Як-130: почему «летающая парта» стала «маленьким ужасом» для НАТО
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
25.04.2020 08:45
Поделиться
Николай Грищенко
25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына первый полет совершил учебно-тренировочный самолет Як-130Д. Впоследствии американские военные эксперты назовут его «маленьким ужасом, которого стоит бояться НАТО».
История Як-130 началась на рубеже 80-90 годов, когда выяснилось, что чешский учебный L-39 «Альбатрос» устарел. Пилоты не могли сразу пересесть с «летающей парты» на Су-27 или МиГ-29, а доучивать их на современных истребителях оказалось чрезвычайно дорогим удовольствием. Впервые задачу по созданию нового учебно-тренировочного самолета 20 апреля 1990 года озвучил главком ВВС Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов.
К созданию «летающей парты» приступили конструкторские бюро — Сухого, Микояна, Мясищева и Яковлева. Из-за нехватки финансирования КБ пришлось пойти на сотрудничество с зарубежными инвесторами. Разработка Як-130 велась совместно с итальянской компанией Aermacchi, а МиГ-АТ — французскими фирмами, которые предложили двигатели Larzac 04 и авионику Thompson.
Отметим, что летать Як-130 начал позже своего собрата МиГ-АТ, который поднялся в воздух 16 марта 1996 года. Однако через год новый Як с успехом дебютировал в летной программе Московского авиасалона. К тому времени на нем было выполнено уже около 150 полетов, значительная часть которых прошла в Италии.
Из-за разногласий с итальянским партнером совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета, после чего Aermacchi построили самолет M-346, а ОКБ имени Яковлева — Як-130.
Боевые действия показали, что армия нуждается в новых маневренных штурмовиках, поэтому учебно-тренировочный самолет стал учебно-боевым. В 2009 году Як-130 успешно прошел государственные испытания и через два года пошел в серию.
Отметим, что Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — это первый полностью построенный в России после распада СССР самолет. На нем впервые реализована концепция «стеклянной» кабины, вся информация выводится на коллиматорный индикатор.
Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют Як-130 нести до трех тонн боевой нагрузки, включающей четыре управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-73, четыре ракеты «воздух-поверхность» типа Х-25М, неуправляемые ракеты калибром до 266 мм, авиабомбы, разовые бомбовые кассеты и зажигательные баки калибром до 500 килограммов, контейнеры с 23-мм пушечными установками.
Полностью вооруженный и заправленный истребитель весит 10 290 килограммов. Это чуть больше половины максимальной взлетной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем США и многих их союзников.
Поделиться
#самолеты
#ВКС России
Технические характеристики учебно-боевого и тренировочного самолета Як-130
Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – «Рукавица») – учебно-боевой самолет, созданный в ОКБ имени А. С. Яковлева.
Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин), созданной в России после распада СССР.
В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов поставил специалистам задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные конструкторские бюро Советского Союза. Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ имени Яковлева и в ОКБ имени Микояна.
После распада СССР средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ имени Микояна работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации.
В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ, созданный конструкторами ОКБ имени Микояна. В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет.
Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».
Оснащен двумя ТРДД (двухконтурными турбореактивными двигателями) с тягой по 2500 кг.
На Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое представляет собой новейшие разработки отечественной промышленности.
Як-130 оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета (истребителя, штурмовика, бомбардировщика).
Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.
Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета.
Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:
— имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;
— взаимодействие с другими самолетами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;
— имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.
Технические характеристики Як-130:
Масса:
взлетная максимальная — 9000 кг
взлетная нормальная — 5700 кг
топлива, максимальная:
во внутренних баках — 1750 кг
в подвесных баках – 2х450 кг
максимальной боевой нагрузки — 3000 кг
Силовая установка — 2 ТРДД
Взлетная тяга (МСА) — 2х2500 кг
Скорость:
максимальная горизонтального полета — 1050 км/ч
взлетная (с полным запасом топлива) — 200 км/ч
посадочная — 195 км/ч
Максимальная высота полета — 12500 м
Полетные углы атаки —
Практическая дальность полета при максимальной внутренней заправке — 2000 км
Длина полосы на аэродромах базирования — 1000 м
Ресурс — 10 000 л. ч.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Великолепный Як-130 для ВВС Индии
Различные эксперты высоко оценивают новейший российский учебно-боевой самолет Як-130. Самолет выбран в качестве основной машины для базовой и повышенной подготовки пилотов ВВС России. Различные страны — традиционные партнеры России по военно-техническому сотрудничеству — уже выразили большой интерес к этому самолету. Причина очевидна: по мнению многих специалистов, самолет не имеет себе равных в своем классе.
По сути Як-130 — современный самолет для подготовки боеспособных пилотов современных и перспективных российских и зарубежных самолетов, в том числе скоростных маневренных боевых действий в условиях сильных перегрузок и больших углов атаки, в любых метеоусловиях. Экраны воздухозаборников и конструкция шасси, а также взлетно-посадочные характеристики позволяют использовать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос. Жизненный цикл самолета составляет более 10 000 летных часов, при этом срок службы планера без капитального ремонта составляет более 30 лет. Высокая безопасность полета Як-130 обеспечена двумя надежными двигателями, а также многократным дублированием всех основных систем. Это решающий фактор для обучения молодых пилотов, чтобы обеспечить им максимальную надежность самолета. Як-130 также оснащен электродистанционной системой управления, позволяющей варьировать параметры устойчивости и управляемости, соответствующие различным самолетам.
Специализированная бортовая имитационная система обеспечивает моделирование воздушного боя по широкому спектру сценариев, включая перехват маневренных и помеховых воздушных целей, а также взаимодействие с другой группой своих самолетов, воздушными и наземными командными пунктами.
Помимо высокоэффективной учебно-боевой подготовки Як-130 может использоваться и как легкий боевой самолет (например, против вооруженных групп). Для выполнения различных боевых задач Як-130 имеет 9 точек подвески, на которых может нести до 3000 кг боевой нагрузки, включая высокоэффективные управляемые ракеты, неуправляемые ракеты, управляемые и обычные авиабомбы. Самолет также был оснащен артиллерийской установкой. Кроме вооружения, предусмотрены точки подвески для дополнительных топливных баков, а также контейнеры для различных средств наведения вооружения, разведки и средств помех.
На Як-130 полностью реализована концепция стеклянной кабины. Каждая кабина оснащена жидкокристаллическими многофункциональными цветными дисплеями, а передняя кабина также оснащена дополнительным проекционным дисплеем. Самолет также оборудован нашлемной системой прицеливания. Ни ручные указатели, ни электромеханические устройства не использовались.
Четкая конструкция и повышенная надежность планера, силовой установки и бортовых систем обеспечивают более длительный срок службы и полную экономичность самолета. Высокая эксплуатационная и технологическая эффективность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и выдающимися летными характеристиками обеспечивают первоклассную летную подготовку в короткие сроки.
По мнению международных экспертов, российский Як-130 обладает прекрасными возможностями для подготовки различных пилотов. Самолет может быть оснащен любой системой в соответствии с конкретными требованиями заказчика. Удачная конструкция планера, высокие аэродинамические характеристики и современное бортовое оборудование позволяют использовать Як-130 в качестве основы для семейства самолетов, включающих легкий штурмовик, разведчик, постановщик помех, а также учебно-боевой корабельный. Немалый ряд, надо признать.
900:00 130 — Почему этот устаревающий российский самолет до сих пор представляет огромную угрозу для любой армии мирового уровня?
Спустя двадцать четыре года после того, как дозвуковой двухместный учебно-тренировочный и легкий истребитель Як-130 совершил свой первый полет, он до сих пор повышает боеготовность летчиков ВВС России. .
Что ждет Индию и Китай в будущем, когда лоялист Дональда Трампа возьмет под свой контроль Пентагон?
В отличие от нескольких других проектов, Як-130 сумел пережить распад Советского Союза. Советское правительство планировало заменить свой стареющий парк учебно-тренировочных самолетов Czech Aero L-29 и L-39 в 1980-х годах.
Яковлев Як-УТС стал одним из двух финалистов гонки. Другим был Микоян МиГ-АТ. К 1993 году у Яковлева был готов проект истребителя. Однако с распадом Советского Союза и отсутствием финансирования Яковлев сотрудничал с итальянским производителем самолетов Aermacchi.
Первый опытный образец Як-130Д совершил первый полет 25 апреля 1996 года. Як-130 выиграл тендер 1980-х годов и пошел в серийное производство. Однако позже из-за разногласий итальянская и российская компании разошлись.
Яковлев Як-130Легкий учебно-тренировочный самолет представляет собой стреловидный среднеплан классической схемы с двухместной тандемной кабиной и двумя ТРДД тягой по 2500 кг каждый. Благодаря аэродинамической компоновке самолета и характеристикам пилотажно-силовой установки самолет может эксплуатироваться практически на всех режимах полета.
Он может набрать максимальную высоту 12500 метров и развить максимальную скорость 1050 километров в час. На официальном сайте самолет хвастается тем, что воздухозаборники и конструкция шасси с высокими взлетно-посадочными характеристиками позволяют эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос небольших неподготовленных аэродромов.
«На самолете установлена комплексная электродистанционная система управления, выполняющая функции автоматической системы управления полетом, системы активной безопасности полета и обеспечивающая в процессе обучения изменение характеристик устойчивости и управляемости в зависимости от моделируемого самолета».
Интегрированный комплекс БРЭО Як-130 с открытой архитектурой включает две ЭВМ и трехканальную мультиплексную систему обмена информацией.
Для решения навигационных задач используется бесплатформенная система на лазерных гироскопах и спутниковом навигационном приемнике ГЛОНАСС/NAVSTAR. На Як-130 предусмотрена установка РЛС (правильнее РЛС «Оса»), которая способна одновременно сопровождать восемь целей и вести огонь по четырем из них под всеми ракурсами.
Самолет интегрируется с ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 «Лучник» и ракетами с лазерным наведением Х-25 МЛ, а также управляемой авиабомбой КАБ-500Кр ВВС России.
Как сообщается, открытая архитектура БРЭО позволяет интегрировать в состав вооружения Як-130 управляемые ракеты западного производства: AIM-9L «Сайдуиндер» и «Majic-2», а также AGM-65 «Maverick».
Парк Як-130 также эксплуатируется ВВС иностранных государств, включая Мьянму, Беларусь, Алжир и Бангладеш. На авиасалоне в Дубае в 2019 г.Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о модернизации Як-130 с целью превращения его в боевой реактивный самолет.
«Мы привезли сюда Як-130. Представляем его проект глубокой модернизации для расширения боевых возможностей. Это не просто учебный самолет, это в большей степени боевой самолет», — заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь на авиасалоне в Дубае.
«Як-130 может выполнять различные задачи и может быть адаптирован к району поражения.