Тяжелый штурмовик

Плакаты > Покорение воздуха > Аппараты тяжелее воздуха > Самолеты

Вооружение: две 23-миллиметровых пушки ВЯ-23, два 7,62-миллиметровых пулемета ШКАС и один 12,7-миллиметровый пулемет УБТ сзади кабины. До 1000 кг бомб, восемь 82-миллиметровых неуправляемых реактивных снарядов (НУРС).

ВЯ-23 — автоматическая авиационная пушка, созданная конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым под новый 23-миллиметровый патрон. Принята на вооружение в 1941 г. под индексом ВЯ (калибр 23 мм, скорострельность 600 выстрелов в мин, масса снаряда 200 г, начальная скорость 900 м/с, масса пушки 66 кг). Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол, стал единственным ее носителем.
УБТ — турельная модификация крупнокалиберного 12,7-миллиметрового авиационного пулемёта
УБ
(универсальный Березина), созданного М.  Е. Березиным. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. Принят на вооружение в 1941 г. Турельная модификация предназначалась для установки в оборонительных огневых точках и отличалась тем, что вместо пневматической использовалась механическая перезарядка (рукоятку перезаряжания рычажного типа разработал для него конструктор Г. И. Никитин).

На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале 30-х годов. Были созданы опытные тяжелые штурмовики ТШ-1, ТШ-2, ТШ-З. При разработке и реализации проектов самолета для поля боя конструкторы настойчиво добивались создания такого бронирования, которое по возможности не ухудшало бы аэродинамику самолета.

Сначала броня была только в виде плоских и гнутых кусков. Форма фюзеляжа получалась угловатой, плохо обтекаемой, а самолеты очень тяжелыми. При двигателях недостаточной мощности разбег был велик, а скорость — невысокой. Изобретение двояковыпуклой брони, появление мощных двигателей при новом инженерном решении использования самой брони как составной части конструкции позволило в конце 30-х годов создать настоящий самолет-штурмовик, каким и стал знаменитый Ил-2.

Вначале Ил-2 был одноместным. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что за 10 успешных боевых вылетов летчик получал звание Героя Советского Союза (а обычно после ста вылетов). Поэтому в середине 1942 года конструкторы пришли к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной установке усилил защиту Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить диапазон боевого применения самолета.

Основным назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск на поле боя и борьба с танковыми и моторизованными группировками противника на линии фронта и в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т. д. Отсюда и его второе название «Летающий танк». По «тиражу» самолет Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тысяч машин этого типа.

Далее: Фронтовой истребитель, один из первых серийных реактивных самолетов. МиГ-15 ОКБ им. Микояна (СССР), 1949 г.


Написать комментарий


Предложен механизм формирования оксидов марганца на молодом Марсе без участия атмосферного кислорода

06.03 • Кирилл Власов


Драматическая история «гонки вооружений» летучих мышей и вирусов записана в их геномах

03.03 • Георгий Куракин


Найдена сверхмассивная черная дыра, сбежавшая из своей галактики

01.03 • Алексей Левин


Примитивные орудия из юго-западной Кении проливают новый свет на истоки человеческой культуры

27.

02 • Александр Марков


Все новости

РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика

В мире

Экономика

Общество

Происшествия

Армия

Наука

Спорт

Культура

Религия

Туризм

Из украинского плена вернулись 90 российских военных

Популярное

Олигархи начали войну: теперь за исключение из санкционных списков

Петр Акопов

Украина установила невероятный рекорд

Сергей Савчук

Догнать и перегнать Китай: США проигрывают технологическую гонку

Дмитрий Косырев

Специальный репортаж

Аналитика

Фото

Видео

Инфографика

Тесты

Опросы

Подкасты

Специальная военная операция на Украине

«Такое видим впервые». Что происходит на самом сложном участке фронта

Наука

Полетел не туда. Чем закончилась попытка американцев сбить астероид

Хорошие новости

Рекомендуемое

Оскорбления и пьянство: как парламент Франции обсуждает важнейшую реформу

Шоубиз

Виталий Гогунский: «YouTube нам ничего хорошего не принесет»

Митинг в Германии против поставок оружия Украине

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Туризм

Страна суеверных долгожителей и дисциплины: что удивляет россиян в Китае

«Нет, мы тут не зря». Солдаты благодарят россиян за поддержку

«Жалуются даже в НАТО». Что поставило под угрозу украинское наступление

«Страна несется в пропасть». Молдаван лишили языка

«С бумагами разберемся»: с какими проблемами сталкиваются раненные в СВО

Наука

«Мы сложнее, чем думали»: в России разработали «лекарство от расизма»

Туризм

Теплое море и солнце круглый год: отдых на Шри-Ланке стал доступнее

Американцы захотели Путина в президенты

Виктория Никифорова

Британцев пугают биоусовершенствованными русскими

Владимир Корнилов

Украина уже проиграла. У нее есть только один выход

Давид Нармания

Овечкин сократил отставание от Гретцки до 78 голов: видео

Баскетбол

Трипл-дабл Лилларда помог «Портленду» победить «Детройт»

Хоккей

Коннор Макдэвид установил личный рекорд в НХЛ

Хоккей

Шайба Задорова помогла «Калгари» обыграть «Даллас»

Футбол

Осимхен заявил, что Кварацхелия способен завоевать «Золотой мяч»

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение

правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Ильюшин Ил-2 | Советский самолет

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Смертоносный советский истребитель танков

Самолет Ил-2 «Штурмовик» советских ВВС, или «Птица бури», нанес тяжелый урон немецкой бронетехнике на Восточном фронте.

Фил Циммер

Василий Емельяненко руководил полетом на самолете Ил-2 «Штурмовик» в конце июня 1942 года против удерживаемого немцами аэродрома под Артемовском на востоке Украины. обнаружение.

Самолеты Ил-2 слегка накренились, чтобы подняться над холмом вперед, и земля раскрылась, когда они заметили два ряда немецких бомбардировщиков, аккуратно выстроившихся на аэродроме впереди. Емельяненко опустил нос своего самолета для атаки, когда услышал оглушительный звук, и самолет внезапно встряхнуло, когда в его правом крыле лопнула большая дыра. Он работал быстро, выпрямляя самолет и выпуская залп ракет по припаркованным самолетам противника. Затем взорвались пулеметы Емельяненко, и бомбардировщики загорелись. Его ведомые сбросили гранулированный фосфор, который распространил пламя, ревущее еще выше в небо.

Емельяненко отчаянно пытался вытащить свой самолет над стеной высоких сосен, расположенной за пределами аэродрома, но у самолета произошло попадание в двигатель. Давление масла резко упало до нуля, а температура воды резко возросла. Опытный пилот знал, что у него есть в лучшем случае пять минут, прежде чем двигатель заглохнет, пока он лихорадочно маневрировал к безопасным советским позициям.

Пилот скользил по местности, и каждый оборот винта приближал его все ближе к безопасным советским позициям. В конце концов двигатель заглох, и Емельяненко выпустил крепкое шасси и с ревом рухнул на каменистую почву со скоростью более 60 миль в час. Он чудесным образом оставался в сознании, когда вокруг него осела пыль. Он собирался сориентироваться, когда очередь из пулемета ударила в тяжелую броню самолета. Раздалась еще одна очередь, и когда она закончилась, Емельяненко выпрыгнул из кабины и рухнул на землю, когда немецкие автоматы открыли огонь.

Вражеские солдаты, казалось, почти играли с ним, стреляя каждый раз, когда он двигался, но не продвигаясь и не показывая себя. Пилоту потребовалось более двух мучительных часов, чтобы проползти около 200 ярдов от самолета и спасти советского товарища, который осторожно пробрался вперед, чтобы спасти сбитого ветерана.

Это было не последнее столкновение Емельяненко со смертью на знаменитом «Ильюше» — женское прозвище, которое советские летчики ласково дали своим крепким штурмовикам. До окончания войны он налетал 92 боевых вылета на Восточном фронте, получил звание Героя Советского Союза и был трижды сбит на крепком, закаленном в броню самолете, спасавшем ему жизнь в каждом столкновении со смертью.

Ильюшин Ил-2 Штурмовик оказался смертоносным на протяжении всей войны. Например, когда Сталинградская битва близилась к своему судьбоносному завершению, два внушающих страх советских штурмовика «Штурмовик» появились над важной удерживаемой немцами железнодорожной станцией Малороссийская к югу в Тихорецком районе.

Немцы поднялись в воздух 26 января 1943 года, но было уже поздно. Серия оглушительных взрывов сотрясла четыре поезда, которые стояли на путях, и большой черный шлейф поднялся высоко в небо, поскольку сама станция была закрыта из виду после разрушительной атаки.

Все четыре поезда были уничтожены всего двумя советскими «Буревестниками», что привело к значительным потерям немецкого личного состава, горючего, танков и боеприпасов, жизненно важных для продолжения военных действий. Сами пути были настолько сильно повреждены, что их нельзя было быстро отремонтировать, и многие застрявшие поезда были захвачены наступающей Красной Армией. 901:28 Те, кто подвергся атаке штурмовика Ильюшина Ил-2, прозвали его Мясником, Мясорубкой и Мясником. Ил-2 было произведено в большем количестве, чем любой другой самолет Второй мировой войны.

Ильюшин Ил-2 создавался для бизнеса и мог наносить смертельные удары по наземным силам и технике, даже находясь в укрепленных бункерах. К середине Второй мировой войны самолеты были оснащены двумя 37-мм пушками, двумя 7,62-мм пулеметами, одним 12,7-мм пулеметом Березина для заднего стрелка и до 1300 фунтов бомб или несколькими смертоносными РС. -82 или ракеты РС-132.

Ракеты, особенно РС-132, были мощными, но не слишком точными. Однако они оказались особенно разрушительными, особенно когда стреляли залпами с нескольких самолетов. Самолет также мог нести до 216 бутылок с зажигательной жидкостью, что также оказалось эффективным против бронетехники и зенитных батарей.

Успех миссии на вокзале и других подобных ей, выполненных с большим героизмом летчиками-штурмовиками, побудил советского премьера Иосифа Сталина издать приказ, призывающий к продолжению атаки поездов и конвоев, чтобы сорвать немецкие приготовления к предстоящему сражению. Курская битва, знаменитое танковое сражение, которое привело к почти непрерывному отступлению немцев к Берлину в течение следующих 29 лет.0174 1 /2 года в условиях растущей советской военной мощи.

Почему Ильюшин Ил-2 Штурмовик был известен как «летающий танк»

Штурмовик пользовался уважением и ненавистью немецких летчиков, пехотинцев и танкистов. Люфтваффе называли его «летающим танком», «бетонным самолетом» или даже «железным Густавом» из-за его высокоэффективной броневой защиты, а немецкие танкисты и пехотинцы называли его «мясником» или даже «черной смертью». из-за разрушений, оставшихся после атаки Ил-2. Надежный самолет доказал, что он может более чем противостоять хваленым люфтваффе, особенно по мере того, как советская тактика улучшалась, а пилоты приобретали опыт борьбы с немецкими летчиками, которые становились моложе, а ветеранов все меньше по мере того, как кровавая «Великая Отечественная война» продвигала все дальше на запад.

Этот самолет был настолько ненавистным, что на Восточном фронте стало обычной практикой, когда разочарованные и уставшие от боёв солдаты Вермахта просто открывали фонарь кабины сбитого штурмовика и стреляли в упор в голову раненому пилоту.

Сами Ил-2 также со временем совершенствовались, переходя от маломощных одноместных к двухместным с более мощной силовой установкой и добавленным позади пилота пулеметчиком для обеспечения лучшей защиты от атак немецких истребителей, особенно сверху и снизу. позади.

Во многих отношениях «Штурмовик» был предшественником сегодняшнего А-10 «Бородавочник», разработанного компанией Fairchild Republic для ВВС США и использовавшегося для непосредственной авиационной поддержки, который способен наносить значительный урон укрепленным наземным целям, одновременно защищая своего пилота. его усиленная оболочка. A-10 Thunderbolt Hog может стрелять 30-мм осколочно-фугасными снарядами из семиствольной высокоскоростной пушки, торчащей из его носа, и может нести под крыльями множество смертоносных ракет и другого оружия.

«Буревестник» был правильным самолетом, разработанным в нужное время Советами. Он был разработан для выживания во враждебном, наполненном зенитной артиллерией и истребителями небе Восточного фронта, где немцы так сильно рисковали и понесли более 70 процентов своих потерь во время Второй мировой войны.

Ил-2 имел прочное шасси, которое часто позволяло быстро обученным пилотам взлетать и садиться на сравнительно примитивных аэродромах. И его хвалили за то, что он легче бомбардировщика действовать в сложных погодных условиях. Его также было относительно легко и недорого производить: за время войны было выпущено более 36 150 всех вариантов, что сделало его самым производимым боевым самолетом всех времен.

Эволюция «Штурмовика»

Как и большинство самолетов, «Штурмовик» развился из ранее разработанных самолетов для удовлетворения конкретных потребностей, в данном случае непосредственной поддержки с воздуха. Монгольско-маньчжурский пограничный конфликт 1939 года с Японией, гражданская война в Испании и начало Зимней войны с Финляндией продемонстрировали необходимость в таком самолете. Были предприняты различные проекты, в большинстве из которых использовались советские ракеты РС-82 для атак воздух-воздух, а затем и для атак воздух-земля.

Неудача Советского Союза в использовании таких бомбардировщиков, как Туполев СБ, в гражданской войне в Испании заставила ВВС Красных ВВС отказаться от концепции стратегических бомбардировок в пользу быстроходных истребителей, чтобы сначала завоевать превосходство в воздухе, а затем задействованы в непосредственной авиационной поддержке. Решение перейти к созданию специализированных бронированных штурмовиков привело в 1938 в развитие ЦКБ-55, который впоследствии был назван Ильюшинским в честь руководителя проекта Сергея Ильюшина.

Самолет впервые поднялся в воздух 2 октября 1939 года, через месяц после того, как Германия, тогдашний союзник Советского Союза, вторглась в Польшу и развязала Вторую мировую войну в Европе. Корабль на том этапе испытаний представлял собой двухместный одномоторный моноплан. Жизненно важные компоненты, включая двигатель и все боевое отделение, были хорошо бронированы, а самолет был оснащен пятью пулеметами калибра 7,62 мм, один для защиты и четыре в крыльях для наступательной стрельбы. Использовалась броневая обшивка различной толщины, а не просто наслоение брони поверх существующих конструкций, как это чаще всего делалось в то время.

Конструктор Ильюшин стремился к хорошим характеристикам самолета, что потребовало выбора более мощного и доступного двигателя с жидкостным охлаждением вместо радиального варианта с воздушным охлаждением. Он считал, что броня обеспечит необходимую защиту потенциально уязвимой системы охлаждения. Ильюшин выбрал двигатель Микулин АМ-35, дававший на взлете 1350 лошадиных сил, и дал добро на разработку еще более мощных двигателей.

Дальнейшие усовершенствования двигателя были произведены вместе с модификацией остекления, где изначально размещался задний стрелок, что привело к прозвищу «Горбатый» или «горбатый» по-русски. Самолет на этом этапе имел две 20-мм пушки (позднее заменены двумя 23-мм пушками) и пулеметы в крыльях. Испытания продолжались, и добро на производство было дано в начале марта 19 г.41, примерно за три месяца до вторжения Германии в Советский Союз 22 июня того же года.

Советы по достоинству оценили самолет, который немцы называли «Мясник», «Мясорубка» или даже «Бойня».

Некоторые самолеты Ильюшина Ил-2 имели почти цельнометаллический фюзеляж, включая металлические крылья, но из-за нехватки металла в военное время другие варианты имели деревянные крылья, а третьи — деревянную заднюю часть фюзеляжа. Те, у кого задняя часть фюзеляжа была деревянной, нуждались в дополнительном усилении: в полевых условиях к внешней части фюзеляжа были добавлены четыре металлических ребра жесткости. Полевые модификации иногда включали версии с лыжами и вырезание отверстия за фонарем для добавления места заднего стрелка, второго пассажира самолета, использующего реквизированный пулемет, прикрепленный к поворотной установке.

Штурмовики всех типов были исключительно выносливы, и все они были хорошо бронированы. Даже когда один из них был сбит или сильно поврежден, советские войска извлекали и ремонтировали самолет или, по крайней мере, спасали детали для последующего использования. По советским оценкам, довольно поразительные 90 процентов поврежденных «Илюш», которые были восстановлены, были отремонтированы и отправлены обратно в воздух.

Операции 1941-1942 годов показали необходимость в кормовом стрелке для защиты от атак истребителей сверху и сзади пилота, особенно после того, как немцы обнаружили врожденную слабость в незащищенной хвостовой части деревянного фюзеляжа. Проблема усугублялась отсутствием эффективного истребительного сопровождения самолетов непосредственной авиационной поддержки в этот начальный период войны.

К сентябрю 1942 года Советы начали модифицировать Ил-2 на сборочных линиях для размещения заднего стрелка. Была расширена защитная броня, добавлено полузакрытое остекление, а для пулемётчика изначально закинуто довольно грубое лямочное сиденье. К концу того же года было выпущено около 1450 двухместных самолетов, а к февралю 1943 года все авиазаводы производили двухместные машины. взлет, чтобы компенсировать дополнительный вес.

Двухместный самолет также был оснащен двумя 37-мм пушками, установленными в обтекаемых контейнерах под каждым крылом. Это дало советскому самолету вдвое большую пушку, чем у американского Bell P-39 Airacobra с его единственной 37-мм пушкой, которую Соединенные Штаты предоставили Советскому Союзу по закону о ленд-лизе.

Пушка штурмовика, безусловно, могла уничтожить легкий танк и имела неплохие шансы сделать то же самое со средним танком. Советы обнаружили, что, как сообщается, они могут уничтожить PzKpfw. Средний танк V Panther и даже тяжелый PzKpfw. VI Тигр с точным попаданием бронебойного снаряда в более тонко обшитую корму машины. Однако прицеливание орудий было затруднено, а сильная отдача требовала повторного прицеливания орудия всего после нескольких выстрелов.

Как выяснилось, к концу 1943 года использование 37-мм пушек на штурмовиках в значительной степени было прекращено с внедрением противотанковых бомб (ПТАБ), которые оказались исключительно эффективными против танков, артиллерии и укрепленных корпусов.

ПТАБ представляли собой небольшие 5,5-фунтовые бронебойные фигурные бомбы, способные пробить верхнюю броню любого немецкого танка в полевых условиях. ПТАБы сбрасывались с высоты всего 320 футов и имели зону поражения размером примерно 50 на 230 футов. Впервые они были применены в Курской битве и оказались эффективными, потому что неопытным пилотам было намного проще использовать бомбы, чем другое противотанковое оружие. Они также устранили время простоя, необходимое для перенацеливания пушки.

Первоначальное использование ПТАБ оказалось тактическим сюрпризом, который, как сообщается, ошеломил немцев и подорвал их боевой дух. Вскоре ПТАБ были запущены в серийное производство и с тех пор широко использовались против немецких наземных частей, железнодорожных вагонов, мостов и артиллерийских частей. Со своей стороны, немцы ответили на новое оружие рассредоточением своих танковых соединений, что, в свою очередь, снизило их эффективность и существенно усугубило проблемы с командованием и управлением для нацистских танкистов.

Советы не полностью отказались от 37-мм штурмовиков, и они применялись в ряде случаев, в том числе против военно-морских сил противника. Другие Ил-2 были модифицированы в бомбардировщики-торпедоносцы.

Двухместный самолет претерпел дополнительные изменения по ходу войны, включая использование стреловидных крыльев, чтобы компенсировать изменение центра тяжести, вызванное добавлением заднего стрелка. Это привело к гораздо лучшему контролю и стабильности, а также устранило сложную эластичную пружину и систему противовеса на элементах управления лифтом. Версия со стреловидным крылом пошла в серию в конце 1943, а прямокрылые Ил-2 были полностью сняты с производства в начале следующего года. К концу войны было построено около 17 000 двухместных самолетов со стреловидным крылом, или 47% от общего числа произведенных.

«Колесо смерти»

Со временем эволюционировал не только самолет, но и советская тактика. Тактика ранней войны заключалась в том, что горстка штурмовиков Ильюшина Ил-2 часто летела без сопровождения против сильной немецкой обороны только для того, чтобы понести значительные потери как от вражеских самолетов, так и от зенитной артиллерии. В начале войны опытным немецким летчикам было относительно легко сбивать неопытных советских летчиков, летевших без сопровождения истребителей. Попытки пикирования Ил-2 на цели с высоты от 2000 до 3000 футов привели к повышению эффективности, но с увеличением потерь от самолетов противника и огня с земли.

Советы прибегли к тому, чтобы штурмовики летали большими группами от восьми до двенадцати самолетов, что позволяло Ил-2 лучше защищать друг друга, летая по оборонительному кругу, который немцы называли «Колесом смерти». Атака такими группами также помогла гарантировать, что залпы несколько неточных ракет поразят жизненно важные элементы немецкой обороны. Изменения также включали в себя то, что несколько Ил-2 первоначально атаковали позиции немецкой артиллерии, чтобы уменьшить урон от зенитной артиллерии при последующих атаках. Пилоты также разработали зигзагообразную систему атаки, которая снижала вероятность попадания. Исследования, проведенные на советском полигоне, показали, что было бы более эффективно, если бы в первом заходе использовались ракеты, за которыми следовали второстепенные заезды с бомбами и последующие заезды с пушками.

Советские летчики также обнаружили, что, хотя Илюша был медленнее в повороте, чем немецкие истребители, он мог обогнать их в маневре в пол-оборота, что позволило им стать атакующими. Они также научились внезапно замедлять штурмовик, чтобы немецкие истребители проносились мимо и становились жертвами мощного артиллерийского и пулеметного огня советских самолетов. Они также научились сносить Ил-2 в сторону в 20-градусном крене, создавая немцам проблемы с прицеливанием.

К концу 1943 года советская тактика развилась до такой степени, что штурмовик стал оружием, которого очень боялись. Пилоты приобрели значительный опыт, и немцы были вынуждены полагаться на меньшее количество пилотов с часто недостаточной подготовкой из-за истощения на Востоке и эскалации давления союзников в Северной Африке, Сицилии и Италии. С меньшим количеством вражеских истребителей в воздухе, «Колесо смерти» было преобразовано из оборонительного режима в почти чисто наступательный, поскольку советские нападающие кружили вокруг цели кратким огнем до тех пор, пока цели не были уничтожены или у Ил-2 не закончился запас хода.