Российский СР-10 — аналогов не имеет
Авиация России
СР-10 — самолёт реактивный, со стреловидностью крыла -10°. Отрицательная стреловидность по передней кромке – одна из главных «изюминок» аэродинамической компоновки этого самолёта. Новая машина предназначена для обучения и участия в соревнованиях по самолётному спорту и будет способна выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +8 -6. Работа над самолётом началась в 2007 силами двух энтузиастов Максима Миронова и Сергея Юшина в созданном ими же КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ), в 2010 году КБ получило лицензию на право вести разработки авиационной техники, в том числе, двойного назначения и БЛА. Фактически разработка самолёта ведётся частной компанией без привлечения бюджетных средств
Изначально СР-10 задумывался как лёгкий спортивно-пилотажный самолёт, но в процессе работы конструкторы пришли к выводу, что он может быть использован как учебно-тренировочный для основной лётной подготовки будущих пилотов военной авиации России.
Существующая система обучения лётного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА — чешского L-39, и применении в учебном процессе боевой и учебно-боевой авиационной техники — МиГ-29УБ, Су-27УБ, Як-130. Такая система подготовки, когда курсант пересаживается с учебной машины на боевую является не рациональной по критерию эффективность/стоимость. СР-10 по своим лётно-техническим характеристикам как раз и может закрыть эту переходную нишу — он намного превосходит L-39 в скороподъемности, скорости, манёвренности, радиусе на виражах и, что немаловажно, он легче чешской машины и выигрывает у неё по характеристикам цена/качество. К тому же СР-10 можно использовать в качестве лёгкого патрульного самолёта, а также для борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
СР-10 — один из немногих наиболее приближен к требованиям, предъявляемым к такому классу машин, и в перспективе он сможет заменить L-39, тем более, летом 2014 года его концепция получила положительное заключение ЦНИИ МО РФ о необходимости применения самолёта такого класса на этапе основной подготовки курсантов.
Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объёмом серийного производства. Увеличение объёмов серийного производства может быть достигнуто при массовом применении УТС в лётных училищах, за счёт увеличения экспортных поставок и использования в спортивной авиации. Проект создания самолёта СР-10 предусматривает его разработку в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной.
В случае успешных результатов лётных и статических испытаний самолёта, Министерство обороны готово закупить примерно 100 машин в течение четырёх лет. К тому же СР-10 заинтересовал ВВС целого ряда зарубежных стран, экспортный потенциал оценивается в 200 машин. Таким образом, при запуске самолёта в серийное производство в его рентабельности сомневаться не приходится.
Спортивно-пилотажный самолёт СР-10
◄ Назад
Вперёд ►
Изображение 1 из 7
Спортивно-пилотажный самолёт СР-10, 25 декабря 2015 г, — первый полёт
В конструкции самолёта в максимальной степени используются современные, но уже освоенные технологические решения. Это позволяет, с одной стороны, минимизировать риски и затраты на создание самолёта, с другой – создать относительно дешёвый самолёт, отвечающий современным требованиям. Аэродинамическая компоновка выбиралась исходя из условия достижения высоких манёвренных характеристик, а также высокой прочности конструкции и минимальной массы планера при заданных геометрических размерах. Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, позволяющей маневрировать на больших углах атаки.
В качестве силовой установки на этапе проектирования рассматривался один двухконтурный турбореактивный двигатель украинского «Мотор-Сич» АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных российских двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700–2000 кгс, разрабатываемых для УТС МиГ-АТ.
Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов.
Двухместная кабина самолёта, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса «0—0» К-36ЛТ-3,5, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить его ресурс.
Для усиления конкурентной привлекательности самолёта СР-10 как на отечественном, так и зарубежном рынке, разработчик большое внимание уделяет уровню его технико-экономических показателей, прежде всего, рыночной цене и стоимости эксплуатации. Предварительный анализ показывает, что в целом проект имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности и может быть реализован за 3-4 года. Окупаемость проекта составит не более трех лет.
Самолёт должен занять в рядах ВКС нишу между учебно-тренировочным Як-152 и Як‑130, но заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев убеждает: «Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет.»
По сравнению с аналогами, самолёт СР-10 обладает следующими преимуществами:
- удобство эксплуатации благодаря наличию встроенной системы диагностики систем;
- кабина обеспечивает максимально комфортные условия работы экипажа;
- аэродинамическая схема позволяет безопасно выполнять любые фигуры высшего пилотажа;
- благодаря крылу обратной стреловидности самолёт имеет отличную управляемость на малых скоростях полёта и улучшенные взлётно-посадочные характеристики;
- по маневрённости не уступает самолётам поколения «4+» — обладает сверхманёвренностью
Технические характеристики
- Экипаж, чел. — 2
- Максимальная манёвренная скорость, км/ч — 700
- Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч — 900
- Максимальное число Маха полёта — 0,85
- Практический потолок, м — 6000
- Скорость отрыва, км/ч — 190
- Посадочная скорость, км/ч — 185
- Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч — 520
- Максимальная скороподъёмность у земли, м/с — 60
- Максимальная дальность, км — 1500
- Минимальный радиус установившегося виража, м — 290
- Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с — 7
- Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед — +10 -8
- Взлётный вес нормальный, кг — 2400
- Взлётный вес максимальный, кг — 2700
- Посадочный вес нормальный и максимальный, кг — 2000
Сборка первого лётного прототипа самолёта производилась на махачкалинском . В 1971 году был основан как Машиностроительный завод по производству аэродромного оборудования и изделий оборонной промышленности. В 1992 году завод реорганизовли в ОАО «Авиаагрегат», а его учредителями стали члены трудового коллектива. Сейчас «Авиаагрегат» производит аэродромное оборудование для технического обслуживания гражданских и военных самолётов и комплектующие изделия и узлы для легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ». Участвовал в космической программе «Буран».
Статус программы и текущие новости по проекту СР-10
25 декабря 2015 года на аэродроме Орешково, Воротынск в Калужской области, совершил первый полёт первый опытный образец лёгкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолёта СР-10. Пилотировали самолёт в первом полёте лётчик-испытатель Ю.М. Кабанов и лётчик, один из основателей КБ САТ Максим Миронов. Прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.
Видео первого полёта (фото и видео — КБ «САТ»)
В апреле 2021 года стало известно, что ВКС России рассматривают возможность перераспределить деньги, предназначенные на модернизацию чешских самолётов L-39 первичной лётной подготовки, в пользу НИОКР по созданию нового учебно-тренировочного самолёта. Речь идёт о замене не менее 150 машин. Одним из главных рассматривается учебно-тренировочный самолёт СР-10.
В мае 2021 года на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке начался этап Предварительных испытаний (ПИ) с проведением порядка 30 полётов по согласованной с представителями минобороны программе. Завершение этапа ПИ ожидается в конце июля-августе, после чего будет проведена доработка самолёта с внесением требуемых изменений.
В июне 2021 года в Министерстве обороны прошло совещание, на котором было принято решение о целесообразности продолжения разработки перспективного лёгкого учебно-тренировочного самолёта СР-10. На совещании было принято решение о проведении в 2017 году государственных совместных испытаний самолёта.
Серийное производство СР-10 будет производиться на Смоленском авиационном заводе, входящим в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Начало поставок самолётов ожидается с 2018 года. Изготовление серийных самолётов будет производиться в кооперации с рядом российских предприятий. В частности, согласованы поставки из Махачкалы с , который берет на себя изготовление стоек шасси и гидравлической арматуры.
Ожидается, что в конце текущего года в Смоленске начнётся изготовление первых двух опытных образцов СР-10, первый прототип является скорее демонстратором. Именно первый опытный образец начнёт проведение ГСИ.
Самолёты смоленского производства будут оснащаться «стеклянной кабиной» разработки Рязанского приборного завода (ГРПЗ) и двигателями АИ-25ТЛ. На серийных самолётах вместо украинских АИ-25ТЛ, будут устанавливаться отечественные двигатели АЛ-55.
Поставки СР-10 в ВКС РФ позволят реализовать трёхступенчатую систему подготовки пилотов. Первым этапом подготовки планируется проводить на поршневом самолёте Як-152. Вторым этапом станет СР-10, а третьим – учебно-боевой Як-130. Трёхступенчая система подготовки позволит снизить затраты на обучение лётчиков и повысить его итоговое качество. Сейчас предложение САТ является одним из самых удачных по соотношению затраты/качество.
20 октября 2021 г. замминистра обороны РФ Юрий Борисов в ходе рабочей поездки на НПО «Сатурн» сообщил, что испытания самолёта планируется провести в ближайшие три года. Он подчеркнул, что от надёжности СР-10 будет зависеть жизнь курсанта, поэтому у военного ведомства очень жёсткие требования по его приёмке на вооружение и условиям эксплуатации и безопасности.
Источники:
- Журнал «Взлёт» октябрь 2009, стр. 48
- Российская газета — Русское оружие. «В России начались испытания нового учебного самолета»
- Еженедельник «Новое дело», Махачкала. «История одного партнёрства»
- КБ «Современные Авиационные Технологии» — официальный сайт
- Кабанов Юрий Михайлович в Энциклопедия испытателей
- Архив сайта Авиация России с тегом СР-10
Андрей Величко, декабрь 2015 — октябрь 2016
- 20.02.2016 Контракт на поставку Минобороны России Як-152 может быть подписан уже летом текущего года
- 28.03.2016 Учебно-тренировочный самолёт МиГ-АТ
- 02. 11.2017 Саудовская Аравия рассматривает возможность покупки российских самолётов
- 24.07.2017 Учебно-тренировочный самолёт СР-10 начнёт поступать в ВКС в конце 2018 года
(8 оценок, среднее: 4,75 из 5)
СР-10СР-10 учебно-тренировочный самолётЯк-130Як-152
Читайте также: Аэробус А320: схема салона, лучшие места Аэрофлот, Уральские, Турецкие авиалинии, S7, Россия, Aegean airlines, Ямал, Ellinair
Назначение
Основным назначением самолёта его создатели видят лётную подготовку будущих лётчиков военной авиации и обучение их навыкам пилотирования по трёхступенчатой схеме, когда обучение начинается на винтовых Як-152, затем продолжается на СР-10 и завершается на Як-130. Эти самолёты должны заменить в ВКС России устаревшие и снятые с производства учебно-тренировочные L-39.[3][4] Причиной для применения трёхступенчатой схемы указывается низкая стоимость эксплуатации самолёта по сравнению с Як-130 при его высоких лётных качествах. [5] Тем не менее на 2021 год министерство обороны РФ не планирует использовать СР-10 в учебном процессе.[6]
Также не исключается использование самолёта в гражданской авиации для подготовки лётчиков-спортсменов и пилотов-любителей лёгких реактивных самолётов.
КБ САТ предлагает поставку самолётов, оптимизированных под требования заказчика. Гибкая концепция позволяет выпускать как относительно недорогие варианты с узким кругом решаемых задач, так и оснащённые самым совершенным оборудованием многофункциональные УТС и УБС, в том числе и корабельного базирования. Таким образом, самолёты СР-10 смогут удовлетворить широкий спектр потребностей заказчиков на протяжении ближайших 15-20 лет.
Конструкция
Самолёт на МАКСе 2009
Самолёт СР-10 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом обратной стреловидности, однокилевым вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Такая компоновка позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа с использованием элементов сверхманёвренности, которые характерны для истребителей поколения 4 и 4+, максимальные расчётные перегрузки при выполнении фигур высшего пилотажа составляют +8 −6[20].
Самолёт оборудован герметичной кабиной. Пилоты в двухместной кабине размещаются по схеме тандем, катапультные кресла К-93-10 класса «0 — 0» обеспечивают спасение экипажа во всём диапазоне высот и скоростей полёта[21].
Ключевым элементом аэродинамической компоновки является высокорасположенное крыло с умеренной обратной стреловидностью (-10°) и развитым корневым наплывом. Такая форма крыла позволяет добиться высоких несущих свойств на больших углах атаки, что обеспечит повышенную манёвренность самолёта. Развитый наплыв в сочетании с умеренной обратной стреловидностью крыла позволяет сохранить упорядоченное обтекание всей поверхности крыла до больших значений угла атаки. Одновременно, применение крыла обратной стреловидности обеспечивает сохранение демпфирующих свойств крыла и эффективности элеронов до больших углов атаки, а в сочетании с корневым наплывом имеет лучшие характеристики поперечной устойчивости на больших углах атаки в сравнении с крылом прямой стреловидности.
Применение композиционных материалов существенно уменьшило вес планера. Современные технологические решения, использованные в конструкции планера, позволяют минимизировать затраты на подготовку производства, а также получить относительно недорогую, отвечающую современным требованиям машину.
Силовая установка
Первый прототип — самолёт-демонстратор[14] оснащён двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТСР (модификация АИ-25ТЛ) тягой 1750 кгс конструкции ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.
В серию самолёт пойдёт с российским двигателем АЛ-55 вместо украинского. При подготовке самолёта к серийному производству будет проведена адаптация УТС под двигатель АЛ-55[14][22].
Авиационное оборудование
Система управления самолётом — механическая с гидроусилителями.
Система кондиционирования воздуха обеспечивает поддержание комфортной температуры в кабине, как в ручном, так и в автоматическом режимах. Кислородная система обеспечивает работу экипажа на больших высотах, а система питания противоперегрузочного костюма улучшает переносимость лётчиком высоких перегрузок[20].
По требованию заказчика кабина может оснащаться как аналоговыми электромеханическими приборами, так и современными многофункциональными индикаторами. Начиная с первого опытного образца самолёт будет оснащён «стеклянной кабиной»[13].
Примечания
- [www.take-off.ru/pdf/10_2009.pdf Журнал «Взлёт» октябрь 2009, стр. 48]
- [lenta.ru/news/2016/05/30/catsr10/ В России начались испытания нового учебного самолёта: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru]
- ↑ 12
[aviation21.ru/raboty-po-uts-sr-10-v-interesax-minoborony-budut-prodolzheny/ Работы по УТС СР-10 в интересах Минобороны будут продолжены] — Авиация России - Авиация России [aviation21.ru/sportivno-pilotazhnyj-samolyot-sr-10 Спортивно-пилотажный самолёт СР-10]
- Еженедельник «Новое дело», Махачкала [www.ndelo.ru/news/ekonomika/899/ История одного партнёрства]
- [lenta.ru/news/2016/07/15/catsr10/ Минобороны России испытает учебный самолет с крылом обратной стреловидности]. Проверено 27 июля 2021.
- ↑ 123
[www.aviaport.ru/news/2016/07/14/391279.html Минобороны РФ сочло целесообразным продолжение работ по УТС СР-10 ] — АвиаПорт.ру - ↑ 12
ООО КБ «Современные Авиационные Технологии» — [kb-sat.ru/projects/cp10.shtml официальный сайт] - [www.interfax.ru/russia/504746 Украинские двигатели на учебных самолетах для ВВС заменят российскими]
- [rg.ru/2016/02/08/reg-cfo/ispytaniia-samolet-video.html?ref=rt.com Испытания уникального самолета СР-10] (видео)
- [testpilot.ru/base/2013/04/kabanov-yu-m/ Кабанов Юрий Михайлович] в Энциклопедия испытателей
- [aviation21.ru/v-kubinke-proxodyat-lyotnye-ispytaniya-uchebnogo-samolyota-sr-10/ В Кубинке проходят лётные испытания учебного самолёта СР-10] — Авиация России
Лётно-технические характеристики
Основные ЛХТ | УТС СР-10 |
Силовая установка, тип/кол-во х мощн. , кгс | ТРДД 1 х 1750 |
Расположение экипажа | тандем |
Макс. взлетный вес кг | 3100 |
Макс. скорость, км/ч | 800 |
Практический потолок, м | 11 000 |
Практическая дальность, км | 1200 |
Макс. эксплуатационная перегрузка, ед. | +8/-6 |
Посадочная скорость, км/ч | 180 |
«Беркутенок» СР-10 снова в небе
CBS MEDIA
Полюбившийся многим поклонникам неба и авиации самолет СР-10, или, как его еще называют, «беркутенок», снова появился в сфере массового внимания.
© CBS MEDIAО самолете, покорившем любителей авиации в 2017 году на Международном авиакосмическом салоне, практически ничего не было слышно, и даже о том, где он стоит не знали не только журналисты, но и те, кто пристально следил за судьбой этого самолета.
Видео дня
И вот красный «беркутенок» снова появился, став яркой звездой на авиационных гонках в дисциплине «Авиагонки- Формула 1», которые прошли на расположенном в Калужской области аэродроме Орешково. На квалификации его результаты значительно превзошли остальных, обогнав конкурентов как минимум на несколько секунд. В масштабах продолжительности прохождения гоночной трассы, которую лидеры проходят менее чем за минуту, это, конечно, очень много. Сидевший за его штурвалом летчик-испытатель Юрий Михайлович Кабанов показал, что возможности и потенциал этого самолета очень высоки.
Мы попросили представителей КБ «САТ», которое создало этот самолет, рассказать подробнее о том, как прошли гонки и стоит ли зрителям рассчитывать на появление «беркутенка» на дальнейших подобных соревнованиях.
На наши вопросы ответил Яков Иванович Путилов, главный конструктор проекта СР-10.
— Яков Иванович, как вы оцениваете прошедшие гонки?
— Это очень здорово, что команда федерации учредила такое мероприятие, это очень зрелищно. Это были первые гонки в России в таком формате, и, надо сказать, это очень впечатляет: реактивные самолеты проходят трассу на скорости около 500 километров в час, всего в 20 метрах над землей. Участвовали самолеты Л-29 и Л-39, и только один российский самолет — СР-10. Жаль, что не было зрителей из-за эпидемии, соревнования зрелищные и наверняка привлекут массу внимания, это был «пробный шар» и он удался. Мы и дальше будем поддерживать организаторов гонок
— Планируете ли вы в дальнейшем принимать участие в подобных соревнованиях?
— Да, конечно. Мы уверены в своей машине и готовы соревноваться. Нам это очень интересно, поскольку наш самолет создавался именно как акробатический, наша машина ровно то, что нужно для таких соревнований, и нам очень интересно участвовать в подобных мероприятиях, как в России, так и за рубежом. Подобные мероприятия позволяют в зрелищной форме популяризировать авиацию.
-Какие преимущества в маневренности или скорости дает обратная стреловидность, которая есть у ср-10?
— Это вопрос на целую диссертацию, но, если в двух словах, интегральная аэродинамическая компоновка, крыло обратной стреловидности, корневые наплывы крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение, все эти технические решения направлены прежде всего на повышение маневренных свойств самолета.
Преимущество СР-10 в том, что он способен совершать маневры на режимах сверхманевренности, доступные ранее только современным боевым самолетам, таким как Су-27 или МиГ-29, при этом он проще и безопаснее в пилотировании.
— Тяжелее или легче готовить такой самолет к полету, проводить обслуживание?
— Этот самолет очень прост и дешев в обслуживании для самолетов подобного класса, идеален для учебно-тренировочных процессов и акробатики. Так что, конечно, его легче подготовить.
— Планируете ли вы участие в каких-либо еще соревнованиях?
— Да, мы планируем этим заниматься, хотя раньше в наших задачах не было участия в соревнованиях на данном этапе. У нас в распоряжении только опытные образцы, но наше осторожное участие показало точное попадание, 10 из 10, поэтому мы планируем развивать спортивное направление нашей машины, тем более СР-10 — единственный отечественный самолет, который может представлять Россию на международных соревнованиях в этом классе.
— Летчик или самолет — кто из них может стать ключевым для победы?
— Как в любом техническом виде спорта, ключ к успеху — это гармоничное сочетание возможностей человека и машины. В данном случае, для хорошего результата нужен самолет, обладающий широкими возможностями, такой как СР-10, и пилот, который эти возможности может правильно реализовать. Ну и, конечно, в любом случае важен правильный выбор соревновательной тактики, стратегии, и, конечно, хороший Jet-драйв (улыбается).
Мы не планировали участия в этом мероприятии, решение об участии в соревнованиях было принято буквально накануне. Фактически, это соревнование стало еще одним испытанием для нашего самолета. И по результатам испытаний стало понятно, что состязательное пилотирование отличается от испытательных полетов и даже от виртуозного акробатического пилотирования. Состязательное пилотирование требует учета тактики и стратегии борьбы. Поскольку программы летных испытаний наших опытных образцов близится к завершению, мы собираемся сосредоточиться на разработке программ спортивного пилотирования и заниматься, в том числе, этим.
Катастрофы, Юрий Кабанов
Во-первых, это пачка фотографий с неизвестными BuNos. Все это взяты из различных круизных книг и туристических книг, к которым я получил доступ через Участок ВП-28, http://www.patron28.org. Все они отсканированы с печатного материала и часто небольшого размера, Таким образом, качество будет очень переменным, но это так важно для История VP-28, и я считаю себя вправе включить их сюда. | ||
П2В-5, КФ-3, Снято во время круиза на Ивакуни в 1955 году. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5, КФ-3, Снято во время круиза на Ивакуни в 1955 году. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5, КФ-3, Снято в 1955 Круиз Ивакуни. Новый 5 мая 2006 г. |
П2В-5, КФ-5, Снято во время круиза на Ивакуни в 1955 году. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5, КФ-5, Снято во время круиза на Ивакуни в 1955 году. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5Ф, CF-10, Снято во время круиза на Кадьяке в 1956 году. Новый 5 мая 2006 г. |
П2В-5Ф, КФ-9, Снято во время круиза на Ивакуни в 1956 году. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5Ф, КК-12, Снято во время круиза на Кваджалейн в 1958 году. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большими молниями как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5Ф, КК-7, Снято во время круиза на Кваджалейн в 1958 году. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большими молниями как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. Новый 5 мая 2006 г. |
П2В-5Ф, КК-3, Снято во время круиза на Кваджалейн в 1958 году. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большими молниями как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. | П2В-5Ф, КК-1, Снято во время круиза 1961 г. Новый 5 мая 2006 г. | П2В-5Ф, КК-9, Снято во время круиза 1961 г. Новый 5 мая 2006 г. |
П2В-5,
127720, 1000 пикселей (Новое от 20 января 2011 г.) Фотография ВМС США, сделанная 1 мая 1953 г. | ||
П2В-5,
128377, Фотография ВМС США, дата и место неизвестны. С уважением Махлон. К. Миллер Новый 25 сентября 2003 г. | ||
П2В-5,
128420, 1000 пикселей Фотография ВМС США, дата и местонахождение неизвестны. Новый 15 ноября 2005 г. | П2В-5Ф,
128420, 1000 пикселей Снято 3 ноября г. 1961 | |
П2В-5,
128472, Снято во время круиза 1961 г. | ||
П2В-5Ф,
131401, 1000 пикселей (новый 23 апреля 2012 г.) Снято в Тачикаве в 1962 год японского фотографа, который хочет, чтобы его знали под гета-о . См. его сайт: гета-о | ||
П2В-5Ф,
131423, г. Снято в Барберс-Пойнт в 1957 году Рональдом П. Дораном. Новый 15 октября 2002 г. | ||
П2В-5Ф,
131425, г. 1000 пикселей (Новое от 23 апреля 2012 г.) Фотография с развертывания NAS Kodiad в 1956 г. Предоставлено Эдвином Трефри | П2В-5Ф,
131425, г. Снято во время круиза на Кваджалейн в 1958 году. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большим молнии вспыхивают как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. Новый 5 мая 2006 г. | |
П2В-5Ф,
131428, 1000 пикселей (новый 23 апреля 2012 г. ) Снято в NAS Кадьяк, Аляска, в сентябре 1956 года Рональдом П. Дораном. | P2V-5F, 131428, Снято в NAS Кадьяк, Аляска, 19 сентября.56 Рональда П. Дорана. | |
П2В-5Ф,
131429, Снято в NAS Кадьяк, Аляска, в сентябре 1956 года Рональдом П. Дораном. | ||
П2В-5Ф,
131431, г. 1000 пикселей (Новинка от 23 апреля 2012 г.) Фото с развертывания NAS Kodia в 1956 г. Предоставлено Эдвином Трефри | ||
П2В-5Ф,
131432, г. Фотография с развертывания NAS Kodia в 1956 году. Предоставлено Эдвином Трефри | .||
П2В-5Ф, 131433, Снято в NAS Кадьяк, Аляска, в сентябре 1956 года Рональдом П. Дораном. | П2В-5Ф,
131433, Снято в NAS Barbers Point в 1957 году Рональдом П. Дораном. Новый 15 октября 2002 г. | П2В-5Ф,
131433, Снято в NAS Barbers Point 12 августа 1957 г. Предоставлено Чарли McCoskey |
П2В-5Ф,
131478, Снято в NAS Кадьяк, Аляска, в сентябре 1956 года Рональдом П. Дораном. | ||
П2В-5Ф, 131517, Сфотографировано в июне 1958 года на острове Кваджалейн Рональдом П. Дораном. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большим молнии вспыхивают как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. | П2В-5Ф,
131517, Снято во время 1958 Круиз Кваджалейн. Во время этого похода все самолеты эскадрильи были украшены большими молниями как на киле, так и на крыльевых баках. Может быть, большой молнии над атоллом Бикини как-то связаны с этим. Новый 5 мая 2006 г. | |
Присылайте любые комментарии по адресу: Baldur@verslo. is | Назад к индексу |
24 совета о том, как фотографировать авиашоу
Самолеты и вертолеты — это очень круто, а авиашоу предлагает коллекцию крутых самолетов. И, если вы похожи на меня, вы хотите не только сделать кучу фотографий на авиашоу, вы захотите уйти с кучей «хранителей».
Фотографии © Todd Vorenkamp
Боинг F-15E Strike Eagle ВВС США на форсаже
1. Планирование
Авиашоу — это развлечение для всех, и, если вы просто хотите посмотреть на крутые самолеты на земле и в воздуха, не нужно слишком много планирования. Основы для всех: возьмите с собой шляпу, солнцезащитные очки, солнцезащитный крем и избегайте обезвоживания!
Боинг 747-400 United Airlines на высокой скорости пролетает над мостом Золотые Ворота.
2. Разведка
Фотографу стоит провести разведку, если это возможно. В зависимости от авиашоу по четвергам артисты будут совершать тренировочные полеты, во время которых пилоты знакомятся с воздушным пространством. В пятницу будет генеральная репетиция. Суббота и воскресенье будут настоящими шоу. В зависимости от места проведения вы можете предварительно просмотреть шоу, посмотрев действие в четверг и пятницу. Это позволит вам познакомиться с исполнителями и их выступлениями. Делайте фотографии и делайте мысленные заметки. Приятно удивляться «скрытным пасам» реактивной команды, но еще круче знать, что она приближается, и ваша камера направлена в правильном направлении!
Голубые ангелы ВМС США
3. Вход воспрещен
Будь то гражданский аэропорт или военная база, авиашоу — это не то время, когда вы хотите прыгать через заборы, проверять безопасность или ходить по огороженным веревками участкам в имя получения большой фотографии. Нарушать границы никогда не круто, и делая это на авиашоу, вы можете подвергнуть опасности себя, исполнителей и доставить вам массу неприятностей.
Авиашоу может заключаться в деталях.
4. Возьмите все
Выступления на авиашоу невероятно зрелищны, но не забудьте насладиться всеми самолетами, выставленными на линии полета. И сфотографируйте их! Снимок припаркованного «вертолета» или боевой птицы может быть просто снимком, но постарайтесь изучить свет и ракурсы и поищите креативные и привлекательные фотографии. На авиашоу многолюдно. Не бойтесь включать толпу в свои фотографии, чтобы придать изображениям ощущение места и активности.
А вот и морские пехотинцы! А вот и Толстяк Альберт! А вот и остров Алькатрас!
5. Расположение: Шоу-центр
По умолчанию лучшее место для просмотра и фотографирования авиашоу — это выставочный центр, как можно ближе к линии полета. Проблема? Все остальные это знают! Иногда за то, чтобы посидеть в шоу-центре, нужно платить, и часто это масса людей. В толпе вас, скорее всего, будут окружать высокие люди, которые любят показывать свои головы и шляпы на ваших фотографиях. Если вы можете стрелять там, отлично, но знайте, что есть альтернативы.
Боинг F/A-18F Super Hornet ВМС США приближается к сверхзвуковой скорости.
6. Расположение: The Ends
По мере того, как вы будете двигаться к любому концу линии полета, толпа будет уменьшаться, и у вас будет больше места для работы. Кроме того, размещение в этих местах может предоставить вам уникальные виды, которые не видны в выставочном центре, потому что самолеты могут разворачиваться прямо над головой до или после их прохода по траектории полета. Вот где может помочь некоторая разведка во время тренировок.
Член парашютной команды Leapfrog морского котика США
7. Местонахождение: Трибуны
Трибуны позволяют наблюдать за происходящим с высоты — хорошая вещь. Тем не менее, вы можете быть дальше от действия. Это компромисс. Здесь также помогает разведка.
Авиашоу Совет инсайдеров: если вы собираетесь быть на трибунах, постарайтесь сесть ближе к верху. Основное действие авиашоу происходит над линией полета, но если вы можете видеть позади себя, вы увидите еще одно шоу вдалеке. Для тех, кто летал на самолетах групповыми полетами, одним из самых сложных и динамичных маневров является «расставание и рандеву». Самолеты ломают строй и затем должны вернуться в строй. Этот полет включает в себя интенсивные и динамичные маневры, которые едва ли не сложнее того, что вы видите перед собой на авиашоу. Скорее всего, это будет слишком далеко, чтобы фотографировать, но, сидя высоко на трибунах, вы можете показать вам это закулисное действие и навыки пилотирования во время передышек между проходами в выставочный центр.
Голубые ангелы ВМС США были вынуждены устроить свое «низкое шоу». Но здесь облака и общая текстура неба создают драматический эффект.
8. Погода
Облака — ваши друзья на авиашоу, если они не настолько низкие, чтобы отменить шоу. Лысые небеса хороши, но скучны для фотографий. Некоторые шоу-команды могут устроить свое «низкое шоу», если потолки слишком низкие. «Низкое шоу» определенно менее увлекательно для просмотра, но оно может быть намного лучше для фотографирования из-за фона и освещения, так что примите его!
Кто поставил этот монофонарь?
9.
СветГлавное в фотографии — свет. Вы можете потребовать, чтобы Blue Angels или Thunderbirds летали в «золотой час», но этого, вероятно, не произойдет. Авиашоу проходят, когда свет обычно самый плохой, но если вы можете прийти пораньше или задержаться допоздна, вы сможете сделать несколько отличных снимков статического самолета на дисплее.
ВВС США Boeing F-15E Strike Eagle резко поворачивает.
10. Камера
Вы можете использовать любую камеру, чтобы делать отличные снимки авиашоу. Но при съемке движения реактивных самолетов, проносящихся над головой со скоростью 500 миль в час, современная цифровая зеркальная камера даст вам наилучшие шансы на получение великолепного изображения благодаря своим возможностям автофокусировки и скорости. Тем не менее, вы все равно можете делать привлекательные изображения с помощью компактной или беззеркальной камеры.
Чистый Boeing F/A-18F Super Hornet ВМС США
11. Длиннофокусный объектив
Вы должны максимально приблизиться к действию. Во многих случаях лучшими фотографиями являются те, на которых самолеты заполняют (или даже переполняют) кадр. Вы захотите взять с собой самый длинный телеобъектив, который вам будет удобно носить с собой в течение всего дня. Раньше я снимал авиашоу с зумом до 200 мм и даже использовал телеконвертеры, но затем остановился на объективе 300 мм f/4 из-за сочетания фокусного расстояния и портативности. С тех пор я не оглядывался назад.
Микоян-Гуревич МиГ-15 Фагот
12. Широкоугольный объектив
На земле вам понадобится обычный или широкоугольный объектив для съемки самолета с близкого расстояния. Эти объективы также пригодятся, когда и если вы хотите сделать более эффектные широкие кадры неба, нарисованного дымными следами от исполнителей. Эти широкие виды могут быть долгожданным и художественным изменением по сравнению с более плотными снимками с телеобъективом.
Не забудьте про вертолеты… или крутых пилотов!
13. Два тела
Воздушное шоу может быть быстрым и яростным. Если у вас есть средства, вы можете носить с собой два корпуса — один с телеобъективом, а другой с более широким объективом. Вы можете переключать камеры намного быстрее, чем переключать объективы, и не отставать от действия. Если вы фотографируете авиашоу одним телом, ваш широкоугольный объектив неизбежно окажется на камере, когда вам нужен телевик, и наоборот.
Канадские снежные птицы в петле
14. Откажитесь от монопода
Некоторые люди рекомендуют монопод для больших телеобъективов на авиашоу. Однажды попробовал монопод. Один раз. При съемке вещей вокруг меня и прямо вверх монопод был огромным препятствием. Я не рекомендую его для авиашоу, если только вы не снимаете гигантским объективом и не знаете, куда его нужно направить. Карданная головка на штативе может быть решением, но такая тяжелая установка ограничивает вашу мобильность.
Янкин и банкинг
15. Стабилизация изображения
У меня был ранний объектив со стабилизацией изображения. «Эврика!» Я думал. Это было ключом к идеально четким фотографиям авиашоу. Щелкни, щелкни, щелкни на удивительном авиашоу в Вирджинии. Я вернулся домой, взволнованный, чтобы увидеть фотографии на большом экране. Почти все они были размыты. Система стабилизации не успевала за моим панорамированием. Теперь я выключаю IS/VR/OIS при съемке авиашоу и потерял сон из-за этих фотографий. С тех пор системы значительно улучшились, но я усвоил урок и больше не вернусь к его использованию.
Не ваш ежедневный гость авиашоу
16. Raw против JPEG
В общем, я снимаю в RAW. На авиашоу, во время выступлений я много фотографирую. Поэтому я снимаю в формате JPEG, чтобы получить наибольшее количество изображений на каждую карту и помочь камере избежать проблем с буферизацией, если я попрошу ее сохранить сразу слишком много данных после длинной серии изображений.
Побег из Алькатраса… в Канаду!
17. Память
Мало что может быть хуже для фотографа авиашоу, чем опустить голову, пытаясь удалить изображения с карты, чтобы вы могли сделать больше фотографий, пока вы скучаете по самолетам над головой. Возьмите с собой много карт памяти. А потом принести еще.
Алмазная формация
18. Наводчик
Если у вас есть напарник, который не фотографирует, он может помочь вам рассчитать время для ваших снимков и определить действие. Когда соло Blue Angels летели в оппозиции, мой брат вел мне обратный отсчет до их прохода в шоу-центре. Я мог панорамировать один самолет и начинать стрелять, когда они приближались. Кроме того, интересно посмотреть на свой ЖК-дисплей и сказать: «Попался!» и дай пять кому-нибудь.
Почему мне вдруг захотелось замороженной пиццы?
19. Настройки камеры: Автофокус
В наши дни трудно идти в ногу с технологией автофокусировки, но если вы не намерены размещать все самолеты по правилам третей, лучше всего использовать центральную точку (или точки) автофокусировки и использовать непрерывную автофокусировку.
Готов… перерыв!
20. Настройки камеры: замер экспозиции
Обычно я снимаю в режиме центрально-взвешенного замера, если только не хочу, чтобы снимок получился особенным. При ярком небе и относительно более темном самолете вы рискуете размыть небо или обрисовать силуэты самолетов, поскольку камера пытается балансировать между большими яркими областями и маленькими темными. Проверяйте свои снимки во время съемки и при необходимости корректируйте.
«Он идет прямо на нас!» — Контроллер Стив Маккроски, в самолете !
21. Настройки камеры: Моторный привод
Непрерывно высокий, друг. Авиашоу настолько насыщены событиями, насколько это вообще возможно. Спустите затвор и дайте камере щелкнуть-щелкнуть-щелкнуть-щелкнуть, пока действие не закончится. Проверьте свои снимки. Смывать. Повторить.
Вращение и обжиг
22. Настройки камеры: Режим съемки/экспозиции
Обычно, когда самолет находится над головой, требуется максимально возможная скорость затвора (оговорка в следующем разделе). Вы можете подумать, что для этого требуется использовать режим приоритета выдержки и устанавливать короткую выдержку. Это может сработать, но я устанавливаю камеру в режим приоритета диафрагмы от f/4 до f/8 (в зависимости от яркости). Таким образом, камера всегда будет давать максимально возможную скорость затвора для данной диафрагмы, и это очень полезно, когда вы панорамируете небо, яркость которого меняется. Это также диапазон, в котором большинство объективов обеспечивают максимальную производительность в плане оптического качества и резкости.
Не забывайте о пилотах вертолетов.
23. Настройки камеры: скорость затвора
Как я только что упомянул, вы, вероятно, захотите снимать с самой короткой скоростью затвора, доступной для уровня окружающего освещения и выбранной вами диафрагмы. Предостережение, когда речь идет о винтокрылых и винтовых самолетах. Если вы будете снимать их с очень высокой скоростью затвора, вы заморозите роторы и пропеллеры, и будет казаться, что вы фотографируете детализированную пластиковую модель, парящую в воздухе. Попробуйте выдержку 1/125 или медленнее, чтобы получить динамическое размытие вращающихся частей!
Pulling Gs
24. Наслаждайтесь шоу
И последнее, но не менее важное: не забывайте просто смотреть и наслаждаться авиашоу.