Содержание

Самолет F-35: характеристики, стоимость, фото

F-35 (на фото ниже) – истребители пятого поколения. Производит такие летательные аппараты фирма LockheedMartin. Целью создания этих истребителей было использование их в качестве штурмовиков, разведчиков, перехватчиков. Какие у самолета F-35 характеристики, сказать однозначно нельзя, поскольку существует несколько модификаций таких авиалайнеров, и все они имеют различия. Различают три модификации истребителей 5 поколения:

  1. Истребитель F-35 А – модель, предполагающая обычный взлет и посадку.
  2. F-35 В – модель с укороченным вертикальным взлетом и посадкой.
  3. F-35 С – палубная модель.

Истребитель F-35

У каждого из них есть свои особенности и отличия в технических характеристиках, а также в конструкции. Модель «С» отличается от «А» и «В» увеличенной площадью крыла и усиленным шасси. Эти конструктивные особенности обеспечивают лучшую управляемость летательным аппаратом, что очень важно и крайне необходимо, если взлет и посадка осуществляются в трудных условиях.

Такая конструкция разработана специально, чтобы истребитель мог взлетать и совершать посадку с палубы на палубу. Такой истребитель был создан для ВМС Америки.

Модель «А» оснащена 52-мм пушкой. Этот авиалайнер самый простой по конструкции из всей группы истребителей пятого поколения. Создан он был специально для ВВС США. Предположительно, именно эта модификация станет лидером продаж в странах-партнерах. Модификация «В» отличается возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такой авиалайнер разработан специально для американского Корпуса морской пехоты. Сейчас все эти авиалайнеры используют в качестве замены устаревшим моделям самолетов.

Основные характеристики

Перечисляя технические характеристики самолета Ф-35, придется называть их для каждой модификации, так как у этих самолетов разные показатели. Но есть и общие сходства. В частности, все они рассчитаны только на 1 человека. Длина самолета Ф-35 «А» и «В» составляет 15,57 м.

Длина корпуса модификации «С» равна 15,67 м. Высота истребителя «А» – 4,38 м, «В» – 4,36 м, «С» – 4,48 м.

Размах крыльев у первых двух воздушных судов равен 10,67 м, а у самолета Ф-35 С – 13,11 м. Площадь одного крыла у первого лайнера и второго (А и В) составляет 42,7 м2, а у третьего (С) – 58,3 м2. Что касается массы, она тоже разная. Пустой истребитель «А» весит 13 290 кг, «В» – 14 650 кг, «С» – 15 785 кг. Величина нормальной взлетной массы составляет:

  • модификации «А» – 24 350 кг;
  • «В» – 22240 кг;
  • «С» – 25 896 кг.

Максимально допустимая взлетная масса составляет для «А» – 29100 кг, для «В» – 27 215 кг, для «С» – 30 320 кг.

Истребитель F-35 на взлетной полосе

У всех этих авиалайнеров практически одинаковые двигатели. Тип двигателя турбореактивный 2-контурный, оснащенный форсажной камерой. Максимальная тяга 1 × 13000 кгс. Различаются лишь модели двигателей. У всех установлены такие агрегаты Pratt&Whitney. Самолет Ф-35 А оснащен двигателем 100 (модель). Модель двигателя истребителя «В» – 400, «С» – 600.

Крейсерская скорость равна 850 км/ч. Максимальная скорость F-35 составляет 1930 км/ч. Дальность полета модели «А» – 2200 км, самолет «В» способен пролетать 1670 км, а максимальная дальность полета модификации «С» равна 2520 км. Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка у модели «А» равна +9 G, у «В» +7 G, у «С» +7,5 G. При нормальной взлетной массе допускается нагрузка на крыло:

  • «А»: 569 кг/м²;
  • «В»: 520 кг/м²;
  • «С»: 606 кг/м².

При нормальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,8 (у модификации Ф-35 А), 0,88 (у «В»), 0,75 (у «С»). При максимальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,67; 0,72; 0,64 соответственно. Самолет Ф-35 А оснащен встроенной 4-ствольной пушкой со 180 снарядами. Модель «В» оснащена авиационной пушкой с 220 снарядами. Самолет модификации «С» имеет такую же пушку, как Ф-35 В.

Стоимость

Эксперты прогнозировали, что истребители пятого поколения станут для США чем-то вроде золота. Они имели в виду, что эти самолеты удастся очень выгодно продать. Это самое дорогое оружие за всю историю человечества. Примерная стоимость F-35 – 180 млн долларов. Предположительно, цена будет снижена до 80 млн долларов. Но это произойдет только при условии, что производителю будет обеспечено увеличение количества заказов.

Многие эксперты считают нецелесообразным и нерациональным тратить такие крупные суммы на производство и покупку истребителей. В СМИ давно появляются сообщения от разных экспертов, которые высказывают идеи о том, куда лучше потратить эти средства. В случае крушения одного такого истребителя, в финансовом плане армия США потеряет больше, чем при крушении сразу десяти беспилотников.

https://www.youtube.com/watch?v=ypC-tMri62E

Самолет F-35 США, технические характеристики, сколько стоит

12 декабря 2020 года в Израиль прибыли два многоцелевых истребителя F-35 Lightning II, и эта страна стала первым из американских союзников, получившим на вооружение эти новейшие самолеты. Ранее военное руководство Израиля не раз выражало восхищение оперативными возможностями этого истребителя новейшего пятого поколения. Главнокомандующий ВВС Израиля генерал Эшель назвал появление самолета F-35 «настоящей революцией», которая поможет его стране сохранить воздушное превосходство в регионе в ближайшее десятилетие, а также нивелировать угрозу, которую несут российские комплексы ПВО С-400, развернутые в Сирии. Всего Израиль планирует закупить 50 новых истребителей.

С другой стороны, мало какая военная программа вызывала столько споров и критики, как F-35 Joint Strike Fighter. Некоторые эксперты оценивают ее окончательную стоимость в 1 трлн (!!!) долларов. Ее разработка началась еще в конце 80-х, но и сегодня готовность истребителя вызывает большие вопросы. Президент США Дональд Трамп уже пообещал вынудить разработчиков уменьшить стоимость истребителя. Для отечественных «диванных» патриотов F-35 уже давно превратился в излюбленную мишень для насмешек, примером того, что не только российский ВПК умеет лихо пилить бюджеты. Хотя следует отметить, что больше всего F-35 критикуют как раз на Западе.

Так что же такое F-35? Самолет, который станет настоящим прорывом, или же провал, весьма дорого стоивший американскому налогоплательщику? Если самолет настолько плох, то почему евреи комплектуют этой машиной свои ВВС и радуются этому? И зачем американцам вообще понадобился второй дорогущий проект истребителя пятого поколения?

F-35 – это семейство малозаметных многофункциональных боевых самолетов пятого поколения, созданных в рамках самой амбициозной программы в истории авиации – JSF (Joint Strike Fighter, “Единый ударный самолет”). Основным разработчиком и производителем истребителя стал американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, в проекте также принимают участие и другие, не менее именитые компании: Pratt & Whitney, Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.

Первый полет истребителя состоялся в октябре 2000 года, а в 2012 году началась его эксплуатация. Сегодня F-35 уже находится в серийном производстве (правда, в мелкосерийном). Масштабно выпускать самолет планируют в 2020 году. На середину 2020 года было выпущено 194 самолета.

F-35 имеет три «ипостаси»: наземный истребитель, который разрабатывался для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для американского КМП и британских военно-морских сил и палубный истребитель для американского флота. В будущем американцы планируют заменить на F-35 целый ряд самолетов, которые находятся на вооружении сегодня: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B. Британцы думают использовать F-35 вместо своего знаменитого СВВП Sea Harrier.

Чаще всего спрашивают, сколько же стоит один «тридцать пятый»? Программа разработки самолета обошлась американскому бюджету в 55 млрд долларов, каждый истребитель после начала серийного производства (в зависимости от его модификации) будет стоить от 83 до 108 млн долларов. Один час полета F-35 обходится в 30,7 тыс. долларов, что сопоставимо с затратами основного истребителя F-16.

В настоящее время F-35 уже находится на эксплуатации американской армии (более 130 самолетов разных модификаций на 2020 год), первые машины начали получать и союзники США: Нидерланды, Япония, Австралия, Италия, Израиль и Великобритания.

Содержание

История создания

F-35 Lightning II – это результат амбициозной программы JSF, практическая часть которой началась в середине 90-х годов. Целью этой программы было создание универсального самолета (истребителя-бомбардировщика), который подошел бы для вооружения ВВС, военно-морских сил, а также авиации КМП США.

Иными словами, разработчики хотели создать самолет с маневренностью и скоростью истребителя, значительной боевой нагрузкой, а также с возможностью садиться и взлетать с палубы авианосца. Кроме того, модификация машины, предназначенная для морской пехоты, должна была иметь укороченный (вертикальный) взлет и посадку. Если же к этому добавить критерии истребителя пятого поколения, которым должен был соответствовать самолет, становится понятной вся сложность задачи.

Также военные настаивали, чтобы новый истребитель отличался низкой закупочной и эксплуатационной стоимостью. Следует отметить, что экономические факторы находились на первом месте во время реализации программы JSF: военные хотели получить недорогую универсальную боевую платформу, которая бы идеально подходила для использования нового высокоточного оружия. Большое внимание уделялось стоимости обслуживания и ремонта, потому что именно эти статьи расходов составляют более 60% стоимости жизненного цикла любого современного боевого самолета.

Согласно спецификации, разработанной на предварительном этапе проекта, новый самолет должен был обладать умеренной сверхзвуковой скоростью (примерно полтора Маха) и маневренностью на уровне истребителей F-16 и F/A-18. Вопрос о крейсерском сверхзвуке изначально не поднимался. Новый самолет скорее был сориентирован на решение ударных задач, он должен был также дополнять F-22A на этапе завоевания господства в воздухе. Кроме того, новый истребитель планировалось использовать для обеспечения ПВО авианосных соединений.

Проектирование нового ударного самолета началось еще в середине 80-х годов, изыскания в рамках программы ASTOVL совместно проводили специалисты НАСА и Британского лётно-исследовательского центра. Их целью было создание ударного самолета вертикального взлета и посадки для замены морально устаревшего «Харриера».

Однако Холодная война уже подходила к завершению, военные бюджеты безжалостно урезали, поэтому в начале 90-х годов программа была закрыта. Примерно в это же время Министерство обороны США выступило с предложением создать единый самолет, который в будущем смог бы заменить несколько боевых машин, созданных в 70-80-е годы: F-14, F-15E, F-16, F-111 и F-117.

Этап исследований этой многообещающей концепции был завершен в 1994 году, а через год МО США подготовило спецификацию для участников конкурса. В нем принимали участие компании Boeing и Lockheed Martin, которые занялись разработкой двух самолетов-демонстраторов, Х-32 и Х-35 соответственно.

Финальные испытания начались в 2001 году. Они показали, что самолет, созданный «Локхид», на голову превосходит своего конкурента. Х-35 взлетел с площадки длиной 150 метров, в полете продемонстрировал сверхзвуковую скорость, смог приземлиться вертикально. Во время разработки прототипа конструкторы «Локхида» сотрудничали со специалистами российского ОКБ им. Яковлева, поэтому конструкция системы вертикальной посадки имеет черты сходства с устройством советского СВВП Як-141. На Х-35 был установлен отдельный вентилятор, а не поворотные сопла, создававшие многочисленные проблемы с попаданием выхлопных газов в воздухозаборники.

Дальнейшее финансирование программы JSF осуществлялось не только правительством США, но и целым рядом их союзников по блоку НАТО: Великобританией, Италией, Данией, Голландией, Канадой и Турцией. Заинтересовались новой машиной и израильские военные. Даже изначально стоимость программы была впечатляющей: на разработку истребителя и его закупку планировали потратить более 230 млрд долларов. Однако по факту бюджет был значительно превышен, и сегодня ряд экспертов считает, что общая сумма – включая эксплуатационные расходы – будет больше 1 трлн долларов.

Разработка самолета шла сложно. В 2002 году инженеры выявили значительное утяжеление его конструкции. Была создана специальная группа, которая занималась уменьшением массы истребителя.

В 2008 году компания Lockheed Martin озвучила летно-технические характеристики новой машины, а также продемонстрировала экспериментальный образец самолета.

Программа создания истребителя F-35 пережила целый ряд бюджетных подорожаний и переносов сроков начала серийного производства. Большое количество переделок узлов и систем самолета постоянно увеличивало смету проекта, вызывая понятное раздражение у государств, участвующих в нем. Даже небольшие изменения в конструкции машины приводили к замене целых производственных линий, значительно увеличивая затраты.

В марте 2010 года закупочная стоимость одного истребителя выросла до 113 млн долларов, после чего в Пентагоне заявили, что стоимость программы возрастет на 50%. В это же время появилось предложение в целях экономии отказаться от разработки модификации F-35В, что вызвало негодование Корпуса морской пехоты США.

В 2010 году из программы вышла Дания, однако позже это решение было частично пересмотрено, а год спустя об отказе от закупки истребителей заявила Австралия, аргументировав свое решение почти двухкратным увеличением стоимости самолета и задержкой начала поставок на семь лет. Канада и Япония заявили, что могут отказаться от закупок F-35, если его цена будет увеличиваться и дальше.

В мае 2011 года уже Пентагон выступил с резким заявлением о том, что цена в 133 млн долларов недопустима.

В 2010 году были достигнуты договоренности между США и Израилем о покупке им двадцати самолетов, израильтянам было позволено установить на F-35 значительное количество систем собственного производства, прежде всего речь шла об электронике.

25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35В, а еще через несколько месяцев первый самолет был передан ВВС США. В 2013 году на авиационной выставке в Париже вице-президент компании Lockheed Martin заявил, что Израиль будет первой страной после США, которая получит на вооружение F-35. В ноябре 2014 года МО США заключило контракт на поставку самолетов, его сумма составила 4,7 млрд долларов.

В 2020 году началось серийное производство самолетов в Италии. В 2020 году новоизбранный президент США Трамп подверг жесткой критике проект F-35 из-за его непомерной стоимости. В ответ разработчики пообещали снизить цену до 85 млн долларов к 2020 году.

Устройство

F-35 относится к истребителям пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный при создании F-22 Raptor. Следует отметить, что F-35 оснащен более продвинутой авионикой, чем «Раптор». БРЭО истребителя, несомненно, является наиболее сильной стороной этой боевой платформы.

В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:

  • Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.
  • Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.
  • Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.
  • Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.
  • В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.
  • Система голосового распознания, с помощью которой летчик может управлять некоторыми системами F-35.
  • Истребитель оснащен целым рядом передовых систем прицеливания и связи. В их число входит комплекс обмена данными Link 16, который часто именуется «небесным интернетом».

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы и новейшие технологии. F-35 выполнен по технологии «стелс», разработчики не раз заявляли, что его заметность на экранах радаров даже меньше, чем у F-22. Для уменьшения ЭПР вооружение самолета находится во внутренних отсеках, хотя оно может быть размещено и на внешних узлах подвески. Форма истребителя также способствует уменьшению его заметности на экранах радаров.

Следует отметить, что грузовой отсек модификации F-35В меньше, чем на F-35А и F-35С из-за вентиляторной установки.

Модификации истребителя А и С оснащены двигателями Pratt & Whitney F135 – дальнейшим развитием модели F119, установленной на «Рапторе». На модификации с укороченным взлетом стоит F-35B, в разработке которого принимала участие британская компания Rolls-Royce Defence. Изначально перед разработчиками истребителя не ставилась задача обеспечить возможность сверхзвукового крейсерского полета, однако руководство Lockheed Martin утверждает, что F-35 способен лететь на скорости 1,2 Маха примерно 240 км.

Интересна конструкция силовой установки модификации F-35В. За кабиной пилота у нее установлен вентилятор, связанный жесткой передачей с двигателем, сверху и снизу он закрыт створками.

Во время зависания вентилятор начинает работать, а сопло двигателя отклоняется вниз почти под прямым углом (95°). Управление истребителем по рысканию и крену осуществляется с помощью дополнительных сопел. Взлет и посадка полностью контролируется бортовым компьютером, что упрощает работу летчика.

F-35B может взлетать и вертикально – правда при небольшой боевой нагрузке и неполных баках.

На F-35 использовано электрогидростатические приводы рулевых поверхностей, что позволило полностью отказаться от общесамолетной гидравлической системы и значительно уменьшить массу истребителя.

F-35 может использовать широкую номенклатуру вооружения. Все три модификации самолета вооружены автоматической 25-мм пушкой GAU-22/A, которая расположена над левым воздухозаборником. Ее боекомплект составляет 180 снарядов.

Модификации

  • F-35A. Наиболее простая и самая массовая модификация самолета, предназначенная для ВВС США и их союзников. Этот истребитель использует обычные взлетно-посадочные полосы наземных аэродромов.
  • F-35I. Самолет, разработанный для ВВС Израиля. По сути, это обычная «сухопутная» версия машины (F-35A), на которую установлена часть израильского оборудования: БРЭО, в том числе система РЭБ и СУО, а также оборудование кабины.
  • CF-35. Вариант самолета F-35A для ВВС Канады. От стандартной модели отличается только наличием тормозного парашюта (из-за обледенелых ВПП) и изменением в системе дозаправки в воздухе.
  • F-35B. Модификация с укороченным (вертикальным) взлетом и вертикальной посадкой, разработанная для американского КМП. Этот самолет планируют сделать основой ударной мощи новых десантных кораблей типа «Америка», которые по сути являются легкими авианосцами. Пока закупать истребители этой модификации планирует только Италия, а Великобритания уже официально отказалась от него.
  • F-35C. Модификация самолета, разработанная для военно-морских сил США и Великобритании. Она предназначена для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и приземление на нее с использованием финишера (у самолета есть посадочный крюк). Этот вариант истребителя отличается увеличенным крылом и хвостовым оперением, что позволяет ему более уверенно маневрировать на небольших скоростях и увеличивает полезную нагрузку. F-35C имеет вдвое большие радиус действия по сравнению с F/A-18C.

Все модификации истребителя F-35 унифицированы на 70-90 %.

Оценка проекта

Программа F-35 является самым дорогим военным проектом в истории человечества. Даже один этот факт – уже прекрасный повод для критики самолета, однако, несмотря на потраченные миллиарды долларов и годы разработок, в конструкции F-35 постоянно обнаруживают недоработки. Проблемы у самолета ценой более ста миллионов долларов воспринимаются общественностью особенно остро.

Многие эксперты ставят под сомнение соответствие F-35 критериям истребителя пятого поколения. Прежде всего это касается полета на сверхзвуке без использования форсажа. Тем не менее, разработчики неоднократно заявляли, что истребитель имеет такую возможность. Есть вопросы и к технологиям невидимости. В 2020 году F-35 проиграл воздушный бой F-15 из-за некачественного нанесения «стелс»-покрытия на фюзеляже.

Много вопросов вызывает операционная система истребителя, в ходе недавней проверки военные смогли обнаружить в ней 276 потенциальных уязвимостей. Однако если софт со временем все же будет доработан, то есть и недостатки, которые исправить уже не получится. К ним можно отнести следующие:

  • Недостаточная тяговооруженность (0,8-0,85), которая обусловлена сильно возросшей массой машины во время ее доработки.
  • Высокая удельная нагрузка на крыло, что существенно уменьшает маневренность истребителя.
  • Сравнительно небольшая масса вооружения, которую самолет может принять во внутренние отсеки.
  • Из-за довольно большой минимальной скорости, малой полезной нагрузки и чувствительности к огню с земли F-35 может оказаться недостаточно эффективным в качестве самолета непосредственной поддержки войск. Старый и испытанный А-10 «Тандерболт» в этом отношении выглядит куда предпочтительней.

К сильным сторонам F-35 можно смело отнести малую заметность для РЛС противника и мощнейший комплекс БРЭО самолета. Однако помогут ли они истребителю в реальном воздушном бою – этот вопрос остается открытым.

В завершение отметим: несмотря на всю критику, F-35 все же является довольно совершенной и передовой машиной. По-другому и быть не могло: слишком уж серьезные ресурсы – финансовые, организационные, интеллектуальные – вложила Америка в этот проект. Большинство проблем F-35 были изначально заложены в концепции этого самолета, а также в понимании его места в структуре вооружения американских ВВС.

Плохую шутку с американцами сыграла излишняя самонадеянность: посчитав, что в новом столетии у них уже не будет достойных противников, они начали создавать истребитель для войн наподобие балканской или иракской кампании, в которых противник изначально был слабее практически по всем параметрам.

Однако ситуация в мире развивается несколько по иному сценарию, в нем появляются новые центры силы – государства, уделяющие существенное внимание развитию вооруженных сил, в том числе и эффективной авиации. С большой долей вероятности можно сказать, что американским пилотам в будущем придется встретиться в небе с достойными противниками. И сможет ли F-35 гарантировать им победу – это очень большой вопрос.

F-35 Lightning II: история создания и характеристики

«Ежегодные эксплуатационные расходы на парк самолетов F-35, как ожидается, существенно превысят совокупные ежегодные эксплуатационные расходы парков сразу нескольких типов боевых самолетов предыдущего поколения». Это, пожалуй, квинтэссенция 60-страничного доклада, подготовленного специалистами Счетной палаты США (Government Accountability Office) и обнародованного в сентябре 2014 г.

Действительно, если общие эксплуатационные расходы на парк самолетов F-15C/D, F-16C/D, AV-8B и F/A-18A/B/C/D за год в приведенных на 2010 г. ценах на сегодня достигают 11,1 млрд. долл., то аналогичные затраты на парк F-35A/B/C, по расчетам американских экспертов, достигнут 19,9 млрд. долл. Таким образом, программа создания истребителя 5-го поколения F-35 вновь подтверждает статус самой дорогой в истории ВС США. Впрочем, не все так плохо – есть и приятные моменты.

Актуальные данные о F-35

В сентябре 2014 г. на традиционной Авиационно-космической конференции и выставке, проводимой ежегодно американской Ассоциацией Военно-воздушных сил (Air Force Association Air and Space Conference 2014), с достаточно интересным докладом выступила вице-президент корпорации «Lockheed Martin» и руководитель (директор) программы F-35 «Лайтнинг II» Лоррейн Мартин. В докладе, по состоянию на 10 сентября 2014 г., была представлена наиболее актуальная – с точки зрения компании-разработчика – информация по ходу реализации программы создания истребителя 5-го поколения F-35.


Первый австралийский F-35A

Согласно данному докладу, переход к стадии крупносерийного производства самолетов, предназначенных для всех трех видов ВС США, а также для поставки партнерам Соединенных Штатов по программе и наиболее «близким» союзникам Вашингтона, планируется осуществить уже во второй половине 2020 г. до этого выпуск всех трех модификаций F-35 – «обычной» (F-35A), с укороченным взлетом и посадкой (F-35B) и корабельного (авианосного) базирования (F-35C) – будет осуществляться в рамках программы мелкосерийного производства: с партии №1 (Lot I), в рамках которой для американских Военно-воздушных сил в период 2006-2011 гг. построено два самолета модификации F-35A, и до партии №11, о которой пока известно только то, что производство самолетов в ее рамках запланировано на 2016-2019 гг.

Впрочем, пока Министерство обороны США законтрактовало твердо – еще в сентябре 2013 г. – только 35 самолетов (F-35A – 24, F-35B – 7, F-35C – 4) в рамках седьмой партии совокупной стоимостью 11,45 млрд. долл. и сроком исполнения в течение 2012-16 гг., а также предварительно объявило о намерении заключить в этом году контракт на 43 машины, включая 19 самолетов F-35A, шесть F-35B и четыре F-35C, в рамках восьмой мелкосерийной партии – со сроком реализации задания в течение 2013-17 гг.

Причем начало поставок самолетов в строевые авиаэскадрильи видов Вооруженных сил США запланировано следующим образом:

  • Корпус морской пехоты (модификация F-35B): в июле 2020 г. состояния начальной оперативной готовности должна достичь первая эскадрилья, численность которой составит 10-16 истребителей. Самолеты должны будут иметь полностью работоспособное программное обеспечение типа Block 2B и быть способны решать задачи по обеспечению непосредственной авиационной поддержки, ведению наступательных и оборонительных действий, перехвату, сопровождению ударных групп, а также ведению «вооруженной разведки совместно с силами и средствами воздушно-наземных оперативных формирований морской пехоты (в оригинале Marine Air-Ground Task Forces-MAGTF)»;
  • Военно-воздушные силы (модификация F-35A): в августе – декабре 2020 г. состояния начальной оперативной готовности должна достичь первая эскадрилья численностью 12-24 истребителя. К тому моменту личный состав эскадрильи должен быть готов решать задачи по обеспечению непосредственной авиационной поддержки, перехвату, «ограниченному подавлению противника», а также борьбе с авиацией и средствами ПВО противника. По оценке экспертов, к этой дате все самолеты не смогут получить программное обеспечение (ПО) типа Block 3F;
  • Военно-морские силы (модификация F-35C): первая эскадрилья численностью 10 самолетов должна достичь состояния начальной оперативной готовности в период с августа 2018-го по февраль 2020 г. Истребители должны получить к тому моменту программное обеспечение типа Block 3F и способны решать все задачи, возлагаемые традиционно на авиацию ВМС США.

В докладе также указано, что иностранными партнерами по состоянию на 10 сентября 2014 г. законтрактовано в общей сложности 42 самолета семейства F-35 разных модификаций, в том числе:

  • Королевские ВВС Австралии – 14 истребителей F-35B;
  • Королевские ВВС Великобритании – два F-35B;
  • Королевские ВМС Великобритании – один F-35B;
  • Королевские ВВС Нидерландов – два истребителя F-35A;
  • ВВС Израиля – 20 доработанных под специфические требования израильских военных самолетов F-35I;
  • ВВС Италии – три «обычных» истребителя F-35A.

Как видно, пока невостребованным среди зарубежных – неамериканских – заказчиков истребителей семейства F-35 «Лайтнинг II» остается модификация F-35C, предназначенная для базирования на авианосцах. В списке перспективных эксплуатантов данной модификации, специально предназначенной для базирования на авианосцах с катапультным взлетом, пока числится только авиация ВМС США, законтрактовавшая в рамках мелкосерийных партий №№1-6, со сроком реализации в 2008-2016 гг., 18 машин, еще четыре самолета – в рамках контракта по партии №7 со сроком реализации до 2020 г., а еще четыре машины американские Военно-морские силы намереваются законтрактовать в рамках восьмой мелкосерийной партии с плановым сроком реализации до 2020 г.

Характеристики Lockheed Martin F-35 Lightning II:

МодификацияF-35A
Размах крыла, м10.70
Длина, м15.67
Высота4.33
Площадь крыла, м242. 70
Масса, кг
пустого самолета13300
нормальная взлетная20100
максимальная взлетная31800
Внутренние топливо, кг8382
Тип двигателя1 ТРДДФ Pratt Whitney F135
Тяга, кН
максимальная1 х 111
на форсаже1 х 178+
Максимальная скорость , км/ч2065 (M=1.67)
Максимальная крейсерская скорость, км/ч(M=1.5)
Практическая дальность, км2200
Боевой радиус действия, км1100
Практический потолок, м18288
Макс. эксплуатационная перегрузка9
Экипаж, чел1
Вооружение:20-мм шестиствольная пушка (опционально)
боевая нагрузка — 5000 кг
В стелс режиме — 2х 450-кг бомбы и 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAMS. В перегрузку — 2х 900-кг бомбы и 4 УР в 2 отсеках оружия.
В обычном режим используется 8 узлов подвески оружия

Боевые самолеты

Успехи иностранных заказчиков

По состоянию на 10 сентября 2014 г., поставила с конвейера в общей сложности 125 самолетов F-35 трех модификаций, которые все без исключения находятся на сегодня на территории Соединенных Штатов. В том числе и те машины, что построены в рамках контрактов с зарубежными заказчиками, даже несмотря на то, что официально эти самолеты переданы этим самым заказчикам. Они проходят испытания и используются для подготовки личного состава военно-воздушных сил стран-заказчиков.


Пара F-35C впервые выполняет дозаправку топливом от воздушного танкера КС-130 «Геркулес»

Важными событиями в программе F-35 этим летом стали выкатка 24 июля на предприятии в Форт-Уорте, штат Техас, первых двух самолетов, AU-1 и AU-2, предназначенных для Королевских ВВС Австралии. Последние, напомним, в рамках программы «Project Air 6000» намерены приобрести 72 самолета F-35A на общую сумму 12,4 млрд. австралийских долл. (около 11,6 млрд. долл.), кроме того, на сегодня в производственной программе заняты 30 австралийских компаний, получивших заказы на 412 млн. долл.

Первая австралийская машина, AU-1, была успешно облетана с аэродрома предприятия в Форт-Уорте 29 сентября 2014 г. Пилотировал истребитель старший летчик-испытатель «Lockheed Martin» Алан Норманн, полет продолжался около двух часов и принес, по заявлению представителей компании-разработчика, «положительные результаты».

Официальная передача обеих машин заказчику запланирована на конец 2014 г., после чего они будут передислоцированы на авиабазу ВВС США Льюк, штат Аризона, где в основном и осуществляется подготовка летчиков ВВС зарубежных стран – участников программы F-35. В следующем году планируется начать подготовку первых австралийских летчиков, а в 2020 г. первые F-35 должны совершить перелет в Австралию – первым боевой готовности с истребителями 5-го поколения должна достичь 3-я авиаэскадрилья австралийских ВВС. Поставка и ввод в строй всех 72 машин должна быть завершена к 2023 г.

На территории «континента кенгуру» самолеты намечается базировать на двух авиабазах национальных Военно-воздушных сил: на авиабазе Уильямтаун, штат Новый Южный Уэльс, и на авиабазе Тиндал, штат Северные территории. По данным австралийских источников, на этих двух авиабазах для обеспечения базирования (эксплуатации) самолетов F-35A будут построены соответствующие объекты инфраструктуры общей стоимостью около 1,5 млрд. долл. В дальнейшем возможно создание еще одной, четвертой, эскадрильи F-35, в результате чего общий заказ может быть доведен до 100 машин.

Следует также упомянуть и о другом важном зарубежном участнике программы создания истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг II», а именно о Японии. 8 июля завод по сборке F-35 в Форт-Уорте посетил министр обороны Японии Ицунори Онодера. Напомним, что Страна восходящего солнца не только разместила заказ на 42 самолета F-35A, но и намерена принять активное участие в производственной части программы. Пока Япония подписала контракт на поставку шести самолетов, а в этом году из бюджета уже выделено 627 млн. долл. на оплату первых четырех машин. Следует также отметить, что во время посещения завода в Форт-Уорте японский министр обороны подчеркнул – при снижении закупочной цены на F-35 его страна может рассмотреть возможность увеличения количества закупаемых истребителей. Высокое значение, которое участие в программе F-35 имеет для военного строительства Японии и ее национальной безопасности, было подчеркнуто и в вышедшей в начале августа очередной «Белой книге по обороне», подготовленной японским министерством обороны.

Наконец, 24 сентября с.г. стало известно, что Южная Корея завершила официальное оформление объявленного ею ранее, в марте 2014 г., выбора самолета F-35A как победителя тендера на перспективный истребитель F-X. В общей сложности южнокорейские военные намерены приобрести 40 машин данного типа, которые начнут поступать в войска начиная с 2020 г. В тендере, напомним, соперниками F-35A выступали американский истребитель F-15 «Сайлент Игл» и европейский «Еврофайтер Тайфун».

Тюнинг F22A, F22B и F22C

Повысить мощность F22A на ~15 л.с можно при помощи монтажа впускного коллектора от h33A, системы холодного впуска, заслонки на 68 мм, выпускного коллектора типа «4-2-1» и выхлопа с большим сечением.

Чтобы на маховике F22A было за 200 л.с., потребуется установка бронзовых направляющих для тюнингованных клапанов с доработанными тарелками. Также понадобятся облегченные шатуны и маховик, форсунки от h32A, поршни под степень сжатия 11, распредвал от Bisimoto (или подобный) в комплекте с еще одной немаловажной деталью – разрезной шестерней для точного выставления меток ГРМ.

На мотор F22B также подходит ГБЦ и все навесное оборудование от h32A, но многие хондоводы сразу скажут, что в случае с тюнингом F22B будет лучше сразу сделать свап на h32A Euro R, ставившийся на топовые версии таких моделей, как Accord и Prelude.


Тюнингованный двигатель Хонда F22B (VTEC) в подкапотном пространстве

Наиболее адекватным тюнингом F22C будет установка турбин, и будет лучше, чтобы этим занимались профессионалы. Низкий запас прочности всей линейки ДВС F22, к сожалению, не особо располагает к серьезным экспериментам.

Вообще, двигатели всего семейства под индексом «F» довольно сложны для хорошего тюнинга. Тем не менее, в свое время это были очень даже неплохие агрегаты, которые ставились в настоящие хиты японского автопрома, в тот же Odyssey, или Accord.

Риски и последствия

Впрочем, вице-президент «Lockheed Martin» и руководитель программы F-35 в этой компании Лоррейн Мартин отметила в своем докладе отнюдь не только позитивные моменты. Отдельно она вынуждена была остановиться на анализе проблемных вопросов, коих весьма не мало, а также на оценке тех рисков, которые могут в той или иной степени оказать влияние на будущее всей программы в целом.


F-35C выполнил посадку с зацепом троса аэрофинишера

Долгосрочные риски, по мнению, специалистов компании-разработчика, связаны в основном с секвестром бюджета Пентагона или пересмотром в сторону сокращения бюджетов военных ведомств других стран – участниц программы. С другой стороны, принимая во внимание радикальные изменения на геополитической карте мира в последнее время, имеющие отнюдь не положительный и мирный оттенок, ожидать сокращения расходов на оборону в странах, тем или иным образом участвующих в программе F-35, могут только отъявленные оптимисты. Да и представители основного заказчика данных истребителей – командования Вооруженных сил США – неоднократно подчеркивали: никакие бюджетные секвестры не затрагивали, не затрагивают и, как ожидается, не затронут в будущем самую дорогую программу вооружений Пентагона.

А вот краткосрочные риски для программы – более реальны и уже, как известно, оказывали негативное влияние на ход ее реализации.

Рисков такого рода несколько, но в последнее время на слуху в основном – необходимость устранения проблем с силовой установкой самолета и пока так и не снятые в связи с этим окончательно ограничения по полетным режимам, неизбежно оказывающие негативное влияние на ход программы летных испытаний «Молнии» нового поколения и на достижение всеми модификациями самолета состояния начальной оперативной готовности.

Ограничения по полетным режимам были введены в отношении всего парка F-35, как известно, в результате аварии, произошедшей 23 июня 2014 г. с истребителем F-35A (AF-27) во время выполнения взлета с взлетно-посадочной полосы авиабазы ВВС США Эглин, штат Флорида.

Летчик готовился к совершению очередного тренировочного полета, когда в районе двигательного отсека возник пожар. Группа быстрого реагирования оперативно потушила пожар при помощи пенного раствора, в то время как летчик, по словам кэптена Пола Хааса, заместителя командира 33-го истребительного авиакрыла (готовит пилотов и техников для эксплуатации F-35 в интересах ВВС, ВМС и КМП США), «выполнил необходимые процедуры, что позволило ему безопасно прервать задание, заглушить двигатель и покинуть самолет», не получив травм или ранений.

На следующий день по решению командира 33-го авиакрыла и руководства Управления объединенных программ МО США была временно приостановлена подготовка летчиков на всех модификациях F-35 на авиабазе Эглин, а 3 июля совместной директивой командования ВВС, ВМС и КМП США, а также руководства программой со стороны исполнителя и заказчика были прекращены полеты всех самолетов данного типа – до выяснения причин произошедшей аварии. «Принято решение провести дополнительное обследование двигателей F-35, а возобновление полетов может иметь место только в зависимости от результатов обследования и анализа данных», – указывалось в сообщении Минобороны США.

Примечательно, что незадолго до этой аварии – 13 июня – полеты F-35 уже временно прекращались в связи с тем, что на принадлежащем авиации КМП США истребителе F-35B во время полета в небе Аризоны возникли неполадки с силовой установкой – была выявлена утечка топлива. Правда, в тот раз обошлось без возгорания.

В результате PR-составляющей программы F-35 был нанесен серьезный удар: руководство Минобороны США и компании-разработчика приняло решение отказаться от демонстрации F-35 на знаменитом британском авиашоу RIAT (Royal International Air Tattoo), проходившем 11-13 июля 2014 г., и в демонстрационной и статической части программы аэрокосмического салона Фарнборо-2014, проводившегося сразу за RIAT.

Согласно утвержденным ранее планам, в работе выставки должны были принять участие три истребителя F-35B, включая один британский, которые должны были стать в буквальном смысле гвоздем демонстрационной программы авиасалона в Фарнборо в этом году. Причем мероприятие это планировалось обставить максимально помпезно – фактически это был бы первый случай, когда новейший американский боевой самолет, поднявшийся впервые в небо в декабре 2006 г., преодолел бы океан и разместился на территории другого государства. Подчеркнуть важность момента должно было участие в авиашоу ветерана Фолклендской войны – самолета вертикального взлета и посадки «Sea Harrier». До появления на Фарнборо один из F-35B должен был выполнить короткую демонстрационную программу на авиашоу RIAT: взлет с коротким разбегом, полет и посадка по-вертикальному.

Однако, как говорится, не срослось – новейший истребитель 5-го поколения на международной аэрокосмической выставке заменила пластиковая копия. «Молния» второго поколения так и не пересекла пока Атлантический океан.

Впрочем, на Фарнборо зато были обнародованы предварительные и, как позже оказалось, действительные причины аварии. В частности, на специально созванной пресс-конференции руководитель программы F-35 со стороны заказчика генерал-лейтенант Кристофер Богдан заявил, что установленной причиной возгорания в двигателе самолета F-35A стало разрушение лопатки трехступенчатого компрессора низкого давления (КНД). Последний выполнен с использованием так называемой «блиск»-технологии, подразумевающей применение в турбине ротора с цельнофрезерованными лопатками (integrally bladed rotor – IBR), которые представляют собой единое целое и позволяют значительно снизить массу турбины. Каждая из трех ступеней КНД отделяется друг от друга статором и вращается внутри специального кожуха, причем компоновка здесь настолько плотная, что трение лопаток о кожух допускается – в приемлемых, конечно, масштабах. В случае с аварией 23 июня трение «существенно превзошло ожидания», в результате чего возникли механические повреждения, приведшие в итоге к возгоранию. По словам генерала Богдана, члены комиссии, расследовавшей обстоятельства аварии 23 июня, уже через две недели изучения обстоятельств смогли установить наиболее вероятное место, то есть трехступенчатый КНД, где возникла нештатная ситуация. Остальное было, как говорится, делом техники.

При этом на остальных обследованных двигателях самолетов F-35 данный дефект выявлен не был, так что американцы на данный момент не могут с уверенностью сказать – либо 23 июня проявился лишь единичный дефект, либо же это одна из «болевых точек» F135. «На всех 98 других обследованных двигателях данная проблема выявлена не была», -отметил генерал-лейтенант Кристофер Богдан.

«Данные, которые у нас есть на данный момент, говорят о том, что так называемой системной проблемы нет, – заявил в свою очередь журналистам заместитель министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнк Кендалл. – Мы понимаем, что на самом деле произошло, и вопрос заключается в том – почему это произошло».

Причем он подчеркнул, что такое трение лопаток было ожидаемым и не вызывало какого-то беспокойства, но возникшая в данном случае нагрузка оказалась выше прогнозируемой.

Примечательно, что серьезная проблема в трехступенчатом КНД уже возникала – в декабре 2013 г. во время стендовых испытаний произошло разрушение первой ступени КНД, отработавшей на тот момент 2200 ч, что, по данным компании-разработчика, эквивалентно 9 годам эксплуатации. В результате было принято решение доработать конструкцию двигателя, что, в частности, предусматривало отказ от применения пустотелых лопаток в первой ступени КНД, поскольку разрушение произошло именно в области такой пустотелой лопатки (лопатки на 2-й и 3-й ступенях выполнены цельными). В итоге, правда, масса двигателя, как утверждается, выросла на 6 фунтов (ок. 2,72 кг).

История создания

Работы по новому ударному самолету начались еще в середине 80-х годов, программа его создания носила название ASTOVL. Над ней совместно трудились специалисты НАСА и британского летно-исследовательского центра. Их целью было создание новой машины вертикального взлета и посадки, которая бы смогла заменить легендарный, но к тому моменту уже устаревший СВВП «Харриер».

Однако разработчикам программы не повезло. Холодная война подходила к концу, и военные бюджеты резали безжалостно. Поэтому в начале 90-х годов ASTOVL был закрыт.

Примерно в это же время Министерство обороны США выдвинуло идею создания единого универсального самолета, способного заменить целый ряд боевых машин, разработанных в 70-е и 80-е годы. Подобная концепция показалась весьма привлекательной, особенно заманчиво она выглядела с финансовой точки зрения. Особый акцент военные делали на уменьшении стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактических работ, что составляет около 60% цены жизненного цикла любого современного боевого самолета.

В 1995 году была подготовлена спецификация для изготовителей, в конкурсе приняли участие две компании: Lockheed Martin и Boeing. На первом этапе они должны были создать самолеты-демонстраторы.

Их испытания начались в 2001 году, и очень быстро выяснилось, что Х-35 – прототип, созданный «Локхидом», – наголову превосходит своего конкурента. На отечественных ресурсах часто пишут, что в начале 90-х специалисты «Локхида» сотрудничали с КБ Яковлева, где они и позаимствовали схему, разработанную советскими конструкторами для СВВП Як-141.

Так или иначе, Lockheed Martin был признан победителем, и дальнейшее финансирование программы взял на себя целый консорциум, в который, кроме США, вошли еще Британия, Канада, Дания, Турция, Голландия, Италия. В тот период ее стоимость оценивалась в 230 млрд долларов, но очень скоро этот бюджет был превышен. Сегодня эксперты, говоря о JSF, называют совсем другие суммы…

Перед конструкторами стояла весьма нетривиальная задача, поэтому продвижение проекта шло сложно. Уже в 2002 году было выявлено значительное (до 30%) перетяжеление конструкции самолета. В ответ на это появился специальный отдел, который занимался уменьшением массы машины. Решить проблему удалось только к 2004 году, причем для этого инженерам пришлось изрядно попотеть.

Заказчики еще более усложняли «жизнь» конструкторам, регулярно внося изменения в проект. Еще на его начальных этапах ВМС США несколько раз корректировали свои желания относительно летно-технических характеристик палубного истребителя. При этом из-за специфики программы любые изменения одной модификации сразу же приводили к переделкам других вариантов самолета, что немедленно удорожало проект.

Сложнее всего продвигались работы над F-35B – самолетом с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Если для силовой установки палубной и сухопутной модификации истребителя можно было взять проверенный на «Рапторе» двигатель F119, то для СКВВП пришлось создавать новую силовую установку с подъемным-маршевым двигателем. При этом по весу и габаритам ее необходимо было вписать в конструкцию унифицированного самолета, что совсем непросто сделать технологически.

В итоге пришли к схеме с поворотным соплом и дополнительным вентилятором. Ее значительным минусом является лишний вес – общая масса подъемного двигателя составляет примерно 1800 кг – который постоянно вынужден «возить» истребитель, уменьшая таким образом полезную нагрузку. Однако, тщательно проработав все другие варианты, конструкторы признали подобную схему наиболее оптимальной.

Не без сложностей продвигалась работа и над палубной модификацией F-35С. Первоначально самолет хотели оснастить двигателем с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем, повысив тем самым взлетно-посадочные характеристики машины. Однако позже от подобных элементов конструкции решено было отказаться. Палубная версия впервые поднялась в небо в 2009 году, а в 2012 году разразился скандал – в прессу попал отчет о ее испытаниях. F-35С провалил все девять попыток посадки на имитатор палубы авианосца. Причиной была неудачная конструкция тормозного гака истребителя. Более того, в статье утверждалось, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец». Практически сразу представители разработчика опровергли эту информацию, заверив общественность, что над проблемой уже работают, и вскоре она будет решена. Судя по тому, что в 2014 году F-35C уже успешно садились на палубу авианосца, эта недоработка действительно была исправлена.

Сложности, которые возникли в процессе реализации программы JSF, привели к ее значительному удорожанию и неоднократному переносу сроков начала эксплуатации самолета. В 2010 году в военном ведомстве США заявили об увеличении стоимости программы на 50%, а одного истребителя – до 113 млн долларов. Возникла даже идея отказаться от модификации F-35В, которая вызвала настоящий взрыв негодования у морпехов. Все это, конечно, не могло не вызывать раздражения у участников программы.

Первым терпение лопнуло у обычно флегматичных скандинавов — в 2010 году о своем выходе из проекта объявила Дания. В 2012 году об аналогичном решении сообщила Австралия. Представителей этой страны вообще можно назвать самыми последовательными критиками программы JSF. На протяжении нескольких лет они вели с американцами переговоры о закупке F-22, но в этом вопросе позиция США всегда была неизменна – «Раптор» иностранным государствам не продается.

Рассматривала возможность выхода из программы и Канада. Правда, только в том случае, если стоимость истребителя и дальше будет расти, а сроки начала его эксплуатации переноситься.

В 2010 году контракт на покупку 20 F-35 заключил Израиль. Согласно ему, израильской стороне было позволено укомплектовать истребитель значительным количеством систем собственного производства. К 2020 году ВВС Израиля планируют закупить 40 самолетов.

В начале 2011 года первый серийный F-35 поднялся в воздух, а через несколько месяцев он был передан в эксплуатацию ВВС США.

13 апреля 2012 года была изготовлена первая машина для Великобритании. В марте 2020 года заработала сборочная линия «Лайтингов» в Италии. В этой стране будут собирать машины для собственных ВВС, так и самолеты для вооруженных сил Нидерландов.

В том же году было объявлено о переносе сроков начала эксплуатации на 2020 года из-за проблем с системами вооружения и программным обеспечением самолета.

В настоящее время на вооружении армии США находятся чуть более сотни F-35 различных модификаций. Великобритания располагает 10 машинами модификации F-35В. Девять самолетов находится в эксплуатации в ВВС Израиля (у них своя модификация F-35I с большим количеством собственной электроники). По два самолета используют вооруженные силы Австралии и Голландии, три – ВВС Италии. В прошлом году один самолет F-35А получила Япония.

Туман рассеивается или что там насчет титана

15 июля 2014 г. эксплуатация F-35 была вновь разрешена, но с определенными ограничениями: максимальная скорость полета – не более 0,9М; угол атаки – не более 18 град. ; перегрузка – от -1g до +3g; после каждых трех часов налета – проводить с использованием бороскопа обследование проблемной части двигателя.

К концу июля максимальная разрешенная скорость полета для тех двадцати F-35, которые привлечены к программе испытаний, была повышена до 1,6М, а допустимая перегрузка-до 3,2g, но для 79 остальных машин, задействованных, в том числе, в процессе подготовки летного и технического составов, ограничения оставлены прежними.

В самом конце июля компания-разработчик также успешно провела испытания F-35B боковым ветром и посадкой на мокрую ВПП. В общей сложности на данном этапе испытаний, проходившем на авиабазе Патуксент-Ривер и продолжавшемся 41 день, самолет BF-4 совершил 37 полетов. По результатам испытаний разработчик объявил, что самолетам разрешено выполнение обычных и укороченных взлетов и посадок при боковом ветре до 20 узлов (около 37 км/ч или 10,3 м/с).

Тем временем, в начале сентября с.г. личный состав 121-й истребительно-штурмовой авиаэскадрильи авиации КМП США, дислоцированной на авиабазе морской пехоты Юма, приступил к выполнению цикла подготовки, необходимого для получения в июле 2015 г. статуса «начальной оперативной готовности» (ЮС) для F-35B.

Однако выполнять данную задачу приходится в рамках эксплуатационных ограничений, наложенных после аварии, имевшей место 23 июня с.г. на F-35A на авиабазе Эглин, штат Флорида. В частности, через каждые три часа налета самолета его двигатель должен пройти тщательное обследование. И хотя последнее длится всего 30-45 мин., с учетом необходимости проведения дополнительных обеспечивающих мероприятий общее время, на которое самолет выпадает из работы, становится весьма не малым.

«Данные ограничения существенно снижают величину налета, которую мы можем достигнуть в течение конкретного дня», – подчеркивает командир эскадрильи подполковник Стив Жиллетт. С другой стороны, техникам эскадрильи уже удалось снизить межполетный интервал – минимальное время, необходимое для подготовки самолета к новому вылету – с 4,5 часов до примерно 2 часов. «Наша цель – снизить данный интервал до одного часа, – отмечает подполковник Жиллет, – и я считаю, что это нам вполне по силам».

Словно в ответ на чаяния летчиков, генерал-лейтенант Богдан, выступая 15 сентября на упомянутой в начале материала конференции, организованной американской Ассоциацией ВВС, подчеркнул: выявленные технические проблемы с двигателем F135, ставшие причиной июньской аварии, будут устранены разработчиком до конца текущего года. Причем руководство «Pratt & Whitney» обещало взять все расходы на себя. Завершить же полностью расследование аварии и объявить о ее причинах обещано до конца сентября с.г. По оценкам генерал-лейтенанта Богдана, данная авария привела к задержке в программе испытаний на 30-45 дней.

Примечательно, что в этом году двигатель и его производителя постиг очередной скандал: в конце августа в прессе появилась информация о том, что еще в мае по решению заказчика и исполнителя поставки двигателей были временно прекращены – в результате проверки 10 двигателей выяснилось, что при их производстве использовался «подозрительный» титан. Под подозрение попали затем еще 4 двигателя, еще не законтрактованных МО США. Причем в июньском отчете специалистов МО США указывалось: одна из причин возникающих с двигателем проблем – «непрекращающаяся плохая работа с поставщиками».

Компания-разработчик провела соответствующие работы по замене «подозрительных комплектующих» на таких двигателях, но с другой стороны подчеркнула – поставленные ранее 147 двигателей «не представляют никакого риска с точки зрения безопасности полетов». Впрочем, принимая во внимание июньскую аварию, было решено приостановить на время поставки двигателей для F-35 – до завершения расследования и устранения разработчиком выявленных недостатков. Кроме того, было распространено предупреждение о «подозрительном поставщике», которым является американская , расположенная в Вест Бриджуотер, штат Массачусетс. Причем данная компания является традиционным поставщиком металла для «Pratt & Whitney» уже на протяжении почти 50 лет. Представители «А&Р Alloys Inc.», впрочем, с такой постановкой вопроса не согласились, указав попутно на то, что «Pratt & Whitney» не представила им результаты исследования, и намерены доказать, что с их титаном – все в порядке.

Повышенные обязательства

18 сентября агентство «Рейтер» сообщило, что и Министерство обороны США «близки к подписанию соглашения стоимостью почти 4 миллиарда долларов», согласно которому планируется закупить восьмую малосерийную партию (LRIP) в количестве 43 самолетов F-35. Среди прочего данный контракт, по расчетам специалистов, приведет к снижению закупочной стоимости одной машины на 2-4%.

Последнее – важное достижение, поскольку расходы на разработку и постройку 2457 истребителей семейства F-35 для американских Вооруженных сил в общей сложности оцениваются в 398,6 млрд. долл. (включая 68,4 млрд. долл. – на двигатели), а стоимость эксплуатации всего этого парка в течение следующих 50 лет обойдется еще в 1 трлн. долл. С такими расходами на вес каждый процент снижения закупочной стоимости истребителей 5-го поколения и каждый цент, сэкономленный на их эксплуатации.

Если расчеты специалистов окажутся верны, то закупочная стоимость одного F-35A в итоге снизится с 98 млн. долл., прописанных в контракте на седьмую малосерийную партию F-35, до порядка 94-96 млн. долл. Это, кстати, не считая двигателей, которые закупаются Пентагоном по отдельным контрактам у . Представители последней во второй половине сентября с.г. сообщили, что на финальную стадию вышли переговоры по контрактам на седьмую и восьмую партии двигателей, что позволит компании снизить поставочную цену на один двигатель на 7,5-8%.

В июле 2014 г., напомним, руководство , «BAE Systems» и «Northrop Grumman» уже объявило о планах инвестировать 170 млн. долл. в программу сокращения издержек и стоимости F-35, что в итоге должно было позволить поставщику и заказчику сократить общие расходы по программе в общей сложности на 1,8 млрд. долл. Причем представители подрядчиков по программе «единого истребителя» JSF (F-35) особо подчеркивали, что, поступательно продвигаясь в этом направлении дальше, они смогут в итоге к 2020 г. «сбить» закупочную стоимость одного истребителя, включая и стоимость силовой установки, до менее чем 80 млн. долл. Об этом, в частности, заявила на уже упомянутой в начале Авиационно-космической конференции и выставке, организуемой традиционно американской Ассоциацией Военно-воздушных сил, руководитель программы F-35 в Лоррейн Мартин. Аналогичные меры по снижению стоимости проводят и и «Rolls-Royce Holdings Pic», которые поставляют, соответственно, двигатели и подъемные вентиляторы для «Молнии» нового поколения.

Еще один способ снижения закупочной стоимости одной машины, предложенный специалистами «Lockheed Martin», заключается в том, чтобы «группировать в блоки» заказы от разных покупателей (стран). По словам руководителя программы F-35 от Министерства обороны США генерал-лейтенанта Кристофера Богдана, «в течение следующих трех лет производство будет удвоено, а в течение следующих пяти лет – утроено».

Впрочем, чтобы все намерения военных сбылись, а риски для программы F-35 были сведены к минимуму, руководству Пентагона, по мнению специалистов Счетной палаты Соединенных Штатов, необходимо выполнить ряд рекомендаций. Что из этого выйдет – покажет время.

возможностей F-35 | Локхид Мартин

F-35 Лайтнинг II