Содержание

Тайна исчезнувшего самолета Леваневского: подводные аномалии ждут ученых

Общество 22055

Поделиться

Одна из самых знаменитых в мире тайн, оставленных ХХ веком, — исчезновение в Арктике самолета Н-209, на котором экипаж во главе со знаменитым советским летчиком Сигизмундом Леваневским должен был перелететь из СССР в Америку через Северный полюс.

Этой загадке исполнилось 80 лет, но до сих пор и в России, и в США есть люди, которые не теряют надежды ее разгадать.

12 августа 1937 г. Экипаж Н-209 перед стартом. Слева направо: Николай Галковский, Николай Кастанаев, Сигизмунд Леваневский, Григорий Побежимов, Николай Годовиков, Виктор Левченко. Фото: Из личного архива

Крылатая четырехмоторная громадина Н-209 стартовала с подмосковного аэродрома 12 августа 1937 года. Однако на той стороне трансполярного воздушного моста ее так и не дождались. Самолет ДБА новейшей конструкции, на котором летели Герой Советского Союза №2 Леваневский и пятеро членов его экипажа, пропал где-то среди белых просторов Ледовитого океана.

— Этот межконтинентальный перелет через полюс был третьим по счету, — рассказывает член Русского географического общества режиссер-документалист Юрий Сальников.

— До Леваневского летом 1937-го через макушку Земли в США уже успешно перемахнули на самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором перелета через полюс, однако честолюбивый летчик-герой в этой ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его Н-209 было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (Аляска), протяженностью всего 6650 км…

Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого Н-209 перед стартом поместили партию коммерческих товаров. В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры — деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, на борту находилась партия золота, предназначенная для продажи в США.

Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный полюс, в штабе перелета с борта Н-209 была получена аварийная радиограмма: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение… А вскоре в эфир ушло сообщение, в котором были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько фрагментов сообщений, принятых от экипажа Леваневского, были непонятны или неразборчивы.

Уже 14 августа временный поверенный СССР в США К.Уманский связался с президентом американского «Клуба исследователей» В.Стефансоном и попросил его приехать в Вашингтон, чтобы помочь организовать поиски экипажа Леваневского. Стефансон предложил возглавить поиски известному полярнику У.Вилкинсу, который только что вернулся из Антарктиды с опытным американо-канадским экипажем. Для их работы был очень быстро приобретен советской стороной самолет-амфибия.

Поражает уверенность Уманского, что Н-209 удалось посадить среди торосов и теперь где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился лагерь Леваневского. Перед стартом Вилкинса из Нью-Йорка на Аляску Уманский даже передал ему письмо для находящихся в этом ледовом лагере летчиков: «Дорогие товарищи Леваневский, Кастанаев, Левченко, Побежимов, Галковский и Годовиков! Это письмо вам сбросит полярный исследователь Вилкинс, для экспедиции которого по розыскам вашего самолета мы приобрели летающую лодку «Консолидейтед». Одновременно с американской стороны вас ищет летчик Маттерн на сухопутном самолете «Локхид Электра». Он передает вам сообщения с 30-й по 40-ю минуту каждого часа на волне 5692,5 килоцикла и слушает вас с 40-й по 50-ю минуту каждого часа… Посылаем с Вилкинсом радиооборудование и батареи, которые он вам сбросит. Как видите, сделано все для того, чтобы как можно скорее вас выручить… Желаем вам, дорогие товарищи и друзья, бодрости и здоровья и ни на минуту не сомневаемся, что скоро будем приветствовать вас на американской или, что еще вероятнее, на родной советской земле. С горячим товарищеским приветом, К. Уманский».

Однако до сих пор неизвестно, где упал огромный четырехмоторный Н-209 и что случилось с его экипажем.

Взлет! Последнее фото самолета Леваневского. Фото: Из личного архива

Уже много лет спустя, в 1980-е годы, научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Л.П.Куперов, изучая материалы научных наблюдений в августе 1937 года, установил, что приборы Гринвичской обсерватории и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа зафиксировали сильную вспышку на Солнце 12 августа. Последствием стало значительное ухудшение условий прохождения радиоволн в приполярных районах. Так что первоначальное исчезновение радиосвязи с «двести девятым» могло произойти вовсе не из-за авиакатастрофы, а по вине небесного светила. Сам же «онемевший» самолет Леваневского вполне мог еще какое-то время продолжать свой полет к американским берегам и потерпел аварию уже поблизости от них.

В связи с этим большой интерес представляет находка, сделанная в Архиве внешней политики российского МИДа. Это записка доктора Х.Келлемса — священника и путешественника, приплывшего на мыс Барроу на арктическом побережье Аляски осенью 1938-го на собственной шхуне «Пандора». От трех эскимосов-инуитов, живших в тех краях, он узнал, что год назад, около 15 августа, они услышали громкий шум моторов и увидели некий «аппарат», который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав сильный всплеск. Были дождь и небольшой шторм, который стих лишь к утру. Охотники поплыли на своих каяках к островам и увидели в море большое масляное пятно, наползавшее на Тэтис.

Услышав это, Х.Келлемс несколько суток вместе с инуитами искал место катастрофы. Впрочем, безуспешно: начиналась зима, и путешественнику пришлось вернуться в Калифорнию, не добившись никаких результатов. Однако Келлемс поверил рассказу эскимосов-охотников. Он сообщил об услышанном в своей записке, отправленной в советское посольство, и был уверен, что СССР пригласит его участвовать в поисках самолета, упавшего у арктических островов, на следующий год.

Увы, начавшаяся Вторая мировая война спутала все планы…

Эта «эскимосская» история получила продолжение много лет спустя. В 1989-м директор Института геофизики при университете г. Фэрбенкс (Аляска) доктор Дэйв Стоун приступил к организации поисковой экспедиции, в которой приняли участие его аспиранты и несколько волонтеров. В 1990 году, вооружившись специальной аппаратурой, они «прозвонили» указанный индейцами район в море Бофорта и обнаружили там около 20 аномалий — мест, где под толщей воды могут находиться какие-то посторонние для морского дна предметы. Если предположить, что речь идет именно о трагедии экипажа Леваневского, то такими виновниками аномалий могут быть фрагменты самолета ДБА — например, его двигатели.

Теперь, чтобы поставить точку в разрешении этой загадки, нужно было тщательно обследовать с поверхности воды место каждой из обнаруженных аномалий и понять, что же находится там, на морском дне. Однако осуществить такой предметный поиск американским энтузиастам помешали финансовые трудности.

В 2013 году к исследованиям у побережья Аляски смогли присоединиться соотечественники погибшего экипажа. Небольшая российская группа получила грант РГО на проведение предварительных поисковых работ в районе островов Тэтис и Спай.

Побережье моря Бофорта. На горизонте — зона предполагаемых поисков. Фото: Из личного архива

Одним из организаторов группы стал Юрий Сальников. Сегодня он вспоминает:

— Президент России В.В.Путин, вручая сертификат гранта, сказал: «Леваневского надо обязательно найти!» К сожалению, прибытие к месту назначения нашей экспедиции оказалось связано с немалыми проблемами: ведь это не просто отдаленный район Америки, но он еще является и закрытой зоной ПВО США, а кроме того, эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Поэтому, чтобы получить допуск в интересующий нас квадрат, пришлось преодолеть массу административных барьеров. В результате время было упущено: мы прилетели в район островов слишком поздно, уже в канун наступления зимнего сезона — а это сильные ветры, молодой лед, опасный для плавания на резиновых лодках, которые были в нашем распоряжении… Однако даже предварительная рекогносцировка дала обнадеживающие результаты.

Оказалось, что глубина моря Бофорта здесь невелика — всего около 6 метров. Так что обследовать обнаруженные аномалии можно без дополнительного сложного снаряжения для подводных работ.

На следующий год нам также удалось слетать на рекогносцировку. Побывали в инуитской деревне Нюксут, чтобы встретиться с потомками тех охотников, которые видели падение большого самолета в 1937 году. 70-летний внук одного из свидетелей не только подтвердил сведения, упомянутые в записке доктора Келлемса, но рассказал еще об одном интересном эпизоде, случившемся в 1998-м. Они с братом и еще двумя мужчинами отправились на морскую охоту в каяке. Неожиданно лодка налетела на какое-то подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был поврежден. Лодку пришлось отбуксировать к берегу для ремонта. Охотники так и не поняли, за что же зацепилась их лодка: ведь дно моря Бофорта в этих местах очень ровное. Узнав о происшествии почти 20-летней давности, мы сделали предположение, что таким подводным препятствием на морском мелководье мог стать обломок когда-то рухнувшего здесь самолета.

К сожалению, начать подводные обследования места возможной гибели Н-209 и имеющихся там аномалий никак не удается. Финансовые средства для этого не может получить ни наша группа, ни энтузиасты из США. Д.Тэффт — бывший теперь уже американский посол — в свое время поддержал идею такой экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя…

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований, чтобы получить необходимые средства для поисков с воды или со льда. По их утверждению, разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас обойдется всего в 30–40 тысяч долларов.

Доктор Стоун, которому исполнилось уже 84 года, бережно хранит карту, где обозначено место каждой обнаруженной аномалии. Он надеется, что экспедицию все-таки можно будет провести в 2018 году, и даже готов внести в ее фонд 5000 долларов личных сбережений.

— Мы очень хотим, чтобы поиски завершились успешно, — говорит Юрий Сальников. — И считаем, что есть все шансы осуществить их в ближайшее время, пока еще живы двое детей членов экипажа самолета Леваневского. Одной из них, дочери радиста с Н-209 Николая Галковского Галине Николаевне Галковской, через несколько дней исполнится 88 лет…

Родные погибших летчиков экспедиции Леваневского попросили установить памятник

Смотрите фотогалерею по теме

Подписаться

Авторы:

МИД РФ Владимир Путин Россия США Арктика Канада Авария Авиакатастрофа Война

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27466 от 11 августа 2017

Заголовок в газете: Загадка исчезнувшего героя

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В Париже показали фильм о жизни российского Крыма

    Фото 50405

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Скандал в Щелково: вдов и матерей погибших бойцов чиновники не пустили к памятнику

    Фото 20198

    Московская область

    Елена БЕРЕЗИНА

  • Американский журналист сравнил Крым с Техасом

    Фото Видео 14732

    Крым

    Денис Проничев фото: crimea. mk.ru

  • Кто такие ЧВК “Рёдан”, и что они делают в Карелии

    9108

    Карелия

    Владимир Поспелов

  • Среди террористов напавших на Брянскую область был уроженец Рыбинска

    Фото 7033

    Ярославль
  • Квартиру Зеленского в Крыму пообещали передать малообеспеченным

    5779

    Крым

    crimea. mk.ru фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

Разгадку тайны самолета Леваневского надеются обнаружить на острове Канадского архипелага

Общество 1912

Поделиться

85 лет назад произошло событие, которое готовили, как один из триумфов СССР, а вместо этого все кончилось загадочной трагедией. 12 августа 1937 года с подмосковного аэродрома поднялся самолет знаменитого летчика Леваневского, чтобы через Северный Полюс достичь Америки, однако на следующий день крылатый гигант исчез где-то в Арктике. Эта тайна до сих пор не раскрыта. Хотя появились надежды на то, что такое белое пятно в отечественной истории удастся, наконец, стереть.

Фото: Александр Добровольский

«Найти Леваневского!» Оказывается, лозунг не теряет своей актуальности даже сейчас, когда с момента трагедии прошло уже без малого сто лет.

О возможных вариантах разгадки одной из самых главных тайн ХХ века удалось узнать, побывав на мемориальной церемонии, которая прошла по случаю очередной годовщины неудавшегося трансарктического перелета у единственного памятника, посвященного его участникам – экипажу под командой Сигизмунда Леваневского.

Этот монумент был открыт в 2007 году на территории Центра им. М.В. Хруничева по инициативе его сотрудников. Дело в том, что нынешний флагман отечественной космической отрасли является «родителем» самолета, на котором в августе 1937-го была предпринята попытка долететь до американского континента.  

Тогда, в 1930-е гг., на территории в Филях, которую сейчас занимают «хруничевцы», находился авиационный завод №22. Именно в его цехах был собран огромный четырехмоторный самолет ДБА.

К памятнику пропавшим в Арктике летчикам просто так подойти невозможно: вокруг закрытая, режимная зона. Лишь раз в году – в памятный день 12 августа, здесь собираются «допущенные извне» — те, кому давняя история трагического полета близка: историки, исследователи-поисковики, потомки членов экипажа… Вот и на сей раз среди пришедших к мемориалу были родные радиста Николая Галковского и второго пилота Николая Кастанаева, правнучка штурмана Виктора Левченко.

Корреспондент «МК» оказался в числе немногих приглашенных на нынешнюю мемориальную церемонию по случаю очередной годовщины перелета. Удалось поговорить с двумя энтузиастами, которые уже на протяжении немалого времени бьются над разгадкой «тайны Леваневского».

Один из моих собеседников — член Русского географического общества, автор книги-исследования о полете самолета ДБА режиссер-кинодокументалист Юрий Сальников.

— Этот перелет через полюс был третьим по счету, – напомнил Юрий Петрович. – До Леваневского летом 1937-го по «арктическому воздушному мосту» в Соединенные Штаты уже успешно долетели на туполевских одномоторных самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором такого рейда через «макушку» Земли.

Однако честолюбивый летчик, один из семерки первых Героев Советского Союза, в сложившейся ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его громадного самолета с обозначением «Н-209» на крыле было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва – Северный Полюс – Фэрбенкс (Аляска), протяженностью 6650 км. ..

Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого «Н-209» доставили довольно внушительный груз (в отличие от самолетов Чкалова и Громова, экипажи которых, собираясь установить рекорд дальности беспосадочного полета, экономили в том числе даже на количестве взятого на борт аварийного запаса). В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры – деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, в грузовом отсеке находилась партия золота, предназначенная для продажи в США, а также два бочонка икры — подарок руководителям Соединенных Штатов.

Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный Полюс, в штабе перелета было получено аварийное радио с борта «Н-209»: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение. .. А вслед за тем пришла радиограмма, в которой были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько обрывочных фрагментов сообщений, отправленных, как полагают, экипажем Леваневского, были не понятны или неразборчивы.

Пропавший в Арктике самолет искали очень активно, — задействовали авиацию, корабли… Однако никаких результатов добиться не удалось, и через год правительство постановило прекратить поиски.

До сих пор исследователи не пришли к единому мнению, где же хотя бы приблизительно мог потерпеть аварию «Н-209». Разброс предполагаемых районов огромный – от советского арктического побережья до Аляски.

Свой взгляд на события 85-летеней давности высказал известный полярный путешественник Владимир Чуков, который также присутствовал на мемориальной церемонии.

— Несколько человек из нашей группы на протяжении последних лет занимаются изучением документов, имеющих отношение к полету «Н-209», — рассказал Владимир Семенович. – Мы пришли к выводу, что, вероятно, самолет Леваневского мог сесть возле острова Уорд-Хант в Канадском архипелаге.

Фото: Александр Добровольский

В тех местах мне и моим товарищам довелось побывать во время очередной трансполярной лыжной экспедиции, когда мы шли по арктическим льдам в Канаду. Еще в ту пору, не имея отношения к поискам пропавшего экипажа, я для себя отметил это место: остров – огромная темная каменная пирамида, виден издалека и будто магнитом притягивает к себе внимание.

— Но почему именно Уорд-Хант? Есть ведь и другие острова. А, может, и вовсе самолет пришлось сажать на лед посреди океана…  

— Мы тщательно изучили обрывочные фрагменты радиограмм, которые в 1937-м на протяжении еще полутора месяцев после исчезновения «Н-209» удавалось ловить в эфире радиолюбителям и радистам. В общей сложности было принято более полутора десятков таких «обрывков», состоявших из букв и цифр. Есть основания считать, что эти весточки посылал экипаж Леваневского, совершивший аварийную посадку самолета. Однако при проведении поисковых работ в 1937-1938 гг. эти радиограммы не учитывались, — полагали, что они не поддаются расшифровке. А ведь в некоторых принятых тогда кусках текста повторяется число «83». Предполагаю, что это часть координат места посадки: 83 градуса северной широты.

Если посмотреть на карту, то можно обнаружить, что на данной широте расположен чуть ли не единственный «пятачок» суши. Это остров Уорд-Хант. Там находится огромный шельфовый ледник, который вполне пригоден для аварийной посадки самолета, — его поверхность достаточно ровная.

Таким образом сделанные нами выводы в корне меняют представления о последнем этапе трагической истории «Н-209». Обрывочные радиограммы продолжали поступать в эфир вплоть до 30 сентября. То есть все это время по крайней мере часть экипажа Леваневского была жива. А их самолет сохранял работоспособность некоторых своих механизмов и агрегатов, — в том числе, мог действовать хоть один из бортовых моторов. Именно с его помощью удавалось обеспечивать электропитанием рацию (а тот факт, что она уцелела, служит лишним аргументом в пользу проведенной довольно успешно аварийной посадки). Мы консультировались со специалистами по выживанию, и они подтвердили: в подобных условиях экипаж самолета после аварийного приземления вполне мог, пользуясь имевшимися на борту запасами, — а ведь там была и пища (вплоть до «подарочной» икры), и теплые вещи (везли меха), и горючее в баках еще оставалось, — протянуть даже больше полутора месяцев.

Мне представляется такая картина этой арктической эпопеи. После вынужденной посадки на ледник летчики сумели оборудовать себе жилье в самолете. Они регулярно выходили в эфир, пытаясь сообщить о том, где следует их искать. Возможно кто-то из членов экипажа погиб при приземлении или был ранен, потом после долгих дней пребывания в столь суровых условиях летчики один за другим стали умирать. Однако вряд ли те, кто еще был жив, оставили тела своих товарищей на льду. Скорее всего трупы перетащили на расположенный рядом остров и похоронили там, соорудив каменные холмики над импровизированными могилами. Кроме того я почти уверен, что остававшиеся в живых члены экипажа, пока у них были силы, постарались соорудить на острове какие-то знаки, сигналы о своем присутствии здесь. Например, сложили традиционные у путешественников каменные туры, в которых заложены «капсулы» с записками – бутылки, фляжки, металлические коробки. Возможно, на Уорд-Ханте сохранились и иные признаки, предметы, подсказывающие, что здесь находились советские летчики. Впрочем, это лишь предположение, поскольку на этом острове никогда не проводилось целенаправленных поисковых работ.

— А самолет? Ведь огромный четырехмоторный ДБА очень заметная «метка»…

— Я уже говорил, что «Н-209» почти наверняка совершил посадку на лед. Там, на поверхности ледника он и оставался первое время. Однако потом естественные природные процессы привели к исчезновению самолета из вида. В летние месяцы под воздействием солнечных лучей, согревающих темную поверхность фюзеляжа и крыльев, ДБА стал постепенно погружаться в протаивающий под ним лед. И в конце концов ушел на дно. С таким эффектом неоднократно приходилось сталкиваться тем, кто живет и работает в Арктике. Так что если и сохранились вещественные свидетельства пребывания в тех местах экипажа Леваневского, то искать их надо на острове. Там же, скорее всего, и могилы некоторых из летчиков.

— Чтобы все окончательно прояснилось, чтобы поставить точку в затянувшейся уже на 85 лет истории, необходимо организовать экспедицию…

— Надеюсь, что она состоится, но не в ближайшее время. Сейчас я и мои товарищи занимаемся тщательным изучением доступных нам документов и материалов… Цель – максимально сузить район предстоящих поисков. Очень помогли бы нам кадры спутниковой съемки этой территории. Удалось заручиться помощью «Роскосмоса». Нам передали имеющиеся у них материалы, однако разрешение фотографий все-таки недостаточное для наших исследований. Есть надежда, что с использованием на российских спутниках более совершенного фотооборудования, мы сможем получить кадры, где разрешение будет около 1 метра. При такой деталировке уже гораздо вероятнее обнаружить интересующие нас следы пребывания людей на этом диком острове.

Еще раз повторю: организация поисковой экспедиции – дело будущего. А технические средства для нее есть. Это наши вездеходы-амфибии, на которых мы уже неоднократно предпринимали дальние рейды по Арктике – и по суше, и по льдам.

— Даже сейчас, 85 лет спустя тема поиска экипажа «Н-209» не уходит в тень, — подытожил Владимир Чуков. — Шесть летчиков во главе с Сигизмундом Леваневским и их трагически оборвавшийся перелет через полюс, – особая боль России. Эти люди – из числа первых героев страны, и наш долг найти место их гибели. Мы должны обязательно разгадать эту тайну – одну из самых знаменитых тайн прошлого века.

Подписаться

Авторы:

Правительство РФ Роскосмос ГК СК Мост Арктика Россия Москва США Баку Канада

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • В Париже показали фильм о жизни российского Крыма

    Фото 50405

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Скандал в Щелково: вдов и матерей погибших бойцов чиновники не пустили к памятнику

    Фото 20198

    Московская область

    Елена БЕРЕЗИНА

  • Американский журналист сравнил Крым с Техасом

    Фото Видео 14732

    Крым

    Денис Проничев фото: crimea. mk.ru

  • Кто такие ЧВК “Рёдан”, и что они делают в Карелии

    9108

    Карелия

    Владимир Поспелов

  • Среди террористов напавших на Брянскую область был уроженец Рыбинска

    Фото 7033

    Ярославль
  • Квартиру Зеленского в Крыму пообещали передать малообеспеченным

    5779

    Крым

    crimea. mk.ru фото: МК в Крыму

В регионах:Ещё материалы

Уайтхорс Дейли Стар: Шесть пропавших без вести

Лучшие авиаторы трех стран прибыли сегодня на край Арктики для интенсивных поисков полярных пустошей в поисках пропавших без вести советских летчиков Сигизмунда Леваневского и его пяти спутников, ожидающих улучшения погоды в Фэрбенксе.

By Whitehorse Star на 20 августа 1937

От Whitehorse STAR 20 августа 1937 г.

ШЕСТЬ ИСЧЕЗНУВШИХ

«Воздушные асы трех стран прочесывают полярные пустоши в поисках следов пропавших без вести авиаторов»

Бывший пилот Northern Airways принимает участие в интенсивных поисках.

ФЭЙРБЭНКС, Аляска, 18 августа.

Лучшие авиаторы трех стран прибыли сегодня на край Арктики для интенсивных поисков полярных пустошей в поисках пропавших без вести советских летчиков Сигизмунда Леваневского и его пяти спутников, ожидающих улучшения погоды в Фэрбенксе.

Джимми Маттерн, совершивший сюда рекордный беспосадочный перелет из Лос-Анджелеса, совершивший перелет чуть более чем за 14 часов, завершил оснащение своего самолета антиобледенителями. В Аклавике канадский пилот Боб Рэндалл, бывший пилот авиакомпании Northern Airways в Каркроссе, Юкон, готов бороздить Арктику на самолете, зафрахтованном посольством России в Вашингтоне; в то время как в Торонто Холлик Кеньон, известный арктический летчик, принял предложение сэра Хьюберта Уилкинса о самолете и немедленно отправится в Аклавик.

Хотя слабые радиосигналы были слышны на длине волны, используемой пропавшим самолетом, до сих пор ничего не было получено. В сообщениях, поступающих от эскимосских племен возле Пойнт-Барроу, говорится, что местные жители сообщают, что слышали самолет в этом районе. Поиск в этом регионе будет производиться пилотом Бобом Рэндаллом.

У летчиков была еда и припасы на 45 дней, включая спальные мешки, палатку, топоры, рацию и резиновый поплавок.

Определенного сообщения от пропавших без вести авиаторов не поступало с 9: 35:00 по восточному поясному времени, пятница; всего через два часа после того, как их самолет пересек Северный полюс в слепящую метель и направился вниз через забитые льдом моря к бесплодной тундре арктической Аляски.

Три четырехмоторных самолета, похожих на потерянный корабль, ремонтируют в Москве, чтобы пересечь крышу мира для поисков, но они не будут готовы еще несколько дней.

Американский пилот Джимми Маттерн намеревался взлететь сегодня утром с 1130 галлонами бензина. Его самолет будет иметь запас хода 6700 миль. Фэрбенкс находится в 1400 милях от Северного полюса.

Самолет числится пропавшим без вести с 18:00. Пятница, когда было сообщено опоздание на 2 часа. В своем последнем репортаже американской радиостанции в пятницу утром они находились в 450 милях к югу от полюса на американской стороне. В течение дня самолет выдержал 60-мильный шторм и снег.

Советский самолет, пилотируемый Леваневским, поднялся на высоту 20 000 футов, тщетно пытаясь избежать встречного ветра. Поскольку запасы авиационного бензина хранились в Фэрбенксе, в самолете было достаточно топлива только для полета на расстояние около 4000 миль. В топливных баках хватило бы бензина на 5600 миль, но они не были заполнены до отказа.

От Whitehorse STAR, 27 августа 1937 г.

Новым самолетом в городе стал самолет-амфибия Sikorsky, приземлившийся в местном аэропорту в понедельник вечером после рейса из Сиэтла через Джуно. Известно, что этот самолет был зафрахтован российским правительством для поиска пропавших пассажиров. В самолете находились мистер и миссис Кинг Бэрд и мистер Чарльз Фостер.

ОБНОВЛЕНИЕ. Хотя за эти годы было проведено много поисков, никаких следов самолета или экипажа Леваневского так и не было найдено.

Международная экспедиция на Аляске прекратила поиски пропавшего с 1937 года советского самолета — Россия

АРХАНГЕЛЬСК, 23 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Международная экспедиция, организованная Русским географическим обществом, вынуждена прекратить поиски места крушения советский самолет, пропавший без вести в 1937 году во время перелета из СССР в США через Северный полюс.

Самолет Н-209 пилотировал известный русский летчик Сигизмунд Леваневский.

Поиски, проводившиеся в море Бофорта у берегов Аляски, пришлось свернуть из-за раннего наступления зимы, сообщили ИТАР-ТАСС в воскресенье инициатор экспедиции Юрий Сальников и ее научный руководитель. , Андрей Подольский.

«Мы надеемся возобновить полноценный технический поиск в следующем году», — сказали они. «Полученная магнитометрическая информация будет тщательно изучена и отправлена ​​нам доктором Дэвидом Стоуном из Геофизического института в Фэрбенксе».

«Мы надеемся получить данные о выявленных аномалиях в середине октября», — сказал Подольский.

Руководители экспедиции заявили, что проживающие в этом районе охотники-инуиты еще раз подтвердили состоятельность версии, согласно которой самолет Леваневского совершил аварийную посадку где-то у берегов Аляски. Охотники рассказали участникам экспедиции, что летом 2011 года их рыбацкая лодка наткнулась на затопленный предмет на морском дне.

По мнению охотников, это мог быть обломок самолета.

«Мы надеемся, что выявленные аномалии и данные, полученные от инуитов, совпадут по географическому положению и район поиска будет сужен до размеров, которые позволят нам использовать водолазное снаряжение в этих местах в 2014 году», — рассказали Сальников и Подольский.

Двое мужчин и еще один российский участник экспедиции Дмитрий Хаустов прибыли на Аляску 4 сентября. С американской стороны участвовали пилот Рональд Шердаун и доктор Дэвид Стоун из Института геофизики Университета Аляски в Фэрбенксе.

Дальнюю помощь оказали также американский геофизик Денис Тарстоун и канадский специалист по поиску артефактов в Арктике Билл Тума.

Экспедиция надеялась обследовать акваторию площадью около 60 квадратных километров у островов Джонса в море Бофорта. Основной лагерь она разбила у города Прадхо-Бей /бывшее русское поселение Прудное/ на побережье.

Оттуда он совершал ежедневные вылеты для аэромагнитометрических исследований местности. Экспедиция должна была продолжаться двадцать дней.

12 августа 1937 года четырехмоторный экспериментальный самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 и экипажем из шести человек под командованием капитана Сигизмунда Леваневского вылетел из Москвы и взял курс на Фэрбенкс по маршруту, пересекающему Северный полюс. . Радиосвязь с ним была потеряна 13 августа в 17:58 по московскому времени /14:48 по Гринвичу/.

Последнее сообщение Леваневского содержало информацию об отказе крайнего правого двигателя, плохих погодных условиях и начавшемся обледенении самолета. Какой-либо другой более точной информации о судьбе самолета и его экипажа на сегодняшний день нет.

Поисковая операция, начатая сразу после исчезновения самолета, не дала результатов.

Многочисленные последующие экспедиции, проводившиеся на Аляске, в Якутии, в шельфовой полосе восточного сектора Арктики, также не помогли прояснить ситуацию.

Сигизмунд Леваневский /по-польски Зигмунт Левоневский/ родился в 1902 г.