Легкий танк Pz.Kpfw.IIPanzerkampfwagen II, Pz. II (Sd.Kfz.121)

Содержание
Танк Т-II
Другие модификации
Техническое описание
Боевое применение
ТТХ всех модификаций

Танк был разработан фирмой «МАN» в сотрудничестве с фирмой «Даймлер-бенц». Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления — посередине, а силовая передача и ведущие колеса — спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.

Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.

Работы над новыми типами средних и тяжелых танков в середине 1934 «Panzerkampfwagen » III и IV продвигались относительно медленно и 6-й департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал техническое задание на разработку танка массой 10000 кг, вооруженного пушкой калибра 20-мм.
Новая машина получила обозначение LaS 100 (LaS — «Landwirtschaftlicher Schlepper»- сельскохозяйственный тягач).

С самого начала предполагалось использование танка LaS 100 лишь для подготовки личного состава танковых частей. В будущем эти танки должны были уступить место новым PzKpfw III и IV. Опытные образцы LaS 100 заказали фирмам: «Фридрих Крупп АГ», «Хеншель и сын АГ» и «МАN» (Машиненфабрик Аугсбург-Нюренберг). Весной 1935 года опытные образцы были показаны войсковой комиссии.
Дальнейшее развитие танка LKA — PzKpfw I — танк LKA 2 — разработала фирма «Крупп» . Увеличенная башня у LKA 2 позволила разместить пушку калибра 20-мм. «Хеншель»и «МАN » разработали только шасси. Ходовая часть танка, фирмы «Хеншель» состояла (применительно к одному борту) из шести опорных катков, сгруппированных в три тележки. Конструкция фирмы «МАN» была сделана на основе шасси, созданного на фирме «Карден-Лойд». Опорные катки, сгруппированные в три тележки, были амортизированы элиптическими рессорами, которые крепились к общей несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживали три небольших катка.

Прототип танка LaS 100 фирмы «Крупп» — LKA 2

К серийному выпуску было принято шасси фирмы «МАN», а корпус был разработан фирмой «Даймлер-Бенц АГ» (Берлин-Мариенфельде). Выпускать танки LaS 100 должны были заводы «МАN», «Даймлер-Бенц», «Фарцойг унд Моторенверке»(ФАМО) в Бреслау (Вроцлав), «Вегманн и К° » в Касселе и «Мюленбау унд Индустри АГ Амме-Верк» (МИАГ) в Брауншвейге.

Panzerkampfwagen II Ausf. al, a2, a3

В конце 1935 года фирма «МАN» в Нюрнберге выпустила десять первых танков LaS 100, которые к этому времени получили новое обозначение 2 cm MG-3

(В Германии орудия калибра до 20-мм считались пулеметами (Maschinengewehr — MG), а не пушками (Maschinenkanone — МК) Panzerwagen (VsKfz 622 — VsKfz — Versuchkraftfahrzeuge — опытный образец). В движение танки приводились карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах» HL57TR мощностью 95 кВт/130 л.с. и рабочим объемом 5698 см3. На танках применяли коробку передач ZF Aphon SSG45 (шесть передач вперед и одна назад), максимальная скорость — 40 км/ч, запас хода — 210 км (по шоссе) и 160 км (по пересеченной местности). Толщина брони от 8-мм до 14,5-мм. Танк был вооружен пушкой KwK30 калибра 20-мм (боезапас 180 выстрелов — 10 магазинов) и пулеметом «Рейнметалл-Борзинг» MG-34 калибра 7,92-мм (боезапас — 1425 патронов).

Заводские чертежи шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.a

В 1936 году была введена новая система обозначения военной техники — «Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht». Каждая машина получила номер и название Sd.Kfz («Sonderkraftfahrzeug» — специальная военная машина).

  • Так танк LaS 100 стал Sd.Kfz.121.
    Модификации (Ausfuehrung — Ausf.) обозначали буквой. Первые танки LaS 100 получили обозначение Panzerkampfwagen II Ausf. a1. Серийные номера 20001-20010. Экипаж — три человека: командир, который одновременно был наводчиком, заряжающий, также выполнявший функцию радиста и механик-водитель. Длина танка PzKpfw II Ausf. a1 — 4382-мм, ширина — 2140-мм, а высота — 1945-мм.
  • На следующих танках (серийные номера 20011-20025) была изменена система охлаждения генератора Бош RKC 130 12-825LS44 и улучшена вентиляция боевого отделения. Машины этой серии получили обозначение
    PzKpfw II Ausf. а2
    .
  • В конструкцию танков PzKpfw II Ausf. аЗ были внесены дальнейшие улучшения. Силовое и боевое отделения были разделены съемной перегородкой. В днище корпуса появился широкий люк, облегчивший доступ к топливному насосу и масляному фильтру. Было изготовлено 25 танков этой серии (серийные номера 20026-20050).

У танков PzKpfw Ausf. а I и а2 на опорных катках не было резинового бандажа. У следующих 50 танков PzKpfw II Ausf. аЗ (серийные номера 20050-20100) радиатор был передвинут на 158-мм к корме. Топливные баки (передний емкостью 102 л, задний — 68 л) снабжались измерителями уровня горючего штыревого типа.

Panzerkampfwagen II Ausf. b

В 1936-1937 годах была выпущена серия из 25 танков 2 LaS 100 — PzKpfw II Ausf.

b, в конструкцию которых были внесены дальнейшие изменения. Эти изменения коснулись прежде всего ходовой части — был уменьшен диаметр поддерживающих катков и модифицированы ведущие колеса — они стали шире. Длина танка — 4760-мм, запас хода — 190 км по шоссе и 125 км по пересеченной местности. На танки этой серии устанавливали двигатели «Майбах» HL62TR.

Pz.Kpfw II Ausf.b (Sd.Kfz.121)

Panzerkampfwagen II Ausf. c

Испытания танков PzKpfw II Ausf. а и b показали, что ходовая часть машины подвержена частым поломкам и амортизация танка недостаточна. В 1937 году был разработан принципиально новый тип подвески. Впервые новая подвеска была применена на танках 3 LaS 100 — PzKpfw II Ausf. с (серийные номера 21101- 22000 и 22001 — 23000). Она состояла из пяти опорных катков большого диаметра. Каждый каток был независимо подвешен на полуэллиптической рессоре. Количество поддерживающих катков было увеличено с трех до четырех.

На танках PzKpfw II Ausf. с применили ведущие и направляющие колеса большего диаметра.

Pz.Kpfw II Ausf.c (Sd.Kfz.121)

Новая подвеска значительно улучшила ходовые качества танка как на шоссе, так и на пересеченной местности. Длина танка PzKpfw II Ausf. с составила 4810-мм, ширина — 2223 -мм, высота — 1990-мм. В некоторых местах была увеличена толщина брони (хотя максимальная толщина осталась прежней — 14,5-мм). Тормозная система также претерпела изменения. Все эти конструктивные нововведения повлекли за собой увеличение массы танка с 7900 до 8900 кг. На танках PzKpfw II Ausf. с с номерами 22020-22044 броня была изготовлена из молибденовой стали.

Pz.Kpfw II Ausf.c (Sd.Kfz.121)

Panzerkampfwagen II Ausf. A (4 LaS 100)

В середине 1937 года Министерство вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) постановило завершить доработку PzKpfw II и начать крупносерийный выпуск танков этого типа. В 1937 году (вероятнее всего в марте 1937 года) к выпуску «Panzerkampfwagen» II была привлечена фирма «Хеншель» в Касселе. Месячный выпуск составил 20 танков. В марте 1938 года «Хеншель» прекратил выпуск танков, зато было развернуто производство PzKpfw II на предприятии «Альмеркишен Кеттенфабрик» ГмбХ (Алькетт) — Берлин-Шпандау. Фирма «Алькетт» должна была выпускать до 30 танков в месяц, но в 1939 году она перешла на выпуск танков PzKpfw III. В конструкцию PzKpfw II Ausf. А (серийные номера 23001-24000) было внесено несколько дальнейших изменений: использовали новую коробку передач ZF Aphon SSG46, модифицированный двигатель «Майбах» HL62TRM мощностью 103 кВт/140 л.с. при 2600 мин и рабочим объемом 6234 см3 (на танках предыдущих выпусков применяли двигатель «Майбах» HL62TR), место механика-водителя оборудовали новыми смотровыми щелями, а вместо коротковолновой радиостанции поставили ультрокоротковолновую.

Panzerkampfwagen II Ausf. В (5 LaS 100)

Танки PzKpfw II Ausf. В (серийные номера 24001-26000) мало отличались от машин предыдущей модификации. Изменения носили, в основном, технологический характер, упрощая и ускоряя серийный выпуск. PzKpiw II Ausf. В — самая многочисленная из ранних модификаций танка.


Назад — Вперед >>


< Назад   Вперед >

Панцер II | это… Что такое Панцер II?

Pz.Kpfw.II Ausf.С в экспозиции танкового музея в Сомюре
Panzerkampfwagen II Ausf.A
Классификациялёгкий танк
Боевая масса, т8,9
Компоновочная схемаклассическая с передним размещением трансмиссии
Экипаж, чел.3
История
Год(ы) производства1935—1942
Год(ы) эксплуатации1935 —
конец 1940-х
Количество выпущенных, штпо разным данным, от 1994 до 2028
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм4810
Ширина корпуса, мм2223
Высота, мм1990
Клиренс, мм345
Бронирование
Тип бронистальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град.14,5 / 8°
Лоб корпуса (середина), мм/град.14,5 / 70°
Лоб корпуса (низ), мм/град.14,5 / 0…90°
Борт корпуса, мм/град.14,5 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.14,5 / 10°
Корма корпуса (середина), мм/град.14,5 / 6°
Корма корпуса (низ), мм/град.10
Днище, мм6—10
Крыша корпуса, мм10
Лоб башни, мм/град.14,5 / 22°
Маска орудия, мм/град.14,5
Борт башни, мм/град.14,5 / 22°
Корма башни, мм/град.14,5 / 22°
Крыша башни, мм10
Вооружение
Калибр и марка пушки20-мм KwK 30
Тип пушкинарезная автоматическая
Длина ствола, калибров55
Боекомплект пушки120
Углы ВН, град.−9,5…+20
Прицелытелескопический T.Z.F.4
Пулемёт(ы)1 × 7,92-мм Подвижность
Тип двигателярядный
6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.140
  то же, кВт.103
Скорость по шоссе, км/ч40
Запас хода по шоссе, км190
Запас хода по пересеченной местности, км125
Удельная мощность, л.с./т15,7
Тип подвескииндивидуальная на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см20,62
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,42
Ширина преодолеваемого рва, м1,8
Преодолеваемый брод, м0,93

Pz. Kpfw II (полное название — Panzerkampfwagen II, также известен как Sd Кfz 121) — лёгкий немецкий танк времён Второй мировой войны.

Разработан в 1937 году. В различных модификациях производился до 1942 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и h45, советских Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Серийное производство
  • 3 Модификации
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 Описание конструкции
    • 5.1 Броневой корпус и башня
    • 5.2 Вооружение
    • 5.3 Средства наблюдения и связи
    • 5.4 Двигатель и трансмиссия
    • 5. 5 Ходовая часть
  • 6 Машины на базе Panzerkampfwagen II
  • 7 Panzerkampfwagen II «нового типа»
    • 7.1 Лёгкий танк Pz.Kpfw II Ausf L «Лухс»
  • 8 Боевое применение
    • 8.1 Вторжение в СССР
  • 9 Использовался
  • 10 Оценка машины
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Литература

История создания

Воссоздаваемому Вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены Pz Kpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Крупп-Грузон», «Геншель» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100».

Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на борт. Эта первая модификация, запущенная в опытную серию, делилась на три подмодификации — a/1, a/2 и a/3, в каждой из которых было изготовлено по 25 машин. Эти модификации по сути являлись испытательными стендами для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 имел сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. В танках Pz Kpfw II Ausf a/3 был увеличен радиатор системы охлаждения и усилены пружины подвески. Боевая масса танка составила 7,6 т.

Весной 1937 года была произведена доработка танка (усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения). В результате появилась модификация Pz Kpfw II Ausf b. Масса танка составила 7,9 т. Фирма «Геншель» изготовила третью опытную модификацию — Pz Kpfw II Ausf с. Ходовая часть получила пять опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор. Всего было произведено по 25 танков модификаций b и c.

Военный музей, Белград, Сербия

Серийное производство

Статистика производства Panzer II[1]

Модель

ПериодШасси

PzKpfw II

Ausf a1конец 1935
05/1936
10

75

Ausf a205/1936
02/1939
25
Ausf a305/1936
02/1939
50
Ausf b02-03/1937
25
25
Ausf c
1937
1900
1113
Ausf A1938-401000
Ausf B1938-402000
Ausf C1938-401000
Ausf D1938-4180043
Ausf E1938-41200
Ausf F1940-431400524
Ausf G1/G3/G4 (nA)
(VK 901)
04/1941
02/1942
75
(12 завершённых)
12
Ausf H (nA verst)
(VK 903)
09/19411 прототип
Ausf J (nA verst)
(VK 1601)
04-12/194222-2522
Leopard (VK 1602)03/1942
01/1943
1 незаконченный
прототип
Ausf M (nA verst)
(VK 1301)
08/194244
Ausf L (Luchs) (VK 1303)09/1943
01/1944
104104

Модификации

  • Panzerkampfwagen II Ausf. a1 — первая предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования 13 мм, двигателем HL 57 TR мощностью 130 л.с. и сблокированной попарно подвеской на листовых рессорах. Выпущено 10 единиц.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.a2 — вторая предсерийная модификация, отличалась увеличенным объёмом моторного отделения и улучшенной вентиляцией боевого. Выпущено 15 единиц.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.a3 — третья предсерийная модификация, отличалась наличием перегородки между моторным и боевым отделениями и рядом малых изменений в силовой установке и ходовой части. Выпущено 50 единиц.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.b — четвёртая предсерийная модификация, с двигателем 62 TR мощностью 140 л.с, планетарным механизмом поворота и улучшенной компоновкой боевого и моторного отделений. Выпущено 25 единиц.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.c — последняя предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования, увеличенной до 14,5 мм, индивидуальной подвеской на листовых рессорах и рядом мелких изменений. Выпущено единиц.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.A — первая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf.c малыми изменениями в двигателе. коробке передач и смотровых приборах, но практически идентичная ему по тактико-техническим характеристикам. Выпущено, по разным данным, от 1113 до 1147 единиц вместе с Ausf.B и Ausf.C
  • Panzerkampfwagen II Ausf.B — вторая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf.A лишь повышенной технологичностью и приспособлением под возможности заводов-производителей.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.C — третья серийная модификация, отличавшаяся усиленным до 29—35 мм лобовым бронированием, установкой командирской башенки и рядом малых изменений.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.F — последняя серийная модификация, отличавшаяся слегка усиленным по сравнению с Ausf.C бронированием, установкой пушки 2 cm KwK 38, улучшенными смотровыми приборами и рядом малых изменений. Выпущена 531 единица.
  • Panzerkampfwagen II Ausf. D — «скоростная» модификация, отличавшаяся изменённой формой корпуса, новым, более мощным, двигателем и ходовой частью с индивидуальной торсионной подвеской. Фактически, общими с основными модификациями Pz.Kpfw.II для него являлись лишь общая компоновка и башня с вооружением. Выпущено 250 единиц вместе с Ausf.E.
  • Panzerkampfwagen II Ausf.E — «скоростная» модификация, отличавшаяся от Ausf.D лишь малыми изменениями в ходовой части.

Pz Kpfw II

Pz Kpfw II Ausf b

PzKpfw II Ausf DE

Тактико-технические характеристики

ТТХ танков семейства Panzerkampfwagen II[2]
Pz.Kpfw.II Ausf.aPz.Kpfw.II Ausf.bPz.Kpfw.II Ausf.c, A, BPz.Kpfw.II Ausf.CPz.Kpfw.II Ausf.FPz.Kpfw.II Ausf.D, E
Размеры
Длина, м4,384,764,814,814,814,63
Ширина, м2,142,142,232,282,282,30
Высота, м1,951,961,992,02—2,15[3]2,152,02
Боевая масса, т7,67,98,99,59,510,0
Вооружение
Вооружение1 × 20-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм KwK 30,
1 × 7,92-мм KwK 38,
1 × 7,92-мм KwK 38,
1 × 7,92-мм Бронирование
Лоб корпуса13 мм13 мм14,5 мм29—34,5 мм20—35 мм30 мм
Борта и корма корпуса13 мм13 мм14,5 мм14,5 мм15 мм14,5 мм
Лоб башни13—15 мм13—15 мм14,5—16 мм34,5 мм30 мм14,5—16 мм
Борта и корма башни13 мм13 мм14,5 мм14,5 мм15 мм14,5 мм
Крыша и днище5—10 мм5—10 мм5—10 мм5—10 мм5—15 мм5—10 мм
Подвижность
Двигателькарбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 130 л.  с.
карбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 140 л. с.
карбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 140 л. с.
карбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 140 л. с.
карбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 140 л. с.
карбюраторный
6-цилиндровый
рядный
жидкостного охлаждения
« 180 л. с.
Удельная мощность, л. с./т17,017,715,714,714,718,0
Тип подвескисблокированная попарно,
на листовых рессорах
индивидуальная, на листовых рессорахиндивидуальная, торсионная
Максимальная скорость по шоссе, км/ч404040404055
Средняя скорость движения по шоссе, км/ч
Максимальная скорость по пересечённой местности, км/ч
Запас хода по шоссе, км210190190190190200
Запас хода по пересечённой местности, км160125125125125130
Удельное давление на грунт, кг/см²0,520,540,620,660,660,76
Преодолеваемый подъём, град303030303024
Преодолеваемая стенка, м0,420,420,420,420,420,42
Преодолеваемый ров, м1,81,81,81,81,81,75
Преодолеваемый брод, м0,80,80,930,930,930. 85

Описание конструкции

Pz.Kpfw.II имел классическую компоновку с размещением моторного отделения в кормовой, объединённого трансмиссионного отделения и отделения управления – в лобовой, а боевого отделения – в средней части корпуса, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из трёх человек: механика-водителя, заряжающего и командира, исполнявшего также функции башенного стрелка.

Броневой корпус и башня

Вооружение

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

На Pz.Kpfw.II всех серийных модификаций устанавливался один и тот же тип двигателя – рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель. На танках основных серийных модификаций Ausf.bAusf.C и Ausf.F устанавливался двигатель HL 62 TR производства фирмы «Майбах», имевший рабочий объём в 6191 см³ и развивавший максимальную мощность в 140 л.с. при 3000 об/мин[4]. Два топливных бака, передний и задний, объёмом, соответственно, 102 и 68 литров, располагались в боевом отделении у правого борта. Топливом для двигателя служил бензин с октановым числом не ниже 76. Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя занимали левую половину моторного отделения[5].

Двигатель HL 57 TR, устанавливавшийся на Ausf.a, имел рабочий объём 5698 см³ и развивал максимальную мощность в 130 л.с. и крутящий момент в 36 кгс. м при 3000 об/мин[6]. На «скоростных» модификациях Ausf.D и Ausf.E устанавливался двигатель HL 66 P, имевший рабочий объём в 6754 см³ и развивавший мощность в 180 л.с. при 3200 об/мин. В связи с его бо́льшим расходом топлива, ёмкость топливных баков была увеличена до 200 литров[7].

В состав трансмиссии Pz.Kpfw.II основных серийных модификаций входили[8]:

  • Двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали) K230K
  • Карданный вал, проходивший через всё боевое отделение
  • Механическая шестиступенчатая (6+1) коробка передач ZF-Afon SSG 46 с постоянным зацеплением шестерен и синхронизацией на второй–четвёртой передачах
  • Одноступенчатый планетарный механизм поворота, объединённый в одном блоке с тормозами и бортовыми передачами
  • Колодочные тормоза фирмы MAN
  • Одноступенчатые бортовые передачи

Трансмиссия Ausf. aAusf.c отличалась наличием коробки передач модели ZF-Afon SSG 45, Ausf.a помимо этого отличались механизмом поворота по типу многодисковых бортовых фрикционов. «Скоростные» модификации Ausf.D и Ausf.E отличались наличием главного фрикциона модели PF220K и семискоростной (7+3) коробки передач Maybach 102128H[9].

Ходовая часть

Машины на базе Panzerkampfwagen II

  • Marder II (Sd. Kfz. 132)
  • Marder II (Sd. Kfz. 131)
  • Sturmpanzer II Bison — 150мм. sIG 33 самоходное орудие
  • Beobachtungswagen II Ausf C — почтовая/командирская бронемашина
  • Munitionsschlepper II — войсковой тягач
  • PzKpfw (Flammpanzer) II Flamingo (Sd. Kfz. 122) (Ausf D/E) — огнемётный танк
  • Brueckenleger auf PzKpfw II Ausf b — лёгкий кабелеукладчик (были произведены 1 или 2 такие машины в 1939 году)
  • Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — разведывательный танк
  • Schwimm Panzer II Ausf. A-C (20-мм орудие) — плавающий танк-амфибия
  • Bergepanzer II Ausf D/E — восстановительная машина>
  • Ladungsleger II — перевозчик подрывных зарядов
  • Panzer Beobachtungswagen II — танк-наводчик артиллерии
  • Pioner-Kampfwagen II — инженерный танк
  • PzKpfw II Ausf A/B/C вооружённый 50-мм орудием Pak 38 L/60
  • Feuerleitpanzer II — танк-корректор огня

Panzerkampfwagen II «нового типа»

Лёгкий танк Pz.Kpfw II Ausf L «Лухс»

Ausf L (Luchs) (VK 1303)

Panzerspähwagen II Ausf L Luchs — Sd.Kfz.123 (VK 1303)[10]

Этот лёгкий разведывательный танк выпускался компаниями «MAN» и «Henshel» в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Было выпущено 104 машины. Luchs участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий Вермахта (таких как 4-я танковая дивизия на Восточном фронте) и в составе Waffen SS. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты. Небольшое количество Luchs были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Последние варианты Luchs (Luchs 5sm) предусматривали установку 50-мм орудия KwK 39 L/60 (VK 1602 Leopard), но в серийном производстве были только модели с 20-мм орудиями Kwk 38 L/55. Также имеется информация, что 31 Luchs имели открытые башни, были вооружены 50-мм орудиями и начали поступать на фронт в 1943 году. Планировалось также производить на базе Luchs восстановительные машины (Bergepanzer Luchs), но они так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась модель Flakpanzer Luchs, основанная на удлинённом шасси, вооружённая 37-мм зенитным орудием Flak. Этот проект также так и не был реализован. Сегодня Luchs можно увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке (недалеко от Москвы) и в Англии, в Bovington Tank Museum, Bovington, Dorset.

Боевое применение

Вторжение в СССР

На 22.06.41 в танковых дивизиях вермахта, направленных в Россию насчитывалось около 750 единиц Pz Kpfw II[11], что составляло примерно 20% от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.

Использовался

  • Германия
  • Болгария
  • Ливан
  • Румыния
  • Словакия

Оценка машины

Примечания

  1. Статистика производства Panzerkampfwagen II
  2. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 76—77. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  3. с командирской башенкой и без неё
  4. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 76. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  5. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 13. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  6. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 5. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  7. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 19. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  8. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 14. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  9. С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 77. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  10. Panzerspähwagen II Ausf L Luchs (рус.)
  11. А. В. ЛОБАНОВ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ: В ПОИСКАХ ПРАВДЫ»»Военно-исторический журнал», 2003, N: 5, стр. 10-13

Ссылки

  • Документальный фильм «Германские танки — Легкие танки / Die Deutschen Panzer — Light Panzers (1993)»
  • Panzerkampfwagen II

Литература

  • С. Федосеев, М. Коломиец Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 84 с. — (Фронтовая иллюстрация № 3 / 2007). — ISBN 5-901266-01-3
  • М. Барятинский Лёгкий танк Panzer II. — Москва: Моделист-конструктор, 2002. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (43) / 2002).
  • B. Perrett German Light Panzers 1932—1942. — Лондон: Osprey Publishing, 1998. — 48 с. — (New Vangurd № 26). — ISBN 1-85532-844-5

Вот почему нацистская Германия любила свои танки Panzer II

Вот что вам нужно помнить: Недостаток огневой мощи она компенсировала числом и скоростью, когда группы Panzer II могли окружить вражеские подразделения.

Когда в конце 1930-х годов нацистская Германия начала открыто перевооружать свою армию, она представила Panzerkampfwagen II, более известный как Panzer II, в основном в качестве временной меры, пока разрабатывались более мощные танки, такие как Panzer III и Panzer IV. Тем не менее, Panzer II стал одной из самых многочисленных бронемашин, использовавшихся в немецких танковых дивизиях в начале войны.

Его разработка началась до того, как Германия приобрела ценный опыт ведения танковой войны во время Гражданской войны в Испании (1946-39 гг.), и вскоре стало очевидно, что танку Panzer II не хватает брони для современного поля боя.

Тем не менее, даже когда легкий танк был впервые представлен, Panzer II широко считался танком командира взвода, в то время как он также использовался для поддержки более устаревшего Panzer I. под бронированным к началу войны он показал себя вполне достойно. Он был оснащен бензиновым двигателем Mayback мощностью 140 лошадиных сил и отличался новой системой подвески, состоящей из пяти больших независимых опорных катков, что обеспечивало более плавный ход, чем у предыдущих танков.

Несмотря на то, что он весил десять тонн и был намного тяжелее, чем Panzer I, он был быстрее и мощнее и мог развивать максимальную скорость 30 миль в час. Его основным орудием была 20-мм пушка, которая была переделанной авиационной пушкой, а 7,92-мм пулемет Maschinengewehr 34 (MG34) также был установлен спаренно с основным орудием.

Недостаток огневой мощи он компенсировал числом и скоростью, когда группы Panzer II могли окружить вражеские подразделения. Используемый таким образом, Panzer II доказал свою эффективность в кампаниях в Польше, Дании, Норвегии и во время молниеносной войны в Нидерландах и во Франции – в значительной степени отчасти потому, что, кроме Франции, ни одна из этих стран фактически не имела достаточного количества бронетанковых войск. сил и не имел адекватного противотанкового оружия. Всего 955 Panzer II использовались в битве за Францию ​​в мае 1940 года, что составляло почти половину всех танковых сил Германии в то время.

Даже к 1940 году Panzerkampfwagen II в значительной степени уступал в классе, а позже ему отводилась роль разведчика, где он использовался с пользой. Он продолжал служить в Северной Африке и даже использовался на Восточном фронте во время вторжения в Советский Союз. Panzer II оставался на передовой до 1943 года, а затем использовался в основном для обеспечения внутренней безопасности в менее активных местах.

Производство танка было полностью прекращено в 1944 году, но шасси Panzer II использовалось в качестве основы для других немецких бронированных машин времен Второй мировой войны, включая самоходную артиллерийскую установку Wespe и истребитель танков Marder II.

Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военном стрелковом оружии и является автором нескольких книг о военных головных уборах, включая Галерея военных головных уборов 9.0021, который доступен на Amazon.com . Эта статья переиздается из-за читательского интереса.

Изображение: Reuters.

Gecko Models новый легкий танк немецкой армии Panzer II Ausf.F времен Второй мировой войны в масштабе 1/16

Gecko Models новый оснащенный инструментами легкий танк немецкой армии Panzer II Ausf.F времен Второй мировой войны идеально подходит для масштабирования в 16-м масштабе. Мы можем увидеть его во Франции, Африке или в России с большим количеством снаряжения и снаряжения, поврежденным и изношенным в боях. Мы смотрим на резервуар и комплект в САПР, чтобы увидеть, что Gecko предлагает в нашем предварительном просмотре…

 Предварительный просмотр: Gecko Models новый Легкий танк немецкой армии Panzer II Ausf.F Второй мировой войны в масштабе 1/16

Легкий танк немецкой армии Panzer II Ausf.F Второй мировой войны

From Gecko Models

масштаб

Комплект № 16GM0009

Комплект состоит из пластиковых деталей для литья под давлением и фототравлением металла.

Gecko Models Website

Тема: Panzerkampfwagen II Ausf F

Panzerkampfwagen II Ausf F был последней стандартной версией легкого танка Panzer II. Предполагалось, что Ausf F заменит Ausf C на производственных линиях летом 1919 г.40, но разработка новой модели была отложена, а производство началось только в марте 1941 года, когда Panzer II исчез из танковых подразделений.

Восстановленный Panzer II F в музее начала Второй мировой войны, цвета западного фронта.

Ausf F претерпел изменения в передней части корпуса и надстройки. На корпусе закругленная передняя часть была заменена одной 35-мм пластиной, прикрепленной к плоскому бронелисту, первоначально добавленному к более старым танкам после польской кампании (новые танки можно отличить от модифицированных старых моделей по отсутствию тени в передней части).0005

Советский офицер осматривает немецкий танк Panzer II Ausf. Летный танк гитлеровских панцерваффе, захваченный бойцами Красной Армии на хуторе Сухановский. Донской фронт.

Скошенный правый угол надстройки заменен единой панелью, проходящей через переднюю часть танка, с муляжом козырька на новой правой секции.

От снега до жаркой Африки Африканский корпус использовал много танков Panzer II и особенно моделей F на протяжении всей кампании.

К июню 1942 года стало ясно, что легкий танк устаревает, и поэтому было решено установить 7,5-см орудие Pak40 на 50% оставшейся продукции, чтобы производить самоходную противотанковую пушку Marder II (также известный как 7,5cm Pak40/2 Auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II (Sf)). В июле это соотношение было увеличено до 100%, но производство стандартных Panzer II продолжалось до декабря 1942 года, одновременно с производством Marder II, 576 из которых были построены с нуля в период с 19 июня 1942 года.42 и июнь 1943 г.

Panzer II использовались даже при захвате союзниками. Вот несколько G.I. с военным призом

К тому времени, когда Ausf F поступил на вооружение, Panzer II был снят с производства как боевой танк, но он все еще использовался как разведывательная машина, оборудовав взвод в полку, отряде и Уровень компании; он был выведен из рот в 1942 году и из полков в 1943 году.

Новый комплект от Gecko Models
Новая оснастка Gecko в масштабе 1/16 Модель легкого танка немецкой армии Panzer II Ausf.F Второй мировой войны с полной внутренней структурой башни это отличный выбор — как раз подходящий размер для небольшого танка, который можно увеличить, а с прозрачной башней, поставляемой в коробке, вы можете видеть всю внутреннюю часть башни.