Самолет А-40 (Бе-42) Альбатрос, описание и технические характеристики с фото и видео

Одним из наиболее известных гидросамолётов Советского Союза является А-40 «Альбатрос» (он же Бе-42). Это – многоцелевой самолёт-амфибия, созданный таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева и планировавшийся как замена гидросамолёту Бе-12. Кодовое обозначение НАТО: «Mermaid» («Русалка»).

Конструктивно самолёт А-40 представляет собой высокоплан. Стреловидность крыла умеренная. Хвостовое оперение самолёта Т-образное. Фактически А-40 является «летающей лодкой» благодаря конструкции корпуса, позволяющей ему оставаться на плаву. Также для эксплуатации с суши А-40 имеет шасси с тремя стойками; для эксплуатации с водных поверхностей самолёт имеет специальные поплавки, установленные под крылом. Благодаря водяному рулю, установленному в хвосте самолёта, «Альбатрос» обладает хорошей устойчивостью на воде.

Лётно-технические характеристики самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос»:

  • Экипаж: 4-8 человек
  • Длина: 45,70 м
  • Размах крыла: 42,50 м
  • Высота: 11,07 м
  • Площадь крыла: 200 м²
  • Масса пустого: 44 000 кг
  • Масса снаряжённого: 51 000 кг
  • Нормальная взлетная масса: 86 000 кг
  • Максимальная взлетная масса: 90 000 кг
  • Масса полезной нагрузки: 10 000 кг
  • Масса топлива: 35 000 кг
  • Двигатели:
    • основные: 2× ТРДД Д-30ТКПВ
    • взлётные: 2× ТРД РД-60К
  • Тяга:
    • основные: 2× 117,68 кН
    • взлётные: 2× 24,52 кН
  • Максимальная скорость: 800 км/ч
  • Крейсерская скорость: 720 км/ч
  • Практическая дальность: 4 000 км
  • Перегоночная дальность: 5 500 км
  • Продолжительность патрулирования: 12 ч
  • Практический потолок: 13 000 м
  • Эксплуатационная высота полёта: 8 000 м
  • Длина разбега: 1000/2000 м (суша/вода)
  • Длина пробега: 700/900 м (суша/вода)
  • Нагрузка на крыло: 430 кг/м²
  • Аэродинамическое качество: 16-17
  • Мореходность (высота волны): 2,2 м
  • Вооружение:
    • Боевая нагрузка: 6 500 кг различного вооружения:
    • гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины
    • 3 торпеды «Орлан» или
    • 4 «Коршун» или
    • 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или
    • 6 торпед АПР-3 «Орёл»

Содержание

История создания и эксплуатации А-40 Альбатрос

Разработка самолёта-амфибии А-40 (или Бе-42) «Альбатрос» началась в 1972 году, когда конструктора ТАНТК им. Бериева (в то время это был ТМЗ – таганрогский машиностроительный завод) начали работы над созданием гидросамолёта, способного заменить Бе-12. Однако в это время в руководстве Вооружёнными Силами СССР и флотом начался конфликт мнений. Так, часть военачальников утверждала, что гидросамолёты флоту нужны ввиду их особенностей, позволяющих выполнять специфические задачи. Другая часть военных считала, что все задачи, возлагаемые на самолёты-амфибии, могут успешно выполняться и авиацией наземного базирования (например, дальним противолодочным самолётом Ту-142).

Тем не менее, в результате упорной борьбы конструкторов и инженеров ТАНТК им. Бериева за будущее самолёта, названного изделием «В», разработка модели продолжалась. Лишь в 1983 году рабочие чертежи нового гидросамолёта А-40 (Бе-42) были переданы производителю, и произошла закладка первого самолёта.

В сентябре 1986 года первый самолёт-амфибия А-40 (названный изделием «В1») был выведен из цеха. В том же году начались и испытания новой модели, а 8 декабря А-40 совершил свой первый полёт. Следует отметить, что первый полёт самолёта с водной поверхности был осуществлён лишь почти через год – в начале ноября 1987 года. Однако взлёт самолёта с воды показал продольную неустойчивость корпуса, в связи с чем конструктора в экстренном порядке начали работы по устранению проблемы. Ещё одной причиной, по которой полёты самолёта А-40 (Бе-42) с воды были прекращены до весны 1988 года, было то, что Таганрогский залив замёрз на зимнее время. Благодаря оперативной и продуктивной работе советских инженеров, на испытаниях с воды в 1988 году самолёт показал лучшую устойчивость и управляемость.

Первое «публичное» появление самолёта-амфибии А-40 произошло в 1989 году на выставке в Тушино. Был произведён и полёт машины, демонстрирующий её лётные качества. Второй образец А-40 «Альбатрос» был выпущен в конце того же 1989 года и сразу передан для испытаний. В 1991 году А-40 (Бе-42) «Альбатрос» был впервые показан за рубежом. Так, на авиасалоне в Ле-Бурже гидросамолёт буквально «взорвал» публику, вызвав огромный интерес и ажиотаж.

Всё изменилось в 1992 году. После развала Советского Союза разработка А-40 была прекращена, а самолётом заинтересовались страны-члены НАТО. Такой интерес легко объяснить – ведь гидросамолёт практически не имел аналогов в мире и считался лучшим в своём классе. Тем не менее, неоднократно объявлялось, что работы над проектом продолжатся. На деле же ничего так и не менялось.

Лишь в 2012 году было объявлено о закрытии проекта. Казалось, история А-40 (Бе-42) закончилась, но 2020 год принёс новые известия: к 2020 году планируется полностью заменить парк самолётов-амфибий Бе-12 на новые А-40 «Альбатрос». Перевооружение затянулось почти на 50 лет.

Основным достоинством А-40 как гидросамолёта является удобное расположение его крыла (высокоплан), а также наличие всего необходимого обрудования для эксплуатации не только с суши (трёхстоечное шасси), но и с воды (поплавки и водяной руль). «Детские» болезни в конструкции и оборудовании самолёта фактически были устранены в ходе испытаний во второй половине 80-х годов.

Тем не менее, ввиду почти 20-летнего простоя, конструкторам придётся снова осваивать производство этой сложной машины, изучать её проблемы и особенности, что не может не сказаться на темпе производства самолёта, особенно в ближайшие годы. Впрочем, это недостаток не машины, а политических решений, принятых в 90-х.

Заключение

На сегодняшний день А-40 «Альбатрос» является одной из наиболее перспективных отечественных моделей самолётов-амфибий. Его лётно-технические характеристики до сих пор находятся на уровне мировых стандартов, не говоря уже о далёких 80-х годах ХХ века, когда этот самолёт был поистине прорывом. Можно с уверенность сказать, что гидросамолёт А-40 (Бе-42) «Альбатрос» – поистине гордость отечественного авиастроения.

В России возобновят проект крупнейшего гидросамолета

Министерство обороны России решило возобновить проект разработки самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», считавшегося крупнейшим в мире летательным аппаратом такого класса. Как пишут «Известия» со ссылкой на источники в военном ведомстве и авиационной отрасли, в ходе доработки проекта самолет будет модернизирован. На вооружении А-40 планируется использовать в качестве универсального противолодочного и спасательного самолета.

Гидросамолет А-40 разрабатывался Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Бериева под обозначением Бе-42 в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В 1993 году проект самолета закрыли из-за нехватки финансирования и отсутствия интереса со стороны Министерства обороны России. Самолет имел в длину 45,7 метра и размах крыла 42,5 метра. Максимальная взлетная масса «Альбатроса» составляла 90 тонн. Он мог развивать скорость до 800 километров в час и выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров.

Как пишут «Известия», в настоящее время возобновление разработки самолета-амфибии А-40 находится на этапе согласования. Одновременно военные формируют тактико-технические требования к модернизированному гидросамолету. В случае, если все этапы согласования завершатся успешно, Министерство обороны России разместит заказ на поставку трех новых А-40. Ожидается, что в рамках возобновленного проекта А-40 получит системы обнаружения подводных лодок и обновленное бортовое оборудование. Другие подробности проекта пока не уточняются.

Следует отметить, что Министерство обороны России уже предпринимало попытку возобновить проект. В частности, в 2008 году военные планировали возобновить проект разработки «Альбатроса» в качестве универсального транспортного, спасательного и противолодочного самолета. В 2012 году военные объявили о закрытии проекта А-40. В 2016 году сообщалось о планах заменить все противолодочные самолеты Бе-12 гидросамолетами А-40 к 2020 году.

Сегодня крупнейшим в мире самолетом-амфибией пока является китайский AG600, разработка которого ведется с начала 2010-х годов. В настоящее время этот самолет проходит летные испытания. Длина китайского самолета-амфибии составляет 37 метров, а размах крыла — 38,8 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 53,5 тонны. Гидросамолет может выполнять полеты на расстояние до пяти тысяч километров. AG600 способен перевозить до 50 человек и выполнять полеты на скорости до 570 километров в час.

В конце июля 2019 года начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Валентин Селиванов заявил, что противолодочные самолеты-амфибии Бе-12 начали проходить модернизацию. В рамках проводящихся работ несколько самолетов уже получили новые бортовое радиоэлектронное оборудование, гидроакустический комплекс, детектор магнитных аномалий и вооружение. Бе-12 являются старейшими в составе российской морской авиации.

Бе-12 имеет в длину 30,1 метра и размах крыла 30,2 метра. Самолет способен выполнять полеты на скорости до 550 километров в час, а его боевой радиус составляет 650 километров. «Чайка» может нести противолодочное вооружение массой 1,5 тонны. Серийное производство Бе-12 велось до 1973 года; были выпущены в общей сложности 143 самолета. Сегодня в составе морской авиации ВМФ России числятся только 9 Бе-12.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

ATR 42-600 Самолет | Самолет ATR

Развитие вместе с вашей компанией

ATR 42-600 — идеальный инструмент для замены небольших турбовинтовых и региональных самолетов. Благодаря меньшей грузоподъемности и низким затратам на поездку ATR 42-600 идеально подходит для открытия, развития и поддержки ваших операций, обеспечивая при этом наилучшие экономические показатели. Его сильное сходство с ATR 72-600 дает вам идеальную комбинацию, соответствующую производительности и спросу.

-30%

Расход топлива по сравнению с региональными самолетами аналогичного размера

1000 м

Минимальная длина взлетно-посадочной полосы

30-50

Количество мест

Содействие местному развитию

Подходит для любой среды

+100

Ежегодно открывается
новых маршрутов

Совершите виртуальный тур

Откройте для себя комфорт нашего современного салона с выдающимся личным пространством и большими багажными полками.

Уникальная непрерывная инновационная кабина для оптимальной работы

Полностью стеклянная кабина серии ATR-600 предлагает пилотам простую рабочую среду. Он поднял планку человеко-машинных интерфейсов, предлагая высокий уровень комфорта и заметное повышение эффективности.

Функции навигации, связи и наблюдения интегрированы в модульную архитектуру авионики. Эта передовая философия является открытой и эволюционной, что позволяет независимо вводить новые программные и аппаратные функции в будущем: непрерывное развитие — это ДНК ATR.

Откройте для себя эти уникальные функции на борту турбовинтового двигателя ниже. Они предназначены для улучшения с течением времени.

Исследуйте кабину

Система синтетического зрения для снижения риска пространственной дезориентации

Пять больших жидкокристаллических дисплеев, предназначенных для улучшения с течением времени за счет регулярных обновлений программного обеспечения

Двигатели и предупреждающий дисплей с электронными контрольными списками, которые автоматически вызывают всплывающие окна о необходимых процедурах в нужное время

Навигационная карта аэропорта для облегчения руления в крупных аэропортах

Новейшие возможности навигации на основе характеристик с Baro VNAV, LPV и RNP AR 0,3/0,3

Электронная летная сумка с бортовым программным обеспечением, документацией и навигационными картами

Временный план полета и возможности SID при выключенном двигателе, облегчающие принятие решений

Реактивный сдвиг ветра с идентификацией факторов ветра, влияющих на летно-технические характеристики самолета

Сводка данных

Производительность

Вес и полезная нагрузка

Размеры

Типичные макеты

и полезной нагрузки.

Взлетная дистанция (MTOW, ISA, SL)
1107 м Посадочная дистанция (MLW, SL) 966м Дальность (макс. пассажиры) 726 морских миль / 1345 км
АТР 42-600
Взлетная дистанция (MTOW, ISA, SL)
3632 фута
Посадочная дистанция (MLW, SL) 3169 футов
Дальность (макс. пассажир) 726 морских миль / 835 миль

ATR 42-600
Максимальная взлетная масса
18 600 кг
Максимальная посадочная масса
18 300 кг
Максимальный вес без топлива
17 000 кг
Максимальный вес полезной нагрузки
5 250 кг
Максимальный запас топлива
4500 кг
АТР 42-600
Максимальная взлетная масса 41 005 фунтов
Максимальная посадочная масса 40 344 фунта
Максимальная масса без топлива 37 478 фунтов
Максимальный вес полезной нагрузки 11 574 фунта
Максимальный запас топлива 9920 фунтов

ATR 42-600
Общая длина
22,67 м
Размах крыла
24,57 м
АТР 42-600
Общая длина 74 фута 5 дюймов
Размах крыла 80 футов 7 дюймов

ATR 42-600
30 мест с шагом 34 дюйма
48 мест с шагом 30 дюймов
30 мест + 700 кг дополнительного груза

АТР 42-600
30 мест с шагом 34 дюйма
48 мест с шагом 30 дюймов
30 мест + 1543 фунта дополнительного груза

СКАЧАТЬ БРОШЮРУ

Узнайте больше о ATR 42-600

Свяжитесь с нашим отделом продаж и маркетинга

Какие действующие самолеты ATR 42 наработали больше всего летных циклов?

Этим летом исполняется 38 лет с тех пор, как ATR 42 совершил свой первый полет в августе 1984 года. Франко-итальянский двухмоторный турбовинтовой авиалайнер был введен в эксплуатацию чуть более года спустя, в декабре 1985 года. Сегодня осталось почти 200 экземпляров этого типа. активны, но какие налетали больше всего? Давайте посмотрим и узнаем.

Занятая троица Calm Air

По данным ch-aviation.com, 19 лет6 ATR 42 в настоящее время числятся активными. Из них три наиболее часто используемых экземпляра с точки зрения количества циклов полета принадлежат канадскому региональному перевозчику Calm Air. Эта авиакомпания из Манитобы имеет в своем парке пять действующих самолетов ATR 42-300, средний возраст которых составляет 31,5 года.

Пример с наибольшим количеством налетов имеет регистрационный номер C-GKKR, чья цифра по этому показателю составляет впечатляющие 62 574 на момент последнего измерения. Этот 42-местный самолет возрастом 31,93 года налетал 51 111 часов, что дает ему относительно короткую среднюю продолжительность этапа всего 49минут.

Вторым в списке является C-FMAK, чей 51 907 летных часов был обвинен в 61 364 циклах на момент последней записи. Между тем, третий и последний ATR 42 от Calm Air с более чем 60 000 циклов за плечами — это C-FECI. В частности, этот двойной турбовинтовой двигатель наработал 60 171 циклов при последнем измерении, что в сумме составляет 52 852 часа.

Два других самолета ATR42 компании Calm Air занимают 11-е и 14-е места по летным циклам. Фото: Getty Images

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Buddha Air завершает пятерку лучших

В Непале, в основном, внутренний перевозчик, известный как Buddha Air, управляет флотом, полностью состоящим из ATR. Большинство ее самолетов (11 из 14) являются примерами более крупной конструкции ATR 72-500, хотя она также летает на трех ATR 42-300. Этим небольшим двухтурбинным авиалайнерам в среднем 26,7 лет, и каждый из них вмещает 48 пассажиров.

Два из этих самолетов используются особенно хорошо, занимая четвертое и пятое место в общем зачете по активным ATR 42 с наибольшим количеством летных циклов. Немного более загруженный самолет пары имеет регистрационный номер 9.N-AIM и имел 57 590 циклов на момент последней записи. Эти полеты в среднем длились всего 43 минуты.

Между тем, 9N-AIN отстает всего на 151, налетав в общей сложности 30 267 летных часов за 57 439 циклов ​​​​​​​​. Это дает самолету еще более короткую среднюю продолжительность этапа — всего 32 минуты. Третий и последний ATR 42 от Buddha Air используется не так хорошо, но все же занимает довольно высокое место в общей схеме вещей, занимая 17-е место.

Самолеты ATR 42 компании Buddha Air обычно совершают довольно короткие полеты, поэтому у них большое количество циклов. Фото: Solundir через Wikimedia Commons

Авиационная отрасль всегда полна новых разработок! Какие

авиационные новости вы проверите дальше?

Лучшие из остальных

В то время как только две авиакомпании входят в первую пятерку по активным ATR 42 с наибольшим количеством циклов, позиции с шестой по десятую занимают четыре различных перевозчика.