Фронтовой бомбардировщик Су-24. Летно-технические характеристики
Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Аварии и катастрофы бомбардировщиков Су-24 в России в 2004-2015 годах
11 февраля 2015, 14:30
Фронтовой бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Столь долгий срок объясняется большой сложностью и новизной задач, которые пришлось решать ОКБ совместно с военными в ходе отработки самолета. Постановлением правительства от 4 февраля 1975 года самолет был принят на вооружение.
Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им.
В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК.
От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения.
Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года.Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.
С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.
Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.
Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н» и др.
На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М «Тигр», в состав которой входят также 13 подсистем, в т. ч.: импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Орион-А», радиолокационная станция следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.
Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр УР класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М
Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;
Длина самолета — 24,53 м;
Высота самолета — 6,19 м;
Масса:
пустого самолета — 19 000 кг,
нормальная — 36 000 кг,
максимальная — 39 700 кг;
Тип двигателя — 2 ТРД АЛ‑21 Ф‑3;
Максимальная скорость:
на высоте — 2 240 км/ч,
у земли без подвесок — 1 400 км/ч;
Практический потолок — 11 000 м;
Практическая дальность — 3 800 км;
Практический радиус действия — 410-560 км;
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7;
Экипаж — 2 человека.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Бомбардировщик Су-24 🔥 конструкция, технические характеристики, модификации
Фронтовой бомбардировщик Су-24 уже более 40 лет верой и правдой служит нашей Родине. Так как самолет может наносить ядерный удар, в НАТО его прозвали ядерным «фехтовальщиком».
Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты «Air international», назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.
Рассмотрим более подробно особенности фронтового бомбардировщика Су-24, что он представляет собой, какие летно-технические характеристики имеет, модификации и вооружение.
Содержание
- История создания Су-24
- Конструктивные особенности Су-24
- Электронное оборудование Су-24М
- Летно-технические характеристики
- Вооружение Су-24
- Модификации Су-24
- Боевое применение
История создания Су-24
После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.
Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).
С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.
С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.
Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В. С. Ильюшин.
Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.
Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.
Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.
Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.
Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.
Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.
В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.
Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приемник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено слева, а штурмана справа.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолета по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно примененным именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
В ПНС-24 входят:
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприемник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Береза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики СУ-24:
- Экипаж самолета: 2 человека.
- Длина самолета: 24,594 м.
- Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
- Высота самолета: 6,193 м.
- Масса пустого самолета: 22300 кг.
- Масса снаряженного самолета: 23700 кг.
- Объем топливных баков самолета: 11860 л.
- Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
- Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
- Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).
Летные характеристики СУ-24:
- Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
- Скорость взлета: 400 км/ч.
- Скорость посадки: 310 км/ч.
- Боевой радиус: 560 км.
- Перегоночная дальность: 2850 км.
- Практический потолок высоты: 11500 м.
- Длина разбега при взлете: 1250 м.
- Максимальная перегрузка: +6,5G
Вооружение Су-24
шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 | Боекомплект 500 снарядов |
подвеска | 8 точек |
боевая нагрузка | 7500 кг |
управляемые ракеты | |
Воздух-воздух» | 2 × Р-60 (АА-8) |
«Воздух-земля» | 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 3 × Х-29Л/Т или Х-59 6 × С-25Л 2 × Х-58; |
неуправляемые ракеты | 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л 4 × 240 мм С-24 6 × 266 мм С-25 |
бомбы (все виды) | 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и др. ) 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) 38 × 100 кг (ОФАБ-100) 7 контейнеров КМГУ-2 |
контейнеры | Пушечный 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 и боекомплектом 400 снарядов |
подвесной «Фантасмагория» для целеуказания ракетам х-58 |
Х-58 или изделие Д-7 разработало МКБ «Радуга» в Дубне. Пришла на смену устаревшим Х-28. На вооружении стоит с 1978 года, а в 1992 прошла модернизацию.
Создана для уничтожения радиолокационных станций с дальностей, не контролируемых средствами ПВО. Наводится на РЛС с работой в импульсном режиме и режиме постоянной смены частоты.
Сейчас в ВКС РФ и морской авиации ВМФ РФ находится примерно 120 Су-24М разных модификаций.
Несмотря на оставшийся им малый срок службы (Принято решение до 2020 года заменить их на новейшие Су-34), эти фронтовые бомбардировщики достойно представляют нашу страну при оказании военной помощи Сирийской арабской республике в войне с террористическим Исламским государством, уверенно наносят точечные удары по складам боеприпасов, командным пунктам, колоннам наливников и скоплениям боевиков.
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт — Су-24М и 9шт — Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
Су-24 FENCER (СУХОЙ)
Су-24 FENCER (СУХОЙ)ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Самолет | РЯД ||||
Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
Су-24 FENCER (СУХОЙ)
Крылья высокорасположенные, регулируемые, стреловидные, конические. Имеются сдвоенные турбовентиляторные двигатели. Воздухозаборники сужены к корпусу, имеют прямоугольную форму и установлены на корпусе перед передними кромками крыльев. Есть двойной выхлоп. Фюзеляж длинный, стройный, с заостренной цельной носовой частью и корпусом прямоугольной формы от воздухозаборников до выхлопов. Имеются два брюшных плавника и четыре пилона. Есть пузырчатый навес. Спинной хребет простирается от кокпита до хвоста. Хвостовой плавник стреловидный и сужается с квадратным концом. Плоскости расположены высоко на фюзеляже, имеют стреловидную форму и сужаются с угловатыми концами.Варианты
Более поздние производственные марки могут иметь другие двигатели, ПОС Р-29Б @ 11500 кг.- Fencer A — начальный серийный вариант с квадратной хвостовой частью фюзеляжа.
- Су-24Б имеет скругленный фюзеляж.
- Су-24С внесены изменения в оборудование РЭБ.
- Су-24Д с возможностью дозаправки в воздухе и удлиненной носовой частью.
- Су-24Э — разведывательный вариант для ВМФ; также может нести противокорабельное вооружение.
- Fencer F возможная версия; возможно вариант РЭБ.
Страна происхождения | СНГ (бывший СССР) |
Аналогичные самолеты | |
Двое | |
Роль | |
Вооружение | |
Длина | 69 футов, 6 дюймов (20 м) |
Пролет | 56 футов, 6 дюймов (17,26 м) |
Потолок | 16500 метров |
Дальность плавания | 1930 нм |
Дозаправка топливом в полете | Да |
Внутреннее топливо | 10385 кг |
Полезная нагрузка | 8000 кг |
Датчики | РЛС Fencer, РЛС слежения за местностью, LRMTS, RWR, Усовершенствованный бомбовый прицел |
Сбрасываемые баки | Сбрасываемый бак на 3000 л с 2396 кг топлива на 233 нм диапазон |
Вооружение | Пушка: ГШ-6Н-30 30мм поворотная АС-7/9/10/11/12/14, АА-8, ФАБ-500, ТН-1000, АА-11 |
Страны пользователей |
Источники и ресурсы
ФАС | Военные | ДОД 101 | Системы | Самолет | РЯД ||||
Индекс | Поиск | Присоединяйтесь к ФАС
http://www. fas.org/man/dod-101/sys/ac/row/su-24.htm
Поддерживается Робертом Шерманом
Первоначально создано Джоном Пайком
Обновлено, суббота, 17 июня 2000 г., 15:09:30.
«Нелепо чистый» фланкер Су-24 с пятнами темно-серого покрытия; Военные наблюдатели объясняют украинскую схему окраски
Старший сержант 59-й отдельной мотострелковой бригады поделился на своей странице в Facebook фотографиями украинских солдат во время разгрома российских войск в Херсонской области. Больше всего внимания привлекла фотография Су-24М «Фланкер».
10 ноября старший сержант Виктор Залевский опубликовал фотографии украинских танков, РСЗО «Град», вертолета и бомбардировщика. Однако военные наблюдатели обратили внимание на бомбардировщик Су-24М, летевший в необычном сером камуфляже.
Самолет был сфотографирован в Херсонской области в разгар боя, сообщает украиноязычное издание.
Аккаунт Caliber Obscura в Твиттере отметил, что темный камуфляж может указывать на то, что Су-24М снят с хранения и принят на вооружение.
До смешного чистый украинский Су-24М в чёрно-тёмно-серой расцветке; очевидно, единица вернулась в строй с хранения. pic.twitter.com/4WhuGo6KAo
— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) 13 ноября 2022 г.
По данным украинских СМИ, ВВС Украины перекрашивают борта в серый пиксельный камуфляж при модернизации самолета.
EurAsian Times не смогло независимо подтвердить эти утверждения, но цветовой код украинского фехтовальщика на последнем снимке действительно выглядел темным оттенком серого или черного, как видно на изображении.
Уместно отметить, что после распада бывшего Советского Союза Украине удалось сохранить некоторые современные истребители того времени, в том числе Су-24 «Фехтовальщик».
Хотя большинство конструкторских бюро, специализирующихся на боевых самолетах, остались за пределами Украины, в ней по-прежнему имелось несколько очень квалифицированных ремонтных предприятий, которые могли обновлять унаследованный парк.
После некоторых модернизаций учебно-тренировочные МиГ-29МУ1, Су-25М1 (и двухместный Су-25УБМ1), Су-24М, Су-24МР и Л-39М1 постепенно возвращаются в строй с 2010 г. Большинство модернизированных планеров и некоторые, которые были капитально отремонтированы, а не модернизированы, замаскированы характерным рисунком серых пикселей.
Несмотря на то, что Су-24 является устаревшим истребителем советских времен, он широко применялся обеими воюющими сторонами. В то время как у России есть несколько других передовых истребителей, ВВС Украины удерживают оборону, используя свои самолеты Су-24, Су-25, Су-27 и МиГ-29 даже после девяти месяцев конфликта.
Устаревшие бомбардировщики Су-24 ВВС Украины продолжают бросать вызов всему. Ограниченное количество двухместных бомбардировщиков ВВС с поворотным крылом оказало поддержку украинским сухопутным войскам, несмотря на значительные потери в начале конфликта.
В конце октября МиГ-31, оснащенный комбинацией ракет РВВ-БД и РВВ-СД, сбил один из таких Су-24.
Су-24 — сверхзвуковой всепогодный штурмовик с двумя двигателями, крылом изменяемой стреловидности и бок о бок для двух членов экипажа. Это был первый самолет из СССР, оснащенный компьютеризированной комплексной навигационно-штурмовой системой.
В первые месяцы конфликта русские сбили 11 из примерно 12 бомбардировщиков 19-й70-х, служивших в ВВС Украины.
Часть Су-24, находящихся на длительном хранении, отремонтирована и обслужена Киевом. По состоянию на 2015 год в резерве находилось до 47 неповрежденных самолетов Су-24, в основном в Белой Церкви, городе в центральной части Украины к югу от Киева, как ранее отмечал Дэвид Экс в статье для Forbes.
В конце октября четыре поворотных бомбардировщика Су-24 «Фехтовальщик» пролетели строем над Украиной, как известно, впервые за несколько лет. В первые месяцы вторжения украинские ВВС потеряли дюжину из них в результате российских атак.
Только одна бригада тактической авиации, базирующаяся в Староконстантинове, летала на «Фехтовальщиках» — Су-24М для удара и Су-24МР для разведки.
Однако, по некоторым данным, на вооружении ВВС Украины останется не менее 50 «Фланкеров». Поэтому вполне возможно, что ВВС, которые сейчас активизировали свои контрудары по России, будут возвращать «Фехтовальщики» из складов или ремонтных мастерских туда, где им и место — в воздух!
Су-24М ВВС Украины в Староконстантинове: Wikimedia Commons 902:23 Поворотные крылья, которые Россия также использует в конфликте, обеспечивают Украине доступ к быстродействующим точным ударным средствам, которых, как считается, явно не хватает истребителям МиГ-29 Fulcrum и Су-27 Fencer, которые в огромном количестве находятся на вооружении ВВС Украины.В августе самолет был замечен с двумя ракетами класса «воздух-земля», установленными на подвижной части внешних пилонов крыла, которые поворачивались вперед-назад. Ракетами на «Фезенсере» были Х-25МЛ, также известные на Западе как АС-10 «Карен», оснащенные полуактивной лазерной ГСН.
Перед вторжением проходила модернизация разведывательных самолетов Су-24МР, также планировалось установить на Су-24М противокорабельную ракету воздушного базирования «Нептун».