Западный истребитель 6 поколения GCAP: характеристики и дата презентации

Боевой самолёт-невидимка

9 декабря появилась информация, что Великобритания, Италия и Япония объединятся для создания истребителя нового поколения. К сотрудничеству привлекут ряд подрядчиков в лице авиастроительных и смежных организаций этих стран. Никаких подробностей о том, к какому поколению будет относиться истребитель (предположительно, к шестому), а также о том, какими преимуществами он будет обладать, не сообщается. Пока он существует только в виде рисунка и трёхмерной модели.

Представители стран – участниц программы отмечают, что хотят таким образом нарастить военные и технические связи, а также укрепить оборонно-промышленный потенциал каждой из них.

Фото © topwar.ru / Рисунок Lockheed Martin Corp. / lockheedmartin.com

— Через эту программу мы будем опираться на наши давние отношения в сфере обороны. Она ускорит наш передовой военный потенциал и технологическое преимущество, отмечается в заявлении премьер-министров Великобритании, Италии и Японии.

Понятно, что венцом коллаборации должен стать полноценный авиационный комплекс, который, возможно, будет основой для других авиационных систем.

Сообщается, что к 2024-му планируется уточнить детали разработки, в 2030-м — начать производство, а к 2035-му должны выпустить первый самолёт серии.

Глобальное чтение проектов

Данная программа называется Global Combat Air Programme (GCAP). В переводе на русский «глобальная боевая авиационная программа». Отмечается, что GCAP подразумевает равноправное партнёрство между странами-участниками. Великобританию представляют оборонная компания BAE Systems, выступающая в качестве генерального подрядчика и разработчика планёра, а также Rolls-Royce Motor Cars, которая будет отвечать за двигатели.

Британское подразделение Leonardo будет заниматься электроникой, а производитель ракетных систем MBDA UK — боевой частью. Японию представляет Mitsubishi Heavy Industries — генеральный подрядчик GCAP, а японская IHI Corporation будет заниматься двигателями, Mitsubishi Electric — электроникой. Итальянский генеральный подрядчик — Leonardo SpA, а Avio Aero поработает над двигателями, местное отделение MBDA будет разрабатывать ракеты.

Всё это звучит многообещающе и мощно, но, пожалуй, стоит вспомнить, какие проблемы с разработкой национальных перспективных истребителей есть у каждой из этих стран, а после сделать предположения о реальной подоплёке GCAP. Одна из самых главных — это разночтения и серьёзные разногласия в технических требованиях для таких машин. Если говорить упрощённо, то одной стране нужен лёгкий самолёт, другой — нужна машина с возможностями для атаки. Совместить и то и другое в одном истребителе крайне тяжело.

В Китае назвали российский истребитель, способный сдержать натиск Запада

Как высчитать среднее арифметическое

По сути, GCAP — это формирование некоего плавильного котла технологий Британии, Италии и Японии, чтобы достичь заветной цели, к которой не получается прийти поодиночке.

В 2018 году из Британии поступали новости о разработке истребителя шестого поколения Tempest, названного в честь истребителя Hawker Tempest времён Второй мировой войны. Было также заявлено участие в этом проекте итальянского концерна Leonardo. Забавно, что в 40-х годах Британия и Италия находились по разные стороны фронта. Конечно, со времён образования ЕС многое изменилось.

Примечательно, что Британия решила не повторять производство боевых самолётов пятого поколения, а сразу взялась за машину шестого поколения. Но всё дело в том, что британцы, похоже, увязли в этом проекте и до сих пор не смогли выпустить собственный перспективный истребитель. Правительство страны, по некоторым данным, собиралось инвестировать в проект два миллиарда фунтов стерлингов, или примерно 2,5 миллиарда долларов США, и в итоге осталось ни с чем.

Примерно тогда же Япония заявила о создании истребителя пятого поколения Mitsubishi X-2 Shinshin, который до сих пор не выпустила и который до сих пор существует только в виде прототипа и официально находится на стадии испытаний. Также анонсировался истребитель шестого поколения Mitsubishi F-X, сроки выпуска которого намечены на 2035 год.

Mitsubishi X-2 Shinshin: японский истребитель 5-го поколения. Фото © YouTube / Soarer

Так что если на первый взгляд проект GCAP кажется приумножением мощностей трёх стран ради создания чего-то небывалого и величественного, то уже во втором приближении это выглядит как отчаянная попытка собрать хотя бы один самолёт. И похоже, что это некое среднее арифметическое — сумма совершенно разных технологий, всех материалов и модулей, что имеются в наличии у Италии, Британии и Японии, поделённая на три. Получится ли из этого что-то более «крутое», чем могла бы предложить британско-итальянская коллаборация или японский авиапром, большой вопрос. Примечательно, что Tempest планировали поднять в воздух в 2027 году, а Mitsubishi X-2 Shinshin — не раньше 2030-го. О сроках готовности Mitsubishi F-X уже было сказано ранее, и там тоже всё приблизительно.

На презентации проекта GCAP была представлена трёхмерная модель истребителя. Нельзя не заметить, что он имеет сходство с британскими разработками в этом направлении. Это самолёт, построенный по схеме «бесхвостка» с интегральной компоновкой. Фюзеляж имеет заострённый носовой обтекатель и боковые воздухозаборники и сопряжён со стреловидным крылом и ломаной кромкой хвостового оперения. В хвосте — разваленные наружу кили. Силовая установка включает два турбореактивных двигателя, однако полётов на гиперзвуке, о которых грезят британцы, вероятно, не будет ещё долго. В данный момент технология производства гиперзвукового двигателя не освоена и не будет использоваться для производства серийных двигателей ещё несколько лет.

Панические отзывы: Почему Россия на самом деле использовала истребители Су-57 на Украине

Характеристики истребителя пятого поколения Су-57: скорость, дальность, вооружение

Всё, что касается GCAP, лежит пока в области прогнозов и предположений. У России — наиболее опасного конкурента НАТО по части авиационных технологий — уже сейчас есть Су-57.

Это истребитель пятого поколения, у которого хорошие перспективы для модернизации. У него интегральный планёр, выполненный по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, которое сопряжено с фюзеляжем. Силовая установка представлена турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, и в скором времени истребители могут получить двигатели второго этапа.

Фото © ТАСС / Лысцева Марина

Уже сейчас Су-57 оснащается цифровой РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) и автоматизированным компьютером применения вооружения.

Самолёты Су-57 могут работать в связке друг с другом и с беспилотниками. Могут поражать цели, не входя непосредственно в огневой контакт или зону поражения зенитных комплексов противника. В перспективе эти технологии будут обновлены — на их базе появится или переходная модель, или полноценный истребитель 6 поколения.

Что хотят получить страны – участницы проекта GCAP, сказать точно нельзя. В их портфолио пока лежит американский истребитель пятого поколения F-35, в создании которого они принимали посильное участие. Ряд экспертов отмечают, что Су-57 превосходит F-35 по ряду параметров. В ходе обкатки Су-57 в Сирии его ни разу не засекла ни одна РЛС. F-35 в ходе выполнения своих задач «светился» неоднократно. Что касается американской машины, то у него, в отличие от Су-57, нет РЛС с АФАР. Будет ли что-то подобное у самолёта GCAP, вопрос открытый, потому что американские разработчики ставить туда свою РЛС точно не будут, а в Европе опережающими радиолокационными технологями пока не располагает ни одна страна.

Участники GCAP заявляют, что их самолёт будет сверхзвуковым и рассчитанным на длительный бесфорсажный полёт, однако этим уже никого не удивишь. Современные машины летают быстрее 2,5 тыс. километров в час, поэтому для качественного прорыва придётся переходить на гиперзвук, а с этими технологиями на западе пока проблемы.

Когда представители GCAP говорят о сетецентрических новациях, опять же, стоит вспомнить о том, что Су-57 в рамках сетецентрического взаимодействия способен работать с тяжёлыми ударными беспилотниками «Охотник», серийное производство которых может начаться в ближайшее время.

Но самое интересное, что опционально Су-57 уже сейчас можно модернизировать до шестого поколения — достаточно поменять несколько элементов и боевые возможности машины возрастут кратно. Тогда как участники суперпроекта GCAP ещё даже не занялись «проработкой оптимального облика самолёта». Говорить о чём-то можно будет хотя бы на стадии детального проектирования, которая, по всей видимости, начнётся во второй половине десятилетия. По мнению экспертов, много времени займёт разработка авионики, боевых систем и оружия, потенциал которого может существенно снизиться за несколько лет.

Панические отзывы: Почему Россия на самом деле использовала истребители Су-57 на Украине

Фото © Topwar.ru

Зачем Британии, Италии и Японии объединяться в GCAP?

Каждая по отдельности не может создать самолёт шестого поколения

Чтобы разработать общую линейку перспективных истребителей

Чтобы создать шумиху

Сергей Андреев

  • Статьи
  • Военная техника
  • Наука и Технологии

Комментариев: 2

Для комментирования авторизуйтесь!

США представили первый в мире бомбардировщик 6-го поколения – DW – 03.

12.2022

Бомбардировщик шестого поколения B-21 RaiderФото: David Swanson/REUTERS

ПолитикаСША

Даниил Сотников

3 декабря 2022 г.

Стелс-бомбардировщик B-21 Raider способен нести как обычные, так и ядерные боеприпасы и должен стать основой стратегической авиации США в будущем.

https://p.dw.com/p/4KQuN

Реклама

В США представили бомбардировщик шестого поколения B-21 Raider, который, как утверждает производитель, станет основой американской военной авиации в будущем. Это первый новый бомбардировщик, созданный в США за последние 30 лет, заявил на презентации министр обороны страны Ллойд Остин в пятницу, 2 декабря.

B-21 Raider стал первым в мире бомбардировщиком шестого поколения, утверждает производитель Northrop Grumman, называя его «следующим этапом эволюции парка стратегических бомбардировщиков» американских ВВС. Высокотехнологичный цифровой стелс-бомбардировщик способен нести как обычные, так и ядерные боеприпасы. Он сможет «проникать в противовоздушную оборону противника и достигать целей в любой точке мира», утверждает производитель.

По словам исполнительного директора Northrop Grumman Кэти Уорден, хотя B-21 внешне может напоминать предыдущие модели B-2, «как только вы попадете внутрь, сходство исчезнет». «То, как он работает внутри, чрезвычайно продвинуто по сравнению с B-2, потому что технологии настолько развилась с точки зрения вычислительных возможностей, и теперь мы можем встроить их в программное обеспечение B-21», — сказала Уорден.

«Пятьдесят лет достижений в области малозаметных технологий ушли на создание этого самолета. Даже самые совершенные системы противовоздушной обороны не смогут обнаружить B-21 в небе», — заявил Остин.

Пентагон планирует закупить 100 бомбардировщиков

Шесть бомбардировщиков уже находятся на различных стадиях окончательной сборки и испытаний на заводе Northrop Grumman в Калифорнии, сообщила компания. Всего планируется произвести 100 самолетов, отмечает телеканал CNBC.

Пентагон и производитель не назвали стоимость B-21. Как напоминает Reuters, в 2010 году ВВС США оценивали его в 550 млн долларов за штуку, что соответствует 753 млн долларов на сегодняшний день. Итоговая стоимость будет зависеть от того, сколько бомбардировщиков купит Пентагон.

«В ближайшее время мы полетаем на этом самолете, испытаем его, а затем запустим в производство. И мы создадим бомбардировочные силы в количестве, соответствующем грядущей стратегической обстановке», — сказал Остин. Первый полет произойдет не ранее 2023 года, заявил производитель.

Смотрите также:

Есть ли еще у Запада оружие для Украины?

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Какие особенности и конструкция будут у истребителя 6-го поколения

Какие особенности и конструкция будут у истребителя 6-го поколения

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях

Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Военные и оборонные участники

Харрисон Касс,

19сорокпять

2022-09-04T22:12:27Z

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Художественный рендер будущего британского истребителя Tempest шестого поколения, выпущенного в декабре 2020 года. Британские Королевские ВВС
  • Только США, Россия и Китай разработали и построили истребители пятого поколения.
  • Сейчас они и еще несколько стран работают над истребителями 6-го поколения.
  • Ожидается, что они не появятся до 2030-х годов, и они разрабатываются с учетом будущих войн.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Что такое истребитель 6-го поколения? Истребители пятого поколения настолько совершенны и настолько дороги, что только три страны разработали и построили их модели: США, Россия и Китай.

Технологии — малозаметность, сверхкруиз, сверхманевренность, взаимосвязь — по-прежнему являются передовыми. Тем не менее, великие державы уже смотрят вперед, как это обычно делают великие державы, соревнуясь друг с другом и обдумывая 6-е поколение истребительной техники.

Истребители шестого поколения существуют только в концепции. Несколько стран работают над истребителями 6-го поколения, некоторые из которых никогда не создавали истребителей пятого поколения, включая США, Россию, Китай, Японию, Великобританию и Францию.

Никто еще не близок к дебюту истребителя 6-го поколения; ожидается, что следующее поколение не дебютирует до 2030-х годов.

Истребитель 6-го поколения: проектирование самолетов для будущих конфликтов

Полномасштабный макет Future Combat Air System (FCAS), представленный компанией Dassault Aviation на 53-м Международном парижском авиасалоне 17 июня 2019 г.. ЭРИК ПИРМОНТ / AFP через Getty Images

Хотя 6-е поколение самолетов все еще находится в зачаточном состоянии, набор отличительных особенностей сформировал основу истребителя 6-го поколения.

А именно, все достойные пятого поколения способности к живучести в оспариваемых условиях, превосходство в воздухе, наземная атака и т. д. должны будут улучшаться соразмерно времени.

Акцент на воздушном бою ближнего боя, который доминировал в воздушной войне 20-го века, становится второстепенной заботой производителей самолетов. Вместо этого все более актуальными становятся наземные атаки, кибервойна и даже космическая война. Ракетный бой за пределами видимости (BVR) также по-прежнему важен.

Реактивные истребители следующего поколения, скорее всего, будут иметь возможность работать в пилотируемой или беспилотной конфигурации. И подобно F-35 в пятом поколении воздушных истребителей, истребители шестого поколения должны будут интегрироваться с множеством других самолетов, беспилотников, солдат и датчиков — в насыщенной сети, предназначенной для предоставления военным истребителям полной картины происходящего. боевое пространство.

Для достижения характеристик, ожидаемых от истребителя шестого поколения, в него будут включены различные элементы конструкции. Основой технологии шестого поколения станет «мозг» самолета: передовые цифровые платформы с сетевыми возможностями, бортовой ИИ, объединение данных и передовое коммуникационное оборудование.

Самолеты будут включать функции, которые помогут пилоту легко интегрироваться с машиной. Таким образом, в дополнение к новой приборной панели новые истребители, вероятно, будут иметь «виртуальные кабины», представленные в шлеме пилота, что позволит пилоту видеть на 360 градусов.

F-22 ВВС США над Невадой 2 марта 2011 года. ВВС США / старший летчик Бретт Клэшман Истребители 6-го поколения

, как и их предшественники, должны будут использовать передовые технологии малозаметности, особенно по мере того, как системы ПВО становятся все более совершенными. Ожидается, что новые реактивные самолеты будут включать двигатели с регулируемым циклом, которые могут эффективно работать в различных условиях, например, в крейсерском режиме, не потребляя слишком много газа, и способны обеспечить высокую тягу и производительность.

Некоторые предполагают, что истребители шестого поколения будут оснащены оружием направленной энергии, например, лазерным CIWS.

Еще неизвестно, сможет ли развивающаяся в стране технология 6-го поколения реализовать такой набор новых технологий. Очевидно, финансовые ограничения будут играть главную роль.

Концепты нескольких истребителей 6-го поколения находятся в стадии разработки. Япония работает над программой FX. FX станет первой в Японии программой-невидимкой отечественного производства. В Европе разные страны объединились, чтобы создать первый на континенте истребитель шестого поколения. Великобритания, Швеция, Италия, Франция, Германия и Испания вместе работают над системой Future Combat Air System. Остается неясным, смогут ли шесть стран, представляющих величайшие державы Европы, успешно скоординировать такой амбициозный проект между собой. Россия, имеющая долгую историю впечатляющих аэрокосмических достижений, работает над различными проектами, включая ПАК ДП, который должен стать самолетом-перехватчиком, способным заменить МиГ-31.

Индия, которая в настоящее время работает, чтобы соответствовать впечатляющему наращиванию военной мощи Китая, все еще работает над моделью пятого поколения, но также смотрит вперед и начинает планировать разработку технологии шестого поколения. И, конечно же, Китай, который успешно создал реактивный самолет пятого поколения Chengdu J-20, начал исследования платформы истребителя шестого поколения, чтобы дополнить свои постоянно расширяющиеся вооруженные силы.

Истребитель 6-го поколения: Америка будет первой в небе

Иллюстрация ВВС США от 2018 года потенциального концепта истребителя следующего поколения.
Скриншот/ВВС США

США по-прежнему являются мировым лидером в области аэрокосмических технологий — ожидайте, что они будут первыми, кто выведет на вооружение истребитель 6-го поколения. У Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman есть проекты шестого поколения.

Усилия США по разработке технологии пятого поколения — в виде F-22 и F-35 — печально известны задержками и перерасходом средств. Хотя эти программы часто подвергались критике, они вполне могут быть в порядке вещей для расширения границ аэрокосмических технологий. Погоня за технологиями 6-го поколения может таить в себе аналогичные ловушки.

Харрисон Касс — старший редактор 19FortyFive. Адвокат, пилот, гитарист и младший профессиональный хоккеист, он присоединился к ВВС США в качестве пилота-стажера, но был уволен по состоянию здоровья.

Харрисон имеет степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юридических наук в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Он живет в Орегоне и слушает Dokken. Подпишитесь на него в Твиттере @harrison_kass.

Подпишитесь на уведомления от Insider! Будьте в курсе того, что вы хотите знать.

Подписаться на push-уведомления

Прочитайте оригинальную статью на 19fortyfive. Авторское право 2022. Подписаться 19сорок пять в Твиттере.

Читать далее

19сорокпять Автор новостей ВВС США

Подробнее. ..

стран объединяются для создания нового поколения истребителей

  • Спустя двадцать лет после появления первого истребителя пятого поколения лишь немногие из них поступили на вооружение.
  • Самолеты пятого поколения по-прежнему являются самыми передовыми, но страны уже работают над следующим поколением.
  • Масштабы этих программ показывают, что страны делают большие ставки на свои будущие самолеты шестого поколения.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Спустя почти 20 лет после своего первого появления в небе истребители пятого поколения остаются одновременно и самыми совершенными, и самыми редкими самолетами на вооружении.

Официально представлены только четыре модели из трех стран — F-22 и F-35 США, J-20 Китая и Су-57 России.

Но многие другие страны полны решимости иметь свои собственные модели следующего поколения. Как минимум девять стран уже разрабатывают самолеты шестого поколения либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими странами.

Мало что известно об этих программах, но масштабы проделанной работы показывают, что многие страны ожидают, что реактивные самолеты шестого поколения станут жизненно важной частью их флотов в ближайшие десятилетия.

5-е и 6-е поколение

F-16 ВВС США, реактивный самолет четвертого поколения, над Аляской в ​​июле 2019 года. Сержант ВВС США / Штаб. Джеймс Ричардсон

Вопрос о том, что именно делает самолет «пятым поколением» или «шестым поколением», является предметом споров.

Вообще говоря, к самолетам пятого поколения относятся самолеты, разработка которых началась в конце 1990-х или начале 2000-х годов, они имеют совершенно новую конструкцию по сравнению с реактивными самолетами четвертого поколения и отличаются малозаметностью или малозаметностью.

Характеристики шестого поколения менее определены, поскольку самолетов шестого поколения еще не существует. (Недавно представленный бомбардировщик B-21 считается первым в мире самолетом шестого поколения, но мало что известно о его возможностях.)

Существует общее мнение, что реактивные самолеты шестого поколения будут иметь ряд новых или усовершенствованных функций, включая модульную конструкцию, обеспечивающую беспрепятственную модернизацию, комплексные сетевые возможности, возможность работы с дронами и, конечно же, скрытность.

Рабочие собирают F-35 на заводе Lockheed Martin в Форт-Уэрте в октябре 2011 года. REUTERS/Lockheed Martin/Рэнди А. Крайтс

Производство самолетов с функциями пятого поколения требует передовых технологических ноу-хау, передовой производственной базы и, что наиболее важно, крупных финансовых вложений. Например, разработка и закупка F-35 обошлись в 412 миллиардов долларов, не считая затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание.

Следовательно, большинство стран придерживаются моделей четвертого поколения, покупая самолеты пятого поколения у страны, которая их уже разработала, или, в случае с F-35, вносят свой вклад в программу, не играя большей роли в разработке и производство.

Как и в случае с реактивными самолетами пятого поколения, разработка самолетов шестого поколения потребует крупных инвестиций, поэтому многие страны объединились, чтобы разделить расходы и сократить время разработки.

NGAD и F/A-XX

Иллюстрация потенциального американского военного реактивного самолета шестого поколения. Скриншот/ВВС США

В США ведутся два проекта шестого поколения, один для ВВС и один для ВМФ. Оба официально называются Next Generation Air Dominance, или NGAD, но самолет ВМФ часто называют F/A-XX.

Проекты NGAD являются совершенно секретными, и о них мало что известно — даже о том, какой подрядчик будет их строить или как они будут выглядеть. Считается, что Lockheed Martin, Northrup Grumman и Boeing соревнуются в создании самолетов, и все они выпустили иллюстрации самолетов шестого поколения.

Известно, что NGAD будет больше, чем новый истребитель. Это будет семейство систем, предназначенных для обеспечения господства США в воздухе. ВВС признали разработку четырех технологий для программы, включая двигатели с регулируемым циклом, новые композитные материалы и новый набор датчиков, включая усовершенствованный радар, инфракрасные датчики и улучшенные электрооптические камеры.

NGAD также включает в себя беспилотные летательные аппараты, предназначенные для дополнения истребителя шестого поколения. Дроны, получившие название Collaborative Combat Aircraft, будут подключены к сети истребителя, и им можно будет назначать миссии, что позволит истребителю развертывать их, пока он поражает другие цели, используя новое оружие дальнего действия, такое как AIM-260.

F/A-XX будет иметь схожие характеристики, в том числе возможность объединения в сеть беспилотных систем, что соответствует цели ВМФ, состоящей в том, чтобы 60% будущих авианосных крыльев были беспилотными.

В 2020 году ВВС заявили, что построили и испытали полномасштабный прототип NGAD, хотя представители службы говорят, что программа все еще находится на стадии разработки. Считается, что ВМС находятся на стадии доработки концепции F/A-XX.

ВВС надеются получить NGAD на вооружение к 2030 году, а ВМФ надеется получить F/A-XX в течение того же десятилетия.

FCAS/SCAF

Полномасштабная модель Future Combat Air System на Парижском авиасалоне в июне 2019 года. ЭРИК ПИРМОНТ / AFP через Getty Images

Боевая авиационная система будущего — это реактивный проект шестого поколения, анонсированный Францией и Германией в 2017 году, к которому в 2019 году присоединилась Испания. Истребитель следующего поколения (NGF) в его центре. NGF будет иметь новый двигатель, новые системы вооружения, усовершенствованные датчики и технологии невидимости, а также возможность связываться с беспилотными летательными аппаратами и подключаться к облачной сети воздушного боя.

Самолет предназначен для замены французских Rafales и Eurofighter Typhoon, используемых Германией и Испанией. Есть также планы по палубному варианту для использования на будущем авианосце Франции.

Ориентировочная стоимость FCAS составляет около 106 миллиардов долларов. Это одна из крупнейших когда-либо совместных европейских программ вооружения.

FCAS частично предназначен для того, чтобы предоставить европейцам возможность выбора высококачественных самолетов-невидимок европейского производства, особенно в свете увеличения закупок F-35 европейскими странами. Но он сталкивается со встречным ветром.

Первый полет NGF ожидался в 2027 году, производство начнется в 2030 году, а полное внедрение — в 2040 году. Но споры между тремя подрядчиками по поводу рабочей нагрузки и статуса генерального подрядчика не позволяли проекту перейти к следующему этапу в течение двух лет.

Однако четыре компании решили эти проблемы. 16 декабря они объявили о подписании контракта на 3,4 миллиарда долларов, позволяющего им продолжить работу, с планами первых демонстрационных полетов к 2029 году.

Tempest и FX

Модель истребителя нового поколения Tempest на авиасалоне в Фарнборо в июле 2018 года. Рейтер

NGF — не единственный европейский реактивный самолет шестого поколения, находящийся в разработке. Tempest — это проект Великобритании и Италии, который начался в 2015 году и был официально представлен в 2018 году. переименована в Global Combat Air Program 9 декабря, когда Япония объединила свою собственную программу FX шестого поколения с Tempest.

Британские Королевские ВВС заявили, что Tempest будет обладать множеством передовых возможностей, включая систему управления полетом нового поколения, возможность работы с беспилотными летательными аппаратами, усовершенствованные датчики и сетевые возможности и даже «носимую кабину». в котором пилоты используют шлемы виртуальной реальности для управления самолетом с помощью интерактивных дисплеев и элементов управления.

Разработчики Tempest также хотят, чтобы истребитель мог нести оружие, которое еще не было разработано, например, гиперзвуковые ракеты и оружие направленной энергии.

Иллюстрация концепции японского истребителя нового поколения. Министерство обороны Японии

Япония, уже купившая F-35 американского производства, начала работу над FX, чтобы избежать зависимости от иностранного поставщика. Это первый реактивный самолет, который Япония пыталась построить самостоятельно за 27 лет, и он предназначен для замены устаревающих истребителей F-2, которые должны выйти из эксплуатации в 2030-х годах. В Токио планировали ввести F-X в эксплуатацию в 2035 году.

Планы на F-X включали управление полетом по оптоволоконному кабелю, шлемные дисплеи в стиле виртуальной реальности, а также передовые датчики и сетевые возможности. Япония также разрабатывает беспилотные летательные аппараты под названием Combat Support Unmanned Aircraft, которыми пилот FX будет управлять либо в качестве оснащенных датчиками разведчиков, либо в качестве вооруженных боевых дронов.

Перед слиянием Tempest появился по расписанию. В настоящее время он находится на стадии концепции и оценки, а полная фаза разработки и производства должна начаться в 2025 году. 18 июля британское министерство обороны объявило, что полет демонстратора запланирован на 2027 год. Официальное представление запланировано на 2027 год. 2035.

Специфика слияния программ Tempest и FX и связанных с ними проектов пока не ясна, но объединение программ может открыть дополнительные экспортные рынки для конечного продукта.

Китай и Россия

Китайский истребитель J-20. Рейтер

Неудивительно, что никакие программы истребителей шестого поколения не являются настолько секретными, как программы Китая и России.

В 2019 году Ван Хайфэн, главный конструктор китайской государственной авиастроительной группы Chengdu, заявил, что Китай начал исследования истребителя следующего поколения и что он может появиться уже в 2035 году. По сообщениям СМИ, Ван сказал, что он может объединять усилия, использовать искусственный интеллект и датчики всенаправленного действия, а также быть вооруженным оружием направленной энергии.

Генерал Марк Келли, глава Боевого авиационного командования ВВС США, заявил в сентябре, что разработка Китаем самолетов шестого поколения идет «по плану» и что у американских и китайских конструкторов схожие взгляды на технологии шестого поколения.

Российские истребители Су-57. Сергей Бобылев\ТАСС via Getty Images

«Они видят это так же, как и мы, поэтому экспоненциальное снижение сигнатуры, экспоненциальное ускорение вычислительной мощности и возможность повторения с точки зрения систем с открытыми миссиями, чтобы иметь возможность по существу перепрограммировать со скоростью релевантности. «, — сказал Келли журналистам на конференции Ассоциации Воздушно-космических сил.