Авиатор из гардемаринов – Наука – Коммерсантъ

83 2 мин. …


Контр-адмирал Александр Федорович Можайский был незаурядный изобретатель. Он родился в семье потомственных моряков, получил военно-морское образование (в младших классах все назывались кадетами, а в старших — гардемаринами) и всю жизнь служил в разных должностях на Балтийском флоте. Идея постройки такого аппарата появилась у Можайского еще в 1850-х годах, когда он наблюдал за свободным полетом морских птиц.

Он длительное время изучал принципы работы воздушных устройств и даже дважды поднимался в небо при помощи воздушных змеев различной конструкции (их буксировала тройка лошадей).

Фото: Wikipedia

Первая модель самолета Можайского имела фюзеляж в форме лодки, крылья и три винта. Одна из небольших моделей демонстрировала способность взлетать после разбега на собственном шасси, совершать довольно устойчивый полет со скоростью до 5,2 м/с, а также летать с полезной нагрузкой (кортик морского офицера).

В январе 1877 года Особая комиссия Главного инженерного управления Военного министерства одобрила проект А. Ф. Можайского и выделила ему денежных средств на проведение научных исследований с целью получения данных, необходимых для постройки летательного аппарата тяжелее воздуха.

Можайский первоначально обратился к начавшим тогда появляться двигателям внутреннего сгорания. Он планировал использовать двигатель Дж.

 Брайтона, работающий на жидкой нефти. Однако такие двигатели имели больший, по сравнению с паровыми машинами, удельный вес. Убедившись в непригодности их для использования на летательном аппарате, Можайский принял решение поставить на свой самолет максимально облегченную паровую машину. Средства были выделены по указанию императора Александра II.

Два паровых двигателя с котлом изготовила фирма Ahrbecker Son and Hamkens (Великобритания) на основании проекта Можайского с использованием ряда технических решений, примененных в орнитоптере Фроста (птицеподобный махолёт).

4 июня 1880 года А. Ф. Можайский подал заявку на патент («привилегию») на свой «воздухолетательный снаряд». 3 ноября (по старому стилю) 1881 года Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов удовлетворил заявку Можайского и выдал ему первый в России патент на самолет.

Летные испытания в 1883 году закончились частичным успехом: машина на некоторое время оторвалась от земли. В Военной энциклопедии Сытина (изд. 1914 года) сказано: «Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан».

Историки науки полагают, что значительное влияние на конструкторский замысел Можайского мог оказать его профессиональный опыт морского офицера, позволивший изобретателю познакомиться с воздействием воздушного потока (ветра) на неподвижную аэродинамическую поверхность (парус), а также с работой гребного винта. Миллионы людей любовались морем, парусом и чайками. Но только одному, Можайскому, пришла в голову идея самолета. У него хватило научной дерзости сконструировать аппарат и довести дело до опытного образца. Кроме того, на этапе НИОКР он лично рисковал жизнью на конном змеелете.

Владимир Тесленко

Картина дня

Вся лента

Самолет А.

Ф. Можайского | Aviakassa.net

Самолёт Можайского — летательный аппарат тяжелее воздуха с паровым двигателем, воздухоплавательный снаряд (самолёт), спроектированный и построенный русским офицером А. Ф. Можайским в последней четверти XIX века.

Самолёт был задуман ещё в 1876 году. Можайский А. Ф. демонстрировал слушателям Морской академии свою летающую модель самолёта с пружинным двигателем. Модель могла пролететь через весь лекционный зал, даже неся полезную нагрузку — морской офицерский кортик. Затем последовали полёты на воздушном змее, который тащила тройка лошадей. Видимо, тогда Александр Федорович установил пропорциональность подъёмной силы площади крыла и углу атаки. Позднее он воспользовался этой зависимостью для расчёта своего «прибора». 20 января 1877 года он ходатайствовал о финансировании своего проекта, однако ему ответили отказом

Александр Федорович, будучи морским офицером, прекрасно знал устройство паровых машин. Он понимал, что паровая машина слишком тяжела для применения в качестве двигателя самолёта. Сохранились свидетельства (например, рапорт главного инженер-механика флота Морскому министру) со словесным описанием первоначальной конструкции двигателя для самолёта Можайского. Судя по описанию, это был двигатель внутреннего сгорания конструкции Джорджа Брайтона, работающий на жидкой нефти, с электрическим зажиганием от катушки Румкорфа. Впрыск топлива осуществлялся плунжером, приводимым от кулачка, установленного на коленчатом валу.

Однако все попытки заказать в Америке такой двигатель потерпели провал. Ответ Морского министерства гласил, что средства на заграничные командировки у этого ведомства истощились.

Можайский принял решение поставить на свой прибор максимально облегченную паровую машину. Двигатели был заказаны в Лондоне, у фирмы «Арбеккер». Оба мотора строились по чертежам самого А. Ф. Можайского. Каждый двигатель представлял собой двухцилиндровую паровую машину, с вертикальным расположением цилиндров. Машина имела двойное расширение, то есть в цилиндр малого диаметра подавался пар высокого давления, откуда попадал во второй цилиндр (большого диаметра), где расширялся ещё раз.