характеристики самолета, история и эксплуатация
Боинг Б-29 «Суперкрепость» — знаменитый американский бомбардировщик времен Второй мировой войны, созданный для борьбы с японским милитаристским режимом. Известен он тем, что с него на Хиросиму и Нагасаки были выпущены ядерные бомбы. Благодаря непревзойденным для своего времени техническим характеристикам, Boeing B-29 Superfortress, созданный талантливым конструктором Асеном Йордановым, стал лучшим тяжелым бомбардировщиком для дальних атак.
Содержание
История создания
В феврале 1940 года американский производитель «Боинг» получил заказ на разработку бомбардировщика, который по техническим характеристикам должен был превзойти ранее созданный самолет В-17 «Летающая крепость». Запланированный летательный аппарат по специфике назначения должен был обозначаться как «супербомбардировщик».
Война была уже в самом разгаре, поэтому на начальный этап проектирования был отведен всего месяц. Выручило компанию «Боинг» то, что у нее уже было множество наработок по производству самолетов подобного типа. Плюс, производителю предоставили исследовательскую и техническую информацию по прототипу — самолету В-17.
Из всех наработок конструкторы выбрали проект №341, разрабатывать который начали с середины 1939 года. Этот бомбардировщик отличался фюзеляжем, составленным с использованием скрытых клепок, не выпячивающимися за обводы элементами и уникальным профилями, повышающими нагрузку на крылья. В апреле 1940-го появилась модель супербомбардировщика №345. Она имела несколько преимуществ перед базовой моделью №341: увеличенное бомбовое оснащение, более мощный оборонительный комплекс оружия, усиленную двигательную систему.
Модель бомбардировщика №345 получила эксплуатационный индекс ХВ-29. Начался следующий этап разработки самолета.
24 августа 1940-го был составлен контракт на создание 2-х прототипов бомбардировщика ХВ-29. Макет в полную величину был изготовлен в апреле 1941-го, через месяц был собран прототип. 21 сентября 1942 года самолет ХВ-29 впервые поднялся в воздух для испытательного полета.
Значительный временной промежуток между изготовлением макетов и прототипов говорит о возникавших сложностях и недоработках. Один из прототипов самолета даже разбился на испытаниях, экипаж погиб. Дорабатывать бомбардировщик приходилось регулярно. Поэтому открытие серийного производства приходилось многократно переносить на более поздний срок. Летом 1943-го прошли летные испытания предсерийных экземпляров самолета.
Выход в серийное производство
Серийное производство бомбардировщиков, которые к тому времени обрели название B-29 Superfortress, началось в 1943 году. На вооружение в армию США самолеты попали только весной 1944 года. Завершилось серийное производство в июне 1946 года. Всего было произведено 3965 бомбардировщиков B-29 Superfortress разных модификаций.
Весной 1942 года было решено расширить количество сборочных предприятий, поскольку ВВС США заказали более 1000 самолетов. Поэтому, помимо старого завода компании Boeing в Уичито в штате Канзас и нового предприятия в Рентоне в штате Вашингтон, были задействованы сборочные цеха других производителей. Это завод компании Bell Aircraft в Мариетте в штате Джорджия и завод компании Glenn L. Martin в Омахе в штате Небраска. Узлы и механизмы бомбардировщика B-29 Superfortress производились отдельно на смежных предприятиях Hudson, Briggs, Chrysler, Cessna, Goodyear и прочих.
Вот как распределялось производство:
- завод Boeing в Уичито выпустил 1620 самолетов B-29;
- завод Boeing в Рентоне производил только модификацию B-29А;
- предприятие Bell в Мариэтте произвело 357 самолетов В-29, после чего перешло на производство модификации В-29В;
- предприятие Martin в Омахе выпустило 536 самолетов В-29.
В 1944-ом на заводе в Сиэтле планировали после завершения выпуска самолетов В-17 приступить к производству модификации бомбардировщика В-29С-ВО.
Было заказано 5000 экземпляров, но война закончилась, такое количество бомбардировщиков оказалось невостребованным, поэтому заказ был снят. С 1947-го в течение нескольких послевоенных лет завод Boeing в Рентоне выпускал B-50A-BN с усиленной двигательной системой.
Конструкция и ее преимущества
B-29 Superfortress — среднеплан с цельнометаллическим корпусом и одним килем. Конструкция фюзеляжа представляет собой полумонокок, разделенный на 6 отсеков.
Три отсека герметичные. Первый — кабина, где находятся 7 членов экипажа: два пилота, штурман, бортинженер, бортмеханик, оператор, бомбардир. Второй, хвостовой — кабина для трех артиллеристов. Третий — отсек для пулеметной установки. Первый и второй отсеки имеют единую воздуховодную систему. Задние отсеки негерметичные, там находятся бомбы и вспомогательная двигательная установка.
Крылья бомбардировщика B-29 прямые, имеют контур в форме трапеции. Шасси имеет 3 опоры и носовую стойку, при взлете убирается.
Винты состоят из 4-х лопастей.
Силовая система самолета B-29 Superfortress представлена 4-мя поршневыми двигателями с воздушным охлаждением Wright К-3350. Мощность каждого — 2200 л.с. Это были не самые лучшие двигатели для своего времени, несмотря на многочисленные доработки. Они не были надежными, имели относительно небольшой эксплуатационный ресурс.
Эксплуатация
Впервые в ходе боевых действий B-29 Superfortress применили 5 июня 1944 года. Тогда армада из сотни бомбардировщиков атаковала железнодорожные пути в Бангкоке. Правда, 14 самолетов вернулись из-за неисправных двигателей, 42 машины вынужденно сели на ближайших аэродромах из-за нехватки топлива, а 5 бомбардировщиков разбились при неудачной посадке.
Уже в середине июня самолеты B-29 направили бомбить Японские острова. Первой целью 14 июня стало металлургическое предприятие на острове Кюсю. Правда, точно в цель попала лишь одна бомба. Далее бомбили маньчжурские и суматранские заводы, но тоже неудачно. Ситуацию изменил новый командующий — генерал Лимэй. Он в короткий срок организовал работу самолетов так, что в сентябре 1944 года в Маньчжурии бомбами удалось парализовать 1/3 промышленных производств.
Сначала бомбардировщики B-29 Superfortress вылетали с китайских аэродромов. Затем стало удобнее стартовать с индийских аэродромов, поскольку приходилось бомбить сингапурскую и сайгонскую приморскую инфраструктуру. С Индии самолеты вылетали до апреля 1945 года. В октябре 1944-го около сотни бомбардировщиков B-29 разместили на базе на острове Сайпан. С этой базы самолеты систематически бомбили цели на Японских островах.
Мощь и размах атак возрастали. С января 1945-го бомбардировщики B-29 стали совершать налеты ночью, выпуская зажигательные бомбы. Города Нагоя, Осака и Кобе превратились практически в пепелище. Количество бомбардировщиков все увеличивалось, прибыли для подкрепления самолеты из Индии и США. Количество бомбардировщиков B-29, атакующих Японию, увеличилось до 700.
Boeing B-29 Superfortress — первый и пока единственный в мире самолет, выпустивший ядерное оружие. Группу самолетов для этой операции сформировали в декабре 1944 года, а в апреле после длительных тренировок перебросили на базу на острове Тиниан. 6 августа 1945 года ядерное облако взметнулось над городом Хиросима, а 9 августа — над Нагасаки. В Хиросиме от радиации пострадали 129 тысяч человек, погибло 78 тысяч. В Нагасаки — 60 и 35 тысяч соответственно.
Налеты на Японию завершились 14 августа 1945 года. За время Второй мировой войны ВВС США потеряли 344 самолета Boeing B-29. Общая масса сброшенных фугасов составила 54900 т, зажигательных бомб — 109070 т. Также бомбардировщики сбросили около 12 тысяч морских мин.
После Второй мировой войны самолеты Boeing B-29 Superfortress стали основой образованного весной 1946 года Стратегического авиационного командования. С 1949-го бомбардировщики Superfortress постепенно стали заменять более современными В-50. В 1950 году 84 экземпляра B-29 было отправлено в Великобританию. Они состояли на вооружении Королевских ВВС до 1955 года. Три бомбардировщика, которые в военное время вынужденно приземлились на территории Советского Союза, стали базой для разработки модели Ту-4. Этот тяжелый бомбардировщик, практически идентичный американскому «родственнику», производили до 1952 года.
С 1950-го по 1953 год бомбардировщики Boeing B-29 использовали в войне в Корее. На территорию КНДР американцы сбросили 167 тысяч тонн бомб. В Корейской войне было потеряно 16 самолетов Superfortress по сведениям американцев. Если же верить советским данным, потери составили 69 бомбардировщиков.
Армия США продолжала эксплуатировать самолеты Boeing B-29 Superfortress до 1960 года. Отслужившие свой век летательные аппараты в 1970-е стали мишенями на военных учениях.
Модификации
Модификаций самолета Boeing B-29 Superfortress выпущено огромное количество. Фактически были созданы модели всех возможных назначений. Значительная часть модификаций была создана в послевоенные годы.
В военное время были созданы три модификации Boeing B-29:
- B-29A — модель с измененной конструкцией для экономии запаса топлива и увеличенным размахом крыльев;
- B-29B — облегченный самолет с уменьшенным перечнем вооружения и оснащения;
- F-13A — фоторазведчик.
После войны появились следующие модификации:
- B-29F — арктический самолет;
- B-29D — оснащенный двигателями R-4660;
- B-29L — с возможностью дозаправки при полете;
- CB-29K — транспортник;
- DB-29 — корректировщик мишеней;
- DB-50D — транспортировщик ракет XGAM-63;
- EB-29, EB-50A, EB-50D — транспортировщики самолетов;
- JB-50D — самолет-лаборатория;
- KB-29M, KB-29P, KB-50D, KB-50J, KB-50K — заправщики;
- P2B-1S, P2B-2S — противолодочные самолеты;
- RB-29M — разведывательный самолет;
- SB-29 — спасательная модель;
- TB-29, TB-50D, TB-50H — учебные модели;
- VB-29 — пассажирская модель для военного командования;
- WB-29, WB-50D, WB-50H — сборщики метеоданных.
Технические характеристики
Летно-технические характеристики самолета Boeing B-29 Superfortress представлены в таблице.
Длина | 30,2 м |
высота | 8,5 м |
размах крыльев | 43 м |
площадь поверхности крыла | 161,3 м |
пустая масса | 31800 кг |
максимальная взлетная масса | 61230 кг |
скоростной максимум | 600 км/ч |
практический потолок | 9700 м |
дальность полета с максимальной весовой нагрузкой | 2700 км |
перегоночная дальность | 8300 км |
время поднятия на высоту 7600 м | 38 минут |
стрелковое оружие | пулеметы 12×12,7 мм по 500 патронов |
бомбовое оружие | 40×227 кг, 12×454 кг, 8×907 кг, 4×1814 кг |
Кузнецов Константин Александрович: Бомбардировщик B-29 «Суперкрепость». Самолет, уничтоживший Хиросиму
Артикул: p6570597
Купили 75 раз
О товаре
Стратегический бомбардировщик Боинг В-29 «Суперкрепость» («Superfortress») оставил значительный след в истории мировой авиации. Это был первый тяжелый бомбардировщик с огромной для того времени дальностью полета. И хотя во Вторую мировую войну он вступил только в июне 1944 г., этот самолет, сбросивший атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, внес огромный вклад в победу над Японией. Именно В-29 стал первым в мире носителем ядерного оружия. Второй и последней военной компанией для «Суперкрепостей» была Корейская война 1950—1953 гг. На основе В-29 создали множество специализированных машин — заправщики, спасатели, разведчики, транспортные самолеты. В-29 применялись во многих научно-исследовательских программах, в том числе в работах по созданию ракетопланов и новых реактивных двигателей. Копирование В-29 в СССР под обозначением Ту-4 позволило не только серьезно поднять уровень советской авиационной промышленности (при этом на «копии» была значительна повышена мощь оборонительного вооружения — пулеметы калибра 12,7 мм заменили на 20-мм пушки), но и приобрести первый носитель ядерного оружия, обеспечив стране безопасность в первые послевоенные годы. В 1950-е гг. несколько десятков Ту-4 были переданы КНР, оказав влияние на развитие авиапромышленности Китая.
Новая книга ведущего историка авиации во всех подробностях рассказывает об истории создания В-29, его прототипе, конструкции, модификациях, вооружении, боевом применении, а также о советском аналоге «Суперкрепости» — Ту-4.
Издание иллюстрированно уникальными фотографиям и чертежами.
- Самолеты
Характеристики
- Автор:
- Константин Кузнецов
- Серия:
- Война и мы.
Авиаколлекция
- Раздел:
- Военная техника
- Издательство:
- Эксмо, Редакция 1
- Возрастное ограничение:
- 16+
- Год издания:
- 2022
- Количество страниц:
- 192
- Переплет:
- Твердый (7БЦ)
- Формат:
- 203×265 мм
- Вес:
- 0.70 кг
Дарим до 50 бонусов за отзыв
Александр Юфа
Физически тяжело читать. Изложение периодически скатывается на уровень школьного сочинения или дословного перевода с английского. Фрагменты текста не имеют между собой чёткой логической связи — читая, понимаешь, что тот или иной абзац должен был бы стоять на пару страниц раньше/позже. Часть имён и названий появляются невесть откуда (и только через несколько страниц понимаешь, о чём речь), но при этом много текста «ни о чём» — информация, которую читатель и так прекрасно знает, и которая никак не относится к выдающемуся самолёту В-29! В общем, издание носит налёт явной торопливости и недоработанности.
Игорь Шпынев
Отзыв о покупке
на book24.ru
С удовольствием прочитал эту книгу. Очень приятно, что в книге большое число цветных вкладок с боковиками самолёта. Большое число качественных чертежей. Рассмотрена концепция создания стратегических бомбардировщиков и их применения. Рассказано о нелёгком пути этого самолёта в серию. Большим откровением было, что самолёт долго преследовали технические проблемы с двигателем, что привело к большому числу катастроф. Рассказано о боевом применении самолёта, особое внимание уделено Корейской войне и противостоянию с МИГ-15. Не обойдено вниманием и создание копии в СССР Ту-4. Однозначно рекомендую.
Андрей Павлов
Отзыв о покупке
на book24.ru
Почитал тут выдержки из книги ,неплохо получилось у Константина Кузнецова про В-29! Описывается все связанное с ним все модификации вместе с «незаконно рожденным Ту-4» причем и пассажирские и транспортные варианты ,а так же заправщики на базе В-29 В начале книги дается возникновение стратегической концепции в США ,ее зарождение и воплощение во время ВМВ. Однозначно книга заслуживает внимания,к тому же как всегда у автора неплохие чертежи ,Якубович и рядом не стоял!
Боинг B-29 Суперкрепость | Музей авиации
B-29 Superfortress был самым боеспособным бомбардировщиком Второй мировой войны. Он мог нести больше полезной нагрузки и летать быстрее и на большей высоте, чем современные типы, такие как Boeing B-17, Consolidated B-24 или Avro Lancaster. Его характеристики позволили проводить систематические бомбардировки Японии на большие расстояния в 1944 и 1945 годах. Два модифицированных B-29 сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония, в августе 1945 года, что помогло положить конец войне на Тихом океане.
B-29 продолжали служить бомбардировщиками на передовой во время Корейской войны. Самолет также использовался в других целях, таких как морское патрулирование, дозаправка в воздухе, метеорологическая разведка и поисково-спасательные работы. Конкретные B-29 были адаптированы в качестве «базовых кораблей» для исследовательских самолетов в конце 1940-х и 1950-х годах, включая первый сверхзвуковой полет Чака Йегера на Bell X-1.
Программа разработки B-29 была беспрецедентной промышленной инициативой в начале 19 века.40с. Самолет представил несколько нововведений для типов бомбардировщиков, в том числе герметичные помещения для экипажа, дистанционно управляемые орудийные башни и двойные бомбовые отсеки с поочередным сбросом бомб. На момент выпуска это был самый тяжелый серийный самолет в мире. Усовершенствованная аэродинамика B-29 улучшилась в результате серьезных испытаний в аэродинамической трубе.
Первоначальный прототип XB-29 впервые поднялся в воздух с аэродрома Боинг в Сиэтле, штат Вашингтон, 21 сентября 1942 года. Мощные двигатели Wright R-3350 испытали хронические проблемы с перегревом во время испытаний, что привело к крушению второго прототипа к северу от аэродрома Боинг в феврале. 18, 1943. Производство B-29 военного времени было распределено между заводами Boeing в Уичито, штат Канзас, и Рентоне, штат Вашингтон, и производилось по лицензии компанией Martin and Bell.
Музейный B-29, известный как T-Square 54, сражался в Тихом океане во время Второй мировой войны, совершив не менее 37 боевых вылетов в составе 875-й бомбардировочной эскадрильи 498-й бомбардировочной группы. После войны бомбардировщик был переоборудован в самолет-заправщик и участвовал в войне в Корее. Затем самолет отправили на военно-морской артиллерийский полигон Чайна-Лейк, где он оставался до тех пор, пока в 1919 году не была организована спасательная операция.86 добровольцев с авиабазы Лоури в Колорадо. Были начаты реставрационные работы, но закрытие Лоури в 1994 году привело к передаче самолета в Музей полетов, где продолжается детальная реставрация, пока он выставлен на всеобщее обозрение.
Этот самолет предоставлен Национальным музеем ВВС США.
Серийный номер:
44-69729
Регистрация:
44-69729
Размах крыла:
141,25 фута
Длина:
99 футов
Высота:
28 футов
Зона крыла:
1 739,00 футов²
Масса пустого:
69 610 фунтов
Масса брутто:
105 000 фунтов
Максимальная скорость:
365 миль в час
Крейсерская скорость:
220 миль в час
Электростанция:
Четыре двигателя Wright R-3350-23 мощностью по 2200 л. с.
Диапазон:
5830 миль
B-29 Superfortress был самым боеспособным бомбардировщиком Второй мировой войны. Он мог нести больше полезной нагрузки и летать быстрее и на большей высоте, чем современные типы, такие как Boeing B-17, Consolidated B-24 или Avro Lancaster. Его характеристики позволили проводить систематические бомбардировки Японии на большие расстояния в 1944 и 1945 годах. Два модифицированных B-29 сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония, 19 августа.45, помогая положить конец войне на Тихом океане.
B-29 продолжали служить бомбардировщиками на передовой во время Корейской войны. Самолет также использовался в других целях, таких как морское патрулирование, дозаправка в воздухе, метеорологическая разведка и поисково-спасательные работы. Конкретные B-29 были адаптированы в качестве «базовых кораблей» для исследовательских самолетов в конце 1940-х и 1950-х годах, включая первый сверхзвуковой полет Чака Йегера на Bell X-1. Дизайн получил дальнейшее развитие как B-50, представленный в 1947 году.
Программа разработки B-29 была беспрецедентной промышленной инициативой в начале 1940-х годов. Самолет представил несколько нововведений для типов бомбардировщиков, в том числе герметичные помещения для экипажа, дистанционно управляемые орудийные башни и двойные бомбовые отсеки с поочередным сбросом бомб. На момент выпуска это был самый тяжелый серийный самолет в мире. Усовершенствованная аэродинамика B-29 улучшилась в результате серьезных испытаний в аэродинамической трубе.
Первоначальный прототип XB-29 впервые поднялся в воздух с аэродрома Boeing Field в Сиэтле, штат Вашингтон, 21 сентября 1919 года.42. Мощные двигатели Wright R-3350 испытывали хронические проблемы с перегревом во время испытаний, что привело к крушению второго прототипа к северу от Боинг-Филд 18 февраля 1943 года. Военное производство B-29 было распределено между заводами Boeing в Уичито, Канзас и Рентон, Вашингтон, построенный по лицензии Мартином и Беллом.
Музейный B-29, известный как T-Square 54, сражался в Тихом океане во время Второй мировой войны, совершив не менее 37 боевых вылетов в составе 875-й бомбардировочной эскадрильи, 498-я бомбардировочная группа. После войны бомбардировщик был переоборудован в самолет-заправщик и участвовал в войне в Корее. Затем самолет был отправлен на военно-морской артиллерийский полигон Чайна-Лейк, где он оставался до тех пор, пока в 1986 году добровольцы с базы ВВС Лоури в Колорадо не организовали спасательную операцию. Были начаты реставрационные работы, но закрытие Лоури в 1994 году привело к передаче самолета в Музей полетов, где продолжается детальная реставрация, пока он выставлен на всеобщее обозрение.
Этот самолет предоставлен Национальным музеем ВВС США.
Серийный номер:
44-69729
Регистрация:
44-69729
Размах крыла:
141,25 фута
Длина:
99 футов
Высота:
28 футов
Зона крыла:
1 739,00 футов²
Масса пустого:
69 610 фунтов
Масса брутто:
105 000 фунтов
Максимальная скорость:
365 миль в час
Крейсерская скорость:
220 миль в час
Электростанция:
Четыре двигателя Wright R-3350-23 мощностью по 2200 л. с.
Диапазон:
5830 миль
Производитель:
Авиакомпания Боинг
Модель:
B-29 Суперкрепость
Год:
1942 г.
Взаймы от:
Национальный музей ВВС США
Расположение музея:
Авиационный павильон
Б-29 | Определение и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Британника объясняет
В этих видеороликах Британника объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.