Содержание

БИТВА ЗА ОРЕЛ — РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЛЕТА 1943 ГОДА. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел

БИТВА ЗА ОРЕЛ — РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЛЕТА 1943 ГОДА

Вторая мировая война — крупнейший конфликт в истории, величайшая трагедия, поставленная человеком на ее сцене. В громадных масштабах войны отдельные драмы, которые составляют целое, легко могут затеряться. Долг историка и его предназначение — вычленить их и определить им подобающее место в исторической иерархии событий.

История России, в том числе и ее военная составляющая, распорядилась так, что фронт Великой Отечественной войны на два года разделил пополам Орловскую область, а его рубеж прошел по берегам рек Оки, Зуши и Сосны. По продолжительности и военно-политическому значению Орловская битва не уступает крупнейшим сражениям Второй мировой войны, а в определенной части превосходит их. В разное время в боях за освобождение области участвовали войска четырех советских фронтов: Юго-Западного (С.К. Тимошенко), Западного (Г. К. Жуков, В.Д. Соколовский), Брянского (А.И. Еременко, М.М. Попов) и Центрального (К.К. Рокоссовский)

{1}.

Тщательный анализ военно-исторической литературы (как отечественной, так и зарубежной), а также ряда фондов Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ, г. Подольск Московской обл.) и Федерального военного архива ФРГ, г. Фрайбург (Bundesarchiv — Militararchiv — ВА-МА, st. Freiburg, Deutschland){2}, содержащих сведения о боевых действиях Брянского, Юго-Западного, Западного и Центрального фронтов, 2-й танковой и 9-й армий противника на Орловско-Брянском, Орловско-Курском и Орловском направлениях[1], дает основание рассматривать Орловскую наступательную операцию 1943 года (в настоящее время она называется «Орловская стратегическая наступательная операция под кодовым названием «Кутузов») как составную часть Орловской битвы[2].

* * *

Отечественная и зарубежная историография, преднамеренно или случайно, совершенно неадекватна той грандиозной битве за Орел, которая почти непрерывно, если учитывать сражения в воздухе, длилась ровно два года — с октября 1941-го по октябрь 1943 года.

В лучшем случае историки рассматривают ее в контексте битвы на Орловско-Курской дуге (операция «Кутузов» — 12 июля — 18 августа 1943 г.). Причем все исследователи — и советские (российские), и зарубежные, — как правило, зацикливаются на Прохоровском танковом сражении, считая его кульминационным и решающим сражением Великой Отечественной (считай — Второй мировой) войны. А между тем это не так, это совершенно не соответствует истине.

Летом 1943 года все решилось в ключевом сражении (если хотите — в битве) за обладание Орловским плацдармом. Для советских войск это была Орловская стратегическая наступательная операция под кодовым названием «Кутузов» — шестая операция в двухлетней битве за Орел.

Каждая из сторон, как подтверждают архивные документы,

не только на заключительном этапе битвы за Орел, но и на протяжении двух лет решала задачу захвата или удержания архиважного в стратегическом отношении Орловского плацдарма. Все операции подробно представлены в моем фундаментальном труде «Орловская битва — два года: факты, статистика, анализ». В нем впервые в историографии дана панорама битвы, через огненные жернова которой за два года перетерлось более трех миллионов солдат и офицеров противоборствующих сторон, огромное количество технических средств, предназначенных для уничтожения людей.

Необходимо также учитывать, что эти трагические события коснулись всех жителей Орловской области, заселенной в основном русским этносом.

Орловская область — крупнейший на то время регион Российской Федерации. Его территория составляла 67 873 квадратных километра. В ее состав входило 66 районов и несколько крупных городов: г. Орел — административный центр, а также города Брянск, Задонск, Елец, Карачев, Клинцы, Ливны, Мценск, Севск, Трубчевск и др. — 23 города, 1264 сельских совета и 22 рабочих поселка. По данным Всесоюзной переписи населения РФ, на 1 октября 1939 года в области проживало 3 535 422 человека, из них 3 435 811 — русские (или 97,2 процента)

{3}.

Боевые действия за Орловский плацдарм по своему размаху, по своей напряженности не уступают ключевым сражениям Великой Отечественной войны. Это подтверждается статистическими данными.

В. Гончаров Танковая битва под Дубно (июнь 1941 года)

В. Гончаров Танковая битва под Дубно (июнь 1941 года) Тяжелый танк, шатаясь, едет По черепам чужих бойцов. Не видят ничего на свете Глаза, заткнутые свинцом. Но он идет к тоннелям пушек, Но он на ощупь танком рушит, В кулак зажатой цифрой тонн — Скелет железный сквозь бетон… М.

РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЗА ФЛОТ

РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЗА ФЛОТ Если до 30-х годов на Черноморском флоте большое влияние в экономических и финансовых делах осуществляла греческая диаспора, имевшая также своих представителей среди черноморского адмиралитета (династии Алексиано, Метакса, Кумани, Критский и

БИТВА ЗА КУБАНЬ И «ГОЛУБУЮ ЛИНИЮ» (ВЕСНА-ЛЕТО 1943 г.

)

БИТВА ЗА КУБАНЬ И «ГОЛУБУЮ ЛИНИЮ» (ВЕСНА-ЛЕТО 1943 г.) Весной 1943 года на северо-кавказском участке фронта части вермахта перешли к обороне. Поддерживали их соединения 4-го Воздушного флота. На аэродромах Крыма и Таманского полуострова сосредоточилось до 1000 самолетов, в том

Битва в Коралловом море – 7-8 мая 1942 года

Битва в Коралловом море – 7-8 мая 1942 года Наступило время реализовать японский план захвата Порт-Морсби. Захват должен был осуществлятся десантом, прикрываемым самолетами с больших авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку» и малого авианосца «Сёхо». Однако американцам стали

Юго-западная часть Тихого океана. Голландская Ист-Индия, Австралия, Пелелью, Биак – март 1943 года-июль 1943 года

Юго-западная часть Тихого океана. Голландская Ист-Индия, Австралия, Пелелью, Биак – март 1943 года-июль 1943 года Весной 1943 года 5-я Воздушная Армия США, расположенная в Австралии, перешла к активным боевым действиям. Осенью 1942 года в Порт-Дарвин прибыл отряд английских

Марафонская битва 490 год до н. э.

Марафонская битва 490 год до н. э. Битва при Марафоне была первым крупным военным столкновением двух великих цивилизаций: античной (эллинской) и древневосточной (персидской). Она стала преддверием одного из величайших военных событий мировой истории – греко-персидских

Битва на реке Лех (Битва под Аугсбургом) 955 год

Битва на реке Лех (Битва под Аугсбургом) 955 год Тяжелыми выдались VIII–X века для народов Западной Европы. VIII век – борьба с арабскими нашествиями, отразить которые удалось лишь ценой огромного напряжения сил. Почти весь IX век прошел в борьбе с жестокими и победоносными

Сталинградская битва 1942–1943 годы

Сталинградская битва 1942–1943 годы Победа Красной армии под Москвой очень воодушевила советское руководство. В первомайском приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина звучало прямое требование: «Чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских

Курская битва 1943 год

Курская битва 1943 год Победа под Сталинградом значительно изменила стратегическую обстановку в пользу Красной армии. Однако вермахт отнюдь не исчерпал еще возможности к активному сопротивлению. Зима и весна 1943 года проходили в тяжелых сражениях, в которых успех не

Битва за Сталинград. Ржевская битва как прикрытие и отвлекающий фактор

Битва за Сталинград. Ржевская битва как прикрытие и отвлекающий фактор 12 июля 1942 года решением Ставки Верховного Главнокомандования был сформирован Сталинградский фронт под командованием маршала С. К. Тимошенко, перед которым была поставлена задача не допустить

Танковая битва за Коломак 12-13 сентября 1943 г.

Танковая битва за Коломак 12-13 сентября 1943 г. Вверху: отступление немецких войск к Днепру осенью 1943 года превратилось в серию затяжных сдерживающих боев с преследующими их частями РККА. Измотанные пехотинцы СС проходят мимо двух «Тигров» из состава тяжелой ротыСреди

V. ПОДВИГ ПЛАТОВА (Битва на реке Калалах 3 апреля 1774 года)

V. ПОДВИГ ПЛАТОВА (Битва на реке Калалах 3 апреля 1774 года) …Витязь Дона, Русской рати оборона, Неприятелю аркан, Где наш вихорь-атаман? Жуковский Оригинальная и в высшей степени своеобразная личность донского атамана Матвея Ивановича Платова занимает в сонме

11.1. Конвульсии лета 1944 года

11.1. Конвульсии лета 1944 года Идентификация «Вертера» даже спустя полвека еще остается окутанной тай-ной. Единственные объяснения, касающиеся его, были объяснениями «Люси». Именно этими объяснениями поделился затем с английскими спецслужбами в 1947 году Александр Фут,

Глава пятая. РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЗА ФЛОТ

Глава пятая. РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЗА ФЛОТ Итак, Лазарев высочайшим указом назначается «исправляющим должность» главного командира Черноморского флота и портов, николаевского и севастопольского губернатора. В том же году Лазарев награждается орденом Святого Владимира 2-й

Орловская наступательная операция

Работая над историей 25-го танкового корпуса, в составе которого я участвовал в Берлинской и Пражской военных операциях, я изучил сотни военных документов, которые были рассекречены в последние годы.

Это журналы боевых действий Западного, Брянского и Центрального фронтов, исследования военного историка Алексея Исаева о Сталинградском и Берлинском сражениях, воспоминания маршала Г. К. Жукова, генерала Н.  В. Горбатова, архивы вермахта, относящиеся к битве за Орёл.

По плану ставки ВГК Орловская наступательная операция под кодовым названием «Кутузов» осуществлялась силами Западного, Брянского и Центрального фронтов с севера, востока и юга в направлении на Орёл. Она проводилась, когда наступление немцев на Курский выступ стало выдыхаться, а наши воины, перемолов оборонные части вермахта, перешли в контрнаступление в Харьковском направлении, получив из ставки ВГК значительные резервы. Сосредоточение войск, боевой техники, все подготовительные мероприятия были проведены фронтами заблаговременно. Особое внимание уделялось массированию сил и средств в направлениях главных ударов. Необходимость этого вызывалась тем, что немцы придавали огромное значение Орловскому плацдарму, нацеленному на Москву, и создали здесь прочную, глубоко эшелонированную оборону. Большинство населённых пунктов были подготовлены к круговой обороне. Серьёзным препятствием для наступления советских войск являлось большое количество рек, оврагов и балок, что затрудняло применение крупных танковых сил.

Важное значение имело и то обстоятельство, что противник располагал крупным узлом шоссейных и железных дорог вокруг Орла. Таким образом, советским войскам на Орловском плацдарме противостояла не только мощная группировка врага, но и качественно новая оборонительная позиция. В этих условиях командирам и штабам пришлось во многом по-новому решать вопросы эшелонирования войск, применения танков, артиллерии и авиации. Требовалось глубокое построение боевых порядков. Так, 11-я гвардейская армия, действовавшая в направлении главного удара Западного фронта, должна была наступать в полосе 36 км, а основные силы на участке прорыва шириной 14 км. Плотность артиллерии на участке прорыва превышала 200 орудий и миномётов на 1 км фронта. На усиление армия получила два танковых корпуса, четыре танковые бригады, два танковых и два самоходно-артиллеристских полка. Танковые подвижные группы передавались дивизиям в направлении главного удара из расчёта 14 единиц на 1 км фронта прорыва. Чтобы ввести в заблуждение противника, Брянский фронт имитировал подготовку войск и нанесение главного удара с востока и периодически прощупывал оборону немцев разведкой боем в этом направлении, убеждая немцев, что нанесение главного удара с севера маловероятно из-за сложности рельефа местности — труднопреодолимого для танковых соединений.

Битва за Орёл началась утром 12 июля, вместе с мощнейшей артиллерийской и авиационный подготовкой в наступление перешли ударные группировки Западного, Брянского и Центрального фронтов. Противник, подавленный огнём артиллерии и ударами авиации, первое время не смог оказать сколько-­нибудь серьёзное сопротивление, поскольку советское командование впервые использовало новый приём, который затем успешно применялся во многих операциях. Наступление началось не после артподготовки, как это планировалось раньше, а в ходе её заключительных залпов. Вместе с последним огневым валом шли в прорыв танки с десантом пехоты, что ошеломило врага, и он не сразу справился с замешательством. Но и такого замешательства было достаточно, чтобы занять первую линию обороны. Оправдало себя и решение ставки ВГК о передаче в оперативное подчинение из Западного фронта Брянскому фронту 11-й Гвардейской армии И. Х. Баграмяна и 4-й танковой армии В. М. Баданова. Весь замысел операции «Кутузов» сводился к тому, что войска Западного фронта (генерал-­полковник В. Д. Соколовский) наносили главный удар своим левым крылом из района Козельск — Сухиничи во взаимодействии с войсками Брянского фронта — с целью окружить и уничтожить мощную Бориловскую танковую группировку противника, прикрывавшую с севера главные силы немцев на Орловском плацдарме. Затем, наступая на Хотынец, отсечь противнику пути отхода на запад и вместе с войсками Брянского и Центрального фронтов разгромить его.

Брянский фронт (генерал­полковник М. М. Попов) наносил главный удар своим левым крылом из района Новосиля в направлении на Орёл, а частью сил — в направлении на Болхов, где была сосредоточена Бориловская танковая группировка немцев.

Войскам Центрального фронта была поставлена задача своим правым крылом нанести удар из района Малоархангельск-Поныри на Кромы. Затем, развивая наступление в северо-­западном направлении, отрезать пути отступления Орловской группировки немцев и разгромить её во взаимодействии с войсками Брянского и Западного фронтов.

Замешательство противника позволило усилить темпы наступления и захватить ключевой пункт немецкой обороны Дудино. К середине дня части 8-го и 16-го корпусов генералов П. Ф. Малышева и А. В. Лапшова овладели второй позицией противника. Для развития успеха И. Х. Баграмян вводит в сражение 5-й танковый корпус генерала М. Г. Сахно и 83-ю стрелковую дивизию генерала Я. С. Воробьёва. К этому времени противник уже успел прийти в себя и его сопротивление возросло. Из Жиздры к участку прорыва выдвигалась 5-я немецкая танковая дивизия. К исходу дня 12 июля войска 11-й Гвардейской армии вклинились на 8-10 км, а её танковые части местами подошли ко второй оборонительной полосе немцев. Передовой отряд майора С. И. Чубукова из 5-го танкового корпуса под покровом ночи форсировал реку Вытебеть и овладел сильно укреплённым районным центром Ульяново, уничтожив штаб пехотной дивизии. Наращивая силу удара, в сражение вводится 1-й танковый корпус генерала В. В. Будкова, но он был атакован подошедшей 5-й танковой дивизией немцев. Во встречном бою она была разбита и отброшена с занимаемых позиций. Это позволило в середине дня 13 июля прорвать в центре вторую полосу обороны и к исходу дня вклиниться на 20-25 км.

Утром 14 июля противник после артиллерийского налёта и удара авиации контр­атаковал передовые отряды 5-го танкового корпуса, 8-й и 36-й стрелковых дивизий. Завязались тяжёлые бои. 17 июля И. Х. Баграмян вводит в сражение 25-й танковый корпус генерала Ф. Г. Аникушкина. В результате к 19 июля глубина вклинивания достигла 70 км и передовые части подошли к Хотынцу.

Совершив с боями тяжёлый рейд по бездорожью и лесистой местности, 162-я танковая бригада из 25-го танкового корпуса при поддержке 175-й и 20-й танковых бригад, отражавших удары противника с фланга, захватила станцию Хотынец, перерезав железную дорогу Орёл-Брянск. Появление 162-й танковой бригады в оперативной глубине обороны врага вызвало панику среди немецких войск. В течение четырёх суток бригада вела бои с противником, находясь отрезанной от основных сил корпуса, и в ночь на 21 июля, прорвав окружение, вышла в расположение корпуса в том же месте, где входила в прорыв. В результате этого рейда были уничтожены один бронепоезд, три артиллерийских батареи, 13 танков, в том числе один «тигр», до 800 солдат и офицеров личного состава, эшелон цистерн с горючим, разрушено 500 м ж/д пути.

Но и бригада понесла потери. Были тяжело ранены командир бригады полковник И. А. Волынец, заместитель по политчасти полковник Н. И. Сыропятов, убиты начальники связи, шифровального отдела и командир второго батальона. Наступление войск Брянского фронта развивалась в более трудной обстановке. Три его армии вели тяжёлые бои, но фронтальные атаки не давали результата. 62-я армия генерала Белова в итоге двухдневных боёв смогла лишь вклиниться в оборону противника на глубину 5-8 км. Стремясь любой ценой удержать Болхов — важный узел обороны, гитлеровцы спешно подтягивали в этот район свежие войска, снимая их с других участков фронта. Бои были настолько ожесточёнными, что многие населённые пункты и высоты переходили из рук в руки. Такая же напряжённая обстановка сложилась в полосах наступления 3-й и 63-й армий. Развивая наступление, советское командование ввело в сражение стратегические резервы. 19 июля в полосе Брянского фронта — 3-ю танковую армию генерала П. С. Рыбалко, 20 июля в полосе Западного фронта — 11-ю армию генерала И. И. Федюнинского, усилила 4-ю танковую армию Баданова. Повсюду шли ожесточённые бои. Противник контратаковал. Ему удалось оттеснить 11-ю Гвардейскую армию И. Х. Баграмяна от железной дороги Орёл-Брянск, но спасти Орловскую группировку он уже не мог. Не помогли и переброшенные с других фронтов по приказу Гитлера 12 дивизий, в том числе семь танковых и механизированных.

Взбешённый неудачами Гитлер уволил командующего 2-й танковой армией генерал-полковника Р.  Шмидта, не сумевшего остановить прорыв наших войск, и приказал любой ценой удержать Орловский выступ, направленный на Москву. Но ни приказ Гитлера, ни переброшенные 12 дивизий подкрепления не смогли стабилизировать ситуацию. Советские войска продвигались, с боями освобождая города и сёла, угрожая отрезать противника от основных сил группы армии «Центр». Ввиду безнадёжности 26 июля в ставке Гитлера было решено оставить Орловский плацдарм и отвести войска на создаваемый юго-восточнее Брянска оборонительный рубеж «Хаген».

Отвод главных сил с Орловского плацдарма начался в ночь на 31 июля. Тем не менее тяжёлые бои продолжались на всём 400-километровом фронте. 29 июля войска Брянского и Западного фронтов разгромили Бориловскую группировку немцев и овладели Болховом. В достижении этого успеха решающую роль сыграли 4-я танковая армия и 25-й танковый корпус. Тесно взаимодействуя с наземными войсками, 1-я, 15-я и 16-я воздушные армии нанесли большой урон фашистской авиации и захватили прочное господство в воздухе, нанося удары по живой силе и военной технике. Плечом к плечу с советскими лётчиками в небе Орловщины успешно сражались добровольцы французской эскадрильи «Нормандия», сбившие в боях за Орёл 33 вражеских самолёта.

Начало августа ознаменовалось ожесточённой борьбой на подступах к Орлу, превращённом гитлеровцами в мощный узел сопротивления. К этому времени для более тесного взаимодействия войск, наступающих на Орёл, ставка ВГК передала левофланговые армии Западного фронта (11-ю гвардейскую, 11-ю общевойсковую и 4-ю танковую армии) в постоянный состав Брянского фронта, что позволило усилить темпы наступления. Ненастная погода, сильные проливные дожди и сплошные минные поля не помешали передовым частям 3-й и 63-й армий в ночь на 4 августа вплотную подойти к Орлу. Старинный русский «крылатый» город был охвачен дымом пожарищ. Враг уничтожал всё, что не смог вывезти. Поэтому медлить было нельзя, и штурм начался с ходу.

Первыми ворвались в город части 5-й стрелковой дивизии полковника П. Т. Михалицына, 129-й полковника И.  В. Панчука, 380-й полковника А. Ф. Кустова и 17-й танковой бригады полковника Б. В. Шульгина. Но враг не собирался сдавать город без боя. Завязались упорные уличные бои за каждый квартал, за каждый дом. Бои в городе с частями 12-й танковой дивизии противника продолжались весь день 4 августа. Только к вечеру наши войска вышли к реке Оке и форсировали её. Ночью бои гремели уже в западной части города. Ворвавшиеся в Орёл с севера части 289-й генерала Т. В. Томмола и 308-й полковника Н. К. Масленникова стрелковых дивизий окончательно сломили сопротивление врага. На рассвете 5 августа Орёл был полностью освобождён. Население города с радостью приветствовало своих освободителей.

За мужество и героизм, проявленные в боях за Орёл, девять частей и соединений Брянского фронта были удостоены почётных наименований «Орловские». В тот же день 5 августа войсками Степного фронта был освобождён город Белгород. В честь одержанных побед вечером 5 августа 1943 года в Москве впервые в Великой Отечественной войне был произведён артиллерийский салют — 12 залпов из 124 орудий.

Орловская наступательная операция продолжалась 38 дней и завершилась разгромом мощной группировки немецко-фашистских войск. Был ликвидирован кинжальный выступ врага, нацеленный на Москву, что привело к изменению обстановки на центральном участке советско-германского фронта в нашу пользу.

В ходе контрнаступления советские воска прорвали мощнейшую, глубоко эшелонированную оборону противника и продвинулись в западном направлении на глубину 150 км. Было разгромлено 15 немецких дивизий, в том числе три танковые. Противник потерял 90 тысяч солдат и офицеров убитыми, более 1,4 тысячи самолётов и огромное количество боевой техники и вооружения. Дорогую цену за одержанную победу пришлось заплатить и советским войскам. Людские безвозвратные потери трёх фронтов составили около 113 тысяч человек, 2,5 тысячи танков, 900 орудий и минометов, свыше тысячи самолётов.

Полностью был разрушен г. Орёл, расстреляны и замучены тысячи наших попавших в плен бойцов и партизан, тысячи мирных жителей Орла и области. Только с тыльной стороны тюрьмы по Красноармейской улице захоронено более 8 тысяч жертв фашизма. Давно пора это святое для нас место благоустроить в мемориал с полным списком имён погибших.

Оценивая итоги Орловской наступательной операции, нельзя утверждать, что она не была лишена отдельных неудач и просчётов. В крупных операциях такого не избежать. Но её стратегический замысел спутал карты противника, считавшего северное направление главного удара маловероятным, учитывая сложнейший рельеф местности, долговременные оборонительные сооружения и мощнейшую Бориловскую танковую группировку немцев в районе Болхова.

Оправдало себя и решение ставки ВГК о передаче в оперативное подчинение Брянскому фронту 11-й гвардейской армии И. Х. Баграмяна, 4-й танковой армии В. М. Баданова, усиленных резервными корпусами и артиллерийскими подвижными полками.

По аналогии битвы за Орёл была проведена и Берлинская операция, когда маршал Г. К. Жуков ослабил наступление с востока через Зееловские высоты, где были мощные укрепления, и усилил натиск со стороны северо-западного направления, одновременно исключая возможность участия союзников во взятии Берлина. Молниеносно и блестяще была проведена и Пражская операция, где проявился полководческий талант маршала И. С. Конева, когда три общевойсковые и две танковые армии с южных окраин Берлина форсированным маршем через Рудные горы шли спасать восставшую Прагу, ожидая удар 50-тысячной группировки генерал-фельдмаршала Шернера с левого фланга и нацеленной на Берлин армии генерала Венка — с правого. Кроме того, в том же направлении, несколько правее, двигалась сдаваться американцам и армия генерала-предателя Власова. Кстати, наш земляк — прославленный комбат М. И. Якушов, уроженец Новосильского района, в одиночку пленил предателя Власова, о чём я подробно рассказал в своей книге «Взгляд сквозь годы».

Трудно переоценить значение освобождения Праги, где 1-й, 2-й и 4-й Украинские фронта потеряли 11997 человек убитыми, более 40 тысяч — ранеными. Мы лишились 373 танков, 1000 орудий и 80 самолётов, но спасли Прагу.

К сожалению, не только наши противники, но и бывшие союзники стали забывать подвиг Советской армии, фальсифицируют историю войны и готовят новые угрозы нашей стране. Мы можем смело смотреть в глаза всему цивилизованному миру. Мы сделали всё, что смогли, и даже больше. Советский Союз спас мир от фашистской чумы.

Юрий Кушелев, участник штурма Берлина и освобождения Праги

Справка

Юрий Васильевич Кушелев род. в 1926 г. в крестьянской семье в д. Юдинка Покровского района.

В 1943 г. был угнан на принудительные работы в Германию.

В середине апреля 1945-го после освобождения из фашистского рабства начал службу в 53-м отдельном Новоград-Волынском Краснознамённом ордена Богдана Хмельницкого мотоциклетном батальоне 25-го танкового корпуса.

Участвовал в боях под Берлином и Прагой.

После войны окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева, работал топографом, инженером-землеустроителем, начальником управления сельского хозяйства Покровского района и директором областного вычислительного центра Орловского агропрома.

Кандидат экономических наук. Написал и издал книгу воспоминаний «Взгляд сквозь годы».

Основной боевой танк Black Eagle Prototype

Страна происхождения Россия
Поступил на службу
Экипаж 3 мужчины
Размеры и вес
Вес 50 — 65 т
Длина (пушка вперед) ?
Длина корпуса 7 м
Ширина 3,6 м
Высота ~ 2 м
Вооружение
Основное орудие 135–152 мм
ПТРК ?
Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
Диапазон высот ?
Диапазон перемещения 360 градусов
Боеприпасы
Основное орудие 35 — 40 патронов
ПТРК ?
Пулеметы ?
Мобильность
Двигатель газотурбинный двигатель
Мощность двигателя 1500 л. с.
Максимальная скорость по дороге 70 — 75 км/ч
Диапазон 650 — 1 000 км
Маневренность
Градиент 60%
Боковой откос 30%
Вертикальная ступенька ~ 0,8 м
Траншея ~ 2,8 м
Фординг ~ 1,4 м
Фординг (с подготовкой) ~ 5 м

 

Макет прототип основного боевого танка « Черный орел » (также именуемый Объект 640) был обнаружен в 1997. Ранний прототип был показан в 1999 году, однако официальных комментарии относительно его возможностей.

Черный Орел – результат радикальной модернизации Т-80У основной боевой танк. В его прототипе используется удлиненный корпус Т-80У, с добавлением дополнительной пары опорных катков. Черный орел в комплекте с очень большой новой башней. Эта башня имеет большая суета с автоматом заряжания и боеприпасами. В Черном Орле есть очень низкий силуэт. На момент появления это был самый низкий основной боевой танк в мире. мир.

Черный Танк Eagle имеет высокую степень защиты от различных противотанковое вооружение. Этот прототип основного боевого танка, по-видимому, очень толстая наклонная лобовая броня и взрывоопасная реактивная броня нового поколение. Положение водителя было перемещено к задней части корпуса. для лучшей фронтальной защиты. Крыша башни имеет многослойную броню. для защиты от угроз верхней атаки. Также было предложено с Дрозд-2 или комплекс активной защиты «Арена» и «Штора-6» и «Штора-8Б» системы противодействия. Утверждается, что Черный орел был планируется установить с РЛС воздушного поиска, которая могла оповещать экипаж о вражеских самолетах и вертолеты, находящиеся на расстоянии до 16 км.

Рано прототип «Черного Орла», показанный в 1999 г., был оснащен 125-мм основное орудие. Однако была предложена плановая серийная модель со 135 мм, 140-мм, а то и 152-мм пушка. Он будет иметь ряд эффективных огонь до 10 км. Он также может иметь возможность запускать противотанковые управляемые ракеты так же, как и обычные снаряды. Вспомогательное вооружение состоит из 7,62-мм спаренного автомата. пушка и дистанционно управляемая 12,7-мм пулеметная установка.

Черный Дизайн Eagle отказался от автозагрузчика карусельного типа. Это новое автомат заряжания установлен в турели башни. Также новый автозагрузчик включает разрывной отсек для боеприпасов. Его скорострельность предположительно 10-12 выстрелов в минуту. Стоит отметить, что наиболее Серьезным недостатком всех советских ОБТ времен холодной войны был боезапас место для хранения внутри корпуса. Выявлены последние военные конфликты что боеприпасы имеют свойство взрываться после попадания, убивая весь экипаж и снести всю башню.

Черный У Орла экипаж из трех человек. У этого прототипа ОБТ есть бой система управления, позволяющая постоянно быть в курсе происходящего на поле боя ситуацию и точное местонахождение автомобиля.

Спекуляции было сделано, что черный орел приводится в действие газовой турбиной двигатель, развивающий 1 500 л.с. С внешними топливными баками этот ОБТ мог есть пробег до 1000 км.

Развитие основного боя Черного орла танк был остановлен. Вся программа была остановлена ​​из-за отсутствие средств. Кроме того, в 2002 году компания, ответственная за конструкция Черного орла находилась в состоянии банкротства. Однако этот прототип дает представление о российском разработка танков. Black Eagle удачно сочетает в себе все основные особенности современного основного боевого танка, такие как защита, огневая мощь и подвижность.

Другой запущены программы по развитию российской магистрали нового поколения боевой танк. Один из них был Т-95. Этот танк имел необитаемую башню. Однако разработка Т-95 была приостановлено в 2009 году. Еще один российский танковый проект, Т-14 Армата, спущен на воду в 2011 г. В 2015 г. выпущена первая партия танков «Армата». доставлен в Российскую Армию. Его полномасштабное производство может скоро начнется.

В Курской битве нацисты узнали, что танковое сражение невозможно выиграть без авиации

Немецкие летчики на своих Ме-109 Ме-109 и Фокке-Вульф Fw-190 провели полевой бой против своих советских противников и их подчиненных Яковлевские истребители. В этот день немцы сообщили о 367 победах. В количественном отношении это был величайший день воздушных боев Люфтваффе за всю войну. Тем не менее, несмотря на этот первоначальный успех, семена поражения Германии под Курском уже были посеяны в воздухе и на земле.

Курская битва чаще всего вспоминается как гигантское танковое столкновение, когда немецкие «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды» врезались в советские оборонительные линии, выпиравшие на запад вокруг русского города. Так смотрел на это Адольф Гитлер. Еще в феврале 1943 года, за пять месяцев до начала битвы, Гитлер отзывался о своих новых танках как о «гигантской концентрации новейших наступательных вооружений», которая восстановит немецкое превосходство на Восточном фронте. Однако одних танков было недостаточно. Без авиации немцам не хватило жизненно важного ингредиента для задуманного ими блицкрига. 902:04 В ходе операции «Цитадель» Юнкерсы Ju-87D пролетают над наступающей бронетанковой частью в Белгородско-Орловской области, возвращаясь с миссии непосредственной поддержки 10 июля 1943 года. (Имперский военный музей HU 40710)

Немцы доказали свою авиационную мощь

Люфтваффе доказали свою важность во время Третьей битвы за Харьков в марте 1943 года, немецкого контрнаступления, которое сделало возможным июльское наступление на Курск. «Враг снова активно атакует нас своей авиацией», — говорилось в одном из советских отчетов, в котором подчеркивалась важность немецкой авиации. Другой отметил, что «движение танков противника происходит под прикрытием его авиации». Это тесное сотрудничество между немецкой армией и люфтваффе было стержнем всей военной машины Германии и, таким образом, ключом к любой возможности победы в запланированной атаке на Курской дуге, получившей название операции «Цитадель».

Проблема для немцев заключалась в том, что Люфтваффе уже не было тем, чем оно было в первые дни войны. Немецкие самолеты, особенно истребители, перестали быть современными, а внедрение нового оборудования произошло с катастрофическими задержками. Немецкие производственные руководители начали паниковать. Запланированный преемник вездесущего Ме-109 с поршневым двигателем, Ме-209, был отменен в пользу технологического прорыва — реактивного истребителя Ме-262. Тем не менее, менее чем за месяц до нападения на Курск производство Ме-262 так и не продвинулось дальше стадии обсуждения. На данный момент Германии придется бороться за превосходство в воздухе с помощью Ме-109.и Fw-190, хотя ни один из самолетов не мог сравниться со своими британскими и американскими противниками.

нацистская Германия была не готова

Тем временем планирование немецких бомбардировщиков потеряло всякую связь с реальностью. Производство устаревших Junkers Ju-87 Stuka с неподвижным шасси, технологической противоположности Ме-262, планировалось продолжать с постоянной скоростью 150 штук в месяц до сентября 1945 года. В планах не упоминалось, как нацистская Германия намеревалась пережить это. длинный. В июле 1943 года единственным местом, куда «Штука» могла летать днем, был восток; на других фронтах это было немногим лучше воздушной цели.

Heinkel He-111 отыскивают логистические цели на юге Советского Союза в 1943 году. (Bundesarchib Bild 101I-641-4527-17 Фото: Хайнц Риттер)

Даже сейчас, спустя более 75 лет после войны, истинный объем производства Германии кризис остается скрытым. Полный набор ежемесячных отчетов о поставках немецких самолетов с 1939 по 1943 год, недавно обнаруженный в немецком федеральном архиве, показывает, как мало передовых самолетов Люфтваффе приняло с заводов в июне 1943 года, накануне сражения. Среди них было всего шесть тяжелых бомбардировщиков Heinkel He-177, ни один из которых не был боеспособен. Единственным новым типом, стоявшим на пороге серийного производства, был Мессершмитт Ме-410, изначально предназначенный для замены устаревшего Ме-110 в роли бомбардировщика-истребителя. На практике все 52 новых «Мессершмитта» были поставлены в качестве быстрых бомбардировщиков, поскольку Германии отчаянно требовалось нечто лучшее, чем «Штука». Подготовка экипажей также отставала, поэтому в июне в бой вступило лишь небольшое количество Ме-410, и они отправились в Средиземное море в качестве разведывательных самолетов в надежде, что их более высокие характеристики позволят им уклоняться от роев быстрых истребителей союзников. Любое из «новейших наступательных вооружений», произведенных борющейся немецкой авиастроительной промышленностью, пошло на борьбу с Британией и Америкой. Войскам под Курском придется обходиться тем, что у них есть.

эта статья впервые появилась в журнале AVIATION HISTORY

 


Эффект производственного развала был усилен стратегическим. Наиболее срочный приоритет подкрепления в воздушной войне Германии лежал далеко от невысоких холмов вокруг Курска. Африканская кампания закончилась в мае катастрофой хуже, чем Сталинград, не только с капитуляцией немецкой армии, но и с почти полным уничтожением военно-воздушных и военно-морских сил Оси. Немецкие авиационные части в Средиземноморье практически не существовали. Например, одна истребительная группа имела официальную численность 40 пилотов и 52 Ме-109.с, но фактически в нем было всего 19 пилотов и три боеспособных «мессершмитта». Чтобы убедиться, что у оставшихся пилотов хотя бы есть самолеты для полетов, Средиземному морю требовался каждый самолет, который могла послать Германия. На каждый истребитель, выделенный на советско-германский фронт, приходилось два ушедших в Средиземное море. На Западе потребность в подкреплениях также была острой, поскольку англо-американские военно-воздушные силы, базирующиеся в Великобритании, непосредственно угрожали центру Германии. В результате Восточный фронт получил менее трети всего количества самолетов, ставших доступными в июне, и менее пятой части всех Fw-19. 0 с. Для Люфтваффе Восток стал наименее приоритетным из трех театров воздушных войн над Европой. Типичный для бессистемного ведения войны Гитлером, его план наступления по окружению Курской дуги существовал в стратегическом вакууме. Без достаточных сил Люфтваффе Цитадель была на грани провала еще до начала атаки.

Были ли немцы обречены на провал?

В условиях, когда другие фронты отнимали у Востока подкрепления, Люфтваффе могло рассчитывать только на 1787 самолетов в начале боя, включая 354 истребителя. Этого числа она достигла, лишив другие участки Восточного фронта почти всех авиационных частей. Из восьми задействованных истребительных групп одна прибыла с ленинградского направления 2 июля, еще две прилетели с кубанского плацдарма на крайнем юге 3 и 4 июля9.0204

Противостояли немцам 2-я, 16-я и 17-я советские воздушные армии, имевшие 3028 самолетов, из них 1414 истребителей. Таким образом, с первого момента боя советская сторона имела превосходство в истребителях 4:1. Кроме того, вскоре в бой должны были быть брошены 1-я и 15-я воздушные армии, 9-й корпус ПВО и почти все бомбардировщики советской дальней бомбардировочной авиации. На их долю приходилось еще 2900 самолетов, в том числе 1070 истребителей. Таким образом, советская авиация имела на Курском и Орловском направлениях самолетов более чем в три раза больше, чем Люфтваффе, и в семь раз больше истребителей. Даже не зная подробностей о численности советских войск, немецкому командованию должно было быть очевидно, что его сил в лучшем случае достаточно для маневренной оборонительной войны. Вместо этого он сделал тотальную авантюру, пытаясь компенсировать свое гротескное численное превосходство, заставляя пилотов летать и сражаться на пределе своих сил.

Советский Союз все еще был аутсайдером

5 июля, в первый день атаки, слабость Люфтваффе не была очевидна. Это произошло потому, что военная машина Сталина опиралась на безжалостную эксплуатацию численного превосходства. Подготовка пилотов к бою и, что более важно, к выживанию и бою в другой день не была приоритетом. Большинство советских пилотов вступили в бой после очень короткого пребывания в летных школах. Несмотря на множество преувеличенных заявлений о характеристиках советских самолетов, факты показывают, что на Востоке, в отличие от Запада, Германия сохранила большое технологическое преимущество. Двигатель самого массового советского истребителя под Курском Як-9, был Климов В-105ПФ мощностью 1180 л.с. Для сравнения, двигатель Daimler-Benz DB 605 Me-109G выдавал 1455 л.с., что на 23% больше.

Иллюстрация Адама Туби (Иллюстрация Адама Туби)

Советское сочетание едва обученных пилотов с более слабыми самолетами привело к триумфу люфтваффе 5 июля. ./JG 52) совершил пять боевых вылетов и доложил о сбитии 12 штурмовиков Ильюшин Ил-2. Еще одним свидетельством того, насколько превосходными были советские пилоты в первый день боя, является то, что средняя высота боя составляла всего 4265 футов, поскольку русские искали безопасность на малых высотах.

Реальные масштабы потерь советской авиации 5 июля остались неизвестными, поскольку многие российские первоисточники по-прежнему скрыты навязчивой государственной тайной, но потери пилотов подсчитаны здесь впервые. Всего в бою погибло или пропало без вести 166 летчиков, из них 111 младших лейтенантов, самого низкого советского офицерского звания, и еще 22 сержанта. Оба звания получали выпускники летных школ по окончании обучения. Трагедия этих молодых советских летчиков заключалась в том, что их жертва мало что значила для режима, которому они служили, потому что сталинские военные всегда могли найти им замену. 902:04 На новом истребителе Лавочкина Ла-5 советский ас Иван Кожедуб одержал свою первую из возможных 62 побед в Курской кампании. (Sputnik)

Немцы заплатили кровавую цену

Для люфтваффе однобокие победы создали иллюзию завоевания господства в воздухе. На самом деле цена победы Германии была слишком высока. Часто пишут, что немцы потеряли всего 26 самолетов, но в это число входят только те, о которых сообщалось в тот день. Когда все потери были подсчитаны, немецкие потери составили 55 самолетов и 20 пилотов. В составе истребительной авиации, которая уже была слишком малочисленной для поставленной задачи, было 23 самолета и 12 пилотов, погибших или пропавших без вести.

Ганс Грюнберг, немецкий ас, совершивший полет 5 июля, сообщил, что его день начался, когда его срочно отозвали на родной аэродром после утренней схватки. Базу атаковали «легкие мебельные фургоны» — пренебрежительное прозвище, которым немецкие летчики-истребители называли Ил-2. Грюнберг заявил о четырех из них. Тем не менее, у советских ВВС было так много самолетов, что они просто продолжали прибывать. Позже в тот же день немецкий ас наблюдал, как волны советских самолетов «прокатились по нашим танковым и пехотным передовым колоннам».

В непосредственной поддержке сухопутных войск усилия люфтваффе также были исключительными и недостаточными. На 5 июля немецкие летчики совершили 3359 самолето-вылетов по наземным целям, из них 1942 — на южном направлении. При этой поддержке дивизии СС прорвали две из трех главных советских линий обороны. Тем не менее к вечеру следующего дня командующий 4-й танковой армией на юге в/ч генерал-лейтенант Герман Гот обратился к люфтваффе с просьбой выделить большую часть сил для поддержки 48-го танкового корпуса, сражавшегося непосредственно западнее войск СС, потому что армейское соединение не имело достаточной помощи со стороны Люфтваффе и продвигалось очень медленно. Очевидно, что немецкая авиация была слишком растянута. С самого начала он мог помочь только некоторым танковым частям, в то время как другим приходилось обходиться без надлежащей поддержки с воздуха. Так было и в северном секторе. 7 июля немецкий корпус, наступавший с севера, уже сообщал о «бомбовых атаках сильных соединений авиации противника» как столпе советской обороны.

7 июля стало днем, когда люфтваффе признало, что их силы ослабевают. Его самолеты выполняли слишком много вылетов и не хватало времени на необходимое техническое обслуживание. Все меньше и меньше самолетов оставались готовыми к выполнению задания.

Адам Туби Иллюстрация

Немцам не хватало истребителей танков

В этом гигантском танковом сражении не помогло то, что у Люфтваффе было всего несколько истребителей танков. К концу июня немецкая промышленность успела произвести всего восемь противотанковых самолетов Ю-87 и 16 Ме-110, оба с 37-мм противотанковыми орудиями. Под Курском оба типа несли службу только в северном секторе, за одним исключением. Ганс-Ульрих Рудель, самый известный немецкий штурмовик, сохранил свой личный Ju-87G и использовал его на юге. В первый день боя Рудель уничтожил 12 советских танков из своих спаренных 37-мм орудий, часто заходя так низко, что его «Штука» была обожжена взрывами. Но Рудель был исключением. На практике единственным значимым в военном отношении истребителем танков был бронированный Henschel Hs-129.со своей 30-мм пушкой. Все четыре эскадрильи действовали на юге, и только 8 июля совершили первое успешное развертывание. Из общего числа 1380 самолето-вылетов, совершенных в тот день в этом районе, Hs-129 совершили только 53. Немцы сообщили, что самолеты всех типов уничтожили в общей сложности 84 танка, «11 из них были подожжены». Даже если это не было преувеличением, это был всего лишь небольшой перерыв в поднимающемся стальном потоке советской брони.

ПОЛУЧИТЕ САМЫЕ ВЕЛИКИЕ СКАЗКИ ИСТОРИИ — ПРЯМО В ПОЧТЕ ВХОДЯЩИХ

Подпишитесь на нашу HistoryNet прямо сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждый понедельник и четверг.

К 9 июля, на пятый день наступления, немецкая армия уже была на пороге поражения. На севере говорили о «временной паузе в наступлении», а на юге генерал Гот жаловался, что «операция временно выдохлась». Правда оказалось не так двусмысленно. Люфтваффе, в частности, были истощены. В тот день он смог совершить только 481 самолето-вылет на севере, что составляет треть от того, что он совершил 5 июля. В знак отчаяния самолеты-разведчики, использовавшиеся в качестве импровизированных бомбардировщиков, совершили 110 из этих самолето-вылетов. Отдельные пилоты были измотаны и подавлены. Как вспоминал будущий лучший советский ас Иван Кожедуб, русские летчики обычно совершали по три-четыре самолето-вылета в день в разгар боевых действий, а превосходящие по численности немцы делали еще больше. Летчик немецкого бомбардировщика, 9 лет.0270 Оберлейтенант Мартин Фоллмер пережил особенно тяжелые времена. Уже страдая от недосыпания, он вспомнил, что «идиотские полеты в плохую погоду» еще больше усугубили ситуацию. Во время своего третьего вылета 8 июля Фоллмер не только не смог найти свою цель, но и полностью потерял ориентацию. В конце концов он получил огонь от советской зенитной батареи и бомбил ее как удобную цель. Он едва успел вернуться на базу.

Ганс-Ульрих Рудель (слева) совершил 2530 боевых вылетов, в основном на Ju-87. Эдмунд Россманн из JG 52 набрал 9 очков.3 победы в 630 миссиях до взятия в плен 9 июля. ас с 93 победами, 9 июля возглавил вылет на разведку погоды. В беспорядочном бою в густой облачности был сбит один пилот и поврежден Ме-109 другого, 25-победного аса Feldwebel Ernst Lohberg. Лоберг совершил вынужденную посадку, и Россманн приземлился, чтобы спасти своего ведомого. Пилоты думали, что находятся в 12 милях к западу от Обояни, но на самом деле они были ближе к 20 милям к западу и всего в миле или около того от советского батальона связи. Советские солдаты выбежали, застрелили Лоберга и нокаутировали Россмана прикладом винтовки. Советы захватили оба «Мессершмитта». Советские ВВС смогли испытать Лоберга, но советский ас капитан Иван С. Кравцов уничтожил Россманн, новый Ме-109.Модель G-6 при попытке взлета. Россману посчастливилось пережить шесть лет в советских лагерях.

Где-то нужно было найти дополнительные силы для подкрепления измученных люфтваффе, но с других фронтов никого не жалели. Пощадить можно было только одну часть, находившуюся в Германии, группу бомбардировщиков на давно устаревших Heinkel He-111, и только потому, что ее уже планировалось отправить на северный участок Восточного фронта. Вместо этого его отправили на Орловскую дугу.

Ju-87D-3 из StG 2, командование Руделя, терпит крушение в российских степях под Харьковом. (Национальный архив) 902:40 Немцы Признать поражение

Этого было бы недостаточно, поэтому было принято решение, по сути признавшее, что немецкий план провалился. К 10 июля все истребители танков Hs-129 были направлены в район Орла, оставив «Рудель» в качестве единственного противотанкового авиационного соединения в южном секторе. Без других доступных подкреплений немцы могли усилить только одну из двух клешней плана Цитадели, а это означало, что победа была невозможна. Очевидно, что немецкие командиры не хотели сталкиваться с такой реальностью, поэтому на практике Hs-129части летали на юг еще 12 июля. Через два дня они летели на север.

К тому времени Курская битва перестала иметь значение для немецкой стратегии. 10 июля союзники высадились на Сицилии. Советский маршал Константин Рокоссовский, командующий северным сектором Курской дуги, осознавал последствия. Сообщение, которое он отправил всем своим войскам (которое было перехвачено и включено в отчет немецкой разведки), гласило: «Союзники высадились на острове Сицилия. Командир обороны салютует вам. Удерживайте свои позиции, победа будет за нами».

Рокоссовский был прав. У немцев больше не было резервов для своих сил на Востоке. Вся тяжесть англо-американской военной мощи теперь была нацелена на Германию и Италию. Требования Сталина о втором фронте были полностью удовлетворены почти за год до высадки в Нормандии, хотя советский диктатор никогда не признавал этого.