Новое небо: как в России за одну ночь изменилась схема воздушного движения
- Павел Аксенов
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
В ночь на четверг в России начала действовать новая система воздушного движения. Эту реформу можно сравнить с одновременным изменением правил дорожного движения и сети автомобильных дорог. Пилоты теперь беспокоятся о безопасности полетов, а авиакомпании пытаются приспособиться к переменам. Зачем нужны были изменения и как теперь будут летать самолеты над Россией?
Новая система воздушного движения в России заработает в полночь по всемирному координированному времени — или в три часа по московскому.
Некоторые правила вступят в силу по всей стране, некоторые изменения коснутся только московского аэроузла, но, поскольку он связан авиационными маршрутами с соседними, то они окажут влияние на всю европейскую часть российского воздушного пространства.
Изменения затронут районы полетной информации Москвы, Архангельска, Вологды, Екатеринбурга, Котласа, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Тюмени.
Эта реформа призвана упростить работу экипажей самолетов и диспетчеров, а также уменьшить задержки во время полетов.
В декабре 2019 года Максим Акимов, который на тот момент занимал пост вице-премьера и как раз отвечал за транспорт, заявил, что новая схема позволит авиакомпаниям на 15% сократить время нахождения самолетов в московской воздушной зоне, на 14% снизится расход топлива, а время задержек при взлетах и посадках уменьшится на 70%.
С другой стороны, как выяснилось за несколько дней до вводе этой схемы, электронная навигационная система, которую используют российские летчики во время полета, не была полностью готова к нововведениям — в нее не были загружены данные многих российских аэропортов. Теперь в течение некоторого времени пилотам необходимо будет вносить эти сведения вручную, читать бумажные карты, а также активно пользоваться в полете подсказками диспетчеров.
В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене части рейсов «Победы» из-за новой схемы.
Русская служба Би-би-си объясняет, зачем нужна новая схема, как она будет работать и как к ней относятся пилоты.
Футы вместо метров и сложных формул
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Два главных нововведения системы — измерение высоты полета в футах, а не метрах, а также измерение давления — до сих пор оно отсчитывалось от давления на уровне взлетно-посадочной полосы каждого аэродрома, а теперь будет отсчитываться от уровня моря. Это очень важные изменения.
Что происходит сейчас. Воздушное пространство делится на верхнее, где самолеты летят от одного пункта к другому, и нижнее, где они маневрируют, готовясь к посадке или после взлета.
До сих пор в России высота полета в «верхнем» пространстве измерялась в футах, как и во всем мире, а высота в «нижнем» — в метрах.
Иностранные самолеты, как и современные российские, на которых летают авиакомпании, используют систему измерения высоты в футах. До сих пор такая практика создавала неудобства для работы экипажа, которому приходилось пересчитывать высоту при переходе из одного пространства в другое по формуле, а также используя специальные таблицы перевода некоторых часто встречающихся высот из метров в футы, которые крепились в кабине (это упрощало работу в условиях повышенной занятости экипажа). Эти расчеты, например, нужны были для связи с диспетчером.
Что меняется. Теперь для оценки высоты полета самолета в кабине на приборах, при переговорах пилотов и общении экипажа с диспетчерами будут использоваться только футы, хотя диспетчеры по просьбе пилота могут выдать ему информацию в метрах.
Правда, экипажам старых советских самолетов, например Ан-2 или Ту-154, придется теперь наоборот пересчитывать свою высоту, которая на приборах будет показана в метрах, в футы.
- «Все остальное — пыль!» Как летчики вспоминают Ту-154
- Приключение «черного ящика». МАК рассказал о перемещениях самописца с российского лайнера
- Рейсы в никуда. Росавиация разрешила летать в города без аэропортов
Зачем это нужно. Это было необходимо сделать для того, чтобы привести стандарты российской гражданской авиации к мировым, освободить экипаж от ненужной заботы по пересчету данных и упростить общение с диспетчерами.
Как рассказал во время онлайн-семинара в начале ноября глава Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин, метрическую систему будет продолжать использовать МЧС, министерство обороны, ФСБ, а также прочие государственные службы, имеющие свою авиацию — в их составе больше самолетов, построенных или разработанных в советское время и рассчитанных на метрическую систему.
Измерять высоту в метрах также придется при заходе на посадку в отдельные, например, военные аэродромы.
После перехода России на футы измерять высоту в нижнем воздушном пространстве в метрах будет только одна страна — Таджикистан, рассказал Тюрин. Высоту в метрах во всех пространствах — и в верхнем, и в нижнем — измеряют в Китае, Монголии и Северной Корее.
В советские времена высота во всех пространствах тоже измерялась в метрах. На ее измерение в футах в верхнем воздушном пространстве Россия перешла В 2011 году.
Уровень моря вместо уровня аэропорта
Что происходит сейчас. Второе важное изменение — измерение давления. Вернее, та точка, от которой его надо отсчитывать. Давление воздуха — важный параметр в авиации, поскольку оно служит для определения высоты.
До сих пор в России использовалась система калибровки альтиметров — приборов для измерения высоты таким образом, чтобы они отсчитывали высоту от уровня, на котором расположена взлетно-посадочная полоса.
Эта система в авиации называется QFE. Она не очень удобна, поскольку требует постоянного внесения корректировок в приборы, ведь самолет летит из аэропорта, расположенного на одной высоте, в аэропорт, расположенный на другой. QFE аэродрома назначения пилоту сообщает диспетчер.
Что изменится. Теперь российская гражданская авиация будет использовать другую систему, где каждый альтиметр будет откалиброван по уровню моря, а садиться самолет будет на аэродром с поправкой на его высоту.
Другими словами, пилот всегда будет знать свою высоту относительно уровня моря, но ему надо будет каждый раз делать поправку на то, что поверхность земли под ним с этим уровнем не совпадает.
Зачем это нужно. Это, во-первых, освободит экипаж от калибровки альтиметров, ведь теперь они всегда будут мерять давление относительного одного «нулевого» показателя.
Во-вторых, все самолеты в одной воздушной зоне будут отсчитывать свою высоту от некоего единого для всех уровня, что упростит управление воздушным движением.
В третьих, это также приведет систему воздушного движения в России к мировым стандартам.
Эти два новых правила будут действовать на всей территории Российской Федерации.
Новая схема полетов над Москвой
Что происходит сейчас. Нововведение, которое касается только Московского узлового диспетчерского района (МУДР), но также окажет заметное влияние и на соседние районы — в нем полностью изменена схема полетов. Таким образом изменения коснутся всей европейской части России.
МУДР включает в себя пространство вокруг Москвы. Его границы проходят на удалении 150-180 километров. В пределах МУДР расположены аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково и 13 аэродромов государственной и экспериментальной авиации.
Полет в гражданской авиации строится вокруг так называемых аэронавигационных точек. Этими точками на аэронавигационных картах покрыт весь мир. Для каждой из них определены географические координаты, а также принадлежность к определенному государству и диспетчерской зоне.
Автор фото, Marina Lystseva/TASS
Подпись к фото,В новой системе воздушного движения взлетные курсы самолетов не будут пересекаться
Каждая точка обозначается пятибуквенным кодом. Иногда такой код выбирают созвучным с местом на карте, городом, горой или другим местом на карте, но чаще всего он не значит ничего.
Пилоты строят маршрут полета от точки к точке, внося их в бортовой компьютер самолета. Этими же точками пользуются и аэронавигационные службы, выстраивающие схемы захода на посадку в аэропорт, взлета из него, стандартные маршруты полетов.
Что изменится. Нововведения, которые коснутся МУДР, полностью перестроят этот район — изменится расположение и названия точек, маршруты движения, границы различных аэронавигационных районов, даже стандартные схемы полета самолетов, например, в зоне ожидания.
Зачем это нужно. Реформа схемы воздушного движения позволит выстроить маршруты движения самолетов более оптимально, так, чтобы они не пересекались, например, на взлете и посадке.
Это поможет, в частности, в случае, когда один самолет вылетает из аэропорта, а второй собирается заходить на посадку и его курс находится в опасной близости со взлетным курсом первого.
Кроме того, воздушное движение в московском аэронавигационном районе осложнено наличием различных запретных зон, также осложняющих маневрирование самолета в воздухе.
- «Суперджет» сел на строящуюся полосу в Домодедово
- США разрешили своим пассажирским самолетам летать возле Крыма. Кто их будет контролировать?
- «Невыносимые условия». Как живут деревни возле новой полосы Шереметьево
Как рассказал на семинаре Владимир Тюрин, эти проблемы касались и обычных пассажиров, которые прилетали в Москву, например, вечером, во время активного воздушного движения — иногда самолет десятки минут кружил перед посадкой в ожидании своей очереди.
Он также рассказал, что для ожидающих самолетов будет введена так называемая «веерная» схема полета, которая позволит более оперативно перестраиваться из полетного режима ожидания и заходить на посадку, чем сейчас, когда самолеты движутся по овальной траектории.
Активность радиообмена пилотов и диспетчеров также будет заметно снижена за счет того, что воздушные потоки будут разведены — пилотам гораздо реже будет нужна помощь диспетчера.
Задача новой системы — оптимизировать воздушное движение так, чтобы самолет как можно меньше находился в воздухе в районе Москвы.
Последствия: необновленные карты и посадки по бумажным картам
Реформа организации воздушного движения в России — сложная задача. Она требует внесения изменений в огромное число документов, перенастройку аппаратуры и работы многих людей и служб.
В результате за несколько дней до начала работы выяснилось, что из-за большого объема информации компании, предоставляющие аэронавигационные услуги, в частности — готовящие электронные карты для навигационных приборов — не успели внести в них все изменения.
На мировом рынке аэронавигационных услуг существует два крупных игрока — компании Jeppesen (подразделение корпорации Boeing) и Lido (входит в Lufthansa Group). В России действуют системы обеих этих компаний — часть авиаперевозчиков использует одну, часть другую.
РБК обратило внимание на внутреннюю презентацию авиакомпании «Аэрофлот», в которой говорилось об этой проблеме. У Русской службы Би-би-си имеется аналогичный документ авиакомпании Azur Air, в котором перечислены аэропорты, о которых в системе Jeppesen отсутствует обновленная информация.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,При посадке теперь экипажи будут измерять высоту в футах
Это аэропорты Раменского, Ярославля, Магаса, Нарьян-Мара, Грозного, Таганрога, Астрахани, Белоярского, Советского, Ижевска, Кирова (Победилово), Кургана, Калуги (Грабцево), Иваново (Южный), Липецка, Ухты, Воркуты, Пензы, Курска, Петрозаводска.
Компания Jeppesen, как говорится в документе Azur Air, обещает полностью исправить ситуацию только к следующему циклу обновления в конце декабря.
Полеты в зонах, где были изменены аэронавигационные точки и маршруты, дело довольно сложное, рассказал Би-би-си пилот одной из российских авиакомпаний, он не уполномочен давать комментарии СМИ. Если раньше при подготовке к полету в навигационную систему просто вносились их названия, а она выстраивала маршрут на их основе, то теперь каждый раз перед полетом надо фактически внести в него координаты точек, которых пока нет в системе, а также высоту и скорость самолета для каждой из них.
Другой пилот — командир воздушного судна в компании «Аэрофлот» Андрей Литвинов — считает, что пилоты вполне смогут воспользоваться и бумажными картами: «Если там каких то схем нет в электронном виде — значит, будут им перед вылетом давать бумажные карты. Мы всю жизнь летали по бумажным картам и никаких проблем».
Глава Росавиации Александр Нерадько 24 ноября написал письмо в российские авиакомпании, призвав их подготовить экипажи для полетов с использованием процедуры векторения.
В таком режиме полета диспетчер дает пилоту четкое направление движения — курс, высоту, скорость. После нескольких последовательных указаний диспетчера самолет заходит на посадку, используя бортовую аппаратуру и наземные системы.
В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене более 100 рейсов «Победы» из-за новой схемы.
Впоследствии, как сообщает агентство РБК, авиакомпания отменила более 100 рейсов, и, кроме того, ввела в состав экипажей на некоторых других летчиков-инструкторов, которые будут помогать экипажу справляться со сложностями в полете.
Русская служба Би-би-си обратилась в несколько российских авиакомпаний, включая «Победу» с вопросом о том, как они собираются решать эту проблему.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Высоту в верхнем воздушном пространстве измеряют в футах в России с 2011 года
Опрошенные Би-би-си пилоты считают, что главной причиной такой ситуации стала Росавиация, которая слишком поздно предоставила информацию в соответствующие структуры.
«Привело к этой ошибке то, что Росавиация не заблаговременно сообщила о переходе. Это надо было заранее делать, вносить все данные. Но вот они этого не сделали», — рассказал Би-би-си Андрей Литвинов.
Другой российский пилот, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что российские диспетчерские службы тренируются уже несколько месяцев, готовясь к переходу на новую систему, а летный состав авиакомпаний никаких тренировок не проходил.
Самолетам открыли небо над Москвой
+7 (495) 789-84-04
02.05.2013
Новости
Министерство транспорта России сняло все ограничения для полетов пассажирских самолетов над Москвой. Полеты должны осуществляться на высоте не ниже восьми километров. Приказ Министерства транспорта России вступил в силу 2 мая. Самолетам разрешили летать над российской столицей еще в начале марта 2013 года, но до 2 мая каждый борт должен был получать специальное разрешение. Теперь же все ограничения сняты. Новые маршруты над Москвой уже внесены в международные справочники, информируют Вести. Ru. В дальнейшем эшелон для нетранзитных самолетов планируют снизить до полутора тысяч метров, что должно увеличить пропускную способность аэропортов на треть. До недавнего времени самолетам было запрещено залетать в пределы МКАД. Это приводило к образованию пробок из транзитных самолетов. Через московскую зону ежемесячно летают тысячи транзитных самолетов. Диспетчеры были вынуждены направлять лайнеры над столицей лишь в экстренных случаях, к примеру, из-за слишком долгого ожидания коридора или плохих погодных условий в сопредельной зоне. Mосковская воздушная зона работала на грани пропускной способности. Авиавласти хотят пойти дальше и разрешить полеты над Москвой для убывающих и прибывающих в московские аэропорты самолетов на эшелонах три и полтора километра. Это позволило бы существенно увеличить количество взлетно-посадочных операций во всех трех аэропортах и облегчить жизнь авиакомпаниям. Предложения чиновников позволят увеличить ее на 30%. Правда, в мэрии Москвы указали, что самолеты шумят, а еще производят «большое количество канцерогенов».
AVALON Airshow 2023 — международная авиационная и оборонная выставка Австралии
Тематика выставки — военная и гражданская авиация, космическая техника, наземные средства, оборудова…
AERO INDIA 2023 – 14-я авиакосмическая выставка Индии
Десятки тысяч специалистов и просто посетителей собираются в последний день проведения этой выставки…
HeliRussia 2023
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Место проведения — залы №3 и 4 1-го павильо…
SAHA EXPO 2022
На SAHA EXPO впервые будут представлены многие стратегически важные и высокотехнологичные продукты о…
10-я международная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2023
NAIS — 10-я Юбилейная международная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации. Целью выста…
Выставка бизнес-авиации RUBAE 2023
В течение двух дней участникам и посетителям будут предоставлены новые возможности для обсуждения и …
Дорогие, красивые, разные: подборка частных и военных вип-самолетов
Небо всегда притягивает. Самолеты взлетают, чтобы унести пассажиров к облакам. Среди них есть дороги…
Как полететь на частном самолете за четверть стоимости, используя схему покресельной аренды
Ставший популярным во времена пандемии формат Jet Sharing, или покресельная аренда бизнес-джета, про…
Сеть сервисных центров TAG Aviation получила нового владельца
Центры обслуживания бизнес-джетов TAG Aviation с 5 октября действуют под новым названием – Dassault …
Ritz Club & Spa: вальс цветов
В отеле Ritz Paris открылся после реновации Ritz Club & Spa. Интерьеры и всю концепцию спа и салона …
В России разваливаются западные самолеты
Airbus A320-232 с бортовым номером YU-APH совершил свой первый полет 13 декабря 2005 года. С тех пор самолет преодолел миллионы миль, летая по маршрутам Air Deccan, Kingfisher Airlines, Bingo Airways и Syphax Airlines до того, как в 2014 году их перешла к Air Serbia, национальному авиаперевозчику восточноевропейской страны. 25 мая 2022 года в московском международном аэропорту Шереметьево. Он прилетел из Белграда и должен был снова вылететь поздним вечером в течение часа. Но возникла проблема: пилот сообщил о проблеме с корпусом двигателя самолета, которую необходимо было устранить. По сообщениям, поставщик сломанной детали, компания Collins Aerospace из Северной Каролины, отказалась устранить проблему, сославшись на санкции против России, введенные в результате ее вторжения в Украину в феврале 2022 года. Самолет застрял. (Collins Aerospace не ответила на запрос о комментариях.)
На решение проблемы ушло шесть дней, и А320 вылетел из Москвы в Белград. Air Serbia также не ответила на просьбу прокомментировать, как был заменен или отремонтирован кожух двигателя и кто изготовил деталь. YU-APH удалось исправить свою ошибку, но международное сообщество все больше обеспокоено тем, что самолеты, летающие в Россию, из нее и вокруг нее, могут представлять угрозу безопасности, поскольку санкции не позволяют им должным образом обслуживаться. Патрик Ки, исполнительный директор Агентства авиационной безопасности Европейского Союза, заявил на недавней конференции, что считает ситуацию «очень небезопасной». «Через шесть месяцев — кто знает? Через год — кто знает? он сказал.
По данным консалтинговой компании Ascend by Cirium, на конец мая в российском парке коммерческих реактивных самолетов насчитывалось 876 самолетов — по сравнению с 968 самолетами в конце февраля. Большинство из них были произведены самолетами Airbus или Boeing, которые прекратили поставки запчастей российским авиакомпаниям, чтобы соблюдать санкционные правила. «Им не разрешается получать какие-либо детали от Boeing или Airbus», — говорит Бижан Васиг, профессор экономики Авиационного университета Эмбри-Риддла. «Передача какой-либо части или технического опыта в Россию запрещена». Проблема в том, что самолеты нуждаются в постоянном обслуживании, ремонте и замене.
Самолеты — непростая штука, в них есть множество деталей, которые собираются вместе, чтобы удерживать пассажиров в воздухе. А из-за того, что полеты сопряжены с высокими ставками, некоторые детали необходимо менять очень регулярно. Любой, кто когда-либо наблюдал за посадкой самолета с земли или со смотровой площадки, знает, что остановить тяжелую металлическую трубу — непростая задача. Шины являются одними из наиболее пострадавших частей самолета, они сжигают резину при торможении, из-под колес часто вырываются клубы дыма, а на асфальте остается множество скользких черных следов. Шины меняются каждые 120-400 посадок, которые совершает самолет. Внутренние рейсы по коротким внутренним маршрутам могут совершать четыре рейса в день, а это означает, что колеса необходимо менять каждые один-три месяца. Boeing прекратил поставки на российский рынок 1 марта 113 дней назад. Через день последовал Airbus. «Они скоро изнашиваются», — говорит о колесах Макс Кингсли Джонс, старший консультант Ascend by Cirium. «Они не могут найти шины на замену: это потенциальный риск».
Изношенные шины — это первый признак износа. Самолеты приводятся в действие компьютерными системами, которые требуют регулярного обслуживания, при этом некоторые системы запрограммированы на отключение после определенного количества полетных циклов или календарных дней и сброс. Это включает в себя авиационные двигатели и вспомогательные силовые установки, генератор электроэнергии, который прокачивает сжатый воздух через кабину в полете и обеспечивает запуск двигателя при первом включении самолета. «Некоторые из этих частей имеют ограниченный срок службы», — говорит Кингсли Джонс. «Их буквально нужно снять с самолета и заменить, когда они достигнут определенного возраста или определенного количества полетов». Несмотря на стереотип о том, что старые, ветхие самолеты врезаются в землю, российский парк самолетов выгодно отличается от парка большей части остального мира. По данным Ассоциации туроператоров России, средний возраст российского самолета составляет 10,5 лет. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, возраст среднего пассажирского самолета в мире составляет 10,3 года.
Над Москвой замечен мощный российский самолет, предназначенный для потенциальной «ядерной войны»
В Москве был замечен специальный «судный» самолет Владимира Путина — Ил-80. в последние дни на фоне растущих опасений на Западе, что Россия может нанести ядерный удар.
Кадры неба над Москвой показывают, как Ильюшин Ил-80 пролетает низко над окраиной города. Однако российские официальные лица заявили , что самолет совершит низкий пролет во время ежегодного парада Победы в понедельник на Красной площади и что сейчас он проходит «репетицию» перед выступлением.
Гигантский самолет советских времен, известный как «Летающий Кремль» – Кадр из видеоОгромный самолет советских времен, известный как «Летающий Кремль», не появлялся на праздновании Дня Победы с 2010 года, а некоторые говорят, что его возвращение является признаком того, что Путин намерен послать предупреждающий сигнал Западу.
Два МиГ-29 будут сопровождать Ил-80 Maxdome в низком полете над собором Василия Блаженного. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 «Белый лебедь» также примут участие в пролетном параде, подчеркнув ядерную готовность России.
Также будут представлены истребитель пятого поколения Су-57 и дальние бомбардировщики Ту-22М3.
Тем временем Минобороны России заявило, что восемь истребителей МиГ-29СМТ вылетят в форме буквы «Z» в поддержку российских сил, принимающих участие в спецоперации на Украине.
🇷🇺
En las imágenes se observa una formacion en ‘Z’ de ocho aeronaves МиГ-29 и el puesto de mando aéreo Ильюшин Ил-80. pic.twitter.com/kT0Rl6gscT— Cartago TV (@cartagotv) 18 апреля 2022 г.
Последнее видео российского самолета судного дня появилось после многочисленных угроз президента России Владимира Путина, что он «не будет хвастаться ядерным оружием, но применит его» в случае необходимости.
На прошлой неделе государственное кремлевское телевидение предупредило, что третья мировая война «вероятна», добавив, что «мы все когда-нибудь умрем».
Неуклюжий Ил-80 Maxdome предназначен для использования в качестве Кремля в небе в случае ядерного нападения, а также может дозаправляться в воздухе. Путин сможет отдавать приказы о ядерном ударе по своим войскам с воздушного командного пункта.
Российский самолет Ильюшин II-80 пролетел над Красной площадью в Москве в 2010 году – Twitter ядерная катастрофа.В прошлом году сообщалось, что Россия разрабатывает два новых так называемых самолета Судного дня для перевозки высших военных и политических руководителей страны в случае ядерного удара.
Согласно сообщениям, в настоящее время строится первый из новых самолетов управления воздушным движением, но ожидается, что он не будет готов к использованию в ближайшее время.
Ил-96-400М — модернизированная версия дальнемагистрального широкофюзеляжного гражданского авиалайнера Ил-96.
В 2020 году один из четырех существующих самолетов был взломан и ограблен во время технического обслуживания в российском городе Таганроге на Азовском море. После вскрытия грузового люка украдено 39 единиц радиооборудования.
Оборудование содержало драгоценные металлы, такие как золото и платина, что, как полагают, могло быть мотивом преступления. Местный водитель такси Жора Хачунц, 36 лет, был арестован в связи с позорным инцидентом, но заявил, что его подставили.
Изображение файла: Владимир Путин и Сергей Шойгу Ильюшин Ил-80Сообщается, что Ил-80 впервые поднялся в воздух в 1985 году, а поставки начались в 1987 году после значительных модификаций. Западные СМИ узнали об этих полетах только в 1992 году, когда самолеты должны были быть приняты на вооружение.
Ил-80, разработанные на базе самолета Ильюшина Ил-86, заметно отличаются от коммерческих самолетов.