Ан-148 — плохой или хороший самолет?

  • Павел Аксенов
  • Русская служба Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

24 февраля 2012 года Ан-148 совершил вынужденную посадку из-за отвалившегося колеса на левой основной стойке шасси

После крушения самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» под Москвой 11 февраля в российской прессе и на авиационных форумах появилось немало негативных откликов об этом авиалайнере: якобы у самолета были «детские болезни», излечить которые удалось лишь частично.

Так, например, газета «Ведомости» назвала Ан-148 «одним из политических проектов периода российско-украинской дружбы», а издание Dailystorm со ссылкой на анонимного представителя бывшего эксплуатанта этого лайнера — компании «Россия» — заявил, что этот самолет по надежности сильно отстает от конкурентов — SSJ 100, CRJ и лайнеров производства Boeing и Airbus.

Судьба Ан-148, первого авиалайнера, созданного на постсоветском пространстве после развала СССР, оказалась и правда непростой. Однако многие эксперты не видят в нем больших недостатков — причина его неудач, по их мнению, скорей в конфликте между Москвой и Киевом.

  • Причиной крушения Ан-148 в Подмосковье назвали отказ датчиков скорости
  • Что известно о «Саратовских авиалиниях» и претензиях к ним
  • «Я летала на этом самолете злосчастном»: как Орск переживает крушение Ан-148

Ан-148 считается украинским самолетом, потому что головным разработчиком было государственное предприятие «Антонов», но в создании самолета принимали участие и российские компании. На странице Ан-148 официального сайта ГК «Антонов» говорится, что самолет украинцы создавали совместно с 214 предприятиями из 15 стран мира.

Строили самолет на двух предприятиях — в Киеве на серийном заводе «Антонов» и в России на воронежском ВАСО, причем из Украины в Россию поставлялись только консольные части крыльев и части фюзеляжа.

В ответ на запрос Украинской службы Би-би-си в «Антонове» сообщили, что всего было изготовлено 36 самолетов Ан-148, три из них находятся в реестре Украины, 29 самолетов зарегистрированы в России. Остальные поставлены в другие страны.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

В «Саратовских авиалиниях» говорят, что довольны этим авиалайнером

Сворачивание производства Ан-148 в России обычно связывают с разрывом отношений с Украиной, причем обе стороны винят в этом друг друга.

Гендиректор ВАСО Дмитрий Пришвин в интервью «Коммерсанту» говорил в прошлом году, что значительная часть проблем связана, по его мнению, с правительственными структурами Украины. В свою очередь, в «Антонове» Би-би-си заявили, что это «российской стороной было принято решение о сворачивании программы».

В последние годы воронежский завод поставлял Ан-148 для министерства обороны России. Кроме военных этими самолетами пользуются МЧС и специальный летный отряд «Россия» управления делами президента.

«Внедорожник» для регионов

Ан-148 — довольно необычный пассажирский самолет, это заметно по его внешнему виду. Он построен по схеме «высокоплан» — то есть его крыло находится сверху фюзеляжа, а не в его нижней части, как у большинства лайнеров.

  • Зачем России самолеты 1950-х годов
  • «Суперджету» 10 лет: сложная судьба российского авиалайнера
  • «Аэрофлот» отменяет рейсы. Мог ли лед вывести из строя самолеты?

Расстояние до нижней кромки двигателя у него составляет 1,65 метра, тогда как у большинства самолетов, построенных по «классической» схеме с двигателем под крылом, оно меньше метра.

Компания «Антонов», говоря о достоинствах своего самолета, прежде всего отмечает это его свойство, позволяющее Ан-148 взлетать и садиться на плохо подготовленные аэродромы.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

24 февраля 2012 года Ан-148 совершил вынужденную посадку из-за отвалившегося колеса на левой основной стойке шасси

По данным компании, двигатели Ан-148 могут засосать с земли кусок бетона весом максимум 5 граммов, тогда как «классические» самолеты рискуют поднять потоком воздуха 100-150-граммовые куски.

Это важный параметр — в начале февраля глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что из-за плохо очищенных взлетно-посадочных полос в России в двигатели 19 самолетов попали куски льда, что вывело их из строя.

Как рассказал Би-би-си член совета директоров «Саратовских авиалиний» Михаил Герасименко, когда его компания выбирала для расширения авиапарка Ан-148, она руководствовалась еще одним соображением — самолет мог взлетать со сравнительно короткой взлетно-посадочной полосы базового аэропорта в Саратове.

По словам Герасименко, самолет подходит для использования в российских регионах: «Он летает у нас в Сибири, и он очень хорошо себя там зарекомендовал».

Без альтернатив

Как отмечают и эксперты, и те, кто эксплуатируют Ан-148, ему было довольно сложно найти альтернативу. «На момент, когда мы брали [самолет], Embraer ERJ175 не были сертифицированы в России, а я не знаю одноклассников такой же вместимости, которые были бы сертифицированы в России», — рассказал Герасименко.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Крушение Ан-148: ситуация в аэропорту Орска

Ан-148 — единственный строившийся в России современный авиалайнер одного из самых популярных сегментов: регионального самолета вместимостью 60-80 мест.

SSJ 100 занимает соседнюю нишу — 90-100-местную — и это, по мнению экспертов, негативно отразилось на продажах этого российского самолета.

В начале февраля в российской прессе появились сообщения о том, что «Гражданские самолеты Сухого» собираются разработать уменьшенную 75-местную версию «Суперджета», который станет прямым конкурентом Ан-148.

Альтернативой для Ан-148 могли бы стать и турбовинтовые самолеты, такие как Q400, однако реактивный лайнер обладает более высокой скоростью, и это важное преимущество.

Проектирование Ан-148 началось в 1990-х годах для замены стремительно стареющего советского регионального авиапарка, состоявшего из Ту-134 и Як-42.

Надежный или ненадежный?

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Надежность самолета — понятие, лишь косвенно имеющее отношение к безопасности полета.

Самолет с невысокой надежностью отличается от более надежного объемом средств, которые будет в него вкладывать компания для поддержания летной годности. То есть это не столько технический, сколько экономический параметр.

Как утверждает ГК «Антонов», Ан-148, которые летали в составе авиакомпании «Россия» с ноября 2009-го по апрель 2015 года, использовались очень эффективно — средний месячный налет составлял 300 летных часов, дневной — 12 часов. Среднее число рейсов составляло от шести до восьми.

Поначалу авиакомпания «Россия» заявляла, что у Ан-148 число неисправностей больше, чем у самолетов западного производства, рассказывает эксперт Роман Гусаров. Однако, по его данным, средний дневной налет в «России» составлял десять часов. Такого результата можно достичь только при высокой исправности — если бы самолет все время ломался, он бы не летал.

«Проблем, связанных с технической эксплуатацией, чтобы вот прямо плохая машина по ее технической надежности — этого у нас не было», — признает Герасименко из «Саратовских авиалиний».

Вместе с тем, по мнению авиационного эксперта Бориса Рыбака, самолет требовал к себе повышенного внимания — и, соответственно, он был более дорогим в обслуживании.

«Это был такой доилец средств из авиакомпании. То есть авиакомпания, которая его обслуживает, конечно, тратит огромные средства на его техническое обслуживание», — считает он.

По мнению Рыбака, Ан-148 отстает от западных конкурентов на поколение.

«Газель» — не самый лучший в мире автомобиль, но он сыграл фантастически важную роль в развитии транспортной системы в России, изменил климат наших городов, — пояснил он. — Потому что все, что ездило до «Газели» — это были совсем плохие автомобили».

«Детские болезни»

У Ан-148, как и у других новых самолетов, хватало неполадок, которые эксперты называют «детскими болезнями».

За всю свою сравнительно недолгую историю он пережил две авиакатастрофы. Последняя произошла 11 февраля в Подмосковье. Вылетевший из Домодедова в Орск самолет упал в поле после шести минут полета, на борту находился 71 человек, все они погибли.

Спустя двое суток комиссия Межгосударственного авиационного комитета по расследованию крушения назвала предварительную причину авиакатастрофы. Она пришла к выводу, что на самолете не работал обогрев устройств, помогающих летчикам правильно определить скорость самолета.

Первая катастрофа произошла 5 марта 2011 года — тогда самолет военно-транспортной модификации, совершавший учебно-тренировочный полет, разбился, по официальной версии, из-за ошибки экипажа. Погибли шесть человек, российские пилоты и летчики из Мьянмы (Ан-148 предназначался для ВВС этой страны).

Гусаров напомнил еще об одном инциденте, когда Ан-148, который был уже в коммерческой эксплуатации, внезапно стал быстро терять высоту. Тогда экипаж смог выровнять машину и избежать катастрофы. Впоследствии, как рассказал Гусаров, выяснилось, что к этому привел дефект сборки.

Кроме того, было несколько мелких инцидентов. Однажды у самолета отвалилось колесо одной из основных стоек шасси (это не повлияло на посадку — на этой стойки у него по два колеса).

Все эксперты, с которыми поговорила Русская служба Би-би-си, считают, что в целом Ан-148 представляет собой вполне безопасный самолет.

Как отметил Рыбак, «когда Межгосударственный авиационный комитет сертифицировал этот самолет, а затем Росавиация вписывала его в свидетельство эксплуатанта авиакомпании «Россия», этим было подтверждено, что самолет готов к коммерческой эксплуатации».

РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика

В мире

Экономика

Общество

Происшествия

Армия

Наука

Спорт

Культура

Религия

Туризм

Мишустин в отчете перед Госдумой доложит о работе правительства за 2022 год

Популярное

«Не доставайся же ты никому»: Запад уничтожит Украину обедненным ураном

Ирина Алкснис

Федеральная налоговая служба пришла по душу топ-блогеров

Кирилл Стрельников

Визит Си в Россию: Америка начала подозревать страшную правду

Дмитрий Косырев

Специальный репортаж

Аналитика

Фото

Видео

Инфографика

Тесты

Опросы

Подкасты

Специальная военная операция на Украине

Шутки кончились. Чем Россия ответит на поставки урановых снарядов Киеву

Большая игра Си. Чем обернулся для Запада визит лидера Китая в Москву

Хорошие новости

Специальная военная операция на Украине

«Там совершенно иное оружие». Кто разбивает цитадель ВСУ под Донецком

Специальная военная операция на Украине

«Памятник человеческому зверству». Что на самом деле произошло в Хатыни

Рекомендуемое

Массовые аресты и избиения. Что началось во Франции

Культура

Дина Корзун: Россия всегда была моим домом, у меня нет другого гражданства

Туризм

Такого вы еще не ели! Самые необычные и вкусные гастросувениры России

Специальная военная операция на Украине

«От здания ничего не осталось»: Петровский района Донецка после обстрела8

Культура

Уважать себя заставила: чем известна новый директор Пушкинского — Лихачева

Вчера, 19:11

С возвращением, космонавт! Встреча Анны Кикиной в Звездном городке8

Религия

«Отчаянный шаг». Украинцы неожиданно ответили Зеленскому

«Нас не боятся». В США больше не хотят победы Киева

Наука

«Это работает». Ученые открыли способ мгновенно протрезветь

Туризм

Плати за границей. Какие страны принимают карты «Мир» и выдают свои

Культура

Как хорошо вы знаете русскую поэзию?

Сербия не предала Россию из-за редкого таланта

Дмитрий Бавырин

Америка сошла с рельсов и летит под откос

Сергей Савчук

Путин и Си продолжат «великий поход»

Петр Акопов

Хоккей

IIHF продлила отстранение российских хоккеистов от международных турниров

Футбол

Талалаева уволили с поста главного тренера «Торпедо»

Футбол

Защитник ЦСКА и сборной пропустит около месяца из-за травмы мышцы живота

Фигурное катание

Синицина и Кацалапов продолжат работу с Жулиным

Теннис

Белоруска Соболенко: никогда не сталкивалась с такой ненавистью

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Антонов Ан-148 — Цена, Характеристики, Фотогалерея, История

Перспективный многоцелевой гражданский самолет Ан-148. Этот мощный двухмоторный коммерческий самолет, разработанный Авиационным научно-техническим комплексом имени Антонова, впервые поднялся в воздух в конце 2004 г. 26 февраля 2007 г. Ан-148 получил сертификат, что делает его отличным вариантом для авиалайнеров, ищущих самолеты, способные может легко перевозить от 68 до 85 пассажиров.

Этот прочный самолет оснащен двумя турбовентиляторными реактивными двигателями, которые установлены под крыльями в отсеках. Этот дизайн, а также высокорасположенный корпус и впечатляющий интерьер делают этот самолет отличным для полетов.

Конструкция корпуса идеально подходит для предотвращения повреждения крыльев посторонними предметами. Входящие в комплект двигатели невероятно экономичны, что делает эксплуатацию этого самолета менее затратной.

Разработка

Разработка Ан-148 началась в начале 90-х годов. То, что начиналось как модификация Ан-74, быстро превратилось в этот новый самолет, переименованный в 2001 году. Удлиненный фюзеляж и новая конструкция крыла были созданы с нуля.

Ан-148 производства Киевского завода «АВИАНТ» и Воронежского авиационного производственного объединения поднялся в небо 28 июня 2009 г.. Прейскурантная цена этого самолета составляет от 24 до 30 миллионов долларов.

Заказы и поставки

Многие компании выразили заинтересованность в приобретении Ан-148. К ним относится «Ильюшин Финанс», разместившая в апреле 2005 года первый заказ на удлиненную версию Ан-148, Ан-148-200.

Около 100 самолетов заказано авиакомпаниями Казахстана, России и Украины. Среди дополнительных покупателей — авиакомпании «Беркут», «Полет», «СКАТ» и «КрасЭйр».

Не далее как в марте 2010 года ОАК подписала с компанией контракт на поставку 18 самолетов.

Дизайн

Этот самолет представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом и высокой эффективностью по весу. Используя титановые сплавы в компонентах самолета, компания смогла легко снизить вес самолета.

Современная авиационная система и впечатляющая конфигурация крыла делают этот самолет идеальным для использования во многих местах. Идеально подходит для использования на плохо оборудованных аэродромах и вблизи посторонних предметов, которые в противном случае могут повредить самолет.

В комплекте противоугонные устройства, а также пуленепробиваемые двери. В самолете также достаточно места для хранения боеприпасов и оружия.

Полетная кабина

Благодаря частичному остеклению кабины экипажа, четыре члена экипажа могут легко управлять им. В кабине установлено пять ЖК-дисплеев размером 6 x 8 дюймов. Они были разработаны «Авиаприбором» и также оснащены системой дистанционного управления полетом.

В составе современного комплекса БРЭО имеется навигационное оборудование, а также средства радиосвязи. Дополнительное оборудование включает в себя бортовую систему видеонаблюдения, чтобы экипаж мог легко контролировать зоны обслуживания, а также пассажирские салоны.

Салон

Что интересно в салоне Ан-148, так это то, что он может иметь различную конфигурацию сидений, в зависимости от потребностей авиакомпании. Пассажировместимость может варьироваться в широких пределах, от 10 до 85 пассажиров, в зависимости от конструкции салона.

В салоне есть общая, индивидуальная и служебная зоны. Современные кресла и информационно-развлекательные системы в пассажирском салоне гарантируют, что пассажиры смогут легко насладиться полетом. Конфигурации самолета включают VIP-, бизнес- и эконом-классы.

Ручная кладь легко размещается на полках над головой, объем которых составляет 4,2 м3, что является самым большим показателем для ближнемагистральных и региональных самолетов.

Благодаря конструкции салона очень мало шума для пассажиров, что превращает полеты на Ан-148 в удовольствие.

Двигатели

Двигатели предназначены для того, чтобы выделить этот самолет среди конкурентов. Он оснащен двумя двухконтурными ТРДД Д-436-148. Они разработаны и производятся компанией «Ивченко-Прогресс» и предназначены для оптимизации взлетной тяги. Взлетная тяга 6830 кгс. Благодаря бортовым системам контроля и управления оптимизирована работа двигателя.

Производительность

Этот самолет может легко взлететь при весе 41,55 тонны. Он быстро достигает своей крейсерской скорости и может развивать максимальную скорость от 800 до 870 км/ч. Максимальная высота полета составляет 12 200 м. Благодаря тому, насколько прочным и продуманным является этот самолет, он может легко работать при температурах от -55°C до +45°C.

Шасси

Шасси Ан-148 типично для большинства самолетов этого типа. Он состоит из передней стойки шасси, а также левой и правой основных стоек шасси.

Главное шасси может плавно и легко убираться в ниши в фюзеляже, когда оно не используется.

Это обеспечивает безопасность при взлете и посадке и позволяет самолету легко справляться с некоторыми неровными взлетно-посадочными полосами, которые ему иногда приходится использовать.

Конкуренты

Одними из основных конкурентов Ан-148 являются Sukhoi Superjet 100 и Mitsubishi Regional Jet. Еще одним крупным игроком на этой арене является Coma ARJ21. Несмотря на то, что Ан-148 выделяется во многих отношениях, у него все еще есть серьезная конкуренция со стороны других великих самолетов.

Все самолеты Антонова

  • Антонов Ан-12
  • |
  • Антонов Ан-124 Руслан
  • |
  • Антонов Ан-140
  • |
  • Антонов Ан-148
  • |
  • Антонов Ан-22
  • |
  • Антонов Ан-225 Мрия
  • |
  • Антонов Ан-32
  • |
  • Антонов Ан-70
  • |
  • Антонов Ан-74
  • |

Российско-украинский среднемагистральный самолет Антонов Ан-148

Москва возобновила затянувшееся сотрудничество с украинскими авиастроителями для возможного совместного производства самолетов после недавнего потепления в российско-украинских отношениях. Базовый вариант Ан-148 рассчитан на перевозку 70-90 пассажиров до 5000 км. Он производится в украинском конструкторском бюро Антонова в Украине и в городе Воронеже на западе России по цене около 20 миллионов долларов за самолет.

«Сухой» и «Антонов» могли бы не конкурировать, если бы «Сухой» наладил производство 95-110-местных дальнемагистральных самолетов RRJ (3000–5000 км), а «Антонов» — 70-80-местных самолетов меньшей дальности (1000–2000 км). км). Россия однозначно заинтересована в проекте Ан-148, ведь российские предприятия производят 69% составных частей самолета.

На самолетах Ан-148/158 установлен двигатель Д-436-148 производства Мотор Сич в Украине. «Мотор Сич» в ближайшей перспективе имеет мандат на поставку двигателей для первых 50 машин. Создание СП подтверждает высокий спрос на самолеты типа Ан-148/158, который Illushin Finance оценивает в 400 единиц в течение следующих 15 лет. Однако, учитывая, что россияне настаивают на том, что спрос может быть в два раза выше, если самолет будет оснащен двигателями не от «Мотор Сич», существует риск сокращения участия «Мотор Сич» в проекте в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В России Ilyushin Finance Co (IFC) занимается продажей самолетов, операционным и финансовым лизингом. У него уже есть предварительные договоренности с российскими компаниями о покупке 54 самолетов. Украинская авиакомпания «Аэросвит» хочет купить у Воронежского сборочного завода 10 Ан-148, а Казахстан еще семь. ВАСО изначально планировало собрать около 250 самолетов за 10 лет.

Лицензионное соглашение давало России право дорабатывать базовую версию Ан-148 в военно-транспортные, специальные самолеты, грузовые и грузопассажирские самолеты. По экспертным оценкам, Вооруженным силам России и другим силовым структурам может потребоваться до 200 таких самолетов для морской патрульной службы, частей радиоэлектронной борьбы, радиотехнической и тактической разведки, воздушного командного пункта, а также в качестве заправщика.

Помимо Ил-96, на середину 2006 года ВАСО занималось изготовлением агрегатов для 5 самолетов Ан-148 для АНТК им. Антонова. Кроме того, у компании уже было 33 заказа на этот самолет и еще 20 находились в стадии обсуждения.

Продажа 96 самолетов Ан-148 производства ВАСО включена в План производства гражданских самолетов Объединенной авиастроительной корпорацией на 2008-2012 годы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 марта 2007 года. На встрече партнеров по программе , Михаил Шушпанов, генеральный директор ВАСО: «Все барьеры для запуска серийного производства Ан-148 в Воронеже сняты. Готовимся подписать контракт на производство первых 34 самолетов. Серийное производство Ан-148 для России начато на ОАО «Воронежское авиастроение» (ВАСО). Сборка первых четырех серийных самолетов для российских заказчиков должна была завершиться в 2008 г. В 2009 г.ВАСО планировало строить 12 самолетов Ан-148, в 2010 г. — 18, в 2011 г. — 26, а начиная с 2012 г. — 36 самолетов Ан-148 ежегодно.

В июне 2008 года воронежский авиастроительный завод ВАСО запустил производство регионального среднемагистрального самолета Ан-148. Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров заявил, что первый самолет сойдет с конвейера до конца года. Авиализинговая компания «Ильюшин Финанс» заявила, что в 2009 году будет построено пять самолетов., 18 в 2010 г. и 36 в 2011 г. Также говорится, что с 2013 г. ежегодно будет производиться 50 самолетов. «Ильюшин Финанс» подписал контракт с Объединенной авиастроительной корпорацией на покупку 34 Ан-148 в 2008–2010 годах и еще 30 в 2011–2012 годах на общую сумму 40 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов). В базовой модификации Ан-148 рассчитан на перевозку 70-90 пассажиров на расстояние до 5000 км. Его производство стоит около 20 миллионов долларов, что дешевле, чем Sukhoi SuperJet-100 (около 28 миллионов долларов).

По состоянию на конец 2008 г. объем твердых заказов на самолеты до 2012 г., которые могут появиться на рынке уже до конца года, оценивался более чем в 50 машин. Среди заказчиков — ГСК «Россия», группа компаний AirUnion (Красноярск), группа компаний «Волга-Днепр», авиакомпании «Полет» (Воронеж), «Московия» (Россия).

28 июля 2009 года первый серийный самолет Ан-148 производства ОАО «ВАСО» совершил первый полет. 21 декабря 2009 г.Ан-148, регистрационный номер RA-61701, начал коммерческие пассажирские перевозки с ГТК «Россия». Самолет успешно выполнил рейс FV135 по центральному расписанию внутренних пассажирских перевозок России из Пулково-1 в Санкт-Петербурге в международный аэропорт Шереметьево в Москве.

Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) 28 июля 2009 года объявила о планах инвестировать 5 миллиардов рублей (162 миллиона долларов) в модернизацию авиастроительного предприятия ВАСО, выпускающего новый среднемагистральный самолет Ан-148. «У нас есть специальная программа, в рамках которой ОАК направит 5 млрд рублей на техническое перевооружение ВАСО в течение ближайших пяти лет», — заявил президент ОАК Алексей Федоров. По его словам, корпорация уже вложила 1 млрд рублей в модернизацию завода в Воронеже. Ранее компания заявляла, что в 2009 году будет построено пять пассажирских самолетов Ан-148., 18 в 2010 г., 36 в 2011 г., и что с 2013 г. будет производиться 50 самолетов ежегодно.

Российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс» готова обсудить с монгольскими компаниями поставку региональных самолетов Ан-148, заявил 21 июля 2010 года министр транспорта России Игорь Левитин. По его словам, компания также готова поставить современные аэронавигационные системы в монгольские аэропорты. Компания «Ильюшин Финанс» является дочерним предприятием российской Объединенной авиастроительной корпорации.

Из-за нестабильного финансирования у ВАСО и Антонова возникают проблемы с закупкой комплектующих, поставщики требуют гарантий оплаты заказа. Кроме того, заводы так и не подошли к заявленным планам годового производства Ан-148: самолетов ВАСО 24, Ан 12. В течение года до середины 2012 года российский завод выпустил пять Ан-148, а украинский – 2. Задача – оперативное наращивание объемов серийного производства Ан-148/158 до 30-40 самолетов в год. , иначе они не смогут конкурировать с мировыми производителями самолетов и авиатехники. Кроме того, на заводе Антонова существовала кадровая проблема: средний возраст рабочих около 50 лет.

Национальная авиакомпания Северной Кореи Air Koryo пополнила свой парк первым из двух новых украинско-российских региональных самолетов Ан-148. Первый Ан-148-100, собранный на ГП «Антонов» совместно с Воронежским авиационным производственным объединением (ВАСО, Россия), был отправлен в Северную Корею в начале февраля 2013 г.

Авиакомпании, эксплуатирующие самолеты SSJ-100, Ан-140 и Ан-148, получат преимущество в рамках программы субсидирования региональных маршрутов в России. Об этом говорится в правилах предоставления субсидий на региональные авиаперевозки в России. Минтранс подготовил для общественного обсуждения правила, входящие в пакет документов, определяющих новую схему субсидирования региональных авиаперевозок. Новая модель субсидирования будет распространяться на всю территорию России и не затронет ранее утвержденные правительством программы авиаперевозок из европейской части России на Дальний Восток и в Калининград. Программа также не коснется рейсов через аэропорты Москвы.

Минобороны рассчитывает получить в 2016 году пять пассажирских самолетов Ан-148 без задержек производства, сообщил заместитель министра обороны Юрий Борисов 09 февраля 2016 года. ). Около 70 процентов компонентов самолета производятся в России, а остальные 30 процентов производятся в Украине.

«В 2016 году мы должны получить пять Ан-148. Три уже стоят здесь, еще два находятся в стадии сборки», — сказал Борисов во время посещения завода ВАСО. Борисов подчеркнул, что, несмотря на определенную зависимость от украинских поставщиков, «задержек с поставками комплектующих или графиком производства пока не зарегистрировано».

Воздушно-космические силы России в 2017 году будут иметь три ближнемагистральных самолета Ан-148. Об этом 10 марта 2017 года сообщил заместитель министра обороны Юрий Борисов во время посещения ПАО «Воронежская авиастроительная компания» (ВАСО). «Что касается Ан-148, то мы законтрактовали 15 самолетов, пять поставили в этом году, мы должны получить три таких машины».