Реактивный истребитель Глостер «Метеор»

Реактивный истребитель Глостер «Метеор»

Единственный самолет с турбореактивным двигателем, который участвовал во Второй мировой войне на стороне союзников, Глостер Метеор, был спроектирован Джорджем Картером. 7 февраля 1941 года был получен заказ на 12 опытных самолетов, но было построено только восемь. Первый, снабженный двигателями Rover W.2B тягой 454кг рулежные испытания начал в июле 1942 года. Но задержки в производстве двигателей привели к тому, что пятый планер с двигателями конструкции компании de Havilland Halford H.1 тягой 680кг первым поднялся в воздух; это произошло 5 марта 1943 года.

Идея оснастить самолет реактивной силовой установкой начала витать в воздухе после Первой Мировой воины. В течение 1920-х годов предпринимались попытки разработать новые типы двигателей для авиации — ракетные или газотурбинные, но последние все еще требовали использования обычных пропеллеров.

В начале 1930-х годов английский инженер Френк Уиттл, служивший тогда в Королевских ВВС Великобритании (RAF), в частном порядке приступил к работам над новым двигателем. Отношение к идеям Уиттла у военных было неоднозначным. Большую поддержку оказала RAF, а Министерство авиации отвергло предложения изобретателя, позволив ему взять пасет на свое имя. Суть патента состояла в том, что газовая турбина вращала вместо обычного винта ряд импеллеров в закрытом канале.

В марте 1936 года Уиттл основал фирму «Пауэр джетс» (Power lets Ltd.), чтобы воплотить свой проект в металле. Параллельно с разработкой двигателя он пытался найти подходящий самолет для его установки. В 1939 году Уиттл познакомился с Джорджем Картером, главным конструктором фирмы Глостер Эйркрафт, и их последующие встречи показали, что появление реактивных боевых самолетов не за горами.

К этому времени Министерство авиации резко изменило свои взгляды и проявило крайнюю заинтересованность в работах Уиттла.

В результате Глостер получила заказ на разработку новой машины, которая являлась летающим стендом для отработки реактивного двигателя и, кроме того, при незначительных доработках могла превратиться в полноценный боевой самолет для RAF.

Британский реактивный самолет Gloster Meteor фотография

В результате был создан опытный самолет Глостер Г.2839, который часто называют Глостер-Уиттл или Глостер «Пионер». Первый прототип новой машины с серийным номером W4041 поднялся в воздух 15 мая 1941 года с аэродрома Крэнуэлл. После приземления пилот Г. Сэйер восторженно отозвался о самолете, и в Англии началась эра реактивной авиации. Был построен второй Е.2839, впервые поднявшийся в воздух 1 марта 1943 года, но приблизительно через четыре месяца летчику пришлось покинуть этот самолет с парашютом при очередном вылете.

Фотография сохранившегося до наших дней британского реактивного самолета Глостер «Meтеор»

Министерство авиации уже заказало 500 двухдвигательных реактивных истребителей для RAF и выпустило соответствующую спецификацию F. 9/40. Хотя контракт предусматривал постройку двенадцати опытных самолетов, реально построили только восемь, первым из которых поднялся в воздух DG 206. Он взлетел с аэродрома Крэнуэлл 5 марта 1943 года. Фирма Ровер в Ковентри не успела изготовить двигатель Уиттла W2B к сроку, и самолет оснастили ТРД Дехэвилленд HI «Хэлфорд» (Halford). Несмотря на ряд проблем, включая неприятную тенденцию к рысканию на скоростях около 370 км/ч., самолет признали годным для дальнейшего совершенствования.

Полет сохранившегося до наших дней британского реактивного самолета Gloster Meteor

Министерство авиации Британии намеревалось развернуть серийное производство F.940 в середине 1942 года и к весне следующею года уже изготовить 500 истребителей. Позднее заказ сократили до 300 машин, ныне известных как «Метеор», но программа производства сталкивалась с постоянными задержками из-за проблем с выпуском двигателей W2B. В ходе испытательных полетов в Ньюмаркете удалось решить проблему с рысканием самолета.

Британский реактивный истребитель Глостер «Meтеор»

Когда «Метеоры» поднимались в воздух, все окрестные дороги перекрывались полицией, полеты других самолетов запрещались, а о начале и окончании испытаний сигнализировали пуском ракет в верх. Большинство полетов проводили при низкой облачности, чтобы посторонние наблюдатели не могли увидеть того, что им не положено.

Британский реактивный истребитель Второй мировой войны Gloster Meteor

Следующий летный прототип, DG 205/G, был оснащен «родными» двигателями W2B. Существовали различия в форме гондол между самолетами, оснащенными разными ТРД, но их можно было заметить только при пристальном рассмотрении. DG 205/G (и впервые поднялся в воздух 17 июня 1943 года и использовался для определения основных летных характеристик «Метеора». 27 апреля 1944 года, при поле с аэродрома Моретон Валенс, этот самолет потерпел аварию и был списан.

Английский военный самолет времен Второй мировой войны Глостер «Метеор»

Следующим поднялся в полет DG202/G, воздушное крещение которого состоялось 24 июля 1943 года. Позднее этот самолет использовался для палубных испытаний, которые проводились на борту авианосца «Претория Касл». Этот самолет пережил все испытания и является единственным F.940, сохранившимся до наших дней. После завершения реконструкции полосы в Моретон Валенсе испытания перенесли туда, и 9 ноября 1943 года с этого аэродрома впервые взлетел DG203/G. После завершения летных испытаний эта машина использовалась в качестве учебного пособия. пока ее не пустили на слом. Через четыре дня после первого полета DG203/G в воздух поднялся DG204/G. Жизнь этого самолета была недолгой — он разбился 1 апреля 1944 года. Тем не менее, ни эта катастрофа, ни случившаяся в этом же месяце авария DG205/G. никак не повлияли на планы RAF принять «Метеор» на вооружение.

Фотография модели британского боевого самолета Gloster Meteor

DG208/G поднялся в воздух 20 января 1944 года — к этому времени испытатели сосредоточились на устранении мелких недостатков проекта.

Но полного успеха добиться не удалось, и окончательно проблему решили лишь на следующих модификациях истребителя. Позднее этот самолет передали фирме Дехэвилленд для испытаний.

Модель британского истребителя Глостер «Метеор» фотография

Задержки в разработке нового истребителя продолжались, и лишь 12 января 1944 года с аэродрома Моретон Валенс взлетел первый серийный «Метеор» F.1, получивший серийный номер HE210/G. Он имел мало отличий от F.940, наиболее заметным из которых была установка четырех 20-мм пушек в носовой части фюзеляжа. Машины модификации F.1 оснащались двигателями WIB, которые теперь строились фирмой «Роллс-Ройс», имевшей более мощную производственную базу, чем «Ровер». Прежде чем F.1 поступил в строевые эскадрильи, был проведен ряд испытаний в RAF. Пилотажные характеристики самолета не произвели впечатление на испытателей, вызывала нарекания и эффективность органов управления «Метеора». Но с другой стороны, Министерство авиации было очень заинтересовано в принятии самолета на вооружение, чтобы использовать психологический эффект наличия реактивных истребителей у обоих противоборствующих сторон.

Это было вдвойне важно, так как люфтваффе уже вооружали боевые подразделения реактивными истребителями Второй мировой войны Me-262.

По решению RAF, первой должна была получить «Метеоры» F.1 616-я эскадрилья вспомогательных ВВС. Подразделение только что перебазировалось в Калмхед в Сомерсете и на «Спитфайрах» VII вело вооруженную разведку над Францией, в преддверии высадки в Нормандии. Пилоты тешили себя иллюзией, что скоро они пересядут на «Спитфайры» XIV, которые, как им было известно, имелись в достаточном количестве.

Новый командир 616-й эскадрильи Эндрю Макдауэл и еще пять пилотов получили распоряжение прибыть в Фарнборо для прохождения короткого курса переподготовки. Именно тогда они узнали, что должны первыми освоить «Метеоры». Пилоты нашли, что переход c поршневых на реактивные самолеты оказался довольно легким, основной проблемой, фактически, стало освоение шасси с носовой стойкой. Первый самолет с серийным номером ЕЕ219 был поставлен эскадрилье 12 июля, а вскоре подразделение перебазировалось в Мэнстон, который стал ею базой вплоть до достижения полной боеготовности. После первой недели полетов на «Метеорах» более 30 пилотов успешно выполнили программу переучивания. Хотя эскадрилья должна была получить только четырнадцать из двадцати построенных F.1. Остальные шесть машин использовались для различных экспериментов и испытаний.

Первоначально RAF решили использовать «Метеоры» для борьбы с германским «оружием возмездия» — самолетом-снарядом V-1 (англичане еще называли его — гудящая бомба). Эти снаряды, получившие в документах RAF кодовое имя «Ныряльщик» (Divers) несли существенную угрозу для морального состояния британской нации. особенно, с учетом только что начавшейся высадки в Европе. Предполагалось, что «Метеоры» будут подходить к V-1 сзади и расстреливать их из своих 20-мм пушек над безлюдными районами, очевидно, что такая задача была легче, чем атака пилотируемого самолета, который, в отличие от беспилотного V-1 мог начать резко маневрировать, попав под обстрел. Первая попытка перехвата была предпринята над Кентом сквадрон-лидером Уоттсом и офицерами Дином и Маккензи. Последним не удалось обнаружить ни одной летающей бомбы, но Уоттс перехватил V-1 над городом Эшфорд. Сблизившись с самолетом-снарядом на дистанцию стрельбы, он нажал гашетку на ручке управления, но ничего не случилось. Его пушки отказали в самый ответственный момент, и V-1 продолжала свой полет к цели.

Вид сбоку на истребитель Gloster Meteor

После этой неудачи было принято решение вести патрулирование парами истребителей, так чтобы один подстраховывал другого на случай отказа оружия. Первую победу эскадрилья одержала 4 августа, когда Дин обнаружил V-1, направлявшийся в сторону Танбридж Узле, впереди и ниже своего самолета. Он перевел свой «Метеор» в пологое пикирование, увеличив скорость до 725 км/ч, и успел дать короткую очередь, прежде чем его пушки отказали. Тогда Дин подвел свой «Метеор» к V-1 на безопасное, по его мнению, расстояние и резко ввел истребитель в вираж. Гироскопический автопилот V-1 не смог справиться с внезапными возмущениями, вызванными потоком воздуха от реактивного истребителя и, потеряв управление, самолет-снаряд рухнул на землю. Это был первый случай применения тактики «tip and run», в дальнейшем регулярно использовавшиеся пилотами «Метеоров» в борьбе с V-1. Вопреки распространенному мнению, «Метеоры» никогда не касались законцовкой крыла (tip) V-1, поскольку это было чревато повреждением самолета или даже его потерей вместе с пилотом. Они использовали возмещения от воздушной струи, эффективно действовавшей против V-1 в случае отказа бортового оружия.

Вид сверху и снизу на военный самолет Глостер «Метеор»

Буквально через минуту после успеха Дина, V-1 был сбит пушечным огнем. Флайт-офицер Роджер обнаружил самолет-снаряд над Тонбриджем и дал залп из всех четырех пушек. На этот раз оружие не подвело и V-1 рухнул в сельской местности. За последующую неделю было сбито еще два V-1. В общем итоге «Метеоры» тем или иным способом уничтожили тринадцать летающих бомб — небольшая цифра, которая помогла значительно поднять дух войскам и мирному населению. Эти победы привели к тому, что Министерству авиации уже не удавалось оставить в тайне существование нового самолета, слухи о котором пошли но Великобритании. Кроме того в заголовках новостей стали появляться сообщения об использовании люфтваффе реактивных истребителей Второй мировой войны «Мессершмит» Me-262, появление которого на несколько лет задержалось из-за недальновидности самого фюрера, начал поступать на вооружение строевых частей.

Вскоре люфтваффе применило еще одно секретное оружие — ракетный истребитель Второй мировой войны Me-163. По неожиданному запросу ВВС США (при тихой поддержке британского Бомбардировочного командования) 616-ю эскадрилью на короткое время перебросили в Дебден, чтобы позволить экипажам бомбардировщиков отработать тактику защиты от новой угрозы — реактивных истребителей. К тому времени RAF были уже почти готовы принять на вооружение новую модификацию истребителя и 18 декабря 1944 года первый «Метеор» F.3 был передан 616-й эскадрилье. К тому времени подразделение перебазировалось из Дебдена в Колерн в Уилтшире. «Метеор» F.3 во многом отличался от F.1. В качестве силовой установки на истребителе теперь использовались ТРД «Роллс-Ройс» «Дервент» в новых мотогондолах (хотя на первых пятнадцати самолетах сохранились прежние двигатели WIВ). Увеличенный запас топлива позволял F.3 находиться в воздухе на час больше, чем F.1. Вместо откидной части фонаря установили сдвижную. Сам фонарь сделали выпуклым и увеличили высоту ветрового стекла. Эти мероприятия позволили значительно улучшить обзор пилоту.

Принятие на вооружение F.3 резко изменило отношение к «Метеору» со стороны командования RAF, которое теперь считало, что самолет готов к боевым действиям в небе континентальной Европы. 20 января 1445 года четыре машины 616-й эскадрильи перебросили в Мельсбрук в Бельгии для обеспечения ПВО базы, а также в надежде повстречаться в бою с немецкими истребителями Второй мировой войны Me-262. Несмотря на ряд ознакомительных полетов для зенитчиков сил Союзников, пилоты «Метеоров» часто подвергались обстрелу над своей территорией. Чтобы отличить машины от немецких реактивных истребителей Me-262, верхние поверхности «Метеоров» покрыли двухцветным камуфляжем (Gray Green). Краска скоро выцвела и облезла, придав самолетам изношенный грязный вид.

В марте четыре «Метеора» перебросили в Гилзе-Рийен в Голландии, где к ним присоединилась остальная часть эскадрильи. имевшей смешанный парк из F.1 и F.3. Вскоре было принято решение бросить «Метеоры» в самую гущу боев. Возможно на его принятие повлияли хорошие результаты, полученные при жеплуатацпи самолетов в Европе, а также уверенность в скором завершении войны. 13 апреля подразделение перебазировалось в Неймеген, а спустя четыре дня состоялся первый боевой вылет в небо Европы, во время которою были атакованы наземные цели. «Метеоры» в основном использовались для вооруженной разведки, чем 616-я эскадрилья занималась еще раньше, когда летела на «Спитфайрах». Кроме того совершались нападения на наземные цели. Но не было ни одной схватки с немецкими реактивными истребителями.

Поскольку наступление Союзников в Европе продолжалось, 20 апреля 616-я эскадрилья снова сменила базу. В течение пяти дней она оставалась в Квакенбурге, юго-западнее Бремена, а затем перебралась в Фассберг. Столь быстрое перебазирование вызвало ряд проблем, одной из которых был поиск аэродромов, подходящих для эксплуатации реактивных самолетов. Обычно эскадрилья летала с ВПП с покрытием из перфорированных стальных полос (PSP, Pierced Steel Plank), но иногда приходилось действовать и на травяных покрытиях, несмотря на возражения инженеров Глостера. Вскоре после прибытия в Фассбер подразделение понесло первую потерю, когда истребители сквадрон-лидера Уоттса и флайт-сержанта Кертмела столкнулись в облаках. Оба пилота погибли.

2 мая 1945 года 616-я эскадрилья получила нового командира — уинг-командера Макдауэла сменил на этом посту уинг-командер Шредер. На следующий день новый командир возглавил первую атаку на базу Люфтваффе в Шенберге, где на земле было уничтожено шесть самолетов. Всего за тот день «Метеоры» в нескольких вылетах уничтожили на аэродромах 46 вражеских самолетов. 2 мая один британский пилот обнаружил в воздухе немецкий связной самолет Второй мировой войны Физлер «Шторьх» и атаковал его, но маневренный самолет легко избежал очередей «Метеора» и благополучно приземлился. Но оказавшись на земле «Шторьх» стал жертвой штурмового удара, 616-я эскадрилья перебазировалась еще раз, теперь в Люнеберг. Боевые действия в Европе подходили к концу и у «Метеоров» уменьшались шансы встретиться с противником в воздушном бою.  Группа из четырех «Метеоров» столкнулась с большим подразделением немецких истребителей Второй мировой войны Fw-190 и приготовилась атаковать их. Но пилоты находившихся поблизости «Темпестов» и «Спитфайров» приняли свои самолеты за немецкие реактивные истребители Второй мировой войны Me-262 и, в свою очередь, пошли в атаку. Из-за этой досадной ошибки «Метеорам» пришлось отказаться от нападения на немецкие военные самолеты. Вскоре война в Европе закончилась, так и не предоставив «Метеорам» возможности сразиться с самолетами Люфтваффе в воздухе.

Модель

Gloster Meteor F.Mk.IV.

Экипаж, человек

1

Длина, метров

12,5

Размах крыла, метров

11,33

Высота, метров

3,3

Площадь крыла,м2

32,5

Профиль крыла

E. C.1240 — корень крыла

Профиль крыла

E.C.1040 — законцовка крыла

Коэффициент удлинения крыла

3,9

База шасси

4,06

Колея шасси

3,23

Объем топливных баков, литров

1480 + 1728 в ПТБ

Масса пустого, кг

4562

Масса снаряженного, кг

6800

Максимальная взлетная масса, кг

8440

Силовая установка

2хТРД Rolls-Royce Derwent 5

Тяга

2х15,6 кН (1587 кгс)

Крейсерская скорость, км/ч, м

855 на 9150

Крейсерская скорость, км/ч

870 (у земли)

Максимальная скорость, км/ч, м

790 на 12190

Максимальная скорость, км/ч

940 (у земли)

Скорость сваливания, км/ч

165

Посадочная скорость, км/ч

200

Скороподьемность, м/с

38

Нагрузка на крыло, кг/м2

202

Тяговооруженность, Вт/кг

0,47

Практическая дальность, км

70 / 1610 (без ПТБ)

Практический потолок, м

13563

Абсолютный потолок, м

14900

Длина разбега, м

760

Длина пробега, м

910

Вооружение, пушки, мм

4х20 British Hispano

Подвесные топливные баки, л

2х455 (под крылом)

Подвесные топливные баки, л

1х818 (под фюзеляжем)

Источники:

  • «Война в воздухе» № 120.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • Дениэл Дж.Марч «Английские военные самолёты Второй Мировой войны».
  • М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
  • Владимир Котельников. Глостер «Метеор».
  • Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира.
< Назад   Вперед >

«Мессер» и «Метеор»: кто открыл век реактивной авиации?

  • Павел Аксенов
  • Русская служба Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

«Глостер Метеоры» — первые военные реактивные самолеты, участвовавшие в боях

Первый в истории воздушный бой реактивного самолета состоялся в эти дни 70 лет назад.

Точнее сказать сложно — историки спорят, кому принадлежит пальма первенства — германскому Me.262 или британскому Gloster Meteor.

История зафиксировала воздушные схватки германского и английского самолетов в двух разных боях, но точной информации о воздушных победах нет.

В оставшиеся 13 месяцев Второй мировой войны реактивная авиация, ставшая основой послевоенных ВВС во всем мире, не произвела сенсации — воздушные командиры противников еще не знали, как использовать доставшийся им мощный инструмент.

Ни «Метеоры», ни «Ласточки» (Schwalbe — так по-немецки назывался Ме.262) не сыграли решающей роли в воздухе, как и другие самолеты с реактивными двигателями.

Однако и тот и другой внесли важный вклад в послевоенное развитие авиации других стран.

Германский истребитель попал в руки союзников, его подробно изучали в США, Британии и СССР.

Однако гораздо большее влияние на развитие советской авиации оказали британские реактивные двигатели — Лондон продал их Советскому Союзу по политическим соображениям, и эти установки были скопированы советскими инженерами.

Первые бои

О них приходится говорить именно так — во множественном числе, ибо было их два.

25 июля 1944 года реактивный германский «Мессершмитт» атаковал в районе Мюнхена разведчик DH.98 Mosquito из 544-й эскадрильи Королевских ВВС.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

В Британии «Глостер Метеор», конечно, не столь знаменит как «Спитфайр», но их много в музеях, их реставрируют, и есть даже машины в летном состоянии. Этот самолет следует со снятыми консолями крыльев в Музей реактивной авиации в Глостершире

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Существует версия, согласно которой британский самолет был сбит — главным оружием двухмоторного разведывательного «Москито» была скорость, однако именно это не играло никакой роли в схватке с реактивным перехватчиком.

Между тем, на сайте КВВС в разделе, посвященном истории авиабазы «Бенсон», с которой взлетал «Москито», говорится, что ему удалось скрыться в облаках после 20 минут погони.

Германский самолет принадлежал группе Erprobungskommando 262 (сокращенно — Ekdo 262), это была испытательная авиачасть, которая тестировала новые машины в боевых условиях.

27 июля первые боевые вылеты совершили британские F.Mk I Gloster Meteor, которыми была вооружена 616-я эскадрилья.

Эти скоростные самолеты казались командованию КВВС спасительным решением проблемы «Фау-1» — немецких крылатых ракет, которыми в то время активно обстреливали Лондон.

«Метеоры» к этому моменту уже были приняты на вооружение и сведены в эскадрилью №616.

Отсюда и неразбериха с первенством в боевом применении истребителей — «Мессершмитт» из испытательной группы, по мнению некоторых историков, не мог считаться самолетом на боевом задании.

Правда, на сайте КВВС именно этот бой признан первой воздушной схваткой реактивного самолета в истории.

«Сырые» машины

Первая миссия британского реактивного самолета закончилась провалом — патрулировавший побережье британский летчик заметил крылатую ракету, зашел на нее, но у самолета заклинило пушки.

Через несколько дней, 4 августа, «Метеор» под управлением флаинг офицера (старшего лейтенанта) Дикси Дина открыл счет в истории побед реактивных самолетов.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Множество самолетов Me.262 досталось союзникам

Он также не смог сбить летящую бомбу из заклинившей пушки и использовал прием, который довольно часто применяли пилоты КВВС.

Он аккуратно поравнялся с летящей «Фау-1», поддел ее крыло своим и перевернул — бомба, которая могла лететь строго по прямой, в такой ситуации падала на землю и взрывалась (существует несколько объяснений этому, которые касаются, в основном конструкции ее механизма ориентирования в пространстве).

Правда, в результате «Метеоры» не снискали себе славы «охотников за Фау».

Отказ пушки, несовершенство системы управления «Фау», которая также по сути была реактивным самолетом, только без пилота, показывают, в сколь зачаточном состоянии была в то время реактивная авиация.

«Мессершмитт» не испытывал тех же проблем с пушками, но у него была своя ахиллесова пята — двигатель.

Имитируя противника

Jumo 004B фирмы Junkers страдал от серьезных «детских болезней». Прежде всего, конструкторам не удалось довести до ума систему подачи топлива, и любая попытка резко увеличить скорость могла привести к катастрофе.

Эта особенность могла испортить «карьеру» любому поршневому самолету, но высочайшая скорость — более 850 километров в час — была решающим фактором. Ме.262 зарекомендовал себя как высокоэффективный перехватчик, и тем самым частично определил судьбу своего противника «Метеора».

И без того не горевшее желанием отправлять новейшие самолеты в бой над чужой территорией, где противник мог их сбить и заполучить двигатели или другие секреты, командование КВВС отправило часть самолетов для тренировок экипажей бомбардировщиков. Они имитировали нападения немцев и помогали отрабатывать приемы борьбы с перехватчиками.

Запрет для «Метеоров» на полеты над территорией противника сохранялся почти до конца войны в Европе. Они сражались, но ограничивались перехватом германских самолетов, залетавших через линию фронта. Таковых в 1945 году было уже совсем немного.

«Мессершмитты» же наоборот — самым активным образом участвовали в боях, отражая налеты на Германию, и потому их боевой счет гораздо выше.

Вокруг мотора

Двигатель был в то время главной частью истребителя. Образно говоря, самолет строился «вокруг мотора». Он был его сердцем и главной частью.

Уже после войны британские, советские, американские специалисты изучали все доставшиеся им германские реактивные самолеты (помимо Schwalbe Люфтваффе использовали одномоторный легкий He.162, а также целую серию различных более тяжелых машин компании Arado).

В СССР, как и в Британии, США, Германии и других странах, велись работы по созданию собственного реактивного двигателя, этим занимался конструктор Архип Люлька.

Однако к 1945 году стало понятно, что работы идут медленно, и отставание от других стран слишком велико.

В начале 1945 года в СССР наладили выпуск трофейных моторов Jumo-004 и BMW-003. Однако, и тот, и другой были слишком «сырыми».

Двигатель для советских ВВС

В результате двигатели удалось купить в Британии — премьер-министр Клемент Эттли дал добро на продажу в Советский Союз нескольких моторов фирмы Rolls-Royce — Derwent (которым были оснащены «Метеоры») и Nene.

Nene был в то время самым мощным авиамотором в мире, созданным на основе Derwent. Тот, в свою очередь, был создан на базе Welland — детища отца британской реактивной авиации Фрэнка Уиттла.

Британские моторы были в то время не только самыми мощными, но и самыми надежными, и с наибольшим ресурсом.

В своей книге «Цель жизни» советский авиаконструктор Александр Яковлев описал свой разговор со Сталиным.

«Мы внесли также предложение о необходимости закупки реактивных двигателей «Дервент» и «Нин». В отличие от двигателей с многоступенчатыми осевыми компрессорами, эти — с центробежными компрессорами — были конструктивно проще и проявили себя с самой лучшей стороны в эксплуатации. Сталин очень удивился такому, как он считал, наивному предложению: «Какой же дурак станет продавать свои секреты!». Но я разъяснил, что «Нин» и «Дервент» уже несекретны, широко рекламируются в печати, и лицензии на их производство проданы ряду стран англичанами».

Но на самом деле эта продажа в Британии была воспринята со скандалом. Покупка Советским Союзом всего нескольких моторов могла означать только одно — «обратную инженерию».

Nene и Derwent в СССР разобрали, скопировали и построили свои моторы — соответственно, РД-45 и РД-500.

Советский Derwent — РД-500 — ставился на двух ранних реактивных истребителях Ла-15 и Як-23.

РД-45, который в серийном производстве назывался ВК-1, позволил СССР построить один из самых известных и массовых самолетов — МиГ-15.

Почему Gloster Meteor был новаторским самолетом

Последние этапы Второй мировой войны ознаменовались огромным прогрессом в военных авиационных технологиях. И союзные войска, и державы Оси стремились получить преимущество над другой стороной, и вскоре реактивный двигатель стал горячей темой в авиационном мире. Реактивная энергия имела много преимуществ перед самолетами с поршневыми двигателями, и Германия и Великобритания стремились поднять в небо свои первые реактивные самолеты. В конечном итоге Германия продолжила производство нескольких реактивных самолетов, таких как Me 262. Тем временем у Великобритании был Gloster Meteor.

«Метеор» был первым в истории британским реактивным истребителем и единственным реактивным самолетом союзных войск, участвовавшим в боевых действиях во время войны. Он впервые поднялся в воздух в марте 1943 года и поступил на вооружение Королевских ВВС в июле 1944 года. Самолет также использовался в целях исследований и разработок, а также побил несколько авиационных рекордов. Примечательно, что хотя Meteor не использовался на передовой, он служил в Королевских ВВС до 1980-х годов, а также экспортировался в другие авиационные подразделения по всему миру.

via BAE Systems

Проектирование и разработка Meteor восходит к 1939 году, когда легендарный Фрэнк Уиттл был занят разработкой реактивного двигателя. После встреч с Gloster Aircraft Company британский производитель самолетов был впечатлен тем, что продемонстрировал Уиттл, и вскоре министерство авиации заключило с Gloster контракт на производство прототипа испытательного самолета. Это будет Gloster E28/39, первый реактивный самолет, совершивший полет в Великобритании. Он впервые поднимется в небо 19 мая.41.

via Wikimedia

После многообещающих первоначальных испытаний Глостер приступил к разработке настоящего реактивного истребителя. На новом истребителе будут использоваться два двигателя исключительно из-за ограниченной тяги, доступной на ранних реактивных двигателях. Естественно, британцы сделали все возможное, чтобы сохранить самолет в секрете, как вскоре сделал де Хэвиленд с «Вампиром». Во время разработки Meteor получил кодовое название Rampage. Первый полет самого «Метеора» состоялся 5 марта 1943 г., а 17 июля 1943 г.44 Meteor был допущен к эксплуатации в Королевских ВВС. Первые поставки в новые эскадрильи Meteor состоятся в том же месяце.

СВЯЗАННЫЕ: P-47 Thunderbolt был лучшим многоцелевым самолетом времен Второй мировой войны

Метеор в эксплуатации

через War History Online

Окончательная версия F8 Meteor была оснащена двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Derwent 9, которые произвели 3600 фунт-фут тяги каждый. Вооружение будет состоять из четырех 20-мм пушек Hispano MkV, а под крыльями будут предусмотрены ракеты или бомбы. Метеор прославился во время Второй мировой войны своей ролью в противодействии угрозе летающих бомб Фау-1 и стал ответственным за потерю 14 ужасающих летающих бомб.

via Pinterest

Какое-то время Meteor запрещали выполнять боевые задачи над территорией, удерживаемой немцами, из-за опасений, что немцы будут сбиты и спасены. Однако в январе 1945 года «Метеор» был отправлен в Европу, хотя ему по-прежнему запрещалось летать над территорией Германии. Meteor выполнил несколько успешных штурмовиков в руках 616-й эскадрильи, при этом самолеты были окрашены полностью в белый цвет, чтобы не спутать британских зенитчиков с тем, что это Me 262. Хотя «Метеор» имел ограниченное применение во время войны, он может считаться единственным реактивным истребителем союзников, принимавшим участие в боевых действиях.

Послевоенная карьера Метеора

через Pinterest

Возможно, в послевоенное время Метеор привлек к себе наибольшее внимание. Метеор будет служить в Королевских ВВС Австралии в Корее с некоторым отличием, даже если этот самолет будет абсолютным противником советского МиГ-15 и американского F-86 Sabre. Великобритания также продолжала использовать самолет во время Суэцкого кризиса. По крайней мере, для RAF Meteor уйдет на пенсию в 1980-х годах. Его последняя обязанность заключалась в том, чтобы действовать как буксир-мишень, поскольку на передовой службе британских ВВС самолет был заменен в 1950-х, такими как Gloster Javelin и Hawker Hunter.

СВЯЗАННЫЕ С: 5 самолетов времен холодной войны, которые изменили правила игры (5, которые едва могли взлететь)

Новаторский реактивный самолет

через Flikr

«Метеор» был невероятно важным самолетом для британской авиационной промышленности. Это положило начало долгому периоду, когда Британия действительно правила реактивной эрой, прежде чем Америка в конце концов сменила их. Он показал миру, на что способны реактивные самолеты, и в то же время стал одним из самых красивых реактивных самолетов, когда-либо созданных. Быстрые темпы разработки самолетов означали, что Meteor вскоре устарел по сравнению с новыми реактивными самолетами. Но он хорошо послужил Британии и другим авиационным войскам и по сей день является одним из самых узнаваемых и культовых реактивных самолетов всех времен.

Источники: BAE Systems, YouTube

Инвентаризация самолетов IAF: Gloster Meteor

Поднявшись в воздух 5 марта 1943 г. , «Метеор» стал первым боевым самолетом ВВС Великобритании, когда 12 июля 1944 г. поступил на вооружение 616-й эскадрильи. Это был единственный реактивный истребитель союзников, поступивший на вооружение до конца Второй мировой войны, дебютировав в боевых действиях против летающих бомб Фау-1, выпущенных против южной Англии. Многочисленные варианты были разработаны после войны для обеспечения истребителей, учебных самолетов и самолетов фоторазведки, вариант F-8 служил основным одноместным дневным истребителем RAF в начале 19-го века.50-е годы.

Ближний Восток вступил в эру реактивных самолетов в октябре 1949 года, когда ВВС Египта (EAF) получили свои первые реактивные истребители Meteor F.4. К концу 1952 года на вооружении EAF было 49 реактивных самолетов (23 Meteor и 26 de Havilland Vampires), и вскоре ожидается еще больше, в то время, когда самым совершенным истребителем, эксплуатируемым IAF, был North American P-51D Mustang. ветеран Великой Отечественной войны. Израиль предпринял несколько попыток закупить самолеты в США и других европейских странах, начиная с 19 века.50, но они каждый раз отклонялись. В августе 1952 года британское правительство заявило о своей готовности продать по 14 «Метеоров» каждой ближневосточной стране, стремясь увеличить продажи оружия, сохраняя при этом беспристрастную позицию. ВВС задолго до этого пришли к выводу, что с арабами нельзя конкурировать по количеству и что, следовательно, Израилю приходится полагаться на качество, что противоречит нынешнему предложению. Однако ни одна страна, кроме Великобритании, не стала бы продавать реактивные истребители Израилю, и Израиль не мог оставаться в стороне, пока баланс сил менялся не в его пользу. 23 ноября 1952, израильское правительство одобрило покупку, и 1 февраля 1953 г. ВВС США и Gloster подписали сделку на поставку 11 Meteor F.8 и 4 учебных T.7. Это были первые самолеты, которые IAF когда-либо закупали у производителя вместо подержанных экземпляров.

7 июня 1953 года на авиабазе Рамат-Давид была сформирована 117-я эскадрилья «Хасилон Харишона» (Первый реактивный самолет) во главе с майором Менахемом Баром. 17 июня первые два Meteor T.7 прибыли в Рамат-Давид под управлением британских пилотов. Они были приняты на большой церемонии, на которой присутствовал премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, который присвоил двум самолетам прозвища «Суфа» (Буря) и «Саар» (Буря). Поставка F.8 началась 21 августа 19 г.53 и был завершен 17 января 1954 года. В том же году ВВС начали переговоры о закупке 2 T.7 и 9 Meteor FR.9, вооруженного тактического разведывательного варианта, аналогичного F.8. Первая пара FR.9 прибыла в январе 1955 года, и к маю все 9 самолетов находились в Израиле. Два из них позже были преобразованы в стандарт F.8, а еще 5 были лишены своих разведывательных аппаратов и использовались как простые истребители. В конце 1955 года два Т.7 были преобразованы в фоторазведчики. Они использовались 115-м разведывательным отделом, который позже стал 115-й эскадрильей «Хадракон Хамеоффеф» («Летающий дракон»). Эти самолеты выполняли миссии по сбору разведданных по всему Ближнему Востоку, предоставленные ими фотографии иракской авиабазы ​​H-3 использовались при планировании операции «Мокед». IAF также стремились улучшить свои боевые возможности в ночное время, и когда Великобритания предложила Meteor NF.13 Сирии и Египту, Израиль также подал заявку на приобретение самолета. 6 самолетов закуплено в 1956, первые три доставлены 5 сентября. Эти самолеты поступили на вооружение новой 119-й эскадрильи «Аталеф», сформированной в августе, и сыграют важную роль в предстоящей операции «Кадеш». Остальные трио были доставлены только в марте 1958 года, когда 119-я эскадрилья базировалась в Тель-Нофе. Другим вариантом, используемым IAF, был F.7.5, T.7 с хвостовой частью F.8. 4 таких самолета были закуплены в Бельгии, первая пара прибыла 4 декабря 1957 г., а другая — 25 января 1957 г.58.

Первоочередной задачей 117-й эскадрильи была подготовка пилотов для нового реактивного парка ВВС, и в сентябре 1953 года первые четыре пилота начали курс переподготовки в Рамат-Давиде. До 1955 года 117-я была единственной реактивной эскадрильей ВВС, через которую прошли все будущие реактивные пилоты. Тем не менее, поскольку «Метеор» был самым передовым типом израильского истребителя, 117-я эскадрилья также была боевой эскадрильей, находящейся в постоянной готовности во время роста напряженности на Ближнем Востоке. В июле 1954 года два «Метеора» были подняты против египетских ВВС Hawker Furies недалеко от южной границы Израиля, но столкновения не произошло. 18 августа 1955 мая 117-й полк перебросил восемь своих «Метеоров» из Рамат-Давида в Хацор после вторжения египетских ВВС в Израиль. В то время как более раннее развертывание египетских войск позволяло базировать «Метеоры» ВВС США на северной авиабазе, новые египетские самолеты и их размещение на авиабазах на Синае требовали быстрого реагирования Израиля на египетскую угрозу. 20 августа два Метеора вступили в бой с четырьмя египетскими вампирами де Хэвилленд над пустыней Негев, один вампир был поврежден в ходе обмена. Утром 1 сентября 1955 четыре EAF Vampires были замечены при пересечении израильско-египетской границы в Ницане, и в 06:52 два Meteor, F. 8 и FR.9, были подняты на их перехват. Обнаружив двух нарушителей, капитан Аарон Йоали подошел к паре вампиров сзади и сбил одного с расстояния 400 метров. Под прикрытием своего второго номера, капитана Йоаша Цидона, Йоали затем приступил к убийству второго вампира. За первое уничтожение самолетов на Ближнем Востоке и первые победы ВВС со времен Войны за независимость два вампира принесли Аарону Йоали благодарность от начальника штаба ЦАХАЛа.

Подъем панарабизма в арабском мире в середине 1950-х годов, возглавляемый президентом Египта Насером, стал одним из решающих факторов в событиях, приведших к началу Суэцкого кризиса 1956 года. Это также помогло укрепить отношения между Францией и Израилем, и к концу 1955 года новые французские самолеты направлялись в Израиль. Прибытие Dassault Ouragans и Mysteres низвело Meteors до роли штурмовика, хотя NF.13 по-прежнему оставались ведущими ночными истребителями IAF. Когда решение было принято в 1956 для начала операции «Кадеш», участия Израиля в Суэцкой кампании, командование ВВС приказало переоборудовать три NF. 13 в дневные истребители. При необходимости ночные истребители даже разобрали бы на запчасти для дневных Метеоров. Однако Йоаш Цидон, предполагаемый командир 119-й эскадрильи, отказался отказаться от первоначальной роли NF.13 и сохранил ночные возможности своего самолета. Его неповиновение было оправдано вскоре после того, как израильская разведка узнала о поездке высокопоставленной египетской военной делегации в Сирию. Эта делегация, возглавляемая министром обороны Египта, должна была вернуться в Египет на ЭВП Ильюшин Ил-14. В 20:00 28.10.1956, накануне начала операции «Кадеш», Йоаш Цидон и Эльяшив Брош вылетели на Метеоре NF.13 № 52 на перехват «Ильюшина». На высоте 10 000 футов над Средиземным морем два пилота заметили Ил-14. После визуальной проверки идентификации своей цели «Метеор» открыл огонь и сбил самолет. Несмотря на успех миссии, позже выяснилось, что министра обороны Египта на борту не было, решив продлить свое пребывание в сирийской столице. Операция «Тарнегол» («Петух»), как называлась миссия, была обнародована только через 33 года после ее проведения.

Первоначальный план операции «Кадеш» предусматривал атаку «Метеоров» на аэропорт Каир-Вест, где базировались египетские бомбардировщики Ил-28. От этого планирования отказались накануне войны, когда стал очевиден наземный элемент операции и ВВС было приказано оказать помощь сухопутным войскам на Синае. 27 октября 1956 года, за два дня до начала операции «Кадеш», эскадрилья «Первый реактивный самолет» была переброшена на авиабазу Экрон. Окончательные приказы об операции были получены 28 октября, а война началась на следующий день, когда израильский парашютист высадился на перевал Митла в самом сердце Синайского полуострова. в 15:33 29Пара Meteor T-7 115-й эскадрильи вылетела с заданием отвлечь внимание египтян от запланированной зоны высадки, в то время как еще 10 Meteor вылетели в 16:00, им было поручено сопровождать C-47 с войсками на Синай. После 35-минутного сопровождения транспортов через границу «Метеоры» сменились «Ураганами». Затем 117-й полк принял участие в боевых действиях, воздушных атаках и разведывательных миссиях по всему Синаю. 31 октября были нанесены массированные удары по египетским сухопутным войскам, несколько самолетов были поражены зенитным огнем. Командир 117-й эскадрильи капитан Аарон Йоали сумел вернуть свой поврежденный самолет в Израиль, несмотря на потерю левого двигателя своего Метеора, а также сам получил травмы. Йоали вернулась к активной службе на следующий день после побега из больницы! 31 октября была уничтожена египетская радиолокационная станция, а 2 ноября «Метеоры» участвовали в захвате сектора Газа и уничтожении 8-й палестинской дивизии. Когда разведка ЦАХАЛа предупредила о намерении Египта нанести удары Ил-28 по целям в Израиле, «Метеоры» снова были готовы к атаке на Каир-Запад. Израильские удары не наносились, но NF.13 были приведены в боевую готовность для перехвата приближающихся бомбардировщиков. Атаки Египта имели место 30 и 31 октября, но NF-13 не смогли поразить бомбардировщики в четырех случаях, когда они были подняты в воздух. Из 116 часов налета «Метеоров» в ходе операции «Кадеш» 20 были фоторазведывательными вылетами как 117-й, так и 115-й эскадрилий. Среди сфотографированных целей были египетские войска в центре Синайского полуострова 31 октября и египетский комплекс на южной оконечности Синая, сфотографированный 1 ноября 115-й эскадрильей T.7. Метеоры также участвовали в ряде случаев дружественного огня, поразив наземные силы АОИ 31 октября. 2 ноября пара метеоров в патруле попыталась остановить перестрелку между двумя израильскими подразделениями, пролетев над ними низко (в конце концов, это было остановлено пилотом-дудочником, приземлившимся между двумя отрядами).

Вылетов IAF Meteor во время операции 1956 г. «Кадеш»

Всего

29/10

30/10

31/10

11.01

11. 02

11.03

4-5/11

126

20

21

38

10

24

10

3

Источник — «Операция «Кадеш», IDF/AF 1950-1956″ майора Ицхака Штайгмана.

Решение ВВС об обучении всех будущих летчиков-истребителей на реактивных самолетах, принятое вскоре после окончания операции «Кадеш», положило конец службе «Метеора» на передовой. 117-я вошла в состав летной школы IAF, а 19 июля57-я была преобразована в резервную эскадрилью. 115-й Meteor T.7 присоединился к самолетам 117-го, хотя они продолжали выполнять разведывательные задачи до прибытия фоторазведывательных самолетов Vautour IIB в конце 1950-х годов. Последними передовыми «Метеорами» были NF-13, 6 из которых находились на вооружении к 1958 году. Находящиеся в составе 119-й эскадрильи «Аталеф», NF-13 занимались ночным перехватом и обучением пилотов ночным полетам. С прибытием Vautour IIN они тоже были переведены в 117-ю эскадрилью и вскоре были отправлены в отставку. Одноместный NF.13, № 57, использовался летно-испытательным центром IAF для разработки ракеты Gabriel, его носовая часть была полностью заменена. В настоящее время он находится в музее IAF в Хацериме вместе с рядом других метеоров. 11 февраля, 1962, 117-я эскадрилья «Хасилон Харишона» передала свои «Метеоры» 110-й эскадрилье в ожидании ее реактивации в качестве эскадрильи Dassault Mirage. 110-й использовал этот тип в качестве тренировочного до выхода на пенсию в 1970 году.

Спецификация: Gloster Meteor F.