Ту-134: небесный «стиляга»
Фото: Dmitry Terekhov / wikimedia.org
58 лет назад, в июле 1963 года, состоялся первый испытательный полет реактивного самолета Ту-134. Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, он задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Ту-134 стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. И хотя его полеты на регулярных авиарейсах завершены в 2019 году, «сто тридцать четвертый» все еще служит в подразделениях Минобороны РФ. Рассказываем об истории создания самолета и причинах его популярности.
Наследник бомбардировщика и «Каравеллы»
К началу 1960-х годов в Советском Союзе возникла потребность в новом самолете для региональных авиалиний. Очень удачный поршневой Ил-14, летавший тогда между городами, брал на борт всего 36 пассажиров, а появившийся недавно реактивный Ту-104, созданный на основе бомбардировщика Ту-16, трудился в основном на международных авиалиниях и был, наоборот, великоват для этих целей.
Практически одновременно с Ту-104 во Франции создается авиалайнер SE 210 Caravelle с необычной схемой: его двигатели располагались не на крыльях, а в хвостовой части. Весной 1960 года Никита Хрущев побывал во Франции и прокатился на «Каравелле». Лидер СССР отметил низкий уровень шума и вибрации самолета, особенно ощутимый в сравнении с шумным Ту-104, на котором прибыла советская делегация. Вернувшись домой, Хрущев обратился к Туполеву с пожеланием сделать самолет, сопоставимый по уровню комфорта с французским.
Базой для новой машины повышенной комфортности стал Ту-124, который в это время как раз вставал в серию. 1 августа 1960 года вышло постановление о создании модификации Ту-124А с двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Работами по проекту сначала руководил Д.С. Марков, затем его сменил Л.Л. Селяков. На проектирование самолета ушло три года. Опытная машина была собрана в начале 1963 года. 29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР А.Д. Калиной совершил первый полет на опытном Ту-124А. Начались заводские испытания самолета.В октябре 1963 года английский лайнер ВАС111, разрабатывавшийся параллельно с Ту-124А и по той же схеме, попадает в катастрофу. Она подтолкнула ОКБ Туполева к установке горизонтального оперения увеличенной площади. Возросшие характеристики самолета требовали новой силовой установки. Ей стал разработанный ОКБ П.А. Соловьева (сегодня «ОДК-Авиадвигатель», входит в Ростех) двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.
С ноября 1963 года самолет получает новое имя − Ту-124А (Ту-134). Ведущий конструктор проекта Александр Шенгардт объяснял изменения в названии так: «Пошла речь о премии, а старый индекс (124) «не тянул». Поэтому, зная особенности делопроизводства, мы во всех бумагах стали писать Ту-124А (Ту-134). Громоздко и неудобно, но деловые люди довольно быстро привыкли к индексу 134, и мы стали писать Ту-134».
Испытания и доводка самолета заняли еще четыре года и три месяца. В сентябре 1967 года Ту-134 совершает первый пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Адлер.
Больше полувека в небе
Новый самолет полюбился и летчикам, и руководству страны, и простым пассажирам. Для того времени он отличался высоким уровнем комфорта. За длинный и узкий фюзеляж Ту-134 прозвали «стилягой», а за характерный высокий звук двигателей − «свистком». Одним из отличий первых модификаций была стеклянная носовая кабина штурмана, от которой позже отказались.
Сначала самолет обслуживал в основном международные линии и связывал Москву с крупными городами, однако с начала 1970-х Ту-134 становится главной рабочей лошадкой региональных рейсов. Важным преимуществом «сто тридцать четвертого» стала его возможность пользоваться короткими взлетными полосами низкого качества, которые часто встречались в региональных аэропортах.
Первым в отечественном авиастроении Ту-134 и все его модификации получили сертификацию международного уровня. Из 852 машин, построенных до закрытия программы в 1984 году, 134 машины было поставлено на экспорт соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны. К началу 1990-х только в СССР «сто тридцать четвертые» перевезли около 500 млн пассажиров.
Фото: Pavel Adzhigildaev / wikimedia.org
За первой моделью последовали улучшенные модификации и специальные версии. Например, Ту-134УБЛ для обучения летчиков дальней авиации, VIP-модификация Ту-134А-3М, Ту-134БВ для доставки космических челноков, летающая лаборатория Ту-134ЛК, сельскохозяйственный Ту134СХ и другие.
За долгие годы эксплуатации Ту-134 подтвердил свою надежность и экономичность. Интересно, что в начале 1990-х годов случилась волна «репатриации» самолета: еще не выработавшие ресурс Ту-134 выкупались Россией у бывших соцстран для местного использования. К 2000-м годам полностью амортизировавшиеся по стоимости Ту-134 оказались очень выгодными в экономическом плане.
Основной эксплуатант «небесного стиляги», компания «Аэрофлот», продолжала поднимать его в небо до конца 2007 года. Путь в Европу для Ту-134 был закрыт еще в 2002 году – самолет не проходил по новым шумовым требованиям Евросоюза. Коммерческая эксплуатация самолета на российских регулярных линиях закончилась 20 мая 2019 года – после полета из якутского Мирного в Иркутск Ту-134 отправился в музей истории авиации. Однако «сто тридцать четвертый» еще можно увидеть в небе – несколько десятков этих самолетов продолжает использовать Министерство обороны РФ.
Страница не найдена — Авиация России
Наверх
Это выглядит, как будто ничего не было найдено в этом месте. Может быть, попробовать поиск или один из приведенных ниже ссылок?
Поиск для:Архивы
Архивы Выберите месяц Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуA321 EI-ETJ СинайA321 VQ-BOZ ЖуковскийAir ArabiaAviareview — переводы зарубежных СМИAZUR airB737-500 VQ-BPS УсинскB737-800 FlyDubai A6-FDN Ростов-на-ДонуB737-800 VQ-BJI СочиCheckmateCR929EgyptAirFinnairHeliRussia 2022HeliRussia 2023iFlyNordwindPegas FlyQatar AirwaysRed WingsRusLineS7 AirlinesSmartaviaSSJ100 RA-89011 ЯкутскSSJ100 RA-89098 ШереметьевоTurkish AirlinesUzbekistan airwaysWizz AirАвиадартсАвиадартс-2016Авиадартс-2017АвиадвигателиАвиакомпанииАвиационные происшествияАвиация XXI векаАврораАзимутАктуальные темыАлросаАлыкель (Норильск)Ан-148 RA-61704 ПодмосковьеАн-24 RA-47366 НижнеангарскАналитика, обзоры, интервьюАнгараАрктикаАэропорты Краснодарского краяАэропорты РоссииАэрофлотБайкалБаландиноБегишевоБез рубрикиБеспилотные ЛАБизнес-джетыБомбардировщикиВертолётыВнуковоВоенные самолётыВолга-ДнепрВолгоградВоронежВыбор редакцииГагарин СаратовГибридные силовые установкиГод 2017Год 2018Год 2019Год 2020Гражданская авиацияГражданские самолёты СухогоДекарбонизацияДомодедовоЕмельяновоЖуковскийИжАвиаИзбранноеИл-114-300ИрАэроИркутскИстория авиацииИстребителиИстребители СухогоКазаньКалугаКольцовоКомиавиатрансКонвертопланыКонструкторские бюроКрылья ПобедыКурумочЛМС-901 «Байкал»МАКСМАКС 2013МАКС 2015МАКС 2017МАКС 2019МАКС 2021МАКС 2023МВЗ МиляМС-21НальчикНовости авиацииНовыйОАО Корпорация «Иркут»ОКБ ИльюшинаОКБ КамоваОКБ ЛавочкинаОКБ МясищеваОКБ СухогоОКБ ТуполеваОКБ ЯковлеваОперация в СирииОтмена рейсов в ЕгипетПервый полётПермьПлатовПобедаПолярные авиалинииПулковоРоссияРощиноРСК МиГРусЛайнСамолётыСамолёты ВОВСанитарная авиацияСаратов-ЦентральныйСаратовские авиалинииСВВПСверхзвуковой самолётСеверстальСельхозавиацияСимферопольСпециальные самолётыСпонсируемый контентСпортивная и учебная авиацияСтавропольСтригиноСухой Суперджет 100ТАНТК БериеваТВРС-44ТерновкаТехнологииТОиРТолмачёвоТранспортные самолётыТу-154 RA-85572 СочиУничтожение Су-24 в СирииУральские авиалинииФоторепортажШереметьевоШирокофюзеляжный дальнемагистральный самолётЭнциклопедия Су-57Этот день в истории российской авиацииЮВТ АэроЮТэйрЯкутияЯмалПервый полет Туполева Ту-134
Ровно 59 лет назад 29 июля 1963 года в небо поднялся в небо первый прототип Ту-124А, СССР-45075. Дизайн авиалайнера советской постройки был вдохновлен французскими Sud Aviation Caravelle и ее задние двигатели.
Преимущество размещения двигателей в задней части самолета заключалось в том, что это обеспечивало более плавный обтекание крыльев воздушным потоком и снижение шума в салоне. Однако размещение двигателей сзади изменило центр тяжести по отношению к центру подъемной силы, создаваемому крыльями. Это потребовало большего хвоста, что также увеличило вес сзади.
Sud Aviation Caravelle послужила прототипом для Ту-134. Фото: Мишель Гиллиан через Wikimedia Commons.
Французская «Каравелла» послужила источником вдохновения для создания Ту-134
Во время визита во Францию в 1960 году лидер Советского Союза Никита Хрущев полетал на «Каравелле» и был настолько впечатлен тишиной салона, что поручил Туполеву построить аналогичный самолет. Потребность в самолете также усугублялась тем фактом, что Аэрофлот стремился заменить свои старые Ил-14 реактивными самолетами большей вместимости.
В то же время, когда Туполев строил Ту-134, в Великобритании ВАС строила One Eleven с задним расположением двигателя. 22 октября 1963 года во время проверки способности самолета сваливаться хвостовое оперение застряло в следе от крыльев, что не позволило самолету выйти из сваливания. Впоследствии самолет разбился, в результате чего погибли все семь человек на борту. В результате крушения One Eleven Туполев увеличил хвостовое оперение Ту-124А на 30%.
Ту-134 стал первым советским самолетом, получившим международную сертификацию
Так как Аэрофлот хотел самолет большего размера, чем планировалось в КБ, были внесены изменения, и 20 ноября 1963 года был показан Ту-134. В 1967 году Ту-134 стал первым советским самолетом, допущенным к полетам по международным маршрутам после получения сертификата Международной организации гражданской авиации.
Ту-134 авиакомпании «Ямал». Фото: Александр Маркин через Wikimedia Commons.
Первый коммерческий рейс Ту-134 состоялся в том же году, когда Ту-134 вылетел из Москвы в черноморский курорт Сочи. Поскольку Ту-134 был сертифицирован для международных полетов, Аэрофлот использовал свои Ту-134 для полетов за пределами страны. В 1968 Ту-134 купили восточногерманские авиакомпании Interflug, LOT Polish Airlines и Malev Hungary Airlines. Теперь, имея в своем парке больше Ту-134, Аэрофлот начал использовать самолеты для внутренних рейсов в 1972 году, выполняя рейсы из международного аэропорта Шереметьево в Москве (SVO) по следующим направлениям:
- Баку
- Ереван
- Киев
- Кишинёв
- Краснодар
- Ленинград
- Омск Рига
- Сочи
Ту-134 был шумным самолетом
Вначале Ту-134 заработал репутацию надежного и более эффективного самолета по сравнению с ранее разработанными советскими самолетами. Его недостатком было то, что он был очень шумным, и его запретили использовать в аэропортах Западной Европы, когда в 2002 году вступили в силу более строгие правила. В 2006 году все еще летало 245 Ту-134, 162 из которых находились в России.
Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр» разбился при посадке в густом тумане. Фото: Артем Катранжи через Wikimedia Commons.
После авиакатастрофы со смертельным исходом в марте 2007 г. с участием Ту-134 авиакомпании «ЮТэйр» Аэрофлот объявил о выводе из эксплуатации своего флота, при этом последний Ту-134 был выведен из эксплуатации в январе 2008 г. Другие, однако, остались в эксплуатации дочерних компаний Аэрофлота, выполняющих рейсы внутренние маршруты.
20 июня 2011 г. рейс 9605 авиакомпании «РусЭйр» потерпел крушение при попытке приземлиться в аэропорту Петрозаводск (ПЭС) в густом тумане. Из 52 пассажиров и членов экипажа выжили только пятеро. В ответ на катастрофу президент России Дмитрий Медведев приказал вывести из эксплуатации все Ту-134 к 2012 году9.0003
Ту-134 Красти
Российские авиакомпании прекратили регулярные пассажирские рейсы Ту-134. Однако самолет до сих пор эксплуатируется для перевозки грузов и в качестве бизнес-джета. 20 мая 2019 года советский узкофюзеляжный авиалайнер Ту-134 совершил последний регулярный пассажирский рейс в России. АЛРОСА стала последней авиакомпанией в стране, которая в последние годы эксплуатировала два таких реактивных авиалайнера на пассажирских маршрутах в Сибири. Сирия, Судан и Северная Корея остались единственными эксплуатантами Ту-134, выполняющими регулярные пассажирские рейсы по всему миру. В 2002 году авиалайнер был запрещен к международным перевозкам. Согласно новым стандартам шума ИКАО, Ту-134 был признан слишком шумным.
Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский лайнер, первый полет которого состоялся в 1963 году. Ту-134 появился на свет благодаря первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Во время поездки во Францию его заинтересовал самолет «Каравелла», имевший по сравнению с советскими лайнерами низкий уровень шума в салоне. Вернувшись на родину, Хрущев встретился с Туполевым и поделился своими наблюдениями. Пассажирский лайнер Ту-134 оказался одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Он оставил свой след в истории как самый массовый самолет, выполнявший подавляющее большинство пассажирских ближнемагистральных перевозок.
Салон оборудован большими круглыми иллюминаторами и 3 туалетами. Стулья расставлены по схеме 2+2. Ту-134 может взять на борт от 80 до 96 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2100 км.
Построено 854 самолета, Ту-134 был одним из самых массовых авиалайнеров в СССР. Широко экспортировался в страны Варшавского договора. Первоначальная конструкция Ту-134 была очень похожа на Ту-124 и какое-то время обозначалась как Ту-124А. Он был разработан и впервые построен для замены регионального самолета Ту-124. А первый взлет новый самолет совершил в 1963 под названием Ту-124А. В 1965 году самолет был переименован в Ту-134, а через год на Харьковском авиационном заводе было начато его серийное производство. Туполев решил изменить конфигурацию самолета, чтобы он имел двигатели, установленные в задней части фюзеляжа, и Т-образное хвостовое оперение, что привело к новому обозначению. Этот самолет был разработан на основе предыдущих моделей Ту-104 и Ту-124, наиболее важным отличием были два реактивных двигателя, установленных в задней части самолета, и Т-образное хвостовое оперение.
Ту-134 стал первым советским авиалайнером, прошедшим сертификацию Международной организации гражданской авиации (ИКАО), что позволило использовать его на международных линиях. В течение многих лет Туполев Ту-134 был стандартным ближнемагистральным реактивным авиалайнером в Советском Союзе и Восточной Европе. Ту-134 стал первым советским пассажирским авиалайнером, сертифицированным по западным стандартам летной годности. Самолет Ту-134 вошел в историю гражданской авиации России как самый массовый самолет. Ближнемагистральный реактивный самолет ТУ134 стал одним из самых успешных проектов пассажирского авиастроения. Самолет доказал свою надежность, пригодность для любых условий эксплуатации и долгий путь безаварийной эксплуатации с Аэрофлотом и многими другими авиалайнерами в России и зарубежных странах. Ту-134 может долететь практически до любого аэропорта России и стран СНГ.
С момента ввода в эксплуатацию он использовался Аэрофлотом практически на всех коммерческих направлениях Восточной и Западной Европы, кроме Мадрида и Лиссабона. Ту-134, пилотируемый экипажем А. С. Гаврилова, совершил первый международный рейс из Москвы, аэропорт Шереметьево, в Стокгольм 12 сентября 1967 г.
Этот самолет эксплуатировался на внутренних авиалиниях России, в странах СНГ, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» использует этот самолет в основном для полетов в Санкт-Петербург, Волгоград, Пермь, Киев, Калининград, Астрахань, Минводы, Челябинск, Уфу, Днепропетровск, Ригу, Самару, Сочи, Архангельск, Нарьян- Мар, Омск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Тюмень, Казань, Минск, Симферополь. Такая огромная популярность и широкое промышленное использование этого самолета были обусловлены его простотой в эксплуатации, удобством пилотирования и достаточным комфортом для пассажиров. Восточногерманская авиакомпания «Интерфлюг» (1968), а позже «ЛОТ» (Польские авиалинии) стали первыми иностранными авиакомпаниями, приобретшими Ту-134. С принятием главы 3 Приложения 16 ИКАО, ужесточившей требования к самолету по шуму и другим эмиссиям, дверь в Европу для Ту-134 закрылась.
Первый серийный Ту-134 с двигателями Д-30 поднялся в небо в 1966 году. В сентябре 1967 года был выполнен первый полет с пассажирами на борту по маршруту Москва-Адлер. С этого времени началось активное использование этой выдающейся крылатой машины. По уровню шума и вибрации в пассажирском салоне Ту-134 долгие годы оставался самым комфортным лайнером. Как и большинство российских самолетов того времени, Ту-134 не мог конкурировать с западными образцами из-за малоэффективных двигателей. По состоянию на 2005 год несколько сотен самолетов Ту-134 все еще находились в эксплуатации в России и за рубежом. Эта модель до сих пор в небольшом количестве используется несколькими восточноевропейскими и российскими авиакомпаниями, но и там дни этого самолета подходят к концу. Туполев занимается модернизацией самолета, продлением срока службы, оснащением современным бортовым оборудованием и авионикой. Модернизация VIP-класса очень популярна.
За всю историю существования Аэрофлота парк компании насчитывает более 600 самолетов Ту-134. Средний пассажиропоток на самолетах Ту-134 от общего количества всех пассажиров, обслуженных Аэрофлотом, составил 7-9%. За период с 1995 по 2007 год самолеты Ту-134 доставили в пункты назначения чартерными и регулярными рейсами более 6,3 млн пассажиров, почти 18 тыс. тонн грузов. По некоторым оценкам, за весь период эксплуатации эти самолеты перевезли более 10 миллионов пассажиров и более 30 тысяч тонн почты и грузов.
Ту-134 всегда хвалили за надежность и выдающиеся технические характеристики. В отличие от многих современных самолетов, он может безопасно взлетать и садиться при сильном боковом ветре до 20 м/с и встречном ветре до 30 м/с. Техническое обслуживание самолетов Ту-134 и обеспечение их соответствия нормам безопасности полетов, а также регулярное техническое обслуживание осуществляются УВД АТК Аэрофлота. И за все время эксплуатации эти самолеты подвергались постоянной модернизации, в том числе увеличению летного ресурса, установке нового бортового оборудования и авионики.