100 лет исполнилось российской гражданской авиации. Вспоминаем наши главные самолеты

Источник: газета «Российская газета»

Автор: Наталия Ячменникова
Опубликовано: 09.02.2023, 08:52

Советский авиапром выпускал все, что могло летать, — от гигантских транспортников и широкофюзеляжных лайнеров до автожиров и беспилотников. И машины ведущих авиационных КБ отличались даже внешне. Как тонко подметил кто-то, «Туполев» — это строгость во всем, включая эргономику и дизайн. «Ильюшин» — мягкость, грациозность. «Яковлев» — стремительность, а «Антонов» — основательность и практичность.

Они были первые

Уже в начале 20-30-х годов советские авиаконструкторы делали все, чтобы подвинуть в небе иномарки — «Юнкерсы» и «Фоккеры». Первый советский пассажирский четырехместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. Он развивал скорость до 146 км/ч и имел потолок 2200 м. Правда, на 1000 метров забирался… 16 минут.

АНТ-2 — первый наш цельнометаллический самолет. Планер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчугалюминия — первого отечественного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой немецкий дюраль. Импортозамещение в действии! С 1925 года страна стала постепенно отказываться от иностранных машин.

Первый самолет-невидимка

По-2, впервые взлетевший 7 января 1928 года, стал самым массовым в мире бипланом. Всего построили около 40 тысяч машин.

Это легендарный самолет Великой Отечественной. Но По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Американские летчики называли его неуловимым. Он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров.

Трагедия «Максима Горького»

АНТ-20 «Максим Горький» стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 (!) человек.

В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный летчик Михаил Громов. Его слова: «Изумительный самолет».

Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография… В салоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет.

Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полета, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг «Максима Горького». Но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолет.

Влетел в книгу рекордов

Ан-2 — самый большой одномоторный биплан в мире. Первый полет совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 70 лет. Его производство продолжается в Китае.

— В Ханты-Мансийске в 70-е годы я пять лет работал на Ан-2, налетал на нем по северам 3 тыс. часов, — рассказал «РГ» экс-пилот «Боинга-777» Виктор Трошин. — Самолет настоящий солдат — летит куда угодно. На лыжах, на колесах, на поплавках. Командир мог сам сверху присмотреть площадку, сесть и взлететь.

Сравнили с НЛО

В 1956 году первый советский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолет, но и уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект с приземлением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с другим номером, она написала: русские «перекрашивают номера на своей опытной машине». И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104!

В декоре салона использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро.

Хрущев на Ту-114

Первый советский двухпалубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Когда летом 1959 года Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре того же года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.

На тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

«Толстого» не бояться!

Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Первый полет — в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. При своих огромных размерах «Антей» мог эксплуатироваться даже с грунтовых аэродромов. «Созданием этого самолета, — подчеркивал конструктор Олег Антонов, — был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа».

Быстрее звука

Первый в истории сверхзвуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента — англо-французского «Конкорда». Советский лайнер летал выше «европейца»: 20 км против 18 км у «Конкорда». Быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Был мощнее: поднимал 16 т против 13.

Но движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми. Так, долететь до Хабаровска или Владивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Он прописался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля.

С «Бураном» на спине

Ан-225 «Мрия» стал самым огромным и тяжелым самолетом в мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей. Максимальная взлетная масса — 640 т. Для сравнения: у Boeing-747 — 442 т, у Airbus-380 — 560 т.

Советский гигант родился в рамках космического проекта «Энергия-Буран». В мае 1989 года Ан-225 доставил космический корабль «Буран» на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. На счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 т), самого тяжелого монолитного груза (188 т) и самого длинного груза.

Для местных линий

Як-40 — первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний. Разработан в 1960-е годы. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. На середину 1972 года самолеты Як-40 налетали уже более 150 млн километров и перевезли около 7 млн пассажиров.

Борт N 1

Ил-96-300 — первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Смотришь на него, и создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан для перевозки президента России.

А первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолетом стал Ил-62. В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку — даже при отказе двух. Ил-62 служил «бортом N 1» для первых лиц от Брежнева до Ельцина. В 1995 году ему на смену пришел Ил-96.

Кстати

Первый в мире пассажирский самолет был спроектирован именно в России. В 1913 году в небо поднялся биплан «Илья Муромец». Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинки: впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты. А на фото — Сикорский с императором Николаем II на борту «Русского витязя», четырехмоторного самолета, давшего начало тяжелой авиации.

Чем кормили в самолетах

В 1936 году начальство ГВФ распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. В самолетах появились буфеты. Первой стюардессой в 1939 году стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Ее называли буфетчицей. А в штатном расписании она значилась кладовщицей.

Полноценный сервис, c горячими обедами, появился в 1956 году на Ту-104. Бортовое меню включало отварное мясо, гарнир, свежие овощи, сыр, колбасу, икру, масло, фрукты.

В 1960-х, с приходом новых самолетов, визитной карточкой советского бортового рациона стала черная икра.

Известный сценарист и драматург Эмиль Брагинский, летевший на Ил-62 в Индию, в своих путевых заметках писал: «Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании «Аэрофлот» на высоту 8 или 9 тыс. метров. Вам подадут».

В конце 90-х меню первого класса сравнивали с ресторанным: черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры. На горячее — запеченная рыба, телятина, утка. На некоторых линиях пассажиров угощали шампанским «Мадам Клико».

Как все начиналось

Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор:

— Почему 9 февраля 1923 года считается днем рождения нашей гражданской авиации? Именно в этот день было принято постановление Совета труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».

Была установлена обязательная госрегистрация и приписка к одному из аэродромов для воздушных судов и пилотов. Были определены порядок и условия полетов, а также многое другое.

Мало кто знает, что первые регулярные перевозки в советской России были организованы с помощью немецкой авиакомпании. Общество «Дерулюфт» было создано в ноябре 1921 года на основе концессионного соглашения. Весной 1922 года авиапредприятие запустило первую регулярную авиалинию Москва — Смоленск — Ковно — Кенигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Уже через три года партнеры торжественно отметили налет первого миллиона километров.

По регулярности и безопасности полетов, культуре обслуживания линия считалась одной из лучших в Европе. По ней летали поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. В 1935 году рейс Берлин — Москва продолжался 10 часов. Билет стоил 160 марок или 74 рубля.

В 1923 году было создано акционерное общество «Добролет». Первые акционеры были очень интересными людьми. Старые большевики, хорошо образованные, отличные управленцы. Некоторые с опытом дипломатической работы в Китае и Финляндии. Авиаторов среди них не было совсем! Зато были юристы. По учебнику одного из них училось мое поколение.

Следует отметить, что одновременно с «Добролетом» создаются две компании — «Укрвоздухпуть» и «Закавиа» со штаб-квартирами в Харькове и Баку. В 1925 году «Укрвоздухпуть» поглощает «Закавиа». В 1930 году «Укрвоздухпуть» вливается в «Добролет». Это понятно. Начинается отход от «новой экономической политики»: дело идет к централизованному управлению отраслью.

В 1932 году было создано Главное управление ГВФ при СНК СССР, получившее чуть позже наименование «Аэрофлот». А в апреле того же года был утвержден первый Воздушный кодекс Союза ССР. Один из первых в мире сводных законов по авиации.

К 1935 году полеты осуществлялись уже только на отечественных воздушных судах.

Дайджест прессы за 9 февраля 2023 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2023 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Первый советский пассажирский самолет АК-1″ стоимостью 45 руб.

Продано предметов 19941

Сумасшедшие дни

Началось! 0 дн. 00:00:00

-37% UNC

марки СССР 1977г марки оптом

  • Описание товара
  • Доставка
  • Оплата
  • Гарантии

Год выпуска: 1977

Рубрика: Транспорт / Народное хозяйство

Размер зубцовки: 12

Тип зубцовки: рамочная

Бумага: мелованная

Способ печати: глубокая в сочетании с металлографией

Тираж: 6100

Номинал: 6 к.

Цвета: многоцветная

Художник: Е. Анискин

После получения заказа Вы можете вернуть его полностью или частично в течение 30 дней с момента получения, если Вам что‑либо не понравилось (по любой причине).

Мы можем доставить этот товар в любую страну мира.

  • Подробное описание товара
    • Год выпуска: 1977

      Рубрика: Транспорт / Народное хозяйство

      Размер зубцовки: 12

      Тип зубцовки: рамочная

      Бумага: мелованная

      Способ печати: глубокая в сочетании с металлографией

      Тираж: 6100

      Номинал: 6 к.

      Цвета: многоцветная

      Художник: Е. Анискин

  • Гарантии
  • Оплата
  • Доставка
    • После получения заказа Вы можете вернуть его полностью или частично в течение 30 дней с момента получения, если Вам что‑либо не понравилось (по любой причине).

      Мы можем доставить этот товар в любую страну мира.

  • Отзывы

Сопутствующие товары

-62%UNC

Быстрый просмотр

Украина 1 гривна 2014

26 ₽69 ₽

В наличии более 10 шт

ОтложитьВ корзину

Купить Украина 1 гривна 2014

Похожие товары

Быстрый просмотр

Альбом с советскими и иностранными марками, бумага, печать, СССР, 1960-1990 гг.

6 033 ₽6 500 ₽

В наличии 1 шт

ОтложитьВ корзину

Купить Альбом с советскими и иностранными марками, бумага, печать, СССР, 1960-1990 гг.

-84%UNC

Быстрый просмотр

Набор из 4 квартблоков СССР разной тематики «Транспорт, Красная книга, Личности, События и пр.» UNC

111 ₽680 ₽

В наличии более 10 шт

ОтложитьВ корзину

Купить Набор из 4 квартблоков СССР разной тематики «Транспорт, Красная книга, Личности, События и пр. » UNC

Отзывы наших клиентов

Достоинства: Большое количество акций, быстрота выполнения заказов

Недостатки: Не заметил.

Комментарий: Большой выбор по оплате товара, оперативно обработали и выполнили заказ, рекомендую.

Смотреть больше отзывов

Доставляем в крупные города РФ за 3‑5 дней. Система отслеживания посылок. Доставим бесплатно в Ваше отделение почты Мы гарантируем, что Вы получите свой заказ без повреждений! 100% подлинные монеты и банкноты, являющиеся или бывшие платежными средствами стран мира

-37% UNC

6 копеек 1977 «История отечественного авиастроения: Первый советский пассажирский самолет АК-1»

45 ₽ 71 ₽

В наличии 10 шт.

В наличии 10 шт.

Доставка в любой город РФ и мира

100% подлинный товар

Будьте в курсе новинок Центробанка РФ!

Все новинки Центробанка появляются у нас практически сразу же после выпуска монет в обращение, а иногда и раньше.

Запросить дополнительные фото и видео

Введите e-mail, на который мы отправим ответ на Ваш запрос о дополнительных фотографиях: Введите корректный e-mail

Какие фото и/или видео Вы хотите увидеть? Пожалуйста, укажите, какие именно фото и/или видео Вы хотите увидеть

Нажимая кнопку «Запросить фото», я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями и соглашаюсь с Публичной офертой

Товар добавлен в корзину!

До беcплатной доставки осталось:

Оформить заказ

Оформить предзаказ на

Введите e-mail, на который мы отправим Вам уведомление о поступлении этого товара:

Вы можете также указать номер телефона, и мы пришлем СМС при поступлении товара:

Нажимая кнопку «Уведомить о поступлении», я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями и соглашаюсь с Публичной офертой

Восстановление пароля

Быстрое оформление заказа

Ваш номер телефона

Вы ошиблись при вводе номера телефона, мы не сможем доставить на него SMS

Ваш e-mail

Вы ошиблись при вводе e-mail, мы не сможем доставить на него электронное письмо

Нажимая кнопку «Перезвонить», я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями и соглашаюсь с Публичной офертой

AK-1

Технические характеристики
Тип АК-1
Функция Экспериментальный
Пассажирский
Год 1924
Экипаж 2
Двигатели 1*170 л. с. Salmson
Длина 11,0 м
Размах крыла 14,9 м
Площадь крыла 37,0 м 2
Масса пустого 1145 кг
Вес груза 1685 кг
Нагрузка на крыло ( кг/м 2 ) 45,5
Силовая нагрузка ( кг/л.с. ) 9,9
Максимальная скорость (0 м ) 147 км/ч
Набор высоты 1000 м 16 мин
Набор высоты 2000 м 29 мин
Потолок 2200 км
Полезная нагрузка
Пассажирские сиденья 2
(+1 на дополнительное место в кабине)
Груз 540 кг

18к ч/б АК-1 из «Истории авиастроения в СССР», т. 1 стр.348

первый советский пассажирский самолет, созданный в рамках исследовательской программы по заказу военных.

ЦАГИ получил задание изучить конструкцию самолета с толстым крылом (деревянная конструкция) и проверить техника расчетов, использовавшаяся в то время. Большую часть работы выполнили В.Л.Александров, В.В.Калинин и А.М.Черемухин выполнил часть расчетов.

Высокоплан с подкосами. Смешанная конструкция, но в основном деревянная.

Проект представлен ВВС и ГлавВоздухофлот (предшественник Аэрофлота) в Февраль 1922 года.

Самолет построен в апреле-ноябре 1923 г. Завод ГАЗ-5, параллельно с Р-1. Летные испытания (летчик Томашевский) начались 1 (8?) февраля (8 марта?), 1924 г. и продолжалась до 15 июня. 1924. Средства для финансирования проекта были собраны «Латвийскими стрелками», и АК-1 был под названием «Латышский стрелок».

Самолет передан «Добролету»;

Выполнено несколько рейсов по линии Москва-Казань (всего 11000 км ). В 1925 году АК-1 участвовал в пропагандистском полете Москва-Пекин, преодолев 7000 км за 38 дней. Также выполнялись рейсы из Пекина в другие города Китая.


Источники

  • [6], т.1 с.346-347;
  • Дополнительные ссылки

  • АК-1
  • АК-1 на Виртуальный музей самолетов
  • 2017 ARGO AERO AK1 3

      Все

      360° Фото

      Фото

      Видео


      Посмотреть похожие самолеты в продаже на
      Посмотреть похожие самолеты для чартера В

      См. Эксплуатационные расходы самолета В

      Сводка по ВС


      Общий

      Год

      2017

      Производитель

      АРГО АЭРО

      Модель

      АК1-3

      Состояние 9015 5

      Новый

      Правила полета

      VFR

      Показать серийный номер с этим списком

      Описание

      Характеристики Все характеристики самолета даны для полной массы вертолета 650 кг. Максимальная непревышаемая скорость прямого полета (км/ч): 180 Крейсерская скорость (км/ч): 160 Потолок парения (м): 1300 Практический потолок (м): 3000 Максимальная скороподъемность (м/с): 8,5 Скорость снижения при планировании в режиме авторотации, В?? (км/ч): 90 Минимальная скорость снижения при планировании в режиме авторотации (м/с): 8,4 Максимальная скорость снижения при планировании в режиме авторотации (м/с): 10 Максимальная выносливость для? ?=0…500 м с учетом 10% маршрутного запаса топлива, ч 2,6 Максимальная дальность полета с учетом 10% маршрутного запаса топлива (км): 320 Диапазон маневрирования 0,0 …+2,5 20.03.00 Весовой раствор Максимальная взлетная масса (кг): 650 Максимально загруженный самолет без массы топлива (кг): 596 Максимальная располагаемая масса груза (включая пилота и топливо), (кг): 252 Пустой вес (кг): 398 Экипаж вертолета и масса оборудования: — экипаж (2 человека), кг 150 – неиспользованное топливо, л 1,0 — масло для двигателя, л 4,5 – охлаждающая жидкость, л 10 Размеры Длина фюзеляжа: 5,806 м Длина фюзеляжа с несущими винтами: 8,096 м. Максимальная ширина кабины на уровне плеч: 1,35 м. Высота вертолета: 2,27 м Диаметр подъемного винта: 6,84 м Площадь диска: 36,74 м² Диаметр антикрутящего ротора: 1,28 м Колея основного колеса: 1,65 м Вес и баланс Вес брутто: 650 кг Вес пустого вертолета: 398 кг Полезная нагрузка: 252 кг Примечания: Доступен в спортивной, медицинской, поплавковой, военной и полицейской версиях.

      Планер

      Общее время

      10,0

      Планер Примечания

      Технические характеристики Год: 2017 Производитель: АргоАэро Модель: АК 1-3 Состояние: Новый Общее время: 0 Серийный №: / Постановка на учет: / Места: 1+1 Размеры Длина фюзеляжа: 5,806 м Длина фюзеляжа с несущими винтами: 8,096 м. Максимальная ширина кабины на уровне плеч: 1,35 м. Высота вертолета: 2,27 м Диаметр подъемного винта: 6,84 м Площадь диска: 36,74 м² Диаметр антикрутящего ротора: 1,28 м Колея основного колеса: 1,65 м

      Двигатель

      Двигатель Примечания

      Двигатель Производство: Субару Модель: ЭДЖ25 Тип топлива: А 95 Взлетная мощность: 155 кВт/156 л.