Танк Т-90 «Владимир»: международный хит

Тридцать лет назад, осенью 1992 года, на вооружение был принят танк Т-90. Машины этой серии завоевали мировой рынок – в первое десятилетие 2000-х годов они стали самыми продаваемыми танками в мире. За прошедшие годы «девяностый» неоднократно модернизировался. В самой современной версии Т-90М «Прорыв-3», поступающей сегодня в войска, конструкторы Уралвагонзавода внедрили ряд принципиальных новшеств как в плане защиты и вооружения, так и в плане комфорта экипажа, фактически создав новый танк.      

Свой путь российского танка


Создатель Т-90 Владимир Поткин знал танковую технику со всех сторон – выпускник Ташкентского танкового училища и Военной академии бронетанковых войск, он лично семь лет командовал танковым взводом. На Уралвагонзаводе за 16 лет работы Поткин дослужился до главного конструктора и начальника Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

К разработке нового основного танка, шедшего на смену машинам предыдущего поколения, в КБ приступили в 1986 году.


Т-90 создавался с учетом опыта разработки и совершенствования танков Т-72, а также изучения военных конфликтов последних лет. В качестве основного конкурента рассматривался американский М1 «Абрамс» − один из самых тяжелых танков современности с мощной броней. Уральцы пошли другим путем.

Впервые в мире на танк был установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий срыв наведения управляемых ракет и создающий помехи для лазерных дальномеров противника. Автоматизированный комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С позволяли вести огонь из пушки и пулеметов с места и в движении в любое время суток. Поражение управляемыми ракетами боевых бронированных машин, в том числе танков, осуществлялось с помощью разработанного в тульском КБ приборостроения комплекса управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс».

Благодаря ему дальность стрельбы танка возросла до 5 км.
 

Выход – в экспорте


В начале 1990-х годов, когда машина была практически готова к серийному выпуску, распался Советский Союз, а вместе с ним и все сложнейшие взаимосвязи оборонной промышленности. Довести до ума проект Т-90 удалось во многом благодаря талантам главного конструктора. Именно Поткин позже спас не только новый танк, но и весь Уралвагонзавод, обеспечив его работой на много лет вперед.


5 октября 1992 года Т-90 был принят на вооружение. Из-за резкого сокращения финансирования гособоронзаказа объем производства новой машины был небольшим. Несмотря на высокие оценки отечественных специалистов, в том числе военных, к концу 1990-х годов Министерство обороны прекращает закупки танка.

На этом история Т-90 могла бы и закончиться, но на кону стояло очень многое – работа и существование КБ и прославленного Уралвагонзавода, градообразующего предприятия Нижнего Тагила. Началась деятельность по экспортному продвижению нового танка в версии Т-90С.
 

Индийский транзит


Основной интерес к машине проявили военные Индии, где велись поиски основного танка для армии. Индийцы выставили требование по замене двигателя на более мощный, который был разработан в кратчайшие сроки. Было подготовлено три машины, которые в 1999 году отправились в Индию на испытания. Напряженная работа тех дней сказалась на главном конструкторе – Владимир Поткин скоропостижно умирает на рабочем месте. В день похорон танкостроителя Т-90 улетели на индийский полигон.


Т-90 проезжает через Раджпатх во время парада в честь 65-го Дня Республики, Индия, Нью-Дели

История не знала подобных танковых испытаний, которым подвергались в течение двух месяцев российские танки в Индии. Т-90 преодолевали бездорожье пустыни в условиях сильной запыленности и при жаре до 53 °С. Поломки устранялись российскими специалистами на месте. «Девяностые» выдержали все проверки, результатом чего стал рекордный договор на 1 млрд долларов.

По воспоминаниям генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт не только вдохнул новую жизнь в УВЗ, но и дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии значительно обновили свой бронетанковый парк, создав современные бронетанковые войска. Генерал Д. Сингх считал Т-90С вторым после ядерного оружия фактором сдерживания, а локализованную версию танка индийцы назвали «Бишма», что значит «грозный», в честь героя индийского эпоса.

 

«Прорывное» решение


За индийским последовали и другие международные контракты на российский танк. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. Заказчиков привлекали и продолжают привлекать исключительная надежность, безотказность, ремонтопригодность и долговечность машины при оптимальном соотношении цены и качества.

Мировой успех Т-90, можно сказать, возродил интерес к проекту и у российских военных – именно экспортная версия стала основой для нового гособоронзаказа. Танк в модификации Т-90А был принят на вооружение в 2005 году. Владимир Поткин и его коллеги заложили в свое детище большой модернизационный потенциал. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.

 

В 2020 году в войска начал поступать танк Т-90М «Прорыв-3», который эксперты считают новой машиной: на нем была заменена башня,  внедрен комплекс всеракурсной защиты от современных противотанковых средств поражения, значительно повышены поисково-наблюдательные возможности командира на месте, в движении, днем и ночью, установлен более мощный двигатель. Значительно повышена пожаро- и взрывобезопасность топливных баков и боекомплекта, а также живучесть экипажа за счет оптимизации размещения боекомплекта, в том числе благодаря  выносу части боекомплекта из боевого отделения в бронированный отсек, установленный в кормовой части башни.

Такие новшества, как модернизированная пушка, высокоавтоматизированная цифровая система управления огнем, комплекс управляемого вооружения, автомат сопровождения цели, реализация режима «охотник-стрелок», оптимизированное отражение средств информации на рабочих местах членов экипажа, системы кондиционирования и наружного видеонаблюдения, современные средства связи, а также возможность подключения к системам централизованного управления боевыми действиями, максимально приближают Т-90М «Прорыв-3» к танкам последнего поколения типа Т-14 «Армата».   



Подробнее о танке Т-90М «Прорыв-3» − в нашем материале

Mk. I — первый в мире боевой танк


Как появились танки

Название

Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».

Предыстория

Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.


Танк Да Винчи

Отцы танков

Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.

Александр Пороховщиков (слева) и его танк

А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.

Эрнест Данлоп Суинтон

Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.

Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».

«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна

Споры

Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.

Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате

Боевое крещение

Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.

Тот самый британский танк «Mark 1»

Царь-танк

В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.

Царь-танк Лебеденко

Как Германия не оценила танки

Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.

Танк A7V в немецком военном музее

Содержание

  • 1 История создания КВ-1
  • 2 Серийное производство
  • 3 К началу Великой Отечественной
  • 4 Конструкция танка 4.1 Броневой корпус и башня
  • 4.2 Вооружение
  • 4.3 Двигатель
  • 4.4 Трансмиссия
  • 4.5 Ходовая часть
  • 4.6 Электрооборудование
  • 4.7 Средства наблюдения и прицелы
  • 4.8 Средства связи
  • 5 Модификации танка КВ
  • 6 Опыт боевого применения
      6. 1 На службе вермахта
  • 6.2 Примеры боевого применения
  • 7 Прочие факты
  • 8 В игровой и сувенирной индустрии
  • 9 Оценки и мнения
  • 10 Сохранившиеся экземпляры
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки
  • Первый Танк — Кто придумал? | Изобретения и открытия

    Первые танки основывались на проекте англичанина Джона Коуэна, который в 1855 г. получил патент на бронированный автомобиль с паровым двигателем, с виду напоминавший черепаху. Для военных действий это сооружение I было мало приспособлено. Все изменилось с появлением двигателя внутреннего сгорания. Прототип современного танка с полным приводом, поворачивающейся башней и встроенным пулеметом был создан в 1906 г. на венском . Военные власти не согласились принять его на вооружение, поскольку бронированная громада могла двигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. Тогда австриец Понтер Бурштын спроектировал небольшую боевую машину, способную быстро передвигаться на гусеницах — замкнутых лентах из шарнирно соединенных металлических звеньев; ленты надевались по бокам машины на два колеса. Но Генеральный штаб отказался и от этой разработки.

    Боевое испытание в мировой войне

    Первыми боевые танки применили англичане в битве на Сомме в 1916 г.

    Конструкция моторизованной, обшитой железными листами машины восходит к проекту Эрнеста Суинтона. Танк весил 27 тонн, а скорость его была ориентирована на сопровождение пехоты. Он был способен защищать от массированного обстрела и сминать вражеские позиции. Хотя моторостроение для тяжелых машин находилось еще в зачаточном состоянии, а гусеницы делались по образцу американских тракторов, британские пехотные танки прорывали трудные участки фронта. Однако решающей роли в Первой мировой войне они не играли.

    • 3000 г. до н.э.: шумеры сконструировали четырехколесную боевую колесницу, сминающую врага.
    • 1482 г.: Леонардо да Винчи придумал закрытую боевую машину, которая приводилась в движение с помощью коленчатого вала.
    • 1934 г.: немецкий вермахт начинает производство танка «Панцер-1».
    • 1940 г. : в Советском Союзе начался выпуск танка «Т-34».
    • 1944 г.: при высадке в Нормандии союзники использовали танки-амфибии.

    mjjm.ru

    Танк (история изобретения)

    Изобретатель: Уильям Триттон и Уолтер Уильсон Страна: Англия Время изобретения: 1915 г.

    Технические предпосылки для создания танка появились еще в конце XIX столетия — к тому времени были изобретены гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы. Первый гусеничный трактор на паровом ходу создал еще в 1888 году американец Бэтером. Накануне Первой мировой войны появился промышленный гусеничный трактор «Холт», который можно считать непосредственным предшественником танка.

    Но одних предпосылок было мало — недоставало насущной потребности. Только начавшаяся в 1914 году Первая мировая война жестко определила эту необходимость. Когда противники бросили в наступление миллионные армии, они никак не предполагали, что пулеметы и пушки буквально сметут идущие в атаку полки и дивизии. Громадные потери заставили солдат, в конце концов, скрыться в окопах и блиндажах. На Западе фронт застыл и превратился в сплошную линию укреплений, протянувшуюся от Ла-Манша до границы со Швейцарией.

    Война зашла в так называемый позиционный тупик. Выход из него пытались найти при помощи артиллерии — тысячи орудий в течение нескольких дней, а то и недель перепахивали снарядами каждый метр неприятельских позиций. Казалось, там не осталось ничего живого. Но как только атакующая пехота выбиралась из окопов, уцелевшие пушки и пулеметы обороняющихся вновь наносили ей чудовищные потери. Вот тогда-то на поле боя и появились танки.

    Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения, впервые высказал в 1914 году английский полковник Суинтон. После обсуждения в различных инстанциях военное министерство в целом приняло его идею и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета.

    Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. Вскоре за сорок дней создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину, получившую название «Маленький Вилли». Его главными конструкторами были инженер Триттон и лейтенант Уильсон.

    «Маленький Вилли» был испытан в 1915 году и показал неплохие ходовые качества. В ноябре приступила к изготовлению новой машины. Конструкторам предстояла трудная проблема не утяжеляя танка, увеличить его длину на 1 м, чтобы он мог преодолевать четырехметровые окопы. В конце концов это удалось достигнуть за счет того, что обводу гусеницы придали форму параллелограмма.

    Кроме того, оказалось, что танк с трудом берет вертикальные насыпи и крутые возвышения. Чтобы увеличить высоту зацепа, Вильсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов.

    Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах — спонсонах. В феврале 1916 года новый танк, названный «Большой Вилли», с успехом прошел ходовые испытания. Он мог преодолевать широкие окопы, двигаться по вспаханному полю, перебираться через стенки и насыпи высотой до 1, 8 м. Окопы до 3, 6 м не представляли для него серьезного препятствия.

    Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепились бронированные листы. Броней была закрыта и ходовая часть, которая состояла из малых неподрессоренных опорных катков (тряска в машине была ужасной). Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Для водителя и командира в передней части имелась отдельная рубка.

    Большую часть остального пространства занимали мотор «Даймлер», коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей.

    На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым — температура достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха, не обращая при этом внимания на свист пуль и осколков.

    Существенным недостатком «Большого Вилли» оказались узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве. При этом тяжелый танк садился на грунт, пни и камни. Плохо было с наблюдением и связью — смотровые щели в бортах не обеспечивали осмотра, зато брызги от пуль, попавших вблизи них в броню, поражали танкистов в лицо и глаза. Радиосвязи не было. Для дальней связи держали почтовых голубей, для ближней — специальные сигнальные флажки. Не было и внутреннего переговорного устройства.

    Управление танком требовало значительных усилий водителей и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого борта). Танк имел три коробки передач — одну основную и по одной на каждом борту (каждая из них управляла специальной трансмиссией). Поворот осуществлялся или торможением одной гусеницы, или переключением одной из бортовых коробок передач в нейтральное положение, в то время как на другом борту включали первую или вторую передачу. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

    Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курслет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Наступление англичан, начатое в июле, дало ничтожные результаты и весьма ощутимые потери. Тогда-то главнокомандующий генерал Хейг решил бросить в бой танки. Всего их было 49, но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу.

    В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Хейг был доволен — по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

    В последующие годы англичане выпустили несколько модификаций Mk (таково было официальное название «Большого Вилли»). Каждая следующая модель была совершеннее предыдущей. Например, первый серийный танк Mk-1 имел вес 28 тонн, передвигался со скоростью 4, 5 км/ч, был вооружен двумя пушками и тремя пулеметами. Экипаж его составляли 8 человек.

    Более поздний танк MkA имел скорость 9, 6 км/ч, вес — 18 тонн, экипаж — 5 человек, вооружение — 6 пулеметов. MkC при весе 19, 5 тонн развивал скорость 13 км/ч. Экипаж на этом танке состоял из четырех человек, а вооружение — из четырех пулеметов.

    Последний, созданный уже в 1918 году, плавающий танк MkI имел вращающуюся башню, экипаж из четырех человек и вооружение из трех пулеметов. При весе в 13, 5 тонн он развивал на суше скорость 43 км/ч, а на воде — 5 км/ч. Всего англичане изготовили за годы войны 3000 танков 13 различных модификаций.

    Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими армиями. Первые французские танки были разработаны и выпущены в октябре 1916 года. Внешне они мало походили на своих английских собратьев — гусеницы не охватывали корпус, а располагались по его бортам или под ним. Ходовая часть подрессоривалась специальными пружинами, что облегчало работу экипажа. Однако из-за того, что верхняя часть танка сильно нависала над гусеницами, проходимость «Шнейдеров» была хуже, и они не могли преодолевать даже незначительные вертикальные преграды.

    Самым лучшим танком Первой мировой войны стал «Рено» FT, выпущенный и имевший вес всего 6 т, экипаж из двух человек, вооружение — пулемет (с 1917 г пушка), максимальную скорость — 9, 6 км/ч.

    «Рено» FT стал прообразом танка будущего. На нем впервые нашла свое разрешение компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — впереди, вращающаяся башня — в впервые стали устанавливать бортовые радиостанции, что сразу повысило управляемость танковыми соединениями.

    Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. Танк имел хорошую проходимость и был прост в управлении. В течение 15 лет он служил образцом для многих конструкторов. В самой Франции «Рено» состоял на вооружении до конца 30-х годов, а по лицензии его выпускали еще в 20-ти странах.

    Немцы также попробовали освоить новое оружие. С 1917 года начала производство танка A7V, однако их массовый выпуск немцы так и не смогли наладить. Их танки участвовали в некоторых операциях, но в количествах, не превышавших нескольких десятков машин.

    Напротив, страны Антанты (то есть собственно Англия и Франция) имели к концу войны около 7 тысяч танков. Здесь бронированные машины получили признание и прочно утвердились в системе вооружения. Ллойд-Джордж, английский премьер в годы войны, говорил: «Танк был выдающимся и потрясающим новшеством в области механической помощи войне. Этот окончательный английский ответ на немецкие пулеметы и траншеи без сомнения сыграл очень важную роль в ускорении победы союзников».

    Танки широко применялись англичанами в боевых действиях. В ноябре 1917 года впервые была проведена массовая танковая атака. В ней участвовали 476 машин при поддержке шести пехотных дивизий. Это был огромный успех нового вида оружия. Стреляя из пушек и пулеметов, танки снесли проволочные заграждения и с ходу преодолели первую линию окопов.

    Всего за несколько часов англичане продвинулись вглубь фронта на 9 км, потеряв при этом всего 4 тысячи человек. (В предыдущее британское наступление под Ипром, продолжавшееся четыре месяца, англичане потеряли 400 тысяч человек и сумели вклиниться в немецкую оборону всего на 6-10 км). Французы тоже несколько раз массированно использовали танки. Так, в июле 1918 года более 500 французских танков участвовало в бою под Суассоном.

    istoriz.ru

    К началу Великой Отечественной

    Количественный и качественный состав танков КВ на 1 июня 1941 года[2]

    МодельКатегорияЛВОПОВОЗОВОКОВООдВОМВОПриВООрВОХВОВсего
    КВ-11140*66*158102684295
    231793111273
    322
    Всего459*75*1891031884370
    КВ-2121322871125
    26118
    311
    Всего219228911134

    *

    При составлении документа была допущена ошибка: 10 марта 1941 года в 7-ю танковую дивизию были отправлены 20 КВ-1, пунктом назначения значился Алитус (Литовская ССР), ПОВО. Так или иначе, но технику отгрузили в 7-ю дивизию, ЗОВО, но закрепили за ПОВО.
    Фактически в ПОВО — 39, в ЗОВО — 95. Скорее всего эти 20 КВ-1 относились к 1-й категории.
    За первые две декады июня в войска было отправлено:

    — 6 июня с ЧТЗ 4 КВ-1 в 15-ю танковую дивизию

    — 17 июня с ЛКЗ 20 КВ-2 в 29-ю танковую дивизию; до места назначения эшелон не добрался.

    КВ-1Э 1941 года выпуска, захвачен финскими войсками во время финского наступления 1941 года. Танковый музей г. Парола, Финляндия КВ-1 1942 года выпуска. Танковый музей г. Парола, Финляндия КВ-1, Абердинский полигон, США

    Наличие КВ в военных округах к 22 июня 1941 года
    КВ-1 с орудием Л-11КВ-1 с орудием Ф-32КВ-2 с высокой башнейКВ-2 с пониженной башней
    ПОВО32718
    2-я танковая дивизия32718
    ЗОВО395622
    4-я танковая дивизия261720
    7-я танковая дивизия1337*1
    29-я танковая дивизия11
    33-я танковая дивизия1
    КОВО34147187
    8-я танковая дивизия19 (в том числе У-0)130
    10-я танковая дивизия63
    12-я танковая дивизия151726
    15-я танковая дивизия4**
    32-я танковая дивизия49
    34-я танковая дивизия8
    37-я танковая дивизия1
    41-я танковая дивизия31
    43-я танковая дивизия5**
    ОдВО10
    11-я танковая дивизия10
    ЛВО111
    ЛБТКУКС3111
    МВО21
    ВАММ21
    ХВО4
    ХБТУ4
    ОрВО35
    ОБТУ3**5
    ПриВО1261
    КБТКУТС33
    2-е СБТУ91
    УБТУ3
    Всего12523621111
    Вне Военных Округов205364
    В пути в 29-ю ТД20
    Испытательный на ЛКЗ1 (У-7)
    Курсы водителей при ЛКЗ2
    Курсы водителей при ЧТЗ1
    Не вывезены с ЛКЗ43
    Не вывезены с ЧТЗ4
    НИАБТ Полигон1
    З-д № 92 (без постоянного вооружения)***21
    З-д № 1741 (установка огнемета)
    На модернизации на ЛКЗ133
    Итого14524124175

    *

    В том числе 2 выпуска ЧТЗ

    **

    Все выпуска ЧТЗ

    ***

    Один КВ-1 вооружен 76-мм пушкой ЗиС-22 (Ф-34), КВ-2 вооружен 107-мм пушкой ЗиС-6 (Ф-42).

    Модернизация и механизация боевой техники в СССР

    Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

    Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

    Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

    Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17. Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

    В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов. Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

    Создание первой в мире боевой машины танка, Маленький Вилли

    Первый дизайн Маленького Вилли (Источник: Wikimedia Commons)

    Поделиться:

    ДЖАКАРТА — Сегодня 6 сентября, более века назад или в 1915 году в Англии был успешно создан прототип боевой танковой машины. Ее зовут Малышка Вилли. При весе в 14 тонн это орудие может ползти по пересеченной местности со скоростью всего две мили в час. Именно тогда танки изменили военное поле боя.

    Цитата из истории, причина, по которой Великобритания разработала танк, заключалась в том, чтобы иметь дело с окопной войной в Первой мировой войне. Начиная с 1914 года, полковники британской армии Эрнест Суинтон и Уильям Хэнки, секретарь Имперского комитета обороны, отстаивали идею бронетранспортера. со специальными шинами, которые могли проезжать через труднопроходимые местности ради прорыва вражеских линий.

    Они обратились к министру ВМС Великобритании Уинстону Черчиллю, который поверил в концепцию «сухопутного корабля» и организовал Комитет по сухопутным кораблям, чтобы начать разработку прототипа. Чтобы сохранить этот проект в секрете от врага, производственникам сказали, что построенная ими машина будет использоваться для перевозки воды на поле боя. А ведь новый автомобиль был доставлен в ящике с надписью «цистерна» и прикреплено его имя.

    После тестирования Маленького Вилли выяснилось, что его характеристики по-прежнему неудовлетворительны. Причина в том, что этот танк все еще движется медленно и слишком горяч и недостаточно надежен, чтобы пройти через окоп.

    Маленький Вилли сегодня в танковом музее Бовингтона, Англия (Источник: Wikimedia Commons)

    После этого танк был модифицирован так, что вышел второй прототип под названием «Большой Вилли». Затем, в 1916 году, эта бронемашина, признанная готовой к войне, дебютировала 15 сентября в битве на Сомме недалеко от Курслетт, Франция.

    Первый танковый отряд войны назывался Mark I. Эти первые танки были горячими, шумными и тяжелыми внутри. Кроме того, танк испытывал проблемы и на поле боя. Тем не менее, люди осознали опасный потенциал этого оружия войны.

    Были внесены дальнейшие усовершенствования в конструкцию, и в битве при Камбре в ноябре 1917 года 400 Mark IV оказались намного более успешными, чем Mark I, захватив 8000 вражеских солдат и 100 орудий.

    Танки быстро становятся важным боевым оружием. Во время Второй мировой войны они сыграли важную роль на различных полях сражений.

    Первое испытание танка (Источник: Wikimedia Commons)

    Система автоматически генерирует версии на английском, китайском, японском, арабском, французском и испанском языках. Таким образом, в переводе все еще могут быть неточности, пожалуйста, всегда указывайте индонезийский как наш основной язык. (система поддерживается DigitalSiber.id)

    Самые популярные теги
    #NCP#reward pranovo#Хадж 2022#denny indrayana#Президентские выборы 2024

    Популярные

    03 июн 2023 22:00

    03 июн 2023 18:11

    03 июн 2023 17:28

    03 июн 2023 17:35

    Изобретение танка | История Storytime

    2.4M

    Загрузки

    113

    Эпизоды

    История История для детей, рассказанная 7-летней Софи, 5-летней Элли и их папой. Захватывающие истории рыцарей, Тюдоров, римлян, мировых войн, революций, исследователей, ученых и спорта. Слушайте удивительные исторические истории о животных, волнующие исторические истории о любви и предательстве, а также о сильных женщинах и о том, как они изменили ход истории. История повествования из реальной жизни, как она должна быть рассказана. Выиграл серебро на BritPodAwards. Помогает поддерживать изучение истории для национальной учебной программы с ключевым этапом 1 (KS1) и ключевым этапом 2 (KS2), а также для всех начальных возрастов — классы K-5. Отлично подходит для поддержки родителей с домашним обучением. Ценят учителя, любят родители, любят дети.

    Эпизоды

    Понедельник, 29 ноября 2021 г.

    Понедельник, 29 ноября 2021 г.

    Понедельник, 29 ноября 2021 г.

    Софи (8 лет) и Элли (6 лет) рассказывают историю изобретения Танка.
    В начале Первой мировой войны армии имели пехоту, артиллерию и кавалерию. Многие из генералов сами служили в кавалерии. Однако, как только началась война, все поняли, что кавалерия не будет очень полезной в этой войне. Пулеметы стреляли так быстро, что кавалерия была застрелена, не успев закончить атаку. Вскоре война превратилась в окопную войну, когда солдаты рыли окопы, чтобы уберечься от пуль. Лошадь в траншею не посадишь. Район между траншеями также был очень опасен. Там были воронки, грязь, колючая проволока и пулеметы. Тысячи были убиты при атаках вражеских окопов. Нужен был способ пересечь грязь, раздавить колючую проволоку и не попасть под обстрел из пулеметов.


    Британские инженеры нашли ответ. Они хотели построить автомобиль, который мог бы все это делать. Однако больше всех это взволновало начальника военно-морского флота. Его звали Уинстон Черчилль, и позже он прославился во время следующей мировой войны. Он согласился построить первые танки. Поскольку он служил на флоте, он называл их сухопутными кораблями. Первый танк назывался «Маленький Вилли», а второй — «Большой Вилли». Они поняли, что если они хотят сохранить их в тайне от немцев, им нужно имя получше, чем «Сухопутный корабль». В качестве маскировки они делали вид, что являются водоносами нового типа. Поэтому они называли их «Танками». С тех пор это имя закрепилось.


    Первое применение танков было не очень успешным.