Легкий танк Т-26 / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф
Колесно-гусеничный танк Т-25
Первоначальный проект Сталинградского тракторного завода не предусматривал создания на нем танкового производства. Однако уже в ходе строительства в проект были внесены существенные коррективы. Сначала планировалось развернуть на СТЗ производство танкеток Т-17 «Лилипут» и малых танков сопровождения МС-1, затем решили построить специальный цех для производства танков В-26. Впрочем, от последней идеи вскоре отказались в пользу сборки В-26 в намеченном к строительству механо-сборочном цехе для выпуска в военное время среднего танка Т-24. Была санкционирована также постройка в Сталинграде специального броневого завода.
В итоге, в связи с затянувшимся на несколько лет вводом в строй СТЗ, все эти грандиозные планы оказались невыполненными. На СТЗ было собрано ограниченное количество танков Т-26, главным образом для приобретения опыта, и развернулись проектно-конструкторские работы по созданию новых образцов танков. Так, в 1937 —1938 годах велось проектирование колесно-гусеничных машин 6 ТК, 4 ТА и CT3-34. Причем по машине 6 ТК велась подготовка к выпуску в 1938 году опытной партии в количестве 25 единиц.
Наконец, в 1939 году на СТЗ были построены легкий колесно-гусеничный танк Т-25 и его гусеничный вариант СТ-35.
Т-25 был создан на базе агрегатов танков Т-26 и БТ, при этом башню с вооружением, кормовую часть корпуса, двигатель и трансмиссию заимствовали у Т-26 обр. 1938 г. Листы передней части корпуса расположили под большими углами наклона, увеличив толщину лобовой брони до 24 мм. Наклонными сделали и бортовые листы подбашенной коробки. Башня размещалась по оси танка, а место механика-водителя, в отличие от Т-26, располагалось не справа, а слева.
Колесно-гусеничный танк Т-25 во время испытаний на НИБТПолигоне
При движении на колесном ходу ведущими являлись четыре опорных катка (по два на борт). Привод ведущих колес колесного хода — цепной.
Подвеска — блокированная. В качестве упругого элемента подвески использовались спиральные пружины, которые устанавливались открыто вне корпуса танка. Опорные катки большого диаметра позаимствовали у танка БТ.Танк СТ-35 отличался от Т-25 отсутствием привода колесного хода. Впрочем, вполне вероятно, что под влиянием отказа от колесно-гусеничного движителя (этот процесс уже вовсю шел на заводе Ne 183 в Харькове, где проходил испытания средний танк А-32) в Сталинграде просто переделали Т-25 в СТ-35, демонтировав привод колесного хода. Во всяком случае, в перечне опытных образцов, изготовленных заводами отрасли в период с 1938 по 1941 гсд, в графе «1939 год» по СТЗ значится только СТ-35.
Похожие книги из библиотеки
Истребитель танков «Мардер»
Сам факт появления в Вермахте самоходных противотанковых орудий не случаен. С одной стороны — это часть общего процесса создания широкой номенклатуры самоходноартиллерийских установок, необходимых для повышения мобильности артиллерийских подразделений в составе танковых и моторизованных дивизий. С другой — прямое соответствие тактике применения танковых соединений в немецкой армии.
В принципе, для Панцерваффе было характерно наличие в штате большого числа противотанковых орудий. Так, например, к началу операции «Барбаросса» в составе немецкой танковой дивизии в среднем имелось 45 37-мм и девять 50-мм противотанковых пушек, в моторизованной дивизии — 102 37-мм и девять 50-мм. Кроме того, для противотанковой обороны могли привлекаться (и привлекались) легкие и тяжелые пехотные орудия, а также малокалиберная зенитная и дивизионная гаубичная артиллерия. В состав дивизионных боевых групп в случае необходимости включались орудия корпусной артиллерии и 88-мм пушки тяжелых зенитных дивизионов Люфтваффе.
Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80
В середине 1950-х годов стало ясно, что классическое трехосное шасси с неразрезными мостами и рессорно-балансирной подвеской задней тележки как основа для бронетранспортера исчерпало свои возможности. После освоения шин больших сечений с регулируемым давлением все остальные мероприятия, кроме разве что работы над самоблокирующимися межколесными дифференциалами, мало что давали. Новые, очень высокие требования к бронетранспортерам второго послевоенного поколения можно было реализовать только в принципиально иных, гораздо более сложных, но и более эффективных схемах, решениях и конкретных агрегатах. К ним относились: расширенная «танковая» колея; равномерное или близкое к нему расположение шести или восьми колес по базе при управляемых четырех колесах; резко возросшие суммарные мощности силовых агрегатов с целью получения удельной мощности машины не менее 18 — 20 л.с./т; многоступенчатые трансмиссии с большими силовыми диапазонами; самоблокирующиеся межколесные дифференциалы; колесные редукторы, увеличивающие клиренс до 450 — 500 мм; независимые подвески всех колес с большими ходами; гидроусиление рулевого управления; герметичные тормоза; закрытые корпуса с гладкими днищами, способные держать машину на плаву; водоходные движители; башенная установка легких и тяжелых пулеметов с возможностью вести зенитный огонь; бронекорпуса с большим наклоном утолщенных (до 15 — 20 мм) лобовых и бортовых листов; противоатомная защита экипажа и десанта; возможность авиатранспортировки.
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
Советская бронетанковая техника 1945 — 1995 (часть 2)
Во 2-ю часть вошли главы, посвященные бронетранспортерам и самоходно-артиллерийским установкам. (Последние формально не относятся к бронетанковой технике, так как находятся в ведении ГРАУ, а не ГБТУ.) Как бронетранспортеры, так и самоходные установки расположены по хронологии принятия их на вооружение. Исключение сделано только для МТ- ЛБ. Поскольку эту машину можно считать бронетранспортером условно, то информация о ней помещена в конце соответствующей главы.
Средний танк Т-34-85
Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»
По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне —под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким (см. «Бронеколлекцию» № 3, 1999 г.). К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони.
Колесно-гусеничный легкий танк Т-25 | БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
Лавры танкостроителей, что пожинали перед войной ленинградцы и харьковчане, не давали покоя конструкторам Сталинградского тракторного завода, которые вместо того, чтобы способствовать освоению производства танков Т-26 и Т-46, постоянно с 1937 г. рождали «революционные» проекты различных образцов бронетанковой техники, каждый из которых был, что называется, «с претензией».
Лавры танкостроителей, что пожинали перед войной ленинградцы и харьковчане, не давали покоя конструкторам Сталинградского тракторного завода, которые вместо того, чтобы способствовать освоению производства танков Т-26 и Т-46, постоянно с 1937 г. рождали «революционные» проекты различных образцов бронетанковой техники, каждый из которых был, что называется, «с претензией». Здесь были линейные танки, артиллерийские тягачи, самоходно-артиллерийские установки, ремонтные машины и т.д.
Танк Т-25. Вид сбокуЗаводской индекс «СТЗ» все чаще появлялся на документах, описывающих эти проекты, которые ложились на стол техотдела АБТУ. Большая часть этих проектов так и не была реализована. Причин тому много, но в документах, оставшихся после обсуждения этих «проектов века», как правило, фигурируют нетехнологичность конструкции, большая цена и даже «невозможность постройки». Тем не менее некоторые все-таки были реализованы «в металле».
Проект, о котором идет речь, явился попыткой его создателей «радикально улучшить характеристики танка сопровождения», каковым в то время был Т-26. При этом, подчиняясь недавней моде, новый танк должен был стать колесно-гусеничным, вобрав в себя все достоинства двойного движителя. Проект, поданный в 1937 г. , уже на этапе его рассмотрения был подвергнут справедливой критике. В самом деле, разве можно было, сохранив двигатель и КПП танка Т-26, значительно усилить его бронирование и увеличить скорость, оснастив к тому же еще и двойным движителем? Но немного позднее к проекту вернулись. Причиной этого было, скорее всего, заключение об отсутствии резервов для модернизации танка Т-26, сделанное в начале года.
Освоение нового танка «танк СП обр. 1936 г.», спроектированного С. Гинзбургом, требовало перестройки танкового производства, сталинградцы же брались дать армии новый танк из имеющегося, и потому АБТУ давало заводу шанс. Танк имел заводской индекс СТЗ-24 и был спроектирован довольно быстро. Он унаследовал от Т-26 выпуска 1938 г. двигатель, КПП, коническую башню с вооружением, кормовую часть корпуса и ряд элементов трансмиссии. Но передняя часть танка была радикально изменена. В лобовой части он получил верхний наклонный лист толщиной 16 мм, а нижний – 24 мм. Правда, это не соответствовало обещаниям КБ (30 мм по эскизному проекту). Но борта и корма танка были защищены в соответствии с эскизом – 20 мм.
Однако не броня была главным козырем сталинградцев. Объектом их самого пристального внимания стала ходовая часть, новшеством которой стала подвеска – свечная балансирная, расположенная снаружи бронекорпуса. Опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами предназначались для движения, как на гусеницах, так и без оных. Трансмиссия же, ввиду двойного движителя, была решена столь необычно, что заслуживает отдельного рассмотрения. При движении на гусеницах ведущее колесо, как и в Т-26, располагалось впереди и привод на него осуществлялся через главный фрикцион, редуктор, карданный вал, демультипликатор, КПП, главную передачу, бортовые фрикционы и бортовые передачи. При движении же на колесах привод на них осуществлялся открытой звездочкой на кулачки опорных катков попарно, что позволяло осуществить некую их синхронизацию. В трансмиссию при этом после бортовых передач включались дополнительные шестерни, которые через коническую пару и карданные валы соединялись с добавочными бортовыми коробками привода колесного хода. Особенностью данной конструкции было то, что ведущими при движении на колесах могли быть либо две передние пары опорных катков, либо две задние, а при необходимости значительного повышения проходимости привод рекомендовалось осуществлять на все катки сразу. Однако изменение направления движения танка при движении на колесах осуществлялось «по-гусеничному» – подтормаживанием катков одного борта, что, несомненно, ухудшало маневренные качества танка. Направляющие колеса (ленивцы) были штампованными, а ведущие состояли из литого основания, к которому болтами крепился зубчатый венец. Гусеничная цепь танка была немного уширена и облегчена по сравнению с Т-26.
Колесно-гусеничный танк Т-25. Вид спередиПриборы управления и контрольные приборы также заимствовались от танка Т-26. Для испытаний на НИБТ полигон танк, получивший войсковой индекс Т-25, поступил в сентябре 1939 г. Поскольку при большей, чем у его прародителя, массе новый танк нес тот же двигатель, его динамические характеристики заведомо были ниже таковых же танка Т-26, и потому основной целью испытаний было «проверить правильность и надежность работы отдельных узлов танка».
Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составила 27,5–27,9 км/ч при технической до 13 км/ч, а оперативной – не более 8–10 км/ч. За время испытаний, проводившихся на маршруте ст. Кубинка – Репище – Наро-Крутица – Наро-Осаново – Дорохово и обратно, танк, двигавшийся по щебенчатому шоссе, бесчисленное число раз ломался. При поворотах на мягком грунте часто слетала гусеница.
Самыми слабыми его узлами были: траки гусениц, пальцы гусениц, герметичность коробки передач и бортовых передач, крепление бензопровода к карбюратору, диски колес, балансиры (танк был оборудован литыми траками и неупрочненными гусеничными пальцами производства СТЗ). Кроме того, в зубья звездочки привода на колеса часто попадали посторонние предметы (камни, обрезки проволоки и т.д.), что приводило к поломке кулачков на дисках колес или заклиниванию привода. При попытке движения на колесах привод заклинило уже после 4 км пробега.
А при сходе с шоссе танк застрял практически мгновенно (грязью забило раздаточную шестерню). Усугубляла впечатление о танке и довольно большая качка корпуса, не позволявшая вести из него огонь на ходу. Выводы по результатам испытаний были категоричными: «Танк Т-25 требованиям РККА не соответствует и в существующем виде абсолютно непригоден для принятия его на вооружение». Сенсации не состоялось. Попытка КБ СТЗ исправить недостатки Т-25 в машине СТЗ-35 успехом не увенчалась, даже несмотря на отказ от колесного хода.
Колесно-гусеничный танк Т-25 на испытанияхИсточник: Свирин М.Н. Танки Сталинской эпохи. Суперэнциклопедия. «Золотая эра советского танкостроения». – М., 2012.
Советские прототипы А20, А312 и Т-32
Средний танк (1938 г.)
Советский Союз — построено неизвестное количество
БТ-ИС
Происхождение Т-34 восходит к танку Кристи. Этот танк был связан с революционной системой подвески, которая была основой российской легкой танковой промышленности с 1936 года. Серия БТ была модернизирована до такой степени, что последний прототип БТ-ИС, созданный на основе успешного БТ-7, был почти средний танк, а не легкий танк-разведчик.
А-20, следующий танк в линейке, сочетал в себе ходовую часть и подвеску БТ-ИС с новой башней и наклонной броней, испытанной на БТ-СВ (1936).А-20, настоящий предшественник Т-34
У А-20 был гораздо более крупный и простой корпус, чем у предыдущего БТ-ИС, который сохранил многие черты танка Кристи. Это позволило ускорить производство, и была установлена новая башня с наклонными бортами. Он был оснащен стандартной скорострельной противотанковой и противопехотной пушкой БТ калибра 45 мм (1-77 дюймов). Корпус был значительно тяжелее, около 31 тонны, по сравнению с 25 тоннами у БТ-ИС. Несмотря на это, он не был лучше бронирован, был немного медленнее, но имел большую дальность полета и больший боезапас.
Модернизированный А-32
Прототип А-32 был прямым производным от А-20. Восьмиколесных гусениц было недостаточно, чтобы справиться с дополнительным весом корпуса, поэтому были добавлены еще два опорных катка. Гусеницы были немного расширены, броня утолщена, но главной особенностью была установка артиллерийской короткоствольной пушки L10 калибра 76,2 мм (3 дюйма), которая имела гораздо большую мощность, чем хлипкая 45-мм (1,77 дюйма). Теперь А-32 правильно называли средним танком, но он был быстрее многих средних танков того времени. Хотя наклонная броня все еще была относительно слабой, она давала этому танку хорошую отражающую способность против многих танков, которые все еще стреляли низкоскоростными снарядами. А-32 прошел все испытания и быстро был запущен в серийное производство.
Т-32
Фактически Т-32 был своего рода «предсерийным» стендом для Т-34. Он был почти идентичен А-32, за исключением замены короткоствола L10 новой высокоскоростной пушкой L11. Это орудие можно было использовать как против танков, так и против наземных целей, хотя ему не хватало мощности. Рецепт успеха и массового производства хорошо сбалансированного среднего танка был задан для российской армии. Этот опыт проложил путь к новой модели Т-34 с более тяжелым бронированием. Т-32 был настоящим серийным предшественником очень успешного Т-34. Он был построен после многочисленных испытаний с А-32, производным от А-20 (1937). A20 был новой концепцией легкого танка с наклонной броней, которая, модернизируя артиллерийское вооружение и утолщая броню, а также имея более широкие гусеницы, привела к успешному Т-32, несколько экземпляров которого были брошены в топку Барбароссы летом. Они остаются совершенно неизвестными из-за их немногочисленных появлений. Вскоре осенью и зимой 1941 года их затмил необыкновенный Т-34. На наклонную броню этих танков 1937-38 годов немцы не ответили должным образом до появления Пантеры (1943 год).Технические характеристики Т-32 | |
Размеры (д-ш-в) | 5,92 x 3 x 2,45 м (19,42 x 9,84 x 8,04 фута) |
Общий вес в боевой готовности | 19 тонн |
Экипаж | 4 |
Движение | V12, 450 л. с. при 2200 об/мин |
Скорость | 65 км/ч (38 миль/ч) |
Диапазон/расход | 320 км (200 миль) -800 литров |
Вооружение | Основная: пушка L11 калибра 76,2 мм (3 дюйма) Дополнительно: 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) |
Броня | От 13 до 30 мм (0,51–1,18 дюйма) |
Всего произведено | Неизвестно |
A20 Прототип
А32 Прототип
T32 Prototype — Т-32 боевой первой линии под Харьковом, летом 1941 года. Это был своего рода предсерийный испытательный стенд для первых Т-34
Танки Второй мировой войны
Плакаты танков Второй мировой войны
Танки асы и одиночные танки серии
Подробнее
Т-12 и Т-24 — Танковая энциклопедия
Советский Союз (1931 г.
)Средний танк – построено 25
Не совсем вошел
Т-12 и Т-24 были попытками улучшить линейку советских танков, происходящих от танков МС (Т-18), в основном состоящую из неудачных прототипов, таких как Т-19., Т-21 и Т-23. На бумаге это казалось хорошей идеей, учитывая, что у Советов не было средних танков на этапе проектирования Т-12 и Т-24 в период с 1925 по 1931 год. Хотя танк в целом казался надежной конструкцией, он был просто неработоспособным, и механические поломки были обычным явлением. Эти неудачи могли быть связаны не с самой конструкцией, а с тем фактом, что в СССР было очень ограниченное количество квалифицированных танкистов и ресурсов. Т-24 — это модель, которая была допущена к производству и была построена в количестве 25 штук. При этом проект Т-12/Т-24 был прямым конкурентом печально известного проекта 9.0106 Tank Grotte-1, , который впоследствии постигла та же участь, что и проект Т-12/Т-24. Разработка этого проекта и проекта тяжелого танка ТГ была прекращена в 1931 году в связи с освоением производства танков Кристи, более известных как серия БТ.
Танк Т-24. Командирская башенка весьма своеобразна.
Процесс проектирования
Советы знали, что им нужен более бронированный танк, чем Т-18, но на самом деле не желали приступать ни к одному такому проекту, пока не почувствовали, что у них достаточно опыта в проектировании танков. Конструкторское бюро танков было создано на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) Украинской ССР в 1919 г.28. Его возглавил И. Алексиенко в сотрудничестве с А. Морозовым, человеком, который будет отвечать за все советские проекты средних танков с 1940 по 1970 годы. Первым танковым проектом завода стал Т-12 (или Т-1-12). Это была увеличенная версия Т-18 (или МС-1) с более мощным двигателем мощностью 200 л.с. и более крупной 45-мм (1,77 дюйма) пушкой. В бюджете 1930 года были средства на 30 Т-12.
Концепция Т-12 состояла из синтеза опыта, полученного при проектировании и серийном производстве Т-18, и идеи многоярусного размещения вооружения, которая последовательно апробировалась американскими инженерами при проектировании прототипов среднего танка — M1 Medium (модели 1921 – 1925). Т-12 имел простую конструкцию корпуса между двумя гусеницами с подвеской малой тележки.
Он имел восьмигранную башню со скругленной командирской башенкой и экипаж из четырех человек. Он весил 19 тонн, имел длину 7,5 м, ширину 3 м и высоту 2,8 м. Он был вооружен типичной 45-мм (1,77 дюйма) пушкой модели 32 с местом для 100 патронов и даже имел три 7,62-мм пулемета ДТ в шаровой установке Федорова-Иванова — один в командирской башенке, один рядом. к основному орудию и один сбоку от башни танка. Как и все советские танки того времени, Т-12 имел съемный «хвост», что увеличивало длину корпуса на 690 мм, и давал возможность преодолевать траншеи шириной до 2,65 метра.
Сообщается, что создание этого прототипа велось в условиях отсутствия качественных материалов, специального оборудования и квалифицированного персонала. Несмотря на это, сборка опытного образца проходила рекордными темпами, и 15 октября 1929 года танк был собран для испытаний. Для сокращения затрат и времени на танк бронекорпус и башню изготовили из более пригодной для строительства стали. , а не броня. В ходе испытаний у прототипа Т-12 были выявлены недостатки, и было решено, что необходима новая конструкция.
Т-24
Проект был переименован в Т-24, завершены работы по устранению проблем с трансмиссией и топливной системой, спроектирована башня большего размера. Внешне новый танк существенно отличался от своего предшественника. Корпус был расширен, чтобы перекрыть гусеницы, а надстройка имела V-образную переднюю часть с водителем на вершине вместо плоской передней части. Башня была довольно вместительной (роскошь по советским меркам) и имела аналогичную командирскую башенку, которая теперь имела чуть более высокий люк с откидной крышкой, что позволяло командиру (не выходя из пулеметной башни) вести наблюдение за местностью, и направлять действия танка.
У него тоже была округлая башня, тогда как у Т-12 была восьмигранная башня, однако внешне они были очень похожи. Еще одно существенное отличие состоит в том, что гусеницы на Т-12 были выше и над ними меньше брони, а также меньше переднее колесо. У Т-24 также вместо плоского пространства рядом с люком механика-водителя в корпусе был установлен четвертый пулемет ДТ. Люки на танке также были сильно изменены, особенно моторный отсек, куда теперь можно было попасть через два люка вместо четырех сверху. Наконец, у него был удален выхлоп, так что теперь у него был только один. Эти различия гораздо яснее видны на их технических чертежах.
Купол танка был изготовлен из листов металла толщиной от 12 до 22 мм (0,47-0,87 дюйма) и склепан. Этот танк имел экипаж всего из 3 человек и получил ту же 45-мм (1,77 дюйма) пушку, а также четыре пулемета ДТ. Максимальная броня составляла 25,2 мм (1 дюйм), что вряд ли заслуживало внимания. Он весил 18,2 тонны, что можно было считать тяжелым, несмотря на относительно тонкую броню. Его максимальная скорость составляла 24 км/ч (15 миль в час), что также считалось немного неудовлетворительным, учитывая советские доктрины глубокого боя.
Прототип Т-24 был завершен в 1931 году, и ВТУ дало разрешение на изготовление 24 машин. Один из первых Т-24 срочно отправили в Кубинку для проведения сравнительных испытаний с Т-12. Были проведены первоначальные испытания, в ходе которых характеристики были признаны удовлетворительными, хотя двигатель прототипа загорелся, и башню пришлось перенести на прототип Т-12 для дальнейших испытаний. 45-мм пушка не была готова ни для одного танка Т-24, поэтому испытания проводились без них. Приняв на вооружение только ДТ, они в итоге получили пушки в 1932.
В период с 1930 по 1931 год было запланировано еще 300 танков Т-24. Фактически было выпущено всего 24 танка, 26 башен и 28 комплектов ходовой части и трансмиссии. Т-24 был признан ненадежным и использовался только для тренировок и парадов. После первых 25 производство было прекращено.
Считается, что Т-24 был снят с производства из-за сложности изготовления танков и целого ряда недостатков, обнаруженных на первой партии танка. Т-24 также был более или менее конструкторским экспериментом, чтобы дать инженерам опыт. Аналогичный опыт постройки объектов имел немецкий конструктор Гротте, разработавший Т-22 или ТГ-1, который производился ОКМО в Ленинграде во главе с Н. Барыковым, который позже продолжил разработку Т-28. ТГ-1 был гораздо более радикальным, чем проект Т-24, и было разработано три прототипа. У одного была 37-мм (1,46 дюйма) пушка с четырьмя пулеметами ДТ, у другого — 76,2-мм (3 дюйма) пушка и четыре пулемета ДТ, у последнего — 76,2-мм (3 дюйма) пушка, 37-мм (1,46 дюйма). в) пушка и единый пулемет ДТ. Этот танк был огромен, так как имел длину 7,5 м, ширину 3 м и высоту 2,8 м. У него был обширный экипаж из 11 человек, а двигатель М-5 мощностью 250 л.с. обеспечивал скорость 35 км/ч. Броня колебалась между очень плохими 8-20 мм. Его сочли ужасно сложным, и от него отказались в производстве вместе с его более тяжелым собратом ТГ-3 (Т-29).). Позже это повлияло на конструкции Т-28, Т-35 и СМК.
Наконец, все эти проекты были отклонены из-за сложности производства и доступа Советского Союза к танкам Кристи, более известным как серия БТ. Хотя танк Т-24 потерпел неудачу, он дал ХПЗ первоначальный опыт проектирования и производства танков, который был гораздо более успешно применен при освоении производства американского танка Кристи в качестве серии танков БТ, начиная с 1931 года.
Дальнейшее развитие
Артиллерийский тягач «Коминтерн» ХПЗ был создан на базе подвески танка Т-12 (50 штук с 1930 года) и (по сообщениям) Т-24 (2000 штук с 1935 по 1941 год) с дизельным двигателем мощностью 131 л.с. . Несмотря на печальную судьбу танков-предшественников, тягач оказался более удачным и был запущен в серийное производство. Коминтерн унаследовал несколько недостатков Т-24, но некоторые из них были устранены конструкторами, а другие были не столь существенны для тягача, как для танка. Коминтерн использовался для буксировки средней артиллерии, такой как 152-мм (6-дюймовая) пушка-гаубица.
Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец» также был основан на подвеске Т-24, с тем же дизельным двигателем модели В-2, что и танки БТ-7М и Т-34, но с расстроенным двигателем. Около 230 штук было построено на ХПЗ с 1939 года, а после немецкого вторжения в 1941 году производство было перенесено на Сталинградский тракторный завод до августа 1942 года.
Трактор Коминтерна на параде.
Однако история Т-24 не закончилась в начале 1930-х годов. В 1938 году было принято решение взять хотя бы один Т-24 и несколько Т-18 и использовать их в качестве стационарных дотов. Т-24 лишился высокой командирской башенки, но получил систему стрельбы Т-28, а спаренный ДТ заменили пушкой Максима. Неясно, участвовали ли они в боевых действиях, и были ли они когда-либо окончательно размещены в качестве дотов.
Источники и дополнительная литература
« Русские танки Второй мировой войны, бронетанковая мощь Сталина », Тим Бин и Уилл Фаулер
« Советские танки и боевые машины Второй мировой войны », Стивен Дж. Залога и Джеймс Грандсен
Технические характеристики Т-12 | |
Размеры (Д-Ш-В) | 7,5 x 3 x 2,8 м (21,33 x 9,84 x 9,19 фута) |
Общий вес в боевой готовности | 19,8 т |
4 (водитель, командир, наводчик, заряжающий) | |
Движение | 200-250 л. с. М-6 |
Скорость (дорога) | Расчетная скорость 25 км/ч (16 миль/ч) |
Диапазон | 140 км (87 миль) |
Вооружение | Пушка 45 мм (1,77 дюйма) Модель 32 3 пулемета ДТ 7,62 мм (0,3 дюйма) |
Броня | 12–22 мм (0,47–0,87 дюйма) |
Всего произведено | Минимум 1 прототип |
Технические характеристики Т-24 | |
Размеры (Д-Ш-В) | 6,5 x 3 x 2,81 м (21,33 x 9,84 x 9,2 фута) |
Общий вес в боевой готовности | 18,5 тонн |
Экипаж | 4 (водитель, командир, наводчик, заряжающий) |
Движение | 250 л.с. М-6 |
Скорость (дорога) | 25 км/ч (16 миль/ч) |
Диапазон | 140 км (87 миль) |
Вооружение | 45-мм (1,77 дюйма) пушка Модель 32 4 пулемета ДТ 7,62-мм (0,3 дюйма) |
Броня | 8–20 мм (0,31–0,79 дюйма) |
Всего произведено | 25 |
Танк Т-24 после подготовки к использованию в качестве стационарного дота. Система стрельбы Т-28 М1938 разместили в передней части башни вместе с пушкой «Максим» вместо ДТ. У него также нет командирской башенки, двигателя, хвостового оперения и гусениц.
Прототип TG-1 с пушкой калибра 76,2 мм (3 дюйма) и пушкой калибра 37 мм (1,46 дюйма).
Т-12. Обратите внимание на восьмигранную башню, плоскую заднюю часть и тот факт, что гусеницы доходят до верхней части корпуса.
Т-24. Обратите внимание на округлую башню, более вытянутую корму, меньшую высоту гусеницы и спонсоны корпуса.
Галерея
Т-24 на параде за двухбашенным Т-26 обр. 1931 г.
Т-12 технический чертеж.
Т-24 технический чертеж. Обратите внимание, что башня скруглена сзади, а не восьмигранна.
Технический чертеж Т-24 с подробным описанием внутренней конструкции, гусениц и подвески.
Т-12 у завода.
На Т-12 ставят рабочие и офицеры.