Первый русский самолёт | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

То, что русская земля богата талантами, знают практически все. Российское-военно-историческое общество постоянно обращается к наследию русских изобретателей, которые внесли весомый вклад в мировую науку. Сегодня мы расскажем об Александре Фёдоровиче Можайском, который стал пионером воздухоплавания, разработав первый летательный аппарат тяжелее воздуха.

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.


А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.


А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.


Самолет А.Ф. Можайского

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.


К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

Самолет Можайского : VIKENT.RU

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Далее мнения историков расходятся: одни утверждают, что вовремя экспериментального полёта аппарат «чуть-чуть оторвался от земли», другие – что учитывая конструкцию аппарата, он физически не мог взлететь, например, как первый самолёт братьев  Райт…

 

«Александр Фёдорович Можайский был человеком интересной судьбы — военный моряк, участник дальних морских походов, хороший рисовальщик, изобретатель, один из первопроходцев, внёсший несомненный вклад в становление новой области человеческой деятельности — воздухоплавания, создатель натурного образца своего самолёта. В конце военной карьеры капитан первого ранга, получивший по выходе в отставку звание генерал-майора, затем изменённое на контр-адмирала, он увлёкся проблемами полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, создал различные действующие модели летательных аппаратов, сам поднимался в воздух на большом «летучем змее» собственной конструкции. Некоторые его идеи опередили своё время.

В почти вековой истории нашей авиации были два периода, когда «исторический полёт первого в мире самолёта А.Ф. Можайского» у нас в стране особенно активно муссировался и популяризировался. Первый из них относится к 1909 г. — началу 1910 г., когда успехи «аппаратов тяжелее воздуха» в Европе и за океаном постоянно привлекали внимание русской общественности. «Авиационные ожидания» в России подогревались и сенсационными сообщениями на газетных страницах о якобы увиденных в небе летательных аппаратах, хотя в России до этого времени еще не было совершено ни одного полёта на аэроплане.

В 1909 г. в журнале «Воздухоплаватель» появилась статья известного ученого полковника В. Ф. Найдёнова, где о полёте самолета Можайского написано следующее: «В 1884-5 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлёте аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности, на этом и окончились опыты А.Ф. Можайского, тогда уже адмирала в отставке».

В начале XX века живых свидетелей «исторического полёта» при желании можно было найти, но их почему-то не оказалось. Даже сын изобретателя, А.А. Можайский, в ответ на многочисленные спекуляции в прессе, 22 ноября 1910 г. в письме в редакцию «Нового времени» отмечал: «…Сообщенные… сведения, относящиеся к трудам первого из этих пионеров, моего отца Александра Фёдоровича Можайского, во многом не соответствуют действительности». Кто как не сын изобретателя должен был знать истинное положение дел и результаты испытаний в воздухе. Тем не менее он писал, что «почти законченный аппарат был предложен Военно-инженерному ведомству. Это ведомство отказалось приобрести в собственность аппарат…». И ни слова о полётах. .!

Вновь имя и мировой приоритет А.Ф. Можайского озвучили в нашей стране в 1947 г., когда в СССР широко отмечали 100-летие со дня рождения «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. Торжество совпало с началом развернувшейся в СССР жёсткой идеологической кампании по борьбе с космополитизмом, «преклонением перед иностранщиной», «восстановлением» приоритета русской науки и техники, позже известной под девизом «Россия — родина слонов». В те годы имя А.Ф. Можайского превратили в культовое. В журнале «Вестник Воздушного Флота» в 1947-1948 гг. из номера в номер появлялись заметки о жизни и деятельности авиаконструктора, тут же «выяснилось» и имя первого лётчика-испытателя — И.Н. Голубев, к тому же «пострадавший в аварии на
испытаниях». Авторами заметок являлись известные авиаспециалисты, в их числе даже заместитель А.Н. Туполева авиаконструктор А.А. Архангельский, а особым «усердием» отличались сотрудники политорганов Военно-воздушных сил (ВВС) подполковники Н. А. Черемных и И.Ф. Шипилов и другие конъюнктурно настроенные и недобросовестные «историки» науки и техники и дилетанты, считавшие себя историками. […]

 

Необходимое послесловие (от составителя сборника А.А. Дёмина). К сожалению, эпопея о «мировом приоритете самолёта А.Ф. Можайского» не завершилась вместе с концом сталинской эпохи. Более того, попытки «застолбить» этот «мировой приоритет» на Западе, как это ни удивительно, нашли там поддержку. Дошло даже до того, что всемирно известная «Книга Гиннесса об авиации» отдала Можайскому приоритет в «подлёте» пилотируемого аэроплана с мотором, который разгонялся до нужной скорости при скатывании с рампы. Упоминание о «подлёте с рампы», вероятно, вызвано тем, что, судя по документам, перед завершением постройки авиаконструктор измерял характеристики силовой установки во время движения по наклонным рельсам. Но вверх, а не вниз!

В преддверии 100-летия со времени завершения постройки Можайским своего аэроплана (июнь 1983 г. ) в ЦАГИ проделали полномасштабное аэродинамическое исследование модели его самолёта. И несмотря на все возможные социально-политические потери в случае отказа от столь важного мирового приоритета, добросовестные и в немалой степени мужественные учёные честно признали: «Расчёты, основанные на результатах испытаний модели самолёта и моделей винтов в аэродинамических трубах, показывают невозможность установившегося горизонтального полёта самолёта Можайского из-за недостаточной тяги».

В разделе «Хроника» изданной в 1983 г. книги «попытка лётных испытаний самолёта А.Ф. Можайского» отнесена к июлю 1885 г. И даже в тот период это издание не допустили (!) до широкого читателя, книгу издали тиражом всего 1050 экз., это мизер для многочисленных любителей авиации той поры.

В 1985 г. наступила «эпоха перестройки и гласности», и на борьбу за установление истины в «деле Можайского» первым бросился не кто иной, как Черемных. В конце года он написал письмо М.С. Горбачёву, выдержанное в духе и риторике сталинской эпохи.

Дошло ли его обращение до «нового поколения руководителей партии», неизвестно. Но не исключено, что своеобразной реакцией на письмо Черемных стал выход в свет массовым тиражом 50 тыс. экз. в 1988 г. нового издания книги «Авиация в России». В разделе «Хроника» попытку «лётных испытаний самолёта А.Ф. Можайского» в июле 1885 г. дополнили: «… При разбеге по земле он накренился набок и поломал «поддерживающие поверхности…».

Впоследствии редактор-составитель этого издания В.Н. Бычков, в те годы директор Музея Н.Е. Жуковского, неоднократно вспоминал, что Главный редактор академик АН СССР Г.С. Бюшгенс запретил ему использовать в «Хронике» термины «полёт» и даже «взлёт».

Но и это не остановило апологетов «социалистического реализма» в истории техники. До сих пор в редакции различных научно-популярных авиационных журналов продолжают приходить письма, в основном, от ветеранов, особенно с большими звездами на погонах, с предложением «наконец разобраться» с А.Ф. Можайским, «популяризировать мировой приоритет» и т. п., а также статьи на эту тему, написанные в духе «Черемных — Шипилова». Полёт «самолёта Можайского» продолжается!

Да и экскурсоводы в музее в Красном Селе, рассказывая об изобретении самолёта, обычно выводят посетителей на большой луг и, топнув ногой по кочке, объявляют, что «с этого места» ушёл «в первый в мире полёт самолёт великого русского изобретателя».

Лишь совсем недавно вышла в свет новая книга о жизни и нелегком творческом пути А.Ф. Можайского. В ней едва ли не впервые приведены документы опроса реальных, а не выдуманных очевидцев, своими словами полностью подтверждающих результаты историко-технического моделирования в ЦАГИ.

Без сомнения, Александр Фёдорович Можайский остался в истории одним из первых в мире авиаконструктором, построившим аэроплан со всеми основными частями, присущими современному самолёту (фюзеляж, шасси, хвостовое оперение, тянущие винты и т.д., кроме управления по крену, без чего самолёт в принципе летать не мог) и первым в мире, попытавшимся испытать его в полёте, хотя это ему не удалось. Можно уверенно полагать, что его аэроплан стал первым в мире построенным самолётом, доведённым до лётных испытаний, а июнь 1883 г. следует считать важной вехой в истории отечественного авиастроения… Но дня рождения мировой авиации пришлось ждать более четверти века, пока 17 декабря 1903 г. не взлетел «Флайер» братьев Райт».

Кривоносов Ю., Партийное «дело» о портрете и приоритете: как власти предержащие заставляли «летать» самолет А.Ф. Можайского, в Сб.: Легенды и мифы отечественной авиации, Выпуск 1, М., Русские витязи», 2009 г., с. 7-8 и 30-31.

 

 

«… вполне официально утверждалось, будто первый полетевший аппарат тяжелее воздуха был создан русским изобретателем А.Ф. Можайским. Лишь позднее было доказано, что самолёт Можайского не только не летал, но просто не мог летать — для этого нужны были двигатели, в несколько раз более мощные, чем имевшиеся в то время в распоряжении конструктора. Апологеты «первого в мире летавшего самолёта» по существу оказали А. Ф. Можайскому дурную услугу. Споры на тему «летал — не летал» заслонили бесспорные немалые заслуги изобретателя: он предложил общую схему самолёта — фюзеляж, крылья, шасси, хвостовое оперение, — практически безраздельно господствующую в авиастроении по сей день, он построил первый самолёт в натуральную величину — честное слово, немало, чтобы обессмертить своё имя! А «приписки» только мешали признать его истинные заслуги.
Я привёл в качестве примера историю самолёта Можайского, но подобных было полно едва ли не в любой отрасли науки и техники».

Галлай М.С., Небо, которое объединяет, СПб, «Блиц», 1997 г., с. 188-189.

Александр Можайский в фондах Президентской библиотеки: контр-адмирал и создатель первого отечественного самолета

21 марта 1825 года родился будущий исследователь и изобретатель в области создания самолетов тяжелее воздуха, контр-адмирал Александр Федорович Можайский .

«Через судьбу конструкторского проекта А. Ф. Можайского просматривается исторический выбор Российского военного ведомства для разработки оружия между самолетами и аэростатами», — отмечает Ю. Никулин в автореферате на соискание ученой степени кандидата исторических наук. наук «Александр Федорович Можайский — русский морской офицер и авиаконструктор: жизнь и деятельность», с которыми можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Исследование основано на документах и ​​материалах, законодательных актах, справочных изданиях, периодической печати, что позволило автору детализировать периоды жизни Можайского, обосновать приоритет русских ученых в области создания первой летательной машины.

Как и многие крупные военачальники, инженеры и государственные деятели, Александр Федорович окончил основанный Петром I Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и начал службу мичманами на военных кораблях Балтийского флота. После семи лет службы Можайский получил звание лейтенанта. В 1853-1855 годах он принял участие в походе на фрегате «Диана» из Кронштадта к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны.

Но идея создания летательного аппарата не давала моряку покоя. Он всесторонне изучал полет птиц, воздушных змеев, работу пропеллеров — и вел записи в своем дневнике. Можайский на «простом летуне» (гигантском воздушном змее, или управляемом буксируемом планере) в 1873-1876 годах неоднократно поднимался в воздух и, по свидетельству многих очевидцев, летал быстро и «с большим комфортом».

После ряда исследований и экспериментов Можайский приступил к проектированию небесной машины. Александр Федорович первым отказался от идеи создания самолета с машущими крыльями, и разработал конструкцию самолета с неподвижным относительно корпуса крылом. Это была одна из первых практических попыток создания пилотируемого самолета.

В диссертации Никулина сопоставляются и анализируются документы, отражающие борьбу Можайского за воплощение своих идей в жизнь, его непростые отношения с Техническим комитетом Морского министерства и Главным инженерным управлением.

К весне 1878 года конструктор считал, что готов создать полноразмерный управляемый самолет. Но если комиссия под председательством Э. Тотлебена одобрила в январе 1877 г. проект А. Ф. Можайского и поставила вопрос о постройке аэроплана, то через полгода комиссия под председательством Г. Паукера дала проекту негативная оценка.

Автор отмечает тяжелое материальное положение изобретателя, приводит его прошения в Морское министерство с просьбами о помощи. В результате Можайский вновь был зачислен на государственную службу в Петербургский порт. В ноябре 1881 года он первым в России получил привилегию (патент) в Департаменте торговли и мануфактур на воздухоплавательный снаряд и место для его постройки на Красносельском военном поле.

Александр Федорович Можайский стал основоположником аэродинамического расчета. Исторические документы неопровержимо доказывают первенство русского инженера в создании первого в мире самолета; братьям Райт удалось это только два десятилетия спустя.

На основе опытов А. Ф. Можайского русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге тяжелый самолет «Русский витязь». После него в 1914 г. была построена серия самолетов типа «Илья Муромец», усовершенствованной конструкции. Это был первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик с двигателями, расположенными в крыле.

Наше Отечество бережно хранит память об Александре Федоровиче Можайском, отце авиации. Его имя записано на страницах истории рядом с именами самых талантливых людей России. Президентская библиотека – уникальное электронное хранилище материалов по истории российской государственности, сегодня ее фонд насчитывает более 600 тысяч единиц хранения.

 

Green Biplane Art — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.