Самый бессмысленный танк на свете: почему индийский Arjun навсегда останется в пустыне

Новый танк Arjun Mk.II, которому была уготована судьба стать основой бронетанковых сил Индии, похоже, пока не оправдывает всех возложенных на него надежд. К такому выводу пришли эксперты портала LivefistDefence.com, проанализировавшие информацию о неудачах этого изделия индийской промышленности, ставшего заложником собственных технических характеристик, прежде всего чудовищного веса, способного уничтожить мосты и дороги на территории страны. Как сообщили на днях эксперты, целое подразделение этих танков «застряло» сейчас в пустыне Тар, откуда машины попросту не могут быть выдвинуты в другие регионы, в том числе на угрожаемые направления, среди которых особое место занимает граница с Пакистаном.

На этом фоне новое звучание получили мнения о перспективах развития оборонно-технического сотрудничества с Россией, чьи танки подтвердили свою универсальность при эксплуатации в условиях Индии. Российская бронетанковая техника устраивает индийских военных по большинству позиций, в том числе — по пресловутой «весовой категории».

Борьба с избыточным весом

Танк Arjun Mk.II стал продолжением «Арджуна» 1-й серии и начал поступать в войска всего несколько лет назад. Новая версия машины получила обновленный двигатель, новую пушку (с ее помощью стало возможным стрелять противотанковыми ракетами, запуская их через ствол), новую активно-реактивную броню, системы наведения и наблюдения. Главное, что подавалось как особое достижение, — до 90 процентов комплектующих танка должно было состоять из изделий индийской промышленности.

Однако, не все планы по «Арджуну» оказались достижимыми. Бывший министр обороны Индии Манохар Паррикар (по некоторым данным, с этой недели он больше не возглавляет военное ведомство страны, перейдя на другую работу) вынужден был признать, что доля индийских компонентов в танке в итоге не превысила 30 процентов. К примеру, прицел командира танка — израильского производства (COAPS, разработан фирмой Elbit Systems), двигатель — немецкий. Также, по некоторым данным, не был решен должным образом  вопрос снабжения танка боеприпасами собственного производства.

Но самое главное, о чем сразу же заявили специалисты, — у боевой машины оказался слишком уж «избыточный вес». По данным, которые привел в своей публикации портал LivefistDefence.com, масса танка в полной комплектации составила 73 тонны, что не позволяет беспрепятственно преодолевать любые другие типы почв на территории Индии, кроме пустынных.

Интересно, что и первый «Арджун» не отличался компактной массой, имея вес более чем 62 тонны. Танк второй модели получился сначала тяжелее первого на 6 тонн, а затем прибавил в весе еще 5 тонн. В итоге руководство индийской армии потребовало от Организации оборонных исследований и разработок принять решительные меры к изменению структуры корпуса и башни боевой машины, с тем чтобы радикально облегчить ее.

Так, упомянутый выше глава оборонного ведомства страны Манохар Паррикар выдал заказ на проведение исследований по уменьшению массы танка до 55 тонн. Однако специалисты предполагают, что даже при самом удачном раскладе танку не удастся «сбросить» хотя бы 3-4 тонны.

«Детские болезни» бронированных монстров

В принципе, как подчеркивают специалисты танкового дела, создание новых образцов военной техники, в том числе танков, всегда сопровождалось трудностями. Так, бывший офицер оперативного управления штаба военного округа, энтузиаст военной истории, полковник запаса Геннадий Жилин напоминает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при создании знаменитого ИС-4. Танк, на который в СССР делали особую ставку в послевоенный период, оказался бесперспективным именно из-за своего веса. Машина получилась массой свыше 60 тонн.

«Несмотря на наличие мощной брони, которая считалась достоинством танка (она защищала его от основных противотанковых орудий того времени) машина «отличалась» невысокой надежностью, сложностью в управлении и эксплуатации, а самое главное – недостаточной подвижностью и проходимостью, – подчеркивает Геннадий Жилин. –Именно эти недостатки и не позволило этому самому тяжелому из всех серийных советских танков занять достойное положение в войсках, в результате чего он был снят с производства и выведен из эксплуатации».

А вспомнить еще одного знаменитого тяжеловеса — Panzerkampfwagen VIII «Maus»: сверхтяжелый танк, спроектированный в Третьем рейхе. Это самая крупная боевая машина, когда-либо воплощенная в металле (боевая масса «мышонка» составляла почти 189 тонн). Было построено всего два экземпляра этого «чуда», причем в боевых действиях не принимал участия ни один из них. Гигантская масса исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам, а потому дальше пробных «заездов» по территории завода Alkett дело не пошло. На данный момент сохранился только один такой танк, собранный из частей обоих экземпляров, который хранится в российском Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Однако, все это – исторические экземпляры, тогда как «Арджуну» суждено в наши дни стать основным боевым танком Индии. Эксперты отмечают, что максимальная масса машины в снаряженном состоянии не позволяет оперативно перебрасывать танки (даже по одной единице) средствами военно-транспортной авиации страны – ни Ил-76, ни C-130J. Невысокими оказались и ходовые характеристики машины. Так, болотистая почва, речной ил,  другие сложные грунты могут стать проблемой даже для 1600-сильного двигателя «Арджуна». Кроме того, танк утратил свои маневренные возможности, потерял в скорости, что негативно сказалось на возможностях совершения марш-бросков своим ходом на большие расстояния.

Много шума. И — ничего

Обозреватель портала LivefistDefence.com Шив Арур предполагает, что индийская армия может вовсе отказаться от новых танков Arjun Mk.II. Ведь еще не устранены все недостатки машин первого поколения, в том числе не обновлена недостаточно надежная трансмиссия и бортовое оборудование. Как итог – сухопутные войска Индии сейчас эксплуатируют лишь 124 танка Arjun первой версии. Для сравнения – танков Т-72М1 на вооружении индийской армии состоит… без малого две тысячи единиц! Эта машина боевой массой 42 тонны хорошо вооружена (имеет 125-мм гладкоствольную пушку, а также два пулемета калибрами 7,62 и 12,7 мм), способна преодолевать внушительные расстояния, обладает достойными скоростными характеристиками.


Кстати, еще одной неприятной особенностью обновленного индийского танка стала его стоимость, которая, по некоторым сведениям, превысила 370 млн. рупий ($6,27 млн.) – почти вдвое дороже Т-90С. «Arjun Mk.II – это тот же «Арджун» первой модели, получивший в общей сложности более 90 доработок и усовершенствований, – отмечает российский эксперт по бронетанковому вооружению и технике, кандидат военных наук Сергей Суворов. — К плюсам обновленного изделия стоит отнести то, что на новой машине были повышены показатели защищенности, огневой мощи, командной управляемости. А еще Arjun Mk.II оснастили противоминным ножевым тралом GKh».


К достоинствам обновленной машины российский эксперт относит также наличие системы оптико-электронного подавления, новой автоматизированной системы управления огнем, комплекса управляемого вооружения, возможность использования панорамного комбинированного прицела с тепловизионным каналом. На крыше башни новой модификации танка Arjun установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом, причем управление осуществляется с места заряжающего. Однако, только меры по повышению защиты Arjun Mk.II повлекли за собой повышение массы машины на три тонны, обращает внимание эксперт. А для сохранения удельного давления танка хотя бы на прежнем уровне была использована новая гусеница с большей шириной трака, причем траки пришлось импортировать из Германии.

«Диета» для «Арджуна»

Эксперт Сергей Суворов обращает внимание на то, что еще шесть лет назад индийскими военными проводились сравнительные испытания танков Т-72М1М, Т-90С «Bishma» и Arjun Mk.II. Сообщалось, что индийский танк по всем показателям вроде бы обошел российский Т-90С. Однако почему-то индийская армия заказала только 116 «своих» танков, тогда как заказ на Т-90С превышает тысячу единиц, недоумевает эксперт. Вывод Сергея Суворова — Arjun Mk.II хорош, но уж очень тяжел, а это ограничивает регионы, где он может быть использован, делает его в целом непригодным с точки зрения операционных требований индийской армии. Более того: слабые маневренные качества машины, в том числе ее невозможность переброски по воздуху, вступают в противоречие с национальной военной доктриной страны, согласно которой танковые соединения должны использоваться для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории.


 

По мнению специалистов, новый «Арджун» вряд ли будет заказываться в сколько-нибудь внушительных количествах для индийской армии, потребности которой могут исчисляться тысячами машин. И в этой связи показательна информация о том, что комитет по оборонным закупкам Индии одобрил сделку о приобретении улучшенных российских танков Т-90. Об этом написало индийское издание Financial Express, назвавшее Т-90 «одним из лучших танков мира». Как было подчеркнуто в публикации, это не только усилит арсенал индийских вооруженных сил, но и послужит «серьезным предупреждением» Пакистану, которому будет «нечего противопоставить». При этом Financial Express уточняет, что Т-90 уже собирают в Индии, однако улучшенная версия этой боевой машины будет лучше защищена, а также более пригодна для ночного боя.


 

«Индии необходимо наращивать бронетанковые войска, ведь то же делает и Пакистан. В этом смысле разумно приобретать Т-90», – цитирует Financial Express Маноджа Джоши из Observer Research Foundation.

В то же время, как отмечается в публикации, оборонные сделки с иностранными поставщиками хотя и весьма актуальны, так как призваны «заткнуть зияющие дыры в обороноспособности Индии», однако, закупки готовых вооружений оправданы, если они не идут вразрез с долгосрочными планами по поддержке собственной военной промышленности. Так что, не исключена реновация проекта «Арджун» – танка, которому не мешает серьезно «похудеть», прежде чем окончательно встать в боевой строй.

Современные танки и бронетехника Индии

Танк «Арджун»

Арджуна (санскр. arjuna «белый, светлый») — герой «Махабхараты», одна из ключевых фигур индуистской мифологии.

Основываясь на опыте производства основного боевого танка Mk 1 по лицензии компании Vickers Defence Systems (в Индии эти танки названы Vijayanta), в начале 1950-х принято решение о начале работ по разработке нового индийского 0БТ, позднее получившего название танк Arjun. Для того чтобы устранить зависимость от иностранных государств в разработке и производстве бронетехники, и поставить страну в один ряд со сверхдержавами в отношении качества танка, правительство Индии с 1974 года санкционировало проект по разработке танка. Один из первых прототипов танка «Арджун» был обнародован в апреле 1985 года. Вес боевой машины около 50 тонн, и планировалось, что танк будет стоить около $ 1,6 миллионов долларов США. Однако стоимость танка несколько возросла с 80-х годов, а также процесс развития танка сталкивался с задержками. В итоге конечный продукт стал визуально напоминать немецкий танк «Леопард 2», однако, в отличие от немецкого танка, его будущее остается под сомнением. Несмотря на производство собственного танка Индия планирует массовые закупки и российских танков Т-90, хотя уже есть заказ на производство 124 танков «Арджун» на индийских оборонных мощностях.

Были сообщения что к 2000 году планировалась поставить в войска 1500 танков «Арджун» для замены устаревшего танка «Виджаянта», однако этого не произошло. Судя по увеличению импортных комплектующий виной послужили технические проблемы. Однако иметь на вооружении танк национальной назработки для Индии вопрос чести, особенно на фоне попыток Пакистана создать свой танк «Аль Халид».

Индийский танк Arjun имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель располагается впереди и справа, башня танка расположена в центральной части корпуса. Командир танка и наводчик находятся в башне справа, слева — заряжающий. Позади установлена силовая установка танка. 120-мм нарезная танковая пушка стабилизирована во всех плоскостях, при стрельбе используются только унитарные выстрелы. С основным вооружением танка монтируется СП калибра 7,62-мм, на крыше устанавливается 12,7-мм ЗП. Стандартное оборудование танка включает компьютерную СУО, ПНВ, систему РХБЗ. На задней части корпуса обычно монтируются бочки с запасом топлива.

59-тонный «Арджун» может достигать максимальной скорости 70 км/ч (55 миль/ч) по шоссе и по пересеченной местности — 40 км / ч с.

Для обеспечения безопасности экипажа используется композитная броня собственной разработки, системы автоматического обнаружения и тушения пожара, а также система противодействию оружию массового поражения.

Танк Arjun имеет интегрированную систему топлива, передовые электрические и другие специальные системы, такие как комплексная система обнаружения и тушения пожара, состоящая из инфракрасных детекторов для обнаружения пожара и систем пожаротушения — она срабатывает и предотвращает взрыв в отсеке экипажа в течении 200 милисекунд, а в моторном отсеке в течении 15 секунд, тем самым повышая эффективность танка и живучесть экипажа. Броневая защита носовой части сварного корпуса — комбинированная, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами, передняя часть которых изготовлена из броневого материала. Лобовые листы сварной башни расположены вертикально и представляют собой комбинированную преграду.

Корпуса и гидропневматическая подвеска уплотнены для предотвращения попадания пыли и просачивания воды в корпус во время операций в болотистой местности или движения танка вброд. В ходовой части используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска, двускатные опорные катки с наружной амортизацией и обрезиненные гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми подушками. Первоначально планировалась установка в танк газотурбинного двигателя мощностью 1500 л. с., но впоследствии это решение было изменено в пользу 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения такой же мощности. Мощность созданных образцов двигателя находится в пределах от 1200 до 1500 л. с. В связи с необходимостью доработки конструкции двигателя на первой серийной партии танков установлены закупленные в ФРГ двигатели фирмы MTU мощностью 1100 л. с. и автоматические трансмиссии серии ZF. Одновременно рассматривается возможность производства по лицензии газотурбинного двигателя танка М1А1 или дизельных двигателей, применяемых на танках «Челленджер» и «Леопард-2».

 

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Советские прототипы времен Второй мировой войны

Павел Алексей / 29 марта 2023 г.

Советский Союз (1941 г.) Тяжелый танк — Частичный макет Еще до того, как тяжелый танк Т-150 вышел на испытания в январе 1941 г., несколько…

Подробнее

  • Современные сербские доспехи

Марко Пантелич / 27 марта 2023 г.

Республика Сербия (2009 г.) Самоходная гаубица – возможно, построен только 1 прототип После обретения Сербией независимости в 2006 году ее армия…

Подробнее

  • Немецкие истребители танков Второй мировой войны
  • Броня RSI Второй мировой войны

Артуро Джусти / 25 марта 2023 г.

Итальянская Социалистическая Республика/Германский Рейх (1943-1945) Истребитель танков — с 11 по 18 построенный Semovente M43 da 75/46 (английский: 75 мм…

Подробнее

  • Советские прототипы времен Второй мировой войны

Марко Пантелич / 22 марта 2023 г.

Советский Союз (1931 г. ) Экспериментальная самоходка – построено не менее 2 опытных образцов, возможно, небольшая серийная серия. В 1920-х гг.

  • Британские легкие танки времен Второй мировой войны
  • Датские танки времен Второй мировой войны

Леандер Джобс / 20 марта 2023 г.

Великобритания/Королевство Дания (1932-1937 гг.) Легкий танк — построено 3 Танкетка Carden-Loyd Mk.VI имела огромный коммерческий успех. Много…

Подробнее

  • Советские прототипы времен Второй мировой войны

Павел Алексей / 18 марта 2023 г.

Советский Союз (1940-1943 гг.) Тяжёлый танк – построен 1 прототип КВ-150, или, как его чаще называют, Т-150, был попыткой…

Подробнее

  • Прототипы времен холодной войны в Испании

Гарет Линн Монтес / 15 марта 2023 г.

Испанская государственная (начало 1960-х) гусеничная разведывательная машина – бумажный проект Испанские военные власти всегда стремились к созданию военных образцов.

..

Подробнее

  • Немецкая броня времен Первой мировой войны
  • Мексиканская броня времен Первой мировой войны

Леандер Джобс / 13 марта 2023 г.

Германская империя/Соединенные Штаты Мексики (1913-1914 гг.) Бронеавтомобиль — 2 Построено до Первой мировой войны, бронетехники еще не было…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике.

Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин:

Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.

С участием (уже десять лет!)

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

Основной боевой танк Arjun Mk.2

Страна происхождения Индия
Поступил на службу ?
Экипаж 4 мужчины
Размеры и вес
Вес 68 т
Длина (пушка вперед) 10,64 м
Длина корпуса ~ 8 м
Ширина 3,95 м
Высота ~ 2,8 м
Высота (с RCWS) 3,18 м
Вооружение
Основное орудие 120 мм нарезной
ПТРК ЛАХАТ
Пулеметы 1 х 7,62 мм, 1 х 12,7 мм
Диапазон высот — от 9 до + 20 градусов
Диапазон траверсы 360 градусов
Боеприпасы
Основное орудие 39 патронов
Пулеметы ?
Мобильность
Двигатель МТУ МБ 838 Ка-501 дизель
Мощность двигателя 1 400 л. с.
Максимальная скорость по дороге 58 км/ч
Диапазон ~ 400 км
Маневренность
Градиент 70%
Боковой откос 30%
Вертикальная ступенька 0,9 м
Траншея 2,4 м
Фординг 1,4 м
Фординг (с подготовкой) 2,15 м

 

Арджун Mk. 2 — улучшенная версия оригинала Основной боевой танк Арджун. Он был разработан в сотрудничестве с Израильские оборонные компании. Всего было внесено 13 крупных улучшений. сделал. После длительной разработки оригинальный Arjun Mk.1 поступил на вооружение. с индийской армией в 2004 году. Однако оригинальный ОБТ не произвел впечатления на армию. и требовались доработки, чтобы сделать его боеспособным. Также флот индийской армии стареющей эпохи холодной войны. Т-55 и Танки Т-72М становился все более сложно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии. Новый Арджун Mk.2 имели улучшенную защиту, огневую мощь и подвижность над своим предшественником. Испытания Arjun Mk.2 начались в 2012 году. Впервые танк был публично представлен в 2014 году. Произведено 118 шт. новые танки были одобрены индийским правительством и запущены в серийное производство предполагалось начать в ближайшие несколько лет. Впрочем как и с большинство индийских военных программ закупки Arjun Mk.2 были страдает от коррупции и бюрократии. Разрешение на производство было прекращено, так как оказалось, что индийская армия оценка прототипа нового танка в течение 2 лет. Вместо этого улучшенный Arjun Mk.1A был заказан для производства индийской армией. Он имеет много особенностей Arjun Mk.2, таких как дополнительный комплект брони, улучшенная огневая мощь и дистанционно управляемый боевой модуль.

Арджун Мк.2 имеет некоторое конструктивное сходство с немецким Основной боевой танк Leopard 2A5. Утверждается, что этот новый индийский танк весит целых 68 тонн. Что делает его самым тяжелым танком в мире. Это еще тяжелее чем американский М1А2 Абрамс или британец Challenger 2. Arjun Mk.2 раскритикован как слишком тяжелый. с ним много проблем чрезмерный вес, такой как ограниченная подвижность по пересеченной местности, ограничение областей, где он может быть развернут. Также трудно транспортировать этот танк на фронт линия.

Халл и переработана башня Arjun Mk.2. Защита была улучшена за счет улучшенная канчанская броня. Также модули взрывчатой ​​​​реактивной защиты местной разработки. были добавлены. Кажется что новая ДЗ основана на российской технологии «Контакт-5», разработан в 1980-х годах и использовался на Т-90 и некоторые другие советские/российские танки. Броня модули противодействовать снарядам APFSDS и HEAT, а также снарядам РПГ. Готов использовать боезапас хранится в турели башни с выдувными панелями. Другие патроны также упакованы в контейнеры. Arjun Mk.2 также оснащен усовершенствованной системой предупреждения о лазерном облучении и мерами противодействия. система, которая сбивает с толку датчики противника. Как обычно этот бак установлен с защитой от РХБ и автоматическими системами пожаротушения.

Этот новый Основной боевой танк вооружен полностью стабилизированной 120-мм нарезной пушкой, которая загружается вручную. Нарезное орудие такого калибра используется только на британский ОБТ Челленджер 2. Эта пушка более точна на дальних дистанциях. по сравнению с гладкоствольными ружьями. Утверждается, что во время испытаний этот новый индийский танк превосходил по вооружению как Т-72М, так и Т-90. Арджун Mk.2 это также совместим с израильским LAHAT противотанковые управляемые ракеты. Ракеты запускаются таким же образом как обычные снаряды. Этот танк несет в общей сложности 39раунды, включая ракеты.

Этот новый основной боевой танк оснащен современными тепловизионными и панорамные прицелы, и теперь имеет возможность охотника-убийцы. Огонь система управления нового танка должна была иметь вероятность попадания более 90%, при стрельбе с ходу. Новый танк также улучшился системы связи и новая навигационная система.

Среднее Вооружение состоит из спаренного 7,62-мм пулемета и установленного на крыше дистанционно управляемый боевой модуль, вооруженный 12,7-мм пулеметом пулемет.

Этот новый Индийский танк имеет экипаж из четырех человек, включая командира, наводчика и заряжающего. и водитель.

Прототип Arjun Mk.2 оснащен немецким дизелем MTU MB 838 Ka-501.