Самолет с самым большим в мире размахом крыла совершил второй испытательный полет

Несмотря на то что проект какое-то время был на грани закрытия.

Самолет-носитель Stratolaunch Model 351, самый большой в мире по размаху крыла, совершил успешный испытательный полет, хотя проект некоторое время находился на грани закрытия.

Авиационно-космическая система Stratolaunch была разработана компанией американского миллиардера Пола Аллена. Первоначально предполагалось, что этот самолет будет выступать в качестве воздушной платформы для запуска ракет-носителей — для этого была разработана инновационная конструкция с двойным фюзеляжем и высоким крылом.

Stratolaunch Model 351 совершил успешный тестовый полет в 2019 году, однако после смерти главы компании у проекта начались финансовые сложности. Тем не менее компания продолжила разработку, несколько изменив концепцию: теперь самолет будет использоваться в качестве носителя для атмосферных и суборбитальных гиперзвуковых аппаратов.

Технические характеристики (по данным сайта Stratolaunch):

  • усиленное углеродным волокном центральное крыло;
  • 28 колес для равномерного распределения груза. Для сравнения, у Boeing 747 18 колес;
  • общий размах крыльев — 117 м;
  • высота — 15 м;
  • максимальная высота полета — 10 668 м;
  • шесть двигателей Boeing 747 обеспечивают грузоподъемность более 226 796 кг;
  • максимальный взлетный вес — 589 670 кг.

Второй испытательный полет прошел успешно.

В России испытана модель двигателя для орбитальных самолетов

Прошлое и будущее дирижаблей

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

Расскажите друзьям

  • Shutterstock

    Новое исследование: переселение человека в космос не так уж неизбежно

  • Midjourney

    Как использовать энергию Солнца для нужд человека: возможное будущее

  • Университет Рутгерса

    Химики выявили вещество, которое помогло зародиться жизни на Земле

  • Роскосмос / космонавт Олег Артемьев

    Лучшие фото с орбиты Земли за 2022 год

  • ESA/Webb, NASA & CSA, A. Martel

    Модель развития Вселенной пора пересмотреть?

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

О каких боевых самолетах для Украины может идти речь – DW – 03.02.2023

Фото: picture-alliance/AP Photo

КонфликтыУкраина

Никита Жолквер

3 февраля 2023 г.

После решения стран НАТО поставить Киеву тяжелые танки развернулась дискуссия и о боевых самолетах для Украины. DW представляет четыре модели, о которых чаще всего идет речь.

https://p.dw.com/p/4N3Hw

Реклама

Сразу после принятого в НАТО решения поставить Украине для отражения российской агрессии тяжелые боевые танки — немецкие Leopard 2, американские M1A2 Abrams и британские Challenger 2 — развернулась дискуссия о возможности передачи украинским ВВС и боевых самолетов из арсеналов западных стран. Как это было и в случае с танками, пока на Западе такие поставки, скорее, исключают, опасаясь оказаться втянутыми в вооруженный конфликт с Россией — ядерной державой. Хотя в Варшаве, Париже и Гааге высказываются на эту тему не столь категорично.

Киев до сих пор тоже еще официально не озвучил свою просьбу и не указал, какие именно боевые самолеты ему нужны. А неофициально говорят в первую очередь об американских F-16, бывших советских МИГ-29, немецких Tornado, а также шведских JAS 39 Gripen. DW — о четырех самолетах, которые чаще всего упоминаются в этой дискуссии.

F-16

Серийное производство F-16 началось в 1976 году, а на вооружение ВВС США эти боевые самолеты стали поступать в 1978-м. Разрабатывался F-16 как легкий истребитель четвертого поколения, но из-за высокого спроса и сравнительно низкой цены несколько раз видоизменялся и в конце концов стал всепогодным многоцелевым боевым самолетом. В общей сложности произведено более 4570 машин. В настоящее время F-16 находятся на вооружении около 25 стран и являются самыми распространенными в мире боевыми самолетами. Больше всего их в ВВС США и Израиля.

F-16Фото: Ssgt. Trevor T. Mcbride/U.S Air/Planet Pix via ZUMA Wire/picture alliance

Длина самолета составляет примерно 15 метров, размах крыльев — почти десять. F-16 без вооружения весит девять тонн, максимальная взлетная масса с полным боекомплектом — до 19 тонн. Максимальная скорость — 2414 км/час, максимальная высота полета — 15 000 метров. Радиус действия — до 1600 километров.

На F-16 были впервые применены беспереплетный фонарь каплеобразной формы для улучшения обзора и — для удобства пилота — боковая ручка электродистанционной системы управления. А для снижения нагрузок при наборе скорости и виражах кресло пилота установлено под углом в 30 градусов.

Самолет вооружен скорострельной вращающейся шестиствольной 20-мм пушкой, боезапас — 511 снарядов. Под фюзеляж и крылья могут подвешиваться различные типы ракет «воздух-воздух», «воздух-земля», корректируемые и свободнопадающие бомбы.

МИГ-29

Первый прототип советского фронтового истребителя четвертого поколения МИГ-29 поднялся в воздух 6 октября 1977 года. В 1982 году — после успешных испытаний различных моделей — началось серийное производство самолета, а год спустя он стал поступать в строевые части армии СССР. Благодаря своим хорошим летным качествам, в частности уникальной маневренности, МИГ-29 в различных вариантах и комплектациях активно поставлялся на экспорт — главным образом, но не только, в страны Варшавского блока.

После объединения Германии бундесверу достались в наследство от бывшей ГДР 24 МИГ-29 советского производства. В 2003 году 22 машины за символическую плату в 1 евро каждая передали вступившей к тому времени в НАТО Польше. Один истребитель разбился еще в 1996 году, один — до сих пор стоит в музее люфтваффе в берлинском районе Гатов.

МИГ-29 ВВС СловакииФото: Yorick Jansens/BELGA/dpa/picture alliance

Десятки МИГ-29 по-прежнему находятся на вооружении ВВС ряда восточноевропейских стран — членов НАТО, в частности, Польши, Болгарии и Словакии, которые прежде были участниками Организации Варшавского договора. Есть они и в ВВС Украины, соответственно украинским пилотам нет необходимости переучиваться, чтобы на них летать. Правда, для таких самолетов остается все меньше запасных частей.

Длинна самолета превышает 17 метров, размах крыльев — более 11 метров. Сам МИГ-29 весит 11 тонн, максимальная взлетная масса с полным боекомплектом — до 22 тонн. Максимальная скорость — 2390 км/час, максимальная высота полета — 18 000 метров. Радиус действия — около 1000 километров.

На самолете установлена 30-мм авиационная пушка, боезапас — 150 снарядов. МИГ-29 способен также нести различные виды ракет и бомб, в том числе неуправляемые тактические ядерные, а также ракеты, управляемые пилотом с помощью нашлемного прицела.

Tornado

Истребитель-бомбардировщик Tornado с крылом изменяемой стреловидности — совместная разработка Германии, Великобритании и Италии. Серийное производство началось в 1979 году. Всего произведено 992 самолета. На вооружение бундесвера они поступали с 1981 до 1992 года — в общей сложности 357 машин. После окончания холодной войны число Tornado в ВВС и ВМФ Германии было сокращено до 93 единиц.

Отличительная черта таких самолетов — способность летать на крайне низких высотах. Автопилот может удерживать Tornado на высоте 60 метров, следуя рельефу местности, при ручном управлении — даже на высоте всего в 30 метров. В отличие от многих других боевых самолетов этого типа экипаж Tornado состоит из двух человек.

Немецкий TornadoФото: Getty Images/T. Lohnes

После начала вторжения России в Украину и вызванного им выделения спецфонда в 100 млрд евро на перевооружение бундесвера в Германии принято решение заменить устаревающие Tornado на более современные американские F-35. Учитывая это обстоятельство, бывший посол в ФРГ, а ныне замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник выступил с предложением передать немецкие Tornado украинским ВВС.

Tornado более 17 метров в длину, размах крыльев — от восьми с половиной до 14 метров, весит 14 тонн, максимальная взлетная масса с полным боекомплектом — до 28,5 тонны. Самолет способен развивать скорость в 2414 км/час и подниматься на высоту в 17000 метров. Радиус действия — 1390 км с возможностью дозаправки в воздухе.

Самолеты серийно оснащены либо одной, либо двумя 27-мм автоматическими револьверными пушками Mauser BK-27 с боезапасом в 180 снарядов каждая. Скорострельность составляет до 1700 выстрелов в минуту. Под фюзеляжем и крыльями могут подвешиваться дополнительные топливные баки, ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», крылатые, противокорабельные и противотанковые, а также бомбы, в том числе с лазерным и GPS-наведением и атомные.

JAS 39 Gripen

По мнению некоторых западных военных экспертов, Киеву могли бы лучше всего подойти шведские JAS 39 Gripen, которые в отличие, например, от F-16 и Tornado неприхотливы в эксплуатации, не имеют высоких требований к обслуживанию и инфраструктуре аэродромов.

Многоцелевой Gripen, находящийся на вооружении не только Швеции, но также ЮАР, Венгрии, Чехии, Бразилии и Таиланда, серийно производится с 1992 года, с 1996 года — в новой модификации. До конца 2020 года был выпущен 271 самолет — в одно- и двухместном вариантах. Некоторые комплектующие поставляются из США и ЮАР.

Шведский JAS 39 GripenФото: picture-alliance/dpa/V. Moilanen

Сконструирован Gripen так, что он может садиться и взлетать с плохо подготовленных аэродромов, автострад и даже неукрепленных взлетно-посадочных полос. У самолета короткий разбег, он надежен, прост в техническом обслуживании, которое не обязательно должно проводиться высококвалифицированными специалистами. Кроме того, Gripen «морозоустойчив». Благодаря вспомогательной силовой установке самолет может быстрее своих западных аналогов быть и зимой готовым к взлету.

Gripen в длину 14 метров, размах крыльев — восемь с половиной, вес — шесть с половиной тонн, максимальная взлетная масса — 14 тонн. Максимальные скорость и высота — 2130 км/час и 16000 метров соответственно. Боевой радиус действия — 1300 км с возможностью дозаправки в воздухе.

На самолете Gripen такая же, как на немецком Tornado, 27-мм автоматическая револьверная пушка Mauser BK-27 с боезапасом в 120 снарядов. На десяти внешних узлах подвески могут устанавливаться различные ракеты и бомбы общим весом до 5,2 тонны.

Смотрите также:

Будет ли Киев просить Берлин об истребителях? Эксклюзив DW

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Самолет с самым длинным в мире размахом крыльев поднялся в воздух, побив рекорд Елового гуся | Воздушный транспорт

Гигантский шестимоторный самолет с самым большим в мире размахом крыльев, превосходящий печально известный Spruce Goose Говарда Хьюза, вылетел из Калифорнии в свой первый полет в субботу.

Гигантский двухфюзеляжный реактивный самолет Stratolaunch взлетел с аэрокосмического порта Мохаве и поднялся в небо пустыни в 70 милях к северу от Лос-Анджелеса. Он приземлился через два часа.

Исполнительный директор Stratolaunch Systems Джин Флойд сказала, что самолет совершил «захватывающую» посадку. Компания, основанная миллиардером, соучредителем Microsoft Полом Алленом, который умер в октябре, борется за право быть претендентом на рынке малых спутников для запуска с воздуха.

«Для меня это был эмоциональный момент — лично наблюдать за полетом этой величественной птицы, видеть, как мечта Пола Аллена воплощается в жизнь на моих глазах», — сказал Флойд на брифинге по телеконференции.

Когда самолет взлетел, Флойд сказал: «Я прошептал «спасибо» Полу за то, что он позволил мне стать частью этого замечательного достижения».

Схема реактивного самолета Stratolaunch с двумя фюзеляжами

Самолет спроектирован так, чтобы нести до трех ракет со спутниками под центром его огромного крыла, которое простирается на 385 футов или 117 метров. На высоте 35 000 футов ракеты будут запущены, зажгут свои двигатели и взлетят в космос.

Преимущества таких систем воздушного запуска включают возможность использовать аэропорты и избегать ограничений стационарных стартовых площадок, на которые могут влиять погодные условия, воздушное движение и движение кораблей на океанских полигонах.

Самолет взлетел незадолго до 7 утра в субботу и достиг максимальной скорости 189 миль в час на высоте до 17 000 футов, сообщила компания. Летчик-испытатель Эван Томас из компании Scaled Composites, построившей самолет, сказал, что полет был «фантастическим», и по большей части самолет летел, как и предполагалось.

«Самолет очень красиво, плавно вращался и действительно просто оторвался от земли», — сказал он. «Оно определенно было готово к полету, хотело полететь и быстро вылезло наружу».

Любительские кадры взлета.

Томас сказал, что было «несколько мелочей, которые были нестандартными, но на самом деле для первого полета все было в порядке». Что это за вещи, он не уточнил, а участники брифинга не ответили на вопросы.

Аллен основал Stratolaunch Systems в 2011 году после того, как профинансировал разработку экспериментального космического корабля SpaceShipOne, который в 2004 году стал первой частной пилотируемой ракетой, достигшей космоса.

После смерти Аллена Stratolaunch отказалась от планов по разработке собственного ракетного двигателя и семейства ракет-носителей, сосредоточившись вместо этого на подъёме в воздух гигантского самолёта и запуске испытанного Pegasus XL от Northrop Grumman.

Самолет Stratolaunch впервые вышел из ангара в Мохаве в мае 2017 года и прошел наземные испытания, в том числе руление и скатывание по взлетно-посадочной полосе на скорости, близкой к взлетной.

Огромный деревянный гидросамолет «Еловый гусь», почти завершенный в Лонг-Бич, Калифорния. Фотография: Popperfoto/Getty Images

Оснащенный двигателями того же типа, что и Boeing 747, самолет рассчитан на взлет с максимальной массой 1,3 миллиона фунтов (590 метрических тонн). Его сдвоенные фюзеляжи имеют длину 238 футов.

Предыдущим лидером по размаху крыльев была восьмимоторная летающая лодка H5 Hercules времен Второй мировой войны Хьюза, получившая прозвище «Еловый гусь». Выживший в музее авиации, он имеет размах крыльев примерно 320 футов, но его длина составляет чуть менее 219 футов.

В то время как Stratolaunch называет свой самолет самым большим в мире, другие самолеты превосходят его по длине. Среди них шестимоторный грузовой самолет Антонов АН 225 длиной 275,5 футов и Боинг 747-8 длиной чуть более 250 футов.

Десятимоторный самолет, о котором забыли: Convair B-36 Peacemaker

1 из 44 Национальный музей ВВС

Convair B-36 Peacemaker — самый большой из когда-либо созданных боевых самолетов с поршневым двигателем. Оснащенный шестью радиальными и четырьмя реактивными двигателями, он занял нишу между винтовыми самолетами времен Второй мировой войны и реактивными самолетами времен холодной войны. Вот посмотрите на эту уникальную машину.

Полную информацию см. в разделе Шесть поворотов, четыре горения: пристальный взгляд на огромный 10-моторный B-36.

2 из 44 Национальный музей ВВС

Разработан во время Второй мировой войны, был построен только один прототип, XB-36, показанный здесь. Первый полет он совершил в августе 1946 года. Хотя между этим и первым серийным самолетом было множество отличий, наиболее заметным из них является более традиционный дизайн кабины.

3 из 44 Национальный музей ВВС

B-36 не уникален, но имеет редкую конфигурацию толкающего винта с винтами, установленными за 28-цилиндровыми двигателями.

4 из 44 Национальный музей ВВС

У B-36 самый большой размах крыла среди всех боевых самолетов — 230 футов или 70,1 метра. Для масштаба это B-29 слева, который был одним из крупнейших самолетов Второй мировой войны и впервые поднялся в воздух всего за четыре года до B-36.

5 из 44 Национальный музей ВВС

Разведывательный вариант RB-36D на сборочной линии Convair в Форт-Уэрте, штат Техас. Обратите внимание на куполообразную кабину с повышенной видимостью.

6 из 44 Национальный музей ВВС

Несколько модификаций, в том числе вышеупомянутое добавление четырех турбореактивных двигателей J47, придали B-36D и более поздним версиям характеристики, предусмотренные первоначальным проектом. Но к тому времени, когда они летали, Вторая мировая война уже давно закончилась и необходимость летать с восточного побережья Канады в Берлин и обратно уже не была основной целью.

7 из 44 Национальный музей ВВС

B-36 были известны своим лозунгом «шесть поворотов и четыре горения», хотя реактивные двигатели обычно использовались только для взлета и, хотя никогда не требовались, для увеличения скорости в течение цель бомбометания.

8 из 44 Национальный музей ВВС

В полете инженер мог отключить реактивные двигатели и закрыть специальные жалюзи в передней части каждого двигателя для уменьшения сопротивления. Это увеличило максимальную дальность полета за счет крейсерской скорости.

9 из 44 Национальный музей ВВС

По сравнению со своим предшественником B-29, B-36 имеет несколько более высокую крейсерскую скорость, гораздо более высокую максимальную скорость и практический потолок, а также может нести значительно большую бомбовую нагрузку. грузить на большее расстояние. Это был, мягко говоря, огромный скачок в производительности.

10 из 44 Национальный музей ВВС

Несмотря на свои возможности, B-36 ни разу не выстрелил и не сбросил бомбу в бою.

11 из 44 Национальный музей ВВС

Будучи одним из самых больших самолетов, когда-либо летавших, и обладая впечатляющей грузоподъемностью для своего времени, B-36 стал надежной платформой для широкого спектра испытаний. Это оригинальный прототип, позже переоборудованный для испытаний гусеничного шасси.

12 из 44 Национальный музей ВВС

Как вы, наверное, и предполагали, схема танка не увенчалась успехом.

13 из 44 Национальный музей ВВС

Вскоре B-36 заменили полностью реактивные самолеты.

Здесь он помогает тестировать конструкцию треугольного крыла бомбардировщика следующего поколения, который станет B-58 Hustler со скоростью 2 Маха.

14 из 44 Национальный музей ВВС

B-36 охватывает одну из моих любимых эпох в авиации, послевоенную и раннюю эру реактивных самолетов, когда инженеры экспериментировали со всевозможными безумными идеями. Например, это NB-36H. Он нес, я не шучу, действующий ядерный реактор.

15 из 44 Национальный музей ВВС

Реактор так и не привел самолет в действие, хотя он работал в течение нескольких десятков полетов для проверки радиационного воздействия на экипаж (как вам такая работа?) и общей целесообразности использования реактор для питания самолета. С появлением межконтинентальных баллистических ракет потребность в постоянно находящихся в воздухе самолетах отпала.

16 из 44 Национальный музей ВВС

Кабина со свинцовым экраном сильно ухудшала видимость. Это была позиция инженера-ядерщика, сразу за пилотами. Обратите внимание на экран вверху, чтобы показать состояние двигателей.

17 из 44 Национальный музей ВВС

Следующей задней станцией был бортинженер, у которого было такое же количество органов управления, как у стандартного B-36, с циферблатами и рычагами для всех 10 (10!) двигателей. Чуть позже мы увидим, как выглядят стандартные органы управления кабиной B-36.

18 из 44 Национальный музей ВВС

Компания Convair спроектировала и построила экспериментальную грузовую версию B-36, названную XC-99, с более высоким фюзеляжем и двумя палубами.

19 из 44 Национальный музей ВВС

XC-99 потенциально может перевозить до 400 военнослужащих. Для сравнения, примерно столько пассажиров перевезли первые 747-е 20 лет спустя.

20 из 44 Национальный музей ВВС

Компания Convair рассматривала вариант создания авиалайнера XC-99, но радиальные двигатели были слишком дорогими для прибыльной коммерческой эксплуатации. XC-99 оставался в эксплуатации ВВС до 1959 года. В настоящее время он находится на складе AMARG Boneyard в ожидании восстановления.

21 из 44 Национальный музей ВВС

Идея «летающего авианосца» была мечтой инженеров задолго до того, как Щ.И.Т. Хеликарриер. С GRB-36D модифицированный B-36 будет нести модифицированный F-84F.

22 из 44 Национальный музей ВВС

Изначально предполагалось, что меньший по размеру и более быстрый реактивный самолет будет нести небольшую тактическую ядерную бомбу, в то время как более дальнобойный, но более медленный бомбардировщик будет слоняться вне вражеской обороны. Позже это было изменено на разведывательную роль с использованием RF-84F Thunderflash.

23 из 44 Национальный музей ВВС

Судя по всему, процедура стыковки и расстыковки с помощью крюка, прикрепленного к носу F-84, была очень сложной. Это не кажется удивительным.

24 из 44 Национальный музей ВВС

В отличие от предыдущих итераций этой идеи, пилот-истребитель в этой версии мог входить и выходить из своего самолета во время полета. По теме: В B-36 был туалет.

25 из 44 Национальный музей ВВС

Эпоха реактивных самолетов уже была в самом разгаре, когда B-36 поступил на вооружение. Его четыре турбореактивных двигателя были предвестниками грядущего. Convair, конечно, знал об этом и построил полностью реактивный YB-60, который по сути представлял собой сильно модифицированный B-36.

26 из 44 Национальный музей ВВС

У YB-60, показанного здесь с B-36, было много проблем, и был построен только прототип. Вместо этого ВВС выбрали аналогичную конструкцию от Boeing, которая впервые поднялась в воздух за три дня до YB-60: B-52.

B-52 все еще находятся на вооружении ВВС спустя 68 лет после первого полета этой конструкции. Ожидается, что они останутся на вооружении до 2050-х годов, примерно через 90 лет после того, как последний самолет сошел с конвейера.

27 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Производство B-36 закончилось в 1954 г., серийный номер 52-2827 Город Форт-Уэрт. Теперь он живет тихой, залитой солнцем жизнью в пустыне Аризоны, в невероятном Музее авиации и космонавтики Пима.

28 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

«Город Форт-Уэрт» находился в Эль-Пасо, штат Техас, до 1959 года, когда он и его сестры были отправлены на пенсию и заменены B-52. Почти все 384 B-36 были списаны. Осталось всего четыре неповрежденных планера.

29 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Это высотный вариант «J» Featherweight III с меньшим количеством орудий и экипажа.

30 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Массивные 28-цилиндровые 71,5-литровые двигатели развивали мощность 3800 л.с. Техническое обслуживание требовало много времени, как и следовало ожидать, имея в общей сложности 336 свечей зажигания на шести двигателях. Реквизит больше, чем гребные винты круизного лайнера RMS Queen Mary.

31 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

900:02 Единственный уцелевший RB-36H находится в Музее авиации Касл в Калифорнии, где хранится много классических бомбардировщиков. Обратите внимание на «малюсенький» F-16.

32 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Почти треть всех B-36 были разведывательными вариантами. В зависимости от используемых камер РБ-36 мог фотографировать прямо вниз или наискось в сторону.

33 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Огромные крылья достаточно толстые, чтобы инженеры могли забраться внутрь и выполнить техническое обслуживание двигателей в полете.

34 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Крейсерская скорость, в зависимости от варианта, составляла около 230 миль в час (370 км/ч), но с включенными четырьмя двигателями она могла увеличиться до довольно впечатляющих 435 миль в час (672 км). /час).

35 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Почти все варианты имели пушки, обращенные назад. В более поздних версиях, таких как эта, башня управлялась радаром (два купола над пушками).

36 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

B-36 мог нести до 86 000 фунтов (39000 кг) бомб. Для сравнения, B-29 мог нести только 20 000 фунтов. (9100 кг) и только на короткие дистанции.

37 из 44 Джеффри Моррисон/CNET

Чтобы попасть из передних отсеков в задние, есть небольшой туннель с тележкой. Это туннель, а тележку внутри мы увидим чуть позже.

38 из 44 Национальный музей ВВС

Радиолокационная и навигационная станции в нижней носовой части B-36J в Национальном музее ВВС США.

39 из 44 Национальный музей ВВС

Варианты бомбардировщика имели экипаж от 9 до 15 летчиков. Разведывательные варианты, в которых несколько бомбовых отсеков были переоборудованы под камеры и фотолабораторию, могли иметь до 22.

40 из 44 Национальный музей ВВС летчик и инженер. В правом нижнем углу, сразу за краем изображения, находится вход в «коммуникационную трубу», через которую можно попасть в заднюю часть самолета.

41 из 44 Национальный музей ВВС

Тележка, позволяющая членам экипажа проходить между передним и задним отсеками.

42 из 44 Национальный музей ВВС

Пузырьковая кабина давала широкий обзор. Весьма контраст, скажем, с крошечными окнами Avro Vulcan , который впервые поднялся в воздух всего через несколько лет после появления B-36.