Elefant — War Thunder Wiki

Elefant

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
    • 2.3 Модификации и экономика
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Описание

Panzerjäger Tiger (P) Elefant — немецкий тяжёлый истребитель танков, штурмовое орудие (иногда — самоходная артиллерийская установка) времён Второй Мировой войны. В ходе операции «Цитадель» во время сражения под Курском летом-осенью 1943 года были обнаружены недостатки «Фердинандов». В частности, командиру не хватало обзора, экипажу нечем было обороняться при ведении ближнего боя. К примеру, во время боёв на Курской дуге некоторые экипажи практиковали стрельбу из ручного пулемёта MG-34 даже через ствол орудия.

В период с января по апрель 1944 года оставшиеся в строю «Фердинанды» прошли модернизацию на заводе Nibelungenwerke в городе Санкт-Фалентин, Австрия. В первую очередь, их оснастили курсовым пулеметом MG 34, смонтированным в лобовом листе корпуса. Для улучшения обзорности на месте люка командира самоходки установили башенку с семью смотровыми перископическими приборами. Кроме того, самоходки получили циммеритное покрытие, защищавшее броню машин от магнитных мин и гранат противника.

В соответствии с приказом от 27 февраля 1944 года самоходные орудия Ferdinand были переклассифицированы в штурмовые орудия под названием Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschutz Porsche. Так обновлённые самоходки получили новое название — Elefant (с нем. — «Слон»). Боевое применение «Элефантов» состоялось во время боёв на Восточном Фронте, в частности в Украине на Запорожской территории, и на Западном фронте, в Италии, где по неподтверждённым данным «Элефанты», входящие в состав немецкого 653-го тяжёлого танкового батальона, уничтожили порядка 50 американских танков «Шерман» во время наступления англо-американских войск.

В игре Elefant сохранил все преимущества самоходки «Фердинанд», среди которых мощное и точное 88-мм орудие, а также крепкое лобовое бронирование, позволяющее держать урон большинства орудий. Кроме того, «Элефант» — премиумная машина, а, значит, он поможет исследовать любую немецкую бронетехнику до VI-го ранга включительно. Elefant был добавлен в качестве одной из наград за участие в 7-ом сезоне Боевого Пропуска «Бронированный слон» и расположился в премиумной линейке бронетехники Германии. И как бонус, за 79 уровень Боевого Пропуска можно получить камуфляж с опознавательными знаками 653-го тяжёлого танкового батальона Вермахта.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Схема бронирования САУ

Поскольку главной задачей «Элефанта» была борьба с вражескими танками и САУ, то и защита у самоходки действительно внушающая.

Защита корпуса «Элефанту» досталась от проекта тяжёлого танка Pz.Bef.Wg.VI P, но с некоторыми доработками. Броневые листы лобовой проекции исполнялись из так называемой «морской стали», взятой из запасов Кригсмарине, и расположены они без какого-либо наклона.

Лоб рубки, при толщине 200 мм катаной гомогенной брони, способен защитить самоходку от орудий калибра от 85-мм до 152-мм. Лоб корпуса имеет 200 мм толщину брони, дополнительно место стрелка-радиста прикрыто 80 мм листом брони. НЛД также является недосягаемым местом для пробития. На первый взгляд может показаться, что броня «Элефанта» очень прочная, однако имеются 80 мм щёки, куда при ромбовании снаряд залетает с лёгкостью. Поэтому о тактике «ромб» на данной самоходке можно забыть, а использовать эту технику следует исключительно из засады. Дополнительно поверх лба корпуса и щёк закреплены 30 мм траки, которые добавляют небольшой процент к защите в этих местах.

Однако такая защита нивелируется, если «Элефант» попадает выше своего боевого рейтинга, к примеру на 7.0-7.7, где ему уже встречаются такие танки, как «Центурион», M60 или Lorraine 40t, которые имеют в номенклатуре боеприпасов подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, а последний — с мощным сплошным боеприпасом. Ещё «Элефанту» может попасться бронетехника, вооружённая ПТУРами, к примеру, БМП-1 или Type 60 ATM. Также не стоит забывать про артиллерию, которая вооружена очень мощными фугасными снарядами, к примеру, «Акация» или G6 Rhino, а иногда и снарядами с радиовзрывателем — речь о шведской САУ Bandkanon 1C — которым броня «Элефанта» непочём.

Расположение модулей и экипажа САУ

Экипаж состоит из шести человек:

  • Механик-водитель и стрелок-радист — в корпусе
  • Командир, два заряжающих и наводчик — в боевой рубке.

Компоновка самоходки достаточно необычная, как для техники времён Второй Мировой войны. Силовая установка располагается спереди, по бокам прикрыта топливными баками, а трансмиссия с боекомплектом расположились в корме. Стоит также отметить просторное боевое отделение, однако оно нивелируется неудобным расположением БК, которое занимает почти все стелажи по бортам. Рекомендуется брать в бой не более 20 снарядов, тогда снарядов в рубке станет немного меньше и повысится живучесть самоходки. Если вражеский снаряд попал в борт рубки и каким-то чудом не задел боекомплект, то «Элефант» может это попадание пережить, но при этом выйдет из строя значительная часть экипажа в рубке, а ещё два члена экипажа, которые находятся в корпусе, останутся в живых.

Подвижность

Динамика у самоходки посредственная, поскольку главной целью «Элефанта» было не проламывание вражеской обороны, двигаясь в одном строю с «Тиграми» и «Пантерами», а уничтожение наиболее опасных целей, таких как танки, САУ, огневые точки и так далее. Мощность силовой установки «Майбах» HL 120 составляет 530 л/с, при этом «Элефант» ещё и весит порядка 65 тонн, что даёт 8,2 л.с./т веса.

Главный козырь «Фердинандов/Элефантов» — электромеханическая трансмиссия, благодаря которой самоходка развивает одинаковую максимальную скорость вперёд и назад, а именно 31 км/ч. Широкие гусеницы «Элефанта» обеспечивают ему, пусть и медленный, но уверенный проезд по вязкому грунту или глубокому снегу. Также стоит отметить не самую лучшую поворотливость самоходки. Чтобы добиться немного лучшего результата, лучше разворачивать машину на 3-й передаче и не на нейтральной.

Модификации и экономика

Вооружение

Основное орудие

Основное орудие представлено хорошо зарекомендовавшей себя 88-мм пушкой Pak43, специально приспособленной для «Фердинандов/Элефантов». Данная пушка как в реальности, так и в игре, славится хорошей баллистикой, а, главное, превосходной точностью, что позволяет без труда ей стрелять на дистанции в 1 км и более, и при этом успешно поражать вражескую цель. Следует также отметить хорошую скорострельность пушки. После прокачки соответствующего навыка заряжающего до уровня «Ас», перезарядка составляет 6.7 секунды, что делает темп стрельбы более быстрым относительно большинства своих «одноклассников».

Поскольку у «Элефанта» нет вращающейся башни, орудие расположено в корпусе и имеет ограниченный сектор обстрела. Пушка имеет малые углы горизонтального наведения, всего ±14° в обе стороны, не позволяя среагировать на угрозу с флангов или с тыла.

Скорость горизонтального наведения — 8°/с, что является довольно слабым показателем, и при передвижении по холмам или другой местности орудие может не успеть быстро навестись на противника, из-за чего рекомендуется всегда держать противника в прицеле. Кроме того, орудие вниз опускается на -8°, а вверх поднимается на +14°, что позволяет самоходке уверенно вести стрельбу из-за холма или других складок местности.

В боекомплекте «Элефанта» имеются такие типы снарядов:

  • PzGr 39/43 — бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает хорошим бронепробитием в 237 мм, однако заброневого воздействия может не всегда хватать, так как взрывчатого вещества в снаряде всего 108.8 г в тротиловом эквиваленте. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для использования.
  • PzGr 40/43 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие среди всех представленных снарядов, но обладает слабым заброневым воздействием.
    Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне, от которой будет попросту рикошетить.
  • Hl.Gr 39 — кумулятивный снаряд. Боеприпас обладает пробитием в 110 мм и большим запасом взрывчатого вещества — 1,1 кг. Применяется для стрельбы по легкобронированным целям.
  • Sprgr — осколочно-фугасный снаряд. Предыдущему снаряду уступает меньшим пробитием, однако превосходит его за счёт лучшей баллистики и скорости полёта, что сильно поможет при стрельбе на небольшие дистанции по легкобронированным целям. Рекомендуется как дополнительный снаряд для использования.

Пулемётное вооружение

В сражении под Курском отсутствие пулемёта у «Фердинандов» сильно сказалось на борьбе с пехотой на близком расстоянии. Потому «Элефантов» для защиты от пехоты оборудовали 7,92-мм пулемётом MG34

с боезапасом в 600 патронов, управляет которым стрелок-радист.

Но поскольку в игре пехота отсутствует, главным предназначением пулемёта определяется поражение незащищенной техники и препятствий. Также он пригодится для отметки врагов на поле боя, расположение которых также дублируется на мини-карте игрока. Следует помнить, что MG34 установлен в корпусе, поэтому он обладает ограниченным сектором обстрела — в ±10° по горизонтали.

Применение в бою

Elefant — тяжёлый истребитель танков, поэтому главная тактика его применения — стрельба по вражеским танкам с больших дистанций, в чём ему помогает знаменитая 88-мм пушка и крепкая защита.

88-мм пушка обладает, пожалуй, лучшей баллистикой среди других орудий у конкурентов. С её помощью можно с лёгкостью «вскрывать» любые вражеские цели, однако изредка взрывчатого вещества в снаряде может не быть достаточно для уверенного поражения противника с первого выстрела, поэтому для некоторых танков может понадобится два попадания, если исключается вероятность детонации боекомплекта. К плюсам орудия также можно отнести довольно быструю перезарядку, что позволяет каждые 6.7 секунд посылать в противника снаряд, ведь бронепробития в 234 мм (на 100 метрах) хватает для уничтожения большинства целей.

Проблемы могут возникнуть с T95 (и его «братом» T28), которую пробить можно лишь в определённое место, речь о лючках командира/водителя.

Второе достоинство — это крепкая 200 мм фронтальная защита, которая спасёт от большинства каморных снарядов, кроме снарядов ИС-3/ИС-4М. Стреляя с большой дистанции, «Элефант» становится практически «неубиваемой подвижной огневой точкой». Однако, если бой происходит в городе, стоит быть очень осторожным, ведь заехавший в борт танк может выцелить уязвимые 80 мм щёки корпуса и вывести из строя ходовую часть, а остановленный «Элефант» — это уничтоженный «Элефант», так как он не имеет вращающейся башни. Ещё его может подвести невысокая максимальная скорость, пусть и одинаковая вперёд/назад — 31 км/ч и большая масса в 65 тонн, поэтому разворот на месте самоходке даётся трудно.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Прибавка к Очкам исследования и Серебряным Львам;
  • Крепкая защита рубки и корпуса.
  • Мощное 88-мм орудие.
  • Премиумный статус самоходки.
  • Хорошая скорость заднего хода (электромеханическая трансмиссия).
  • Дополнительные 30-мм траки во лбу корпуса.
  • Быстрая перезарядка орудия.

Недостатки:

  • Не выдающейся динамика самоходки.
  • Большой вес (65 тонн).
  • Ограниченный сектор наведения орудия по горизонтали.
  • Переднее расположение МТО.

Историческая справка

Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые лёгкие танки «Леопард», VK3001 (P), Tiger (P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942 года Порше было дано распоряжение разработать истребитель танков с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке — таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger (P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин. 6 февраля 1943 года на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение — 8,8-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand.

В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Он имел рекордную для самоходок скорострельность — до 10 выстрелов в минуту. Это достигалось благодаря введению в экипаж двух заряжающих. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок.

«Элефант» 1-й роты 653-го батальона на итальянском фронте. Апрель 1944 года. На заднем плане видна колонна танков «Пантера»

22 января 1944 года 6-й американский армейский корпус начал большое наступление в районе Анцио и Неттуно на итальянском фронте. Противостоящие ему немецкие части с тяжёлыми боями начали медленный отход. 1 февраля 1944 года 656-й танковый полк получил приказ OKH — немедленно подготовить первую роту «Фердинандов» 653-го батальона для отправки на итальянский фронт. Эта инициатива исходила лично от Гитлера, который жаждал увидеть, как детища Порше с лёгкостью будут уничтожать англо-американские танки. Этот приказ задержал ремонт и модернизацию остальных «Фердинандов» на несколько недель, так как все силы «Нибелунгенверке» были брошены на подготовку машин, отправляемых в Италию.

15 февраля 1944 года 1-я рота получила 11 модернизированных «Фердинандов», которые спустя некоторое время стали носить название «Elefant», ещё три машины не успели отремонтировать к назначенному сроку. Кроме того, в составе роты имелось три транспортёра боеприпасов на шасси танка Pz.III, а также один ремонтно-эвакуационный «Берге-Фердинанд» и кран на базе 18-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.9. Командиром роты был назначен обер-лейтенант Хельмут Ульбрихт.

16 февраля 1944 года в спешном порядке рота погрузилась на поезд в Санкт-Валентине и через Зальцбург, Инсбрук и Флоренцию проследовала в Рим, где и разгрузилась 24 февраля 1944 года. Из Рима рота передислоцировалась в городок Гензано, где занялась боевой подготовкой и приведением себя в порядок.

Истребитель танков Elefant из состава 653-го батальона истребителей танков. Сломавшуюся машину подорвал собственный экипаж, Сориано, Италия, июль 1944 г.

«Фердинанды» вошли в оперативное подчинение 508-му батальону тяжёлых танков «Тигр», который, в свою очередь, был включён в состав танковой группы «Герр» (батальон Tiger и Ferdinand, батальон 26-го танкового полка, 216-й батальон штурмовых танков Brummbar и рота радиоуправляемых танкеток Borgward-IV). Впоследствии эта группа действовала совместно с дивизией «Hermann Göring» и 362-й пехотной дивизией.

Первый бой на итальянском фронте с участием «Элефантов» прошёл 28 февраля 1944 года, во время контратаки немецких частей в районе Неттуно, а 1 марта была уже потеряна первая самоходка. Машина получила серьёзное повреждение ходовой части, и эвакуировать её не смогли. В последующих боях «Элефанты» показали себя в боях очень хорошо. Несмотря на отсутствие запасных частей, 1-я рота 653-го батальона участвовала в боях по обороне Рима до самых последних дней. Здесь имел место случай, когда два «Элефанта» в предместье города вели бой в течение 10 часов с более чем 50 американскими танками, уничтожив более 30 из них и не имея собственных потерь. В последующем остатки 1-й роты — три «Элефанта» — участвовали в боях под Сан-Касино и Флоренцией в июле 1944 года, а затем она была выведена с фронта. 8 августа остатки роты были погружены на платформы и отправлены в Вену. На этот момент в её составе имелось три «Элефанта» и БРЭМ «Берге-Элефант». Таким образом, в ходе итальянской кампании 1-я рота 653-го батальона потеряла 8 «Элефантов», причём большинство из них были брошены своими экипажами из-за поломок и отсутствия горючего.

До нашего времени дошли всего две машины этой серии: одна находится в экспозиции парка «Патриот», вторая — в американском Абердине, которая была передана в танковый музей в Бовингтоне, Англия.

Медиа

  • Исторические фотографии

Боевой пропуск: «Бронированный слон» от War Thunder

ПОЛИГОН #306: Страницы истории: «Элефанты» и «Фердинанды»

Обзор от FallFire

См. также

  • Tortoise
  • СУ-100
  • Ho-Ri Prototype

Ссылки

  • Статья на официальном сайте игры
  • Статья на ВикиЧтение
Немецкие САУ
На базе бронемашин Sd. Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4 · 8,8 cm Flak 37 Sfl. · Sd.Kfz.251/9 · Sd.Kfz.251/10 · Sd.Kfz.251/22
На базе Pz.38(t) Marder III · Marder III H · Jagdpanzer 38(t)
На базе Pz.I Panzerjäger I
На базе Pz.II 15cm sIG 33 B Sfl
На базе Pz.III StuG III A · StuG III F · StuG III G · StuH 42 G
На базе Pz.IV Jagdpanzer IV · Panzer IV/70(V) · Panzer IV/70(A) · Brummbär · Dicker Max · Nashorn
На базе Pz.V Jagdpanther G1 · Bfw. Jagdpanther G1
На базе Pz.VI Sturer Emil · Ferdinand · Elefant · Jagdtiger · 38 cm Sturmmörser
Waffenträger Waffenträger
VFW VFW
Ракетные 15 cm Pz.W. 42
Послевоенные JPz 4-5 · RakJPz 2 · RakJPz 2 (HOT) · VT1-2 · Wiesel 1A2

Немецкая премиумная бронетехника
I ранг Pz.II C (DAK) · Sd.Kfz. 140/1 · Sd.Kfz.234/1 · Sd.Kfz.234/3 · Nb.Fz. · Sd.Kfz.251/10
II ранг Pz.Sfl.Ic · Pz.III N · ▀T 34 747 (r) · 15 cm Pz.W.42 · Sd.Kfz.251/22
III ранг Pz.Bef.Wg.IV J · Sd.Kfz.234/4 · ▀M4 748 (a) · ▀KV-IB · ▀KW II 754 (r) · ▀Pz.Kpfw. Churchill · Panzer IV/70(A) · Brummbär · VFW · ▀KW I C 756 (r) · Ersatz M10 · VK 45.01 (P) · ␠Tiger
IV ранг Bfw. Jagdpanther G1 · Tiger II (H) Sla.16 · Pz.Bef.Wg.VI P · Ru 251 · Elefant · 38 cm Sturmmörser
V ранг mKPz M47 G · Turm III
VI ранг Leopard A1A1 (L/44) · Leopard 2 (PzBtl 123) · TAM 2IP

Elefant — War Thunder Wiki

Elefant

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2. 1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
    • 2.3 Модификации и экономика
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Описание

Panzerjäger Tiger (P) Elefant — немецкий тяжёлый истребитель танков, штурмовое орудие (иногда — самоходная артиллерийская установка) времён Второй Мировой войны. В ходе операции «Цитадель» во время сражения под Курском летом-осенью 1943 года были обнаружены недостатки «Фердинандов». В частности, командиру не хватало обзора, экипажу нечем было обороняться при ведении ближнего боя. К примеру, во время боёв на Курской дуге некоторые экипажи практиковали стрельбу из ручного пулемёта MG-34 даже через ствол орудия.

В период с января по апрель 1944 года оставшиеся в строю «Фердинанды» прошли модернизацию на заводе Nibelungenwerke в городе Санкт-Фалентин, Австрия. В первую очередь, их оснастили курсовым пулеметом MG 34, смонтированным в лобовом листе корпуса. Для улучшения обзорности на месте люка командира самоходки установили башенку с семью смотровыми перископическими приборами. Кроме того, самоходки получили циммеритное покрытие, защищавшее броню машин от магнитных мин и гранат противника.

В соответствии с приказом от 27 февраля 1944 года самоходные орудия Ferdinand были переклассифицированы в штурмовые орудия под названием Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschutz Porsche. Так обновлённые самоходки получили новое название — Elefant (с нем. — «Слон»). Боевое применение «Элефантов» состоялось во время боёв на Восточном Фронте, в частности в Украине на Запорожской территории, и на Западном фронте, в Италии, где по неподтверждённым данным «Элефанты», входящие в состав немецкого 653-го тяжёлого танкового батальона, уничтожили порядка 50 американских танков «Шерман» во время наступления англо-американских войск.

В игре Elefant сохранил все преимущества самоходки «Фердинанд», среди которых мощное и точное 88-мм орудие, а также крепкое лобовое бронирование, позволяющее держать урон большинства орудий. Кроме того, «Элефант» — премиумная машина, а, значит, он поможет исследовать любую немецкую бронетехнику до VI-го ранга включительно. Elefant был добавлен в качестве одной из наград за участие в 7-ом сезоне Боевого Пропуска «Бронированный слон» и расположился в премиумной линейке бронетехники Германии. И как бонус, за 79 уровень Боевого Пропуска можно получить камуфляж с опознавательными знаками 653-го тяжёлого танкового батальона Вермахта.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Схема бронирования САУ

Поскольку главной задачей «Элефанта» была борьба с вражескими танками и САУ, то и защита у самоходки действительно внушающая.

Защита корпуса «Элефанту» досталась от проекта тяжёлого танка Pz.Bef.Wg.VI P, но с некоторыми доработками. Броневые листы лобовой проекции исполнялись из так называемой «морской стали», взятой из запасов Кригсмарине, и расположены они без какого-либо наклона.

Лоб рубки, при толщине 200 мм катаной гомогенной брони, способен защитить самоходку от орудий калибра от 85-мм до 152-мм. Лоб корпуса имеет 200 мм толщину брони, дополнительно место стрелка-радиста прикрыто 80 мм листом брони. НЛД также является недосягаемым местом для пробития. На первый взгляд может показаться, что броня «Элефанта» очень прочная, однако имеются 80 мм щёки, куда при ромбовании снаряд залетает с лёгкостью. Поэтому о тактике «ромб» на данной самоходке можно забыть, а использовать эту технику следует исключительно из засады. Дополнительно поверх лба корпуса и щёк закреплены 30 мм траки, которые добавляют небольшой процент к защите в этих местах.

Однако такая защита нивелируется, если «Элефант» попадает выше своего боевого рейтинга, к примеру на 7.0-7.7, где ему уже встречаются такие танки, как «Центурион», M60 или Lorraine 40t, которые имеют в номенклатуре боеприпасов подкалиберный снаряд с отделяющимся поддоном, а последний — с мощным сплошным боеприпасом. Ещё «Элефанту» может попасться бронетехника, вооружённая ПТУРами, к примеру, БМП-1 или Type 60 ATM. Также не стоит забывать про артиллерию, которая вооружена очень мощными фугасными снарядами, к примеру, «Акация» или G6 Rhino, а иногда и снарядами с радиовзрывателем — речь о шведской САУ Bandkanon 1C — которым броня «Элефанта» непочём.

Расположение модулей и экипажа САУ

Экипаж состоит из шести человек:

  • Механик-водитель и стрелок-радист — в корпусе
  • Командир, два заряжающих и наводчик — в боевой рубке.

Компоновка самоходки достаточно необычная, как для техники времён Второй Мировой войны. Силовая установка располагается спереди, по бокам прикрыта топливными баками, а трансмиссия с боекомплектом расположились в корме. Стоит также отметить просторное боевое отделение, однако оно нивелируется неудобным расположением БК, которое занимает почти все стелажи по бортам. Рекомендуется брать в бой не более 20 снарядов, тогда снарядов в рубке станет немного меньше и повысится живучесть самоходки. Если вражеский снаряд попал в борт рубки и каким-то чудом не задел боекомплект, то «Элефант» может это попадание пережить, но при этом выйдет из строя значительная часть экипажа в рубке, а ещё два члена экипажа, которые находятся в корпусе, останутся в живых.

Подвижность

Динамика у самоходки посредственная, поскольку главной целью «Элефанта» было не проламывание вражеской обороны, двигаясь в одном строю с «Тиграми» и «Пантерами», а уничтожение наиболее опасных целей, таких как танки, САУ, огневые точки и так далее. Мощность силовой установки «Майбах» HL 120 составляет 530 л/с, при этом «Элефант» ещё и весит порядка 65 тонн, что даёт 8,2 л.с./т веса.

Главный козырь «Фердинандов/Элефантов» — электромеханическая трансмиссия, благодаря которой самоходка развивает одинаковую максимальную скорость вперёд и назад, а именно 31 км/ч. Широкие гусеницы «Элефанта» обеспечивают ему, пусть и медленный, но уверенный проезд по вязкому грунту или глубокому снегу. Также стоит отметить не самую лучшую поворотливость самоходки. Чтобы добиться немного лучшего результата, лучше разворачивать машину на 3-й передаче и не на нейтральной.

Модификации и экономика

Вооружение

Основное орудие

Основное орудие представлено хорошо зарекомендовавшей себя 88-мм пушкой Pak43, специально приспособленной для «Фердинандов/Элефантов». Данная пушка как в реальности, так и в игре, славится хорошей баллистикой, а, главное, превосходной точностью, что позволяет без труда ей стрелять на дистанции в 1 км и более, и при этом успешно поражать вражескую цель. Следует также отметить хорошую скорострельность пушки. После прокачки соответствующего навыка заряжающего до уровня «Ас», перезарядка составляет 6.7 секунды, что делает темп стрельбы более быстрым относительно большинства своих «одноклассников».

Поскольку у «Элефанта» нет вращающейся башни, орудие расположено в корпусе и имеет ограниченный сектор обстрела. Пушка имеет малые углы горизонтального наведения, всего ±14° в обе стороны, не позволяя среагировать на угрозу с флангов или с тыла. Скорость горизонтального наведения — 8°/с, что является довольно слабым показателем, и при передвижении по холмам или другой местности орудие может не успеть быстро навестись на противника, из-за чего рекомендуется всегда держать противника в прицеле. Кроме того, орудие вниз опускается на -8°, а вверх поднимается на +14°, что позволяет самоходке уверенно вести стрельбу из-за холма или других складок местности.

В боекомплекте «Элефанта» имеются такие типы снарядов:

  • PzGr 39/43 — бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает хорошим бронепробитием в 237 мм, однако заброневого воздействия может не всегда хватать, так как взрывчатого вещества в снаряде всего 108.8 г в тротиловом эквиваленте. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для использования.
  • PzGr 40/43 — бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие среди всех представленных снарядов, но обладает слабым заброневым воздействием. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне, от которой будет попросту рикошетить.
  • Hl.Gr 39 — кумулятивный снаряд. Боеприпас обладает пробитием в 110 мм и большим запасом взрывчатого вещества — 1,1 кг. Применяется для стрельбы по легкобронированным целям.
  • Sprgr — осколочно-фугасный снаряд. Предыдущему снаряду уступает меньшим пробитием, однако превосходит его за счёт лучшей баллистики и скорости полёта, что сильно поможет при стрельбе на небольшие дистанции по легкобронированным целям. Рекомендуется как дополнительный снаряд для использования.

Пулемётное вооружение

В сражении под Курском отсутствие пулемёта у «Фердинандов» сильно сказалось на борьбе с пехотой на близком расстоянии. Потому «Элефантов» для защиты от пехоты оборудовали 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 600 патронов, управляет которым стрелок-радист.

Но поскольку в игре пехота отсутствует, главным предназначением пулемёта определяется поражение незащищенной техники и препятствий. Также он пригодится для отметки врагов на поле боя, расположение которых также дублируется на мини-карте игрока. Следует помнить, что MG34 установлен в корпусе, поэтому он обладает ограниченным сектором обстрела — в ±10° по горизонтали.

Применение в бою

Elefant — тяжёлый истребитель танков, поэтому главная тактика его применения — стрельба по вражеским танкам с больших дистанций, в чём ему помогает знаменитая 88-мм пушка и крепкая защита.

88-мм пушка обладает, пожалуй, лучшей баллистикой среди других орудий у конкурентов. С её помощью можно с лёгкостью «вскрывать» любые вражеские цели, однако изредка взрывчатого вещества в снаряде может не быть достаточно для уверенного поражения противника с первого выстрела, поэтому для некоторых танков может понадобится два попадания, если исключается вероятность детонации боекомплекта. К плюсам орудия также можно отнести довольно быструю перезарядку, что позволяет каждые 6.7 секунд посылать в противника снаряд, ведь бронепробития в 234 мм (на 100 метрах) хватает для уничтожения большинства целей. Проблемы могут возникнуть с T95 (и его «братом» T28), которую пробить можно лишь в определённое место, речь о лючках командира/водителя.

Второе достоинство — это крепкая 200 мм фронтальная защита, которая спасёт от большинства каморных снарядов, кроме снарядов ИС-3/ИС-4М. Стреляя с большой дистанции, «Элефант» становится практически «неубиваемой подвижной огневой точкой». Однако, если бой происходит в городе, стоит быть очень осторожным, ведь заехавший в борт танк может выцелить уязвимые 80 мм щёки корпуса и вывести из строя ходовую часть, а остановленный «Элефант» — это уничтоженный «Элефант», так как он не имеет вращающейся башни. Ещё его может подвести невысокая максимальная скорость, пусть и одинаковая вперёд/назад — 31 км/ч и большая масса в 65 тонн, поэтому разворот на месте самоходке даётся трудно.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Прибавка к Очкам исследования и Серебряным Львам;
  • Крепкая защита рубки и корпуса.
  • Мощное 88-мм орудие.
  • Премиумный статус самоходки.
  • Хорошая скорость заднего хода (электромеханическая трансмиссия).
  • Дополнительные 30-мм траки во лбу корпуса.
  • Быстрая перезарядка орудия.

Недостатки:

  • Не выдающейся динамика самоходки.
  • Большой вес (65 тонн).
  • Ограниченный сектор наведения орудия по горизонтали.
  • Переднее расположение МТО.

Историческая справка

Порше спроектировал новое шасси для танков. На его ходовой испытывали новые лёгкие танки «Леопард», VK3001 (P), Tiger (P). Испытания показали преимущества инновационной модели шасси. Таким образом, в сентябре 1942 года Порше было дано распоряжение разработать истребитель танков с 88-мм пушкой на основе ходовой, предназначенной для тяжёлого танка «Тигр». Штурмовое орудие должно быть хорошо защищено, пушка должна находиться в неподвижной рубке — таковы были распоряжения фюрера. Переработанные танки Tiger (P) стали прототипами «Фердинанда». Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась боевая рубка с 88-мм орудием и пулемётом в лобовом листе (позже пулемёт убрали из-за переизбытка массы, что стало существенным недостатком в ближнем бою с пехотой противника). Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм. В итоге проект был утверждён, и поступило распоряжение на постройку 90 таких машин. 6 февраля 1943 года на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению Гитлера новая машина получила официальное обозначение — 8,8-cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger(P) Ferdinand.

В боях «Фердинанд» показал себя, как мощный истребитель танков. Он имел рекордную для самоходок скорострельность — до 10 выстрелов в минуту. Это достигалось благодаря введению в экипаж двух заряжающих. Для орудий полевой артиллерии и танков уязвимыми были только борта «Фердинанда». Большую часть новых машин немцы потеряли на минных полях, которые не успевали разминировать или не наносили на карту свои. В боях под Курском было потеряно 19 самоходок.

«Элефант» 1-й роты 653-го батальона на итальянском фронте. Апрель 1944 года. На заднем плане видна колонна танков «Пантера»

22 января 1944 года 6-й американский армейский корпус начал большое наступление в районе Анцио и Неттуно на итальянском фронте. Противостоящие ему немецкие части с тяжёлыми боями начали медленный отход. 1 февраля 1944 года 656-й танковый полк получил приказ OKH — немедленно подготовить первую роту «Фердинандов» 653-го батальона для отправки на итальянский фронт. Эта инициатива исходила лично от Гитлера, который жаждал увидеть, как детища Порше с лёгкостью будут уничтожать англо-американские танки. Этот приказ задержал ремонт и модернизацию остальных «Фердинандов» на несколько недель, так как все силы «Нибелунгенверке» были брошены на подготовку машин, отправляемых в Италию.

15 февраля 1944 года 1-я рота получила 11 модернизированных «Фердинандов», которые спустя некоторое время стали носить название «Elefant», ещё три машины не успели отремонтировать к назначенному сроку. Кроме того, в составе роты имелось три транспортёра боеприпасов на шасси танка Pz.III, а также один ремонтно-эвакуационный «Берге-Фердинанд» и кран на базе 18-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.9. Командиром роты был назначен обер-лейтенант Хельмут Ульбрихт.

16 февраля 1944 года в спешном порядке рота погрузилась на поезд в Санкт-Валентине и через Зальцбург, Инсбрук и Флоренцию проследовала в Рим, где и разгрузилась 24 февраля 1944 года. Из Рима рота передислоцировалась в городок Гензано, где занялась боевой подготовкой и приведением себя в порядок.

Истребитель танков Elefant из состава 653-го батальона истребителей танков. Сломавшуюся машину подорвал собственный экипаж, Сориано, Италия, июль 1944 г.

«Фердинанды» вошли в оперативное подчинение 508-му батальону тяжёлых танков «Тигр», который, в свою очередь, был включён в состав танковой группы «Герр» (батальон Tiger и Ferdinand, батальон 26-го танкового полка, 216-й батальон штурмовых танков Brummbar и рота радиоуправляемых танкеток Borgward-IV). Впоследствии эта группа действовала совместно с дивизией «Hermann Göring» и 362-й пехотной дивизией.

Первый бой на итальянском фронте с участием «Элефантов» прошёл 28 февраля 1944 года, во время контратаки немецких частей в районе Неттуно, а 1 марта была уже потеряна первая самоходка. Машина получила серьёзное повреждение ходовой части, и эвакуировать её не смогли. В последующих боях «Элефанты» показали себя в боях очень хорошо. Несмотря на отсутствие запасных частей, 1-я рота 653-го батальона участвовала в боях по обороне Рима до самых последних дней. Здесь имел место случай, когда два «Элефанта» в предместье города вели бой в течение 10 часов с более чем 50 американскими танками, уничтожив более 30 из них и не имея собственных потерь. В последующем остатки 1-й роты — три «Элефанта» — участвовали в боях под Сан-Касино и Флоренцией в июле 1944 года, а затем она была выведена с фронта. 8 августа остатки роты были погружены на платформы и отправлены в Вену. На этот момент в её составе имелось три «Элефанта» и БРЭМ «Берге-Элефант». Таким образом, в ходе итальянской кампании 1-я рота 653-го батальона потеряла 8 «Элефантов», причём большинство из них были брошены своими экипажами из-за поломок и отсутствия горючего.

До нашего времени дошли всего две машины этой серии: одна находится в экспозиции парка «Патриот», вторая — в американском Абердине, которая была передана в танковый музей в Бовингтоне, Англия.

Медиа

  • Исторические фотографии

Боевой пропуск: «Бронированный слон» от War Thunder

ПОЛИГОН #306: Страницы истории: «Элефанты» и «Фердинанды»

Обзор от FallFire

См. также

  • Tortoise
  • СУ-100
  • Ho-Ri Prototype

Ссылки

  • Статья на официальном сайте игры
  • Статья на ВикиЧтение
Немецкие САУ
На базе бронемашин Sd. Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4 · 8,8 cm Flak 37 Sfl. · Sd.Kfz.251/9 · Sd.Kfz.251/10 · Sd.Kfz.251/22
На базе Pz.38(t) Marder III · Marder III H · Jagdpanzer 38(t)
На базе Pz.I Panzerjäger I
На базе Pz.II 15cm sIG 33 B Sfl
На базе Pz.III StuG III A · StuG III F · StuG III G · StuH 42 G
На базе Pz.IV Jagdpanzer IV · Panzer IV/70(V) · Panzer IV/70(A) · Brummbär · Dicker Max · Nashorn
На базе Pz.V Jagdpanther G1 · Bfw. Jagdpanther G1
На базе Pz.VI Sturer Emil · Ferdinand · Elefant · Jagdtiger · 38 cm Sturmmörser
Waffenträger Waffenträger
VFW VFW
Ракетные 15 cm Pz.W. 42
Послевоенные JPz 4-5 · RakJPz 2 · RakJPz 2 (HOT) · VT1-2 · Wiesel 1A2

Немецкая премиумная бронетехника
I ранг Pz.II C (DAK) · Sd.Kfz. 140/1 · Sd.Kfz.234/1 · Sd.Kfz.234/3 · Nb.Fz. · Sd.Kfz.251/10
II ранг Pz.Sfl.Ic · Pz.III N · ▀T 34 747 (r) · 15 cm Pz.W.42 · Sd.Kfz.251/22
III ранг Pz.Bef.Wg.IV J · Sd.Kfz.234/4 · ▀M4 748 (a) · ▀KV-IB · ▀KW II 754 (r) · ▀Pz.Kpfw. Churchill · Panzer IV/70(A) · Brummbär · VFW · ▀KW I C 756 (r) · Ersatz M10 · VK 45.01 (P) · ␠Tiger
IV ранг Bfw. Jagdpanther G1 · Tiger II (H) Sla.16 · Pz.Bef.Wg.VI P · Ru 251 · Elefant · 38 cm Sturmmörser
V ранг mKPz M47 G · Turm III
VI ранг Leopard A1A1 (L/44) · Leopard 2 (PzBtl 123) · TAM 2IP

Истребитель танков «Элефант» — Warfare History Network

Джон Э. Шпиндлер

Сумерки 17 июля 1943 года. Красная Армия не только выдержала гитлеровскую операцию «Цитадель» по ликвидации Курского выступа, но и начала свою собственное наступление. На Северном фронте под Курском советские войска продолжают наносить удары по истощенному левому флангу 9-й немецкой армии со стороны Малоархангельска. Боевая группа гауптмана Рольфа Хеннинга стоит на пути этой контратаки. Еще до конца дня боевая группа решительно отразила атаку, уничтожив 22 советских танка, некоторые на высоте более 2500 метров. Хеннинг был лично ответственен за 10 убийств, а лейтенант Герман Фельдхейм подсчитал еще 11. Оба были командирами транспортных средств одного из новых чудо-оружий Гитлера под Курском — тяжелого истребителя танков (Jagdpanzer) «Фердинанд». Названный в честь Фердинанда Порше, «Фердинанд», позже переименованный в «Элефант», оказывал решающее влияние в любом бронетанковом столкновении, в котором участвовал.

Фердинанд возник как неудачная попытка Porsche принять участие в конкурсе тяжелых танков, который впоследствии стал знаменитым танком Тигр. Поскольку он был другом немецкого лидера Адольфа Гитлера, его проект должен был победить; однако испытательные испытания в 1942 году показали, что модель Porsche вышла из строя в глубокой грязи, а ее система привода была механически ненадежной, поэтому была выбрана модель Henschel. Предполагая, что его дизайн победит, Порше уже хранил 100 корпусов, построенных Круппом, на заводе Nibelungenwerke в Санкт-Валентине, Австрия. Он представил предложение построить тяжелый истребитель танков с использованием этих корпусов. Технические характеристики этой безбашенной машины включали максимальную толщину лобовой брони 200 мм и использование 88-мм противотанковой пушки Pak 43/2, самой мощной в Германии на тот момент. Приказ был издан 19 октября.42 для переделки 90 корпусов в новый истребитель танков.

Компания Porsche руководила разработкой автомобиля. Макет начался со стандартной формулы, используемой в Германии. Проект предусматривал размещение отделения управления спереди, боевого отделения посередине и двух двигателей сзади. Для компенсации отдачи основного орудия конструкторы удлинили заднюю часть створки до задней части корпуса. Теперь, когда основное орудие было прочно размещено в задней части шасси, двигатели были перемещены в середину машины.

Официально названный «Фердинанд» 6 февраля 1943 года, экипаж корабля состоял из шести человек. Водитель и радист располагались в передней части машины. Командир машины, наводчик и два заряжающих размещались в боевом отделении. Поскольку основным назначением машины было уничтожение танков, на ней была установлена ​​88-мм пушка Pak 43/2 L71. Неподвижные стеллажи позволяли разместить 36 снарядов с бронебойными или осколочно-фугасными боеприпасами, хотя при необходимости машина могла нести до 90 снарядов. Орудие было настолько мощным, что могло пробить лобовую броню советского ИС-2 на расстоянии 2300 метров, что было задолго до того, как ИС-2 смог добраться до 500 метров, чтобы выстрелить снарядом, который мог пробить Фердинанд. К сожалению, немецким конструкторам не удалось установить дополнительный пулемет, и это оказалось серьезным недостатком в боях на Восточном фронте.

Для выживания в бою 100-мм лобовая броня корпуса была удвоена за счет добавления 100-мм листа с болтовым креплением, что сделало «Фердинанд» практически непробиваемым.

«Даже тяжелый советский танк «Иосиф Сталин» много раз попадал нам в лобовую броню без какого-либо эффекта», — сказал Эмануэль Шлензка, командир орудия «Фердинанд». И борта корпуса, и борта надстройки имели толщину брони 80 мм, верхние и 30-мм борта, а днище корпуса всего 20 мм.

Немецкие ремонтные бригады поднимают башню истребителя танков Elefant с помощью козлового крана во время операций в Советском Союзе. Повреждения от мин и механических повреждений сделали необходимым наличие передовых ремонтных мощностей.

Фердинанд оснащался парой бензиновых двигателей V-12 Maybach HL 120 мощностью 265 л.с. Однако расположение двух двигателей, топливных баков, генератора и приводных двигателей в таком ограниченном пространстве часто приводило к перегреву из-за недостаточной подачи воздуха к карбюраторам. Этот конструктивный недостаток преследовал автомобиль на протяжении всей его службы.

Двигатели работали очень громко, и, как сообщается, их было слышно на расстоянии до пяти миль. Поддерживая этого бронированного гиганта, имевшего боевую массу около 69тонн, была система подвески, отличавшаяся от конструкции обычного немецкого танка, поскольку конструкция Порше не имела возвратных катков. Самая тяжелая боевая бронированная машина того времени, когда она вступила в бой, «Фердинанд» имела длину 26 футов 8 дюймов (с пушкой), ширину чуть более 11 футов и высоту 9 футов 9 дюймов. Его огромная масса отрицательно сказывалась на его скорости и дальности полета. Тяжелый истребитель танков имел максимальную скорость всего 19 миль в час и дальность по пересеченной местности всего 55 миль.

Немцам понадобилось относительно короткое время, чтобы построить первые 90 Фердинанды. Производство началось на заводе Nibelungenwerke 16 февраля 1943 года. Последняя машина сошла с завода спустя три месяца. 22 марта Вермахт сформировал два дивизиона тяжелых истребителей танков, в каждом из которых было по 45 «Фердинандов». Обозначенные как дивизионы тяжелых истребителей танков, они получили номера 653 и 654. 8 июня был сформирован 656-й полк тяжелых истребителей танков. Полк объединил два дивизиона под командованием общее командование обстл. Резервный барон Эрнст фон Юнгенфельд. В состав полка также входил батальон, который выставил на вооружение новые Sturmpanzer IV. У батальонов не было времени на совместные тренировки.

9 июня 656-й полк тяжелых истребителей танков начал свой поход на восток в сторону Орла. В составе 9-й армии фельдмаршала Вальтера Моделя полк был передан в подчинение XXXXI танкового корпуса. Различные элементы прибыли в назначенный пункт сбора к 1 июля. «Фердинанд», расположенный на крайнем левом крыле, должен был состояться в боевой операции «Цитадель». Для начального наступления оба тяжелых батальона Jagdpanzer должны были действовать на ровной местности для поддержки 86-й пехотной дивизии. После прорыва позиций противника 654-й полк переключался на поддержку 29-го полка.2-я пехотная дивизия, также в составе XLI танкового корпуса. Пограничной линией была Орловско-Курская железная дорога; 653-й полк должен был развернуться к востоку от железной дороги, а 654-й — к западу от железной дороги. Перед началом боя шесть «Фердинандов» пришлось вывести на ремонт. Это было плохим предзнаменованием.

Операция «Цитадель» началась в 3:40 5 июля. Первой целью 656-го полка была высота 257,7, краеугольный камень советской обороны в этом районе. Сочетание мощного орудия и непробиваемой лобовой брони оказалось смертельным, когда «Фердинанды» захватили первую из трех советских оборонительных линий. В отчетах говорилось, что полк уничтожил несколько противотанковых орудий и 26 танков Т-34; однако десятки «Фердинандов» подорвались на вражеских минах. 900:07 Во время операции «Цитадель» войска Красной Армии обнаружили, что «Фердинанд» уязвим для противотанкового огня. Поскольку он привлекал артиллерию противника, панцергренадеры не хотели следовать за ним в бой.

Хотя «Фердинанд» стал для Советов неожиданным сюрпризом, вскоре они узнали, что, как и любая боевая бронированная машина, гусеницы оказались очень уязвимыми для противотанкового огня. Будучи такими крупными целями, «Фердинанды» были магнитом для вражеской артиллерии. Из-за этого немецкие пехотинцы неохотно следовали вплотную за тяжелыми «Ягдпантерами». Это отсутствие поддержки пехоты было более важным фактором, чем отсутствие корпусного пулемета. Послевоенные истории о том, как советские экипажи сбивали «Фердинанды» коктейлями Молотова, были преувеличены. Несмотря на то, что полк выполнил все поставленные задачи — разрушил первую линию обороны Красной Армии и критически ослабил ее вторую — к концу дня в боевой готовности оставалось только 12 «Фердинандов». Советские мины и противотанковый огонь вывели из строя гусеницы и подвеску большинства «Фердинандов». Советская артиллерия полностью уничтожила две машины. При осмотре выяснилось, что решетка двигателя недостаточно толстая, а расстояние между ними слишком велико, что позволило осколкам вывести из строя двигатели.

На следующий день при движении к укрепрайону Поныри «Фердинанды» вступили в бой с тяжелой самоходной гаубицей СУ-152. Хотя он и не был разработан как истребитель танков, Советы обнаружили, что это единственная машина, способная уничтожить танк Panzerkampfwagen VI Tiger. Произошли дуэли на высоте до 3000 метров, в которых один «Фердинанд» был потерян, а несколько Су-152 были подбиты. Высокоскоростная 88-мм пушка «Фердинанда», дополненная превосходной оптикой, превосходила низкоскоростные 152-мм гаубицы. В течение следующих нескольких дней Фердинанды продолжали помогать в боях, бушующих вокруг железнодорожной станции Поныри. К сожалению, количество боеспособных машин в любой день исчислялось однозначными цифрами. Хотя четыре машины спасти было невозможно, из-за повреждений от мин и механических повреждений почти все истребители танков находились в ремонте.

Ремонтные мастерские страдали от хронической нехватки запчастей. Кроме того, у немцев не было ремонтно-эвакуационной машины, способной буксировать тяжелый «Фердинанд». Только в июне три оставшихся корпуса были переоборудованы в ремонтные машины; однако у них были только стреловые краны и не было эвакуационного оборудования. К 11 июля ремонтные бригады вернули в строй 20 из 40 машин. Даже в небольшом количестве «Фердинанды» помогли немецким войскам преодолеть вторую линию обороны и часть третьей линии.

К 11 июля сражение под Понырями сильно истощило немецкие ресурсы, нанеся большие потери как в живой силе, так и в технике. Небольшое количество «Фердинандов» было задержано, чтобы справиться с растущим числом атак советских танков на немецкие фланги. За неделю наступления общие потери составили 19 «Фердинандов». В том числе один брошенный автомобиль, захваченный Советским Союзом. Ситуация резко изменилась 12 июля, когда советские войска начали наступление на Орловском выступе. Советская атака первоначально была нацелена на 2-ю танковую армию, которая располагалась к северу от 9-й армии. Десять «Фердинандов» входили в состав сил, отправленных на север, в то время как остальная часть 656-го полка продолжала активно сражаться в районе Поныри. В течение следующих нескольких дней «Фердинанд», без сомнения, доказал, что он хорошо подходит для оборонительных задач, подбив значительное количество советских танков. 20 июля немцы погрузили большую часть машин полка на железнодорожные вагоны в Орле, готовясь к эвакуации непригодного выступа. Шесть оставшихся машин сыграли решающую роль в стабилизации района. 900:07 90:006 Потери «Фердинанда» увеличились, так как операция «Цитадель» затянулась до августа, а немцы продолжали отступление. Немцы зафиксировали общие потери 39 «Фердинандов». Они взорвали многие из 20 «Фердинандов», которые были обездвижены из-за механических поломок и не могли быть восстановлены.

Отсутствие дальновидности в создании ремонтно-эвакуационной машины, способной буксировать 69-тонного бегемота, не давало покоя немцам. В качестве позднего ответа три из оставшихся корпусов были преобразованы в эвакуационную машину, известную как Bergepanzer Ferdinand. К сожалению, в машине отсутствовала лебедка для вытаскивания «Фердинандов» или других тяжелых боевых бронированных машин из глубокой грязи, что сильно нагружало трансмиссию эвакуационной машины. 6 августа 654-му полку было приказано доставить оставшиеся «Фердинанды» в сестринский батальон перед тем, как отправиться во Францию, чтобы в конечном итоге получить 45-тонную «Ягдпантеру» новой конструкции. По личному приказу Гитлера оставшиеся «Фердинанды» были отправлены на сталелитейный завод в Днепропетровск для начала давно назревшего ремонта.

Капитальный ремонт техники оказался долгим и затянувшимся процессом. Проблемы варьировались от трудностей с получением достаточного количества транспорта для перемещения автомобиля до постоянной нехватки запасных частей. В конечном итоге немцы оснастили «Фердинанды» новыми гусеницами, двигателями и другими деталями, но они не внесли никаких улучшений в конструкцию, несмотря на длинный список, присланный 656-м полком. Нуждаясь во всех исправных боевых бронированных машинах на фронте, немцы отправили группы отремонтированных «Фердинандов» в критически важные места. области.

Панцергренадеры с мрачными лицами маршируют мимо уничтоженного «Элефанта» во время битвы при Анцио. Массивный Elefant плохо подходил для хрупких итальянских дорог и мостов.

В конце сентября 40 «Фердинандов», нуждающихся в длительном ремонте, прибыли в Никополь, а 10 исправных машин дислоцировались на Запорожском плацдарме за Днепром. Удерживаемые в качестве мобильного резерва, «Фердинанды» продолжали оставаться бесценным активом, что продемонстрировано 10 октября, когда они отразили советское наступление, уничтожив 48 вражеских танков. В Кривом Роге продолжилось уничтожение еще 21 танка и 34 противотанковых орудий. В полковом дневнике указано, что с 5 июля по 5 ноября часть уничтожила 582 танка, 344 противотанковых орудия, 133 артиллерийских орудия, 3 штурмовых орудия, 103 противотанковых ружья и 3 самолета. Хотя нет никаких записей о том, сколько именно убийств было приписано «Фердинанду», нет никаких сомнений, что на его долю приходится очень значительный процент. В декабре поступил заказ на отправку «Фердинандов» на завод «Нибелунгенверке» в Санкт-Валентине, Австрия, для ремонта и модификации.

В январе 1944 года начался столь необходимый ремонт и усовершенствование. Среди основных модернизаций — добавление корпусного пулемета, установка новой командирской башенки с семью блоками обзора (такая башенка устанавливалась на StuG III), замена решетки двигателя на более совершенную, а также дополнительный 30-мм броневой лист крепился к нижней лобовой секции корпуса. Срочность завершения капитального ремонта возникла 22 января 1944 года, когда союзники высадились в Анцио, угрожая обойти немецкие оборонительные рубежи к югу от Рима.

15 февраля 1-я рота 653-го полка получила 11 «Фердинандов», один Bergepanzer Ferdinand и взвод технического обслуживания. На следующий день он уже был на пути в Италию. Прибыв через пару недель в район Анцио-Неттуно, рота была придана LXXVI танковому корпусу. Вскоре немцы обнаружили, что тяжелые машины не подходят для пересеченной местности. 69-тонные машины также оказались слишком тяжелыми для итальянских дорог и мостов. В одном случае слон провалился через старый римский мост. Еще до того, как рота смогла вступить в бой с противником, немцам пришлось уничтожить два «Фердинанда», когда один сбился с дороги и был зажат, а другой подорвался на мине.

В мае немцы переименовали Ferdinand the Elefant. Когда союзники, наконец, прорвались с плацдарма в Анцио, девять оставшихся «Элефантов» расположились вдоль Аппиевой дороги, прикрывая подходы к Риму. 1-я рота 653-го полка за несколько дней подбила несколько танков союзников, но потери машин были высокими из-за превосходства союзников в воздухе. Истребители-бомбардировщики союзников уничтожили два «Элефанта», а немцы взорвали другие, которые были слишком повреждены, чтобы их можно было спасти. За это время американцы завладели брошенным «Элефантом». К 21 июня в строю оставалось только три «Элефанта» и один «Бергепанцер Элефант». Все лето 1944 рота отошла на север, достигнув 2 августа города Пьядена, где была погружена в вагоны и отправлена ​​на ремонт в Вену.

Пока 1-я рота 653-го полка воевала в Италии, Вермахт пополнил запасы оставшихся двух рот. Рота, в составе которой был 31 «Фердинанд», два «Бергепанцер Элефант» и машины поддержки, была отправлена ​​в Бжежаны, Польша, 2 апреля 1944 года. рельеф окруженного Тарнополя. Двигатели нескольких автомобилей перегрелись при попытке преодолеть чрезвычайно грязные условия. Уроки предыдущего года не были усвоены, поскольку ремонтные работы сдерживались нехваткой критически важных запасных частей. Машины доказали свою ценность, отражая атаки советских войск вдоль реки Стрыпа в конце апреля, несмотря на то, что в любой день было лишь небольшое количество готовых к бою «Фердинандов». Вес их огневой мощи вынудил советских командиров снять бронетехнику; вместо этого Советы использовали большое количество противотанковых орудий и артиллерийских орудий.

В мае на фронте было относительно спокойно, что позволило немцам провести ремонт. К июню все, кроме трех, были готовы к бою. Последние четыре отремонтированные машины присоединились к полку, доведя его до 28 машин. Затишье было нарушено 13 июля в ходе продолжающегося советского наступления на группу армий «Центр». 653-й полк вел арьергардный бой под Поморьями. Подразделение все еще находилось к востоку от Львова, когда 22 июля советские войска вошли в город. Пять дней спустя немцы вывели свои 12 оставшихся «Элефантов». Как и в случае с предыдущими действиями, большинство потерянных слонов произошло из-за того, что их экипажи уничтожили их после того, как они были обездвижены. 900:07 Военнослужащие США изучают повреждения подбитого «Элефанта» в Анцио.

Вскоре после выхода из сложной ситуации полк получил приказ пройти ремонт в Кракове, Польша. К отряду присоединились две уцелевшие машины 1-й роты, в результате чего общее количество машин достигло 14. Немцы объединили «Элефантов» в единую компанию «Элефант». В конце июля рота была передана в состав 17-й армии генерала инфантерии Фридриха Шульца. Две другие роты выставили «Ягдтигры».

Компания «Элефант» несколько месяцев находилась в районе Краков-Тарнов. 15 декабря она была переименована в 614-ю роту тяжелых истребителей танков и отправлена ​​в район Кельце под командование 4-й танковой армии. 12 января 1945 года Красная Армия начала новое наступление вдоль рек Висла-Одра в Польше. К концу месяца рота полностью отступила к Зорау. Уцелели только четыре «Элефанта», и все они нуждались в ремонте. Месяц спустя 614-я рота была расположена в Вунсдорфе к югу от Берлина, и ее четыре «Элефанта» снова были готовы к бою.

Приписанный к Kampfgruppe Ritter, отряд воевал под Цоссеном 22 апреля. Еще две машины были брошены из-за неустранимых механических повреждений. Последние два «Элефанта» участвовали в битве за Берлин, начавшейся 16 апреля. Одна машина сражалась на площади Карла-Августа, а другая — у Троицкой церкви. Советы в конце концов захватили обе машины.

Ограниченный плохой подвижностью и недостатком мощности, Ferdinand-Elefant на протяжении всей своей карьеры страдал от механических проблем; тем не менее, тяжелая истребитель танков, возможно, была наиболее успешно использованной, учитывая, что расчетный коэффициент уничтожения у нее составлял 10 убийств на каждую потерянную машину. Из-за этого «Фердинанд-Элефант» оказал значительное влияние на исход большинства бронетанковых столкновений, в которых участвовал.

Вернуться к выпуску

«Элефант» — и отличный, и ужасный

Танк «Элефант» — одна из самых уникальных разработок времен Второй мировой войны. На основе неудачного предложения Tiger от Фердинанда Порше он был преобразован в совершенно другой автомобиль с другим назначением.

Во многих случаях такой резкий переход мог означать катастрофу для всей конструкции, но, когда было построено всего 90 самолетов, «Элефант» показал себя на поле боя намного сильнее своего веса.

Говоря о весе, «Элефант» был… э-э… довольно тяжелым, с эквивалентом веса двух танков «Шерман».

У «Слона» непростая репутация. В идеальных условиях это был грозный противник, но, с другой стороны, он был настолько тяжелым и ненадежным, что многие из них терялись из-за поломок.

Он был вооружен 8,8 cm PaK 43, одним из лучших противотанковых орудий войны, которые он успешно использовал против танков союзников, особенно на Восточном фронте.

Однако его разрушительная способность уступала ненадежности и непрактичности, которые он разделял с другими тяжелыми танками Германии.

Обратите внимание: этот автомобиль изначально был известен как Ferdinand, но в феврале 1944 года по приказу Гитлера он был официально изменен на Elefant. Для простоты мы будем использовать Elefant на протяжении всей этой статьи.

Содержимое

  • Фон
  • Элефант
  • Улучшения
  • Фердинанд или Элефант?
  • Служба
  • Заключение

Предыстория

В конце 1930-х Германия начала серьезно изучать возможность создания тяжелого танка прорыва. В течение следующих нескольких лет Henschel & Son и Porsche создали ряд моделей в диапазоне 30-45 тонн, чтобы удовлетворить это требование.

К 1941 году Германия столкнулась с многочисленными хорошо вооруженными и защищенными танками союзников, которые требовали серьезной огневой мощи для уничтожения и толстой брони для сопротивления.

Это повлияло на требования к танку прорыва — ему нужно было больше брони и мощнее орудие. В ответ Porsche и Henschel усилили свои разработки.

Опытный образец VK 36.01(H) на испытаниях. Это был дизайн Henschel, предшествовавший Tiger. Заявка

от Porsche получила обозначение VK 45. 01 (P), а от Henschel — VK 45.01 (H). В конце концов, один из них будет выбран для производства под названием Tiger.

VK 45.01 (P) был более радикальной конструкции, с передней башней и, самое главное, с бензиново-электрической трансмиссией.

Два бензиновых двигателя V10 с воздушным охлаждением мощностью 310 л.с. вырабатывали мощность для двух электродвигателей, по одному на каждую гусеницу. Стремление Фердинанда Порше использовать эту трансмиссию сегодня стало чем-то вроде мема, но в этом, безусловно, есть свои достоинства.

А ВК 45.01 (П) опытный образец. Обратите внимание на переднюю башню.

Он был проще по своей концепции из-за отсутствия трансмиссий и приводных валов, необходимых для чисто механического аналога. Однако у него были недостатки: плохие характеристики и высокий расход топлива, а также сложность обслуживания.

Между тем, Henschel VK 45.01 (H) использовал традиционную установку двигателя и трансмиссии.

Подробнее Что делает дульный тормоз?

Компания Porsche, настроенная оптимистично, изготовила 100 корпусов VK 45. 01 (P) до того, как был официально объявлен победивший проект. Это оказалось неразумным решением, поскольку победил дизайн Хеншеля.

Дизайн-победитель и, возможно, самый известный танк в истории: «Тигр». Снимок сделан в Танковом музее в Бовингтоне.

Поскольку 100 корпусов тяжелых танков стояли без дела, в сентябре 1942 года было приказано не просто сдать их на слом или оставить ржаветь, а перепрофилировать в тяжелые истребители танков.

Здесь мы встречаем Слона.

Elefant

Elefant был построен для использования новой немецкой пушки калибра 8,8 см PaK 43 L/71. Это было одно из самых мощных противотанковых орудий войны, способное до самого конца танцевать даже с новейшими танками союзников.

Он будет содержаться в неподвижном каземате в задней части корпуса. Завод Nibelungenwerk в Австрии отвечал за переделку 90 превратили тяжелые танки в казематные истребители танков. Это было завершено к концу мая 1943 года.

Первоначально их звали Фердинанд, в честь Фердинанда Порше.

Один из двух выживших слонов. У этого экземпляра возникли механические проблемы в Италии, и впоследствии он был захвачен США. Снимок сделан в Танковом музее.

Бензоэлектрический привод ВК 45.01(П) был сохранен, но система перенесена в носовую часть корпуса, чтобы освободить место для каземата.

Механик-водитель и его помощник располагались в отсеке в самой передней части корпуса.

Оригинальные силовые установки Porsche с воздушным охлаждением были заменены парой бензиновых двигателей Maybach HL 120 TRM мощностью 300 л.с. каждый. Характеристики были такими, как и ожидалось от машины с полной боевой массой 65 тонн; 6 миль/ч (10 км/ч) по бездорожью и 19 (30 км/ч) по твердому покрытию.

Моторный отсек перенесен в передне-среднюю часть корпуса от предыдущего ВК 45.01(П). Изображение Алана Уилсона CC BY-SA 2.0.

В каземате размещался остальной экипаж машины, состоявший из командира, наводчика и двух заряжающих.

Толщина передней части каземата составляла 200 мм, а толщина бортов и кормы всей машины составляла 80 мм. Все стороны каземата были слегка наклонены.

Еще 100 мм дополнительной брони прикручены к лобовым секциям корпуса. Лобовая броня Elefant была в два раза толще, чем у Tiger I.

Борта и корма имели толщину до 80 мм. Снимок сделан в Танковом музее.

Единственным оружием, представленным в оригинальной конструкции, был великолепный PaK 43. При длине ствола 71 калибр он обладал исключительными бронебойными способностями.

В казематной установке это орудие имело угол поворота 28 градусов, угол возвышения +14 градусов и угол наклона -8.

Модернизация

После его боевого дебюта в Курской битве было приказано провести программу модернизации и модернизации «Элефанта» для исправления нескольких предполагаемых недостатков. Эти усовершенствования были произведены в первом квартале 1944 года и привели к общему улучшению конструкции машины, но не устранили всех присущих Elefant недостатков.

Подробнее Sturer Emil — прототип, который действительно участвовал в боях

Соответственно, в передней части корпуса был установлен шаровой пулемет MG 34 для использования помощником механика-водителя, а также предусмотрена башенка с блоками обзора на верх створки.

Оба этих улучшения были предназначены для повышения способности Elefant защищаться от нападения пехоты.

Этот «Элефант» еще не прошел модернизацию, на что указывает отсутствие пулеметного люка в передней части корпуса и отсутствие командирской башенки.

г. Кроме того, установлены новые бронерешетки над двигателями, установлен орудийный щит, нанесена антимагнитная минная паста «Циммерит», заварены смотровые щели в передней части корпуса. С установкой более широких гусениц все эти модификации увеличили боевую массу Elefant до более чем 75 тонн.

Фердинанд или Элефант?

В начале 1944 года машина сменила название с Ferdinand на Elefant. Часто говорят, что это название давалось модернизируемым машинам, но на самом деле оно носило полностью административный характер и никак не было связано с программой модернизации.

Сам Адольф Гитлер придумал изменение имени в конце 1943 года. После переименования в Элефант прежний титул Фердинанд был запрещен к дальнейшему использованию.

Шаровой пулемет, который можно увидеть здесь на левой стороне корпуса, — самый простой способ обнаружить модернизированный «Элефант». Болты указывают на дополнительную броню, добавленную при переоборудовании из VK 45.01 (P). Снимок сделан в Танковом музее.

Служба

Боевой дебют «Элефанта» состоялся в операции «Цитадель», наступлении, положившем начало Курской битве – буквальном испытании огнем. Участвовали все «Элефанты», и они сыграли большую роль в наступлении и поглотили огромное количество вражеского огня.

Во многих случаях они использовались в качестве мобильных крепостей для атаки укрепленных советских позиций. Благодаря их невероятному уровню брони, очень немногие были потеряны из-за оружия прямой наводки. Однако многие стали жертвами советских мин.

Советы знали о готовящейся атаке и подготовили Курский выступ многоуровневой обороной, включая обширные минные поля. Как и в случае с другими тяжелыми немецкими машинами, Элефантам также мешали механические проблемы, а их огромный вес делал их непрактичными для местных дорог и мостов.

Это знаменитое изображение «Элефанта», рухнувшего через мост на Восточном фронте, подытоживает большую часть опыта немцев с этой машиной.

Одному «Элефанту» потребовалось более четырех 20-тонных транспортеров танков Sd.Kfz.9 FAMO, чтобы поднять его с поля боя. Это было возможно только во время наступления немцев, поэтому многие застрявшие «Элефанты», которым требовался только базовый ремонт, были потеряны, поскольку их невозможно было вернуть.

Эти машины часто уничтожались экипажами, чтобы они не попали в руки врага.

Когда все было сказано и сделано, около 50 экземпляров остались боеспособными по завершении Курской кампании. Но они, безусловно, много работали — немцы сообщали, что «Элефанты» подбили более 500 вражеских танков и сотни другой техники и систем вооружения.

Курская битва обеспечила идеальные боевые условия для «Элефанта». Широкие открытые пространства позволяли им использовать преимущество PaK 43 в дальности и снижали эффективность огня противника.

Хотя это, вероятно, предвзятые отчеты, даже вдвое меньше заявленного количества все равно остается исключительный коэффициент потерь.

После участия в различных арьергардных боях после Курской кампании уцелевшие пятьдесят экземпляров «Фердинанда» было приказано вернуть в Германию для запланированных модификаций.

Первые одиннадцать экземпляров модернизированного истребителя танков были срочно переброшены в Италию в результате высадки в Анцио в 1944 году и сослужили хорошую службу, но гористые итальянские дороги, мосты и местность ограничивали их боеспособность.

Элефант буксируется несколькими эвакуационными машинами.

Оставшиеся машины были отправлены на Восточный фронт и участвовали в обширных боях на Украине в 1944 году. Как в Италии, так и на Украине потери Elefant в прямых боях были небольшими, но поломки и отсутствие запчастей были причиной большинства потерь.

Подробнее Panzer I Ausf. F — The Baby Tiger

Оставшаяся рота «Элефантов» участвовала в боях во время Висло-Одерского наступления Советского Союза в январе 1945 года и участвовала в отступлении с боями обратно в Берлин. Последнее боевое применение уцелевшие машины видели у Цоссена во время битвы за Берлин в апреле и мае 1919 г.45.

Войну пережили только два экземпляра.

Один из двух последних выживших слонов. Этот образец был захвачен Советским Союзом в 1943 году и не подвергался дальнейшим модернизациям. Изображение Mike1979 Россия CC BY-SA 3.0. №

Один был захвачен Советским Союзом под Курском в 1943 году, а другой был захвачен американцами в Италии в 1944 году. Оба экземпляра сейчас находятся в танковых музеях России и США.

Заключение

Фердинанд, а со временем и Элефант — культовый и откровенно впечатляющий автомобиль. Первоначально начавшись как сверхамбициозный проект Фердинанда Порше, он был адаптирован в совершенно другой класс для другой роли.

И как он справился с этой новой ролью? Ну, совершенно фантастически.

Имея всего 90 единиц, Elefants забрали огромное количество вражеских танков, орудий, грузовиков и, как сообщается, даже несколько самолетов.

Это «Элефант № 501» после захвата, экземпляр, который сейчас выставлен в России.

Он заслужил устрашающую репутацию среди своих пользователей и врагов и был невероятно крепким орешком даже по меркам поздней войны. Об этом свидетельствует тот факт, что подавляющее большинство «Элефантов» было потеряно из-за механических неполадок или аварий, а не огня противника — вплоть до самого конца.

И даже в тех случаях, когда они были выведены из строя вражеским огнем, в них часто попадали чудовищно мощные орудия, такие как 152-мм гаубицы или авиабомбы.

Читать далее Sturmtiger – Тигр с 380-мм реактивной установкой

Тем не менее, механические недостатки машины невозможно переоценить. Elefant был тяжелым даже по немецким меркам, потреблял слишком много топлива, был маломощным и механически ненадежным.

Тем не менее, это замечательный пример перепрофилирования шасси в роли, для которой оно никогда не предназначалось, но в любом случае дает отличные результаты.