Содержание

Самолеты по ленд-лизу в СССР

Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
Кеннет Воод и Чарльтон «Ваг» Хоу, осень 1941-го.

  • «Американцы» в России
  • B 17 «Летающие крепости» в СССР
  • «Бостоны» в CCCР
  • «Бостоны» в НИИ ВВС. Ю.А. Егоров
  • B-25 «Mitchell» в СССР
  • «Харрикейны» в Советском Союзе
  • PBN-1 Nomad в СССР
  • P-39 «Airacobra»
  • Боевое применение Р-39
  • Недостатки Р-39 по итогам эксплуатации в России
  • P-40 «Томагавк» в СССР
  • «Кингкобра» в Советском Союзе
  • C-46 «Коммандо» в НИИ ВВС
  • «Тандерболты» в Советском Союзе
  • O-52 Owl. Армейский разведчик-наблюдатель
  • AT-6 «Тексан» в СССР
  • Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945
  • «Челночные операции» Б-17 из СССР. / Адольф Галланд /

Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее “оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов”. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания НИКАКОЙ оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

В советской «научной» литературе послевоенного периода величина поставок по ленд-лизу авиационной техники оценивалась, как незначительная и указывалась величина — 4%, что не соответствует действительности.

На данной странице предлагается оценить помощь в войне и участие поставленных нам по ленд-лизу иностранных самолетов в Великой Отечественной войне. Количество самолетов в различных источниках иногда несколько разнится. Следует также учитывать, что количество поставленных, и полученных самолетов отличалась — не все самолеты достигали адресата.

Иногда оказывалось так, что участие поставленных самолетов на советско-германском фронте было невозможным.
Предлагаю количественно оценить эти поставки.

По имеющимся данным за время войны по ленд-лизу Советским Союзом было получено истребителей — 13981 , бомбардировщиков — 3652 , гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Всего 18659 самолетов. Крайне важно то, что эти самолеты появились в самое трудное для советских ВВС время. Так в 1941 году советская авиапромышленность передала фронту 7081 истребитель, а союзники поставили 730 истребителей (около 10%).

В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей (около 18%).

Для сравнения в 1942 году боевые потери советских ВВС составили 7800 самолетов, а общие 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие 14700.

В 1943 году советская авиапромышленность передала фронту 34886 самолетов, в том числе 29879 боевых. В этом же году союзники в рамках ленд-лиза поставили 6323 самолета, в том числе 6140 боевых (около 20%).

В июне 1942 г. для перегонки американских самолетов была открыта трасса Красноярск—Уэлькаль. До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты из 1-й перегоночной авиадивизии. Из Великобритании самолеты доставлялись морскими караванами, носившими обозначение РQ.

В 1942 г. западные союзники поставили СССР следующее количество самолетов: 775 бомбардировщиков, 1815 истребителей и 14 разведчиков.

В 1943 г. — 1571 бомбардировщик, 4569 истребителей, 160 транспортных и 23 учебных самолета.

Тип Количество
Истребители
Белл Р-39 Аэрокобра 4952
Хоукер Харрикейн 2952
Белл Р-63 Кингкобра 2421
Кертисс Р-40 2134
Супермарин Спитфайр 1338
Рипаблик Р-47 Тандерболт 195
Норт Америкен Р-51 Мустанг 10
Бомбардировщики
Дуглас А-20 Бостон 2771
Норт Американ В-25 Митчелл 861
Хендли-Пейдж 20
Гидросамолеты
Косолидейтед PBN-1 Номад 139
Воут OS2U Кингфишер 20
Разведчик-корректировщик
Кертисс O-52 19
Транспортные самолеты
Дуглас С-47 Дакота 707
Армстронг Уитворт Альбимарль 12
Учебно-тренировочный самолет
Норт Американ АТ-6 Тексан 82

Интересна в данном случае точка зрения нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена. В своей книге «Сталинские соколы» он приводит аналитическое исследование, основанное на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения немецких пилотов-участников боев:

«Косвенная поддержка в виде поставок авиационной техники и снаряжения имела гораздо большее значение, чем непосредственное боевое сотрудничество. Вначале рассматриваемая как временная мера с целью смягчить нехватку в военном снаряжении, программа помощи была расширена, чтобы компенсировать недостатки советского производства. Эти поставки помогли Советскому Союзу выстоять и позже перейти в наступление. Постепенно акцент сместился в сторону поставок авиационного снаряжения.

Самолеты составляли наиболее весомую часть из программ помощи. Ежемесячные поставки машин составаляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц. На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс.

самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных. Из них 60% были американского производства и 40% британского, или, если точнее, то 6003 самолета из США и 4101 машина из Великобритании. К 1 октября того же года русские получили от западных созников примерно 14700 самолетов—8734 американских и 6015 британских. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%. Летом 1944 г. Великобритания прекратила поставки.

За время, прошедшее с момента начала до окончания поставок, советская промышленность произвела 97 тыс. самолетов, таким образом, союзная помощь составила примерно 15% от общего количества произведенных в СССР машин.»

В некоторых случаях полученные по ленд-лизу самолеты были устаревшими и не могли принимать участие в боевых действиях. В отдельных случаях союзники теряли много техники и вооружения во время доставки в СССР морскими конвоями, но это был оправданный риск.

Но как бы то ни было, помощь была оказана в самое трудное для нашей страны время и сыграла свою роль в будущей победе над общим врагом. На этой странице рассмотрены технические характеристики поставляемых нам самолетов с точки зрения участия их в боевых действиях на Восточном фронте.

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «Знаменитые самолеты и вертолеты» /Тони Холмс/
  • «Авиация Люфтваффе; /В.Н. Шунков./
  • «Сталинские соколы; /Вальтер Швабедиссен./
  • «Американские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Дэвида Дональда/
  • «Американцы» в России /В.Р. Котельников и др./
  • «Авиационный журнал «Ас» .» /№2,3 1991г/

«Об этом не говорят»: что США потребовали за помощь по ленд-лизу

https://ria.ru/20200821/lend-liz-1575996157.html

«Об этом не говорят»: что США потребовали за помощь по ленд-лизу

«Об этом не говорят»: что США потребовали за помощь по ленд-лизу — РИА Новости, 21. 08.2020

«Об этом не говорят»: что США потребовали за помощь по ленд-лизу

Самолеты, танки, поезда, корабли, оружие и продовольствие — ровно 75 лет назад, 21 августа 1945-го, США прекратили поставки военной продукции в СССР в рамках… РИА Новости, 21.08.2020

2020-08-21T08:00

2020-08-21T08:00

2020-08-21T08:00

безопасность

вторая мировая война (1939-1945)

великая отечественная война (1941-1945)

российское военно-историческое общество (рвио)

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/27746/03/277460398_0:142:3001:1830_1920x0_80_0_0_248bf1a23c81aec21fbac4901577e347.jpg

МОСКВА, 21 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Самолеты, танки, поезда, корабли, оружие и продовольствие — ровно 75 лет назад, 21 августа 1945-го, США прекратили поставки военной продукции в СССР в рамках ленд-лиза. Москва просила продлить программу для ускорения восстановления разрушенной страны, но Вашингтон потребовал сначала оплатить чек. О том, как и чем рассчитывался Советский Союз, — в материале РИА Новости. Товары вместо жизнейЗакон о ленд-лизе в США приняли в марте 1941-го в качестве одной из мер обеспечения национальной безопасности. В то время страна не принимала участия в каких-либо боевых действиях согласно действующему акту о нейтралитете. Союзникам помогать могли только экономически. Вооружение, продовольствие и сырье поставляли по определенным правилам. Так, за оружие, утраченное в ходе боев, американцы денег не брали. После войны оплачивалось только сохранившееся имущество, пригодное для гражданских целей, а остальная военная техника и вооружение возвращались в Штаты.Масштабы помощи были разными, отмечает в беседе с РИА Новости научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков. СССР за годы войны получил товаров на общую сумму около одиннадцати миллиардов долларов. Великобритания — на тридцать миллиардов. «Хотя именно СССР нес главное бремя во Второй мировой войне, — говорит Мягков. — Многие американские историки пишут об «арсенале демократии» в лице Америки или материальном «пуле», которые внесли США в военные действия. Но Красная армия оттягивала на себя ¾ всей вражеской силы, проливала кровь, и мне кажется аморальным сравнивать поставки техники, различных товаров с жизнью солдат».При этом, считает Мягков, ленд-лиз мог вообще не понадобиться, если бы США не медлили со вторым фронтом, а открыли его, как обещали, в 1942-м. «Ленд-лиз ускорил продвижение Красной армии только на заключительном этапе войны, — поясняет историк. — Но в 1941-м, 1942-м, вплоть до Сталинградской битвы, пока нам приходилось отступать вглубь страны, теряя огромные территории, хлебные районы, заводы, миллионы единиц вооружения и техники, — на этот период пришлось лишь семь процентов поставок». Таким образом, перелома в войне с гитлеровской Германией СССР добился собственными силами и оружием. А когда стало понятно, что немцы не победят, ленд-лиз заработал по-настоящему. Прибыльное делоИ ленд-лиз вовсе не был подарком — СССР исправно платил, даже в первые, самые тяжелые годы Великой Отечественной. Причем зачастую золотом. Об этом свидетельствует история с крейсером «Эдинбург», перевозившим 465 слитков из Советского Союза в Великобританию. В апреле 1942-го корабль атаковала немецкая подводная лодка — две торпеды вывели «Эдинбург» из строя, и он потерял ход. Отбуксировать крейсер в порт англичане не могли, но и отдавать ценный груз немцам не хотели. Поэтому корабль потопили. Почти через сорок лет, в 1981-м, водолазы частной компании подняли с 250-метровой глубины 5129 килограммов золота. Расплачивалась Москва и другими ресурсами — стороны наладили так называемый обратный ленд-лиз. «СССР поставил в США и Великобританию триста тысяч тонн хромовой руды, тридцать две тысячи тонн марганцевой руды, платину, золото, строевой лес и многое другое, — перечисляет Мягков. — Кроме того, Советский Союз делился с союзниками разведывательной информацией о немецкой технике и вооружениях, опытом борьбы на фронте и применения новых видов оружия. Контакты с американской и английской военными миссиями в Москве были регулярными и плодотворными». Некоторые американцы называли Вторую мировую good war («хорошая война»), напомнил историк. И понятно почему: промышленное производство в США в 1941-45 годах выросло более чем в два раза, в послевоенные годы значительно увеличились потребительские расходы населения, средний заработок, фактически исчезла безработица. Во многом благодаря Второй мировой, в том числе ленд-лизу, американцы преодолели последствия Великой депрессии.С точностью до пуговицыПодсчитали, что ленд-лиз — это всего около четырех процентов вооружения, материалов, оборудования, продовольствия, произведенных в стране в годы войны. СССР получил от союзников более одиннадцати тысяч самолетов, около двенадцати тысяч танков, тринадцать тысяч зенитных и противотанковых орудий. Особенно важными были поставки автомобильной техники — прежде всего грузовиков «Студебекер» (427 тысяч штук). «Поражает, с какой точностью союзники вели учет, — отмечает Мягков. — Например, задокументировано, что в СССР союзники отправили 257 723 498 пуговиц. В целом же ленд-лиз — лишь малая толика того, что Советский Союз изготавливал сам: сотни тысяч танков и самолетов, зенитных орудий, пушек, миллионы единиц огнестрельного оружия, мин и гранат. Конечно, ленд-лиз был важен, особенно продовольственный. Но основную продукцию для фронта производили советские рабочие и крестьяне».После войны американцы выставили солидный счет. Разрушенная страна, потерявшая десятки миллионов граждан, должна была союзнику 2,6 миллиарда долларов. Чуть позже сумму снизили до 1,3 миллиарда с 2,3 процента годовых. Хотя всем остальным участникам программы ленд-лиза американцы и англичане долги простили. Сталин тогда отверг финансовые требования и заявил, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». Этот вопрос поднимали и позже. В 1972-м Москва и Вашингтон сошлись на сумме 722 миллиона в рассрочку до 2001-го. Но американцы получили только 48 миллионов — Советский Союз прекратил транши в связи с принятием дискриминационной поправки Джексона — Вэника, ограничивающей торговлю СССР и некоторых других государств. Переговоры возобновили в 1990-м Михаил Горбачев и Джордж Буш. Москва обязалась выплатить 674 миллиона до 2030-го. После распада СССР все долги перешли к России, и задолженность по ленд-лизу разделили между участниками Парижского клуба. Полностью с этой организацией Москва рассчиталась в 2006-м.

https://ria.ru/20200730/1575083943.html

https://ria.ru/20200509/1571111578.html

https://ria.ru/20190703/1556122618.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/27746/03/277460398_185:0:2814:1972_1920x0_80_0_0_76d73553a72c66e7a988fecb8aa40f8b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, вторая мировая война (1939-1945), великая отечественная война (1941-1945), российское военно-историческое общество (рвио), россия

Безопасность, Вторая мировая война (1939-1945), Великая Отечественная война (1941-1945), Российское военно-историческое общество (РВИО), Россия

МОСКВА, 21 авг — РИА Новости, Николай Протопопов. Самолеты, танки, поезда, корабли, оружие и продовольствие — ровно 75 лет назад, 21 августа 1945-го, США прекратили поставки военной продукции в СССР в рамках ленд-лиза. Москва просила продлить программу для ускорения восстановления разрушенной страны, но Вашингтон потребовал сначала оплатить чек. О том, как и чем рассчитывался Советский Союз, — в материале РИА Новости.

Товары вместо жизней

Закон о ленд-лизе в США приняли в марте 1941-го в качестве одной из мер обеспечения национальной безопасности. В то время страна не принимала участия в каких-либо боевых действиях согласно действующему акту о нейтралитете. Союзникам помогать могли только экономически. Вооружение, продовольствие и сырье поставляли по определенным правилам. Так, за оружие, утраченное в ходе боев, американцы денег не брали. После войны оплачивалось только сохранившееся имущество, пригодное для гражданских целей, а остальная военная техника и вооружение возвращались в Штаты.

Масштабы помощи были разными, отмечает в беседе с РИА Новости научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков. СССР за годы войны получил товаров на общую сумму около одиннадцати миллиардов долларов. Великобритания — на тридцать миллиардов.

30 июля 2020, 08:00

«Удар был страшен»: кого атаковал СССР после Победы в 1945-м

«Хотя именно СССР нес главное бремя во Второй мировой войне, — говорит Мягков. — Многие американские историки пишут об «арсенале демократии» в лице Америки или материальном «пуле», которые внесли США в военные действия. Но Красная армия оттягивала на себя ¾ всей вражеской силы, проливала кровь, и мне кажется аморальным сравнивать поставки техники, различных товаров с жизнью солдат».

При этом, считает Мягков, ленд-лиз мог вообще не понадобиться, если бы США не медлили со вторым фронтом, а открыли его, как обещали, в 1942-м.

© Public domainВысадка американских военных на десантном корабле на нормандский пляж Омаха во Франции. 6 июня 1944 года

© Public domain

Высадка американских военных на десантном корабле на нормандский пляж Омаха во Франции. 6 июня 1944 года

«Ленд-лиз ускорил продвижение Красной армии только на заключительном этапе войны, — поясняет историк. — Но в 1941-м, 1942-м, вплоть до Сталинградской битвы, пока нам приходилось отступать вглубь страны, теряя огромные территории, хлебные районы, заводы, миллионы единиц вооружения и техники, — на этот период пришлось лишь семь процентов поставок».

Таким образом, перелома в войне с гитлеровской Германией СССР добился собственными силами и оружием. А когда стало понятно, что немцы не победят, ленд-лиз заработал по-настоящему.

© РИА Новости / Александр Соколенко / Перейти в медиабанкДесантная баржа с американскими легкими танками МЗ «Стюарт» направляется в район высадки морского десанта Станичка — Южная Озерейка

Десантная баржа с американскими легкими танками МЗ «Стюарт» направляется в район высадки морского десанта Станичка — Южная Озерейка

Прибыльное дело

И ленд-лиз вовсе не был подарком — СССР исправно платил, даже в первые, самые тяжелые годы Великой Отечественной. Причем зачастую золотом. Об этом свидетельствует история с крейсером «Эдинбург», перевозившим 465 слитков из Советского Союза в Великобританию.

В апреле 1942-го корабль атаковала немецкая подводная лодка — две торпеды вывели «Эдинбург» из строя, и он потерял ход. Отбуксировать крейсер в порт англичане не могли, но и отдавать ценный груз немцам не хотели. Поэтому корабль потопили. Почти через сорок лет, в 1981-м, водолазы частной компании подняли с 250-метровой глубины 5129 килограммов золота.

Расплачивалась Москва и другими ресурсами — стороны наладили так называемый обратный ленд-лиз.

9 мая 2020, 08:0075 лет Великой Победы

«Никто не ожидал»: что Красная армия делала с пленными немцами в Берлине

«СССР поставил в США и Великобританию триста тысяч тонн хромовой руды, тридцать две тысячи тонн марганцевой руды, платину, золото, строевой лес и многое другое, — перечисляет Мягков. — Кроме того, Советский Союз делился с союзниками разведывательной информацией о немецкой технике и вооружениях, опытом борьбы на фронте и применения новых видов оружия. Контакты с американской и английской военными миссиями в Москве были регулярными и плодотворными».

Некоторые американцы называли Вторую мировую good war («хорошая война»), напомнил историк. И понятно почему: промышленное производство в США в 1941-45 годах выросло более чем в два раза, в послевоенные годы значительно увеличились потребительские расходы населения, средний заработок, фактически исчезла безработица. Во многом благодаря Второй мировой, в том числе ленд-лизу, американцы преодолели последствия Великой депрессии.

© РИА Новости / Борис Антонов / Перейти в медиабанкГрузовики «Студебекер», поставленные по ленд-лизу, приготовлены для отправки на фронт

Грузовики «Студебекер», поставленные по ленд-лизу, приготовлены для отправки на фронт

С точностью до пуговицы

Подсчитали, что ленд-лиз — это всего около четырех процентов вооружения, материалов, оборудования, продовольствия, произведенных в стране в годы войны.

СССР получил от союзников более одиннадцати тысяч самолетов, около двенадцати тысяч танков, тринадцать тысяч зенитных и противотанковых орудий. Особенно важными были поставки автомобильной техники — прежде всего грузовиков «Студебекер» (427 тысяч штук).

3 июля 2019, 08:00

Триумф «Багратиона». Чем Гитлер поплатился за оккупацию Белоруссии

«Поражает, с какой точностью союзники вели учет, — отмечает Мягков. — Например, задокументировано, что в СССР союзники отправили 257 723 498 пуговиц. В целом же ленд-лиз — лишь малая толика того, что Советский Союз изготавливал сам: сотни тысяч танков и самолетов, зенитных орудий, пушек, миллионы единиц огнестрельного оружия, мин и гранат. Конечно, ленд-лиз был важен, особенно продовольственный. Но основную продукцию для фронта производили советские рабочие и крестьяне».

После войны американцы выставили солидный счет. Разрушенная страна, потерявшая десятки миллионов граждан, должна была союзнику 2,6 миллиарда долларов. Чуть позже сумму снизили до 1,3 миллиарда с 2,3 процента годовых. Хотя всем остальным участникам программы ленд-лиза американцы и англичане долги простили.

Раздача продуктовых наборов по ленд-лизу

Сталин тогда отверг финансовые требования и заявил, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». Этот вопрос поднимали и позже. В 1972-м Москва и Вашингтон сошлись на сумме 722 миллиона в рассрочку до 2001-го. Но американцы получили только 48 миллионов — Советский Союз прекратил транши в связи с принятием дискриминационной поправки Джексона — Вэника, ограничивающей торговлю СССР и некоторых других государств.

Переговоры возобновили в 1990-м Михаил Горбачев и Джордж Буш. Москва обязалась выплатить 674 миллиона до 2030-го. После распада СССР все долги перешли к России, и задолженность по ленд-лизу разделили между участниками Парижского клуба. Полностью с этой организацией Москва рассчиталась в 2006-м.

Танкисты на отдыхе

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

80 лет назад, 31 августа 1941 года в Архангельск из Британии прибыл арктический морской конвой Dervish. Он стал первой «ласточкой» военной и экономической помощи Советскому Союзу со стороны союзников в годы Второй мировой войны. В развернувшихся боевых действиях с сильнейшей на тот момент армией мира — вермахтом — СССР играл решающую роль. США и Великобритания помогали по принципу: танки, самолеты, станки, медикаменты и продовольствие в обмен на человеческие жизни. Причем, как своих солдат, так и бойцов Красной армии. Сколько боевой техники получил Советский Союз? В чем ему было отказано? Как оценивалась помощь руководителями страны? «Лента.ру» вспоминает ход событий.

Ордена Ленина британским летчикам

В конце лета 1941 года шесть сухогрузов и один танкер прибыли в порт Архангельска. Они благополучно доставили из Ливерпуля 25 тысяч тонн различных грузов: около восьми тысяч тонн высококачественного топлива, около двух тысяч глубинных бомб и магнитных мин для защиты от немецких кораблей и подлодок, десять тысяч тонн каучука и олова, полторы тысячи армейских ботинок и 39 истребителей Hawker Hurricane. Конвой на разных участках маршрута бдительно охраняли 15 боевых кораблей королевского флота во главе с двумя авианосцами.

Но самое главное, что на судах прибыли несколько сотен человек из 151-го крыла (аналог советского авиационного полка). Английские летчики должны были принять участие в защите северных портов СССР от нацистской авиации, а также обучить советских коллег обращению с иностранными самолетами.

Британцы поступили в оперативное подчинение Северного флота и до октября 1941 года совершили 365 боевых вылетов, сбив, по разным оценкам, от 12 до 16 немецких самолетов

Они же прикрывали наземные войска и город Мурманск от налетов люфтваффе.

Англичане отбыли домой в конце октября, как только завершили переучивание советских пилотов на Hawker Hurricane. Машины были переданы сформированному 78-му истребительному полку под командованием будущего дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова. Четырех летчиков королевских ВВС наградили орденами Ленина.

Гибель горных егерей на дне моря

Существенную помощь оказал и британский флот. В августе 1941-го наступление немцев на Мурманск было остановлено Красной армией на рубеже реки Западная Лица, и нацистам срочно требовались свежие резервы. 6-я горнострелковая дивизия была посажена в Северной Норвегии на суда и двинута к советским берегам. Один из первых войсковых конвоев был атакован 30 августа подлодкой Trident. В результате были потоплены транспорты Donau II и Bahia Laura. Потери немцев составили не менее 342 горных стрелков, 16 автомобилей и почти 200 лошадей.

Другой караван с частями 6-й горнострелковой дивизии 6 сентября был загнан в норвежские фьорды британскими крейсерами Aurora и Nigeria. Лишившись в бою учебно-артиллерийского корабля Bremse, немцы отказались с 15 сентября 1941 года от любых перебросок войск по морю. В итоге сухопутная передислокация горных егерей через Финляндию завершилась только с наступлением холодов. Это свело на нет угрозу третьего штурма Мурманска.

Материалы по теме:

Действия британцев в Заполярье стали частью поддержки со стороны Туманного Альбиона. Выступая 22 июня 1941 года по радио, премьер-министр Уинстон Черчилль заявил:

«Никто не был более стойким противником коммунизма в течение последних 25 лет, чем я. Но все это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас. Любой человек или государство, борющиеся против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, марширующие с Гитлером, — наши враги».

Или второй фронт, или экономическая помощь

Иосиф Сталин оценил слова старого политического противника. Оба лидера тут же вступили в переписку, обсуждая стратегию ведения войны. 12 июля 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о совместных действиях против Германии и ее союзников. Документ стал началом создания антигитлеровской коалиции.

18 июля 1941 года, когда Первый стратегический эшелон Красной армии был разгромлен в приграничных боях и немцы захватили Смоленск, Сталин предложил Черчиллю создать два фронта — на севере Франции и в Арктике. «Здесь потребуются только действия английских морских и воздушных сил без высадки войскового десанта, без высадки артиллерии», — подчеркивал глава советского правительства. В ответ британский премьер пообещал для защиты Заполярья помощь авиации и флота своей страны, а также налаживание доставки необходимых материалов.

Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль на Ялтинской конференции, 1945 год

Фото: British Official Photo / AP

3 сентября Сталин, поблагодарив за обещание продать СССР 400 самолетов, обрисовал английскому коллеге тяжелую ситуацию в стране. Враг оказался у ворот Ленинграда, потеряно больше половины Украины, в том числе Криворожский железорудный бассейн и ряд металлургических заводов. Промышленные предприятия эвакуируются на восток и смогут давать продукцию не ранее чем через несколько месяцев.

Сталин сообщил своему собеседнику, что отвести смертельную угрозу СССР можно лишь двумя путями: либо создать второй фронт во Франции или на Балканах, либо оказывать ежемесячную помощь, поставляя не менее 500 танков и 400 самолетов:

Без этих двух видов помощи Советский Союз либо потерпит поражение, либо будет ослаблен до того, что потеряет надолго способность оказывать помощь союзникам своими активными действиями на фронте борьбы с гитлеризмом

Столкнувшись с таким выбором, Черчилль выбрал экономический вариант, пообещав открыть второй фронт в будущем.

Дефицит танков, самолетов и снарядов

Ситуация действительно была крайне сложной. Потери в авиации и танках к концу 1941 года в РККА составили более 21 тысячи самолетов и 20,5 тысячи бронемашин, очень сильно поредел автомобильный парк. Ощущалась острая нехватка боеприпасов — за шесть месяцев боев соединения РККА расходовали в основном снаряды, произведенные еще в довоенное время. Поступающая же продукция составляла не более 60 процентов от предусмотренного по плану.

Советская промышленность не могла восполнить дефицит, поскольку с июля по ноябрь 1941-го 1523 промышленных предприятий, в том числе 1360 крупных заводов, было перебазированы в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию.

Отправка танка Valentine в СССР из Великобритании, 22 сентября 1941 года

Фото: Public domain / British Ministry of Information

Эвакуация московских и ленинградских химических предприятий и потеря Донбасса с его развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства взрывчатых веществ, в том числе пороха. Лишившись Донецкого угольного бассейна, СССР потерял к тому же более 60 процентов добычи угля. Не хватало также нефти, никеля, алюминия, цинка и кобальта.

В целом за второе полугодие 1941 года выпуск валовой продукции отечественной промышленности сократился более чем в два раза, а уровень производства практически всех отраслей в ноябре и декабре стал самым низким на весь период войны.

Помощь «на товарищеской основе»

Помощь со стороны Великобритании была не безвозмездной. 16 августа 1941 года в Москве было заключено соглашение между Госбанком СССР и Банком Англии о выделении кредита на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов под три процента годовых. Правительство Советского Союза обязалось оплачивать 40 процентов поставок золотом, а остальное — за счет кредита. Несколько раз в ходе войны сумма увеличивалась и к 1945 году составила 60 миллионов фунтов стерлингов.

Вместе с тем 27 июня 1942 года стороны подписали документ, согласно которому платить надо было только за сырье и оборудование. Танки, самолеты, корабли, боеприпасы стали поставляться бесплатно.

Материалы по теме:

Данный шаг британцы сделали во многом под влиянием американской политики. Еще в 1941 году Черчилль писал Сталину: «Было бы лучше, если бы всякая помощь, оказанная вам нами, покоилась на той же самой базе товарищества, на какой построен американский закон о займе-аренде, то есть без формальных денежных расчетов».

Документ о ленд-лизе (в переводе с английского — давать взаймы, сдавать внаем) официально назывался «Законом по обеспечению защиты Соединенных Штатов». Принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, он предоставлял президенту страны право помогать любому государству, чья оборона считалась жизненно необходимой для Штатов. Программа подразумевала, что вся военная техника, оборудование и материалы поставляются бесплатно, а то, что останется после боевых действий, возвращается обратно. Оплате подлежало лишь имущество, оставшееся после окончания войны, которое можно передать народному хозяйству.

Бронетехника в обмен на пушнину и драгметаллы

За годы Второй мировой США поставили технику и оборудование в 40 стран мира на сумму в 46 миллиардов долларов. Первым и главным получателем американской помощи стала Великобритания (более 30 миллиардов долларов), вторым — Советский Союз (более 10 миллиардов долларов).

1 октября 1941 года в Москве представители Соединенных Штатов и Великобритании Уильям Аверелл Гарриман и Уильям Эйткем подписали первый протокол о военной помощи СССР. Согласно документу, до 30 июня 1942 года союзники обязались ежемесячно поставлять в Советский Союз 500 танков, 400 самолетов, в том числе 100 бомбардировщиков, 200-300 противотанковых ружей. А также алюминий, молибден, толуол, кобальт, танковую сталь и ряд других материалов военного характера — в частности, зенитные орудия и радиостанции.

Красноармейцы под прикрытием танка Matilda Mk. II идут в атаку, 1942 год

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В обмен на это Москва выразила готовность снабжать Вашингтон и Лондон сырьем для военного производства, в котором эти страны испытывали недостаток. Речь, в частности, шла о руде, пушнине, лесоматериалах, драгоценных камнях и металлах, хлопке и ряде других товаров.

В течение войны помимо московского были подписаны вашингтонский, лондонский и оттавский протоколы, которые продлевали поставки вплоть до конца боевых действий в Европе. 28 октября 1941 года на СССР было распространено действие ленд-лиза, и ему был предоставлен заем на один миллиард долларов.

Советские танкограды из США

Несмотря на идеологические разногласия, СССР и США давно взаимовыгодно сотрудничали. В 1928 году американский индустриальный архитектор Альберт Кан и его коллеги были приглашены в непризнанный Штатами Советский Союз (признание произойдет в 1933 году) для помощи в индустриализации страны.

Специалисты Кана спроектировали и наладили работу большинства гигантов советской индустрии, среди которых были тракторные заводы в Харькове, Сталинграде, Челябинске (на них производились и танки), литейные заводы в Магнитогорске и Сормово. В Москве появился автомобильный завод АЗЛК, в Горьком — ГАЗ. Оборудование изготовлялось в США и на судах доставлялось к месту назначения, где под контролем кановцев завод собирался и начинал давать продукцию.

Всего же с помощью иностранных компаний, в основном американских, в которых трудилось более 200 тысяч инженеров и техников, в СССР в 30-е годы было построено полторы тысячи фабрик и заводов

Сооружались и гидроэлектростанции. Так, возведением Днепрогэса руководил американский гидростроитель Хью Купер, награжденный за это орденом Трудового Красного Знамени. В эпоху Великой депрессии американцы могли с полным основанием сказать: это бизнес, ничего личного.

Советские солдаты с американским бронетранспортером-разведчиком M3A1 Scout Car в бою за населенный пункт под Будапештом, 1945 год

Фото: Леонид Бернштейн / ТАСС

В годы Второй мировой количество безработных в США сократилось с восьми миллионов в 1940-м до 700 тысяч в 1944-м — благодаря заказам военной промышленности, в том числе программе ленд-лиза. Средняя зарплата стала выше на шесть-восемь процентов, а национальный доход вырос с 1939 года по 1945-й с 73 миллиардов долларов до 181 миллиарда.

В рамках ленд-лиза Соединенные Штаты оказали Советскому Союзу помощь в размере более 85 процентов, Великобритания — почти 13 процентов, Канада — полутора процентов.

Мрачная судьба каравана PQ-17

Грузы доставлялись в СССР разными маршрутами. От 22 до 23 процентов общего числа союзнических поставок прибыли в Мурманск и Архангельск арктическими конвоями. Их путь лежал от Британских островов через Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан. Сухогрузы и танкеры охранялись кораблями и подлодками британского флота почти на всем протяжении маршрута. В советских территориальных водах караваны принимали под свою защиту моряки и авиаторы Северного флота.

Второй после Dervish конвой получил название PQ-1 и прибыл в Архангельск 11 октября 1941 года. Он доставил в СССР первую партию английских танков. По одной из версий, аббревиатура появилась по имени британского офицера П.К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося формированием торговых и транспортных судов. Конвои из СССР именовались QP.

Вид на тонущий транспорт из состава конвоя PQ-17 c борта немецкого бомбардировщика Ju 88

Фото: Asisbiz

В 1941 году политическое и военное руководство Третьего рейха делало ставку на блицкриг и не обращало особого внимания на морские конвои в Заполярье. Разгром нацистов под Москвой со всей очевидностью показал Берлину, что война затягивается надолго. В следующем году кригсмарине нанесли по караванам ряд болезненных ударов.

Материалы по теме:

Первой жертвой стало торговое судно Waziristan из состава PQ-7, потопленное 2 января 1942 года немецкой подлодкой U-134. PQ-16 достиг 30 мая 1942 года Мурманска без семи уничтоженных транспортов.

Самая трагическая судьба выпала на долю следующего конвоя. Выйдя из Исландии 27 июня 1942 года, PQ-17 подвергся атакам немецких гидросамолетов и торпедоносцев 4 июля. Вечером того же дня кораблям прикрытия британское адмиралтейство приказало рассеяться ввиду опасности появления тяжелых немецких крейсеров во главе с линкором Tirpitz.

Крейсеры и линейный корабль так и не появились, а оставшийся без защиты караван с 5 июля начали добивать германские самолеты и подводные лодки. В результате были потоплены 24 судна из 35, а с ними на дно ушли 430 танков, 210 самолетов, 3350 грузовиков и почти 100 тонн других стратегических грузов. Британские моряки потеряли 153 человека.

Американцы под советском флагом

Следующий британский конвой отправился к берегам СССР только в сентябре 1942 года, и он стал последним PQ. Суеверные моряки заменили аббревиатуру и до конца войны суда шли в Советский Союз под названием JW, а возвращались как RA.

JW-51B едва не постигла судьба PQ-17. 31 декабря 1942 года в Баренцевом море караван подвергся атаке тяжелых крейсеров Admiral Hipper и Lützow в сопровождении шести эскадренных миноносцев. В ожесточенном бою погибли два британских эсминца Bramble и Achates и один немецкий — Friedrich Eckholdt. Admiral Hipper получил столь тяжелые повреждения, что едва добрался до берега. При этом ни один из транспортов конвоя не пострадал.

Случившееся вызвало гнев Гитлера, который сместил командующего ВМФ Германии адмирала Эриха Редера, назначив на его место главкома подводников Карла Деница.

Всего же с 1941 по 1945 годы от Великобритании до северных советских портов и обратно было проведено 78 конвоев. Потери британского флота составили около трех тысяч человек, погибли 16 боевых и 85 торговых судов.

Значительно более безопасным был тихоокеанский маршрут, ставший основным. Он позволил перевезти от 46 до 49 процентов всех грузов по ленд-лизу. За 18-20 суток они доставлялись американскими судами в порты Дальнего Востока — Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре. Затем это все грузилось на поезда и по Транссибирской магистрали доставлялось в европейскую часть Советского Союза.

Основным грузополучателем стал Владивосток, который за годы Великой Отечественной переработал иностранных товаров в четыре-пять раз больше, чем Мурманск и Архангельск

После нападения японцев 7 декабря 1941 года на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор между Токио и Вашингтоном началась война, и американские суда могли плыть только под нейтральным советским флагом. Конвоев не было, поскольку до августа 1945 года СССР не воевал с Японией. Тем не менее периодически транспорты с красным серпастым флагом досматривались японским флотом и иногда топились.

Такая ситуация обусловила доставку тихоокеанским маршрутом прежде всего продовольствия, предметов потребления, горючего, станков, автомобилей, но не вооружения. Его отправляли другими путями.

Рейд тяжелого германского крейсера

Часть маршрута проходила через советскую Арктику. От Чукотки транспорты в сопровождении ледоколов шли до Архангельска и Мурманска Северным морским путем.

Нацисты решили положить конец этим перевозкам, послав 16 августа 1942 года в Заполярье тяжелый крейсер Admiral Scheer. Немцы не смогли перехватить ни одного конвоя, но потопили в бою 25 августа советский ледокол «Александр Сибиряков» и обстреляли в ночь на 27 августа остров Диксон. Ответными залпами береговой батареи удалось сорвать намерение капитана Admiral Scheer высадить десант, с тем германский рейдер и отбыл восвояси.

Советские летчики принимают американский бомбардировщик Douglas A-20 Boston, передаваемый по ленд-лизу

Фото: Library of Congress USA

С октября 1942 года начала действовать воздушная трасса Алсиб (Аляска — Сибирь). Советские летчики из перегоночных полков принимали у своих американских коллег поставляемые по ленд-лизу самолеты на аэродроме в окрестностях города Фэрбенкс и летели в СССР. Конечным пунктом назначения был Красноярск. Общая длина трассы составляла 6500 километров, из них только 1500 приходились на территорию США.

За годы войны по этому маршруту было доставлено в СССР почти восемь тысяч самолетов. Кроме того, по Алсибу перевозили продовольствие, военное снаряжение, драгоценные металлы, дипломатическую почту и представителей наркомата иностранных дел — например, советских послов в США Максима Литвинова и Андрея Громыко. Этим же путем побывал в Советском Союзе в 1944-м и американский вице-президент Генри Уоллес.

Третий маршрут ленд-лиза

После того как в августе 1941 года Советский Союз и Великобритания ввели свои войска в Иран, третьим по значимости (23,8 процента) стал персидский, или трансиранский маршрут. Транспорты из США добирались туда вокруг Африки за 75 суток, после чего грузы по железным и автомобильным дорогам доставлялись к границам СССР. Перегружались на суда Каспийской флотилии или, в случае с импортными грузовиками, перегонялись своим ходом через Кавказ.

Колонна американских военных грузовиков, осуществлявших перевозки по ленд-лизу в СССР, в Восточном Ираке

Фото: Roosevelt, Franklin Delano / Wikimedia Commons

В 1942 году в ходе Сталинградского сражения и битвы за Кавказ пути доставки из Ирана, проходившие по территории СССР, регулярно попадали под удары вражеской авиации. Ситуация стала улучшаться в 1943-м, после победы Красной армии на юге страны.

Материалы по теме:

В значительной мере этому способствовали поставки по ленд-лизу. Они, в частности, значительно укрепили мощь советских танковых частей на Северном Кавказе британскими и американскими танками Matilda II, Valentine и Stuart.

С 1942 года союзники, после получения согласия Турции, стали перевозить грузы и по Черному морю. В 1944-м, когда на сторону антигитлеровской коалиции перешли Румыния и Болгария, маршрут стал использоваться активнее. На его долю пришлось 3,9 процента доставленной помощи.

Химическая помощь

Грузы были самые разные. Так, 21 марта 1942 года Черчилль сообщил Сталину, что если опасения советской разведки верны, и вермахт в ходе весеннего-летнего наступления применит на Восточном фронте отравляющие газы, то Лондон будет считать это ударом по собственным войскам. Премьер подчеркнул, что в таком случае Германия подвергнется воздушной атаке газовыми бомбами.

В ответ Сталин попросил правительство Британии выступить по этому поводу с публичным предостережением в адрес Германии и Финляндии, а также выразил пожелание, чтобы англичане передали Советскому Союзу «некоторые недостающие химические средства обороны, а также средства ответного химического удара». Речь шла о поставке 1000 тонн иприта, 1000 тонн хлора, 1000 тонн гипохлорита кальция и 1000 тонн хлорамина.

12 мая 1942 года Черчилль выступил по радио с открытым предупреждением Берлину и Хельсинки о неминуемой расплате в случае применения ядовитых веществ против РККА

В Третьем рейхе, где сеть газовых убежищ могла защитить не более 40 процентов населения, со всей серьезностью восприняли слова сэра Уинстона. Сделали выводы и сателлиты. Однако гораздо больше нарком обороны надеялся на бронетехнику. За годы войны СССР получил от союзников 18,5 тысячи танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров.

Учитывая, что за это же время в Советском Союзе было произведено более 105 тысяч танков и самоходок, бронетанковая помощь со стороны США и Великобритании была невысока. За исключением бронетранспортеров, которые на тот момент отечественная промышленность не производила вовсе.

Любимые и нелюбимые импортные танки

Британские танки не впечатлили советских танкистов. Например, Мк. II («матильда») обладающий хорошей броней, получил в РККА прозвища «шарманка» и «каракатица». В ходе боев по бездорожью на Восточном фронте гусеницы «матильд» часто не обеспечивали нужного сцепления с грунтом, и бронемашина съезжала в кювет.

Кроме того, через окошки в длинных фальшбортах Мк. II при движении набивалась грязь, гусеницу заклинивало, и двигатель глох. Экипажам регулярно приходилось вылезать и очищать ходовую часть лопатой и ломом

Зимой же даже при включенном двигателе трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали. Маневренность в силу маломощности двигателей была ниже, чем у советских танков.

40-миллиметровая пушка, к которой имелись только противотанковые бронебойные снаряды, не позволяла вести результативный огонь по пехоте и огневым точкам. Последнюю проблему удалось решить после того, как в Союз стали поступать «матильды», вооруженные 76-миллиметровой гаубицей, к которой прилагались осколочные и фугасные снаряды. Тем не менее с весны 1943-го СССР отказался от поставок этого танка.

Mk III Valentine VIII, у которого стояло 57-миллиметровое орудие, был куда более желанным гостем в бронетанковых войсках Красной армии. На Mk XI имелась еще более мощная 75-миллиметровая пушка. Танк Mk.IV Churchill, названный в честь главы британского кабинета министров, был чем-то похож на него: невысокая скорость — 25 километров в час, зато очень мощная 152-миллиметровая броня. Последнее обстоятельство в бою часто спасало жизнь экипажу.

Танки М4А2(76)W Sherman 6-й танковой армии РККА на улицах Вены

Фото: Евгений Халдей / ТАСС

В начале 1942-го из США начали прибывать легкие М3А1 и средние М3. В следующем году начались поставки самого массового американского танка M4 Sherman с 75-миллиметровой пушкой. С появлением у панцерваффе танков с длинными стволами, «шерманы», в свою очередь, стали оснащаться более мощными 76-миллиметровыми орудиями.

Советским пехотинцам, которые в качестве десантников передвигались на «шерманах», нравился этот танк, так как удержаться на нем в движении было куда легче, чем, например, на советском Т-34. В том числе стрелять во все стороны по фаустникам.

Укрощая истребитель Airacobra

Что касается самолетов, то их СССР получил 18 видов в количестве 18 300 экземпляров, произведя более 157 тысяч собственных. Самым массовой ленд-лизовской машиной стал американский истребитель Bell P-39 Airacobra.

Дважды Герой Советского Союза летчик Григорий Речкалов со своим истребителем Bell P-39 Airacobra

Фото: РИА Новости

Самолет был непрост в управлении из-за предельной задней центровки, что делало его весьма маневренным, но в то же время неустойчивым в управлении. Пилотировать его могли только опытные летчики. На Airacobra, в частности, летали такие прославленные советские асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, братья Дмитрий и Борис Глинки, Александр Клубов и Николай Гулаев.

Материалы по теме:

На втором месте по количеству полученных самолетов шел британский истребитель Hawker Hurricane, на третьем — еще одно детище американского авиапрома, истребитель-бомбардировщик Bell P-63 Kingcobra. Что касается бомбардировщиков, то они были представлены в первую очередь американскими Douglas A-20 Havoc и B-25 Mitchell.

А вот стратегические бомбардировщики, например, Boeing B-17 («летающие крепости»), несмотря на неоднократные запросы, в СССР не поставлялись. Союзники не хотели усиления советской дальней авиации после войны.

Четырехколесные трудяги войны

Гораздо более серьезную роль в боевых действиях на Восточном фронте сыграли поставки грузовых и легковых автомобилей. Согласно отчету Главного автобронетанкового управления Красной армии, в 1941-1945 годах войска получили более 463 тысяч машин, из которых 312 600 были импортного происхождения.

Самым любимым грузовиком в советской армии с 1942 года стал американский 2,5-тонный полноприводной Studebaker US6. Он использовался как шасси для реактивных гвардейских минометов, именуемых в народе «катюшами», а также в качестве тягача для артиллерийских систем 75-мм и 122-мм.

Жители Бухареста приветствуют советских солдат. На переднем плане — грузовик Studebaker US6

Фото: ТАСС

Мощный грузовик позволил РККА со второй половины войны вести активное наступление боевыми группами, в которых кроме танков имелись артиллерия и минометы, а также мотопехота, перевозимые «студебекерами». Трудягами войны стали также американские Dodge и Willys.

Нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в телеграмме советскому послу в Вашингтоне 6 марта 1943 года высоко оценивал данный вид ленд-лиза:

Большую помощь Красной армии в повышении ее маневренности оказывали американские грузовики, которые были использованы не только для переброски войск, но и как средство тяги для артиллерийских орудий

В тяжелейшем 1941 году советские грузовики помогли Советскому Союзу не проиграть войну. Автомобили из США позволили Великую Отечественную выиграть.

Еда в качестве «второго фронта»

Кроме обеспечения снарядами и патронами, солдата надо регулярно кормить, и здесь нельзя переоценить значение продовольственных поставок. Их Советский Союз получил от Соединенных Штатов в размере 1 миллиона 750 тысяч тонн. Заокеанская еда стала теснить в поставках некоторые виды вооружения с 1943 года, когда в СССР разразился острейший продовольственный кризис.

«Второй фронт», как называли бойцы американскую тушенку

Фото: Howard R. Hollem / Farm Security Administration / Office of War Information Black-and-White Negatives. Prints & Photographs Division

Этот год стал самым тяжелым для советского сельского хозяйства. Аграрное производство на территории, освобожденной от врага, было практически разрушено. Ситуацию усугубила засуха, которая обрушилась на большинство районов Сибири, Южного Урала, Северного Кавказа и Поволжья.

При этом значительная часть деревенского населения ушла в армию и на производство, повсеместно ощущалась нехватка сельхозтехники.

Падеж скота был в два-три раза выше, чем накануне войны. Все это привело к тому, что валовая продукция в 1943-м стала самой низкой за всю войну, составив, по сравнению с довоенным 1940 годом, от 37 до 63 процентов

Для красноармейцев американская тушенка, получившая ироническое прозвище «второй фронт», стала таким же привычным атрибутом военного быта, как котелок с кашей, махорка и фронтовые письма, сложенные треугольником.

«Самые важные вещи в этой войне — машины»

После войны США попросили СССР уплатить за уцелевшую гражданскую технику и оборудование 2,6 миллиарда долларов. В ходе длительных переговоров сумма была снижена до 800 миллионов долларов.

В 1972 году Советский Союз выразил намерение заплатить до конца ХХ века 722 миллиона долларов, включая проценты, и перечислил 48 миллионов. Но затем Москва прекратила перевод денег в связи с вводом Вашингтоном дискриминационных мер в двусторонней торговле.

Грузовики Chevrolet G7107 и Studebaker US6 в транспортном резерве командования Красной армии, Можайск, май 1944 года

Фото: Тимофей Мельник

В 1990 году руководители двух стран договорились о том, что СССР должен заплатить до 2030 года 674 миллиона долларов. После распада Советского Союза Российская Федерация подписала договор со странами-правопреемницами о принятии на себя всех государственных долгов СССР.

Они были разделены по клубам: частные банки относились к Лондонскому, правительственные — к Парижскому. Выплата за ленд-лиз была задолженностью американскому правительству, и 21 августа 2006 года РФ полностью погасила свой долг перед Парижским клубом.

Председатель Госплана СССР Николай Вознесенский считал, что удельный вес импортных промышленных поставок в сравнении с отечественным производством во время Великой Отечественной составил лишь четыре процента. Историки по сей день спорят, мог ли Советский Союз в одиночку противостоять нацистской Германии и ее сателлитам, обходясь без всякой помощи со стороны англосаксов.

Современники же были более категоричны. Так, 30 ноября 1943 года на Тегеранской конференции Сталин произнес тост в честь дня рождения Черчилля:

Самые важные вещи в этой войне — машины. Соединенные Штаты — это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну

Маршал Георгий Жуков во время подписания акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии в берлинском районе Карлсхорст, 8 мая 1945 года

Фото: Тимофей Мельник

Заместитель Верховного главнокомандующего в годы войны маршал Георгий Жуков в 1963 году (если верить прослушке КГБ) заявил:

«Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну».

Очевидно, что не материальная помощь западных стран решила исход Великой Отечественной войны. Вместе с тем нельзя отрицать, что зарубежные танки, самолеты, орудия, взрывчатка, продовольствие сберегли миллионы жизней солдат на фронте и мирного населения в тылу, существенно приблизив день Победы.

Танки и самолеты по ленд-лизу – Оружие Второй мировой войны

Танки и самолеты по ленд-лизу для Красной Армии с 1941 по 1945 гг. Война.

Завод Bell в Буффало поставил более 2000 P-63 Kingcobra в Россию, где они хорошо выдержали суровые условия.

Красная Армия использовала многочисленные ленд-лизовские танки и другую бронетехнику из США, Великобритании и Канады.

Танки по ленд-лизу

Содержание

Американские танки М3 на железной дороге под Мурманском после прибытия на север России. Всего за годы Великой Отечественной войны Красной Армии было поставлено 22 800 бронеавтомобилей, из них 1 981 потеряно в опасных арктических конвоях. Эти поставки составили около 20 процентов от общего количества бронетехники, произведенной Россией в годы войны. В частности, это было 16 процентов российских основных боевых танков, 12 процентов российских самоходных артиллерийских установок и истребителей танков и 100 процентов российских боевых машин пехоты, поскольку Россия не производила никаких бронированных боевых машин пехоты во время войны. Вторая мировая война.

 

Первые поставки танков состоялись уже в 1941 году , а именно 487 танков Matilda II, Valentine и Tetrarch из Великобритании, а также 182 M3A1 Stuart и средних танков M3 Lee из США.
В 1942 году Великобритания поставила еще 2487 танков, а США — 3023. Первые российские части, оснащенные этими ленд-лизовскими танками , вступили в бой с танками «Валентайн» и «Матильда» в Старой России и в районе Валдая в декабре 1941 г. и 19 января.42.

На начало 1943 г. по ленд-лизу в советских частях имелось 1023 танка по ленд-лизу, хотя с 1941 г. было поставлено 6179. Корпуса комплектовались исключительно танками этого типа. М4А2 «Шерман» не был такой блестящей конструкцией, как российский танк Т-34, но в последующих конфликтах в Корее и на Ближнем Востоке американский танк — несмотря на превосходство Т-34 на бумаге — всегда побеждал между двумя танками. .

 

Гораздо более решающее значение для русской войны имели, однако, поставки автомашин , особенно из Соединенных Штатов. За время Второй мировой войны Россия построила всего 343 624 легковых и грузовых автомобилей , так как для производства боевых бронированных машин использовались крупные производители автомобилей, такие как заводы ГАЗ. Только США поставили русским 501 660 тактических колесных и гусеничных машин, в том числе 77,972 джипа, 151 053 грузовика 1,5 т и 200 622 грузовика 2,5 т.

Танки Valentine Mk VIII с 6-фунтовой пушкой ожидают разгрузки в Иране во время транзита в Россию.

Эта помощь была решающей не только из-за огромного количества, но и из-за ее качества. В то время как российская автомобильная промышленность ориентировалась исключительно на выпуск устаревших копий американских гражданских грузовиков 1930-х годов, автомобили, предоставленные по ленд-лизу, представляли собой современные военные разработки с несколькими ведущими осями и функциональной проходимостью.

Кроме того, союзниками в Россию было поставлено 15 631 орудие и 131 633 пистолета-пулемета.


Бронеавтомобили, поставленные по ленд-лизу в Красную Армию 1941-1945 гг.:

Бронеавтомобили поставлено потеряно на море прибыло
Бронетехника США
M3A1 Стюарт 1 676 443 1 233
М5 Стюарт 5 5
Чаффи M24 2 2
М3 Ли 1386 ? 969 (?)
M4A2 Sherman 2 007 (всего M3+M4 417) 2 007 (?)
M4A2(76 мм) Шерман 2095 ? 2 095 (?)
М26 Першинг 1 1
M31 ARV (бак для восстановления) 115 115
M15A1 MGMC (37-мм зенитная пушка) 100 100
M17 MGMC (счетверенный зенитный пулемет) 1000 1000
Истребитель танков Т48 (57-мм ПТ) 650 650
M18 Hellcat 5 5
M10 Росомаха 52 52
M2-M9 полугусеничный 1 178 54 1 124
Разведывательный автомобиль M3A1 3 340 228 3 112
LVT 5 5
Универсальный держатель T16 для США 96 ? 96 (?)
Всего по США 13 713 1 142 12 571
Британская бронетехника
Валентайн 2 394 320 (включая Канаду) 2 074
Валентин Мостовик 25 25
Матильда II 1084 252 832
Черчилль 301 43 258
Кромвель 6 6
Тетрарх 20 20
Универсальный держатель 1 212 224 (включая США и Канаду) 988
Всего по Великобритании 5 042 839 4 203
Бронетехника Канады
Валентина 1388 ? 1 388 (?)
Универсальный держатель 1 348 ? 1 348 (?)
Всего по Канаде 2 736 ? 2 736
ВСЕГО 21 491 1 981 19 510

Смотри также: Русские и немецкие танки во Второй мировой войне


Самолеты по ленд-лизу

Пилоты британских ураганов играли в футбол в снегу в Мурманске.

Катастрофический ход первоначального ответа русских на немецкое вторжение и связанные с этим огромные потери, понесенные Красной авиацией, заставили союзников предоставить массивные подкрепления, пока советская промышленность не смогла производить современные самолеты в больших количествах. Первыми иностранными самолетами прибыли две эскадрильи истребителей Hawker Hurricane, на которых пилоты RAF осенью 1919 года участвовали в боевых действиях.41, а затем переданы русским (см. рисунок справа).

По ленд-лизу России было передано большое количество американских самолетов. Всего в период с 1942 по 1944 год в Россию было отправлено 14 833 американских самолета всех типов.
Производство самолетов России в 1942-1944 годах составляло 42 427 истребителей и 11 797 бомбардировщиков (дополнительно 30 506 штурмовиков), в результате чего примерно 20 процентов истребители и 30 процентов бомбардировщиков ВВС красных были американского производства и ок. 10 процентов истребителей были построены в Великобритании.

Российская авиация в полной мере использовала американскую и британскую помощь на протяжении всей войны, во многих случаях используя западные самолеты в качестве основы для новых российских разработок. Ряд американских типов, в частности Douglas C-47 Dakota и Boeing B-29 Superfortess, были просто скопированы без разрешения.


Самолеты по ленд-лизу, поставленные ВВС Красной Армии 1942-1944 гг.:

Самолеты США и Великобритании Всего
Самолеты США Всего
Кертисс P-40 2097
Белл P-39 Аэрокобра 4746
Bell P-63 Kingcobra 2400
P-47 Тандерболт 195
Б-25 Митчелл 862
Дуглас А-20 Бостон 2 908
Всего по США 13 208
Британские самолеты Всего
Кертисс Томагавкс, Киттихаукс 270
Хоукер Харрикейн 2 952
Спитфайр Марк V 143
Спитфайр Mk IX 1188
Хэндли Пейдж Хэмпден 46
Армстонг Албемарл 14
всего британцев 4 613
ВСЕГО 17 821


Справочники и литература

Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (Стивен Дж. Залога, Джеймс Грандсен)
Авиация Второй мировой войны (Энцо Ангелуччи, Паоло Матрикарди) Статистический анализ и военное моделирование, тома I–IIIB (Найджел Аски)


для обмена:

Танки и самолеты по ленд-лизу – Вторая мировая война Оружие

Танки и самолеты по ленд-лизу для Красной Армии с 1941 по 1945 гг. Мировая война.

Завод Bell в Буффало поставил более 2000 P-63 Kingcobra в Россию, где они хорошо выдержали суровые условия.

Красная Армия использовала многочисленные ленд-лизовские танки и другую бронетехнику из США, Великобритании и Канады.

Танки по ленд-лизу

Содержание

Американские танки М3 на железной дороге под Мурманском после прибытия на север России. Всего за годы Великой Отечественной войны Красной Армии было поставлено 22 800 бронеавтомобилей, из них 1 981 потеряно в опасных арктических конвоях. Эти поставки составили около 20 процентов от общего количества бронетехники, произведенной Россией в годы войны. В частности, это было 16 процентов российских основных боевых танков, 12 процентов российских самоходных артиллерийских установок и истребителей танков и 100 процентов российских боевых машин пехоты, поскольку Россия не производила никаких бронированных боевых машин пехоты во время войны. Вторая мировая война.

 

Первые поставки танков состоялись уже в 1941 году , а именно 487 танков Matilda II, Valentine и Tetrarch из Великобритании, а также 182 M3A1 Stuart и средних танков M3 Lee из США.
В 1942 году Великобритания поставила еще 2487 танков, а США — 3023. Первые российские части, оснащенные этими ленд-лизовскими танками , вступили в бой с танками «Валентайн» и «Матильда» в Старой России и в районе Валдая в декабре 1941 г. и 19 января.42.

На начало 1943 г. по ленд-лизу в советских частях имелось 1023 танка по ленд-лизу, хотя с 1941 г. было поставлено 6179. Корпуса комплектовались исключительно танками этого типа. М4А2 «Шерман» не был такой блестящей конструкцией, как российский танк Т-34, но в последующих конфликтах в Корее и на Ближнем Востоке американский танк — несмотря на превосходство Т-34 на бумаге — всегда побеждал между двумя танками. .

 

Гораздо более решающее значение для русской войны имели, однако, поставки автомашин , особенно из Соединенных Штатов. За время Второй мировой войны Россия построила всего 343 624 легковых и грузовых автомобилей , так как для производства боевых бронированных машин использовались крупные производители автомобилей, такие как заводы ГАЗ. Только США поставили русским 501 660 тактических колесных и гусеничных машин, в том числе 77,972 джипа, 151 053 грузовика 1,5 т и 200 622 грузовика 2,5 т.

Танки Valentine Mk VIII с 6-фунтовой пушкой ожидают разгрузки в Иране во время транзита в Россию.

Эта помощь была решающей не только из-за огромного количества, но и из-за ее качества. В то время как российская автомобильная промышленность ориентировалась исключительно на выпуск устаревших копий американских гражданских грузовиков 1930-х годов, автомобили, предоставленные по ленд-лизу, представляли собой современные военные разработки с несколькими ведущими осями и функциональной проходимостью.

Кроме того, союзниками в Россию было поставлено 15 631 орудие и 131 633 пистолета-пулемета.


Бронеавтомобили, поставленные по ленд-лизу в Красную Армию 1941-1945 гг.:

Бронеавтомобили поставлено потеряно на море прибыло
Бронетехника США
M3A1 Стюарт 1 676 443 1 233
М5 Стюарт 5 5
Чаффи M24 2 2
М3 Ли 1386 ? 969 (?)
M4A2 Sherman 2 007 (всего M3+M4 417) 2 007 (?)
M4A2(76 мм) Шерман 2095 ? 2 095 (?)
М26 Першинг 1 1
M31 ARV (бак для восстановления) 115 115
M15A1 MGMC (37-мм зенитная пушка) 100 100
M17 MGMC (счетверенный зенитный пулемет) 1000 1000
Истребитель танков Т48 (57-мм ПТ) 650 650
M18 Hellcat 5 5
M10 Росомаха 52 52
M2-M9 полугусеничный 1 178 54 1 124
Разведывательный автомобиль M3A1 3 340 228 3 112
LVT 5 5
Универсальный держатель T16 для США 96 ? 96 (?)
Всего по США 13 713 1 142 12 571
Британская бронетехника
Валентайн 2 394 320 (включая Канаду) 2 074
Валентин Мостовик 25 25
Матильда II 1084 252 832
Черчилль 301 43 258
Кромвель 6 6
Тетрарх 20 20
Универсальный держатель 1 212 224 (включая США и Канаду) 988
Всего по Великобритании 5 042 839 4 203
Бронетехника Канады
Валентина 1388 ? 1 388 (?)
Универсальный держатель 1 348 ? 1 348 (?)
Всего по Канаде 2 736 ? 2 736
ВСЕГО 21 491 1 981 19 510

Смотри также: Русские и немецкие танки во Второй мировой войне


Самолеты по ленд-лизу

Пилоты британских ураганов играли в футбол в снегу в Мурманске.

Катастрофический ход первоначального ответа русских на немецкое вторжение и связанные с этим огромные потери, понесенные Красной авиацией, заставили союзников предоставить массивные подкрепления, пока советская промышленность не смогла производить современные самолеты в больших количествах. Первыми иностранными самолетами прибыли две эскадрильи истребителей Hawker Hurricane, на которых пилоты RAF осенью 1919 года участвовали в боевых действиях.41, а затем переданы русским (см. рисунок справа).

По ленд-лизу России было передано большое количество американских самолетов. Всего в период с 1942 по 1944 год в Россию было отправлено 14 833 американских самолета всех типов.
Производство самолетов России в 1942-1944 годах составляло 42 427 истребителей и 11 797 бомбардировщиков (дополнительно 30 506 штурмовиков), в результате чего примерно 20 процентов истребители и 30 процентов бомбардировщиков ВВС красных были американского производства и ок. 10 процентов истребителей были построены в Великобритании.

Российская авиация в полной мере использовала американскую и британскую помощь на протяжении всей войны, во многих случаях используя западные самолеты в качестве основы для новых российских разработок. Ряд американских типов, в частности Douglas C-47 Dakota и Boeing B-29 Superfortess, были просто скопированы без разрешения.


Самолеты по ленд-лизу, поставленные ВВС Красной Армии 1942-1944 гг.:

Самолеты США и Великобритании Всего
Самолеты США Всего
Кертисс P-40 2097
Белл P-39 Аэрокобра 4746
Bell P-63 Kingcobra 2400
P-47 Тандерболт 195
Б-25 Митчелл 862
Дуглас А-20 Бостон 2 908
Всего по США 13 208
Британские самолеты Всего
Кертисс Томагавкс, Киттихаукс 270
Хоукер Харрикейн 2 952
Спитфайр Марк V 143
Спитфайр Mk IX 1188
Хэндли Пейдж Хэмпден 46
Армстонг Албемарл 14
всего британцев 4 613
ВСЕГО 17 821


Справочники и литература

Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (Стивен Дж. Залога, Джеймс Грандсен)
Авиация Второй мировой войны (Энцо Ангелуччи, Паоло Матрикарди) Статистический анализ и военное моделирование, тома I–IIIB (Найджел Аски)


для обмена:

Танки и самолеты по ленд-лизу – Вторая мировая война Оружие

Танки и самолеты по ленд-лизу для Красной Армии с 1941 по 1945 гг. Мировая война.

Завод Bell в Буффало поставил более 2000 P-63 Kingcobra в Россию, где они хорошо выдержали суровые условия.

Красная Армия использовала многочисленные ленд-лизовские танки и другую бронетехнику из США, Великобритании и Канады.

Танки по ленд-лизу

Содержание

Американские танки М3 на железной дороге под Мурманском после прибытия на север России. Всего за годы Великой Отечественной войны Красной Армии было поставлено 22 800 бронеавтомобилей, из них 1 981 потеряно в опасных арктических конвоях. Эти поставки составили около 20 процентов от общего количества бронетехники, произведенной Россией в годы войны. В частности, это было 16 процентов российских основных боевых танков, 12 процентов российских самоходных артиллерийских установок и истребителей танков и 100 процентов российских боевых машин пехоты, поскольку Россия не производила никаких бронированных боевых машин пехоты во время войны. Вторая мировая война.

 

Первые поставки танков состоялись уже в 1941 году , а именно 487 танков Matilda II, Valentine и Tetrarch из Великобритании, а также 182 M3A1 Stuart и средних танков M3 Lee из США.
В 1942 году Великобритания поставила еще 2487 танков, а США — 3023. Первые российские части, оснащенные этими ленд-лизовскими танками , вступили в бой с танками «Валентайн» и «Матильда» в Старой России и в районе Валдая в декабре 1941 г. и 19 января.42.

На начало 1943 г. по ленд-лизу в советских частях имелось 1023 танка по ленд-лизу, хотя с 1941 г. было поставлено 6179. Корпуса комплектовались исключительно танками этого типа. М4А2 «Шерман» не был такой блестящей конструкцией, как российский танк Т-34, но в последующих конфликтах в Корее и на Ближнем Востоке американский танк — несмотря на превосходство Т-34 на бумаге — всегда побеждал между двумя танками. .

 

Гораздо более решающее значение для русской войны имели, однако, поставки автомашин , особенно из Соединенных Штатов. За время Второй мировой войны Россия построила всего 343 624 легковых и грузовых автомобилей , так как для производства боевых бронированных машин использовались крупные производители автомобилей, такие как заводы ГАЗ. Только США поставили русским 501 660 тактических колесных и гусеничных машин, в том числе 77,972 джипа, 151 053 грузовика 1,5 т и 200 622 грузовика 2,5 т.

Танки Valentine Mk VIII с 6-фунтовой пушкой ожидают разгрузки в Иране во время транзита в Россию.

Эта помощь была решающей не только из-за огромного количества, но и из-за ее качества. В то время как российская автомобильная промышленность ориентировалась исключительно на выпуск устаревших копий американских гражданских грузовиков 1930-х годов, автомобили, предоставленные по ленд-лизу, представляли собой современные военные разработки с несколькими ведущими осями и функциональной проходимостью.

Кроме того, союзниками в Россию было поставлено 15 631 орудие и 131 633 пистолета-пулемета.


Бронеавтомобили, поставленные по ленд-лизу в Красную Армию 1941-1945 гг.:

Бронеавтомобили поставлено потеряно на море прибыло
Бронетехника США
M3A1 Стюарт 1 676 443 1 233
М5 Стюарт 5 5
Чаффи M24 2 2
М3 Ли 1386 ? 969 (?)
M4A2 Sherman 2 007 (всего M3+M4 417) 2 007 (?)
M4A2(76 мм) Шерман 2095 ? 2 095 (?)
М26 Першинг 1 1
M31 ARV (бак для восстановления) 115 115
M15A1 MGMC (37-мм зенитная пушка) 100 100
M17 MGMC (счетверенный зенитный пулемет) 1000 1000
Истребитель танков Т48 (57-мм ПТ) 650 650
M18 Hellcat 5 5
M10 Росомаха 52 52
M2-M9 полугусеничный 1 178 54 1 124
Разведывательный автомобиль M3A1 3 340 228 3 112
LVT 5 5
Универсальный держатель T16 для США 96 ? 96 (?)
Всего по США 13 713 1 142 12 571
Британская бронетехника
Валентайн 2 394 320 (включая Канаду) 2 074
Валентин Мостовик 25 25
Матильда II 1084 252 832
Черчилль 301 43 258
Кромвель 6 6
Тетрарх 20 20
Универсальный держатель 1 212 224 (включая США и Канаду) 988
Всего по Великобритании 5 042 839 4 203
Бронетехника Канады
Валентина 1388 ? 1 388 (?)
Универсальный держатель 1 348 ? 1 348 (?)
Всего по Канаде 2 736 ? 2 736
ВСЕГО 21 491 1 981 19 510

Смотри также: Русские и немецкие танки во Второй мировой войне


Самолеты по ленд-лизу

Пилоты британских ураганов играли в футбол в снегу в Мурманске.

Катастрофический ход первоначального ответа русских на немецкое вторжение и связанные с этим огромные потери, понесенные Красной авиацией, заставили союзников предоставить массивные подкрепления, пока советская промышленность не смогла производить современные самолеты в больших количествах. Первыми иностранными самолетами прибыли две эскадрильи истребителей Hawker Hurricane, на которых пилоты RAF осенью 1919 года участвовали в боевых действиях.41, а затем переданы русским (см. рисунок справа).

По ленд-лизу России было передано большое количество американских самолетов. Всего в период с 1942 по 1944 год в Россию было отправлено 14 833 американских самолета всех типов.
Производство самолетов России в 1942-1944 годах составляло 42 427 истребителей и 11 797 бомбардировщиков (дополнительно 30 506 штурмовиков), в результате чего примерно 20 процентов истребители и 30 процентов бомбардировщиков ВВС красных были американского производства и ок. 10 процентов истребителей были построены в Великобритании.

Российская авиация в полной мере использовала американскую и британскую помощь на протяжении всей войны, во многих случаях используя западные самолеты в качестве основы для новых российских разработок. Ряд американских типов, в частности Douglas C-47 Dakota и Boeing B-29 Superfortess, были просто скопированы без разрешения.


Самолеты по ленд-лизу, поставленные ВВС Красной Армии 1942-1944 гг.:

Самолеты США и Великобритании Всего
Самолеты США Всего
Кертисс P-40 2097
Белл P-39 Аэрокобра 4746
Bell P-63 Kingcobra 2400
P-47 Тандерболт 195
Б-25 Митчелл 862
Дуглас А-20 Бостон 2 908
Всего по США 13 208
Британские самолеты Всего
Кертисс Томагавкс, Киттихаукс 270
Хоукер Харрикейн 2 952
Спитфайр Марк V 143
Спитфайр Mk IX 1188
Хэндли Пейдж Хэмпден 46
Армстонг Албемарл 14
всего британцев 4 613
ВСЕГО 17 821


Справочники и литература

Советские танки и боевые машины Второй мировой войны (Стивен Дж.