Самолет А-40 (Бе-42) Альбатрос, описание и технические характеристики с фото и видео
Одним из наиболее известных гидросамолётов Советского Союза является А-40 «Альбатрос» (он же Бе-42). Это – многоцелевой самолёт-амфибия, созданный таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева и планировавшийся как замена гидросамолёту Бе-12. Кодовое обозначение НАТО: «Mermaid» («Русалка»).
Конструктивно самолёт А-40 представляет собой высокоплан. Стреловидность крыла умеренная. Хвостовое оперение самолёта Т-образное. Фактически А-40 является «летающей лодкой» благодаря конструкции корпуса, позволяющей ему оставаться на плаву. Также для эксплуатации с суши А-40 имеет шасси с тремя стойками; для эксплуатации с водных поверхностей самолёт имеет специальные поплавки, установленные под крылом. Благодаря водяному рулю, установленному в хвосте самолёта, «Альбатрос» обладает хорошей устойчивостью на воде.
Лётно-технические характеристики самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос»:
- Экипаж: 4-8 человек
- Длина: 45,70 м
- Размах крыла: 42,50 м
- Высота: 11,07 м
- Площадь крыла: 200 м²
- Масса пустого: 44 000 кг
- Масса снаряжённого: 51 000 кг
- Нормальная взлетная масса: 86 000 кг
- Максимальная взлетная масса: 90 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 10 000 кг
- Масса топлива: 35 000 кг
- Двигатели:
- основные: 2× ТРДД Д-30ТКПВ
- взлётные: 2× ТРД РД-60К
- Тяга:
- основные: 2× 117,68 кН
- взлётные: 2× 24,52 кН
- Максимальная скорость: 800 км/ч
- Крейсерская скорость: 720 км/ч
- Практическая дальность: 4 000 км
- Перегоночная дальность: 5 500 км
- Продолжительность патрулирования: 12 ч
- Практический потолок: 13 000 м
- Эксплуатационная высота полёта: 8 000 м
- Длина разбега: 1000/2000 м (суша/вода)
- Длина пробега: 700/900 м (суша/вода)
- Нагрузка на крыло: 430 кг/м²
- Аэродинамическое качество: 16-17
- Мореходность (высота волны): 2,2 м
- Вооружение:
- Боевая нагрузка: 6 500 кг различного вооружения:
- гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
- 3 торпеды «Орлан» или
- 4 «Коршун» или
- 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
- 6 торпед АПР-3 «Орёл»
Содержание
История создания и эксплуатации А-40 Альбатрос
Разработка самолёта-амфибии А-40 (или Бе-42) «Альбатрос» началась в 1972 году, когда конструктора ТАНТК им. Бериева (в то время это был ТМЗ – таганрогский машиностроительный завод) начали работы над созданием гидросамолёта, способного заменить Бе-12. Однако в это время в руководстве Вооружёнными Силами СССР и флотом начался конфликт мнений. Так, часть военачальников утверждала, что гидросамолёты флоту нужны ввиду их особенностей, позволяющих выполнять специфические задачи. Другая часть военных считала, что все задачи, возлагаемые на самолёты-амфибии, могут успешно выполняться и авиацией наземного базирования (например, дальним противолодочным самолётом Ту-142).
Тем не менее, в результате упорной борьбы конструкторов и инженеров ТАНТК им. Бериева за будущее самолёта, названного изделием «В», разработка модели продолжалась. Лишь в 1983 году рабочие чертежи нового гидросамолёта А-40 (Бе-42) были переданы производителю, и произошла закладка первого самолёта.
В сентябре 1986 года первый самолёт-амфибия А-40 (названный изделием «В1») был выведен из цеха. В том же году начались и испытания новой модели, а 8 декабря А-40 совершил свой первый полёт. Следует отметить, что первый полёт самолёта с водной поверхности был осуществлён лишь почти через год – в начале ноября 1987 года. Однако взлёт самолёта с воды показал продольную неустойчивость корпуса, в связи с чем конструктора в экстренном порядке начали работы по устранению проблемы. Ещё одной причиной, по которой полёты самолёта А-40 (Бе-42) с воды были прекращены до весны 1988 года, было то, что Таганрогский залив замёрз на зимнее время. Благодаря оперативной и продуктивной работе советских инженеров, на испытаниях с воды в 1988 году самолёт показал лучшую устойчивость и управляемость.
Первое «публичное» появление самолёта-амфибии А-40 произошло в 1989 году на выставке в Тушино. Был произведён и полёт машины, демонстрирующий её лётные качества. Второй образец А-40 «Альбатрос» был выпущен в конце того же 1989 года и сразу передан для испытаний. В 1991 году А-40 (Бе-42) «Альбатрос» был впервые показан за рубежом. Так, на авиасалоне в Ле-Бурже гидросамолёт буквально «взорвал» публику, вызвав огромный интерес и ажиотаж.
Всё изменилось в 1992 году. После развала Советского Союза разработка А-40 была прекращена, а самолётом заинтересовались страны-члены НАТО. Такой интерес легко объяснить – ведь гидросамолёт практически не имел аналогов в мире и считался лучшим в своём классе. Тем не менее, неоднократно объявлялось, что работы над проектом продолжатся. На деле же ничего так и не менялось.
Лишь в 2012 году было объявлено о закрытии проекта. Казалось, история А-40 (Бе-42) закончилась, но 2020 год принёс новые известия: к 2020 году планируется полностью заменить парк самолётов-амфибий Бе-12 на новые А-40 «Альбатрос». Перевооружение затянулось почти на 50 лет.
Основным достоинством А-40 как гидросамолёта является удобное расположение его крыла (высокоплан), а также наличие всего необходимого обрудования для эксплуатации не только с суши (трёхстоечное шасси), но и с воды (поплавки и водяной руль). «Детские» болезни в конструкции и оборудовании самолёта фактически были устранены в ходе испытаний во второй половине 80-х годов.
Тем не менее, ввиду почти 20-летнего простоя, конструкторам придётся снова осваивать производство этой сложной машины, изучать её проблемы и особенности, что не может не сказаться на темпе производства самолёта, особенно в ближайшие годы. Впрочем, это недостаток не машины, а политических решений, принятых в 90-х.
Заключение
На сегодняшний день А-40 «Альбатрос» является одной из наиболее перспективных отечественных моделей самолётов-амфибий. Его лётно-технические характеристики до сих пор находятся на уровне мировых стандартов, не говоря уже о далёких 80-х годах ХХ века, когда этот самолёт был поистине прорывом. Можно с уверенность сказать, что гидросамолёт А-40 (Бе-42) «Альбатрос» – поистине гордость отечественного авиастроения.
В России возобновят проект крупнейшего гидросамолета
Министерство обороны России решило возобновить проект разработки самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», считавшегося крупнейшим в мире летательным аппаратом такого класса. Как пишут «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве и авиационной отрасли, в ходе доработки проекта самолет будет модернизирован. На вооружении А-40 планируется использовать в качестве универсального противолодочного и спасательного самолета.
Гидросамолет А-40 разрабатывался Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева под обозначением Бе-42 в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В 1993 году проект самолета закрыли из-за нехватки финансирования и отсутствия интереса со стороны Министерства обороны России. Самолет имел в длину 45,7 метра и размах крыла 42,5 метра. Максимальная взлетная масса «Альбатроса» составляла 90 тонн. Он мог развивать скорость до 800 километров в час и выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров.
Как пишут «Известия», в настоящее время возобновление разработки самолета-амфибии А-40 находится на этапе согласования. Одновременно военные формируют тактико-технические требования к модернизированному гидросамолету. В случае, если все этапы согласования завершатся успешно, Министерство обороны России разместит заказ на поставку трех новых А-40. Ожидается, что в рамках возобновленного проекта А-40 получит системы обнаружения подводных лодок и обновленное бортовое оборудование. Другие подробности проекта пока не уточняются.
Следует отметить, что Министерство обороны России уже предпринимало попытку возобновить проект. В частности, в 2008 году военные планировали возобновить проект разработки «Альбатроса» в качестве универсального транспортного, спасательного и противолодочного самолета. В 2012 году военные объявили о закрытии проекта А-40. В 2016 году сообщалось о планах заменить все противолодочные самолеты Бе-12 гидросамолетами А-40 к 2020 году.
Сегодня крупнейшим в мире самолетом-амфибией пока является китайский AG600, разработка которого ведется с начала 2010-х годов. В настоящее время этот самолет проходит летные испытания. Длина китайского самолета-амфибии составляет 37 метров, а размах крыла — 38,8 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 53,5 тонны. Гидросамолет может выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров. AG600 способен перевозить до 50 человек и выполнять полеты на скорости до 570 километров в час.
В конце июля 2019 года начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Валентин Селиванов заявил, что противолодочные самолеты-амфибии Бе-12 начали проходить модернизацию. В рамках проводящихся работ несколько самолетов уже получили новые бортовое радиоэлектронное оборудование, гидроакустический комплекс, детектор магнитных аномалий и вооружение. Бе-12 являются старейшими в составе российской морской авиации.
Бе-12 имеет в длину 30,1 метра и размах крыла 30,2 метра. Самолет способен выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а его боевой радиус составляет 650 километров. «Чайка» может нести противолодочное вооружение массой 1,5 тонны. Серийное производство Бе-12 велось до 1973 года; были выпущены в общей сложности 143 самолета. Сегодня в составе морской авиации ВМФ России числятся только 9 Бе-12.
Василий Сычёв
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
ATR 42-600 Самолет | Самолет ATR
Развитие вместе с вашей компанией
ATR 42-600 — идеальный инструмент для замены небольших турбовинтовых и региональных самолетов. Благодаря меньшей грузоподъемности и низким затратам на поездку ATR 42-600 идеально подходит для открытия, развития и поддержки ваших операций, обеспечивая при этом наилучшие экономические показатели. Его сильное сходство с ATR 72-600 дает вам идеальную комбинацию, соответствующую производительности и спросу.
-30%
Расход топлива по сравнению с региональными самолетами аналогичного размера
1000 м
Минимальная длина взлетно-посадочной полосы
30-50
Количество мест
Содействие местному развитию
Подходит для любой среды
+100
Ежегодно открываетсяновых маршрутов
Совершите виртуальный тур
Откройте для себя комфорт нашего современного салона с выдающимся личным пространством и большими багажными полками.
Уникальная непрерывная инновационная кабина для оптимальной работы
Полностью стеклянная кабина серии ATR-600 предлагает пилотам простую рабочую среду. Он поднял планку человеко-машинных интерфейсов, предлагая высокий уровень комфорта и заметное повышение эффективности.
Функции навигации, связи и наблюдения интегрированы в модульную архитектуру авионики. Эта передовая философия является открытой и эволюционной, что позволяет независимо вводить новые программные и аппаратные функции в будущем: непрерывное развитие — это ДНК ATR.
Откройте для себя эти уникальные функции на борту турбовинтового двигателя ниже. Они предназначены для улучшения с течением времени.
Исследуйте кабину
Система синтетического зрения для снижения риска пространственной дезориентации
Пять больших жидкокристаллических дисплеев, предназначенных для улучшения с течением времени за счет регулярных обновлений программного обеспечения
Двигатели и предупреждающий дисплей с электронными контрольными списками, которые автоматически вызывают всплывающие окна о необходимых процедурах в нужное время
Навигационная карта аэропорта для облегчения руления в крупных аэропортах
Новейшие возможности навигации на основе характеристик с Baro VNAV, LPV и RNP AR 0,3/0,3
Электронная летная сумка с бортовым программным обеспечением, документацией и навигационными картами
Временный план полета и возможности SID при выключенном двигателе, облегчающие принятие решений
Реактивный сдвиг ветра с идентификацией факторов ветра, влияющих на летно-технические характеристики самолета
Сводка данных
Производительность
Вес и полезная нагрузка
Размеры
Типичные макеты
и полезной нагрузки.
АТР 42-600 | |
---|---|
Взлетная дистанция (MTOW, ISA, SL) | 3632 фута |
Посадочная дистанция (MLW, SL) | 3169 футов |
Дальность (макс. пассажир) | 726 морских миль / 835 миль |
ATR 42-600 | |
---|---|
Максимальная взлетная масса | 18 600 кг |
Максимальная посадочная масса | 18 300 кг |
Максимальный вес без топлива | 17 000 кг |
Максимальный вес полезной нагрузки | 5 250 кг |
Максимальный запас топлива | 4500 кг |
АТР 42-600 | |
---|---|
Максимальная взлетная масса | 41 005 фунтов |
Максимальная посадочная масса | 40 344 фунта |
Максимальная масса без топлива | 37 478 фунтов |
Максимальный вес полезной нагрузки | 11 574 фунта |
Максимальный запас топлива | 9920 фунтов |
ATR 42-600 | |
---|---|
Общая длина | 22,67 м |
Размах крыла | 24,57 м |
АТР 42-600 | |
---|---|
Общая длина | 74 фута 5 дюймов |
Размах крыла | 80 футов 7 дюймов |
ATR 42-600 | |
---|---|
30 мест с шагом 34 дюйма | |
48 мест с шагом 30 дюймов | |
30 мест + 700 кг дополнительного груза |
АТР 42-600 | |
---|---|
30 мест с шагом 34 дюйма | |
48 мест с шагом 30 дюймов | |
30 мест + 1543 фунта дополнительного груза |
СКАЧАТЬ БРОШЮРУ
Узнайте больше о ATR 42-600
Свяжитесь с нашим отделом продаж и маркетинга
Какие действующие самолеты ATR 42 наработали больше всего летных циклов?
Этим летом исполняется 38 лет с тех пор, как ATR 42 совершил свой первый полет в августе 1984 года. Франко-итальянский двухмоторный турбовинтовой авиалайнер был введен в эксплуатацию чуть более года спустя, в декабре 1985 года. Сегодня осталось почти 200 экземпляров этого типа. активны, но какие налетали больше всего? Давайте посмотрим и узнаем.
Занятая троица Calm Air
По данным ch-aviation.com, 19 лет6 ATR 42 в настоящее время числятся активными. Из них три наиболее часто используемых экземпляра с точки зрения количества циклов полета принадлежат канадскому региональному перевозчику Calm Air. Эта авиакомпания из Манитобы имеет в своем парке пять действующих самолетов ATR 42-300, средний возраст которых составляет 31,5 года.
Пример с наибольшим количеством налетов имеет регистрационный номер C-GKKR, чья цифра по этому показателю составляет впечатляющие 62 574 на момент последнего измерения. Этот 42-местный самолет возрастом 31,93 года налетал 51 111 часов, что дает ему относительно короткую среднюю продолжительность этапа всего 49минут.
Вторым в списке является C-FMAK, чей 51 907 летных часов был обвинен в 61 364 циклах на момент последней записи. Между тем, третий и последний ATR 42 от Calm Air с более чем 60 000 циклов за плечами — это C-FECI. В частности, этот двойной турбовинтовой двигатель наработал 60 171 циклов при последнем измерении, что в сумме составляет 52 852 часа.
Два других самолета ATR42 компании Calm Air занимают 11-е и 14-е места по летным циклам. Фото: Getty Images
Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.
Buddha Air завершает пятерку лучших
В Непале, в основном, внутренний перевозчик, известный как Buddha Air, управляет флотом, полностью состоящим из ATR. Большинство ее самолетов (11 из 14) являются примерами более крупной конструкции ATR 72-500, хотя она также летает на трех ATR 42-300. Этим небольшим двухтурбинным авиалайнерам в среднем 26,7 лет, и каждый из них вмещает 48 пассажиров.
Два из этих самолетов используются особенно хорошо, занимая четвертое и пятое место в общем зачете по активным ATR 42 с наибольшим количеством летных циклов. Немного более загруженный самолет пары имеет регистрационный номер 9.N-AIM и имел 57 590 циклов на момент последней записи. Эти полеты в среднем длились всего 43 минуты.
Между тем, 9N-AIN отстает всего на 151, налетав в общей сложности 30 267 летных часов за 57 439 циклов . Это дает самолету еще более короткую среднюю продолжительность этапа — всего 32 минуты. Третий и последний ATR 42 от Buddha Air используется не так хорошо, но все же занимает довольно высокое место в общей схеме вещей, занимая 17-е место.
Самолеты ATR 42 компании Buddha Air обычно совершают довольно короткие полеты, поэтому у них большое количество циклов. Фото: Solundir через Wikimedia Commons
Авиационная отрасль всегда полна новых разработок! Какие авиационные новости вы проверите дальше?
Лучшие из остальных
В то время как только две авиакомпании входят в первую пятерку по активным ATR 42 с наибольшим количеством циклов, позиции с шестой по десятую занимают четыре различных перевозчика.