Ответный огонь: первый «Супер Бэкфайр» пойдет в учебку | Статьи
Российские военные готовятся к получению уникальных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3М. У летчиков эта машина уже получила прозвище «Супер Бэкфайр» (от англ. backfire — «ответный огонь»). Правда, как рассказали «Известиям» в Минобороны, новинка после испытаний не сразу пойдет в войска. Первые машины поступят в учебный центр дальней авиации в Рязани, где на них будут тренироваться военные летчики со всей страны. Новая система подготовки позволит оперативно перевооружать на Ту-22М3М сразу несколько авиационных полков.
Новейший ракетоносец — это глубокая модернизация дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Машина получила уникальный прицельный комплекс, позволяющий на расстоянии в тысячи километров с высокой точностью поражать стационарные объекты, бронетехнику и даже корабли вероятного противника. Помимо обычных бомб в арсенале самолета гиперзвуковые ракеты Х-32 и перспективные малогабаритные крылатые ракеты.
Вопреки сложившейся практике по решению руководства ВКС новейшие образцы техники не сразу пойдут в войска, а поступят в учебный центр дальней авиации в Рязани. После того как экипажи со всей страны пройдут там курс обучения, они вернутся в свои полки и будут готовы принять новую технику. Раньше командование назначало так называемый лидерный полк. Эта часть полностью перевооружалась и переучивалась на новые образцы техники, а остальные подолгу ждали своей очереди. Теперь же на авиабазах по всей стране будут служить офицеры, прошедшие подготовку в учебном центре и готовые поднять в воздух Ту-22М3М, как только он придет в их полк. Курс переподготовки пилота занимает примерно два-три месяца.
Точная дата передачи техники военным будет определена после окончания испытаний, которые еще продолжаются.
Название бомбардировщика Ту-22М3М отличается от предшествующей модификации только одной буквой. Но это совершенно другая машина, получившая множество дополнительных возможностей.
Ракетоносец имеет новое радиоэлектронное оборудование, системы навигации и управления вооружением, а вся необходимая пилоту информация высвечивается на дисплее. Значительная часть бортового оборудования унифицирована со стратегическим бомбардировщиком Ту-160М. Ту-22М3М могут нести на борту корректируемые авиабомбы и крылатые ракеты, в частности Х-32. Это одни из самых совершенных российских крылатых ракет, которые могут применяться с различных высот и значительного расстояния как по площадным, так и по точечным целям.Инструкторы учебного центра уже начали осваивать новую технику во взаимодействии с представителями производителя, рассказал заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов.
— Они ездят на завод, изучают инструкции по применению этого летательного аппарата, — сказал он «Известиям». — Чтобы самолет поставить в полк, надо иметь там инструкторов и подготовленных летчиков. А в Рязани есть вся необходимая учебно-материальная база. Сначала там подготовят инструкторов, разработают методические материалы, а затем будут готовить пилотов со всей страны для боевой работы.
По мнению Игоря Маликова, для летного состава переобучение должно быть не слишком сложным, поскольку управление машиной на взлете и посадке несильно поменялось после модернизации. Гораздо больше усилий при переподготовке предстоит приложить штурманам, которые должны будут работать с системами высокоточного оружия, установленными на борту нового самолета.
Автор фото
Описание картинки
— Сейчас просто высыпать боеприпасы по площадям бессмысленно, — пояснил он. — Всё идет к тому, что каждый снаряд должен ложиться точно в цель. Для этого нужны современные спутниковые системы навигации, система определения местоположения и наведения крылатых ракет.
Использование первых самолетов в учебном центре не только сэкономит время, но и обеспечит подготовку пилотов на более продвинутом уровне, считает экс-командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России Валерий Горбенко.
— Уровень подготовки в центре будет выше, чем в полках, — отметил он. — Там будут испытатели, они переучат первые экипажи. В дальнейшем прошедшие подготовку на базе центра пилоты смогут передавать знания сослуживцам. И к моменту поступления серийных образцов в войска весь летный состав уже будет готов.
О решении Минобороны модернизировать Ту-22М3 до Ту-22М3М было объявлено еще в 2012 году. По планам авиационные части должны перейти на новую технику в 2020–2021 годах, однако до сих пор еще ни одна машина не была поставлена в войска — сроки сдачи несколько раз переносились.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
казанский самолёт, перелетевший в XXI век « Республика Татарстан
Опубликовано: 15.01.2020 15:15
Ту-22М3. Борт к взлёту готов!
В прошлом номере нашей газеты мы рассказали об истории тяжёлого сверхзвукового ракетоносца Ту-22. Сегодня нашей темой стал путь Казанского авиазавода к созданию Ту-22М3, несущему службу в российских ВВС.
ИНТРИГА С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ
Уже к середине шестидесятых Ту-22 перестал удовлетворять военных по тактико-техническим характеристикам и сложности пилотирования.
– Необходимую подъёмную силу стреловидные крылья самолёта создавали лишь на высокой – более 350 километров в час – скорости, – рассказывал в недавнем интервью нашей газете заслуженный лётчик-испытатель Алексей Никонов. – Двигатели, расположенные сзади над фюзеляжем, долго не давали машине поднять нос. Взлёт с вытянутым на живот штурвалом казался мучительно медленным, отрыв происходил, что называется, с последней плитки трёхкилометровой полосы.
Компоновка самолёта была «заточена» на сверхзвук, но летать на такой скорости (на форсаже) Ту-22 долго не мог из-за малого ресурса двигателей и огромного расхода топлива. Требовалось создать машину, способную эффективно работать и на дозвуковых режимах. Но когда специалисты заговорили о необходимости замены Ту-22, «наверху» вспыхнул скандал: получалось, что совсем недавно на вооружение был принят… устаревший самолёт. Дабы сохранить реноме и не остаться на голодном пайке, туполевцы предложили модернизацию имеющейся модели с установкой крыла изменяемой стреловидности.
На малых скоростях такое крыло расправлено, на больших – складывается назад, снижая сопротивление воздуха: военные с энтузиазмом говорили о его универсальных перспективах. Тем более что опыт создания этого сложного агрегата в СССР уже имелся.
ОКБ Туполева поставляло в Казань основные расчёты и чертежи. Изготовление же опытных самолётов, включая изменения конструкции в ходе доводки, происходило исключительно на 22-м заводе. Без посредников процесс шёл довольно эффективно, тем более что с кадровым резервом проблем не было. Символично, что некоторым студентам Казанского авиационного института удалось увидеть первый полёт Ту-22М прямо из окон своих аудиторий
– На заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, которым, к слову, руководил наш будущий директор Виталий Копылов, к этому моменту осваивался выпуск истребителя-бомбардировщика Су-17 с крылом изменяемой стреловидности, – рассказывает бывший заместитель генерального директора КАПО им.
…Вопреки официально утверждённому плану, время потребовало в корне изменить всю конструкцию машины, начиная с переноса двигателей внутрь фюзеляжа и установки воздухозаборников по бокам. Эргономичная кабина с новым оборудованием вмещала теперь четырёх расположенных попарно членов экипажа, включая второго пилота, которого так недоставало на Ту-22. Появилась у них и виртуальная помощница, ласково именуемая Ритой, – речевой информатор РИ-65Б.
Важнейшим шагом вперёд стала автоматическая бортовая система управления (АБСУ).
– АБСУ состояла из нескольких десятков блоков – металлических «чемоданчиков» общим весом более 250 килограммов, – продолжает Владимир Бузницкий. – По сравнению с нынешними компьютерами она кажется, наверное, громоздкой, но тогда это было самое современное, избавленное от радиоламп оборудование на основе полупроводников и интегральных микросхем. Система значительно облегчала труд экипажа, делала полёт безопаснее, парируя все несанкционированные эволюции самолёта, и позволяла более эффективно использовать его боевые возможности. Для шестидесятых всё это выглядело настоящей революцией.
В итоге «модернизация», как утверждают ветераны 22-го завода, оставила от прежнего самолёта «только переднюю стойку шасси».
БУМАГИ – В МОСКВЕ, РАБОТА – В КАЗАНИ
ОКБ Туполева поставляло в Казань основные расчёты и чертежи. Изготовление же опытных самолётов, включая изменения конструкции в ходе доводки, происходило исключительно на 22-м заводе. Без посредников процесс шёл довольно эффективно, тем более что с кадровым резервом проблем не было.
Символично, что некоторым студентам Казанского авиационного института удалось увидеть первый полёт Ту-22М прямо из окон своих аудиторий.
– Это произошло 30 августа 1969 года, – вспоминает Владимир Бузницкий. – Я сидел в третьем здании КАИ на подведении итогов летней практики, когда раздался гул турбин. Студенты бросились к окнам и успели увидеть самолёт, пока он разворачивался над городом.
Создатели линейки самолётов Ту-22М – Ту-22М3 у летающей лаборатории.
В первый полёт новую машину поднимали будущие Герои Советского Союза лётчики-испытатели Борисов и Веремей. В дальнейшем Борис Иванович Веремей (1935–2002), несколько лет до этого работавший в Казани в качестве заводского лётчика, стал главным испытателем Ту-22М в ОКБ Туполева. Он же впервые показывал самолёт высшему руководству страны. «Веремей носился над взлётной полосой, как демон, делал крутые горки, заваливал глубокие крены, демонстрируя макеты висевших под фюзеляжем ракет», – пишет в своих воспоминаниях бывший главком дальней авиации Василий Решетников (отметивший, к слову, в декабре своё 100-летие). Однако «это было зрелищно, и не более того».
Самолёт произвёл впечатление, но по-прежнему не дотягивал до требований военных по скорости и дальности полёта, а потому в серию не пошёл.
БЫСТРЕЕ И ДАЛЬШЕ
Совершенствование машины привело к созданию модели Ту-22М1, а затем – Ту-22М2. В конструкцию самолёта была внесена масса изменений. Новыми стали и двигатели НК-22, и крыло с изменяемой геометрией. Несущая обшивка крыла изготавливалась теперь с внутренними Т-образными рёбрами жёсткости. Листы обшивки для поворотной части крыла целиком фрезеровались из 15-метровой алюминиевой плиты толщиной в 50 миллиметров. Для этого на заводе в итоге внедрили большое количество новейших станков с ЧПУ – числовым программным управлением.
Настоящего искусства требовало и возведение стапелей, где крылья собирались. Если не вдаваться в технические подробности, то процесс чем-то напоминает изготовление литейной формы для статуи какого-нибудь Церетели. Только точность этой формы на несколько порядков выше.
«Машина была серьёзным аргументом в противостоянии с США.
Не зря же натовцы дали самолёту название «Бэкфайр» – «ответный огонь». Дальнейшим развитием «Бэкфайра» стал Ту-22М3: госиспытания этой машины завершились в 1981 году, а эксплуатация с успехом продолжается по сей день
– Подготовка всей конструкции занимала как минимум полтора месяца, – говорит бывший начальник стапельного цеха Альберт Чудаков. – Ведь каждая из сотен деталей, использованных при сборке, на стапеле должна идеально встать на своё место. О требовании к точности можно судить уже по тому факту, что внутренние объёмы крыла служили топливными баками…
Параллельно с лётными улучшались и боевые качества самолёта. Двадцать тонн боеприпасов на борту позволяли разнести в пыль танковый полк на марше, что и было (на примере отжившей своё бронетехники) продемонстрировано генсеку ЦК КПСС Леониду Брежневу. Несмотря на казус с вылетевшими стёклами, когда до ВИП-трибуны неожиданно докатилась ударная волна, Ту-22М2 приняли на вооружение.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ
В ночь на 14 мая 1976 года уже упомянутый Василий Борисов произвёл на этом самолёте перелёт на Дальний Восток и обратно с двумя дозаправками. Рекордный 15-часовой перелёт был зафиксирован, как оказалось, не только советскими специалистами, но и американским спутником. В итоге уже на следующий день на переговорах по ограничению стратегических наступательных вооружений заокеанские партнёры перевели Ту-22М2 в разряд «стратегов» и потребовали снять с самолёта заправочную штангу, а выпуск машин ограничить тремя десятками в год. Доводы о том, что бомбить США с дозаправкой у их берегов – ненаучная фантастика, не подействовали.
– Американцы потребовали не просто удалить внешнюю часть заправочной штанги, но и демонтировать довольно сложное внутреннее оборудование, связанное с топливной системой, – рассказывает Владимир Бузницкий. – Мы вынуждены были выполнить это требование. Тем не менее машина была серьёзным аргументом в противостоянии с США. Не зря же натовцы дали самолёту название «Бэкфайр» – «ответный огонь».
Дальнейшим развитием «Бэкфайра» стал Ту-22М3: госиспытания этой машины завершились в 1981 году, а эксплуатация с успехом продолжается по сей день. Самолёт получил мощные и при этом экономичные двигатели НК-25 с тягой по 25 тонн и характерные воздухозаборники в форме перевёрнутого ковша. Именно эта машина с дальностью 6800 километров, скоростью до 2300 километров в час и бомбовой нагрузкой до 24 тонн в полной мере удовлетворила требования военных. К тому же самолёт, помимо модификаций прежней ракеты Х-22, вооружили гиперзвуковой ракетой Х-15.
Не только ядерные, но и обычные вооружения делают самолёт грозным противником. В Афганистане, к примеру, эти машины прикрывали вывод советских войск, в буквальном смысле обращая горы с моджахедами в тихие долины, а в Сирии, напротив, отличились высокоточными ударами. При этом, в отличие от американцев, зацикленных на крайне затратном управляемом оружии, использовали самые обычные авиабомбы. Секрет – в новейшем прицельном комплексе, открывающем бомболюк в нужное мгновение. Это хороший пример «асимметричного ответа» в той дискуссии, которую вынуждена вести с заокеанскими партнёрами наша страна.
Материал подготовлен при содействии Янины Чурбановой, директора музея КАЗ им. С.П.Горбунова – филиала ПАО «Туполев».
Фото: Из фондов музея КАЗ
Подпишитесь на канал «Республики Татарстан» в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий
23.05.2023Гарантировать прозрачность голосованияИзбирательные бюллетени на предстоящих довыборах отправлены на участки Передача избирательных бюллетеней для проведения дополнительных выборов в Госсовет Татарстана состоялась в полиграфическо-издательском комплексе «Идел-пресс. 1890 |
23. 05.2023Стал примером для боевых товарищейМедалью «За отвагу» за мужество, отвагу и героизм, проявленные в ходе специальной военной операции, указом главы государства награждён бугульминец Игорь Арчибасов. 1960 |
23.05.2023«Мы начинаем осознавать свою идеологию»Известный российский философ Александр Дугин выступил в Казани Происходящее сегодня на Украине – это столкновение двух глобальных принципиальных точек зрения о том, что такое цивилизация. Таким мнением с казанцами поделился известный российский философ и публицист, основатель теории евразийства Александр Дугин. 1900 |
23.05.2023Дела имущественныеКак признать садовый дом жилым? 1790 |
23. 05.2023Время выбрало насО наших ребятах-контрактниках. Они настоящие герои Мы в семье жили до февраля 2022 года армейскими буднями: сын после окончания вуза в 2009 году выбрал контрактную службу. Ушёл простым бойцом в десантную бригаду. 2060 |
Обновленный бомбардировщик с обратным огнем угрожает ВМС США | Труды
Бомбардировщики ВВС России вернулись в противокорабельный удар. Во время холодной войны советские бомбардировщики Backfire с ракетным вооружением представляли одну из самых серьезных угроз авианосным ударным группам ВМС США. Недавно улучшенная российская версия Backfire, Ту-22М3М, обладает улучшенными возможностями практически во всех областях, кроме малозаметности. В 2012 году российское издание со связями 900:05 Известия сообщили, что всем Ту-22М3 Backfires будет присвоено морское задание. В 2018 году главное официальное информационное агентство России ТАСС сообщило, что 30 бомбардировщиков будут модернизированы до новой конфигурации и будут нести гиперзвуковые ракеты. 1
Модернизация оружия Backfire впечатляет, увеличивая возможности бомбардировщика как против наземных целей, так и против надводных кораблей. В дополнение к новым ракетам для нападения на наземные цели (Х-101 и Х-555, по данным российской прессы), будет, как сообщается, как минимум две сверхскоростные ракеты большой дальности двойного назначения (ядерные и обычные) с наземными целями. атакующие и противокорабельные возможности. Это важно, потому что министерство обороны заявило, что в настоящее время у Соединенных Штатов нет защиты от гиперзвуковых ракет. Производитель Backfire, Туполев, утверждает, что усовершенствованный бомбардировщик Backfire будет введен в эксплуатацию в 2021 году9.0003
Россия уже увеличила радиус поражения существующего Backfire (Ту-22М3), предоставив ему возможность дозаправки в воздухе, по данным Минобороны России. 2 ТАСС сообщает, что дальность полета Ту-22М3 составляет примерно 4350 миль (дозвуковая и на большой высоте), что больше заявленной бывшим главнокомандующим ВВС России генерал-полковником Виктором Бондаревым дальности полета в 3700 миль (3700 миль). депутат Думы) в ноябре 2017 года. 3 Бомбардировщики Backfire обычно пролетают более 3100 миль, чтобы нанести удар по целям в Сирии. Ту-22М3М должен иметь значительно большую дальность полета, потому что 900:05 ТАСС сообщает, что его новый двигатель НК-32-02 аналогичен новому тяжелому бомбардировщику Ту-160М2, дальность полета которого, по словам заместителя министра обороны России Юрия Борисова, увеличится примерно на 600 миль. 4
Противокорабельная ракета большой дальности
Мало того, что Ту-22М3 имеет увеличенную дальность полета, но, по данным российских государственных СМИ, он также несет новую сверхзвуковую крылатую ракету большой дальности Х-32. Х-32 движется чуть ниже гиперзвуковой скорости и представляет собой крылатую ракету двойного назначения (ядерного и обычного) для противокорабельной и наземной атаки. Sputnik News заявляет, что его скорость составляет 4,1 Маха, а ТАСС оценивает ее более чем 5 Маха. угроза, возможно, неуязвимая для существующих западных систем ПВО.
По данным российских СМИ и других российских изданий, дальность полета Х-32 составляет 620 миль. 6 Sputnik News и Россия Beyond the Headlines сообщают, что она обладает ядерным потенциалом, что подтверждается в Обзоре ядерной политики США за 2018 год. 7 Россия Beyond the Headlines сообщает о точности Х-32 в пределах нескольких ярдов и предельном весе боеголовки в 1002 фунта. Это также дает мощную обычную противокорабельную боеголовку. Сообщается, что Х-32 вступил в строй в 2016 году. Если это так, то сейчас его могут нести более 100 действующих бомбардировщиков Backfire. 8
Х-32 затрудняет перехват Backfire до дальности выстрела. Х-22 советских времен (по сообщениям, все еще в рабочем состоянии) имеет вдвое меньшую дальность стрельбы, чем новое оружие. Хотя истребители ВМС США после окончания холодной войны имеют гораздо лучшие радары и авионику, чем F-14, им не хватает дальности полета (и даже дальность полета F-14 не будет адекватной против самолета с Х-32). Большая дальность полета Ту-22М3М усложняет задачу авианосной ударной группы по организации барьерной обороны. Чрезвычайная скорость ракеты сокращает время полета в четыре раза по сравнению с дозвуковой противокорабельной ракетой, уменьшая оборонительную ценность неопределенности местоположения между временем запуска и ударом.
Гиперзвуковая угроза
В своем выступлении перед Думой в марте 2018 года президент России Владимир Путин объявил о ракете Х-47М2 «Кинжал» («Кинжал»), назвав ее гиперзвуковой ракетой с ядерным потенциалом и дальностью полета более 1360 миль. стартовал с истребителя МиГ-31. 9 Ту-22М3 медленнее, чем МиГ-31, но даже при запуске со сверхзвукового «Бэкфайра» «Кинжал» имеет достаточную дальность полета, поэтому для ВМС США почти невозможно создать какую-либо барьерную защиту, способную перехватить «Бэкфайр» раньше. они запускают свои ракеты. Это придаст большое значение разработке как усовершенствованных систем противовоздушной и противоракетной обороны, способных перехватывать гиперзвуковые ракеты, так и передовых средств оборонительного радиоэлектронного противодействия для кораблей.
Наконец, Sputnik News и ТАСС сообщают, что Backfire несет советскую Х-15 (НАТО АС-15) высокоскоростную ракету малой дальности (180 миль), первоначально ядерную, но теперь двойную. 10 Sputnik News сообщает, что Х-15 невозможно перехватить в завершающем пикировании, и теперь он выполняет роль морского ударника. Backfire явно может нести большое их количество.
Туполев утверждает, что будет 80-процентная модернизация электроники самолета, включая его навигационное оборудование, бомбоубежища, средства связи, новый радар МВ-45, искусственный интеллект и новую систему радиоэлектронного противодействия (ECM). Сообщается, что Ту-22М3М имеет электронные системы, аналогичные тем, что установлены на более новом Ту-160М2. Россия приложила немало усилий к системам РЭБ, и в ее прессе есть множество восторженных отзывов об их эффективности. Хотя российская пресса может преувеличивать, российские РЭБ очень хороши и усложнят перехват Backfire.
Ужасная реальность возрастающей угрозы
ВМС США, вероятно, будут сталкиваться с противокорабельной угрозой со стороны Backfire еще 20 лет. Противокорабельные ударные ракеты, о которых мы знаем в настоящее время, не станут концом российских разработок в этой области боевых действий. Прежде чем Backfire будет снят с вооружения и заменен тяжелым бомбардировщиком-невидимкой Pak DA, будут развернуты еще более совершенные ракеты, в том числе с большей скрытностью и гиперзвуковой скоростью. Например, последние 9В статье 0005 Russia Beyond the Headlines предлагалась противокорабельная роль новой гиперзвуковой ракеты «Циркон», дальность действия которой, по оценкам Разведывательного управления Министерства обороны, составляет 310–620 миль. 11 И Sputnik News сообщает, что для Backfire разрабатывается крылатая ракета очень большой дальности. 12 Флот должен в ближайшее время разработать технологию и боевую доктрину, чтобы противостоять этой все более смертоносной угрозе дальнего действия.
- «Российский модернизированный стратегический бомбардировщик для получения гиперзвуковых ракет», ТАСС , 16 августа 2018 г.
- «Самолет Ту-22М3 совершил посадку на аэродроме Анадырь в ходе учений дальней авиации», Министерство обороны Российской Федерации, 5 октября 2017 г.; «Дальняя авиация ВКС России завершила командно-штабное учение», Министерство обороны Российской Федерации, 7 апреля 2017 г.; «Бомбардировщики Туполев Ту-95МС, Ту-22М3 перебрасываются на оперативные аэродромы в Восточном военном округе», Интерфакс , 15 сентября 2014 г.
- «Российские стратегические бомбардировщики наносят удары с воздуха на учениях постсоветского блока безопасности», ТАСС , 13.10.2018; «Коридоры Силы; Модернизированный Ту-22М3 будет доработан под сверхзвуковые ракеты Х-32 – М.П. Бондарев», Интерфакс , 17 ноября 2017 г.
- «Россия проведет модернизацию стратегических бомбардировщиков Ту-22М3 в 2018 г.», ТАСС , 17 ноября 2108 г. ; Владимир Карнозов, «В Казани запущен модернизированный «Бэкфайр», AINonline , 17 августа 2018 г.; «Российский стратегический бомбардировщик «Белый лебедь» только что получил дальность полета более 1000 км», Sputnik News , 21 марта 2018 г.
- «Новая ядерная триада: взгляд в будущее стратегической обороны России», Sputnik News , 27 июля 2018 г.; «Российский модернизированный стратегический бомбардировщик поступит в ВКС в октябре», ТАСС , 15 мая 2018 г.
- «Российский модернизированный стратегический бомбардировщик поступит в ВКС в октябре»; Николай Литовкин, «Новые российские крылатые ракеты для поражения целей из стратосферы», Russia Beyond the Headlines , 30 августа 2016 г.; Илья Крамник, «Кинжал для Туполева: на что способен российский стратегический бомбардировщик с новой боевой ракетой», Известия , 16 июля 2018 г.
- «Крылатые снайперы: лучшие из лучших российских баллистических и крылатых ракет», Sputnik News , 23 декабря 2017 г. ; Литовкин, «Новые российские крылатые ракеты для поражения целей из стратосферы»; Министерство обороны, Nuclear Posture Review , Вашингтон, округ Колумбия (февраль 2018 г.), 8, 30.
- Антон Валагин, «Ракетоносцы Ту-22М для обучения снайперской охоте», Российская газета , 17 мая 2017 г. 9 0133 “ Послание Президента Федеральному Собранию», Кремль, 1 марта 2018 г.
- «Крылатые снайперы: лучшие из лучших баллистических и крылатых ракет России»; «Отремонтированный стратегический бомбардировщик Ту-22М3 возвращается на службу в ВКС России», ТАСС , декабрь 2017 г.
- Николай Литовкин, «Слишком быстро, слишком яростно: Россия разрабатывает первую в мире гиперзвуковую ракету», Russia Beyond the Заголовки , 11 февраля 2018, с. 79; Разведывательное управление Министерства обороны США, Военная мощь России: создание вооруженных сил для поддержки устремлений великой державы , Вашингтон, округ Колумбия (2017), с. 78.
- «Закрытые и загруженные: российские бомбардировщики Ту-22М3 могут похвастаться передовыми крылатыми ракетами», Sputnik News , 17 ноября 2017 г. для государственной политики . Перед выходом на пенсию из Службы высшего руководства Министерства обороны он занимал ряд руководящих должностей в Управлении министра обороны по политическим вопросам. Он также служил на руководящей дипломатической службе в качестве члена отдела планирования политики Государственного департамента.
Авиационный поршневой двигатель Основные принципы работы
Детонация
Однако существует предел степени сжатия и степени повышения температуры, которые могут быть допущены в цилиндре двигателя и при которых возможно нормальное сгорание. Все виды топлива имеют критические пределы температуры и сжатия. За пределами этого предела они самовозгораются и горят со взрывной силой. Это мгновенное и взрывное сгорание топливно-воздушной смеси или, точнее, последней части заряда называется детонацией.
Детонация – это самовозгорание несгоревшего заряда перед фронтами пламени после воспламенения заряда. [Рисунок 2] При нормальном сгорании фронты пламени распространяются от точки воспламенения по всему цилиндру. Эти фронты пламени сжимают газы перед собой. В то же время газы сжимаются за счет движения поршня вверх. Если общее сжатие оставшихся несгоревших газов превышает критическую точку, происходит детонация.
Рис. 2. Детонация в цилиндре Взрывное горение во время детонации приводит к чрезвычайно быстрому росту давления. Этот быстрый рост давления и высокая мгновенная температура в сочетании с высокой турбулентностью вызывают трение цилиндра и поршня. Это может полностью прожечь отверстие в поршне.
Критическая точка детонации зависит от соотношения топлива и воздуха в смеси. Следовательно, детонационной характеристикой смеси можно управлять, изменяя соотношение топливо/воздух. При высокой выходной мощности давление и температура сгорания выше, чем при малой или средней мощности. Следовательно, при высокой мощности соотношение топливо/воздух делается богаче, чем это необходимо для хорошего сгорания при средней или малой выходной мощности. Это делается потому, что, как правило, богатая смесь не детонирует так легко, как обедненная.
Если детонация не сильная, в кабине экипажа нет признаков ее присутствия. Легкая и средняя детонация не вызывает заметной шероховатости, повышения температуры или потери мощности. В результате он может присутствовать во время взлета и набора высоты без ведома летного экипажа.
Фактически, последствия детонации часто не обнаруживаются до разборки двигателя. Однако при капитальном ремонте двигателя на наличие сильной детонации во время его работы указывают выпуклые головки поршней, разрушенные головки клапанов, сломанные посадочные места колец или эрозионные участки клапанов, поршней или головок цилиндров.
Основная защита от детонации предусмотрена в конструкции двигателя карбюраторной установки, которая автоматически подает богатые смеси, необходимые для подавления детонации на большой мощности; номинальные ограничения, в том числе максимальные рабочие температуры; и выбор правильного сорта топлива. Конструктивные факторы, охлаждение цилиндров, синхронизация магнето, распределение смеси, степень наддува и настройка карбюратора учитываются при проектировании и разработке двигателя и способа его установки на самолете.
Оставшаяся ответственность за предотвращение детонации полностью лежит на наземном и летном экипажах. Они отвечают за соблюдение предельных значений оборотов и давления в коллекторе. Надлежащее использование нагнетателя и топливной смеси, а также поддержание соответствующей температуры воздуха в головке блока цилиндров и карбюратора (CAT) должны соблюдаться.
Предварительное зажигание
Предварительное зажигание, как следует из названия, означает, что сгорание происходит в цилиндре до того, как синхронизированная искра проскочит через клеммы свечи зажигания. Это состояние часто может быть связано с избыточным содержанием углерода или других отложений, которые вызывают появление локальных горячих точек. Детонация часто приводит к преждевременному зажиганию. Тем не менее, преждевременное зажигание также может быть вызвано работой двигателя на высокой мощности на чрезмерно обедненных смесях. На преждевременное зажигание обычно указывают в кабине экипажа неровности двигателя, обратные вспышки и внезапное повышение температуры головки цилиндров.
Любая область внутри камеры сгорания, которая раскаляется, служит воспламенителем перед обычным зажиганием по времени и вызывает возгорание раньше, чем хотелось бы. Преждевременное зажигание может быть вызвано шероховатостью и нагревом участка в результате детонационной эрозии. Треснувший клапан или поршень, или сломанный изолятор свечи зажигания могут создать горячую точку, которая служит свечой накаливания.
Горячая точка может быть вызвана отложениями на поверхностях камеры в результате использования этилированного топлива. Обычные углеродистые отложения также могут вызывать преждевременное зажигание. В частности, преждевременное зажигание — это состояние, аналогичное раннему зажиганию искры. Заряд в цилиндре воспламеняется раньше, чем требуется время для нормального зажигания двигателя. Однако не путайте преждевременное зажигание с искрой, возникающей слишком рано в цикле. Преждевременное зажигание вызвано горячим пятном в камере сгорания, а не неправильным опережением зажигания. Горячая точка может быть вызвана либо перегревом цилиндра, либо дефектом внутри цилиндра.
Самый очевидный метод устранения преждевременного зажигания — снижение температуры цилиндра. Немедленный шаг — замедлить дроссельную заслонку. Это снижает количество заправляемого топлива и количество выделяемого тепла. Если используется нагнетатель, максимально уменьшите давление в коллекторе, чтобы снизить температуру наддува. После этого смесь следует по возможности обогатить для снижения температуры горения. Если двигатель работает на высокой мощности, когда происходит преждевременное зажигание, замедление дроссельной заслонки на несколько секунд может обеспечить достаточное охлаждение, чтобы отколоть часть свинца или других отложений в камере сгорания. Эти отколотые частицы выходят через выхлоп.
Обратный огонь
Когда топливно-воздушная смесь не содержит достаточного количества топлива для поглощения всего кислорода, такая смесь называется обедненной. И наоборот, заряд, который содержит больше топлива, чем требуется, называется богатой смесью. Чрезвычайно обедненная смесь либо вообще не сгорает, либо сгорает так медленно, что сгорание не завершается в конце такта выпуска. Пламя задерживается в цилиндре, а затем воспламеняет содержимое впускного коллектора или системы впуска при открытии впускного клапана. Это вызывает взрыв, известный как обратный удар, который может повредить карбюратор и другие части системы впуска.
Неправильный угол опережения зажигания или неисправные провода зажигания могут привести к срабатыванию цилиндра в неподходящее время, позволяя цилиндру срабатывать при открытом впускном клапане, что может привести к обратному воспламенению. Стоит подчеркнуть, что обратный выброс редко затрагивает весь двигатель. Поэтому карбюратор редко бывает виноват. Практически во всех случаях обратная вспышка ограничивается одним или двумя цилиндрами. Обычно это результат неправильной настройки зазоров клапанов, дефектных форсунок или других условий, из-за которых эти цилиндры работают с обедненной смесью, чем двигатель в целом. До тех пор, пока эти дефекты не будут обнаружены и исправлены, не может быть устойчивого лечения. Поскольку эти цилиндры обратного воспламенения срабатывают с перерывами и, следовательно, работают в холодном состоянии, их можно обнаружить при проверке холодного цилиндра.
В некоторых случаях двигатель дает обратный ход в диапазоне холостого хода, но работает удовлетворительно на средних и высоких настройках мощности. Наиболее вероятной причиной в данном случае является чрезмерно бедная смесь на холостом ходу. Правильная регулировка топливно-воздушной смеси на холостом ходу обычно решает эту проблему.
Дожигание
Дожигание, иногда называемое дожиганием, часто происходит при слишком богатой топливно-воздушной смеси. Слишком богатые смеси также медленно горят, поэтому в выхлопных газах присутствуют заряды несгоревшего топлива. Воздух снаружи выхлопных труб смешивается с этим несгоревшим топливом, которое воспламеняется. Это приводит к взрыву в выхлопной системе. Дожигание, возможно, более распространено там, где в длинных выхлопных каналах сохраняется большее количество несгоревших зарядов. Как и в случае обратного воспламенения, поправка на дожигание заключается в правильной регулировке топливно-воздушной смеси.
Дожигание также может быть вызвано неработающими цилиндрами из-за неисправных свечей зажигания, неисправных форсунок. или неправильный зазор клапана. Несгоревшая смесь из этих мертвых цилиндров попадает в выхлопную систему, где воспламеняется и сгорает. К сожалению, возникающее в результате подгорание или дожигание можно легко принять за свидетельство богатого карбюратора. Цилиндры, которые работают с перерывами, могут вызвать аналогичный эффект. Опять же, неисправность можно устранить, только выяснив истинную причину и устранив неисправность.