хорошая защита и мощная дальнобойная пушка сделали танк настоящей ударной силой Красной Армии.

Источники

  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/is-2/
  • https://topwar.ru/115149-tyazhelyy-tank-is-2-pobeditel-panter-i-tigrov.html
  • https://militaryexp.com/tyazhelyy-tank-is-2-harakteristiki-sovetskoy-boevoy-mashiny/
  • https://tvzvezda.ru/news/opk/content/2020331641-FgvsM.html

Танк ИС-2. Советские танки второй мировой войны

Танк ИС-2

ИС-1

Первый вариант тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой Д-5Т (объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф.Шашмурина. 7 августа постановлением ГКО танк приняли на вооружение.

Серийное производство ИС-1 (или ИС-85) началось в конце октября.

При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с KB-1c.

Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели — ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В начале 1944 года производство танка ИС-1 прекратили (выпущено 107 машин). С этого момента в производстве состоял только ИС-2.

Вскоре на нем изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944-го ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял участие в заключительных сражениях второй мировой войны. После выпуска 3483 танков в середине 1945 года производство его прекратили.

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

На базе танков ИС серийно строились САУ ИСУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-122С, а также создан ряд опытных образцов САУ с орудиями калибров 122, 130 и 152 мм (объекты 243, 247, 251 и др.

).

ИС-2

Тактико-технические характеристики танка ИС-2 образца 1944 года

БОЕВАЯ МАССА, т; 46.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина -9830, ширина -3070. высота — 2730. клиренс-420.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-25Т обр. 1943 г. калибра 122 мм; 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм; 1 пулемет ДШК калибра 12,7 мм (не на всех танках). БОЕКОМПЛЕКТ: 122-мм выстрелов- 28; 12.7-мм патронов — 300; 7.62-мм патронов — 2331.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10-Т-17. перископический прицел ПТ-3-17 (на танках первых выпусков).

БРОНИРОВАНИЕ, мм; лоб — 120, борт — 90, корма -60. крыша, днище — 20–30, башня-160-90.

ДВИГАТЕЛЬ: В-2-ИС, 12-цилиндровый V- образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб. см; мощность максимальная 520 л.с. (382,5 кВт) при 2000 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота. бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм,

СКОРОСТЬ, макс., км/ч; 37.

ЗАПАС ХОДА, км: 240.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. -36; ширина рва, м -2,5, высота стенки, м -1, глубина брода, м — 1.3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10Р или 10 РК. танковое переговорное устройство ТПУ-4-бисФ.

Глава 1 Танк, который не танк

Глава 1 Танк, который не танк Новый, 1916 год по обе стороны линии фронта встречали в мрачном настроении. Стало уже совершенно ясно, что военное руководство окончательно потеряло контроль над ходом военных действий. Война стала некой вещью в себе, не обращающей внимания на

ТАНК ИС-2

ТАНК ИС-2 Первый вариант тяжёлого танка ИС («Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой Д-5Т (объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н. Ф. Шашмурина. 7 августа постановлением ГКО танк приняли на вооружение. Серийное

ТАНК ИС-3

ТАНК ИС-3 Тяжёлый танк ИС-3 (объект 703) был разработан в 1944–1945 годах на Опытном заводе № 100 в Челябинске. Ведущий конструктор машины — М. Ф. Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин.Корпус танка сваривался из

Танк Т-26

Танк Т-26 Т-26 обр.1931 г.28 мая 1930 года советская закупочная комиссия, возглавляемая И.  А. Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой «Виккерс» о производстве для СССР 15 двухбашенных

Танк БТ-7

Танк БТ-7 БТ-2 БТ-5История этой боевой машины началась после закупки в США в 1930 году двух колёсно-гусеничных танков Кристи. Несколько усовершенствованный (вновь была разработана лишь башня с вооружением), этот танк приказом Реввоенсовета СССР от 23 мая 1931 года был принят на

Танк Т-50

Танк Т-50 В 1939 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов под руководством С. А. Гинзбурга велось проектирование лёгкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940 году этот танк — «объект 126» (или Т-126СП, как его

Танк Т-60

Танк Т-60 Т-60Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода № 37 Н. А.Астрова в августе 1941 года как сухопутный вариант машины класса Т-40.Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк приняли на

Танк Т-70

Танк Т-70 Т-70Танк Т-70-был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством Н.А.Астрова и предназначался для замены легкого танка Т-60. В январе 1942-го после показа первого опытного образца И.В.Сталину танк

Танк Т-34

Танк Т-34 Т-34 обр. 1940 г.13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка ВТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го

ИС-1 и ИС-2 — советские тяжелые танки | TANKI-TUT.

RU

Содержание

  • 1 ИС-1 и ИС-2 – советские тяжелые танки, название которых расшифровывается как «Иосиф Сталин».
  • 2 История создания
  • 3 Вооружение
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:
  • 6 Боевое применение
  • 7 Танки в культуре
  • 8 Память о танках
ИС — 1

История создания

ИС-1

Начало работ над танком ИС-1 связано с появлением на фронте зимой 1942-1943 гг. тяжелого немецкого танка «Тигр», с которым КВ-1, Т-34 и КВ-1С не могли справляться, то есть банально не пробивали его. В результате постановления №2943сс Челябинскому заводу №100 требовалось предоставить два образца танка ИС на государственные испытания.

В постройке образцов использовались некоторые детали от КВ-13. На первый образец (ИС-1) поставили классическую 76-мм пушку ЗиС-5, а на второй образец (ИС-2, но никакого отношения к серийному ИС-2 не имеет) поставили 122-мм гаубицу от КВ-9. ИС-1 получил заводское название «Объект 233», еще позже его будут называть ИС-85. Почему? Рассмотрим чуть позже.

Испытания длились чуть меньше месяца. И они показали, что у танка очень удачная компоновка, хорошая скорость и маневренность. Но под конец испытаний были получены точные данные о бронировании «Тигра», и 15 апреля вышло постановление о создании мощных танковых орудий и установки их в новые танки.

В июне четыре 85-мм танковые пушки (две С-31 и две Д-5Т) были готовы для установки в танки. Однако возникла проблема с башней. Новые пушки не влезали в старую башню, поэтому пришлось ее увеличить, а в результате увеличить также длину корпуса на 420 мм. Стоит отметить, что башня теперь была по виду такая, как и у прошлого ИС-1. К концу испытаний выяснилось, что ИС №2 с пушкой Д-5Т показал себя лучше. Дальнейшие испытания происходили на полигоне в Кубинке, тогда же туда прибыл и новый КВ-85 с той же пушкой Д-5Т. Обе машины успешно прошли все испытания и 4 сентября были приняты на вооружение Красной армии.

ИС-2
ИС — 2

Стоит отметить, что в том же постановлении, где говорится о принятии на вооружение ИС-1, говорилось и о создании ИС-2 с калибром пушки 122-мм, так же там говорилось о создании ИСУ-152. Почему же выбрали калибр 122-мм? Почему не 100-мм? Не 115-мм? Дело в том, что Ж. Я. Котин, проанализировав Курское сражение, заметил, что с танком «Тигр» наиболее удачно боролись 122-мм корпусные пушки А-19. В КБ №9 как можно быстрее сделали чертеж новой пушки в башне ИС-85, и Котин лично предоставил проект И.Сталину, который одобрил проект и приказал как можно быстрее приступить к испытаниям. Поэтому буквально через две недели опытный образец был готов к испытаниям. ИС-2 было дано заводское название «Объект 240». Испытания прошли очень быстро и успешно. Однако во время испытаний при одном из выстрелов разорвало дульный тормоз Т-образного типа — пришлось устанавливать немецкий. В 1944 году, кстати, разработали новый дульный тормоз для ИС-2.

ИСУ — 152

Позже изменилась еще и форма лобового бронелиста, т.к. немецкие пушки 43-их 44-ых годов с легкостью пробивали броню ИС-2 (и ИС-1 соответственно). Таким образом, лобовой лист выпрямили по всей поверхности, и он стал «прямым». Это дало возможность не увеличивать толщину лобовой брони при увеличении бронезащиты.

К слову сказать, ИС-1 был снят с производства уже в январе 1944 года, через 4 месяца после начала производства. В завершении истории наверно стоит отметить, что названия ИС-1 и ИС-2 присуждены были только с марта 1944 года, до этого они назывались ИС-85 и ИС-122 соответственно.

Подбитый ИС — 2

Вооружение

Рассмотрим и 85-мм и 122-мм пушки. Их характеристики будут записаны  рядом, 85-мм/122-мм.

  • Масса орудия, кг – 2480/Неизвестно
  • Боекомплект, сн. — 59/28. Стоит отметить, что на пушку Д-25Т(122-мм) производились только бронебойные снаряды.
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда,  м/с, — 792/800
  • Прицельная дальность, м, — 2000/3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5° +22°/−3°…+20°
Бронепробиваемость:

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 105/90° / 155/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 1 км, мм/град. —   100/90° / 145/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. —   85/90° / 125/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – до 8/ до 1,5, позже до 2.
Дополнительное вооружение:

Три 7,62-мм пулемёта ДТ: курсовой, спаренный с орудием, и кормовой, установленный в задней части башни / Аналогично. С 1945 года на крыше башни устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК.

Тактико-технические характеристики

Сравнение боевых характеристик будет происходить таким же образом, как и при сравнении вооружения.

  • Масса, т — 44/46
  • Экипаж, ч — 5. Командир, Наводчик, Заряжающий, Механик-водитель, Стрелок-радист / Аналогично.
  • Длина корпуса, мм  — 6770/6770
  • Ширина корпуса, мм — 3070/3070
  • Высота, мм  — 2735/2630
Бронирование

Градусы измеряются по отношению к вертикальной поверхности.

  • Лоб корпуса (верх), мм/град.  — 120/30° / 120 / 60°
  • Лоб корпуса(середина), мм/град. — 60/78° / Не существовало
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.  — 90/30° / 100/30°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 90/0° / 90 / 15°
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 90/0° / 90 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/49° / 60/49°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 60/41° / 60/41°
  • Днище, мм — 20 / 20
  • Крыша корпуса, мм — 30 / 30
  • Маска орудия, мм/град. — 100 / 100
  • Лоб башни, мм/град. — 100/Кабанья голова / 100/Кабанья голова
  • Борт башни, мм/град. — 100/15° / 90 / 20°
  • Корма башни, мм/град — 100/15° / 90 / 30°
  • Крыша башни, мм — 30 / 30
Ходовые качества
  • Мощность двигателя, л. с. — 520/520
  • Максимальная скорость, км/ч — 37/37
  • Запас хода по шоссе, км — 240/240
  • Удельная мощность, л. с./т  — 11,8/11,3
  • Преодолеваемый подъём, град. — 36°/36°

Модификации и машины на базе ИС-1 и ИС-2:

  • ИС-2М – «Модернизированный». Заменен двигатель, при этом мощность его не изменилась, имеются изменения ходовой части, увеличены размеры башни, за счет чего был увеличен боекомплект до 35 снарядов, был убран курсовой пулемет, и имелось еще несколько незначительных изменений. Машина была снята с вооружения Российской Федерации только в 1995 году. На данный момент ИС-2М состоят на вооружении Кубы в количестве 12 штук и служат неподвижными боевыми точками береговой охраны.
  • ИСУ-152 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-1 в октябре 1943 года.
  • ИСУ-122 — самоходное артиллерийское орудие, разработанное на базе ИС-2 в декабре 1943 года. На ней стоит такое же орудие, что и на ИС-2.

Боевое применение

В Великую Отечественную войну танки ИС-1 и ИС-2 активно участвовали в сражениях с 1943-1944 годов, и практически все дошли до конца войны. После ВОВ в боевых действиях участвовали только танки ИС-2. Есть информация, что они принимали участие в Корейской войне, но никаких данных, подтверждающих это, не найдено.

Танки в культуре

ИС-1 можно встретить в целом ряде компьютерных игр: World of Tanks, War Thunder и т.п.

ИС-2 в культуре является гораздо более популярным по сравнению с ИС-1. Эти танки встречаются во множестве кинокартин:

  • Отец солдата;
  • Блокада, где ИС-2 использован как КВ-1;
  • «Танк «Клим Ворошилов-2» — использован как КВ-2;
  • «На войне как на войне» — использован как Pz. V «Panther».;
  • «Белый тигр» — использован как Pz.VI «Tiger».

Также ИС-2 появляется в огромном количестве компьютерных  игр: «World of Tanks», «War Thunder», «Ил-2 Штурмовик», «Блицкриг», «Sudden Strike» и т.д.

Память о танках

Ни один первый ИС до наших дней не дошел, а вот ИС-2 сегодня можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке, в музее-панораме «Сталинградская битва», в «Огненной дуге», в музее боевой славы омичей, и еще в ряде музеев России.

ИС-2 — Танковая энциклопедия

Советский Союз (1943 г.)


Тяжелый танк – 3854 построено

Новый стандарт в аду: ИС-2 Немецкая сторона Пантеры и Тигра и понимание того, что назревает что-то большее, заставили ввести ИС-2, как только его основное вооружение было готово. С частично наклонной лобовой броней, толщиной 120 мм (4,72 дюйма) и, кроме того, новой массивной 122-мм (4,8 дюйма) пушкой, новый тяжелый танк казался именно той козырной картой, которая была нужна Сталину, чтобы смыть любое бронированное сопротивление на Восточный фронт.

Или так казалось на бумаге. На самом деле, чтобы оправдать ожидания, были приняты некоторые меры. В долгосрочной перспективе это может вызвать серьезные проблемы, начиная с самой пушки, медленной перезарядки и громоздких морских боеприпасов, состоящих из двух частей.

Привет, дорогой читатель! Эта статья требует некоторого внимания и внимания и может содержать ошибки или неточности. Если вы заметили что-то не на своем месте, пожалуйста, сообщите нам!


Прототип КВ-13 в разрезе

Предшественники: ИС-1 и ИС-100 трехместная башня КВ-85 с новой 85-мм (3,35 дюйма) пушкой Д5-Т. Единственная проблема с этим орудием заключалась в том, что новый средний Т-34/85 с такой же пушкой был выпущен тем временем и поступил на вооружение зимой 1919 года.43/44. Так что ИС-1 имел, как и бывший КВ-1, лишь немного лучшую защиту, но меньшую дальность и худшую подвижность по сравнению со своим средним аналогом.


Однако вместительная башня могла справиться с более тяжелыми и лучшими орудиями. Уже в ноябре-декабре 1943 года были проведены испытания новой пушки, 100-мм (3,94 дюйма) БС-3, уже испытанной на новой истребительнице танков СУ-100. В результате были созданы два прототипа ИС-100, которые прошли испытания против ИС-122, вооруженного новой 122-мм (4,8 дюйма) пушкой А19. Хотя сообщалось, что ИС-100 обладал лучшими бронебойными качествами, последний имел лучшие всесторонние характеристики, и разработка ИС-100 была прекращена.

Опытный образец КВ-13, вид спереди

ИС-122

Выбор новой 122-мм пушки изучался группой Котина на заводе № 9. Как было показано в Курске, 122-мм и 152-мм (5,98 дюйма) орудия лучше подходили для борьбы с новыми немецкими танками «Тигр», «Пантера» и «Элефант». Было очевидно, что, помимо 85-мм (3,35 дюйма) пушки, более подходящей для следующей эволюции Т-34, для установки на новый тяжелый танк наиболее рекомендуется 122-мм пушка. Адаптированное полевое орудие А19обр. 1937 г. конструкции генерала А. А. Петрова имел однокамерный дульный тормоз, был оснащен противооткатной люлькой и заряжающе-подъемным механизмом от опытной У-11 и гибридизировался с гаубичной установкой М-30. Баллистические испытания проводились между А19 и БС-3 в октябре-ноябре 1943 г. на трофейной «Пантере».

Прототип КВ-13, вид сбоку

Это привело к принятию HBTU 122-мм (4,8 дюйма), а также модификации дульного тормоза с двумя камерами («немецкий тип») после ранение маршала Ворошилова во время испытания в присутствии Главного комиссариата обороны. А19по-прежнему обладал характеристиками, сохранившимися от оригинального орудия, включая громоздкий двухсекционный корпус. Это имело два последствия. Обученный расчет мог производить только два-три выстрела в минуту, а боезапас был ограничен всего 27 снарядами. Тем не менее, у A19 был лучший удар, несмотря на более низкую начальную скорость по сравнению со 100 мм (3,94 дюйма). Считалось, что лобовая броня защитит танк до тех пор, пока цель не окажется в пределах 500 ярдов (460 м), где тяжелый снаряд мог оказать максимальное воздействие. С 19 декабря поставлено от 102 до 107 ИС-122.43 и февраль 1944 г., а название изменено на ИС-2.

ИС-2 образца 1943 года

Броня

Первый вариант ИС-2 (заводское наименование) был оснащен пушкой А19, производство началось в ноябре 1943 года на Челябинском заводе. Первоначальные предложения по башне включали 152-мм (5,98 дюйма) гаубицу, 50-мм (1,97 дюйма) миномет, способный запускать дымовые снаряды или сигнальные ракеты, и, что наиболее важно, полностью вращающуюся командирскую башенку, также обслуживающую крупнокалиберный пулемет ДШТ. Последний предназначался для ПВО и был окончательно принят в окончательный серийный проект. Вторым важным новшеством ИС-2 была его новая лобовая броня, все еще ступенчатая, но равномерно «смешанная», с наклоном 120 мм (4,72 дюйма) / 30 ° и 60 мм (2,36 дюйма) / 72 °, обеспечивающая лучшую устойчивость. при этом сохраняя вес. Благодаря этому гласис теперь мог выдержать 88-мм (3,46 дюйма) бронебойный снаряд на расстоянии 1000 м (1100 ярдов). Из-за большого противооткатного механизма орудия и радиуса погона башни 1800 мм (70,86 дюйма) внутреннее пространство было тесным и допускало только экипаж из четырех человек, при этом командир должен был командовать, приказывать стрелять и устанавливать радиосвязь.

Прототип КВ-13, вид спереди

Силовая установка

Дизельный двигатель V2-IC, в основном тот же, что уже устанавливался на КВ-1, с некоторыми устаревшими функциями, но также с некоторыми улучшениями. Имелся инерционный стартер с ручным и электрическим приводом или сжатым воздухом, который можно было активировать изнутри. Электрический инерционный стартер представлял собой вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Был насос высокого давления НК-1 с задающей РНК-1 с регулируемой скоростью и герметичными топливными элементами. Фильтрация воздуха через боевое отделение получалась за счет использования двигателя для прокачки воздуха изнутри, а для обогрева экипажа в зимнее время имелся реверс. Двигатель получил подогреватель, установленный в блоке трансмиссии, для запуска в сильные морозы. Двигатель питали три бака, два в бортовом боевом отделении и один сзади, в блоке моторного отделения. Также можно было добавить четыре внешних бака общей емкостью 360 литров, что не было роскошью, поскольку почти 50-тонные машины были известными «пожирателями бензина».

Прототип КВ-13, вид спереди

Трансмиссия

Трансмиссия была идентична трансмиссии КВ-85 и очень похожа на трансмиссию КВ-1, с 6 двойными литыми металлическими опорными катками диаметром 550 мм (21,65 дюйма). подвешен прочными торсионными рычагами с каждой стороны и тремя возвратными роликами. Передние направляющие колеса были того же типа, что и опорные колеса, чтобы упростить производство, в то время как большие помятые задние ведущие звездочки также не изменились с самого начала. Колея также соответствовала предыдущим моделям: 86 звеньев, 650 мм (25,59 мм).в) широкий каждый. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения «сталь Феродо», четырехступенчатую двойную передачу (8 вперед и 2 назад), но вторая передача заднего хода была доступна только теоретически, так как в реальности она никогда не использовалась. Имелись двухступенчатый планетарный механизм поворота с многоблокировочной муфтой сухого трения и ленточным тормозом «сталь по стали», двухполосная комбинированная бортовая передача.

Производство

Основная часть производства началась в феврале 1944 г., до конца года было поставлено около 2252 единиц, возможно, 50 % новых ИС-2 1944 модель. В носовой части имелась небольшая разница между носовой частью, изготовленной в Челябинске (скругленная отливка) в августе 1944 года, и носовой частью УЗТМ, имевшей плоскую нижнюю носовую пластину. Но как только они были приняты на вооружение, в тревожных сообщениях утверждалось, что ограниченный запас боеприпасов всегда означал, что снабжение приходилось доставлять на следующих грузовиках, а низкая скорострельность была почти вдвое меньше, чем у Т-34/85, в то время как последний имел большую начальную скорость.

Опытный образец КВ-13, вид спереди

Срочно понадобился новый пистолет. Кроме того, другие отчеты показали, что даже новый бронебойный снаряд БР-471 не смог пробить лобовую броню «Пантеры» на дистанции менее 700 м (765 ярдов). Только у осколочно-фугасных снарядов РП-471 было больше шансов заклинить вражескую башню, так как мощнейший взрыв оторвал погон башни. Те же эффекты могут быть разрушительными на треках. Однако со временем ситуация имела тенденцию меняться из-за ухудшения качества броневых листов из немецкой стали, лишенной марганца, так как он был в дефиците. Вместо этого использовалась высокоуглеродистая сталь, которая была гораздо более хрупкой.
На серийном ИС-1 установлен зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК. Его характеристики были относительно аналогичны калибру 50 с точки зрения бронепробиваемости, скорострельности и надежности. В задней части командирской башенки располагалась массивная шкворневая установка, которая сама могла поворачиваться, выступая в роли кольцевой опоры.

ИС-2 обр. 1944 г.

К 1944 г. на вооружение была принята новая версия 122-мм пушки Д-25Т, уже испытанная в январе на одном ИС-122. А19. Он имел начальную скорость 780–790 м/с (2600 футов/с) и мог пробивать 140 мм (5,51 дюйма) брони на расстоянии 500 м (550 ярдов). Но, что наиболее важно, затвор, хотя и был полуавтоматическим, был рассчитан на сокращение времени заряжания. Команда разработчиков также хотела более защищенную башню, но добавленная броня привела бы к несбалансированности конструкции, что вынудило бы изменить дизайн многих других частей танка. Но поскольку производство имело первостепенное значение, проект был отменен. Проблема осколков внутренней лобовой бронеплиты при попадании была решена благодаря специалистам танкостроителей ЦНИИ-48, которые разработали новую форму бронелистов, а также усовершенствовали технологию изготовления.
г. Другим важным нововведением стала лобовая пластина гласиса с одинаковым наклоном под углом 60 ° и броня толщиной 100 мм (3,94 дюйма). По некоторым данным, после мая 1945 года, прежде чем серия была прекращена в пользу ИС-3, было построено 1150 машин. Единственным известным вариантом была версия с минным катком, развернутая специальным гвардейским батальоном на более позднем этапе штурма Берлина. Надежность также увеличилась во времени. Первые ИС-2 летней серии 1944 года гарантировались только на пробег в 1000 км (621 милю). Однако к 1945 командующий 1-м Белорусским фронтом докладывал, что «Тяжелые танки отработали хорошо и превысили гарантийный срок в 1,5—2 раза, как по часам использования, так и по пробегу».

ИС-2М

Летом 1944 года была построена экспериментальная версия ИС-2М. Это был радикальный отход от серии: трансмиссия и боевое отделение были перемещены назад, двигатель — в центр, водитель и радиостанция — в передний. Шасси было переработано с новой трансмиссией, состоящей из сдвоенных опорных катков большего размера и без возвратных катков. Тем временем были задуманы новые прототипы ИС-3, ИС-4 и ИС-5, которые имели конструктивные недостатки и были выпущены в ограниченном количестве. Следовательно, доверие, оказанное испытанному в боях ИС-2 верховным командованием Красной Армии, должно было протолкнуть обширный набор послевоенных модификаций, впервые утвержденных в 1919 г.54 и примененный в 1957 году, известный как модернизированный «ИС-2М».

Ряд модификаций включал улучшенную систему управления огнем, увеличивающую дальность стрельбы до 122 мм (4,72 дюйма), новую призменную щель для водителя и систему ночного видения ТВН-2 или НРЗ. Также были установлены новый двигатель В-54К-ИС, электростартер, новая система смазки и охлаждения, подогреватель впрыска топлива НИКС-1, электронасос МОНП-2 и воздухоочиститель ВТИ-2 с улучшенным дымоудалением. Также появилась новая коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла с прямым жестким креплением на заднем подшипнике. Планетарный механизм поворота был соединен с главной передачей главной передачи полужесткими соединениями. Были заменены возвратные ролики, а также подшипники подвески. Внутренние модификации внутри башни и усовершенствованные компоненты системы отдачи, общие с Т-54, позволили хранить 35 выстрелов. Также была установлена ​​современная радиостанция Р-113. Внешне добавились ящики для хранения над гусеницами, а также прожекторы дымовых шашек БДШ.

ИС-2 в действии

Тактически ИС-2 были задействованы в составе элитных гвардейских батальонов, которые действовали по запросу везде, где встречался опорный пункт. Его способность уничтожать «Пантеры» и «Тигры», а также укрепления осколочно-фугасными снарядами делала его незаменимым. Типовая гвардейская танковая бригада состояла из 3 полков по 65 ИС-2 в каждом. Также существовали отдельные подразделения гвардии с меньшим количеством транспортных средств и со своим поездом снабжения. Их первое действие было в феврале 1944 года в Корсуни-Чевченковском, Украина. Позже один отряд из 10 ИС-2 из 72-го полка вступил в бой и заявил, что уничтожил не менее 41 «Тигра» и «Фердинанда» в нескольких боях с апреля по май 19 мая.44, заявив о потере восьми танков. Лобовая броня оказалась непроницаемой для 88-мм (3,46 дюйма) на обычных немецких дистанциях стрельбы 1000 м (1093 ярда) и более. Позже этот же полк был передан в состав 18-й армии для борьбы с вооруженными силами Оси русскими войсками генерала Станислава в составе 4-й танковой армии.

Во время одного из таких боев у населенного пункта Тыргу-Фрумос одиночный ИС-2 был поврежден и впоследствии осмотрен самим генералом Гудерианом, который пришел к выводу, что «Сталин» достоин своего имени. «Не ввязываться в бой со «Сталиным» без подавляющего численного превосходства в поле. Я считаю, что на каждого «Сталина» приходится целый взвод «Тигров». Любые попытки одиночного «Тигра» сразиться со «Сталиным» один на один могут привести лишь к потере бесценной боевой машины». Вскоре были разработаны новые тактические правила обхода ИС-2 с фланга и окружения, а также попадания в его уязвимые борта, корму и чувствительную «ловушку» в кормовой корзине башни, причем только с близкого расстояния. Предположительно, для решения этой задачи снова потребовалось тактическое превосходство Германии.

На северном участке много ИС-2 также было задействовано во время операции «Багратион» — наступления летом 1944 года на восточную Германию. В ходе боя на Сандомирском плацдарме 13 августа 1944 года немцы предприняли мощную контратаку во главе с новенькими тяжелыми танками. Бой продолжался до 31 августа, и русские, расположившись на хорошо подготовленных оборонительных позициях, забрали четыре «Кенигстигера» и семь поврежденных, три «Пантеры» и даже гигантскую САУ «Ягдтигр». Как выяснилось позже, одиннадцать ИС-2 из состава 71-го отдельного тяжелого танкового полка успешно отразили атаку в общей сложности четырнадцати Panzer VI Ausf. B Königstiger из состава 501-го тяжелого танкового полка. Бой разгорелся всего на 656 ярдах (600 м) и закончился уничтожением трех ИС-2 и повреждением семи.

Однако оказалось, что скорострельность нового Д-25Т по-прежнему составляет около 20-30 секунд, за это время «Пантера» могла сделать 6-7 выстрелов. Кроме того, боеприпасы по-прежнему были громоздкими в использовании и всегда были в дефиците. Другие боевые заслуги включали Ленинградский фронт, Прибалтику, освобождение Литвы и Латвии, но наступление затянулось у Таллина, где 36-й отдельный гвардейский полк потерял три танка, а оставшиеся уже изношенные танки были повреждены при попытке прорыва. сократить ряд укреплений. Суровая и болотистая местность восточной Пруссии не была благоприятна для тяжелых танков, которым приходилось иметь дело с хорошо подготовленным, глубоким оборонительным периметром. 791-й полк сильно страдал там до октября, но больше ему повезло в бою на реке Нарев.
В Венгрии, особенно в Дебрецене, 78-й полк также понес большие потери, заявив, что при этом уничтожил не менее 6 «Тигров», 30 «Пантер», 10 Panzer IV, 24 САУ и множество оборонительных позиций. В феврале 1945 года 81-й полк сражался с превосходящими силами у Кукеннена, после взятия Немериттена. Штурм, плохо поддержанный и скоординированный, был отбит с большими потерями. На Висле-Одере, 19 января.45, 80-му полку повезло больше, он уничтожил 19 танков и САУ и множество позиций противника, глубоко врезавшись в немецкую 9-ю армию.

ИС-2, Берлин, 1945 г.
В битве за Берлин десятки ИС-2 стремились уничтожить целые здания благодаря своим мощным осколочно-фугасным снарядам. В штурм входили 7-я отдельная гвардейская (104, 105 и 106-й танковые полки), 334-й полк 11-й тяжелой танковой бригады, 351-й, 396-й, 394-й полки из разных частей и 362-й и 39-й танковые полки.9-й полк 1-й гвардейской танковой армии, 347-й полк 2-й гвардейской танковой армии, все части 1-го Белорусского фронта, 383-й и 384-й полки 3-й гвардейской танковой армии (1-й Украинский фронт). Тактически они были организованы небольшими группами по 5 ИС-2 при поддержке роты штурмовой пехоты, включая саперов и огнеметчиков. Операция продолжалась до 2 мая 1945 года, в ходе которой было уничтожено более 67 ИС-2, в основном «фаустниками» (панцерфаустами).

Послевоенная карьера

ИС-2М стал новым эталоном модификаций, который применялся практически ко всем оставшимся после войны ИС-2. До этого ИС-2 15 лет стояли в первой линии. Этот комплекс капитальных ремонтов проходил с 1954 по 1958 год. Начиная с 1959 года, в результате некоторых экспериментов по переоборудованию ограниченного количества ИС-2 в мобильные пусковые установки тактических ракет было получено несколько безбашенных версий. Были установлены ракеты 8К11 и 8К14, а дальность полета модифицированных танков увеличилась до 300 км (186 миль). Остальные были переделаны под БРЭМ в двух вариантах, отличавшихся только расположением командирской башенки. ИС-2М участвовали в советско-китайском пограничном кризисе, другие стояли на Курильских островах и Сахалине или позже были превращены в бункеры. Они оставались на действительной службе достаточно долго, чтобы участвовать в крупномасштабных маневрах под Одессой в 1982. После этого все оставшиеся ИС-2М были поставлены на хранение. С 1995 года они были официально выведены из эксплуатации и постепенно проданы на металлолом. Возможно, 100 или меньше все еще находятся на хранении.
ИС-2 также вооружались будущими странами Варшавского договора, начиная с 1945 года с польской, чешской и венгерской армий. Польские танки принимали активное участие в финальном наступлении на Померанию в 1945 году, а венгерские — во время революции 1956 года. Возможно 100 или меньше (точные цифры уклончивы) тоже было отправлено китайцам в 1950. Неизвестно, сколько из них участвовало в крупном северокорейском контрнаступлении летом 1951 года. Некоторые из них также были отправлены в Северный Вьетнам, где сражались с французскими колониальными войсками. В Корее, по данным США, в боевых действиях участвовали четыре отдельных танковых полка, укомплектованных китайскими добровольцами, в каждом из которых было по три роты Т-34/85 и одна рота ИС-2.
В конце концов, в конце 1960-х годов на Кубу прибыла партия ИС-2М, но не следующие запасные части, чему помешала блокада США во время 19-го века.62 кризис. Два полка из 41 танка действовали, но находились в резерве у Кастро, недалеко от сахарного завода Австралия, и никогда не участвовали в битве «Залив Свиней». Позже все они были превращены в бункеры береговой обороны.

Неиспользованная конструкция

Известный танковый конструктор Николай Федорович Шашмурин разработал чертежи возможной альтернативы ИС-2. Неофициально названный ИС-2Ш (Ш = Шашмурин) или просто ИС-2 Шашмурина, он представлял собой полную переработку ИС. Он отличался задней башней со 122-мм пушкой, большими одинарными опорными катками и сильно наклоненной лобовой броней корпуса. Двигатель был размещен в средней части корпуса, а механик-водитель находился в носовой части, отделенный от остальной части экипажа. Известно, что существует только один рисунок этой конструкции.

Единственное известное изображение ИС-2 «Ш».

Документальный фильм IS-2 (английские субтитры)

Связанные ссылки IS-2 и ссылки

Семья IS на Википедии
на WWIIVEHILCES.com

34343 на Flames of War

43443 на Flames of War

9011
4

ИС-2 обр.1944 г. техн.

Размеры (Д-Ш-В) 6,2 (9,9 с пистолетом) x 3,10 x 2,73 м (20,34/32,48 x 10,17 x 8,96 фута)
Общий вес в боевой готовности 46 тонн (90 000 фунтов)
Экипаж 4 (командир, заряжающий, наводчик, водитель)
Г Дизель V2 V12, 600 л.с. (450 кВт)
Скорость 37 км/ч (23 мили в час)
Диапазон (дорога/внедорожник) 240 км (150 миль)
Подвески Поперечные торсионные рычаги
Вооружение (переменное) 122-мм (4,8 дюйма) Д-25Т
2 пулемета ДТ 7,62-мм (0,3 дюйма)
ДШК 12,7-мм (0,5 дюйма) зенитный пулемет
Толщина брони от 30 до 120 мм (1,18–4,72 дюйма)
Производство 3 854

Галерея


ИС-2 используется как мишень

Девиз Revenge for the Hero Brother на боку башни45

Крупный план пулемета ДШК в действии

Плакат советских танков Второй мировой войны


ИС-1 образца 1943 года, для сравнения.

ИС-2 обр.1943 г., 88-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк, Берлин, апрель 1945 г.

ИС-2 обр.1943 г., Берлин, апрель 1945 г., 3-я гвардейская танковая армия генерала Рыбалко.

ИС-2 обр. 1943 г., зима 1943-44 гг., Витебский сектор.

обр. 1944 г., 29-й гвардейский тяжелый танковый батальон, Польша, начало 19 г.45.

ИС-2 образца 1944 г., частично закамуфлированный, из состава неизвестного гвардейского тяжелого танкового полка, конец 1944 г. Тяжелый танковый батальон, Берлин, апрель 1945 г. № 434 получил название «Боевая подруга» и воевал в юго-восточных пригородах Берлина в составе 8-й гвардейской армии Чуйкова. Они нарисовали белого медведя поверх красной звезды в память об их участии в предыдущем карельском походе.

ИС-2 обр.1944 г. неизвестной части, Карелия, 1944 г.

Художественный оттиск ИС-2 с башней ИС-1, вполне возможно брак при повреждении обоих танков, один в корпус, другой к турели. Вдохновленный масштабной моделью Ульфа Андерссона, https://www. plasticwarfare.se.

Неизвестная гвардейская отдельная часть, Зееловские высоты, март-апрель 1945 г.

обр. 1944 г., частичный зимний камуфляж, Восточная Пруссия, февраль 1945 г.45.

4-й тяжелый танковый полк Польши, Германия, апрель 1945 г.

ИС-2 НОАК, на параде в Пекине, 1954 г. 1957.

Вспомогательная бронетехника Красной Армии, 1930–1945 (Образы войны), Алексей Тарасов

книга для вас.

Книга рассказывает об истории советской вспомогательной бронетанковой техники, от концептуальных и доктринальных разработок 1930-х годов до ожесточенных боев Великой Отечественной войны.

Автор не только уделяет внимание технической стороне, но и рассматривает организационные и доктринальные вопросы, а также роль и место вспомогательной бронетехники, как ее видели советские пионеры бронетанковой войны Михаил Тухачевский, Владимир Триандафиллов и Константин Калиновский.

Значительная часть книги посвящена реальному опыту боевых действий, взятому из советских боевых сводок. Автор анализирует вопрос о том, как отсутствие вспомогательной бронетехники сказалось на боеспособности советских танковых войск в ходе наиболее значительных операций Великой Отечественной войны, в том числе:

– Юго-Западный фронт, январь 1942 г.
– 3-я гвардейская танковая армия в боях за Харьков в декабре 1942 г. – марте 1943 г.
– 2-я танковая армия в январе – феврале 1944 г., в ходе боев Житомирско-Бердичевской наступательной операции
– 6-я гвардейская танковая армия в Маньчжурской операции в августе–сентябре 1945 г.

В книге также исследуется вопрос инженерного обеспечения с 1930 г. битвы за Берлин. Исследование основано в основном на никогда ранее не публиковавшихся архивных документах и ​​будет очень полезно ученым и исследователям.
Купите эту книгу на Amazon!


ИС-2

Один из самых мощных танков Великой Отечественной войны ИС-2 оказался настолько удачным, что не только уничтожил гитлеровцев, но и прослужил советской и российской армиям еще полвека. В середине 1942 года советские конструкторы получили задание создать новый тяжелый танк на базе мало надежного танка КВ-1. К концу того же года было разработано несколько опытных образцов, отличавшихся вооружением (122-мм гаубица-пушка и 85-мм пушка). После прохождения испытаний танк с 85-мм пушкой, получивший обозначение ИС-1, пошел в серию (аббревиатура ИС расшифровывается как Иосиф Сталин). он мог сражаться с Тигром на средней дистанции. Тем не менее, это рассматривалось как временное решение, нужно было что-то более мощное.

В августе 1943 года был разработан более мощный танк ИС-2, вооруженный 122-мм пушкой Д-25Т, способной поражать все новейшие немецкие танки с большой дистанции. После прохождения испытаний ИС-2 был принят на вооружение, а в начале 1944 года запущен в серийное производство. Выпускался до лета 1945 года. Всего было выпущено 3390 боевых машин.

Танк ИС-2 имел очень хорошую бронезащиту: переднюю часть корпуса защищала 120-мм броня, а лобовая броня башни достигала 160 мм. Башня и лобовые бронелисты были выполнены литыми, что еще больше повысило бронестойкость. Танк ИС-2 был единственным крупносерийным танком антигитлеровской коалиции, броня которого обеспечивала некоторую защиту от знаменитых 88-мм орудий и длинноствольных 75-мм орудий, тогда как и все остальные (за исключением более поздние модификации британского «Черчилля») «обеспечивали своему экипажу не больше защиты, чем картонная коробка».

Боевая масса составляла 46 тонн. Экипаж состоял из 4 человек. Танк был вооружен очень мощной длинноствольной 122-мм пушкой Д-25Т, которая была самым мощным советским танковым орудием того времени, обладала высокой бронепробиваемостью и большой дальностью прямого выстрела, но имела существенный недостаток — низкую скорострельность. . Также танк был вооружен тремя пулеметами ДТ. Боевая машина оснащалась дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. и имел максимальную скорость 37 км/ч.

В первую очередь танк ИС-2 предназначался для штурма городов и прорыва укреплений противника. Благодаря высокой защищенности и мощному вооружению ИС-2 отлично справился с этой задачей. Также танкам ИС-2 приходилось сражаться с немецкими тяжелыми танками «Тигр I» и «Тигр II», с которыми на равных мог бороться более легкий советский танк. ИС-2 применялся практически во всех боевых операциях на завершающем этапе Великой Отечественной войны. ИС-2 — лучший штурмовой танк (благодаря огромной мощности 122-мм пушки) и один из самых мощных танков Великой Отечественной войны.

ИС-2 был самым мощным и тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны и одним из сильнейших танков того времени в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После окончания войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в ряде послевоенных вооруженных конфликтов.

ИС-2 по своей сути был дальнейшим усовершенствованием танка ИС-1, который, в свою очередь, представлял собой глубокую модернизацию предыдущей модели тяжелого танка КВ-1. По сравнению с ИС-1 вооружение было более чем значительно усилено, а на модификациях обр. В 1944 г. со спрямленной лобовой броней была повышена и защита от огня противника на переднем участке. Как и все другие советские серийные тяжелые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Броневой корпус от носа до кормы был последовательно разделен на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, трое других членов экипажа имели рабочие места в боевом отделении, объединявшем среднюю часть бронекорпуса и башню. Также имелось орудие, боеприпасы к нему и часть топливных баков.

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальную броню при относительно умеренной массе и габаритных размерах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Экономичность и сравнительно небольшая материалоемкость ИС-2 в целом стали положительной стороной — при той же массе в 46 тонн советский танк был гораздо более защищен, чем «Пантера», превосходил 55-тонный «Тигр I» и незначительно ниже, чем у 68-тонного «Тигра II». Недостатки были логическим продолжением такого подхода — из-за тесной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя и разместить часть топливных баков в боевом отделении. В результате при поражении ИС-2 существовала значительная вероятность воспламенения дизельного топлива и попадания его на экипажи танков.

Немецкие танки имели бензобаки, расположенные вне обитаемых мест машины (хотя и имели ряд агрегатов с горючими жидкостями). Отсутствие люка механика-водителя не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящую машину (выбираться приходилось через башню вслед за другими членами экипажа) и погибал от пламени или удушья.

К одному недостатку можно отнести расположение башни в носовой части корпуса. Вкупе с длинной пушкой это затрудняло преодоление таких препятствий, как рвы и контрэскарпы. Некоторые из них можно было форсировать, только повернув башню пушкой назад, то есть в бою с такими препятствиями ИС-2 терял свою огневую мощь.

Башня крепилась на погоне диаметром 1800 мм в бронированной крыше боевого отделения и фиксировалась крюками во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни был размечен тысячными для стрельбы с закрытых позиций.

Для удобства ремонта и обслуживания моторно-трансмиссионного агрегата крыша моторно-трансмиссионного отделения была выполнена съемной, а верхний кормовой бронелист мог крепиться на петлях.

Механик-водитель располагался в центре перед бронекорпусом танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танков ИС не позволяла разместить в нем пятого члена экипажа – радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вел неприцельный огонь из курсового орудия нажатием на спусковой крючок электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам пулемет располагался справа от механика-водителя и жестко крепился в специальной бронетрубе, которая приваривалась к лобовой броне танка. В последующем из-за малой эффективности малозаметного огня и ослабления лобовой брони от курсовой пушки полностью отказались.

В башне располагались три члена экипажа: слева от орудия находились рабочие места наводчика и командира танка, а справа от заряжающего. Командир машины имел литую смотровую башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. В корпусе также имелся нижний люк для аварийной эвакуации экипажа танка и ряд люков, люков и технологических отверстий для загрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

К бронекорпусу приварили ряд деталей ограничителей балансиров и кронштейнов торсиона, опоры катков и грязеуборщиков, стопора для крепления механизма натяжения гусеницы.

ИС-2 стал для немцев настоящей головной болью. Чтобы поразить этот мощный советский танк, «Тигр» должен был подойти к нему на расстояние не менее 800 метров, что значительно снижало его шансы на победу. По этой причине командование вермахта приказало своим танкистам избегать дуэлей с ИС-2. Танк Иосифа Сталина, с которым мы столкнулись в 1944 был как минимум равен Тигру. Он был значительно лучше по форме (как и Т-34), писал немецкий танковый ас Отто Кариус в своих мемуарах «Тигры в грязи».

ИС-2 проектировался не только как охотник за тиграми. В 1944 году Красная Армия покинула бескрайние равнины Советского Союза и вошла в многочисленные укрепленные города Европы, где танки прорыва дали ей наилучший шанс. ИС-2 стремительно продвигались по узким улочкам, круша на своем пути вражеские укрепления, баррикады и доты. Выйдя на центральную площадь, советские штурмовые группы в составе автоматчиков, снайперов и огнеметчиков спрыгнули с танков и заняли оборону. Таким образом, именно ИС-2 первыми открыли огонь по Рейхстагу в Берлине.

Дальнейшие работы по усилению защиты тяжелых танков велись параллельно двумя бригадами инженеров ЧКЗ и опытного завода № 100. Интересно, что руководителем обоих КБ был Ж. Я. Котин. Каждая из команд продвигала свои проекты, но в 1945 году под индексом ИС-3 пошел совместный объект Объект 703, который, по сути, и был ИС-2 с кардинально переработанной бронезащитой с учетом опыта Великой Отечественной войны. Отечественная война.

До окончания войны всего 3,39Было построено 5 танков ИС-2. Однако боевая служба этих танков не закончилась в 1945 году. Модернизированные, они оставались в рядах советской (а позже и российской) армии до 1995 года, а также использовались армиями Чехословакии, Польши, Китая, Вьетнама и Северной Кореи. . Еще в начале 2000-х эти танки можно было увидеть в качестве неподвижных огневых точек береговой обороны Кубы.

Сам Иосиф Сталин был очень доволен своим фирменным танком. Сообщается, что после осмотра ИС-2 он сказал: «С этим танком мы закончим войну».

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
Введите свой адрес электронной почты

ИС-2: обзор, характеристики, сравнение

Добавить к сравнению Автомобиль добавлен к сравнению Добавить конфигурацию автомобиля к сравнению В сравнение добавлена ​​конфигурация автомобиля

Добавить автомобиль в базовой комплектации к сравнению Удалить автомобиль из сравнения Добавьте автомобиль в его текущей комплектации к сравнению Снять машину из сравнения

Тяжелый танк ИС-2 (ИС-122) постройки 1944 года являлся модификацией ИС-1. Он отличался простой литой лобовой пластиной. Элитные тяжелые танковые полки советской гвардии широко применяли ИС-2 при штурмах городов-крепостей Будапешта, Бреслау и Берлина. Эти машины имели толстые белые полосы для быстрой идентификации другими советскими танкистами. Эта машина, танк 7-й гвардейской отдельной тяжелой танковой бригады, прославилась фотографией, сделанной перед знаковыми Бранденбургскими воротами в самом сердце Берлина.

Командир

Командир

Радист

стрелок

Водитель

Погрузчик

Это автомобиль премиум-класса. Премиальная техника приносит больше кредитов и опыта за бой, а также ряд других бонусов.

Огневая мощь

HP Урон

мм Пробивание брони

0}»> л.с./мин Урон в минуту

0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные с Время прицеливания

0, «спецификация_дельта-хорошо»: $данные м Рассеивание на 100 м

0}»> шт Боезапас

Мобильность

0}»> / 0}»> / т Ограничение веса/нагрузки

0}»> л.