Содержание

Новейшие военные самолеты России

С момента начала применения самолетов на поле боя их роль в военных конфликтах постоянно растет. Особенно возросла роль авиации в последние тридцать-пятьдесят лет. Боевые самолеты год от года получают все более совершенную электронику, более мощные средства ведения боя, увеличивается их скорость, снижается их заметность на экранах радаров. В настоящее время авиация даже в одиночку может решить ход вооруженного конфликта или сыграть в нем ключевую роль. Такого в военной истории человечества еще никогда не было.

Во время конфликта в Югославии, авиация стран НАТО практически без вмешательства наземных сил решила ход конфликта. Тоже самое можно сказать и о первой американской компании в Ираке. Тогда ВВС союзников сыграли решающую роль в разгроме многочисленной армии Саддама Хусейна. Пилоты США и их союзников безнаказанно охотились за бронетехникой иракцев, предварительно уничтожив ВВС Ирака.

Существует важный нюанс. Современные самолеты стоят столь дорого (стоимость американского F-22, самолета пятого поколения, составляет около 350 миллионов долларов) что их разработку и постройку (или покупку) могут себе позволить только очень богатые страны, которых в мире единицы.

Остальным остается надеяться на чудо или готовится к партизанской войне.

С появлением новых высокоточных боеприпасов, новых систем связи и спутниковой навигации и целеуказания роль и мощь военно-воздушных сил многократно возросла. Современные и перспективные самолеты также стремительно изменяются. Применение новых материалов, двигателей новых конструкций, сложнейшей электроники – делает современный боевой самолет венцом научно-технического прогресса.

В настоящее время ведущие авиационные державы занимаются созданием истребителя пятого поколения, за исключением США, ибо Америка уже имеет на своем вооружении истребители F-22 «Raptor» и F-35 «Lightning». Самолеты давно прошли этап испытаний, пущены в серию и приняты на вооружение. Россия, Китай и Япония пока отстает в этом вопросе.

В конце минувшего века СССР на равных мог противостоять США в небе за счет отличных машин четвертого поколения и Су-27. Они были примерно равны американским самолетам F-15 и F-16. Но после развала Советского Союза разработка новых машин в России на долгие годы была приостановлена. Работы практически не финансировались, а новые разработки часто создавались по инициативе самих авиастроителей и не находили поддержки у государства. США тем временем не теряли времени даром: в 90-х годах активно велась разработка самолета пятого поколения, и в 1997 году был испытан опытный образец, в будущем получивший обозначение F-22 «Raptor».

США – это пока единственная страна, которая имеет на вооружении самолет пятого поколения. Причем F-22 запрещено продавать даже союзникам. Для продажи за рубеж американцы создали другой самолет F-35 «Lightning» (Молния), но он, по мнению специалистов, имеет более слабые характеристики, чем F-22. А что же Россия? Каковы планы российского авиапрома? Есть ли перспективные разработки, которые в будущем заменят самолеты четвертого поколения?

Если посмотреть на что сейчас российский авиапром может предложить отечественным военно-воздушным силам, то мы в основном увидим модификации самолетов четвертого поколения Су-27 и Миг-29. Для обозначения их принадлежности даже придумали новую классификацию, и относят к поколению 4++, указывая тем самым, что это почти пятое поколение, ну, может, немного хуже. Спору нет, и Миг-29 и Су-27 – это действительно прекрасные машины, которые были одними из лучших в мире. Но это было в конце восьмидесятых. Последние реплики этих машин, конечно, серьезно модифицированы, улучшены двигатели, поставлена новая электроника и навигационные комплексы, но смогут ли они противостоять в бою «Раптору»?

В России уже создан самолет нового поколения, это ПАК-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), он же .Своей футуристической формой новый российский самолет очень напоминает F-22. Самолет впервые поднялся в воздух в 2010 году, а в 2011 он был впервые показан широкой публике на авиасалоне МАКС. Мы имеем очень мало достоверной информации об этой новейшей машине. В настоящее время самолет дорабатывается, но в уже в ближайшее время он должен пойти в серию.

Для того, чтобы попытаться сравнить ПАК-ФА с его американским аналогом F-22, нужно четко понимать: что такое самолет пятого поколения и в чем его отличие от предыдущих машин. Военные выдвигают к ним абсолютно четкие и понятные требования. Такой самолет должен обладать низкой заметностью во всех диапазонах волн, прежде всего в радиолокационном и инфракрасном, он должен быть многофункционален, чрезвычайно маневренным, иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость (уходить на сверхзвуковую скорость без форсажа), иметь возможность вести всеракурсный ближний бой и осуществлять многоканальную стрельбу ракетами на большой дальности. Самолет пятого поколения обязан иметь «продвинутую» электронику, которая бы значительно облегчала работу пилота.

Специалисты уже сравнивают F-22 и ПАК-ФА, оперируя той скудной информацией, которая у них есть. Российский новейший самолет имеет большие габариты, в том числе размах крыльев и поэтому, скорее всего, он будет более маневренным, чем его американский аналог. ПАК-ФА имеет немного больше максимальную скорость и проигрывает в крейсерской. Также российский самолет имеет большую практическую дальность и меньшую взлетную массу. Однако, ПАК-ФА проигрывает F-22 в малозаметности.

Тяжело сравнивать эти два самолета, прежде всего из-за недостатка информации.

Есть еще один нюанс: современные самолеты – это не только аэродинамика и вооружение, а в первую очередь электроника, которая управляет всеми системами самолета. СССР всегда имел отставание в этой сфере, аналогично обстоят дела у России. РЛС российского самолета не уступает лучшим мировым аналогам, а вот бортовое оборудование оставляет желать лучшего.

В 2014 году началось мелкосерийное производство ПАК-ФА, начало серийного производства самолета запланировано на 2016 год.

Вот сравнительная характеристика двух самолетов.

 

 

 

Самолет ПАК-ФА F-22
Начало разработки Начало 80-х 1996 год
Принят на вооружение 2014-2015 2005
Длина, м 22 18,92
Размах крыла, м 14,2
13,56
Масса пустого, кг 17500 19700
Максимальная скорость, км/ч 2600 2410
Крейсерская скорость, км/ч 1400 1963
Стоимость, млн. дол. 250 350
Малозаметность Ниже, чем у F-22 Высокая

 

 

 

 

 

Российской авиации сломают крылья – Бизнес – Коммерсантъ

ЕС принял беспрецедентные санкции против российской авиаотрасли, которые на практике лишают российские авиакомпании возможности использовать европейские самолеты. Новые поставки, а также техобслуживание и страхование всех бортов запрещены, а уже сданные в лизинг самолеты по старым контрактам должны быть возвращены лизингодателю в течение месяца. По словам экспертов, запрет ремонта и страхования заблокирует даже те самолеты, которыми авиакомпании владеют напрямую. С учетом вероятных аналогичных мер США российский рынок может лишиться более половины всех гражданских самолетов. Возможно, власти РФ запретят авиакомпаниям возвращать самолеты лизингодателям, но такая конфискация поставит крест на любых дальнейших взаимоотношениях.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Власти Евросоюза приняли решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания. По данным “Ъ”, пакет санкций был утвержден по итогам совещания у премьер-министра Ирландии Михола Мартина (в юрисдикции этой страны зарегистрирована большая часть парка европейских самолетов) при участии крупнейших международных лизингодателей. На встрече был утвержден наиболее жесткий пакет ограничений: полный запрет распространяется не только на новые, но и старые контракты (с переходным периодом до 28 марта), что означает, в частности, уход из России или невозможность полноценной эксплуатации всех самолетов Airbus. Собеседники “Ъ” ожидают, что США примут аналогичные меры в отношении самолетов Boeing.

Совокупно эти санкции могут за месяц сократить парк российских авиакомпаний более чем в два раза.

В Минтрансе, по данным “Ъ”, в субботу запланировано экстренное совещание с представителями крупных авиакомпаний. Ведомство не ответило на вопросы “Ъ”. По данным “Ъ”, решение S7 о временном прекращении полетов в Европу 24 февраля связано с опасениями изъятия бортов. В компании не прокомментировали это.

По последним данным агентства Cirium, в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них — в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью в $10 млрд. Всего, согласно транспортной стратегии РФ, в 2020 году авиакомпании РФ эксплуатировали 1,29 тыс. самолетов всех типов и 2,26 тыс. вертолетов. Самолетов зарубежного производства на тот момент насчитывалось 824 (64%), вертолетов — 1,459 тыс. (36%).

Запрещено все, кроме предполетного осмотра

О том, что ЕС планирует остановить поставку в РФ самолетов и запчастей к ним накануне заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что 75% коммерческого флота РФ произведено в ЕС, США и Канаде, и мера приведет к деградации ключевого сектора российской экономики.

По словам одного из источников “Ъ”, лизингодатели вплоть до подведения итогов совещания рассчитывали исключить из документа расторжение действующих контрактов и оставить их в силе. Однако принятый пакет мер предусматривает запрет продажи, поставок, передачи или экспорт, «прямо или косвенно», всех типов самолетов, вертолетов, космических технологий, а также комплектующих к ним. «Он также охватывает лизинг самолетов, поскольку это форма «поставки». Поэтому новые лизинговые контракты не могут быть заключены, а существующие должны быть расторгнуты»,— указано в тексте пояснения к санкциям, разосланного лизингодателями в авиакомпании РФ (копия есть у “Ъ”). Единственное, что разрешается делать европейским компаниям — это предполетный осмотр самолетов.

Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов.

«Таким образом, эти самолеты вернутся к лизингодателю»,— резюмируется в тексте пояснения.

Санкции не имеют экстерриториального применения, но поставщики самолетов, деталей и компонентов из ЕС должны убедиться, что эта продукция не поставляется российским компаниям — это положение прописано в пункте о том, смогут ли третьи страны обслуживать российскую авиатехнику. «Поэтому мы ожидаем, что операции по ремонту и техническому обслуживанию за пределами ЕС также станут более сложными или невозможными для российских перевозчиков»,— отмечается в тексте.

Отдельно в документе прописано, что эксплуатанты и авиарегуляторы должны обеспечивать соблюдение международных стандартов безопасности «в любое время, в том числе и в условиях действующих санкций». «Меры, которые они предпримут для обеспечения постоянной безопасности своей деятельности в ответ на санкции, будут иметь решающее значение для показателей безопасности полетов. В связи с этим будет продолжен строгий мониторинг показателей безопасности полетов всех российских авиаперевозчиков»,— написано там. В связи с этим в рамках программы инспекции рампы ЕС (SAFA) инспекторы EASA продолжат строгий мониторинг показателей безопасности полетов всех российских авиаперевозчиков. «Если показатели безопасности авиаперевозчика не улучшатся, ЕС может быть вынужден запретить ему полеты в ЕС»,— этот пункт затрагивает тех российских эксплуатантов, кто уже является владельцем европейской авиатехники.

«Решение не имеет прецедентов по масштабам»

Решение не имеет прецедентов по своим масштабам в истории международного авиализингового бизнеса, отмечает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий. Оно будет иметь тяжелые последствия и для европейских компаний, говорит он, поскольку они смогут оперативно найти клиентов только на грузовые самолеты. Пристроить остальные борта будет затруднительно с учетом сохраняющихся в Европе антиковидных ограничений и невосстановленного авиасообщения. Эксперт также сомневается, что данные санкции могут быть смягчены или вскоре отменены.

Санкции в транспортной сфере выглядят сверхжесткими, согласен эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, запрет исключительно поставок и лизинга новых самолетов ближайшие несколько лет не стал бы критичным: в России достаточно большой и современный парк, который может эксплуатироваться продолжительное время без модернизации.

Но в принятом виде глобальную угрозу представляет пункт о запрете техобслуживания и поставки запчастей и комплектующих для авиапроизводства.

Ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета, отмечает господин Борисов. «Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ 100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих»,— добавляет он. Предыдущие санкционные ограничения, продолжает он, серьезно стимулировали российских производителей, которые продвинулись в авионике или производстве композитов. Но как быстро на этот раз авиапрому удастся компенсировать полный запрет поставок, особенно микроэлектроники,— большой вопрос, подчеркивает эксперт.

Вероятность, что США вслед за ЕС не примут аналогичные меры, невысока, предполагает Федор Борисов. В таком случае решение ЕС дало бы слишком большие преференции Boeing. «Полагаю, к сожалению, что США займут солидарные позиции»,— заключает он.

Для европейских лизингодателей и производителей ситуация также представляется весьма затруднительной: российский рынок сбыта для них довольно крупный. «Однако мы живем в мире, где экономические расчеты стали вторичными по отношению к политическим. И в такой ситуации риски становятся непредсказуемыми для всех сторон»,— комментирует Федор Борисов.

При этом он отметил, что даже если лессорам удастся пролоббировать сохранение уже действующих контрактов, оно не будет выходом из ситуации без разрешения техобслуживания. «В этой ситуации возникают риски для собственника: без согласованного с ним и контролируемого техобслуживания самолет резко теряет в стоимости (после окончания срока лизинга), в таком случае лессоры могут предпочесть изъять свои борта»,— заключает он.

При этом господин Борисов также не исключил сценария, при котором российские власти решат удержать парк внутри РФ: «Без самолетов оставлять страну никто не будет, и такая вероятность сохраняется». Вопросом остается также, коснется ли запрет на поставки деталей поставщиков вторичных запчастей, говорит он. «Иран находил выход за счет стран, которые либо игнорировали запреты, либо поставляли через третьи страны и юрлица, как РФ поставляла туда старые советские самолеты. Кто нам будет поставлять парк, и пойдет ли на такие риски, например, Китай — сложно сказать».

Паралич гражданской авиации

Вопрос страхования крайне важен для авиабизнеса, так как российские страховые компании перестраховывают риски эксплуатантов за рубежом: у страхового рынка РФ нет ресурса для принятия всех рисков страхования авиакомпаний и авиа-КАСКО. А в авиабизнесе страхование ответственности перед третьими лицами требует весьма крупного лимита покрытия. «Поэтому можно с уверенностью можно утверждать, что введение этих санкций означает паралич гражданской авиации России, по крайней мере в краткосрочной перспективе»,— говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Для такой страны, как Россия, прекращение авиасообщения — это драматический удар по территориальной связанности и экономике».

Понимая, что система международных договоренностей разрушается на глазах, единственным возможным вариантом удержать отрасль от катастрофических последствий может быть противодействие российских властей таким мерам, говорит Олег Пантелеев.

Это может выражаться в издании документов, которые позволят компаниям не вывозить суда из РФ. Источники “Ъ” в авиакомпаниях отмечают, что подобная конфискация бортов означала бы «самоубийство»: в будущем при нормализации отношений ни один лизингодатель не даст такой компании свои самолеты. В свою очередь эксперт допускает, что даже в случае смягчения санкций правительство РФ может запретить поставки новых иностранных самолетов. «Сейчас выбор в сторону разрыва отношений с Западом очевиден»,— говорит он.

В транспортной стратегии было указано, что к 2030 году России потребуется около 700 новых самолетов и более 430 вертолетов. Однако теперь рынок авиаперевозок из РФ в страны Запада «трагически сузится», констатирует Олег Пантелеев: «Туда некому и незачем будет летать за редким исключением, когда пассажиры смогут долететь с пересадками».

Государство даст группе «Аэрофлот» привлечь парк из альтернативных источников — у российских или китайских лизингодателей. Начнется поиск комплектующих через ОАЭ, способы ремонта и техобслуживания в Китае, продолжает он.

Российские самолеты

Два проекта российских гражданских самолетов, МС-21 и SSJ, стартовали в период, когда сложившаяся ситуация казалась невозможной, говорит Олег Пантелеев. Поэтому доля иностранных комплектующих в них высока. Иностранные детали выбирали из-за необходимости быстрой сертификации самолета в соответствии с международными нормами, сроки их разработки были ускорены, так как иностранные производители зачастую адаптировали готовые решения для SSJ.

Сейчас европейский рынок «в моменте» не интересен РФ, поэтому программа по импортозамещению может быть весьма актуальна. SSJ-new в версии с французским двигателем SaM-146 должен быть сертифицирован к 2023 году. Но ОДК рассчитывает закончить российский двигатель ПД-8 к концу 2023 года. «Это значит, что к середине десятилетия мы имеем шанс получить полностью импортозамещенные среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты»,— считает эксперт.

Сейчас важно уложиться в срок с поставками МС-21 и затем сделать на его базе самолет с дальностью 9–10 тыс. км на 240 кресел, который сможет беспосадочно долететь от Калининграда до Дальнего Востока. Наличие такого варианта самолета позволит обеспечить потребностей внутреннего рынка, полагает он. Проблемой может стать дефицит электронной компонентной базы, но она может быть решена через поставки микросхем третьими юрлицами из других стран.

На ближайшее время при сохранении санкций потребность в самолетах сократится. И даже если часть воздушных судов вернут в ЕС, остатков на какое-то время хватит, уверен Олег Пантелеев.

К 2025 году в РФ можно будет ожидать «сколько-нибудь существенных» поставок МС-21 и SSJ 100: «Это будет несколько десятков самолетов в год, но этого будет достаточно».

Авиакомпании до недавнего времени не думали, как жить в случае превращения страны во «второй Иран» с точки зрения авиационных санкций, резюмирует Олег Пантелеев: «Но Иран сумел, сможем и мы».

Айгуль Абдуллина

«На войне как на войне»? Кто сбивал российские военные вертолеты и самолеты

Сюжет: 

Нагорный Карабах

Общество

Фото: mes.am / Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Армения

В современной истории России таких инцидентов было четыре. До Азербайджана российскую военную авиатехнику сбивали Турция, сирийские боевики, ПВО Сирии по вине Израиля и Грузия.

Вертолет Ми-26

9 ноября на границе Армении и Азербайджана около Нахичевани был сбит российский военный вертолет Ми-24, сопровождавший колонну миротворцев в Карабах. Вертолет упал на территории Армении в горной местности. Двое находившихся на борту российских военных погибли: командир экипажа майор Юрий Ищук и старший лейтенант Роман Федин. Пострадал также один летчик-оператор. Ответственность за трагедию на себя взяли власти Азербайджана. Баку принес свои извинения, обязался выплатить компенсацию, а президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал российскому коллеге Владимиру Путину провести расследование и наказать преступников. Азербайджанская генеральная прокуратура возбудила дело о халатности. СК РФ также завел дело о халатном отношении при исполнении служебных обязанностей, в результате которого погибли более двух человек.

Фото: mes.am / Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Армения

Ми-24 был сбит на фоне продолжавшейся на тот момент войны в Нагорном Карабахе. При этом российский вертолет находился на расстоянии 100 километров от зоны конфликта. Как сказал представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, вертолет сбили «вне зоны боевых действий». Инцидент несколько дней обсуждался в СМИ и соцсетях. Азербайджанский посол Полад Бюль-Бюль оглы в одном из интервью сказал, что подобные трагедии случаются, добавив следующее: «На войне как на войне — всякое может быть». На это последовал жесткий ответ из МИД РФ.

— Если бы Россия исповедовала принцип «на войне как на войне», то ответ был бы сокрушительным, — сказали на Смоленской площади.

Там рассчитывают, что Азербайджан «более не позволит себе никаких двусмысленных заявлений» в связи с катастрофой вертолета.

Сирия по вине Израиля

Два предшествующих эпизода с подбитой российской военной техникой связаны с Сирией. 17 ноября 2018 года системы ПВО С-200, принадлежавшие сирийским правительственным войскам, ударили по судну радиоэлектронной разведки Ил-20. В момент крушения самолет находился в 35 километрах от побережья Сирии, недалеко от российской военной базы в Латакии. После попадания ракеты экипаж корабля попытался спастись и предпринял экстренную посадку. Однако самолет упал в Средиземное море.

Вину за катастрофу Минобороны России возложило на Израиль. Делом в том, что в тот момент сирийские С-200 вели огонь по израильским F-16, наносившим удары в «непосредственной близости» от шедшего на посадку Ил-20. Так что израильские истребители «подставили» российский самолет под удар сирийской ПВО. В Минобороны России действия Израиля расценили как враждебные. Россия заявила, что оставляет за собой право «на адекватные ответные действия». Все 15 погибших членов экипажа Ил-20 награждены орденом Мужества.

Фото: wikimedia

Никаких санкционных мер в отношении Израиля не последовало, но Россия отправила в Сирию системы ПВО С-300. После этого полеты израильских истребителей над арабской республикой, охотившихся там на иранские прокси, пошли на спад. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил российской стороне соболезнования. К ним присоединились глава минобороны Флоранс Парли и американский президент Дональд Трамп.

«Удар в спину»

Пожалуй, самая нашумевшая история с атакой другого государства на российскую авиатехнику в современной истории России произошла 24 ноября 2015 года. В этот день над северо-восточной частью Сирии в небе турецким истребителем F-16 был сбит бомбардировщик Су-24. Ракета «воздух — воздух» попала в самолет, когда он находился на высоте 6000 метров над уровнем моря. Экипаж успел катапультироваться до падения бомбардировщика. Однако при приземлении командира — подполковника Олега Пешкова — обстреляли сирийские повстанцы. Штурман — капитан Константин Мурахтин — остался жив и был эвакуирован в ходе поисково-спасательной операции сирийским спецназом и боевиками «Хезболлы». Во время этой операции погиб морской пехотинец Александр Позынич и был уничтожен вертолет Ми-8.

Фото: Пресс-служба Министерства обороны России

Турецкая сторона атаку на Су-24 оправдала тем, что он пересек границу Турции. Российская сторона отмечала, что удар по бомбардировщику был нанесен в сирийском воздушном пространстве при выполнении им боевого задания. 25 ноября премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сказал, что лично отдал приказ сбивать самолет. Через два дня президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что решение об уничтожении приняли сами турецкие пилоты.

Российский президент назвал инцидент «ударом в спину», РФ ввела в отношении Турции санкции. Был отменен безвизовый въезд для турецких предпринимателей в Россию, а также импорт продовольствия, в частности помидоров. МИД России рекомендовал гражданам страны воздержаться от поездок в Турцию. Погибшему Пешкову присвоено звание Героя России, а матрос Позиныч вместе с оставшимся в живых Мурахтиным награждены орденами Мужества.

Инцидент с Су-24 заметно охладил российско-турецкие отношения, привел к падению товарооборота. Двусторонние связи начали «оживать» лишь после 27 июня 2016 года, когда Эрдоган принес извинения, заявил о готовности выплатить моральный ущерб и намерении сделать все для восстановления традиционных дружественных отношений двух стран.

Война в Южной Осетии и три Су-25

Из более ранних историй можно вспомнить пятидневную войну в Южной Осетии. В ходе боев 7–12 августа Россия активно применяла авиацию, чтобы защитить своего союзника от силовой попытки Грузии вернуть его в свой состав. По данным российского Минобороны, РФ потеряла четыре самолета. Один дальнобойный бомбардировщик Ту-22 и три штурмовика Су-25. Последние, кстати говоря, стали основным типом военных самолетов, используемых в этой войне. Так что и главные потери в авиатехнике пришлись именно на Су-25, включая и грузинскую сторону.

Читайте также: «Получила то, что хотела»: политолог — о позиции Турции в Закавказье

Сирии Армия Турция Азербайджан Нагорный Карабах

Модернизированные ВВС России меньше, но более боеспособны — вот что они закупают дальше экипаж во время авиашоу в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2016» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» в Кубинке. Марина Лысцева/ТАСС (Фото Марины Лысцевой\ТАСС через Getty Images)

ТАСС через Getty Images

Через двенадцать лет после того, как Москва начала масштабную кампанию по модернизации своих вооруженных сил, в новом отчете, опубликованном Центром военно-морского анализа, подчеркивается улучшение возможностей Воздушно-космических сил (ВКС) и морской авиации России.

По данным автора доклада, аналитика Леонида Нерсисяна, в период с 2009 по 2020 год Вооруженные силы России получили около 460 новейших боевых самолетов, 110 учебно-боевых самолетов Як-130 и 360 ударных вертолетов.

Кроме того, примерно 320 старых боевых самолетов были серьезно модернизированы, в том числе около 150 перехватчиков МиГ-31, значительное количество штурмовиков Су-24 и Су-25, а также истребителей Су-27 и Су-33.

Модернизация началась после плохой работы российской военной авиации в короткой российско-грузинской войне в 2008 году из-за многолетнего забвения после распада Советского Союза.

Закупая новые самолеты, ВКС вывели из эксплуатации более тысячи устаревших самолетов советской эпохи, что привело к чистому сокращению с 2000 боевых самолетов с неподвижным крылом два десятилетия назад до примерно 1200 сегодня и с 700 до 400 ударных вертолетов.

ПОДРОБНЕЕ ДЛЯ ВАС

«Несмотря на это, общий потенциал боевой авиации России за последние годы значительно увеличился», — написал мне Нерсисян по электронной почте. «Это гораздо более гибко в случае доступных миссий и целей».

Это потому, что сегодня примерно 75% боевых самолетов ВКС являются новыми или модернизированными, что обычно означает, что они включают в себя спутниковую навигацию, цифровые бортовые компьютеры, поддержку нового управляемого оружия, улучшенные датчики и глушители самообороны. Кроме того, современные многоцелевые истребители могут эффективно выполнять задачи, которые раньше выполнялись несколькими одноцелевыми самолетами времен холодной войны.

Таблица поставок российских самолетов в 2009-2020 гг. составлена ​​на основе данных журнала «Боевая авиация России: … [+] Закупки, модернизация и перспективы», опубликованного Центром военно-морского анализа.

Автор.

Аналогичным образом, старые вертолеты Ми-24 Хинд в основном были заменены более современными моделями с управляемым вооружением, приборами ночного видения и средствами самообороны.

Таблица поставок российских ударных вертолетов в 2009-2020 гг. составлена ​​на основе данных журнала «Боевая … [+] Авиация России: закупки, модернизация и перспективы», опубликованного Центром военно-морского анализа.

Автор.

Не менее важно то, что ВКС и их пилоты получили большой боевой опыт над Сирией, который был использован для улучшения доктрины.

Два всепогодных, дневно-ночных, военных тандемных, двухместных противотанковых ударных вертолета Ми-28 … [+] ВВС России летают строем на авиасалоне МАКС под Москвой, Россия. (Фото: Aviation-images.com/Universal Images Group через Getty Images)

Universal Images Group через Getty Images

«Российская боевая авиация стала способной к локальным и даже региональным конфликтам, — по словам Нерсисяна, — но до позади ВВС США и НАТО».

Например, в отчете отмечается, что российская авиация, скорее всего, по-прежнему будет полагаться в основном на неуправляемые ракеты и бомбы (часто сбрасываемые с помощью спутниковой системы наведения «Гефест» СВП-24 на российские бомбардировщики) из-за отсутствия недорогих комплекты высокоточных боеприпасов, такие как комплект JDAM, используемый ВВС США. Россия также испытывает трудности с наращиванием производства ракет класса «воздух-воздух» вне прямой видимости.

Аэрокосмическая промышленность в целом страдает от «отсутствия оптимального управления на многих предприятиях и регуляторных вопросов, связанных с Министерством обороны». Например, ВКС распределяет свои скудные ресурсы для поддержки избыточных типов самолетов только для того, чтобы сохранить на плаву определенные заводские линии.

Фактически, мажоритарная государственная Объединенная авиастроительная корпорация, в которую входят все российских военных аэрокосмических компаний, имеет долг в 530 миллиардов рублей (7,2 миллиарда долларов). Сообщается, что правительство России, как ожидается, возьмет на себя 250 миллиардов рублей и реструктурирует еще 150 миллиардов долга.

Давайте теперь посмотрим на основные закупки военной авиации, которые Россия, как ожидается, будет осуществлять в 2020-х годах.


Истребители-невидимки Су-57… Наконец-то?

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЖУКОВСКИЙ, РОССИЯ — 30. 08.2019: Реактивный истребитель Су-57 выполняет полет … [+] показ на Московском международном авиасалоне МАКС-2019 под Жуковским, юго-восток Москвы. (Фото Леонида Фаерберга/SOPA Images/LightRocket через Getty Images)

SOPA Images/LightRocket через Getty Images

В декабре российские военные наконец-то получили серийный истребитель-невидимку Су-57, первый из которых был потерян в результате крушения в декабре 2019 года. FA) претерпела многочисленные задержки и неудачи в 2010-х годах, и проект все еще ожидает форсированные двигатели и радар.

Двухмоторный Су-57 быстрее и маневреннее в ближнем бою, чем истребители-невидимки F-35, эксплуатируемые НАТО, но считается, что он значительно лучше заметен в радарах, особенно сбоку или сзади. Время покажет, сможет ли Россия, наконец, увеличить производство Су-57 до 76 заказанных в настоящее время, а также закупить улучшенные двигатели и авионику, необходимые для того, чтобы самолет-невидимка полностью реализовал свой потенциал.


Больше Сухих Фланкеров… и не так много МиГов

ПОДМОСКОВЬЕ, РОССИЯ — 25 августа 2020 г.: Истребители Су-35С и Су-30СМ … [+] Русские витязи [ Пилотажная группа «Русские Витязи» во время авиашоу в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» на аэродроме Кубинка. Сергей Савостьянов/ТАСС (Фото Сергея Савостьянова\ТАСС через Getty Images)

Сергей Савостьянов/ТАСС

Из-за задержек и высокой стоимости Су-57 Россия продолжит закупать больше 4,5 поколения (т.е. малозаметные) истребители в 2020-х годах — прежде всего, истребители Су-35С «Фланкер-Э» и штурмовики Су-30СМ2.

Су-35С — топовый истребитель поколения 4,5 с превосходными характеристиками маневренности и грузоподъемности благодаря двигателям с регулируемым вектором тяги. Единственным серьезным недостатком является отсутствие радара класса AESA, который является более незаметным и более устойчивым к помехам. Су-30 Flanker — двухместный ударный истребитель, концептуально аналогичный F-15E.

Однако перспективы российских самолетов семейства МиГ-29/МиГ-35 менее радужны. МиГ-29 был советским аналогом легкого и недорогого американского истребителя F-16, но его двухмоторной конструкции не хватает дальности полета, гибкости и срока службы Flanker, и он был в значительной степени вытеснен самолетами семейства Сухого. Все-таки флотский МиГ-29Вариант K занял небольшую нишу на российском авианосце, пострадавшем от аварий. По словам Нерсисяна, вялотекущие заказы на новейший вариант МиГ-35 в основном служат вмешательством государства, чтобы обеспечить надежное жизнеобеспечение Микояна и Гуревича.


Воскрешение холодной войны: новые бомбардировщики Blackjack

МОСКВА, РОССИЯ — 24 июня: Туполев Ту-160 стратегический бомбардировщик во время пролета над Москвой во время … [+] Военный парад Победы на Красной площади в честь Дня Победы 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 24 июня 2020 года в Москве, Россия. 75-летие знаменует окончание Великой Отечественной войны, когда нацисты капитулировали перед тогдашним Советским Союзом. (Фото Владимира Астапковича, Host Photo Agency, Getty Images)

Host Photo Agency via Getty Images

Ожидается, что Россия модернизирует свою тройку стратегических бомбардировщиков времен холодной войны для выполнения ядерных, обычных и морских ударных задач, а также оснастит их более малозаметными крылатыми ракетами большей дальности для нанесения ударов из безопасного места. расстояние. Модернизированные модели Ту-95МСМ и Ту-22М3М имеют значительно улучшенную авионику и двигатели.

Кроме того, Москва возобновила производство модернизированных вариантов своих колоссальных ударных бомбардировщиков Ту-160. В настоящее время заказано 10 (из 50) новых Ту-160М. Гигантские турбовентиляторные двигатели НК-32 Ту-160 являются самыми мощными двигателями на военной службе в мире и могут разогнать большой бомбардировщик до скорости 2 Маха.


Защитники заменят фехтовальщиков

ЛАТАКИЯ, СИРИЯ. 18 ФЕВРАЛЯ 2016. Ударный истребитель Су-34 взлетает с авиабазы ​​Хмеймим. … [+] Валерий Шарифулин/ТАСС (Фото Валерия Шарифулина\ТАСС через Getty Images)

ТАСС через Getty Images

ВКС постепенно заменяют советские сверхзвуковые бомбардировщики Су-24 «Фехтовальщик» с поворотным крылом ( концептуально аналогичен списанному американскому F-111 Aardvark) в пользу новых Су-34 Fullbacks, созданных на основе Flanker. Эти мощные двухместные истребители-бомбардировщики быстрее, более способны вести бои воздух-воздух и могут нести более тяжелую 13-тонную полезную нагрузку в длительных миссиях.

Что еще более важно, Fullback может похвастаться улучшенными системами самообороны и внушительными массивами сенсоров. Над Сирией ВКС сочли свои Су-34 эффективным средством благодаря сочетанию полезной нагрузки, дальности и встроенной электронно-оптической системе наведения «Платан», позволяющей самолету наносить точные удары, не требуя лазерной помощи от другого самолета.


Ждем: Боевые дроны? Конкуренция со стороны Китая?

РОССИЯ — 20 АВГУСТА 2019 ГОДА: На кадре с экрана видно, как ударно-разведывательный дрон «Альтиус-У»… [+] совершает свой первый полет. Минобороны России/ТАСС (Фото ТАСС/ТАСС через Getty Images)

Минобороны России/ТАСС

Две программы самолетов нового поколения — бомбардировщик-невидимка ПАК ДА и перехватчик МиГ-41 — скорее всего, будут запущены в производство только после 2030 г. Но до этого Москва может попытаться исправить полное отсутствие вооруженных дронов (БПЛА) на вооружении.

Несколько проектов находятся в разработке: в частности, почти боевой БПЛА ближнего радиуса действия «Орион», далее БПЛА дальнего радиуса действия «Альтиус» и высокотехнологичный БПЛА-невидимка «Охотник». Время покажет, будет ли Москва инвестировать в создание значительных сил БПЛА или продолжит концентрироваться на пилотируемой боевой авиации.

Известность России как военного экспортера вполне может быть поставлена ​​на карту. В 2019 году в отчете британского аналитического центра RUSI утверждалось, что все более мощные китайские военные самолеты могут угрожать российскому экспорту военных самолетов в 2020-х годах.

Нерсисян написал в электронном письме, что согласен: «Может быть, есть небольшой риск верить официальным китайским данным о производительности. Но в любом случае у них есть хотя бы крупные боевые БПЛА (типа Wing Loong-2 или серии Rainbow), которые у России появятся только через 3-4 года, не раньше».

Незамеченная причина, по которой российское вторжение терпит неудачу

Воздушная мощь должна была быть одним из величайших преимуществ России перед Украиной. Ожидалось, что российская авиация с почти 4000 боевых самолетов и обширным опытом бомбардировок целей в Сирии, Грузии и Чечне сыграет жизненно важную роль во вторжении, позволив российской армии погрузиться вглубь Украины, захватить Киев и уничтожить украинскую армию. . Но спустя более двух месяцев войны ВВС Владимира Путина все еще борются за господство в небе.

Провал российских ВВС, пожалуй, самая важная, но наименее обсуждаемая история военного конфликта. Украинские силы продемонстрировали удивительную силу в воздушной войне и адаптировались по мере развития боевых действий. Но любая из сторон в этой войне все еще могла завоевать господство в воздухе и коренным образом изменить ход конфликта.

Авиация потенциально имеет решающее значение в любой войне, но ее трудно эффективно использовать. Военно-воздушные силы зависят от множества технологий, для которых требуется высококвалифицированный персонал, способный быстро создать авиадесантную военную экосистему: бортовые радиолокационные станции для обеспечения управления и контроля, истребители для защиты и охраны неба, заправочные самолеты, чтобы все были сыты. газа, самолетов радиоэлектронной борьбы для подавления обороны противника, а также ряда сборщиков разведданных и штурмовиков для обнаружения и уничтожения сил противника. В такого рода комбинированных операциях участвуют сотни самолетов и тысячи людей в четко поставленном танце, на освоение которого уходит целая жизнь. Но при правильном управлении эти перекрывающиеся операции позволяют вооруженным силам доминировать в небе, значительно облегчая жизнь наземным или военно-морским силам внизу.

К несчастью для русских, недавняя модернизация российских ВВС, хотя и предназначалась для того, чтобы позволить им проводить современные совместные операции, была в основном демонстративной. Русские тратили деньги и силы на коррупцию и неэффективность. Хотя многое было сделано из нового блестящего оборудования, такого как широко разрекламированный ударный самолет Су-34, российские военно-воздушные силы продолжают страдать от несовершенных логистических операций и отсутствия регулярной, реалистичной подготовки. Прежде всего, автократическая российская клептократия не доверяет младшим и средним офицерам и поэтому не может допустить творческого, гибкого принятия решений, на которое опираются военно-воздушные силы НАТО.

Все это означало, что когда началось вторжение, российская авиация была не в состоянии провести хорошо продуманную, сложную кампанию. Вместо того, чтобы контролировать небо, ВВС России в основном оказывали воздушную поддержку наземным войскам или бомбили украинские города. В этом она следовала традиционной тактике континентальной державы, отдающей предпочтение сухопутным войскам. Сосредоточение внимания на наземных войсках может сработать, если у вас почти бесконечное количество солдат и вы готовы их потерять. Но Россия настолько привязана к своей истории наземных успехов, что не понимает важности авиации.

«Россия никогда в полной мере не оценивала использование военно-воздушных сил помимо поддержки наземных сил», — сказал нам Дэвид А. Дептула, генерал-лейтенант ВВС США в отставке. «В результате Россия за все свои войны никогда не задумывала и не проводила стратегическую воздушную кампанию».

Вместо этого российские самолеты выполняют свои простые задачи, многие из которых используют одиночные самолеты без взаимной поддержки комбинированных воздушных операций, которую можно было бы ожидать в передовых военно-воздушных силах НАТО. Пилотам дают цель; быстро прилететь, чтобы атаковать его, во многих случаях полагаясь на неуправляемые боеприпасы, чтобы попытаться поразить цель; а потом вылететь и постараться не быть сбитым. Им не разрешается действовать гибко в рамках намерений их командиров для выполнения задачи . У них есть приказы, и они их выполняют во что бы то ни стало. Даже хваленые возможности России в области разведки, наблюдения и рекогносцировки кажутся на удивление слабыми. Редко российские силы способны идентифицировать возможные украинские цели и развертывать воздушные средства для их атаки достаточно быстро, чтобы изменить ситуацию.

Конечно, самой важной причиной провала российской авиации и очевидной осторожности российских пилотов было сопротивление Украины. В отличие от своего врага, украинцы разработали последовательную концепцию воздушных операций, которая позволила им заблокировать то, что казалось легким путем к господству России в воздухе.

Украинцы интегрировали ряд воздушных и противовоздушных средств, чтобы сбить с толку гораздо более крупные российские ВВС. Начав с дешевых переносных зенитно-ракетных комплексов, украинцы смогли ограничить российскую авиацию несколькими восточными и южными районами, значительно ограничив свободу маневра России. Добавление гораздо более мощных и дальнобойных ракетных систем С-300 из Словакии делает русских еще более уязвимыми. Угроза со стороны С-300 вынуждает отдельные российские самолеты, которым обычно не хватает дозаправки, средств радиоэлектронной борьбы и командно-административной поддержки, лететь низко к земле, чтобы прикрыться от атаки. Это, в свою очередь, делает их более уязвимыми для переносных зенитно-ракетных комплексов. Украина не может нацеливаться на каждый российский самолет, но она умело использовала то, что у нее есть, чтобы заставить российских пилотов беспокоиться о том, что они может стать целью где угодно, что вынуждает их вести себя более оборонительно и снижает их эффективность.

Способность Украины бороться за свое воздушное пространство не только обеспечивала защиту ее собственных сил, но и позволяла время от времени переходить в наступление. В начале войны украинцы смогли использовать беспилотники Bayraktar турецкого производства для атаки некоторых важных целей. Украинцы также использовали беспилотники для обнаружения и уничтожения российских ракет класса «земля-воздух», что делает российские наземные силы более уязвимыми для атак сверху.

Украинцы также продемонстрировали гораздо большую способность, чем русские, творчески использовать свои ограниченные ресурсы авиации. Потопление российского флагмана на Черном море «Москва», ошеломившее весь мир, похоже, произошло благодаря ловкому двойному удару. Украинские официальные лица заявили, что они использовали беспилотный летательный аппарат, чтобы отвлечь средства ПВО «Москвы», а затем запустили свои отечественные противокорабельные ракеты «Нептун», прежде чем растерянный российский экипаж успел среагировать.

Это изобретательное использование авиации показывает, что украинцы могут иметь более глубокое понимание воздушных операций, чем даже многие страны НАТО, которые считают свое господство в воздухе само собой разумеющимся. То, что сделали украинцы — сразиться в небе с более богатым и могущественным врагом по дешевке — чрезвычайно сложно. Западу есть чему поучиться на успехах Украины, сказал нам Дептула. «Мы стали настолько господствовать в воздухе, что нам никогда не приходилось думать, как бы мы использовали авиацию, если бы мы были второстепенной силой», — сказал он. «Украина ставит перед нами очень интересные вопросы, которые мы должны серьезно рассмотреть, хотя бы для того, чтобы понять, как умный противник поведет нас».

Ближайшие недели покажут, способны ли русские учиться на своих ошибках и лучше использовать свое все еще огромное численное превосходство в авиации. Украинцы, с другой стороны, скоро увидят, как их наступательные воздушные возможности вырастут. Их новейшие беспилотники могут позволить лучше наводить артиллерию на большие расстояния. 30 апреля огонь украинской артиллерии, казалось, был близок к поражению начальника Генерального штаба России генерала Валерия Герасимова, когда он находился на фронте. Украинцы получают еще более совершенные системы, в том числе новые беспилотники Switchblade и Phoenix Ghost, которые способны какое-то время задерживаться над позициями противника, прежде чем использовать их для уничтожения техники.

Пока воздушное пространство над полем боя остается оспариваемым, украинцы смогут улучшать и расширять использование своей авиации. Они могут не выиграть войну сразу. Но они уже произвели революцию в том, как будут сражаться следующие.

Новые российские авиаудары по черноморским регионам Украины

Автор SUSIE BLANN26 июля 2022 г. по Гринвичу Ракетами, выпущенными с дальней бомбардировочной авиации, заявили украинские военные.

В Одесской области пострадали и загорелись дома в прибрежных поселках, сообщает Оперативное командование Юг Украины в Facebook. Представитель ВВС Украины сообщил, что удары из акватории Черного моря нанесли российские дальние бомбардировщики Ту-22М3 и истребители Су-30 и Су-35. В Николаевской области мишенью стала портовая инфраструктура, несмотря на соглашения, призванные разрешить возобновить отгрузки зерна из украинских портов Черного моря.

Через несколько часов после ударов назначенный Москвой чиновник на юге Украины заявил, что Одесская и Николаевская области вскоре будут «освобождены» российскими войсками, как и уже оккупированная Херсонская область восточнее.

«Херсонская область и город Херсон освобождены навсегда», — цитирует российское государственное информационное агентство РИА «Новости» представителя региона Кирилла Стремоусова.

РЕКЛАМА

На дипломатическом фронте министр иностранных дел России повторил свое заявление о том, что Москва готова вести переговоры с Украиной о прекращении войны, хотя он снова заявил, что западные союзники Киева выступают против сделки.

Русско-украинская война


  • Украинские власти Возьмите с собой руины в освобожденном Лимане
    от Джастина Спайка

  • Взрыв на мосту до КРЕМИ НА РАССИЙСКИЙ СПАСЫ
    . электростанция потеряла внешнюю линию электроснабжения

«Мы никогда не отказывались от переговоров, потому что все знают, что любые боевые действия заканчиваются за столом переговоров», — заявил во вторник во время визита в Уганду министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Он сказал, что переговоры не продвинулись дальше после встречи двух сторон в Стамбуле в конце марта.

В то время как украинские официальные лица говорили о возможном контрнаступлении на юге, министерство обороны Великобритании сообщило во вторник, что никаких признаков того, что украинский военный корабль и запас противокорабельных ракет находились в порту Одессы, не было, как заявила Москва, когда она нанесла удар по этому месту в выходные .

Британское министерство заявило, что Россия рассматривает использование Украиной противокорабельных ракет как «ключевую угрозу», ограничивающую ее Черноморский флот.

«Это значительно подорвало общий план вторжения, так как Россия не может реально предпринять попытку морского десанта для захвата Одессы», — заявили в министерстве. «Россия будет и впредь уделять первоочередное внимание усилиям по ослаблению и уничтожению противокорабельного потенциала Украины».

В нем добавлено: «Скорее всего, российские процессы нацеливания обычно подрываются устаревшей разведывательной информацией, плохим планированием и подходом к операциям сверху вниз».

Что касается других военных событий, то в результате российских обстрелов за последние сутки на Украине погибли по меньшей мере трое мирных жителей и восемь получили ранения, сообщила во вторник Офис президента Украины.

На востоке Донецкой области, где в последние месяцы сосредоточены боевые действия, продолжается обстрел по всему фронту, при этом российские силы обстреляли некоторые из крупнейших городов региона — Бахмут, Авдеевку и Торецк, сообщили в администрации президента.

Губернатор Донецкой области Павел Кириленко обвинил российские войска в применении кассетных боеприпасов и повторил призыв к эвакуации мирных жителей.

«Не осталось ни одного безопасного места. Все обстреливают», — сказал Кириленко в телеобращении. — Но пути эвакуации гражданского населения все же есть».

РЕКЛАМА

Институт изучения войны, базирующийся в Вашингтоне аналитический центр, сообщил, что Москва использовала наемников из теневой группы Вагнера для захвата Угледарской электростанции на северной окраине поселка Новолуганское Бахмутской области.

Но российские силы добились там «ограниченных успехов», признал Генштаб Украины.

Основное внимание России в регионе на данный момент сосредоточено на захвате Бахмута, который необходим российским военным для продолжения наступления на восток на украинские опорные пункты в Донецке, городах Славянск и Краматорск.

«Российские силы добились незначительных успехов к югу от Бахмута, но вряд ли смогут эффективно использовать эти достижения для получения полного контроля над самим Бахмутом», — заявил Институт изучения войны.

Российские силы продолжали наносить удары по гражданской инфраструктуре в Харькове, втором по величине городе Украины, и прилегающих районах на северо-востоке страны.

Харьковский губернатор Олег Синегубов заявил, что забастовки в городе возобновились около рассвета во вторник и повредили автосалон.

«Россияне умышленно наносят удары по объектам гражданской инфраструктуры — больницам, школам, кинотеатрам», — заявил Синегубов украинскому телевидению. «Обстреливают все, даже очереди за гуманитарной помощью, поэтому мы призываем людей избегать массовых собраний».

РЕКЛАМА

Министерство иностранных дел Молдовы сообщило во вторник, что гражданин Молдовы был убит и еще один ранен в результате нападения Украины на границу России с Украиной. По неподтвержденным данным, нападение произошло на пограничном пункте в Брянской области России.

Отвечая на комментарий Лаврова в понедельник о том, что главной целью Москвы в Украине является освобождение своего народа от «неприемлемого режима», министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила, что Кремль хочет «полного подчинения Украины и ее народа».

«Мы должны быть готовы к тому, что эта война, которую Россия ведет с абсолютной жестокостью и ведет так, как никто другой, продлится несколько месяцев», — сказал Бербок во время визита в Прагу.

В других разработках:

— Правительства стран Евросоюза договорились о нормировании природного газа этой зимой для защиты от перебоев с поставками из России. Министры энергетики ЕС одобрили законопроект, призванный снизить спрос на газ на 15% с августа по март. Законодательство предполагает добровольные национальные шаги по сокращению потребления газа и, если они дают недостаточную экономию, триггер для обязательных действий. Российская энергетическая корпорация «Газпром» заявила, что со среды сократит потоки газа по газопроводу «Северный поток-1» в Германию до 20% пропускной способности. В своем ночном видеообращении во вторник президент Украины Владимир Зеленский обвинил правительство России в том, что оно «делает все, чтобы эта зима стала самой тяжелой для европейских стран». «Нужно отвечать на террор — отвечать санкциями», — добавил он.

РЕКЛАМА

— Глава космического ведомства России заявил, что после 2024 года страна откажется от Международной космической станции и сосредоточится на строительстве собственного орбитального аванпоста. Юрий Борисов, назначенный ранее в этом месяце руководителем государственной космической корпорации «Роскосмос», заявил, что Россия выполнит свои обязательства по космической станции до того, как покинет проект. Этот шаг является частью более широкой тенденции к размежеванию, проистекающей из резкого роста напряженности между Россией и Западом из-за военных действий Кремля в Украине.

— Великобритания ввела санкции в отношении двух национальных российских правительственных чиновников, курирующих правосудие, и двух высокопоставленных региональных чиновников на оккупированной Россией восточной Украине. Под санкции также попали несколько сирийских военных, которых обвиняют в вербовке сирийцев для борьбы на стороне России в Украине.

— Министр обороны Германии Кристин Ламбрехт заявила, что ее страна поставила ранее анонсированные реактивные системы залпового огня Mars II вместе с еще тремя гаубицами на Украину. Ламбрехт сказал, что Германия также поставила пять из обещанных 30 самоходных бронированных зенитных орудий Gepard, сообщило немецкое информационное агентство dpa.

РЕКЛАМА

— Российские военные объявили о планах проведения крупномасштабных учений на востоке России, отметив, что продолжают регулярные тренировки войск, несмотря на действия на Украине.