МиГ-41 — последние новости сегодня
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
За период
материалов
Еще
МиГ-41АвторыРоссияМиГ-31США
Еще
МиГ-41РоссияМиГ-31
Еще
МиГ-41В миреСССРКитайМиГ-31МиГ-29Россия
Еще
МиГ-41МиГ-31МиГ-25Су-57Россия
Еще
МиГ-41БезопасностьТехнологииРостехМиГ-31МиГ-25
Еще
МиГ-41В миреСШАСу-35Як-141МиГ-29Воздушно-космические силы РоссииПАК ДАСу-57Россия
Еще
МиГ-41В миреСШАЯк-141МиГ-35МиГ-31МиГ-29Воздушно-космические силы РоссииПАК ДАСу-57Россия
Еще
МиГ-41БезопасностьВиктор БондаревМиг-31БММинистерство обороны РФ (Минобороны РФ)Россия
Еще
МиГ-41Новое оружие РоссииИлья ТарасенкоМеждународный военно-технический форум «Армия-2017″Россия
Вход на сайт
Почта
Пароль
Восстановить пароль
Зарегистрироваться
Срок действия ссылки истек
Назад
Регистрация на сайте
Почта
Пароль
Я принимаю условия соглашенияВойти с логином и паролем
Ваши данные
Восстановление пароля
Почта
Назад
Восстановление пароля
Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес
Восстановление пароля
Новый пароль
Подтвердите пароль
Написать автору
Тема
Сообщение
Почта
ФИО
Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Задать вопрос
Ваше имя
Ваш город
Ваш E-mail
Ваше сообщение
Сообщение отправлено!
Спасибо!
Произошла ошибка!
Попробуйте еще раз!
Обратная связь
Чем помочь?
Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами
Обратная связь
Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.
Разблокировать аккаунт
Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов
Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Разблокировать аккаунт
Имя в чате
Дата сообщения
Время отправки сообщения
Блокировался ваш аккаунт ранее?
ДаНет
Сколько раз?
Удалили мое сообщение
Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Удалили мое сообщение
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите, или выберите скриншот
Связаться с нами
Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:
Ссылка на материал
Опишите проблему
Перетащите,
или выберите скриншот
Связаться с нами
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите,
или выберите скриншот
Показать
Таинственный российский истребитель МиГ-41: что известно о супер-самолете
https://ru. sputnik.kz/20210105/rossiyskiy-istrebitel-mig-41-15925218.html
Когда взлетит российский истребитель-перехватчик МиГ-41
Когда взлетит российский истребитель-перехватчик МиГ-41
Россия освоила технологию серийного производства истребителей пятого поколения Су-57 и уверенно продвигается к созданию сверхсекретной, супербыстрой и… 05.01.2021, Sputnik Казахстан
2021-01-05T13:47+0600
2021-01-05T13:47+0600
2022-02-01T14:05+0600
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik.kz/img/07e5/01/05/15925044_0:372:2642:1866_1920x0_80_0_0_e05423df1ef59de98707ce6e6917ee4d.jpg
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2021
Александр Хроленко
https://sputnik.kz/img/336/58/3365824_30:0:180:150_100x100_80_0_0_6bb0788869f15d4704ba2a7827427611.jpg
Александр Хроленко
https://sputnik.kz/img/336/58/3365824_30:0:180:150_100x100_80_0_0_6bb0788869f15d4704ba2a7827427611. jpg
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kz/img/07e5/01/05/15925044_0:289:2642:1949_1920x0_80_0_0_5fe1606360931a7822e7ff3ce48c0e7a.jpg
1920
1920
true
Sputnik Казахстан
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Александр Хроленко
https://sputnik.kz/img/336/58/3365824_30:0:180:150_100x100_80_0_0_6bb0788869f15d4704ba2a7827427611.jpg
колумнисты
колумнисты
Начало серийного производства истребителей Су-57 летом 2020 года позволяет направить все целевые средства и научно-технические ресурсы российского ОПК на ускоренную реализацию проекта шестого поколения – МиГ-41, в основу которого заложена концепция уникального истребителя-перехватчика МиГ-31. Основа, достойная самого пристального внимания.
© Sputnik / Андрей Станавов / Перейти в фотобанкРоссийские многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 на воздушном параде Победы в Москве
Российские многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 на воздушном параде Победы в Москве
© Sputnik / Андрей Станавов
/
Перейти в фотобанк
Крейсерская скорость предшественника – МиГ-31 – составляет рекордные 2,3 Маха (максимальная – 2,8 Маха). Тяжелый истребитель-перехватчик четвертого поколения МиГ-31 считается наиболее могущественным воздушным бойцом в мире, несмотря на появление боевых машин пятого поколения. Истребитель способен нести арсенал весом более 9 тонн со скоростью 3000 км/час, и применять оружие на высотах до 25 тысяч метров. МиГ-31БМ с гиперзвуковыми ракетами за несколько минут поднимается с аэродрома и выходит на рубеж атаки – целями являются командные пункты, авианосцы, другие важные военные объекты противника на удалении до 3000 км (без дозаправки).
© Sputnik / Павел Львов / Перейти в фотобанкВоенный самолет в небе
Военный самолет в небе
© Sputnik / Павел Львов
/
Перейти в фотобанк
Разработанная для МиГ-31 ракета Р-37 «воздух-воздух» способна поражать самолеты АВАКС, воздушные командные пункты и танкеры на дальности до 400 км. В сфере ПВО-ПРО четыре истребителя МиГ-31 могут контролировать воздушное пространство в 1000 км по фронту, и на 300 км в глубину. Бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой «видит» цели на малых, средних и больших высотах на дистанции до 320 км. Самолет автоматически сопровождает до 10 целей, и отбирает четыре – шесть приоритетных – для одновременного поражения на удалении до 200 км.
На фоне выдающихся характеристик истребителя-перехватчика МиГ-31 четвертого поколения появление в небе МиГ-41 шестого поколения может показаться фантастическим, нереальным, и все же самолет существует не только в чертежах.
Могущество 6-го поколения
Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата МиГ-41 разрабатывается на замену высотному перехватчику МиГ-31. Есть уверенность: корпорация «МиГ» поднимет в воздух истребитель-перехватчик шестого поколения в ближайшие годы. Отдельные признаки указывают на огромный качественный скачок.
Еще на стадии опытно-научных работ по МиГ-41, в августе 2018 года, генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил, что технологически совершенно новый самолет будет летать на скоростях 4-5 Махов, то есть свыше 6000 км/час, и выполнять задачи в космосе. Известно, что разрабатывается пилотируемый аппарат с перспективой перехода к производству базовой беспилотной версии истребителя шестого поколения МиГ-41.
В небе над Казахстаном все спокойно – силы ПВО отразили «нападение» с воздуха
Объем и характеристики вооружения остаются нераскрытыми, но можно предположить, что новейший МиГ-41 наверняка унаследует от МиГ-31БМ авиационный комплекс «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой, для которой «прозрачны» все существующие и перспективные системы ПВО-ПРО вероятного противника на дальности до 2000 км. Ранее экс-главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил журналистам, что МиГ-41 будет нести ракеты дальнего действия Р-37 «воздух-воздух», «а также совершенно новые ракеты». Истребитель-перехватчик будет иметь выдающиеся летные качества, а его вооружение заметно добавит прочности противоракетной обороне России.
Сегодня создаются авиационные ракеты нового поколения, стремительно развивается лазерное оружие. По информации «Известий», истребитель шестого поколения будет нести «многофункциональную ракетную систему-перехватчик большой дальности, способную поражать гиперзвуковые ракеты».
Как российский Су-57 изменит расклад сил в Средиземноморье?
Специализированное издание Military Watch в своих оценках и прогнозах пошло дальше: гиперзвуковой самолет МиГ-41 будет сочетать в себе преимущества перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, значительно усовершенствует их за счет технологий следующего поколения, и сможет угрожать космическим аппаратам противника.
Аналитическое издание The National Interest посвятило МиГ-41 целую серию публикаций, в одной из них отмечается, что российский таинственный стелс-истребитель шестого поколения может «изменить правила игры», и с этим трудно не согласиться.
Конструктивные особенности
Если судить по проектным характеристикам и изображениям перспективных самолетов, истребитель МиГ-41 создается по принципу летающего крыла. Это обеспечит высокую маневренность, малозаметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость – свыше 4500 км/час. Здесь необходимо помнить, что перехватчик четвертого поколения МиГ-31 выдерживает длительные динамические и температурные нагрузки за счет конструкции прочного корпуса, состоящего на 50% из стали, на 33% из алюминиевых сплавов и на 16% из титана. Вероятно, МиГ-41 станет средоточием космических технологий и композитных материалов, невидимых для радаров, устойчивых к перегрузкам, высоким и низким температурам (на скоростях близких к гиперзвуку летательный аппарат окутывает облако плазмы, при этом предшественник – МиГ-31 – успешно эксплуатировался на ледовых аэродромах Земли Франца-Иосифа за Полярным кругом).
Для чего Казахстану американские самолеты-разведчики?
Конструкторам предстоит решить сложнейшие технологические задачи. В частности, «привить» дальнему истребителю-перехватчику искусственный интеллект. Все-таки роботизированные системы управления быстрее реагируют на угрозы и цели, без проблем преодолевают запредельные перегрузки, выполняя маневры на скоростях, близких к гиперзвуковым (физиологические возможности человека ограничены).
Специалисты многих стран с нетерпением ожидают первого полета самого быстрого в мире истребителя МиГ-41. По оценке генерала-полковника Виктора Бондарева, в войска новая машина сможет поступить не раньше 2025 года.
Реализация проекта многофункционального истребителя МиГ-41 – не простая замена МиГ-31, а технологическая революция, формирование базовых параметров истребительной авиации шестого поколения. И здесь Россия впереди планеты всей.
Российская оборонная промышленность слишком занята, чтобы заняться еще одним проектом истребителя?
Исправление: в предыдущей версии этой истории ошибочно приводилось мнение аналитика об интересе Китая и Индии к МиГ-41. Аналитик считает маловероятным, что какая-либо из стран захочет участвовать в разработке самолета.
МОСКВА — На этой неделе Ростех объявил о начале разработки МиГ-41, истребителя пятого поколения, предназначенного для замены находящихся на вооружении российских самолетов МиГ-31. Однако на фоне ряда других текущих военных аэрокосмических проектов эксперты задаются вопросом, есть ли у промышленности ресурсы для производства самолета к установленному сроку 2030 г.
МиГ-31 поступил на вооружение Советских Вооруженных Сил в 1980 году и в 1990 году был модернизирован до МиГ-31БМ. Долгое время ожидалось, что МиГ-41, первоначально разработанный Объединенной авиастроительной корпорацией, дочерней компанией Ростеха, заменит устаревающие реактивные самолеты. Работа над новым самолетом началась в 2010 году в конструкторском бюро ОАК имени Микояна и авиационном заводе «Сокол», базирующихся в Нижнем Новгороде, примерно в шести часах езды от Москвы.
По сообщениям российских СМИ, МиГ-41 будет оснащен технологией малозаметности, будет развивать скорость 4-4,3 Маха, нести противоспутниковые ракеты и сможет выполнять задачи в арктических и ближних космических условиях.
В случае принятия на вооружение МиГ-41 станет вторым в стране истребителем пятого поколения после Су-57, разработанного дочерней компанией ОАК «Компания «Сухой» и прошедшего первые летные испытания в 2010 году.
Су-57 разбился во время летных испытаний в декабре 2019 года. Пилот выжил, покинув самолет на катапультном кресле. Представители Минобороны тогда заявили газете «Ведомости», что авария могла быть вызвана техническими неполадками в системе управления. Для расследования аварии была создана правительственная комиссия, но публичный отчет не был подготовлен.
В том же году российские военные закупили 76 самолетов Су-57. Стоимость одного Су-57 может составить около 3 миллиардов рублей (40 миллионов долларов США), сообщили в том же году «Известия» со ссылкой на источники в оборонном ведомстве. На самолете установлен двигатель АЛ-41Ф1, который также используется на реактивном Су-35. Однако в настоящее время местное КБ Люлька разрабатывает новый двигатель для Су-57.
По словам директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, разработка этого двигателя является приоритетной задачей оборонной промышленности России. По его словам, эти основные усилия отнимают столь необходимые ресурсы для нового самолета.
Аналитик из Лондона поддержал опасения Пухова, выразив скептицизм в отношении того, что Россия «сможет разработать, изготовить и ввести в эксплуатацию [самолет] в предполагаемые сроки».
Дуглас Барри, отвечающий за военную аэрокосмическую деятельность в Международном институте стратегических исследований, сказал, что российский аэрокосмический сектор уже занимается многочисленными проектами, включая дальнейшую разработку Су-75, модернизацию Су-34 и модернизацию различных бомбардировщиков, таких как Ту -160 Блэкджек, Ту-22М Backfire и Ту-95.
«Некоторые утверждают, что в секторе уже более чем достаточно, чтобы попытаться обойтись без дополнительного или потенциально такого сложного проекта, как новый тяжелый перехватчик, или действительно будет ли реалистичный уровень финансирования программы», он сказал.
Defense News связались с Российской авиастроительной корпорацией, дочерней компанией ОАК, участвующей в проекте МиГ-41, но фирма отказалась комментировать разработку самолета.
Со своей стороны, Пухов считает, что правительство должно отказаться от своих дорогостоящих проектов и вместо этого выделить средства на разработку дронов. «Это та сфера, в которой Россия пока отстает», — сказал он.
Он добавил, что маловероятно, что Китай или Индия захотят сотрудничать по МиГ-41. Последний вышел из совместного проекта по разработке истребителя пятого поколения на базе Су-57 в 2018 году.
«Даже если такой самолет в конечном итоге будет разработан, он — если бы он выполнял ту же роль, что и МиГ-31БМ Foxhound C — имел бы очень ограниченную экспортную привлекательность».
Об Александре Братерском
Александр Братерский — российский корреспондент Defense News. Он освещал американо-российские отношения, отношения НАТО и Ближнего Востока, а также политику России в Сирии. Ранее он работал в газетах Moscow Times и «Известиях» политическим обозревателем, а также в РИА «Новости» корреспондентом в Вашингтоне. Также он снимается в стендап-комедиях.
Поделиться:
Подробнее In Air Warfare
Paramount будет производить лопасти для африканских вертолетов типа Ми в ОАЭ
На континенте насчитывается более 23 эксплуатантов вертолетов типа Ми.
Космические силы запрашивают 1,2 миллиарда долларов на отслеживание целей «Long Range Kill Chains».
Армия США объединяет усилия по модернизации сети в одном офисе.
Пентагон выбирает австралийскую фирму для создания гиперзвукового испытательного самолета
Самолет, который будет поддерживать усилия по увеличению частоты гиперзвуковых летных испытаний, должен совершить первый полет в начале 2024 года.
Что такое «глубокое зондирование» и почему армия США так сосредоточена на этом?
«Если мы собираемся вести высокоточные стрельбы на большие расстояния, — сказал генерал армии Джеймс МакКонвилл, — вам нужно вести высокоточные стрельбы на большие расстояния».
Истребители пятого поколения — Загадка Россия
Российские представители заявили на авиасалоне в Дубае в ноябре 2021 года, что, по их мнению, ОАЭ станут одними из первых покупателей одномоторного истребителя-невидимки пятого поколения Су-75 «Шах и мат», представленного в качестве макета на авиасалоне 2021 года. авиасалон МАКС. Амбиции России — усилить парк боевых самолетов истребителями пятого поколения, чтобы не уступать США, союзникам Америки и Китаю. Более того, она хочет быть крупнейшим поставщиком таких самолетов для иностранных заказчиков. Примечательно, что экспорт истребителей этого поколения ограничен в США: запрещен экспорт тяжелого двухмоторного истребителя Lockheed Martin F-22 Raptor, а легкий одномоторный Lockheed Martin F-35 Lightning II поставляется только союзникам Америки. Что касается Китая, то он не экспортирует свой истребитель Chengdu J-20 («Могучий дракон»).
Между тем, серийное производство Су-75 планируется начать в 2026 году, а его экспортный потенциал оценивается в три сотни самолетов в течение пятнадцати лет после запуска серийного производства.
Официально оцененная стоимость одного мата составляет 30−35 миллионов долларов. Интересно, что Су-30 и Су-35 и их производные (которые, в свою очередь, являются переработанными версиями истребителя Су-27) доступны в том же ценовом диапазоне. Это означает, что Россию ожидает падение спроса на самолеты, которые она поставляет на мировой рынок почти двадцать лет. Предполагаемое падение спроса связано с более высокими требованиями клиентов и риском попасть под санкции США. Однако менее очевидной, но, возможно, более важной причиной является необходимость модернизации производственных мощностей по производству двигателей и самолетов, что требует фонда на черный день.
Проект «Шахмат» — это и политика, и экономика: это поиск долгосрочных партнеров и союзов, отказ от передачи военных технологий крупным игрокам в Азии, необходимость решения внутренних промышленных проблем России.
Производственная база и унификация авиадвигателей
Проект «Шахмат» появился неожиданно в 2021 году из-за продолжающихся изменений в производственной базе. В ведении Госкорпорации Ростех находится как производство авиадвигателей (ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), так и авиастроение в целом (ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК)). Сейчас Ростех пытается снизить издержки бизнеса предприятий, повысить их экономическую устойчивость и оптимизировать производственные цепочки в условиях ограниченных ресурсов. Кроме того, ВКС России заинтересованы в снижении эксплуатационных расходов боевой авиации и, как следствие, в дальнейшем упорядочении парка боевых самолетов в части двигателей и бортового оборудования. И хотя истребитель Checkmate был представлен как экспортно-ориентированный вариант истребителя, он также является частью этой политики.
Основным поставщиком двигателей для российских истребителей является Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОДК-УМПО). На данный момент это крупнейшее предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации как по выручке (около 100 млрд рублей (около 1,4 млрд долларов США) в 2020 году), так и по численности персонала (более 23 000 сотрудников). Основной продукцией предприятия являются двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для различных вариантов истребителей Су-30 и истребителей-бомбардировщиков Су-34, а также двигатели АЛ-41Ф1С для истребителей Су-35С, являющиеся усовершенствованной модификацией семейство АЛ-31°Ф, разработанное еще в 19 году70-х и 80-х годов. ОДК-УМПО также производит двигатели АЛ-41Ф1, которыми оснащены новейшие российские истребители Су-57, и на которые разработчики Checkmate все еще могут рассчитывать. Такие же двигатели производятся для разрабатываемого российского тяжелого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 «Охотник».
Проблема в том, что двигатель АЛ-41Ф, являющийся, конечно, тоже производным от двигателя АЛ-31Ф, используется на новых истребителях как временное решение. С начала 2010-х годов разрабатываются так называемые двигатели второго этапа («Сатурн Изделие 30») для истребителей Су-57 и Су-75 «Шахмат». В серийное производство они вряд ли пойдут раньше 2025 года. При этом производственные мощности компании не безграничны. На основании данных о поставках самолетов с двигателями производства УМПО и собственных данных предприятия текущий темп производства готовых двигателей АЛ-31°Ф и АЛ-31ФП можно оценить примерно в 140-150 шт. в год (из них семьдесят-восемьдесят единиц выпускаются по контрактам с российскими военными). При этом годовой выпуск двигателей АЛ-41Ф1С и АЛ-41Ф1 (последний выпускается серийно с 2020 года) можно оценить примерно в сорок штук.
Производство варианта АЛ-41°F будет расширяться в ближайшие годы вместе с постепенным сокращением производства двигателей предыдущих поколений. Это предположение подтверждается работами по оснащению самолетов Су-30СМ двигателями АЛ-41Ф1С и планами по использованию этих двигателей на самолетах Су-34. Двигатели АЛ-41Ф1С также могут быть поставлены для индийского варианта Су-30. Также планируется разработка высокоэффективного газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25 для газотранспортных объектов взамен АЛ-31СТ. Этот переход означает, что у УМПО останутся свободные производственные мощности, в том числе для производства двигателей «Изделие 30».
В то же время первый подписанный Минобороны контракт на поставку 76 истребителей Су-57 к 2027 году предусматривает производство ОАК двенадцати таких самолетов в год, начиная уже с 2022 года. Контракт заканчивается примерно в то время, когда ОДК-УМПО разворачивает серийное производство авиадвигателей нового поколения. Следует отметить, что до мая 2019 года Су-57 вообще не был приоритетом в рамках Госпрограммы вооружений на 2018–2027 годы (планировалось выпустить всего шестнадцать самолетов). Это стало приоритетом в результате напряженных переговоров внутри российской властной элиты.
Тем не менее, российские военные делают ставку на Су-35С в следующем десятилетии. Руководство Минобороны не испытывает оптимизма в отношении осуществимости планов по выпуску двенадцати истребителей Су-57 в год, а что касается самолетов «Шахмат», то в надежности однодвигательного варианта у российского руководства все еще есть сомнения. Это свидетельствует о наличии серьезных проблем с изготовлением как двигателей АЛ-41Ф1, так и двигателей «Изделие 30». Отсюда можно сделать вывод, что разработка нового экспортоориентированного варианта истребителя — это попытка Ростеха сделать сложный переход на новые двигатели финансово безболезненным.
Помимо проблем с переходом на производство новых типов двигателей в ОДК, в ОАК существует проблема избыточных мощностей. Объединенная авиастроительная корпорация по-прежнему управляет восемью крупными авиационными заводами, несмотря на сокращения в предыдущие годы и продолжающуюся оптимизацию производственных цепочек. У Новосибирского авиазавода самые мрачные перспективы; По госпрограмме вооружения на 2011–2020 годы завод выпускал от восьми до двенадцати истребителей-бомбардировщиков Су-34 в год. Будущее завода было поставлено под вопрос, когда программа подходила к концу. Новый контракт предусматривает дополнительные двадцать истребителей Су-34 к 2024 году. Это означает, что этот вопрос пока отложен. Тем не менее, судьба завода в 2020-х годах не снимается с повестки дня, и даже тот факт, что опытные образцы БПЛА С-70 собираются на Новосибирском авиазаводе, не решает проблемы. Развитие проекта Су-75 вкупе с планами выпуска до двадцати таких самолетов в год означает, что Ростех ищет способы сохранить ОАК в полном объеме до 2040-х годов, а не сокращать его производственные мощности. В случае успеха проекта производство истребителей Су-35С может быть перенесено из Комсомольска-на-Амуре в Новосибирск, а завод на Дальнем Востоке сосредоточится на выпуске истребителей пятого поколения.
В поисках альянсов и инвесторов
Что касается экспорта «Шахмата», то экономический аспект идет рука об руку с политическим. Если с 1992 по 2000-е годы Россия пыталась более или менее успешно привлечь западные инвестиции и технологии в свое авиастроение и другие передовые отрасли, то уже почти восемь лет это не удается. Более того, в первые постсоветские десятилетия развитие российской боевой авиации на основе советских изобретений в значительной степени финансировалось за счет экспортных контрактов.
Хотя точная цифра неизвестна, за эти годы на разработку истребителя пятого поколения Су-57 и его двигателей, а также на модернизацию соответствующих промышленных объектов было потрачено не менее нескольких миллиардов долларов. К 2010 году на Су-57 уже было потрачено 30 миллиардов рублей (около 1 миллиарда долларов), и столько же нужно было на поставку первого серийного самолета. С годами эта сумма могла только увеличиваться. Учитывая, что оценочная стоимость вышеуказанного контракта на поставку Минобороны России 76 истребителей Су-57 составляет 170 млрд руб. (около 2,6 млрд долл. на момент его подписания в 2019 г.), можно с уверенностью сказать, что это покрывает только часть стоимости постройки самолета. То есть «Шахмат», в том числе, призван компенсировать программу истребителя пятого поколения и привлечь иностранное финансирование, которое будет вложено в дальнейшее развитие боевой авиации России.
В политическом плане этот проект призван сыграть ту же роль, которую проект Су-30 играл в конце 1990-х – начале 2000-х годов в плане более тесного военно-технического, экономического и политического сотрудничества между Россией и Индией. Только на этот раз Москва явно хочет диверсифицировать свои долгосрочные партнерские отношения в пользу финансово и политически независимых, но слабых в промышленном отношении игроков. Это также может быть связано с желанием России отказаться от роли технологического донора, которую она долгое время играла для Китая и до сих пор играет для Индии, особенно с учетом того, что у Москвы пока нет большого опыта в производстве истребителей пятого поколения.