характеристики самолета, история и эксплуатация

Боинг Б-29 «Суперкрепость» — знаменитый американский бомбардировщик времен Второй мировой войны, созданный для борьбы с японским милитаристским режимом. Известен он тем, что с него на Хиросиму и Нагасаки были выпущены ядерные бомбы. Благодаря непревзойденным для своего времени техническим характеристикам, Boeing B-29 Superfortress, созданный талантливым конструктором Асеном Йордановым, стал лучшим тяжелым бомбардировщиком для дальних атак.

Содержание

История создания

В феврале 1940 года американский производитель «Боинг» получил заказ на разработку бомбардировщика, который по техническим характеристикам должен был превзойти ранее созданный самолет В-17 «Летающая крепость». Запланированный летательный аппарат по специфике назначения должен был обозначаться как «супербомбардировщик».

Война была уже в самом разгаре, поэтому на начальный этап проектирования был отведен всего месяц. Выручило компанию «Боинг» то, что у нее уже было множество наработок по производству самолетов подобного типа. Плюс, производителю предоставили исследовательскую и техническую информацию по прототипу — самолету В-17.

Из всех наработок конструкторы выбрали проект №341, разрабатывать который начали с середины 1939 года. Этот бомбардировщик отличался фюзеляжем, составленным с использованием скрытых клепок, не выпячивающимися за обводы элементами и уникальным профилями, повышающими нагрузку на крылья. В апреле 1940-го появилась модель супербомбардировщика №345. Она имела несколько преимуществ перед базовой моделью №341: увеличенное бомбовое оснащение, более мощный оборонительный комплекс оружия, усиленную двигательную систему.

Модель бомбардировщика №345 получила эксплуатационный индекс ХВ-29. Начался следующий этап разработки самолета. 24 августа 1940-го был составлен контракт на создание 2-х прототипов бомбардировщика ХВ-29. Макет в полную величину был изготовлен в апреле 1941-го, через месяц был собран прототип. 21 сентября 1942 года самолет ХВ-29 впервые поднялся в воздух для испытательного полета.

Значительный временной промежуток между изготовлением макетов и прототипов говорит о возникавших сложностях и недоработках. Один из прототипов самолета даже разбился на испытаниях, экипаж погиб. Дорабатывать бомбардировщик приходилось регулярно. Поэтому открытие серийного производства приходилось многократно переносить на более поздний срок. Летом 1943-го прошли летные испытания предсерийных экземпляров самолета.

Выход в серийное производство

Серийное производство бомбардировщиков, которые к тому времени обрели название B-29 Superfortress, началось в 1943 году. На вооружение в армию США самолеты попали только весной 1944 года. Завершилось серийное производство в июне 1946 года. Всего было произведено 3965 бомбардировщиков B-29 Superfortress разных модификаций.

Весной 1942 года было решено расширить количество сборочных предприятий, поскольку ВВС США заказали более 1000 самолетов. Поэтому, помимо старого завода компании Boeing в Уичито в штате Канзас и нового предприятия в Рентоне в штате Вашингтон, были задействованы сборочные цеха других производителей. Это завод компании Bell Aircraft в Мариетте в штате Джорджия и завод компании Glenn L. Martin в Омахе в штате Небраска. Узлы и механизмы бомбардировщика B-29 Superfortress производились отдельно на смежных предприятиях Hudson, Briggs, Chrysler, Cessna, Goodyear и прочих.

Вот как распределялось производство:

  • завод Boeing в Уичито выпустил 1620 самолетов B-29;
  • завод Boeing в Рентоне производил только модификацию B-29А;
  • предприятие Bell в Мариэтте произвело 357 самолетов В-29, после чего перешло на производство модификации В-29В;
  • предприятие Martin в Омахе выпустило 536 самолетов В-29.

В 1944-ом на заводе в Сиэтле планировали после завершения выпуска самолетов В-17 приступить к производству модификации бомбардировщика В-29С-ВО.

Было заказано 5000 экземпляров, но война закончилась, такое количество бомбардировщиков оказалось невостребованным, поэтому заказ был снят. С 1947-го в течение нескольких послевоенных лет завод Boeing в Рентоне выпускал B-50A-BN с усиленной двигательной системой.

Конструкция и ее преимущества

B-29 Superfortress — среднеплан с цельнометаллическим корпусом и одним килем. Конструкция фюзеляжа представляет собой полумонокок, разделенный на 6 отсеков.

Три отсека герметичные. Первый — кабина, где находятся 7 членов экипажа: два пилота, штурман, бортинженер, бортмеханик, оператор, бомбардир. Второй, хвостовой — кабина для трех артиллеристов. Третий — отсек для пулеметной установки. Первый и второй отсеки имеют единую воздуховодную систему. Задние отсеки негерметичные, там находятся бомбы и вспомогательная двигательная установка.

Крылья бомбардировщика B-29 прямые, имеют контур в форме трапеции. Шасси имеет 3 опоры и носовую стойку, при взлете убирается. Винты состоят из 4-х лопастей.

Силовая система самолета B-29 Superfortress представлена 4-мя поршневыми двигателями с воздушным охлаждением Wright К-3350. Мощность каждого — 2200 л.с. Это были не самые лучшие двигатели для своего времени, несмотря на многочисленные доработки. Они не были надежными, имели относительно небольшой эксплуатационный ресурс.

Эксплуатация

Впервые в ходе боевых действий B-29 Superfortress применили 5 июня 1944 года. Тогда армада из сотни бомбардировщиков атаковала железнодорожные пути в Бангкоке. Правда, 14 самолетов вернулись из-за неисправных двигателей, 42 машины вынужденно сели на ближайших аэродромах из-за нехватки топлива, а 5 бомбардировщиков разбились при неудачной посадке.

Уже в середине июня самолеты B-29 направили бомбить Японские острова. Первой целью 14 июня стало металлургическое предприятие на острове Кюсю. Правда, точно в цель попала лишь одна бомба. Далее бомбили маньчжурские и суматранские заводы, но тоже неудачно. Ситуацию изменил новый командующий — генерал Лимэй. Он в короткий срок организовал работу самолетов так, что в сентябре 1944 года в Маньчжурии бомбами удалось парализовать 1/3 промышленных производств.

Сначала бомбардировщики B-29 Superfortress вылетали с китайских аэродромов. Затем стало удобнее стартовать с индийских аэродромов, поскольку приходилось бомбить сингапурскую и сайгонскую приморскую инфраструктуру. С Индии самолеты вылетали до апреля 1945 года. В октябре 1944-го около сотни бомбардировщиков B-29 разместили на базе на острове Сайпан. С этой базы самолеты систематически бомбили цели на Японских островах.

Мощь и размах атак возрастали. С января 1945-го бомбардировщики B-29 стали совершать налеты ночью, выпуская зажигательные бомбы. Города Нагоя, Осака и Кобе превратились практически в пепелище. Количество бомбардировщиков все увеличивалось, прибыли для подкрепления самолеты из Индии и США. Количество бомбардировщиков B-29, атакующих Японию, увеличилось до 700.

Boeing B-29 Superfortress — первый и пока единственный в мире самолет, выпустивший ядерное оружие. Группу самолетов для этой операции сформировали в декабре 1944 года, а в апреле после длительных тренировок перебросили на базу на острове Тиниан. 6 августа 1945 года ядерное облако взметнулось над городом Хиросима, а 9 августа — над Нагасаки. В Хиросиме от радиации пострадали 129 тысяч человек, погибло 78 тысяч. В Нагасаки — 60 и 35 тысяч соответственно.

Налеты на Японию завершились 14 августа 1945 года. За время Второй мировой войны ВВС США потеряли 344 самолета Boeing B-29. Общая масса сброшенных фугасов составила 54900 т, зажигательных бомб — 109070 т. Также бомбардировщики сбросили около 12 тысяч морских мин.

После Второй мировой войны самолеты Boeing B-29 Superfortress стали основой образованного весной 1946 года Стратегического авиационного командования. С 1949-го бомбардировщики Superfortress постепенно стали заменять более современными В-50. В 1950 году 84 экземпляра B-29 было отправлено в Великобританию. Они состояли на вооружении Королевских ВВС до 1955 года. Три бомбардировщика, которые в военное время вынужденно приземлились на территории Советского Союза, стали базой для разработки модели Ту-4. Этот тяжелый бомбардировщик, практически идентичный американскому «родственнику», производили до 1952 года.

С 1950-го по 1953 год бомбардировщики Boeing B-29 использовали в войне в Корее. На территорию КНДР американцы сбросили 167 тысяч тонн бомб. В Корейской войне было потеряно 16 самолетов Superfortress по сведениям американцев. Если же верить советским данным, потери составили 69 бомбардировщиков.

Армия США продолжала эксплуатировать самолеты Boeing B-29 Superfortress до 1960 года. Отслужившие свой век летательные аппараты в 1970-е стали мишенями на военных учениях.

Модификации

Модификаций самолета Boeing B-29 Superfortress выпущено огромное количество. Фактически были созданы модели всех возможных назначений. Значительная часть модификаций была создана в послевоенные годы.

Даже опытных и предсерийных моделей было несколько: XB-29E, XB-29G, XB-29H, XB-39, XB-44, YB-29, YB-29L, YB-50C, YKB-29T.

В военное время были созданы три модификации Boeing B-29:

  • B-29A — модель с измененной конструкцией для экономии запаса топлива и увеличенным размахом крыльев;
  • B-29B — облегченный самолет с уменьшенным перечнем вооружения и оснащения;
  • F-13A — фоторазведчик.

После войны появились следующие модификации:

  • B-29F — арктический самолет;
  • B-29D — оснащенный двигателями R-4660;
  • B-29L — с возможностью дозаправки при полете;
  • CB-29K — транспортник;
  • DB-29 — корректировщик мишеней;
  • DB-50D — транспортировщик ракет XGAM-63;
  • EB-29, EB-50A, EB-50D — транспортировщики самолетов;
  • JB-50D — самолет-лаборатория;
  • KB-29M, KB-29P, KB-50D, KB-50J, KB-50K — заправщики;
  • P2B-1S, P2B-2S — противолодочные самолеты;
  • RB-29M — разведывательный самолет;
  • SB-29 — спасательная модель;
  • TB-29, TB-50D, TB-50H — учебные модели;
  • VB-29 — пассажирская модель для военного командования;
  • WB-29, WB-50D, WB-50H — сборщики метеоданных.

Технические характеристики

Летно-технические характеристики самолета Boeing B-29 Superfortress представлены в таблице.

Длина30,2 м
высота8,5 м
размах крыльев43 м
площадь поверхности крыла161,3 м
пустая масса
31800 кг
максимальная взлетная масса61230 кг
скоростной максимум600 км/ч
практический потолок9700 м
дальность полета с максимальной весовой нагрузкой2700 км
перегоночная дальность8300 км
время поднятия на высоту 7600 м38 минут
стрелковое оружиепулеметы 12×12,7 мм по 500 патронов
бомбовое оружие40×227 кг, 12×454 кг, 8×907 кг, 4×1814 кг

Кузнецов Константин Александрович: Бомбардировщик B-29 «Суперкрепость». Самолет, уничтоживший Хиросиму

Артикул: p6570597

Купили 75 раз

О товаре

Стратегический бомбардировщик Боинг В-29 «Суперкрепость» («Superfortress») оставил значительный след в истории мировой авиации. Это был первый тяжелый бомбардировщик с огромной для того времени дальностью полета. И хотя во Вторую мировую войну он вступил только в июне 1944 г., этот самолет, сбросивший атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, внес огромный вклад в победу над Японией. Именно В-29 стал первым в мире носителем ядерного оружия. Второй и последней военной компанией для «Суперкрепостей» была Корейская война 1950—1953 гг. На основе В-29 создали множество специализированных машин — заправщики, спасатели, разведчики, транспортные самолеты. В-29 применялись во многих научно-исследовательских программах, в том числе в работах по созданию ракетопланов и новых реактивных двигателей. Копирование В-29 в СССР под обозначением Ту-4 позволило не только серьезно поднять уровень советской авиационной промышленности (при этом на «копии» была значительна повышена мощь оборонительного вооружения — пулеметы калибра 12,7 мм заменили на 20-мм пушки), но и приобрести первый носитель ядерного оружия, обеспечив стране безопасность в первые послевоенные годы. В 1950-е гг. несколько десятков Ту-4 были переданы КНР, оказав влияние на развитие авиапромышленности Китая.

Новая книга ведущего историка авиации во всех подробностях рассказывает об истории создания В-29, его прототипе, конструкции, модификациях, вооружении, боевом применении, а также о советском аналоге «Суперкрепости» — Ту-4.

Издание иллюстрированно уникальными фотографиям и чертежами.

  • Самолеты

Характеристики

Автор:
Константин Кузнецов

Серия:
Война и мы. Авиаколлекция

Раздел:
Военная техника

Издательство:
Эксмо, Редакция 1

Возрастное ограничение:
16+

Год издания:
2022

Количество страниц:
192

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Формат:
203×265 мм

Вес:
0.70 кг

Дарим до 50 бонусов за отзыв

Александр Юфа

Физически тяжело читать. Изложение периодически скатывается на уровень школьного сочинения или дословного перевода с английского. Фрагменты текста не имеют между собой чёткой логической связи — читая, понимаешь, что тот или иной абзац должен был бы стоять на пару страниц раньше/позже. Часть имён и названий появляются невесть откуда (и только через несколько страниц понимаешь, о чём речь), но при этом много текста «ни о чём» — информация, которую читатель и так прекрасно знает, и которая никак не относится к выдающемуся самолёту В-29! В общем, издание носит налёт явной торопливости и недоработанности.

Игорь Шпынев

Отзыв о покупке
на book24.ru

С удовольствием прочитал эту книгу. Очень приятно, что в книге большое число цветных вкладок с боковиками самолёта. Большое число качественных чертежей. Рассмотрена концепция создания стратегических бомбардировщиков и их применения. Рассказано о нелёгком пути этого самолёта в серию. Большим откровением было, что самолёт долго преследовали технические проблемы с двигателем, что привело к большому числу катастроф. Рассказано о боевом применении самолёта, особое внимание уделено Корейской войне и противостоянию с МИГ-15. Не обойдено вниманием и создание копии в СССР Ту-4. Однозначно рекомендую.

Андрей Павлов

Отзыв о покупке
на book24.ru

Почитал тут выдержки из книги ,неплохо получилось у Константина Кузнецова про В-29! Описывается все связанное с ним все модификации вместе с «незаконно рожденным Ту-4» причем и пассажирские и транспортные варианты ,а так же заправщики на базе В-29 В начале книги дается возникновение стратегической концепции в США ,ее зарождение и воплощение во время ВМВ. Однозначно книга заслуживает внимания,к тому же как всегда у автора неплохие чертежи ,Якубович и рядом не стоял!

Боинг B-29 Суперкрепость | Музей авиации

B-29 Superfortress был самым боеспособным бомбардировщиком Второй мировой войны. Он мог нести больше полезной нагрузки и летать быстрее и на большей высоте, чем современные типы, такие как Boeing B-17, Consolidated B-24 или Avro Lancaster. Его характеристики позволили проводить систематические бомбардировки Японии на большие расстояния в 1944 и 1945 годах. Два модифицированных B-29 сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония, в августе 1945 года, что помогло положить конец войне на Тихом океане.

B-29 продолжали служить бомбардировщиками на передовой во время Корейской войны. Самолет также использовался в других целях, таких как морское патрулирование, дозаправка в воздухе, метеорологическая разведка и поисково-спасательные работы. Конкретные B-29 были адаптированы в качестве «базовых кораблей» для исследовательских самолетов в конце 1940-х и 1950-х годах, включая первый сверхзвуковой полет Чака Йегера на Bell X-1.

Дизайн получил дальнейшее развитие как B-50, представленный в 1947 году.

Программа разработки B-29 была беспрецедентной промышленной инициативой в начале 19 века.40с. Самолет представил несколько нововведений для типов бомбардировщиков, в том числе герметичные помещения для экипажа, дистанционно управляемые орудийные башни и двойные бомбовые отсеки с поочередным сбросом бомб. На момент выпуска это был самый тяжелый серийный самолет в мире. Усовершенствованная аэродинамика B-29 улучшилась в результате серьезных испытаний в аэродинамической трубе.

Первоначальный прототип XB-29 впервые поднялся в воздух с аэродрома Боинг в Сиэтле, штат Вашингтон, 21 сентября 1942 года. Мощные двигатели Wright R-3350 испытали хронические проблемы с перегревом во время испытаний, что привело к крушению второго прототипа к северу от аэродрома Боинг в феврале. 18, 1943. Производство B-29 военного времени было распределено между заводами Boeing в Уичито, штат Канзас, и Рентоне, штат Вашингтон, и производилось по лицензии компанией Martin and Bell.

Музейный B-29, известный как T-Square 54, сражался в Тихом океане во время Второй мировой войны, совершив не менее 37 боевых вылетов в составе 875-й бомбардировочной эскадрильи 498-й бомбардировочной группы. После войны бомбардировщик был переоборудован в самолет-заправщик и участвовал в войне в Корее. Затем самолет отправили на военно-морской артиллерийский полигон Чайна-Лейк, где он оставался до тех пор, пока в 1919 году не была организована спасательная операция.86 добровольцев с авиабазы ​​Лоури в Колорадо. Были начаты реставрационные работы, но закрытие Лоури в 1994 году привело к передаче самолета в Музей полетов, где продолжается детальная реставрация, пока он выставлен на всеобщее обозрение.

Этот самолет предоставлен Национальным музеем ВВС США.

Серийный номер:

44-69729

Регистрация:

44-69729

Размах крыла:

141,25 фута

Длина:

99 футов

Высота:

28 футов

Зона крыла:

1 739,00 футов²

Масса пустого:

69 610 фунтов

Масса брутто:

105 000 фунтов

Максимальная скорость:

365 миль в час

Крейсерская скорость:

220 миль в час

Электростанция:

Четыре двигателя Wright R-3350-23 мощностью по 2200 л. с.

Диапазон:

5830 миль

B-29 Superfortress был самым боеспособным бомбардировщиком Второй мировой войны. Он мог нести больше полезной нагрузки и летать быстрее и на большей высоте, чем современные типы, такие как Boeing B-17, Consolidated B-24 или Avro Lancaster. Его характеристики позволили проводить систематические бомбардировки Японии на большие расстояния в 1944 и 1945 годах. Два модифицированных B-29 сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония, 19 августа.45, помогая положить конец войне на Тихом океане.

B-29 продолжали служить бомбардировщиками на передовой во время Корейской войны. Самолет также использовался в других целях, таких как морское патрулирование, дозаправка в воздухе, метеорологическая разведка и поисково-спасательные работы. Конкретные B-29 были адаптированы в качестве «базовых кораблей» для исследовательских самолетов в конце 1940-х и 1950-х годах, включая первый сверхзвуковой полет Чака Йегера на Bell X-1. Дизайн получил дальнейшее развитие как B-50, представленный в 1947 году.

Программа разработки B-29 была беспрецедентной промышленной инициативой в начале 1940-х годов. Самолет представил несколько нововведений для типов бомбардировщиков, в том числе герметичные помещения для экипажа, дистанционно управляемые орудийные башни и двойные бомбовые отсеки с поочередным сбросом бомб. На момент выпуска это был самый тяжелый серийный самолет в мире. Усовершенствованная аэродинамика B-29 улучшилась в результате серьезных испытаний в аэродинамической трубе.

Первоначальный прототип XB-29 впервые поднялся в воздух с аэродрома Boeing Field в Сиэтле, штат Вашингтон, 21 сентября 1919 года.42. Мощные двигатели Wright R-3350 испытывали хронические проблемы с перегревом во время испытаний, что привело к крушению второго прототипа к северу от Боинг-Филд 18 февраля 1943 года. Военное производство B-29 было распределено между заводами Boeing в Уичито, Канзас и Рентон, Вашингтон, построенный по лицензии Мартином и Беллом.

Музейный B-29, известный как T-Square 54, сражался в Тихом океане во время Второй мировой войны, совершив не менее 37 боевых вылетов в составе 875-й бомбардировочной эскадрильи, 498-я бомбардировочная группа. После войны бомбардировщик был переоборудован в самолет-заправщик и участвовал в войне в Корее. Затем самолет был отправлен на военно-морской артиллерийский полигон Чайна-Лейк, где он оставался до тех пор, пока в 1986 году добровольцы с базы ВВС Лоури в Колорадо не организовали спасательную операцию. Были начаты реставрационные работы, но закрытие Лоури в 1994 году привело к передаче самолета в Музей полетов, где продолжается детальная реставрация, пока он выставлен на всеобщее обозрение.

Этот самолет предоставлен Национальным музеем ВВС США.

Серийный номер:

44-69729

Регистрация:

44-69729

Размах крыла:

141,25 фута

Длина:

99 футов

Высота:

28 футов

Зона крыла:

1 739,00 футов²

Масса пустого:

69 610 фунтов

Масса брутто:

105 000 фунтов

Максимальная скорость:

365 миль в час

Крейсерская скорость:

220 миль в час

Электростанция:

Четыре двигателя Wright R-3350-23 мощностью по 2200 л. с.

Диапазон:

5830 миль

Производитель:

Авиакомпания Боинг

Модель:

B-29 Суперкрепость

Год:

1942 г.

Взаймы от:

Национальный музей ВВС США

Расположение музея:

Авиационный павильон

Б-29 | Определение и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Британника объясняет
    В этих видеороликах Британника объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.