Что будет с гражданской авиацией России под санкциями, самолеты на замену: МС-21, Ил-114, Ту-214, SSJ
Общество
21 июня 2022, 12:45
(обновлено: 23 сентября 2022, 17:29)
Заслуженный пилот Сытник: более 700 гражданских самолетов в РФ отправится в простой через 2-3 месяца
freepik
Читать 360tv в
Гражданская авиация России сильно пострадала из-за пандемии и западных санкций. Большая часть самолетов, которые предоставляли отечественным перевозчикам иностранные лизинговые компании, оказалась без обслуживания и возможности получить новые комплектующие. Однако все не так плохо: в России восстанавливают производство собственных самолетов, а импортные детали готовятся заменить отечественными аналогами.
Самолетов много, полетов мало
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров рассказал «360», что сегодня российская гражданская авиация насчитывает порядка 1,2-1,3 тысячи самолетов, более 600 из них иностранного производства. Из-за санкций их эксплуатация стала проблематичной: лизинговые компании отказались обслуживать суда, находящиеся в пользовании российских компаний, а также предоставлять необходимые комплектующие и расходные материалы.
«Самолеты иностранного производства перевозят порядка 90% пассажиров. В основном это самолеты Boeing и Airbus. Пока их эксплуатация продолжается, несмотря на множество созданных для нашей авиации проблем», — объяснил Гусаров.
При этом около трети всех самолетов российской гражданской авиации, по словам эксперта, не задействованы в полетных программах. Но причина не в нехватке комплектующих или самих самолетах, а в сокращении численности перелетов из-за закрытых границ — задействовать весь парк некуда.
«Сегодня за рубеж не могут летать самолеты, которые находились в лизинге от иностранных лизингодателей и которые были зарегистрированы в зарубежных реестрах. Только отдельные дружественные страны дали гарантии, что самолеты не будут задерживать, — туда они еще летают. Во все остальные страны летают либо отечественные самолеты, либо иностранные, но выкупленные и принадлежащие российским лизинговым компаниям», — добавил Гусаров.
Запчасти — вопрос времени
Вице-премьер Юрий Борисов в ходе Петербургского международного экономического форума — 2022 заявил, что в ближайшие пять лет иностранные самолеты в России продолжат летать без проблем. В будущем, по его словам, часть иностранных машин смогут разобрать на запчасти, чтобы другие суда оставались на ходу.
Заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник настроен не так оптимистично. По его словам, те самолеты Boeing и Airbus, которые остались в России, уже «стоят без запчастей», так как ни Европа, ни США, ни Китай не поставляют необходимые комплектующие из-за санкций.
«Более 700 самолетов встанут через два-три месяца. Все остановится, потому что самолет без обслуживания, без регламента и без деталей, которые вырабатывают свой ресурс, летать не может. Если деталь должна налетать пять тысяч часов, пять тысяч и один час она налетать не может, потому что что-то может случиться — это преступление», — подчеркнул Сытник.
Например, авиакомпания Azur Air уже заявила о том, что будет использовать только половину Boeing и Airbus, которые есть в летном парке.
«Это необходимое решение, чтобы обеспечить максимальную безопасность полетов, пока мы ищем новые каналы поставок запчастей», — привел выдержку из письма генерального директора «Интерфакс».
Сейчас на гражданскую авиацию уже работают заводы в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, в Самаре, Рыбинске, Перми и других городах. Однако этого, по мнению Сытника, недостаточно.
Проблема, по его словам, еще и в том, что Россия не производит расходные материалы, без которых не могут летать самолеты. По его мнению, чтобы сделать российскую гражданскую авиацию независимой от импортных товаров, необходимы значительно большие усилия.
Чтобы выпустить, допустим, МС-21 или SSJ на российских комплектующих, нужно поднять 140-160 предприятий, которые будут выпускать авионику, запасные части, двигатели и так далее. Очень много деталей, которые необходимы для самолета
Юрий Сытник.
При этом посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй заявил 17 июня о том, что Китай готов обеспечить Россию запчастями для самолетов иностранного производства. Авиакомпании, по его словам, уже работают над налаживанием поставок.
Российские самолеты на замену
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что ведомство совместно с Минтрансом уже сформировало комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Гражданской авиации планируют поставить более тысячи самолетов. Также Мантуров рассказал о планах заместить иностранные комплектующие отечественными и при необходимости модернизировать производство.
К 2030 году в России обещают построить 270 самолетов МС-21, 142 самолета SSJ New, по 70 самолетов Ил-114-300 и Ту-214, а также 12 самолетов Ил-96-300.
МС-21
Уже в ближайшее время, по словам Мантурова, «Аэрофлот» получит 300 самолетов МС-21. Роман Гусаров заверил «360», что МС-21 — один из самых перспективных современных самолетов, именно он должен стать заменой Boeing и Airbus.
«МС-21 — это самый современный в своем классе среднемагистральный самолет, который разработан в России, единственный, который был создан с нуля в XXI веке. Его аналоги — Boeing 737 и Airbus А-320 — это самолеты, которым не одно десятилетие. Они модернизируются, но модернизационный предел достигнут», — подчеркнул Гусаров.
Он добавил, что МС-21 соединил в себе все самые передовые достижения, а его перспективность только подтверждается тем, что санкции в отношении этого самолета начали вводить задолго до 2022 года, так как американские и европейские производители поняли, что российский самолет может существенно потеснить их на рынке.
«МС-21 уже сертифицирован, сейчас идет его досертификация с отечественным двигателем», — добавил Гусаров.
В декабре 2021 года стало известно, что авиакомпания «Россия» купит самолеты МС-21-300 с крылом из российских композитов, поставить их обещали уже в 2022 году. Испытания такого самолета прошли в декабре 2021 года. Однако тогда комплекты крыла из отечественных композитных материалов были готовы только для трех самолетов.
Глава Ростеха Сергей Чемезов заявлял, что уже к 2024 году серийное производство МС-21 наладят полностью из отечественных комплектующих, включая двигатель. В 2023 году компания планирует выпустить шесть самолетов МС-21, в 2024-м — 14, а к 2027 году сможет производить уже 76 машин в год.
Ил-114 и Ил-96
Еще две модели, которые упомянул Денис Мантуров как замену самолетам зарубежного производства, это Ил-96 и Ил-114.
Ил-96 — советский дальнемагистральный самолет, у этой модели не было ни одного происшествия с жертвами почти за 30 лет с момента начала эксплуатации. Однако производство Ил-96 никогда не было массовым. Согласно данным портала Russian Planes, с 1988 года в России выпустили всего 36 самолетов этой модели, 14 из них до сих пор находятся в эксплуатации.
Ил-114 — ближнемагистральный турбиновинтовой самолет, который могут использовать в перелетах по России. По словам Гусарова, он сейчас находится на этапе летных испытаний и организации серийного производства.
Ту-214
Ту-214 — это современные российские магистральные пассажирские самолеты, в их производстве, как подчеркнул Роман Гусаров, нет комплектующих иностранного производства. К 2030 году российский летный парк должен пополниться 70 такими машинами.
«Ту-204/214 — это самолеты родом из Советского Союза, при этом они современные, они даже моложе Boeing и Airbus. Здесь производство не будет масштабным, но они будут дополнением. В их составе нет ни одной импортной детали», — сказал он.
SuperJet
Еще один самолет, производимый в России, — это ближнемагистральный самолет SuperJet. Пока более 80% составляющих в производстве SSJ, по словам экспертов, покупаются и производятся за рубежом. Тем не менее самолет успешно летает, а в обозримом будущем его собираются максимально русифицировать, заменив импортные комплектующие отечественными.
При этом Роман Гусаров отметил, что полностью самостоятельного авиационного производства нет ни в одной стране мира — и это нормальная практика. Теперь же России нужно создавать полностью автономную гражданскую авиацию внутри страны, как это делал Советский Союз.
«Все покупают запчасти со всего мира. А нам, видимо, придется, как это было в СССР. И если сегодня мы производим Superjet, который на 80% состоит из импортных комплектующих, у МС-21 сейчас примерно 50% импортных комплектующих, то где-то через два года оба самолета должны пойти в серию исключительно с отечественными комплектующими и отечественными двигателями», — заключил Гусаров.
Авторы:
Дмитрий Толокевич
Авиация
Самолеты
Авиакомпании
Глава Минтранса оценил срок поддержания летной годности имеющихся у России самолетов
- Бизнес
- Андрей Злобин Редакция Forbes
Россия сможет поддерживать летную годность имеющихся самолетов около 10 лет, сообщил глава Минтранса. Он отметил, что все авиалайнеры обеспечиваются запчастями за счет «сложной логистики» и параллельного импорта, но «каннибализации» бортов нет
Западные самолеты российских авиакомпаний смогут «спокойно летать» в России до 2030 года, заявил ранее РБК глава Росавиации Александр Нерадько. Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский отметил, что компания обладает одним из самых молодых парков в мире и сможет использовать самолеты Airbus и Boeing даже после 2030 года. «Наши магистральные A319 еще десять лет будут летать без проблем. А дальше эти самолеты просто постареют», — заявил гендиректор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.
Материал по теме
Савельев сообщил, что в России в настоящее время эксплуатируются 1167 пассажирских авиалайнеров, при этом ни один из них не разобран полностью на запчасти. «У нас нет «каннибализации», как мы предполагали. Все самолеты в нормальном режиме работают, мы все так или иначе обеспечиваемся запчастями», — сообщил он. Глава Минтранса подчеркнул, что все эти запчасти сертифицированные и их «не на коленке кто-то сделал». «Да, есть сложная логистика, есть параллельный импорт — тем не менее, все работает», — объяснил он.
В январе «Известия» сообщили, что в России узаконили «каннибализацию» самолетов по просьбе авиакомпаний, объяснявших это необходимостью «гибко управлять исправностью парка». Источники издания в авиаотрасли рассказали, что в конце декабря правительство разрешило российским авиакомпаниям и предприятиям снимать исправные запчасти с одних самолетов для установки на другие. Коме того, было разрешено устанавливать неоригинальные иностранные запчасти и продлевать сроки техобслуживания авиалайнеров.
Материал по теме
Нерадько раскритиковал термин «каннибализация», отметив, что перестановка исправных запасных частей с самолета на самолет практиковалась «всегда и везде, в том числе и во времена Советского Союза».
В феврале 2022 года США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели санкции против российской авиаотрасли, прекратив поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей и обязав лизингодателей забрать уже предоставленные в аренду лайнеры. В марте 2022-го президент Владимир Путин разрешил регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных компаний, в России.
Современные авиалайнеры — Иркут МС21
ИСТОРИЯНад головой пролетает Иркут МС-31-300. Крыло МС-21 изготовлено из композитов, как и многие современные авиалайнеры, однако, похоже, что «Иркут» счел целесообразным исключить любые законцовки или законцовки крыла для борьбы с вихрями на законцовках крыла. Будет интересно посмотреть, будут ли они добавлены в более поздних версиях.
В области, где так долго доминировали Boeing 737 и Airbus A320, появился новый игрок.
Иркут МС-21 (Иркут МС-21) — узкофюзеляжный узкофюзеляжный двухреактивный узкофюзеляжный самолет, который является большим шагом вперед для авиалайнеров российской постройки.
Оснащенный композитным крылом и новым реактивным двигателем собственной разработки, Иркут МС-21 является частью усилий по уменьшению зависимости от западных технологий и продуктов. В то время как МС-21 в настоящее время проходит сертификацию и испытания с использованием реактивного двигателя Pratt and Whitney PW1400G, в качестве альтернативы будет предложен отечественный российский двигатель — ТРДД ПД-14 «Авиадвигатель».
Иркут МС-21 регистрационный номер 73053 Планер 002.
Самолет МС-21 разработан ОКБ Яковлева по проекту Иркута, филиала Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Идея заключалась в том, чтобы предложить альтернативу Boeing 737 и Airbus A320. Хотя поначалу это может быть трудно продать из-за того, что варианты Boeing и Airbus имеют за плечами многолетний проверенный послужной список, первоначальной целью будет продажа их дома, в России.
Устаревшие и устаревшие авиалайнеры, такие как ТУ-134, ТУ-154, ТУ-204 и ЯК-42, будут очевидными кандидатами на замену. Первоначальным вариантом МС-21 будет более длинный МС-21-300, за которым в будущем последуют более короткие МС-21-200.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Иркут МС-21 Таблица технических характеристикТип | Иркут МС-21-200 | Иркут МС-21-300 |
---|---|---|
Первый полет | — | 28 мая 2017 г. |
Экипаж | 2 | |
Пассажиры | Два класса 132 (120Y / 12J) Один класс 165 | Два класса 163 (147Y / 16J) Один класс 211 |
Ширина (внутренняя) | 3,81 метра (12 футов 6 дюймов) | |
Ширина (внешняя) | 4,06 метра (13 футов 4 дюйма) | |
Длина самолета | 36,8 метра (121 фут) | 42,2 метра (138 футов) |
Высота хвоста | 11,5 м (38 футов) | |
Размах основного крыла | 35,9 метра (118 футов) | |
Максимальная взлетная масса | 72 560 кг (159 970 фунтов) | 79 250 кг (174 720 фунтов) |
Максимальный посадочный вес | 63 100 кг (139 100 фунтов) | 69 100 кг (152 300 фунтов) |
Максимальная полезная нагрузка | 18 900 кг (41 700 фунтов) | 22 600 кг (49 800 фунтов) |
Топливный бак | 20 400 кг (45 000 фунтов) | |
Двигатели x 2 | Pratt & Whitney PW1400G / Авиадвигатель ПД-14 | |
Тяга двигателя x 2 | PW1428G 120 кН (28 000 фунтов силы) | PW1431G 140 кН (31 000 фунтов силы) |
Диапазон | 6400 км (3500 морских миль) | 6000 км (3200 миль) |
Ожидаемый ввод службы | уточняется | 2022 (подлежит уточнению) |
Проект «Иркут МС-21» стартовал в 2007 г.
, когда 8 июня 2016 г. из цеха в Иркутске, Восточная Сибирь, был вывезен первый прототип самолета. Затем в начале мая последовали обширные наземные испытания, такие как испытания ВСУ, руление и взлетно-посадочная полоса. рулонные испытания.В феврале 2017 года кессон крыла Иркут МС-21 выдержал 90% испытаний на предельную статическую нагрузку. Это не дало 100% результата. Это обычное дело, поскольку производители самолетов пытаются сбалансировать надежность со слишком большим весом. После доукомплектования 25-килограммовой арматурой был достигнут 100-процентный результат.
28 мая 2017 года первый полет МС-21 был очень коротким по обычным меркам. Новый самолет находился в воздухе 30 минут, набирая высоту не более 1000 метров (3280 футов) и удерживая скорость до 162 узлов (300 км/ч). После полета министр промышленности Денис Мантуров заявил, что эксплуатационные расходы нового авиалайнера будут на 12–15% ниже, чем у современных авиалайнеров, и что он ожидает, что в период с 2017 по 2037 год будет продано 1000 самолетов.
История.
Иркут МС-21-300 взлет. Взлет первого прототипа Иркут МС-21-300. Обратите внимание, таран под фюзеляжем в хвосте срабатывает в том случае, если пилот переваривает взлетный оборот и врезается хвостом в землю.
В августе 2017 года первый прототип совершил 9 испытательных полетов с упором на управляемость и устойчивость на всех этапах полета, на разных высотах и скоростях. во время этих первоначальных испытаний прототип был оснащен более чем 500 датчиками деформации. Они были разработаны для наблюдения за каждой частью самолета, поскольку он подвергался различным испытаниям. Таким образом, любые непредвиденные напряжения или нагрузки могут быть обнаружены и при необходимости устранены.
После завершения этих испытаний 17 октября 2017 года первый опытный образец совершил свой первый длительный шестичасовой перелет из Иркутского авиационного завода в аэропорт Раменское в Москве. Расстояние в 4500 км (2400 морских миль) было преодолено на высоте 10 000 метров (32 800 футов). Дальнейшие испытания проводились за пределами аэропорта Раменское, включая испытания на высоте до 12 000 метров (39 370 футов).
Иркут МС-21-300 совершил первый полет в Иркутске.
В декабре 2021 года Иркут МС-21 получил первоначальный сертификат типа от Росавиации, авиационного регулятора России. Сертификация проводилась для МС-21 с двигателями Pratt and Whitney PW1400G. Сертификация Иркута МС-21 с двигателями ПД-14 российского производства будет проведена чуть позже.
К 2018 году было уже 175 твердых заказов на МС-21, и ожидается, что эти клиенты начнут получать свои первые самолеты в 2022 году. дочерняя компания Аэрофлота, по сути, самая крупная.
Из-за санкций, наложенных на Россию в результате российско-украинской войны, версия с двигателем Пратта и Уитни не будет принята на вооружение. Вместо этого клиентам придется ждать МС-21-310 с двигателем ПД-14 российского производства, производимым Объединенной двигателестроительной корпорацией.
Первые поставки запланированы на 2024–2025 годы, поскольку импортные детали заменяются аналогами местного производства.
Иркут Модель МС-21-300.
МС-21 Иркута, наконец, российский пассажирский самолет, чтобы конкурировать с Boeing, Airbus?
ЖУКОВСКИЙ: В среду Россия представила клиентам свой новый пассажирский самолет МС-21, заявленный как конкурент Boeing и Airbus, несмотря на то, что проект зашел в тупик из-за санкций и сбоев с его предшественником Sukhoi Superjet.
900:02 Новый самолет был представлен на подмосковном авиасалоне МАКС, который президент Владимир Путин официально открыл во вторник вместе со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.Он поднялся в воздух, чтобы выступить перед потенциальными клиентами после более чем десятилетнего производства с многочисленными задержками.
Произведенный сибирским производителем «Иркут», среднемагистральный самолет вмещает до 211 пассажиров и имеет дальность полета 6000 километров (3730 миль) — этого достаточно, чтобы доставить его из Москвы в любую точку Европы.
Пассажирский самолет МС-21-300 ПАО «Корпорация «Иркут» стоит рядом с сотрудниками полиции на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в международном аэропорту Жуковский в Москве, Россия, во вторник, 27 августа 2019 г. Кредит изображения: БлумбергЭто большая надежда российской авиационной промышленности после неудач с региональным лайнером Sukhoi Superjet 100, запущенным в 2011 году как первый постсоветский гражданский самолет.
«В ходе этого форума мы достигли нескольких договоренностей по МС-21», — сказал, не вдаваясь в подробности, глава «Иркута» Равиль Хакимов.
Контракты на 175 самолетов уже подписаны
«Иркут» сообщает на своем веб-сайте, что уже подписал жесткие контракты на 175 самолетов, причем в качестве клиентов указаны в основном российские авиакомпании.
Каталожная цена самолета будет ниже, чем у его прямых конкурентов в среднемагистральном диапазоне, пообещал Хакимов.
МС-21 «призван конкурировать на рынке с Airbus 320 и Boeing 737», — сказал Олег Пантелеев, авиационный аналитик, возглавляющий отраслевой сайт Aviaport. ru.
Путин на открытии похвалил российских авиастроителей за «прорывные проекты», такие как МС-21, и назвал страну «одним из флагманов мировой аэрокосмической промышленности».
Авиасалон стал первым после того, как Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), конгломерат производителей гражданской и военной авиационной техники, в который входит «Иркут», в прошлом году была передана в руки госкорпорации «Ростех».
Крылья подрезаны из-за санкций
Прототип МС-21 совершил свой первый полет в 2017 году, но серийное производство было отложено, отчасти из-за санкций США, которые повлияли на производство крыльев из углеродного композита.
Хотя он должен был быть введен в эксплуатацию в конце 2018 года, глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что в этом году первые самолеты МС-21 будут поставлены российской государственной авиакомпании «Аэрофлот» только в 2021 году.
«Все поставки начнется во второй половине 2021 года», — сказал глава «Иркута» Хакимов.
Авиастроитель планирует выпускать 72 самолета в год, сообщил главный конструктор МС-21 Константин Попович.
Первая партия самолетов была оснащена двигателями Pratt & Whitney американского производства, но дальнейшие поставки были заблокированы санкциями.
Три самолета, представленные на авиасалоне в среду, оснащены американскими двигателями, но в дальнейшем будут использоваться российские двигатели ПД-14.
Санкции против Москвы, постепенно вводимые с 2014 года, когда Россия аннексировала Крым у Украины, ударили по нескольким российским предприятиям, а Ростех и Чемезов попали в черные списки секторальных санкций Минфина США.
Покупатель «опасается»
В то время как производители военных самолетов получают финансовую поддержку от российских ВВС, которые в последние годы заказывают новые самолеты, основным препятствием для гражданских самолетов российского производства является поиск иностранных клиентов, считает авиационный аналитик Пантелеев. .
«Им приходится конкурировать с иностранными производителями, у которых гораздо больше возможностей для продвижения своих самолетов», — сказал он.
Главный конструктор и первый заместитель директора «Иркута» Олег Демченко назвал Латинскую Америку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию целевыми рынками для МС-21.
Первый в России постсоветский пассажирский самолет Sukhoi Superjet-100 изначально был хорошо принят, но позже многие клиенты отказались от него из-за трудностей с его обслуживанием и заменой деталей.
Плохому имиджу самолета также способствовало несколько происшествий, последний из которых произошел в мае, когда 41 человек погиб в результате пожара после того, как один из самолетов совершил аварийную посадку в Москве. Расследование аварии продолжается.
У «Суперджета» есть небольшие проблемы, которые можно было бы устранить при продолжении инвестиций, но «из-за того, что было продано так мало самолетов, они не могут получить достаточно денег от оборота для этой работы», — сказал Пантелеев.