Содержание

Скромный гений: кто создал ставший символом Победы танк ИС-2

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

08.05.2021 17:15

Поделиться

Сергей Птичкин

Лучшим танком Второй мировой войны признан Т-34/85. А танком Победы стал ИС-2. Именно он крушил «клыки» немецких «Пантер», «Тигров», даже королевских, и одним выстрелом уничтожал некогда грозные «Фердинанды». Танкистам Вермахта запрещалось вступать в прямое противоборство с этим танком. А создал этот шедевр тяжелого танкостроения, увы, малоизвестный инженер-конструктор Шашмурин Николай Федорович.

Борис Кудояров / РИА Новости

Об этом человеке сегодня знают лишь очень дотошные исследователи истории советского танкостроения. А ведь именно он, ни много ни мало, помог выиграть Курскую битву. Да и вообще его вклад в мировое танкостроение неоценим, хотя совершенно недооценен.

На Кировский завод выходец из интеллигентной и почти буржуазной семьи пришел в возрасте 27 лет. И сразу включился в конструкторскую работу. Первое, что сделал Шашмурин — добился, чтобы на тяжелых танках, проектировавшихся и выпускавшихся в Ленинграде, устанавливалась только торсионная подвеска. Сегодня такое решение кажется естественным, но тогда даже именитые танкостроители были уверены, что торсион не выдержит веса КВ и сломается в самый критический момент. Как оказалось, только торсион и был способен держать десятки тонн брони. К тридцати годам конструктор уже поседел в битвах с титанами танковой мысли вроде Жозефа Котина. Но авторитет на Кировском заводе заработал непререкаемый, и в общем-то молодым еще человеком заслужил уважительное прозвище «дед» — за свою седину.

В те годы репрессировать Шашмурина было проще всего. Но абсолютно всесильный в танкостроении Котин, руководивший Кировским заводом, понимал, что таких специалистов у него нет и вряд ли в ближайшие годы появятся. Шашмурина никак не наказали, а к его советам прислушались. Возможно, была достигнута договоренность — ты, Шашмурин, твори как хочешь, но твоя слава будет нашей. И опять же, вполне возможно, он согласился с такими правилами игры.

КВ-1, спроектированный Котиным, был лучшим тяжелым танком своего времени. Правда, из-за слабой коробки переключения передач тяжелая машина намертво клинилась, пройдя своим ходом всего несколько километров. Буквально чудесное стечение обстоятельств позволяло этому танку оказываться на поле боя не в качестве неподвижной мишени, а в роли полноценной боевой машины. И тогда происходило то, что и должно было происходить: КВ-1 громил врага так, что немцы в панике разбегались, только заслышав рев его дизеля. Увы, случалось это очень редко.

Танки КВ-1 в сборочном цехе Челябинского тракторного завода. Фото: ТАСС

Кировский завод с началом войны эвакуировали в Челябинск, где продолжился массовый выпуск совершенно бесполезных КВ-1. И к лету 1942 года Красная Армия оказалась обеспечена этими танками даже хуже, чем летом 1941-го, кстати, об этом мало кто знает.

Только тогда Николаю Шашмурину поручили разобраться с капризной коробкой. И он спроектировал совершенно оригинальный механизм, который придал неповоротливому КВ новые качества. Танк стал очень надежным и даже скоростным. Он получил название КВ-1с (скоростной). Именно эти танки, а не Т-34/76, стали основой советской броневой армады в битве за Курск. При передислокации 5-й танковой армии в район Курской дуги сотни КВ-1с прошли своим ходом 400 километров без единой поломки и с марша вступили в бой.

Николай Федорович нашел ряд поистине революционных решений в совершенствовании технологии машиностроительного производства. В результате его нововведений суммарная трудоемкость производства тяжелого ИС-2 оказалась такой же, как при производстве среднего Т-34.

Во всех справочниках говорится о том, что ИС-2 спроектировал Николай Духов. Это не совсем верно. Николай Леонидович действительно исполнял обязанности Главного конструктора Челябинского Кировского завода, но работу над ИС-2 полностью поручили Шашмурину, а Духов занялся созданием ИС-3. В итоге грубоватый ИС-2 стал настоящим и очень грозным стальным бойцом, а красивый ИС-3, что обидно, — ни на что не годным произведением танкового искусства. В 1944 году было выпущено несколько сот ИС-3 и даже ИС-4, но… И тот и другой опять имели проблемную коробку передач, ломались даже чаще, чем КВ-1. Тяжелые танки новейшей конструкции, так нужные фронту, до фронта не дошли.

А ИС-2 отвоевал окончательный период войны более чем достойно. Он был на 11 тонн легче «Королевского Тигра», а по эффективной бронезащите превосходил его в полтора раза. Видимо, не случайно именно эту машину Сталин назвал «танком Победы». И в Карлсхорсте, где была принята капитуляция Германии, вечным памятником нашей бронетанковой мощи стоит и будет стоять ИС-2. Стоит повторить, что спроектировал его скромный и очень интеллигентный русский инженер — Николай Федорович Шашмурин.

Поделиться

#танки

#Великая Отечественная война

#конструкторы

когда придумали первый в мире, история создания

История возникновения танков датируется годами Первой мировой войны. Именно тогда появились первые экземпляры этого вида военной техники. Ее потенциал быстро оценили участники военных действий. С того момента конструкция танков и тактика их использования активно развивались. При этом далеко не каждому современному человеку известно, кто именно изобрел танк. Первые прототипы такой техники появились еще во времена Леонардо да Винчи.

Содержание

Танк Да Винчи

О создании крепостей, которые могли перемещаться, люди стали думать еще в период ведения первых крупных войн. Вначале для этого применялись колесницы, после чего использовались боевые башни на слонах. Затем создали широко известные вагенбурги, которые успешно применяли в гуситских войнах. Однако такие повозки приводили в движение слоны и лошади. Потому они были весьма восприимчивыми к атакам врагов. К тому же животные часто вели себя непредсказуемо.

Уже в тот период люди начали думать о создании огневых укреплений, которые могли самостоятельно перемещаться. Безусловно, известный ученый Леонардо до Винчи не мог проигнорировать эту тему. Он придумал проект устройства, которое перемещалось при помощи мускульной тяги. Конструкция напоминала грибную шляпку со множеством пушек.

Безусловно, технологические возможности пятнадцатого века не позволили реализовать этот проект. Потому он остался только в идеях ученого. При этом в 2009 году инженеры из США в рамках съемок фильма все же воплотили задумку да Винчи в жизнь. По его чертежам удалось создать функционирующий танк.

Следующим важным этапом в развитии военной техники стало создание гусеничного бронированного поезда. Его автором стал французский исследователь Эдуард Буйен. Он предложил соединить несколько вагонов друг с другом и установить их на гусеницу.

К тому же по задумке ученого конструкцию требовалось оснастить орудиями. Она должна была вмещать экипаж, состоящий из 200 человек. Несмотря на то, что проект не реализовали, автор был уверен, что изобретение способно внести значительные коррективы в ход военных действий. Его разработка датируется 1874 годом.

Танки в Первой мировой войне

На этапе появления первых бронированных автомобилей идея их использования в войнах стала для всех очевидной. Потому уже перед Первой мировой войной в арсенале армий наиболее сильных государств присутствовал собственный парк бронированных машин. К тому же активно использовались настоящие бронепоезда.

Недостатки таких боевых машин были весьма естественными. Ключевой проблемой бронированных авто считалась неспособность перемещаться по пересеченной местности и преодолевать ограждения и траншеи. При этом бронепоезда были привязаны к рельсам.

Во время затяжных сражений армии все больше окапывались и сооружали длинные противопехотные ограждения, которые состояли из колючей проволоки и мин. К тому же они применяли шрапнельные снаряды и пулеметы и уничтожали пехоту, которая наступала. В такой ситуации инженеры поняли, что требуется использовать какие-то новые решения.

В 1915 году английский полковник Эрнест Суинтон выдвинул идею применения бронированной машины на гусеничном ходу для преодоления траншей. Уинстон Черчилль подхватил эту мысль. В результате он организовал Комитет по сухопутным кораблям, который сразу же принялся за исследования.

Примечательно, что сам Черчилль едва не разрушил будущее танков. Дело в том, что он решил воплотить в жизнь идею майора Томаса Хетерингтона. Она заключалась в создании огромного устройства весом в 1000 тонн и высотой 14 метров. Его планировалось оснастить гигантскими колесами и корабельными пушками.

Однако квалифицированные эксперты в области военной техники убедили Черчилля, что эту огромную конструкцию тут же расстреляют из пушек. Потому разработчики решили воспользоваться идеей Суинтона о сооружении устройства на базе гусеничного трактора Холт-Катерпиллер. До этого он длительное время применялся в армии как тягач.

Разработка создавалась в обстановке строгой секретности. Уже 9 сентября 1915 года появился прототип, который получил название «Линкольнской машины номер один». Во время полевых испытаний было выявлено много минусов сооружения. После того как разработчики устранили дефекты конструкции, был создан первый функционирующий прототип танка. Он назывался «Маленький Вилли» в честь создателя Уолтера Вильсона.

Для машины тоже было характерно много минусов. После того как ее переделали в соответствии с требованиями боевой обстановки, появилась новая конструкция под названием «Большой Вилли». Ее поставили на вооружение и направили на войну под именем Mark I.

Первое применение английских танков

Первый танк, который назывался «Большой Вилли», был изготовлен в виде стального ящика весом 30 тонн. Высота конструкции составляла 2,5 метра, а длина – 8. Она имела ромбовидные гусеницы. Сооружение было лишено привычной крутящейся башни, поскольку считалось, что она сделает танк заметнее. Вооружение устанавливалось по бортам машины.

Вначале танки делились на 2 категории. Они назывались «самцами» и «самками». Для первой группы было характерно наличие двух пушек размером 57 миллиметров. У «самок» имелись лишь пулеметы. Танки имели броню, которая составляла 10 миллиметров и защищала их от пуль. Скорость этого вида военной техники на шоссе не превышала 6,4 километра в час.

Несмотря на неповоротливость и небольшую броню, танки сильно напугали немецких солдат. Это произошло в сражении при Сомме 15 сентября 1916 года. В этот день 32 боевые машины напали на места скопления врага. Они разрывали колючую проволоку, издавали ужасный грохот и убивали врагов из пулеметов и пушек.

Тут же были обнаружены недостатки быстрого начала применения танков. В общей сложности было изготовлено 49 экземпляров, однако 17 единиц вышло из строя еще перед началом сражения. Из 32 танков, которые атаковали противника, 5 штук увязло в болоте, а 9 –поломалось без участия врага. Но, несмотря на это, дебют был отличным. В общей сложности за время военных действий было создано 3177 танков Mark, которые имели разные модификации.

Появление немецких танков

Изначально немцы не воспринимали танки всерьез. Однако они быстро спохватились и стали сразу строить военную технику. При этом средств и времени было очень мало. В результате немецкий разработчик создал необычного металлического монстра — A7V. Он представлял собой гигантскую стальную коробку 3 метра высотой. По сути, она представляла собой вагон на гусеницах, который имел длину 7 метров и вес 30 тонн. Из носа торчала пушка 57 миллиметров. К тому же сооружение имело 5 пулеметов. Экипаж при этом состоял из 18 человек.

Наиболее интересным было то, что махина обладала броней размером 30 миллиметров. Ее скорость по шоссе достигала 12 километров в час. Немцы назвали эту конструкцию тяжелой походной кухней. Это было связано с гигантскими размерами, высокой температурой внутри и дымом, который валил их всех щелей.

Тем не менее, эти страшные танки приняли первый встречный танковый бой. Он состоялся 24 апреля 1918 года при Виллер-Бретонне. Именно тогда 3 немецких танка A7V встретились с таким же количеством британских Mark IV и 7 легкими конструкциями, которые назывались «Уиппет».

Для двух сторон бой стал полной неожиданностью. К тому же англичане вдруг установили, что вооружение 2 «самок» и легких танков не может справиться с немецкой броней. Потому «самки» вынуждены были отступить, и в бой вступил «самец». Только эта конструкция была оснащена пушкой.

Преимуществом была высокая степень маневренности британского танка. Он сумел точным выстрелом повредить немецкий танк. Экипаж его впоследствии бросил. Остальные единицы отступили. Таким образом, британцы одержали победу в сражении.

Немецкие танки обладали высокими эксплуатационными характеристиками. Однако к концу войны была изготовлена всего 21 единица. При этом количество танков у британцев достигало 3177.

История происхождения слова

В переводе с английского языка слово «tank» означает «бак» или «цистерна». Название танка в мире появилось в период Первой мировой войны, когда Британия послала на фронт первую партию этого вида военной техники. Чтобы скрыть это от разведки врага, пустили слух, что правительство России заказало в Лондоне много топливных цистерн.

Под видом баков танки попали на фронт. В России название этого вида военной техники прижилось не сразу. Изначально их назвали «баками» или «лоханями».

Появление танков имеет весьма интересную историю. Этот вид военной техники получил широкое распространение во время Первой мировой войны и позволил добиться весьма серьезных преимуществ в боях.

Первая мировая война: зачем изобрели танки?

Британский танк Mark 1, Sir David Muirhead Bone, 1914-1919, Канадский военный музей, Оттава

 

Вплоть до Первой мировой войны военные инженеры были одержимы пушкой, всегда стремясь сделать ее больше и смертоноснее. Самым пугающим было то, что, поскольку пушки могли стрелять дальше и наносить более значительный урон, улучшения брони и защиты не производились. Мужчины все еще стояли и сражались строгими марширующими линиями. Пушки и пулеметы буквально превращали людей в фарш. Это был зловещий знак того, что станет слишком очевидным во время Первой мировой войны. Человеческие жизни обменивались на несколько метров завоеванных земель и эго высших слоев общества. Танк появился на свет отчасти как решение проблемы безудержного разрушения, имевшего место во время Первой мировой войны.

 

Кто изобрел танки?
Burstyn Motorgeschütz (модель), через Heeresgeschichtliches Museum, Вена

 

В 1903 году австриец по имени Гюнтер Адольф Берстин присоединился к армии своей страны в качестве инженера, чтобы продолжить разработку пушек. Увидев огромный урон, который они могут нанести, он нацелился на разработку защиты от этого оружия.

 

Со временем он заинтересовался военными кораблями, полностью заключенными в стальную броню. Понимая, что люди, приближающиеся к вражеским позициям с таким высоким уровнем защиты, с гораздо меньшей вероятностью получат серьезные травмы или будут убиты, он принял эту идею и побежал с ней. Так родилась идея «сухопутного корабля».

 

Торпедные катера, которые интересовали Бёрстина, приводились в движение массивными паровыми двигателями, слишком большими и громоздкими, чтобы быть эффективными на суше. Вместо этого он обратился к другому, недавно появившемуся источнику энергии; двигатель внутреннего сгорания. Чтобы узнать больше, он посетил Венский автосалон в 1905 году.

 

Как броневик превратился в танк?
Austro-Daimler Panzerautomobil, через Танковую энциклопедию

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

На автосалоне в Вене Берстин увидел бронированный автомобиль на стенде Daimler. Он сразу решил, что это именно то, что он искал. Однако существовала потенциальная проблема. Четыре тонких колеса, на которые опиралась машина, должны были оставаться на дорогах с твердым покрытием. Автомобиль мгновенно увязнет и застрянет в любой другой среде.

 

Чтобы обойти это, Берстин придумал концепцию того, что мы сегодня называем треками. Благодаря использованию более двух колес с каждой стороны вес автомобиля был распределен более равномерно. По этой причине застрять в танке намного сложнее, чем в обычном четырехколесном транспортном средстве, и вы можете без особого беспокойства проехать по пересеченной местности.

 

К 1911 году Берстин разработал Motorgeschütz (в переводе Моторган). У него были гусеницы и вращающаяся башня, подобные тем, что можно увидеть на военных кораблях, и им должны были управлять два человека. Спереди и сзади также были выдвижные рычаги для маневрирования над траншеями и подобными препятствиями.

 

В том же году он представил свой проект военному министерству Австрии. Оно было отвергнуто без задней мысли. Затем Берстин привез свое изобретение в Германию, страну, которую он считал более современной. Тем не менее, они также отвергли его идеи. Никто не проявил ни малейшего интереса к его конструкции (или другим разработкам других инженеров). Причина? Военные в то время просто не видели необходимости в оружии такого типа.

 

Как Первая мировая война способствовала развитию танков?
Wire , Пол Нэш, 1919 г., через Имперский военный музей, Лондон; с американскими солдатами, копающими окопы, недалеко от Бенея, Франция, 1918 г., из каталога Национального архива

 

.

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Хотя почти весь мир мог видеть его приближение за милю, современная война развилась так, что даже не думали те, кто стоял у руля. Взрывчатка и осколки от снарядов и пуль пулеметов рвали людей, как ничто. То, что руководство, казалось, считало одним всемогущим сражением в стиле Наполеона и Нельсона, превратилось в то, что обе стороны окапывались и удерживали свои позиции.

 

Многие мужчины погибли задолго до того, как достигли вражеской колючей проволоки и траншей. Фактически, за первые пять месяцев боев было убито 1 000 000 солдат. Этот ужасный подсчет потерь еще раз подчеркнул необходимость защиты, что привело к рытью траншей; позиции, с которых солдаты могли стрелять, но в них было трудно попасть.

 

Командиры всех сторон ожидали, что война закончится в течение нескольких месяцев, и поэтому Motorgeschütz 9 Берстина0005, на создание которого ушло бы около 18 месяцев, так и не был произведен. Зачем делать эти хитроумные приспособления, когда дыра в грязи, кажется, столь же эффективна для защиты?

 

Когда он бушевал недели, месяцы, а затем и годы, он, должно быть, чувствовал, что война будет длиться вечно. Слои колючей проволоки за это время тоже становились все толще и толще — все более непроходимыми. В то же время, примерно в начале 1915 года, война зашла в полный тупик, что привело к тому, что армии обратились к другим методам нападения, таким как отравляющий газ и закладывание взрывчатых веществ под вражеские окопы.

 

На Западе инженеры пытались придумать способы преодоления этих препятствий. Отсюда и родился танк, каким мы его знаем.

 

Необходимость в баке Schneider
Танк Schneider CA 1, 1918 г., Wikimedia Commons

 

Французский полковник по имени Жан Батист Эжен Эстьенн возродил идею Гюнтера Берстина. Он командовал лучшей артиллерийской частью французской армии. Его пушки были очень эффективны, но только на близком расстоянии. Он вдруг понял, что победа в Первой мировой войне достанется тому, кому удастся создать мобильную пушку, способную пересекать поля сражений, чтобы подобраться достаточно близко, чтобы стрелять в окопы.

 

Изначально он хотел построить пушку с двигателем, гусеницами и толстой броней. Как и в случае с Берстином, командиры Этьена также отвергли его идею, потому что не верили, что какой-либо двигатель может привести в движение что-то настолько тяжелое. Почти сдавшись, Эстьен услышал, что компания Schneider-Creusot, расположенная недалеко от Ле-Крезо на востоке Франции, начала производить собственный танк.

Производство началось в мае 1915 года. Когда Жану Батисту Эжену Эстьену в конце концов удалось перевести себя на работу к Шнайдеру, он обнаружил, что CA 1, как его называли, находится в полном производстве.

 

Однако, в отличие от его проектов, Schneider CA 1 не мог нести огромную тяжелую пушку. Вместо этого он использовал гораздо меньшую 75-мм пушку вместе с двумя пулеметами. Он был разработан, чтобы прорезать колючую проволоку, прокладывая путь за ней, по которому могут следовать другие. Он имел максимальную скорость 8 км/ч и броню толщиной 11 мм.

 

В декабре 1915 года Эстьен подтолкнул французов к созданию бронетанковых частей. Вслед за этим французская армия 19 февраля заказала 400 танков CA 1.16.

 

Модель CA 1 не считалась идеальной. Однако по сравнению с «Сен-Шамон» — еще одним танком, поставленным на вооружение французской армии, — он имел значительные преимущества.

 

Британские танки Первой мировой войны
Landship Little Willie, через Танковый музей, Дорсет

 

Тяжелый пулеметный корпус, подразделение пулеметного корпуса, был сформирован 1 мая 1916 года. Его название было намеренно неконкретным, но бойцы этого подразделения должны были командовать танками в бою. В конце концов, корпус крупнокалиберных пулеметов стал танковым корпусом, а затем Королевским танковым полком.

 

Британские инженеры также работали над «танком» с 1915 года. Однако, в отличие от Schneider CA 1 Этьена, их машины были созданы для того, чтобы скашивать и ломать колючую проволоку. Первоначально он назывался Landship Little Willie, и многие аспекты его дизайна также были взяты из военно-морского флота. На первый взгляд Landship Little Willie очень похож на цистерну с водой, поэтому название «танк» стало использоваться как кодовое слово, скрывающее от немцев его истинное назначение.

 

В результате дальнейших улучшений конструкции Little Willie был расширен и оснащен пушками. В этот момент он был переименован в Мать. Именно с этим танком тренировался корпус крупнокалиберных пулеметов, и в конечном итоге он вступил в бой.

 

Материнский бак
Учебный танк Mark II, через Танковый музей, Дорсет

 

Танк Мать времен Первой мировой войны имел экипаж из 8 человек. Он был разработан, чтобы переезжать через вражеские танки и одновременно вести по ним огонь. «Женские» танки имели по два пулемета с каждой стороны, а «мужские» — по одной гигантской пушке. Как и у CA 1, у него также была максимальная скорость 8 км/ч, что немного выше среднего темпа ходьбы.

 

Хотя они были пугающими и впечатляющими, с Матерью было несколько существенных проблем. Во-первых, его обязательно большие размеры при низкой скорости делали его относительно легкой мишенью для немецкой артиллерии. Борта танка не были пуленепробиваемыми, поэтому экипажи были невероятно уязвимы для атак с флангов. Возможно, самым опасным было то, что солдаты британской армии тренировались на местности, совершенно отличной от грязи и воронок на полях сражений Первой мировой войны.

 

Когда впервые использовались танки?
Битва при Курселетте , Луи Вейртер, 1918 г., Канадский военный музей, Оттава

 

В августе 1916 года Корпус крупнокалиберных пулеметов был призван на фронт на Сомму.

Они были переброшены в строжайшей секретности, чтобы застать врасплох и деморализовать немцев в их первой, неожиданной атаке. Как только танки прорвутся, остальная армия последует за ними и быстро отправится в Германию, чтобы положить конец войне. Или так они себе представляли.

 

15 сентября 1916 года танки выкатились к полю боя на Сомме. Во время атаки некоторые части немцев запаниковали, но их линия устояла. В общем, это была катастрофа. Немцы прочно держались на позициях, и из 50 танков, шедших в атаку, только 10 вернулись на свои позиции. Большинство танков были повреждены, разбиты или загорелись. Многие из выживших страдали от посттравматического стресса и нервных срывов.

 

Хотя наступление танка закончилось полным провалом, британская пресса утверждала, что это была блестящая победа. Хотя это было не чем иным, как ложью, общественная поддержка быстро сплотилась. Повышение боевого духа сильно подстегнуло британцев, которые до этого момента несли огромные потери.

 

Как танки повлияли на Первую мировую войну?
Британский танк в действии , Дэниел Шеррин, 1917 г., Канадский военный музей, Оттава

 

Немцы захватили британские танки, оставленные на поле боя на Сомме, и ввели в строй свои модификации. Однако британский флот блокировал Германию, и их запасы сырья были на исходе. Таким образом, несмотря на то, что Йозеф Фоллмер разработал такие танки, как A7V, для использования в немецкой армии, они могли позволить себе сделать только 10 штук. Стали для постройки больше не хватало.

 

В целом танки Первой мировой войны не оказали особого влияния на ход войны. Конечно, они не топтали вражеские порядки в обязательном порядке и вели армию за собой прямо в Германию. Тем не менее, они были ценным инструментом в военных действиях. Британцы и французы часто использовали их вместе с армией и авиацией для скоординированных атак на немецкие позиции.

 

Во всяком случае, можно утверждать, что наиболее значительным повышением боевого духа, обеспечиваемым танком, был боевой дух. На войне это был, пожалуй, самый решающий фактор, какой только можно себе представить. С тех пор танки эволюционировали. Сама ПМВ видела даже несколько поколений танков. В настоящее время мы все можем их узнать, и они являются жизненно важной частью вооруженных сил во всем мире.

Эволюция танков | История танков

Танки хорошо известны своей характерной броней, установленными орудиями и непрерывными металлическими гусеницами, которые несут их по пересеченной местности. Они являются одним из самых знаковых символов современной войны, обеспечивая своим экипажам превосходную защиту от врагов. Но на совершенствование этой конструкции ушли годы, и боевые машины, которые мы знаем сегодня, изначально выглядели совсем по-другому.

Конструкция и конструкция танка со временем изменились, чтобы лучше соответствовать требованиям эффективного оружия и защиты на войне. Эта полная история эволюции танков дает подробный взгляд на то, как танки стали мощными боевыми машинами, которыми они являются сегодня.

Происхождение танков

Люди использовали транспортные средства на войне примерно со второго века до нашей эры, самые ранние историки нашли свидетельства существования колесниц, запряженных лошадьми, в культуре Шинташта в Евразии. Изобретение колеса со спицами позволило военным действиям на основе колесниц процветать во многих цивилизациях, от египтян до хеттов. Стоя на своей колеснице, возничий мог стрелять стрелами или владеть мечом из относительной безопасности.

Хотя боевые машины сильно изменились со времен бронзового века, концепция защищенных машин завораживала поколения мыслителей. В 1487 году Леонардо да Винчи сконструировал бронированный автомобиль, в котором восемь человек вращали рукоятки. Различные изобретатели, такие как Джеймс Коуэн из Великобритании, разработали бронированные машины с паровым двигателем. Однако разработка машины, напоминающей современный танк, всерьез не начиналась до Первой мировой войны. 

Первые танки Первой мировой войны 

Первая мировая война открыла новую эру позиционной войны, вынудив союзников разрабатывать оружие, подходящее для этого стиля боя. Бои в окопах сделали другие транспортные средства, например, грузовики, бесполезными. Колеса военных грузовиков не могли сравниться с воронками от снарядов, траншеями, глубокой грязью и колючей проволокой, характерными для полей сражений Первой мировой войны. Союзникам нужны были большие и лучшие машины.

Танк Mark I вступает в бой 

Первым танком мировой войны, принявшим участие в боях, был Mark I. Британцы представили этот танк в 1916 в первом сражении на Сомме во Франции. В конструкцию этого танка входили гусеницы, которые перемещались вокруг всей машины, что позволяло лучше преодолевать широкие траншеи. Британские солдаты использовали танк в качестве прикрытия и вели его по траншеям в качестве мобильного дота, чтобы заманить врага внутрь.

Тем не менее, у этих танков времен Первой мировой войны были некоторые технические недостатки, от которых будут страдать поколения их потомков. Одной из самых существенных была проблема перегрева двигателя. Эти тяжелые танки создавали огромную нагрузку на машину, нагревая салон Mark I. Пятерым солдатам, едущим внутри, стало очень неудобно.

Несмотря на эти проблемы, Англия осознала потенциал танка и постоянно совершенствовала его конструкцию. В битве при Камбре в конце 1917 года танк Mark IV добился впечатляющего прорыва в тылу врага.

Французские танки

Одновременно с британской разработкой танка Франция также производила его версию. Танк Schneider по сути представлял собой бронированную коробку, установленную на раме трактора. После этого прототипа танка французы разработали Renault FT, гораздо более легкую машину, идеально подходящую для непосредственной поддержки пехоты.

Развитие танков оставалось относительно застойным на протяжении всей войны. США и Италия скопировали конструкцию Renault FT для создания машин поддержки пехоты. При некотором участии Франции США и Великобритания разработали Mark VIII, также называемый International. Эта конструкция обещала большую эффективность, но союзным войскам удалось произвести лишь несколько до конца войны. Германия была единственной страной, производившей танки во время Первой мировой войны. 

США отстают в разработке танков 

Одним из немногих военачальников США, веривших в потенциал британских и французских танков, был генерал Джон Першинг. Першинг работал над созданием танкового корпуса армии США для обучения американских военных использованию машин. Першинг поручил капитану Джорджу С. Паттону тренироваться с танками в Лангре, Франция, готовя курсантов, выполняя упражнения пешком, пока они ждали получения настоящих танков.

Армия вскоре основала Кэмп Кольт в Геттисберге, первую танковую школу США. В Кэмп-Кольт танковый корпус тренировался с Renault FT для подготовки к бою. Лагерем командовал молодой капитан Дуайт Д. Эйзенхауэр, которому пришлось потренироваться на танке «Рено», прежде чем он смог обучить своих офицеров.

Если не считать нескольких боев между 12 сентября и Днем перемирия 11 ноября 1918 года, танковый корпус США практически не участвовал в боевых действиях. Тем не менее, американские танки многого добились во время Первой мировой войны, продемонстрировав, что машины могут успешно помочь в захвате целых городов с минимальными потерями.

Эволюция танков в межвоенные годы

Французский Renault F.T. был самым популярным танком после Первой мировой войны, но мировые державы знали о потенциале танка и хотели улучшить его конструкцию, чтобы еще больше повысить свои военные возможности. Некоторые из наиболее значительных достижений в конструкции танков в этот период были результатом работы отдельных стран над созданием более мощных машин.

  • Достижения в танковом вооружении:  Французы были в авангарде, осознав необходимость улучшения танкового вооружения. В то время как ранние танки Schneider имели 75-мм орудия, британские танки имели только 57-мм орудия. Более легкие орудия британских танков не могли сравниться с более крупными французскими. После войны Франция продолжила разработку танков с 75-мм пушками, устанавливаемыми на башни, что давало экипажу более широкую дальность стрельбы.
  • Повышение подвижности:  Тем временем англичане улучшали подвижность своих танков. Пересечение неровной местности и траншей было серьезной проблемой для громоздкого Mark I, но британцы быстро продвигались вперед. К концу Первой мировой войны они разработали танк с максимальной скоростью 20 миль в час. Новые танки Vickers Medium были единственными танками, существовавшими в большом количестве до середины 19-го века.20 с. Эти машины породили подразделение, разделяющее мобильные и медленные танки в зависимости от их использования в войне.
  • Развитие тяжелых танков:  Производство танков быстро распространилось на Советский Союз, Польшу, Японию и Чехословакию. По мере того, как страны все чаще начинали производить танки, более легкие конструкции теряли популярность. Военные руководители начали понимать, что танки ценны не только как оборонительные машины, но и как отдельная категория боевого оружия. Стали приживаться конструкции более тяжелых танков, оснащенных 75-мм или 76-мм орудиями для борьбы с другими танками.
  • Увеличение производства:  Накануне Второй мировой войны Советский Союз имел самый большой запас хорошо вооруженных танков. Великобритания, Италия, США и Франция располагали небольшими силами танков, в основном легко вооруженных пулеметами. Однако по мере приближения Второй мировой войны мир должен был увидеть, каким мощным оружием могут быть танки.

Соединенные Штаты представляют себе будущее танковой войны 

После войны танковый корпус резко сократился, и в 1919 г.19. Развитие танков в США замедлилось до минимума. Различия, которые выросли между танковыми возможностями США и других стран, таких как Германия и Советский Союз, в межвоенный период создали большой технологический разрыв. В конечном счете, США’ производственные мощности должны были бы спасти страну от отсутствия роста танковой войны.

Эйзенхауэр и Паттон еще не закончили с танками. Их дружба крепла в межвоенный период, когда двое мужчин обсуждали танковые теории и публиковали статьи о своей вере в танковую войну. Их опыт и знания были бы необходимы во время Второй мировой войны.

Эволюция танков во время Второй мировой войны 

Во время Второй мировой войны развитие танков резко возросло, поскольку танковые боевые действия стали жизненно важным элементом в сражениях и победах в битвах. Несколько стран лидировали в разработке новых танков во время войны.

Германия лидирует в разработке танков 

Германия лидировала в мире по своим танковым войскам в начале Второй мировой войны. Хотя Версальский договор запрещал Германии увеличивать свои танковые силы, Адольф Гитлер наверстал упущенное, когда пришел к власти. В 1933 года немецкая армия начала производство танков, серии танков, которые составляли большую часть танкового производства страны во время войны.

Panzers имели максимальную скорость от 24 до 28 миль в час и толстую броню, что делало их идеальными для ведения боевых действий на пересеченной местности. Однако первые танки были легко вооружены пулеметами калибра от 7,92 мм до 50 мм. Орудия этих танков не могли сравниться с британскими и советскими танками, обычно вооруженными 50- или 75-мм орудиями. Позже Германия разработала свой крупнейший танк Panzer VI, также называемый «Тигр». Тигр имел 88-мм орудие и весил 55 тонн.

Германия использовала пугающе эффективную тактику танковых танков, такую ​​как танковые дивизии, новая концепция по сравнению с британской и американской». стратегия использования танков для поддержки своих пехотных или кавалерийских частей. Танки также играли центральную роль в стратегии блицкрига Германии и позволяли немецким войскам быстро и решительно проникать на территорию противника.

Советский Союз совершенствует конструкцию танков 

Как упоминалось ранее, Советский Союз был еще одним крупным производителем танков во время Второй мировой войны. Еще до войны русские начали работу над танком Т-34, средним танком с 76-мм пушкой. Примерно в то время, когда немцы представили танк «Тигр», Советы добавили к своим танкам Т-34 85-мм пушки. В ответ на «Тигр» русские также разработали танк JS. JS имел 122-мм орудие и весил всего 46 тонн.

Британские танки хвастаются скоростью, но недостаточной мощностью

В начале Второй мировой войны британские танки обладали превосходной скоростью, но часто были легко вооружены, поскольку британская армия все еще предназначала их для поддержки пехоты. Британская армия поддерживала несколько моделей пехотных танков, в том числе «Черчилль» и крейсера типа «Кромвель». Танки «Черчилль» были хорошо бронированы, а «Кромвель» были быстры, но танки, как правило, превосходили их по вооружению на раннем этапе. Британцы в конце концов добавили 95-мм гаубица к танкам «Кромвель», которая могла пробить броню танка.

США предоставляют танки для военных действий 

С момента вступления США в войну в 1941 году и до ее окончания в 1945 году США и их союзники значительно отставали от немецких и советских танков по огневой мощи. Американский танк M3 General Grant имел только 75-мм орудие, установленное на корпусе, и плохо себя чувствовал на пересеченной местности. Однако в 1942 году США произвели революционный танк M4 Sherman, который оказал существенную помощь союзным державам.

С 1943 по 1945 год США оснащали Великобританию своими танками M4 Sherman. Эти танки имели 75-мм или 76-мм орудия и развивали скорость 26 миль в час. Хотя эта модель могла быть эффективна против более ранних танков, немецкие «тигры» нанесли ужасные потери легкобронированным M4 Shermans. Однако союзные войска в конечном итоге воспользовались медлительностью «Тигров» и добились успеха, атакуя сбоку и сзади.

Более легкие и маневренные танки M4 Sherman стали одними из самых массовых танков Второй мировой войны. с 1942 по 1945 год, США произвели более 50 000 из них. Большее количество машин в сочетании с достижениями в бронетехнике, наконец, дало союзникам преимущество в танковой войне.

Другим значительным преимуществом Эйзенхауэра было военное лидерство. Его задания с танками во время Первой мировой войны создали прочную основу для более глубокого понимания механизированной войны. Эйзенхауэр командовал Европейским театром военных действий в качестве пятизвездного генерала и привел союзников к победе в качестве верховного главнокомандующего союзными войсками.

Современные танки

После Второй мировой войны Советский Союз представлял серьезную опасность с его обширным парком танков Т-34. В то время как США и Великобритания все еще сопротивлялись способности танков формировать полностью механизированные подразделения, разработка ядерного оружия в середине 1950-х годов вызвала новый ажиотаж в разработке эффективных бронированных машин.

Танки США претерпели лишь незначительные изменения во время Корейской войны, холодной войны и войны во Вьетнаме. M4 Sherman продолжал использоваться во время Корейской войны, хотя вскоре его заменили более новые танки и более продвинутые технологические разработки. Новые танки имели более крупные орудия, более мощные двигатели и более толстую броню.

Вот обзор существенных изменений в конструкции танков после окончания Второй мировой войны.

Калибр орудия 

Калибр танковых орудий неуклонно увеличивался на протяжении 1950-х годов, поскольку все больше стран осознавали потребность в тяжеловооруженных танках. Британцы разработали свои танки Conqueror со 120-мм орудиями, а Советский Союз устанавливал на свои танки 125-мм орудия в 1970-х и 80-х годах.

Танк M1 Abrams стал важным поворотным моментом в танках американского производства. Эта машина была оснащена 105-мм пушкой, а позднее 120-мм гладкоствольной пушкой с системой стабилизации орудия, способной вести точные цели при движении на высоких скоростях по пересеченной местности. Американские производители несколько раз модернизировали M1 Abrams, и эти танки широко использовались во время войн в Персидском заливе.

Боеприпасы 

Противотанковые боеприпасы также прошли долгий путь после окончания Второй мировой войны. Великобритания и США заменили свои боеприпасы бронебойными снарядами с оперением и подкалиберными снарядами, которые могли пробить гораздо более толстую броню, чем любые предыдущие типы.

Развитие управляемых ракет привело к созданию танков, которые могут стрелять осколочно-фугасными патронами, предназначенными для конкретных угроз, включая личный состав, самолеты и другие танки.

Броня 

Улучшение брони танков было важным направлением для инженеров после Второй мировой войны, так как танки, использовавшиеся в бою до этого момента, использовали стальные листы или отливки. Трудность заключалась в создании прочной брони, которая по-прежнему была бы легкой и обеспечивала большую мобильность.

Развитие танковой брони привело к внедрению слоя взрывчатого вещества между двумя тонкими стальными пластинами для нейтрализации опасности проникающей боеголовки. M1 Abrams может похвастаться более легкой композитной броней, хотя инженеры ищут броню, которая не будет использовать кинетическую энергию для защиты от атак.

Дополнительные технологии

Как и другие технологии, танки продолжают наступление. Такие функции, как обнаружение и подавление огня, тепловидение, системы маскировки для сокрытия от радаров и усовершенствованные системы выработки электроэнергии, скорее всего, появятся в процессе эволюции танков в течение следующих нескольких лет.

Часто задаваемые вопросы 

Танки имеют богатую историю развития, тесно связанную с достижениями и операциями войны. Если вам интересно узнать больше об эволюции танков, следующий список даст некоторые ответы.

Кто построил первый танк?

Полковник британской армии Эрнест Суинтон и секретарь Комитета имперской обороны Уильям Хэнки впервые представили свою идею бронированного автомобиля британскому военно-морскому офицеру Уинстону Черчиллю. Черчилль одобрил эту идею и сформировал Адмиралтейский комитет по сухопутным кораблям для наблюдения за развитием событий.

Эксперименты Суинтона и Хэнки были сверхсекретными, поэтому они сказали производственникам, что строящаяся ими машина будет резервуаром для транспортировки воды на поле боя. Возможно, поэтому танк и получил свое название.

Когда был построен первый танк?

Комитет по сухопутным кораблям Адмиралтейства руководил строительством первого танка под названием «Маленький Вилли» в 1915 году. У этого раннего танка было несколько проблем с конструкцией — он двигался со скоростью 2 мили в час и застревал в окопах. Эти недостатки мешали Маленькому Вилли когда-либо видеть битву. Тем не менее, прототип танка продемонстрировал потенциал машины и проложил путь к разработке Mark I. 

Какой самый сильный танк?

Этот вопрос может быть предметом обсуждения, но в пользу M1 Abrams можно привести веские доводы. M1 Abrams продемонстрировал превосходную живучесть в бою на протяжении всех войн в Персидском заливе. Американские военные каждые несколько лет модернизировали машину, совершенствуя ее системы связи, защиты и топливной системы.

Какой самый большой резервуар?

Самым большим танком был танк VIII Maus весом 188 тонн. Однако этот гигантский размер делал Maus слишком непрактичным для боя. Самым большим танком, использовавшимся во время войны, был французский танк Char 2C, который весил 75 тонн.

Исследуйте военную технику в автомобильном музее Volo  

История танков и их разработки захватывающая, прослеживающая историю обеих мировых войн и участия в них многих стран.