Истребители P-40 в советской авиации. Часть 2
Самолет имел мотор V-1710-9 и вооружение из двух синхронных 12,7-мм пулеметов. В начале 1939 г. самолет выбрали для дальнейших закупок правительством США — хотя он и уступал в высотных характеристиках другим истребителям с турбокомпрессорами, но отличался дешевизной и мог быстро — на год раньше более совершенных моделей — быть запущенным в производство. Впоследствии для выпуска самолётов Р-40 помимо головного предприятия в Сент-Луисе построили ещё два завода в Баффало и Коламбусе.
XP-40F
Модель | XP-40F (MK.II) |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, метров | 10,16 |
Высота, метров | 3,76 |
Размах крыла, метров | 11,35 |
Площадь крыла, м2 | 21,92 |
Масса пустого, кг | 2989 |
Масса снаряженного, кг | 3856 |
Максимальная взлетная, кг | 4241 |
Силовая установка | PE Allison V-1710-V-1650-1 |
Мощность, л. с. | 1300 |
Макс.скорость, км/ч на высоте, м | 586 на 6096 |
Время набора высоты, м/мин | 4572 за 7,6 |
Практический потолок, м | 10485 |
Практическая дальность, км | 1127 |
Максимальная дальность, км | 2655 |
Вооружение пулеметы, мм | 6х12,7 |
Описание и ЛТХ
Осенью 1941 г. Томагауки появились на новом театре военных действий — советско-германском фронте. В сентябре из США была отгружена партия из 20 истребителей Р-40 и одного Р-40G. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября; самолеты были куплены в Америке за золото. Параллельно из Англии с первыми конвоями, шедшими в Архангельск, была отправлена партия Томагауков II. Их собирали на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем перегоняли в Вологду. Англичане выбирали для поставки в СССР ту технику, которая им самим была не очень нужна. Поэтому весь 1941 г. из Великобритании в Советский Союз поступали только Томагауки и Харрикейны. В 1942 г. Томагауки стали переплавлять и через Иран. Всего наша страна получила 146 Томагауков II из Англии (еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с американских заводов).
Первым освоил заокеанскую технику 126-й истребительный полк ПВО. Он приступил к боевым операциям на Томагауках 12 октября 1941 г. Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. За месяц боев (до 15 ноября) наши летчики на американских истребителях совершили 685 боевых вылетов и сбили 17 самолетов врага. Старший лейтенант С. Г. Ридный, летавший на этой машине, получил звание Героя Советского Союза. Чуть позже, в ноябре 1941, под Ленинградом на «Томагауках» начал воевать 154-й полк, а в декабре — 159-й. Оба они вошли в состав Восточной оперативной группы, обеспечивавшей прикрытие транспортных самолетов, доставлявших через Ладогу грузы в осажденный Ленинград. Немцы ожесточенно пытались разрушить «воздушный мост». В отражение их ударов внесли свою лепту и «Томагауки». Например, 17 декабря 1941 П.А.Покрышев из 154-го полка (впоследствии дважды Герой), защищая транспортные машины с пятью «Кертисами» принял бой против девяти «Мессершмиттов». Ему же одному из первых на советско-германском фронте удалось сбить модернизированный истребитель «Мессершмитт Вf-109f». А комэску П.А.Пилютову в одиночку пришлось сопровождать девятку ПС-84. Прикрывая их в поединке с шестью немцами он сбил двух и был подбит сам. Несколько машин этого типа имел известный 2-й гвардейский смешанный авиаполк ВВС Северного флота.
Заслуженно высоко оценивались прочность и живучесть машины. Свидетельство тому — многочисленные удачные тараны, совершенные советскими летчиками на Томагауках и Киттихауках. Первым, по-видимому, был А. В. Чирков из 154-го полка: 20 января 1942 г. он на Томагауке таранил немецкий самолет в районе Погостья.
Герой Советского Союза А. С. Хлобыстов из 147-го полка таранил трижды, причем два раза — в одном и том же бою! Более того, и бил он одной и той же правой плоскостью! А произошло это так. Шестерка истребителей встретилась с большой группой юнкерсов и мессершмитгов, шедшей на Мурманск. Израсходовав в бою боеприпасы, Хлобыстов ударом сзади разбил хвостовое оперение одного из немецких истребителей. Продолжая управлять машиной, он второй раз пошел на таран, уже лобовой, — и сломал крыло мессершмитту. Отказавшись прыгнуть с парашютом, герой благополучно дотянул до родного аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942 г. В этом же бою еще один таран совершил капитан А. Поздняков. А в марте 1943 г. два Киттихаука из 768-го полка вступили в бой с двенадцатью мессершмиттами. Лейтенант Б. Николаев протаранил немца и спасся, прыгнув с парашютом.
Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях того периода применялось одно — или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно было пятилонжеронным. При этом две консоли стыковались между собой по оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение), а затем уже собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Правда, в эксплуатации Р-40 из-за этого доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. И если для замены поврежденной консоли, например, на истребителе мессершмитт ВП09 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, и всю работу могли проделать 1-2 человека, то на Р-40 надо было сначала отсоединить от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а затем уже отстыковывать требуемую консоль. С начала 1942 параллельно с «Томагауками» в СССР начал поступать их усовершенствованный вариант — «Киттихаук I» (Р-40Е). Поскольку на западе Р-40 использовался в первую очередь как штурмовик, то и совершенствование машины шло именно в этом направлении: усилили бронезащиту, ввели бомбовую подвеску, увеличили скорость (за счет улучшения аэродинамики и более мощного двигателя) и дальность. Но все это подняло вес истребителя и закономерно ухудшило скороподъемность, снизило потолок, увеличило время выполнения виражей, длину разбега на взлете и особенно пробега при посадке. Продолжавшие прибывать «Томагауки» передавались на пополнение частям, уже имевшим эти машины, а также поступали на вооружение частей ПВО. Так весной 1942 их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом полку из одного «Томагаука» сделали учебную спарку с очень тесной второй кабиной. В системе ПВО «Томагауки» удержались до конца войны: даже в 1945 там еще имелось 27 таких самолетов. Первыми у нас получали «Киттихауки» те же полки, которые успешно освоили «Томагаук». В основном поступали модификации «Киттихаук I» и «Киттихаук IА», выпускавшиеся на экспорт в Англию, в том числе и тропические варианты с мощными «пустынными» фильтрами. В большинстве случаев в СССР эти фильтры снимали (например в 154-м полку), так как они увеличивали аэродинамическое сопротивление, но кое-где они успешно применялись, в частности, на песчаных аэродромах Заполярья. «Киттихауков» шло значительно больше, чем «Томагауков», и на них стали перевооружать все новые части. Весной 42-го эти истребители поступили в некоторые эскадрильи полков 258-й смешанной авиадивизии на Карельском фронте. Первой там освоила эти машины 2-я эскадрилья 19-го гвардейского полка. Примерно в это же время получили «Киттихауки» в смеси с «Харрикейнами» полки 122-й дивизии ПВО, прикрывавшей Мурманск. На Северо-Западном фронте на этих истребителях стали летать пилоты 436-го полка ПВО. Поступали они и в морскую авиацию, например, в знаменитый 2-й гвардейский смешанный полк на Северном флоте и в 7-й истребительный полк на Черном море. У нас старались в первую очередь использовать плюсы этого самолета — мощное вооружение (хотя по секундному залпу Р-40Е несколько уступал немецкому FW190А-3 и английскому «Спитфайру VС», но тем не менее превосходил и «Мессершмитт Bf-109f», и американский Р-39D), большую дальность и продолжительность полета, живучесть, хорошее по советским меркам того времени радио- и приборное оборудование. Поэтому «Киттихауки» применяли там, где эти качества можно было реализовать — в ПВО, для бомбовых и штурмовых ударов, для сопровождения и разведки. Во второй половине войны большая часть «Киттихауков» была направлена в систему ПВО. Там они с 1942 были самым массовым после «Харрикейна» иностранным истребителем, а в 1945 опередили и «Харрикейн», и «Спитфайр IX» вместе взятые. Малопригодный для боя с вражескими истребителями «Киттихаук», за счет скорости и мощного вооружения мог эффективно бороться с бомбардировщиками противника. Выше 4500м Р-40Е обгонял Як-1, хотя мотор «Аллисон» на западе считался низковысотным. Большая продолжительность полета на крейсерском режиме позволяла барражировать над охраняемом объектом или районом. «Киттихаук» имел два основных недостатка как перехватчик — небольшой потолок и плохую скороподъемность. Хотя он использовался и ночью (например в 154-м полку), отсутствие каких-либо устройств обнаружения целей в темноте не позволяло ни вести самостоятельный перехват при отсутствии видимости, ни выполнять команды наведения по данным наземной РЛС из-за трудностей с ориентированием. Даже фару на «Киттихауке» нельзя было использовать в полете — она была выдвижной и выпускать ее разрешалось лишь на скорости, близкой к посадочной. Это четко проявилось при отражении налета немцев на американскую авиабазу в Миргороде в июне 1944, когда поднятые в воздух истребители 310-й авиадивизии ПВО темной безлунной ночью не смогли обнаружить ни одного самолета немецкого соединения. В ПВО «Киттихауки» применялся также в роли самолета — осветителя. Такие машины занимали позицию на 2500-3000 м выше строя вражеских ночных бомбардировщиков и сбрасывали вниз светящиеся авиабомбы САБ-100, подсвечивая цели для атакующих. В этом качестве «Киттихаук», поднимавший шесть САБ-100, был лучше, чем «Харрикейн» (четыре) и отечественные истребители (по две). В таком качестве самолет был впервые успешно применен под Киевом в 1944.С весны 1942 г. Томагауки на нашем фронте стали вытесняться Киттихауками. Томагауки постепенно начали использовать для решения иных задач. Так, их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом полку из одного Томагаука сделали учебную спарку с весьма тесной второй кабиной. В системе ПВО эти самолеты служили до конца войны (даже в 1945 г. здесь оставалось еще 27 Томагауков). В 12-й отдельной корректировочной эскадрилье под Ленинградом с июня 1942 г. четыре Томагаука применялись для корректировки артиллерийского огня при контрбатарейной борьбе.
На «Томагауках» и «Киттихауках» успешно сражались с врагом. Например, майор Найденов на «Томагауке» и «Киттихауке» до мая 1942 сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза. Он был далеко не единственным. Дважды Героем стал П.А.Покрышев из 154-го полка, в котором были и другие летчики, удостоенные этого высокого звания, включая уже упоминавшегося А.В.Чиркова. Героем Советского Союза стал в марте 1945 и капитан В.Г.Стрельников — мастер топмачтовых ударов. Этот список можно продолжать долго. Примечательно, что из летчиков союзников, воевавших на этом истребителе, никто даже близко не подошел к количеству побед, одержанных, например, Хлобыстовым. В январе 1943 на Северо-Западном фронте сержант А.Бородачев направил свой горящий «Киттихаук» в немецкий дот.
Очень часто «Киттихауки» использовались как ИБ. Возможность применения этих машин для бомбометания была особенно ценна в 1942, когда в связи с нехваткой на фронте бомбардировочной авиации был издан специальный приказ наркома обороны «О применении истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков». В 154-м полку обычно вешали одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляжем — этот вариант для Р-40Е считался штатным, а в 78-м полку на Северном флоте брали и ФАБ-500. Часто использовали комбинацию из одной ФАБ-250 и двух бомб по 100 кг. Например, во время удара североморских летчиков по порту Киркенес «Киттихауки» несли по одной фугасной ФАБ-250 и две зажигательных ЗАБ-100. На севере целями для «Киттихауков» были не только аэродромы, транспортные средства, укрепления, но и корабли противника. Уже упоминавшийся 76-й полк использовал их для топмачтового бомбометания. При этом бомба сбрасывалась с горизонтального полета над самой водой и рикошетировала от ее поверхности, пока не поражала борт корабля. Таким способом группа самолетов, ведомая капитаном В.П.Стрельниковым, за один день 11октября 1944 потопила две баржи и шесть мотоботов. Огневую мощь «Киттихаука» также наращивали подвеской реактивных снарядов — по два РС-82 под каждым крылом. Их применяли как по самолетам противника, так и по наземным целям. Во многих местах у нас «Киттихауки» использовали для разведки — и визуальной, и фотографической. Для фоторазведки обычно устанавливали в хвостовой части машины один плановый фотоаппарат. Так, в 30-м разведывательном полку ВВС Черноморского флота на этих машинах летала 3-я эскадрилья Ю.Н.Новикова. Имелись подобные переделки в 118-м разведывательном полку на Северном флоте и в других местах. Все эти доработки выполнялись прямо в частях и существенно различались между собой. На Ленинградском фронте был изготовлен специальный двухместный разведчик под маркой Р-40ЕФ (хотя за основу был взят, видимо, не Р-40Е, а несколько отличающийся от него Р-40К-5). Вооружения не было вообще, а соответствующие отсеки крыла были заняты дополнительными бензобаками. В США и Англии Р-40 как разведчик практически не использовался и специальные разведывательные варианты его не строились — единственный ХР-40А так и остался опытным образцом. Весной 1942 части, сражающиеся под Ленинградом, испытывали острую нехватку запасных моторов «Аллисон». Из-за этого большое число «Томагауков» и «Киттихауков», моторы которых выработали ресурс, оказалось на приколе. В 154-м полку в мае 1942 без моторов стояли почти все машины. Это было тем более нетерпимо, что истребителей в тот период и так остро не хватало. На 1-й авиарембазе 13 ВА в Ленинграде по инициативе командира 154-го полка А.А.Матвеева и полковника П.Маликова занялись переделкой Р-40 под советские моторы М-105П и М-105Р. Всего таким образом было переделано более 40 истребителей, в том числе и несколько двухместных тренировочных машин. Такая вынужденная переделка ухудшила характеристики Р-40. Максимальная скорость у земли с мотором М-105П и винтом ВИШ-61П упала с 477 до 465 км/час. Большая часть переделанных таким образом самолетов была сосредоточена в 196-м полку, действовавшим над Ладогой. В январе 1943 четыре «Томагаука» с М-105 (в том числе одна самодельная спарка с открытыми кабинами и мотором М-105Р) из 156-то полка были приданы 12-й отдельной корректировочной эскадрилье. Они летали там до декабря, прикрывая разведчики Су-2 и Кертис О-52 при дневных вылетах.
В Советском Союзе «Киттихауки» дожили до конца войны. В 1945 наша противовоздушная оборона еще располагала 644 «Киттихауками» — это было больше чем любых других иностранных истребителей. В послевоенное время все они были пущены на слом. В настоящее время единственным отреставрированным экземпляром «Киттихаука» у нас в стране располагает музей ВВС Северного флота. Кроме того, на Севере найден и доставлен в Москву «Томагаук». А ведь их насчитывалось в нашей авиации 2200 штук.
P-40K
Модель | P-40K (Mk.III) |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, метров | 10,16 |
Высота, метров | 3,76 |
Размах крыла, метров | 11,35 |
Площадь крыла, м2 | 21,92 |
Масса пустого, кг | 2903 |
Масса снаряженного, кг | 3810 |
Максимальная взлетная, кг | 4536 |
Силовая установка | PE Allison V-1710-73 |
Мощность, л. с. | 1325 |
Макс.скорость, км/ч на высоте, м | 595 на 6096 |
Время набора высоты, м/мин | 4572 за 7,5 |
Практический потолок, м | 8534 |
Практическая дальность, км | 1127 |
Максимальная дальность, км | 2575 |
Вооружение пулеметы, мм | 6х12,7 |
Конструкция и модификации истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»
Истребитель P-40 «Томагавк» был цельнометаллическим истребителем с фюзеляжем типа монокок и свободнонесущим низкорасположенным крылом, с обшивкой из алюминиевого сплава. Руль и элероны обтягивались полотном. Крыло-многолонжеронное, неразъемное.
В центральной части крыла располагались бензобаки. Еще один бак находился в фюзеляже за кабиной летчика. Бензонасосы и магистрали были сосредоточены в длинном узком подфюзеляжном обтекателе. Бензобаки «Томагавка» не протектировались, пилот также не имел никакой бронезащиты.
P-40L
Модель | P-40L (Mk.III) |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, метров | 10,16 |
Высота, метров | 3,76 |
Размах крыла, метров | 11,35 |
Площадь крыла, м2 | 21,92 |
Масса пустого, кг | 2939 |
Масса снаряженного, кг | 3665 |
Максимальная взлетная, кг | 4037 |
Силовая установка | PE Allison V-1710-V-1650-1 |
Мощность, л.с. | 1300 |
Макс.скорость, км/ч на высоте, м | 595 на 6096 |
Время набора высоты, м/мин | 4572 за 7,6 |
Практический потолок, м | 10973 |
Практическая дальность, км | 483 |
Максимальная дальность, км | 2213 |
Вооружение пулеметы, мм | 4х12,7 |
История создания истребителей P-40 «TomaHawk» и «KittyHawk»
Истребитель Кертис P-40 «Томагавк» разработан американской фирмой Кертисс. Основой конструкции для этой машины послужил истребитель P-36 «Хок-75», выпускавшийся с 1936 года и хорошо освоенный промышленностью. В русскоязычной литературе принято называть P-40 именно «Томагавк» или «Киттихок» (я не исключение, для простоты восприятия), однако, это фактическая ошибка — во-первых «Томагавк» и»Киттихок» не синонимы — так назывались разные модификации одного и того же самолета. Во-вторых, правильнее произносить оба названия («Tomahawk» и «Kittyhawk») как «Томахок» и «Киттихок» — как видите, при таком раскладе «двойственность» названия истребителя исчезает сама собой.
Впрочем, произношение названия, не единственный «маленький секрет» этого истребителя. Гораздо интереснее ответ на другой вопрос — зачем США вообще взялись строить эту довольно своеобразную машину, да ещё и «тиражом» в 14000 экземпляров, если она по характеристикам уступает даже более ранней P-39 «Аэрокобра»?
Чертеж истребителя P-40 Томагавк
Ответ кроется во времени появления — война в Европе уже принимала угрожающие обороты, а Япония явно показала, что оккупацией части Китая дело не кончится. Авиапарк США уступал в 1939 году японскому почти в два раза — стране нужен был простой в управлении (та же «Аэрокобра» похвастаться этой характеристикой не могла) истребитель, производство которого можно было бы развернуть максимально быстро. P-40 «Томагавк» во многом похожий на уже хорошо освоенный промышленностью и пилотами истребитель P-36 «Хоук 75» был идеальным кандидатом.
То, что самолет совершенно «не хватал звезд с неба» (при этом не надо думать, что это была плохая машина — просто «средняя») препятствием не являлось — «Томагавк» был нужен скорее, чтобы заполнить пустую нишу, а уже в последующем, его должны были заменить более совершенные машины.
P-40M
Модель | P-40M (Mk.III) |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, метров | 10,16 |
Высота, метров | 3,76 |
Размах крыла, метров | 11,35 |
Площадь крыла, м2 | 21,92 |
Масса пустого, кг | 2932 |
Масса снаряженного, кг | 3629 |
Максимальная взлетная, кг | 4037 |
Силовая установка | PE Allison V-1710-81 |
Мощность, л. с. | 1200 |
Макс.скорость, км/ч на высоте, м | 579 на 6096 |
Время набора высоты, м/мин | 4572 за 7,2 |
Практический потолок, м | 9144 |
Практическая дальность, км | 1127 |
Максимальная дальность, км | 2575 |
Вооружение пулеметы, мм | 4х12,7 |
Curtiss P-40E “Kittyhawk” — FROG — Ретро-Модели.Ру
Среди “рабочих лошадок” Второй Мировой войны истребитель Curtiss P-40 занимает особое место. Начав трудный путь в 1936 году с прототипа ХР-36, этот самолёт прошел множество модернизаций и заслужил хорошую репутацию у пилотов стран антигитлеровской коалиции, воевавших на нем в 1941-1943 гг.
Модель этого самолёта в модификации P-40E “Kittyhawk” появилась под торговой маркой FROG в далеком теперь 1959-м году. Несмотря на сильную упрощенность отдельных элементов, эта “фроговская” разработка оказалась настолько удачной, что по соответствию геометрическим размерам в масштабе 1:72 она превзошла даже более позднюю модель P-40B “Tomahawk”, созданную для её замены! Соответственно, выпуск этого “динозавра” продолжался очень долго и завершился только в 1975-м году.
Впоследствии производственная оснастка для “Kittyhawk” была продана Советскому Союзу и оказалась на Донецкой фабрике игрушек, где её успешно выпускали вплоть до конца 1990-х гг. Затем пресс-форма была продана и “пошла по рукам”, оказавшись, в итоге, в распоряжении фирмы
При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам С.Васюткин, С.Просвирнин и Sauron, а также с интернет-аукциона eBay.
Несмотря на использование вплоть до последнего дня войны, Р-40 оказался не таким удачливым, как, например Messerschmitt Bf.109. Потенциал развития у обоих истребителей был заложен очень хороший, но если последние модификации “мессера” выпускались даже после войны, то последние “хоки” вышли из сборочного цеха в конце 1944-го года и в очень скором времени были вытеснены P-47 и P-51.
Идея использовать рядный двигатель на предшественнике “Kittyhawk” — ХР-36 появилась практически сразу после его выхода в свет. В 1936 году началась работа над проектом, который чуть позже получил обозначение ХР-37. Испытания прототипа однозначно показывали, что схема с рядным двигателем имеет хорошие перспективы, однако неудачная компоновка и проблемы с двигателем привели к тому, что было построено только 13 предсерийных самолётов YP-37.
Работа над ошибками была выполнена в очень сжатые сроки, и следующий проект оказался намного успешнее. В отличии от предыдущей модели, было решено использовать один из серийных Р-36А, на котором был установлен двигатель Allison V-1710-19 (С13) мощностью 1160 л.с. на взлете и 1000 л.с. на высоте 305 м. Воздухозаборник карбюратора размещался над двигателем, а воздушный радиатор – под фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов над капотом и двух 7,62-мм пулеметов в крыле, а под крылом можно было подвесить шесть бомб массой 9 кг.
Полёт первого прототипа ХР-40 (Model 75A) состоялся 18-го октября 1938 года. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 550 км\ч, но проблемы с охлаждением силовой установки привели к первой фазе модернизации, в ходе которой появилась характерная для всех истребителей этого типа «борода» под капотом.
Р-40 (Model 81A-1) – первая серийная модель
P-40A – один из серийных Р-40 с фотокамерой
Р-40В (Model 81B) – серийный истребитель аналогичный Р-40, но с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле.
Р-40С (Model 81B, “Tomahawk” Mk.IIb) – серийный истребитель аналогичный Р-40В, но с возможностью подвески подвесного топливного бака, самозатягивающимися внутренними топливными баками и некоторыми более мелкими улучшениями.
P-40D (Model 87A-2) – серийный истребитель с измененной носовой частью, что было связано установкой двигателя Allison V-1710-39 с выступающим наружу редуктором, сдвинутым вперед радиатором, укороченными стойками шасси и вооружением из четырех 12,7-мм пулеметов в крыле
Р-40Е (Model 87B-2, “Kittyhawk” Mk. IA) – серийный истребитель на базе P-40D с шестью пулеметами в крыле. Часть переоборудовано в учебно-тренировочные истребители TP-40N.
XP-40F (Model 87B-3) — вариант с двигателем фирмы Packard, являвшимся лицензионным вариантом английского Rolls-Royce “Merlin”. Единственный прототип показал скорость 600 км\ч на высоте 5500.
YP-40F — третий серийный P-40F (s\n 41-13602) с новым подфюзеляжным воздухозаборником и прочими доработками, включавшими обновленное вертикальное оперение.
P-40F (“Kittyhawk” Mk.II \ IIA) – серийный истребитель, производившийся в 6 моделях: F, F-1, F-5, F-10, F-15 и F-20. Первые 260 истребителей имели такой же фюзеляж как у Р-40Е, но следующие P-40F модернизировали, удлинив хвостовую часть фюзеляжа на 51 см.
XP-40G (Model 81-AG) – неофициальное обозначения для прототипа серии Р-40G. Опытный образец представлявшая собой «гибрид» из фюзеляжа P-40F и крылом от P-40E и четырьмя 12,7-мм пулеметами
P-40G – серийная модификация, выпускавшаяся в августе-сентябре 1941 года.
P-40H – индекс отклонен.
P-40J – истребитель с двигателем Allison V-1710 и турбонагнетателем. Проект отклонен от реализации 18 мая 1942 года.
P-40K – серийная модификация в вариантах K-1, K-5, K-10 и K-15 с двигателем Allison V-1710-73 мощностью 1325 л.с. и новым капотом.
XP-40K – один из серийных истребителей Р-40К-10 переданный фирме Curtiss для отработки новых систем охлаждения и совершенствования формы капота.
P-40L (Model 87B-3) – серийный истребитель с двигателем Packard V-1650-1 (L-1, L-5, L-10, L-15 и L-20).
P-40M (“Kittyhawk” Mk.III) – серийный истребитель с двигателем V-1710-81 мощностью 1360 л.с.
P-40N (“Kittyhawk” Mk.IV) – серийный истребитель на основе P-40L, но без переднего фюзеляжного топливного бака. Варианты Р-40N-1, N-10, N-15, N-20, N-25, N-30 и N-35 различались составом вооружения и модификацией двигателя. Несколько самолётов было переделано в учебно-тренировочные переделанные P-40N-30 и ТР-40N с двойным управлением
P-40R – самолёты этой модификации представляли собой P-40L и P-40F, переоборудованые под двигатель Allison V-1710-81.
XP-40Q – попытка модернизации на базе серийного P-40K. Было построено три прототипа, последний из которых достиг максимальной скорости 679 км\ч на высоте 6250 метров.
Кроме USAAC\USAAF, истребители Р-40 поставлялись в Канаду, Австралию, Бразилию, Турцию, Китай и Советский Союз. Трофейные самолёты нашли ограниченное применение в Luftwaffe, а также в ВВС Финляндии и Японии.
Поскольку модель фирмы FROG воспроизводила именно Curtiss P-40E, есть смысл более подробно остановиться на этой модификации.
Самолёт с фирменным обозначением “Hawk” 87 получил более низкий и узкий фюзеляж, внутри которого ось винта, за счет нового редуктора, оказалась приподнятой, а кабина глубже «ушла» в фюзеляж. Такая компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась массивная “борода”, характерная для всех поздних модификаций истребителя P-40. Правда, места для пулеметов на мотокапоте не осталось совсем, поэтому в крыле теперь размещалось четыре “браунинга” калибра 12,7-мм.
В процессе модернизации, проводимой в течении 1940-1941 гг., было предложено не только установить новый мотор V-1710-39 с более компактным редуктором, но и переработать ряд элементов конструкции.Первыми заказчиками выступили RAF, которые в мае 1940-го года заказали 560 самолётов этой модификации – то есть, ещё до начала серийного производства истребитель получил название “Kittyhawk” (фирменное обозначение “Hawk” 87A-2). Через месяц USAAС оформил собственный заказ на истребители под обозначением P-40D. Примечательно, что эта модификация выступила “могильщиком” более перспективного истребителя ХР-46 — обладая тем же мотором, но существенно отличавшегося по конструкции, вместо расчетных 660 км/ч он показал лишь 571 км/ч.
Первый “Hawk” 87A-2 поднялся в воздух 22-го мая 1941-го года, а спустя неделю появился первый серийный P-40D. Всего было собрано 22 “американских” и 20 “британских” истребителей, после чего фирме Curtiss приступила к сборке следующего варианта, обозначенного как P-40E – его основным отличием стали шесть 12,7-мм пулеметов в крыле. Другие изменения включали усиление бронирования кабины пилота и установку бомбодержателей: подфюзеляжного для 227-кг бомбы и подкрыльевых для четырех 45-кг или шести 9,1-кг бомб. Несмотря на то, что после доработок ухудшились взлётно-посадочные и скоростные характеристики (по сравнению с P-40D), именно Р-40Е считается одной из лучших модификаций.
Помимо Великобритании несколько сотен Р-40Е было поставлен в СССР по ленд-лизу. В составе ВВС РККА и морской авиации эти самолёты нашли себе активное применение не только как истребители, но и как штурмовики-бомбардировщики. Благо, бомбовая подвеска и наличие крупнокалиберных пулеметов к этому располагали. Вдобавок к этому, несколько самолётов было переоборудовано под установку советских двигателей М-105П.
Curtiss «Kittyhawk» Mk.IA из состава 112-го эскадрона Королевских ВВС (112 Sqd.RAF)
Наверх Пресс-форма для истребителя под первым коробочным названием “Curtiss Kittyhawk”, появившаяся в 1959-м году, стала одной из первых самостоятельных разработок фирмы FROG. Отличительной чертой моделей тех лет были отлитые прямо на пластике круги под опознавательные знаки, сами кокарды были напечатаны в инструкции на обычной бумаге. Таким же был и “Kittyhawk”. Ниши шасси и интерьер кабины пилота отсутствовали — под фонарем была просто дыра в фюзеляже. Тем не менее, расшивка на модели была внутренняя, хоть и чрезмерно широкая.
Вплоть до 1964-го года модель выпускалась в упаковке типа D (коробка с бокс-артом) под индексом 391Р, а после ревизии стиля оформления и изменения системы обозначений индекс изменился на F391. Декаль и схема окраски предусматривала оформление только в варианте USAAC. За 1959-1965-й гг. суммарно было выпущено 50.000 комплектов.
Интересный факт!
Основной конкурент FROG – британская фирма “Airfix”, представила свои варианты модификаций P-40B и P-40E только в 1964-м году, а изделия других фирм были заметно хуже качеством. Так что фирма FROG на некоторое время стала лидером в производстве моделей этого истребителя.Как это ни странно, но широко распространенная (хотя и не самая удачная) упаковка типа Е обошла стороной эту модель, поэтому с 1965-го года она сразу стала выпускаться в коробке типа F1 с новым бокс-артом. Коробочное название при этом изменили на более конкретизированное “Curtiss P-40E”. В этот же период модель участвовала в акции Golden Tokens, которая позволяла получить 5 “золотых” купонов при её покупке.
Наиболее радикальные перемены ждали модели из экономичной Black Series в 1968-1969 гг. Находясь на пике ассортимента и получаемых прибылей фирма FROG наладила тесные контакты с фирмой “АМТ”, которая не только выгодно приобрела несколько партий “фроговских” отливок, но и произвела ремонт старых пресс-форм. В отношении “Curtiss P-40E” (как и ряда других моделей) это означало устранение проблемы со слишком грубым внутренним раскроем, который заменили на тонкий внешний, попутно удалив старомодную разметку под опознавательные знаки. Всего было выпущено 95.000 комплектов этой серии.
Начиная с 1969-го года модель стала выпускаться в «лепестках» типа J2 с коробочным названием “Curtiss Kittyhawk Mk.Ia” и с новым индексом F218F. В очередной раз изменился бокс-арт, поскольку декаль и схема окраски теперь включали уже два варианта для ВВС стран Британского Содружества:
“Kittyhawk” Mk.IA — RAAF, No.450 Sqd., код OF-F, Западная пустыня (Северная Африка), 1942 г,
“Kittyhawk” Mk. IA — RCAF, дивизион неизвестен, номер 729, код С, «Vancouber IX».
Вплоть до завершения выпуска в 1974-м году было поставлено ещё 200.000 комплектов.
Последнее издание, выпущенное в 1974-1975 гг. в количестве 25.000 экземпляров, имело упаковку типа Н1 с незначительно измененным бокс-артом. Варианты оформления изменения не претерпели. В каталогах FROG этого период модель вновь проходила под индексом F391, но была “повышена” до Blue Series. В общем-то на этом “британская история” подошла к концу, но рассказ об этой модели будет не полным, если не упомянуть о попытках реализации “Kittyhawk” под другими торговыми марками.
В первых рядах была дочерняя фирма “Air Lines”, продававшая “фроговские” модели на рынке США. Среди большого ассортимента, разумеется, были и “Kittyhawk”, проходивший под номером 5902. Производство этой модели на перевезенных в США пресс-формах осуществлялось в 1963-1964 гг. , пока американская “дочка” не была закрыта по причине перерасхода средств.
В течении 1969-1974 гг. на рынке в ФРГ достаточно успешно присутствовал немецкий филиал FROG, реализовывавший 28 наименований моделей в упаковках типа J2. Отличие немецкой версии заключалось только в дополнительной картонной “рубашке” желтого цвета с черным шрифтом на немецком языке. Индекс модели “Curtiss Kittyhawk Mk.Ia” (F218F) оставался без изменений.
Финал британской части истории этой модели связан, как это ни странно, с далёкой Бразилией. Незадолго до массовой продажи пресс-форм руководство FROG подписало соглашение на поставку нескольких партий отливок моделей из Black Series, среди которых вполне ожидаемо оказался Curtiss “Kittyhawk”. Перепаковкой в Бразилии занималась фирма “Roly Toys”, которая сохранила индекс F.391, но название “Curtiss Kittyhawk 1a” практически полностью позаимствовали от предыдущего “фроговского” издания.
Подробности завершения этой сделки сейчас достаточно туманны, но какая-то часть отливок всё же достигла другого берега Атлантики. Поскольку дело происходило в 1976-1977 гг. часть комплектов оказались не полными, так как британская сторона не успела (или забыла) поставить к ним отливки прозрачных деталей. Недостающие элементы были дозаказаны уже у фирмы Novo Toys Ltd., но дошли ли они до Бразилии, так и осталось неизвестным.
«Curtuss Kittyhawk» (391.P) — коробка типа D, FROG, 1959-1965 гг.
Наверх
Модели Curtiss P-40 очень повезло в том плане, что она была поставлена в Советский Союз сразу в двух вариантах – раннем (F391, “Kittyhawk” IA) и позднем (F197, “Tomahawk”). По всей видимости, одна из самых старых пресс-форм была приобретена по причине невысокой стоимости, хотя не исключено, что представители фирмы FROG просто “впарили” её покупателю в лице фирмы “Novoexport”, под предлогом “совершенно разных моделей”. Тем не менее, именно этот казус позволил советскому моделисту стать счастливым обладателем сразу двух разных модификаций этого самолёта.
После испытаний в Москве пресс-форма для F391 попала на Донецкую фабрику игрушек (впоследствии — завод) и стала производиться на экспорт не позднее 1978-го года. Отливки паковались как в стандартные синие коробки с названием “Kittyhawk P-40E Fighter Bomber”, так и в “лепестки”. По каталогу Novo они имели индекс 76010. Варианты оформления соответствовали “фроговским”. Под маркой Novoexport данная модель за рубеж не поставлялась, но зато британская сторона, вплоть до конца 1980-го года, успела получить порядка 100.000 комплектов отливок и ещё больше было выпущено “лепестковой” полиграфии, которая в 1981-м году была передана СССР в связи с ликвидацией родительской фирмы “Rovex”.
На внутреннем рынке модель истребителя, как правило, появлялась в комплектации “пакет – литники – инструкция”. Донецкая упаковка (коробка с утрированным “нововским” рисунком и названием “Самолёт Р-40Е”) если и была отпечатана, то в очень скромных количествах. С декалями было ещё хуже — если в 1980-е гг. некоторым счастливчикам удавалось приобрести полный экспортный комплект, то основная масса потребителей была вынуждена довольствоваться советским «изобретением» в виде печати британских опознавательных знаков прямо на листе с инструкцией. Впрочем, подобная практика использовалась в Донецке на постоянной основе.
Тем не менее, модель “Самолёта Р-40Е” пользовалась спросом, а народная молва относила её к “юниорской” серии, куда входили самые старые и простые разработки FROG, присутствовавшие на внутреннем рынке СССР — фактически, это были модели из той самой “экономичной” Black Series, отличавшейся как невысокими затратами при разработке пресс-формы, так и невысокой розничной стоимостью в Европе. То обстоятельство, что производственная оснастка была произведена еще на заре существования FROG, во второй половине 50-х, было абсолютно неизвестно.
Под конец 1990-х гг. на ДЗИ наконец-таки разработали вполне приемлемую коробку, сменив коробочное название на “Curtiss Р-40Е” и вернув индекс FROG, но и с ней модель появлялась на рынке не часто. Вместе с тем, данный тип полиграфии выпускался в двух вариантах фонового цвета — желтом и синем.
Для модели на постсоветском рынке был представлен и афтермаркет — фирма “Эконика” печатала декали, содержавшие следующие варианты: ВВС Австралии, Британии, США, СССР и добровольческую эскадрилью “Летающие тигры”, сражавшуюся в Китае.
Также “лихие 90-е” ознаменовались тем, что донецкая пресс-форма в 1996 г. автобусом из Донецка была перевезена в Москву и продана фирме “Хобби-Холдинг”. По всей видимости, собственные производственные мощности не позволяли наладить выпуск ещё одной модели, поэтому в продаже она появилась под коробочным названием “Curtiss Р-40Е KITTYHAWK IA \ Истребитель КИТТИХАУК” (Cat. No.MQ-7225) и под логотипом фирмы “Maquette”, которая была не против расширить собственный ассортимент за счет аренды пресс-форм. В данный набор входил один вариант оформления для самолёта из состава эскадрильи “Летающие тигры”.
По всей видимости, другие производители также были не прочь реализовать дешевые отливки китиихока под собственным брендами, в результате чего, на рубеже 1997-2000 гг., появилось ещё два варианта перепаковки. По всей видимости, первыми стали “репаки” от фирмы “Грань”, которая представила “экс-фроговскую” модель как “Истребитель Р-40Е Kittyhawk”, но в двух вариантах коробочного исполнения — USAAF и RAF.
Практически в одно время с “Гранью” модель истребителя появилась в продаже в упаковке от фирмы “Моделист”, практически под тем же названием “Истребитель Р-40Е Киттихаук \ Curtiss Р-40Е Kittyhawk” (Cat.No.207227). Помимо новой полиграфии существенное различие заключалось в наличии единственного варианта оформления для варианта ВВС РККА (пилот П. Ф.Покрышев, “красная 50”)
Весьма любопытная перепаковка получилась у фирмы “Alanger”, которая выпускала модель сразу в трех различных вариантах исполнения — два относились к истребителю с бортовым номером “красная 70” ВВС РККА (No.072009) и один принадлежал USAAF (No.072011)
О том, что пресс-форма ранее принадлежала фирме FROG, а затем ДЗИ, разумеется, не сказано ни слова. Но вместе с тем, на инструкции был отпечатан черно-белый логотип фирмы “Revell”. Сами же формы для выпуска модели брались сперва в аренду у “Maquette”, потом были приобретены в собственность.
К сожалению, к фирме “ARK Models” оснастка для данной модели не попала. По бытующей в кругах моделистов версии, незадолго до банкротства, “Alanger” взял кредит в одном из банков, и после краха компании пресс-формы были изъяты в счет погашения задолженности. Учитывая, что на поиск и выкуп оснасток даже хитовых моделей за прошедшие годы ни одна фирма не решилась, шансы на возобновление производства донецкого P-40 стремятся к нулю.
«Kittyhawk P-40E Fighter Bomber» (76010) — экспортный «лепесток» из комплекта фирмы Novo Toys Limited, 1977-1980 гг.
Наверх У одной из самых “бородатых” модификаций истребителя Curtiss P-40 с аналогами был полный порядок! В масштабе 1/72 модель P-40E выпускалась несколькими крупными фирмами, а начнем мы с родины этого самолёта.
В США масштабные копии этого истребителя (правда, в вариантах из дерева и бумаги) появились ещё в 1942 году – одной из наиболее известных фирм, которая занималась выпуском таких схематичных “моделей для споттеров”, конечно же была “Comet”. Кстати, в годы войны в её ассортименте были и другие аналогичные разработки, а после войны вышло новое издание под коробочным названием “CURTISS P-40 D TIGER SHARK”.
Из пластиковых копий в массовой продаже первой появилась модель “Curtiss P-40E Warhawk” (H-623) от “Revell”. Релиз датируется 1963-м годом, а сама американская разработка имела вполне стандартное для того периода технологическое деление, включая диски колес отдельно от пневматиков. В то же время, был хорошо реализован внешний раскрой и провисание полотняной обшивки.
Если не считать отдельных “особенностей” в плане копийности, то модель от “Revell” нельзя было назвать коммерческим провалом, а её выпуск (с учетом нескольких “косметических” переизданий) продолжался вплоть до начала 1980-х гг. За это время она также была выпущена фирмами “Revell/Kikoler” (Бразилия) и “Revell/Lodela” (Мексика), которые использовали американские образцы коробок, но с текстами на португальском и испанском языках.
Настоящий “британский бум Хоков” начался в 1960-х гг., когда на внутреннем рынке сначала появилась модель от FROG, а в 1964 году в роли догоняющего выступила фирма “Airfix”. Первое издание под коробочным названием “Kittyhawk” (118) вышло в “лепестковой” упаковке, чем в коммерческом плане более выгодно отличалась от “фроговской” версии. А вот сама модель никакого ажиотажа не вызвала, поскольку комплект от “Airfix” по технологическому уровню и копийности оказался ничем не лучше FROG.
Тем не менее, “Kittyhawk” неоднократно переиздавался не только собственным производителем, но и фирмами-партнерами в других странах. В частности, отливки упаковывались в коробки фирм “Airfix Corporation of America”, “Airfix by Craft Master”, “MPC”, “USAirfix” и даже “Heller”. Последнее издание вышло в 2008 году, после чего “Airfix” переключилась на более раннюю модификацию Hawk 81A, для которой была изготовлена новая производственная оснастка.
Фирма “Lesney Products”, больше известная под торговой маркой “Matchbox”, хоть и не оказалась в числе первых, но всё же не отступила от планов выпустить свою конкурирующую модель. Релиз состоялся в 1976 году под коробочным названием “P-40N Warhawk/Kittyhawk” (PK-31), что позволяло моделисту пополнить свою коллекцию альтернативной модификацией “Хока”. Модель переиздавалась в разных коробках ещё дважды, а последнее издание вышло в 1995 году, когда пресс-формой владела фирма “Revell”. Также партия моделей “Curtiss P-40N Warhawk” (7105) продавалась в конце 1970-х гг. под торговой маркой “AMT/Matchbox”.
Не сильно отстала и японская фирма “Hasegawa” – в 1977 году, когда FROG безвозвратно стала частью истории, этот производитель выпустил модель “Curtiss Mk.1A Kitty Hawk” (А27), которая очень даже неплохо смотрелась на общем фоне. Эта разработка имела очень долгую жизнь, окончательно сойдя со сцены лишь в 2014 году в специальном двойном издании, выпущенном ограниченным тиражом. Достаточно большое количество отливок было продано в начале 1980-х гг. фирмами-партнерами “Minicraft Hasegawa” (США) и “Hasegawa/Hales” (Великобритания).
Кроме того, модель истребителя P-40E производилась фирмами “Cruver”, “Danberry Mint” и “Polistil”, но в виду абсолютной редкости что-либо сказать о содержимом этих комплектов затруднительно. В настоящее время модели P-40E также выпускаются фирмами “Legato”, “Special Hobby”, “Hobby Boss” и “Academy” (на российском рынке эта модель представлена под торговой маркой “Моделист”).
«Curtiss P-40E Warhawk» (H-623) — коробка модели фирмы «Revell», 1963 г.
Модель “Kittyhawk P-40E Fighter Bomber” в исполнении Novo\ДЗИ состоит из 33 деталей, размещенных на трех литниках (половинки фюзеляжа и консолей крыла были отдельно), включая прозрачный пластик. Что можно сказать о ней самой по существу? Как и все другие «ранние пташки» модель 391P\F391\F218F отличался невысокой стоимостью и простотой сборки, однако про такую вещь, как детализация, можно было смело забыть. По уровню копийности “фроговский” Р-40Е тоже не блещет, хотя общие геометрические размеры выдержаны для своего времени весьма точно. Доработки или полной замены требуют:
— капот двигателя (слишком “бородатый”, больше похож на капот P-40F)
— вырезы под остекление в гарготе имеют неправильную форму
— кок и лопасти винта выполнены неверно
— крыло, сдвинуто вперёд и имеет слишком большую хорду у центроплана
— элероны выполнены неверно
— выхлопные патрубки не на своём месте
— стойки основного шасси слишком утрированы
— колеса тоньше, чем необходимо в 72-м масштабе
— подвесной топливный бак тоже лучше заменить
— раскрой модели не соответствует чертежам
Другими словами, Р-40Е “Kittyhawk” от FROG\Novo можно порекомендовать только коллекционерам, которые не “гоняться за миллиметрами”, а оставляют первоначальный вид модели. Впрочем, если у вас есть старые запасы донецких отливок, можно не ограничиваться одним Р-40Е.
Как уже было сказано ранее, Р-40Е представлял собой более ранний P-40D, но с шестью пулеметами и бомбодержателями. Поскольку на исходной модели имитация пулеметов слишком условна, и бомбодержатели отсутствуют вовсе, то вам не составит никакой сложности сделать обзавестись сразу двумя вариантами истребителя “Kittyhawk”.
Ещё одной интересной модификацией может стать Р-40Е в варианте истребителя-бомбардировщика, который использовался в составе ВВС РККА. В перегрузку они могли нести одну бомбу ФАБ-250 под фюзеляжем и по одной ФАБ-100 под каждой консолей крыла. Не менее оригинальным был вариант самолёта-осветителя, несший шесть осветительных бомб САБ-100. Все эти детали можно позаимствовать от других моделей, разметив место их посадки согласно чертежам.
«Kittyhawk P-40E Fighter Bomber» (76010) — отливки из экспортного комплекта фирмы Novo toys Limited, серый пластик, 1977-1980 гг.
Наверх Curtiss P-40E, USAAF
Галерея модели от пользователей karopka.ruCurtiss P-40E “Kittyhawk”
Оригинальные чертежи модели FROG (F218)Ссылки (модель):
Каропка.ру — Curtiss P-40E
Каропка.ру — Curtiss P-40E Kittyhawk
Airfix Tribute Forum — Frog 1/72 Curtiss P-40E Kittyhawk (391P)
Родословная модели Curtiss Kittyhawk на Scalemates
Ссылки (инфо):
Литература:
С.В.Иванов “Curtiss P-40 Часть 1” (“Война в воздухе” 52-55)
В.Котельников, О.Лейко “Истребитель Р-40” (Дайджест “Крылья”)
А.Котлобовский “Ястребы» Донована Берлина” (“Авиация и Время” 2000-04)
Дэвид Дональд “Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.)” АСТ. 2002
Richard Lines, Lief Hellstrom “Frog Model Aircraft 1932-1976”. New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639
Curtiss P-40B Tomahawk — Музей американского наследия
P-40 был третьим по численности истребителем США времен Второй мировой войны. Ранний прототип P-40 был первым американским истребителем, способным развивать скорость более 300 миль в час.
Благодаря очень щедрому спонсору в коллекцию пополнился единственный в мире P-40B и единственный уцелевший годный к полетам американский истребитель после нападения японцев на Перл-Харбор.
Один из 131 P-40B, построенных на заводе Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк, в течение 1940-1941 и выделенный ему Бу № 41-13297, этот истребитель был доставлен в авиационный корпус армии США в марте 1941 года. 18-я группа преследования. В октябре 1941 года, через семь месяцев после доставки, этот P-40 совершил посадку с поднятыми колесами, что потребовало его помещения в ангар для технического обслуживания для ремонта.
Этот самолет все еще находился в ангаре на ремонте, когда 7 декабря 19 года японцы атаковали Перл-Харбор. 41. Этот, казалось бы, незначительный поворот судьбы, скорее всего, спас P-40B 41-13297 от уничтожения. После ремонта ему вернули летный статус. Затем, 24 января 1942 года, по иронии судьбы, всего за девять месяцев службы и 56 часов налета во время обычного тренировочного полета самолет вышел из-под контроля. Пилот, лейтенант Кеннет Уэйн Спранкл, не смог оправиться от штопора, врезался в склон горы и погиб. Крушение произошло в довольно труднодоступном районе острова. Итак, после извлечения корпуса самолет остался на месте.
В 1985 году останки «Томагавка» были «открыты заново». После некоторого предварительного расследования было установлено, что планер не был серьезно поврежден и, если его можно было снять, можно было восстановить. Некоторые детали были восстановлены в 1985 году. Вторая миссия по восстановлению в 1989 году спасла остальную часть планера.
В 1989 году в Торрансе, штат Калифорния, была создана Историческая ассоциация Кертисс Райт, и началась серьезная реставрация восстановленного P-40. Реставрация получила название «Проект Томагавк». По возможности использовались родные детали самолета. Два других P-40B, 39-285, который также разбился на Гавайях в 1941 году, и 39-287, потерпевший крушение во время сильного шторма над Сьерра-Невадой 24 октября 1941 года, были утилизированы на запчасти. Когда Tomahawk был завершен, он в конечном итоге присоединился к «Коллекции истребителей» в Даксфорде (Великобритания) в 2003 году. P-40B Tomahawk 41-13297 летает в схеме, которую она носила во время своего пребывания на Гавайях в составе 18-й группы преследования.
ИСТОРИЯ P-40 TOMAHAWK
Построенный корпорацией Curtiss-Wright, Curtiss P-40 Tomahawk был одноместным цельнометаллическим истребителем и штурмовиком, который впервые поднялся в воздух в 1938. С 1939 по 1944 год было построено 13 738 самолетов. Это третий по массовости американский истребитель после P-51 и P-47.
Конструкция P-40 была модификацией предыдущего Curtiss P-36 Hawk. Продолжение проектирования помогло сократить время разработки и позволило быстро запустить производство и эксплуатацию. Tomahawk использовался большинством союзных войск во время Второй мировой войны. Р-40 оставался на передовой до конца войны. ВВС США назвали P-40 Warhawk. Британские и советские военно-воздушные силы использовали название Tomahawk для моделей «B» и «C» и Kittyhawk для моделей «D».
P-40B был оснащен двигателем Allison V-1710 и вооружен носовыми и крыльевыми пулеметами Browning. На Р-40 удалось избежать высотного боя из-за отсутствия двухступенчатого нагнетателя. Из-за недостатка мощности на больших высотах было очень трудно выжить против таких самолетов, как Focke-Wulf Fw 190 и Messerschmitt Bf 109. На средних и малых высотах P-40 обладал хорошей маневренностью, особенно на высокой скорости. Это был один из самых маневренных истребителей-монопланов войны, хотя на более низких скоростях он не мог превзойти чрезвычайно маневренные японские истребители, такие как A6M «Зеро» и Ki-43 «Оскар». P-40 был очень прочным самолетом и мог выдерживать суровые условия в самых разных климатических условиях. Его прочная конструкция позволила P-40 выдержать столкновения в воздухе и огонь из оружия, который сбил бы большинство других истребителей союзников и стран Оси того времени.
*P-40B только что прибыл в Музей американского наследия и выставлен на Тихоокеанской военной выставке!
P-40 Warhawk Истребитель Второй мировой войны, история, характеристики и фотографии
Истребитель Curtiss P-40 Warhawk |
P-40 был лучшим истребителем США, имевшимся в большом количестве, когда началась Вторая мировая война. P-40 атаковали японские самолеты в Перл-Харборе и на Филиппинах 19 декабря.41. Они также служили в составе знаменитых «Летающих тигров» в Китае в 1942 году.
Самолет был потомком линейки «Ястребов», выпускавшихся корпорацией Curtiss-Wright Aircraft Corporation в 1930-х и 1940-х годах. Он разделял некоторые элементы дизайна со своими предшественниками, Hawk и Sparrowhawk.
Хотя P-40 часто медленнее и менее маневренны, чем его противники, в бою P-40 заслужил репутацию чрезвычайной прочности. Самолет прослужил всю войну, но его затмили более совершенные самолеты.
Warhawk — это название, которое армейский авиационный корпус США принял для всех моделей, что сделало его официальным названием в Соединенных Штатах для всех P-40.
Истребитель Curtiss P-40N Warhawk «Дочь О’Райли» в Музее авиации в Сиэтле |
ВВС Британского Содружества и СССР использовали название Tomahawk для моделей, эквивалентных P-40B и P-40C, и название Kittyhawk 9.0006 для моделей, эквивалентных P-40D и всем более поздним вариантам.
1-я группа американских добровольцев ВВС Китая в 1941–1942 годах, получившая известное прозвище «Летающие тигры» , состояла из пилотов армии, флота и корпуса морской пехоты США, набранных по распоряжению президента под командованием Клэр Ли. Шенно. P-40 с акульим лицом был хорошо известен своей службой «Летучим тиграм».
Более 13 738 самолетов P-40 было построено в 1939-1944 годах на заводе Curtiss в Буффало, штат Нью-Йорк. P-40 служил в военно-воздушных силах 28 стран и был третьим по численности истребителем США, произведенным во время Второй мировой войны.
Curtiss P-40 29629 CAF в региональном аэропорту Паундс в Тайлере, штат Техас Вооружение: Шесть калибров .50 кал. пулеметы, 700 фунтов. бомб снаружи
Двигатель: Allison V-1710 мощностью 1150 л.с.
Максимальная скорость: 362 миль/ч
Крейсерская скорость: 235 миль/ч
Дальность полета: 850 миль
Потолок: 9
Длина: 31 фут 9 дюймов
Высота: 12 футов 4 дюйма
Вес: 9 0006 9 100 фунтов. загружен
Истребитель P-40N Warhawk, серийный номер 42-105927, база ВВС Робинс, Джорджия |
Curtiss P-40 Warhawk 29629 Памятных ВВС в региональном аэропорту Паундс в Тайлере, штат Техас |
Curtiss P-40 29629 Памятных ВВС |
Curtiss P-40N Warhawk «Маленькая Жанна» F-AZKU, Компьень, Франция, 2015 г. (Фото DELEHELLE Eric) |
Curtiss P-40F Warhawk «Lee’s Hope» G-CGZP в полете в Мелун-Вильярош, Франция, 2019 г. |