Метеорология и полёты / Хабр
Ниже — небольшой FAQ про то, что опасно и что нет для самолёта, и что нужно знать про погоду.Как правило, пассажиры очень переоценивают опасность разных явлений вроде турбулентности или молнии, ударившей в крыло самолёта. Но ничего не знают про опасность разряда (вроде статического), который возникает за счёт трения частиц воздуха о поверхность воздушного судна. Или про опасность набрать пару тонн льда на корпус при посадке и сесть чуть быстрее, чем планировалось.
Противообледенительная обработка воздушного судна до вылета.
Поэтому давайте поговорим про погоду, уважаемые параноики.
Почему самолёты летают на высоких эшелонах, а не, скажем, в 800 метрах от земли
Потому что, чем выше вы забираетесь, тем меньше там плотность воздуха. А чем меньше плотность воздуха, тем меньше его сопротивление, а следовательно, тяга двигателя требуется меньшая, что обеспечивает значительную экономию. То есть задача — рассчитать оптимум, который позволит тратить меньше всего топлива с учётом трёх факторов:- Что для полёта планера всё же нужна среда, чтобы на неё опираться.
- Нужен кислород для двигателей.
- При этом спуск и подъём до нужной высоты не должны быть более затратными, чем возможная экономия топлива.
Что такое «кинетическая температура»
Атмосфера неравномерна, и условия в точке, где находится воздушное судно, прямо влияют на его полёт. Например, кинетическая температура — это характеристика, определяющая воздействие частиц газов воздуха на судно вследствие возникновения силы трения. От текущей кинетической температуры очень зависят длина разбега, допустимая высота полёта, расход топлива.В основном для измерения температуры у земли сейчас используют биметаллические пластинки (металлические термометры сопротивления). Для радиозондирования используются полупроводниковые термометры.
На аэродроме бывают периодические изменения температуры (ночью холоднее, чем днём) — это определяется теплообменом по вертикали атмосферы. Непериодические связаны с адвекцией (горизонтальным движением воздушных масс). Обычно холоднее всего в суточном ритме бывает перед рассветом, а теплее всего — около 15 часов дня. В зависимости от типа поверхности меняется амплитуда суточного хода температуры: например, в ложбинах как в естественных термоаккумуляторах он выше, а в горах меньше. Суша охлаждается и нагревается быстрее воды. На севере важны ещё отражающие свойства поверхностей (льда, например).
В общем, чем выше, тем холоднее. Но бывают слои (до 2–3 километров), где из-за атмосферных процессов температура растёт по мере набора высоты: это так называемые зоны инверсии. На границе зоны инверсии разница температур может доходить до 10 градусов. Соответственно резко меняется плотность воздуха. Эти слои задерживают движение воздуха, под ними происходит концентрация водяного пара и разных частиц.
Что ещё надо знать для ликбеза?
Влажность воздуха определяется гигрометром. Это старый добрый биотех: чем больше влажность воздуха, тем длиннее человеческий волос. Альтернатива — психрометр: измерение температуры сухим и влажным термометром с учётом разницы. Плотность влажного воздуха меньше плотности сухого.Ветер может быть вызван силой Кориолиса, термическими эффектами. Ветер в авиации имеет срок годности: вопрос в том, где было проведено измерение и как долго можно рассчитывать на то, что оно будет актуальным. Чем сильнее ветер, тем выше шанс изменения его скорости и ниже шанс изменения направления. Можно прилететь в указанное место через 5–6 часов, и там всё ещё будет хороший годный ветер.
Облако — скопление частиц пара и кристаллов льда (снежинка — это большой кристалл льда). Из облаков от -10 до -40 градусов начинают сыпаться самые частые осадки. При температурах выше получается морось, ниже — ничего не выпадает.
Облака опасны ухудшением видимости (особенно диагональной), грозами, угрозой обледенения, градом, сдвигами ветра. Снизу облака находится переходный слой: он начинается там, где пилот теряет видимость горизонта, и заканчивается там, где уже не видно землю под самолётом. Обычно это от 50 до 200 метров. Высота нижней границы облаков над аэродромом может поменяться в два раза за 10 минут. Измеряют её обычно светолокатором.
Видимость
Разрешающая способность глаза — 1 угловая минута. То есть две точки могут быть отделены друг от друга именно при таком условии. Для объектов с угловыми размерами меньше 15 минут очень важны контрастность и яркость. Атмосфера уменьшает яркость и контраст с расстоянием, поэтому важна прозрачность воздуха. Разрешающая способность глаза считается постоянной, а прозрачность атмосферы меняется, плюс могут добавиться различные атмосферные явления (туман или дождь). Из этого складывается метеорологическая видимость. Ещё есть показатель RVR, или видимость на взлётно-посадочной полосе: это видимость маркировки полосы или её огней. Как и в случае метеорологической видимости, в неё не входят вещи вроде материала стекла кабины пилота, усталость, направление света, капли дождя на лобовом стекле и так далее.Видимость могут сильно уменьшать такие явления, как мгла (частицы пыли, песка и дыма), песчаные бури (песок поднимается примерно до 15 метров), пылевые бури (тут пыль поднимается до 3 километров), песчаные и пыльные вихри (редко выше 90 метров), метель, туман, дымка и так далее. Туман, кстати, может быть антропогенным, например, в результате работы ТЭЦ при морозе -20 градусов. Пилот должен понимать свойства каждого из этих явлений и механизмы их образования и развития.
Также пилот должен понимать, как устроены потоки в атмосфере: принципы образования и движения циклонов и антициклонов, что происходит на их границах и так далее. Всё это влияет на воздушные течения в различных масштабах.
Взлёт и посадка при осадках (условиях турбулентности, при ветре более 5 м/с) делаются с запасом на то, что лётные характеристики судна могут ухудшиться.
Обледенение
Это отложение льда на двигателях и обтекаемых частях самолёта. Обледенение ухудшает аэродинамику, подъемную силу, скорость, манёвренность, мощность двигателей, создаёт помехи для радиосвязи. Самое главное — это дополнительная масса, которая растёт по мере увеличения ледяного слоя. При отрыве льда с поверхности фюзеляжа или крыла в полете, его куски могут попасть на вращающиеся лопатки и серьезно повредить двигатель. Особенно, если двигатель сзади.Обледенение может возникать в результате замерзания воды на поверхности самолёта либо же в результате сублимации водяного пара из воздуха на поверхности. Второй процесс больше характерен для резких смен температур, например, при пересечении инверсий.
Кинетический нагрев самолёта от трения о воздух мешает возникновению обледенения. Как правило, большинство случаев (90 %) наблюдается на скорости до 600 километров в час. То есть опасны взлёт и посадка. Поэтому перед взлётом во время дождя важно обработать самолёт противообледенительной жидкостью, а на посадке — не проходить через опасные области.
Зоны турбулентности
Это места, где возможна болтанка самолёта. Как правило, там меняются сила ветра и температура. Упрощая, механическая или орографическая турбулентность — это когда воздушная масса с разгона ударяется в неровный ландшафт либо деформируется о горы. Бывает ещё термическая турбулентность из-за неравномерного прогревания поверхности — помните, мы раньше говорили про отражающие свойства разных вещей типа льда на поверхности?Ещё турбулентность может происходить в ясном небе «просто так» — при струйных течениях или из-за конвекции.
Зоны турбулентности обычно меньше 100 километров по горизонтали и 1 километра по вертикали. Сильная турбулентность в зоне такого размера наблюдается в «ядре» размером 40 километров и 30 метров соответственно. Существует такая зона чаще всего до пяти часов.
Ищут зоны турбулентности радарами и геостационарной спутниковой съёмкой, плюс их появление можно спрогнозировать. При попадании в зону сильной турбулентности экипаж должен выйти из неё, причём можно самостоятельно изменить эшелон и доложить об этом диспетчеру.
Гроза и электрические явления
Если в самолёт ударит молния, то, как правило, ничего страшного не случится: заземления у него нет. Ещё редко бывают дырки в конструкции в месте разряда. Но всё же самое опасное в грозе — это именно электрические явления, в том числе нарушающие связь.Молнии бьют по разнице потенциалов, поэтому вы видите не все с земли: они бывают между облаками, внутри облаков или от облаков к земле. Иногда даже вверх. Высота молнии может быть до 95 километров, в случае «обычной» линейной молнии — до 20 километров при диаметре в несколько десятков сантиметров. Сила тока такой молнии будет около 200 тысяч Ампер, температура — около 20 тысяч градусов Цельсия. Причём слабый разряд (лидер) расчищает путь для сильного. Обычно лидер бьёт в землю от облака, а главный разряд распространяется в обратную сторону.
Около зон гроз бывают сильные потоки, молнии, град, шквалы, смерчи и микровзрывы. Плюс там благоприятные обстоятельства для обледенения, поэтому пилоты должны облетать грозовые зоны, благо их довольно легко обнаружить.
Самолёт даже при обычном полёте (вне зоны грозы) набирает электрический заряд. В кристаллических облаках, например, можно очень быстро зарядить борт, потому что самолёт имеет некоторые свойства большого конденсатора, а облако — «шершавое». При смене высоты меняется напряжённость электрического поля, и можно получить разряды между самолётом и окружающим воздухом. Со всех выступающих частей самолёта (например, с концов крыльев) могут бить разряды, поэтому там стоят специальные устройства, которые уменьшают этот эффект.
Сам разряд напоминает вспышку при электросварке. Он может повредить устройства связи, радиолокатор, может прожечь отверстие от 1 до 20 сантиметров в корпусе. От таких сильных разрядов выступающие части самолёта обычно начинают заметно светиться.
Электризацию борта можно заметить по поведению ряда приборов заранее. Обычно удаётся избежать накопления сильного заряда, но если вдруг он всё же начал образовываться, то пилоты отключают одну радиостанцию (чтобы она была резервной на случай разряда), включают освещение кабины (чтобы вспышка не ослепила ночью) и выходят из опасной зоны.
Желаем вам приятного полёта!
Большинство погодных явлений либо предсказывается, либо обнаруживается с борта, датчиков аэродрома или спутников. Считается, что технический фактор опасности сведён к минимуму, то есть техника позволяет либо предсказать любую опасную ситуацию, либо выйти из неё, если её предсказание невозможно. Последний известный крупный инцидент с погодой произошёл при спекании вулканического пепла внутри двигателей, когда у борта отказали все четыре силовые установки. Экипаж справился с этими небольшими неудобствами и успешно посадил борт. Вышел апдейт локаторов, появились новые правила полёта около активных вулканов. При последнем крупном извержении в Европе всё прошло относительно гладко. Также стоит отметить недавнюю катастрофу RRJ-95B RA-89098, по ней есть предварительный отчёт.В России пилоты и диспетчеры проходят обязательный курс метеорологии и глубоко профессионально понимают, что происходит в полёте вокруг самолёта.
Поэтому, уважаемые параноики, вы можете в десятки раз повысить безопасность своего путешествия, если поедете в аэропорт на электричке. Или пересядете с переднего сиденья такси около водителя на заднее и там тоже пристегнётесь. Простая оценка вероятности подсказывает, что основные угрозы — примерно на этом участке, а не в воздухе.
Первая фотография поста предоставлена Ю.В. Филатовым (FBO «А-Групп»)
Другие наши посты про авиацию: Зачем конкретно обливают самолёт перед вылетом, и что будет, если этого не делать, Как работает бизнес-авиация в России (центры FBO), Инфраструктура FBO Шереметьево: как готовят к полёту лёгкие самолёты, Грузовой рейс, Подготовка к полёту для пилотов, История бортового питания и наш рейтинг «самых вкусных» авиакомпаний, По каким правилам летит самолёт в России, Безопасность авиаперелётов, FAQ про пересадки и стыкование рейсов.
Авиационная метеорология и климатология
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Транспорт
- Авиационная техника
- формат pdf
- размер 9. 56 МБ
- добавлен 14 марта 2016 г.
Ленинград: Гидрометеоиздат, 1980. — 276 с. Книга содержит сведения об атмосфере Земли и влиянии погоды на полеты современных воздушных судов. В частности, рассматривается состав и строение атмосферы, основные метеорологические элементы, их пространственная и временная изменчивость. Описываются атмосферные процессы и условия погоды, имеющие важное значение для полетов в различных районах земного шара. В связи с вопросами атмосферной циркуляции кра…
- формат pdf
- размер 4.98 МБ
- добавлен 27 декабря 2010 г.
М.: Изд-во ДОСАРМ, Москва, 1951. — 208 с. Данная книга предназначена для курсантов аэроклубов, т.е. для молодежи, впервые пришедшей в авиацию, так же будет интересна простому читателю. Учитывая это, автор элементарно изложил только самые основные положения, имеющие практическое значение при оценке метеорологической обстановки для авиации, некоторые сведения о метеорологических величинах и атмосферных явлениях.
Практикум- формат pdf
- размер 8,42 МБ
- добавлен 28 августа 2016 г.
Ленинград : Гидрометеоиздат, 1970. — 24 с. В настоящем методическом письме даны рекомендации по построению и уточнению некоторых зависимостей и графиков на материале наблюдений того района, по которому дается прогноз погоды, а именно: построение графиков суточного хода температуры воздуха у поверхности Земли, уточнение толщины слоя (начиная от поверхности Земли) в ко тором устанавливается сухо- или влажноадиабатическая стратификация воздуха, уточ…
- формат djvu
- размер 8,83 МБ
- добавлен 04 июля 2013 г.
Учебник для летных школ ВВС РККА, Военное издательство, Москва, 1933. – 192 с. Предназначен для использования при обучении метеорологии в школах ВВС всех категорий летного состава, т. е. пилотов, летчиков, летчиков-наблюдателей и штурманов, а также при проведении занятий по метеорология с летным составом и стажерами в строевых частях ВВС. Мелким шрифтом выделен текст, необходимый для более углубленной проработки вопросов, в частности при подготов…
- формат pdf
- размер 1.01 МБ
- добавлен 10 апреля 2010 г.
Блохина В. И. Авиационные прогнозы погоды. Учебное пособие по дисциплине «Авиационные прогнозы» СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Прогноз ветра 1.1 Влияние ветра на полет по маршруту. 1.2 Прогноз ветра на высоте круга 1.3 Физические основы прогнозирования ветра в свободной атмосфере 1. 4 Прогноз максимального ветра и струйных течений 2. Прогноз интенсивной атмосферной турбулентности, вызывающей болтанку воздушных судов 2.1. Синоптические методы прогноза…
- формат image
- размер 16,28 МБ
- добавлен 17 марта 2013 г.
Учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2005. — 328 с. Учебник предназначен для студентов гидрометеорологических институтов, географических факультетов университетов, а также для лётного и диспетчерского состава гражданской авиации и ВВС. Основы авиации. Влияние параметров атмосферы на параметры полета воздушных судов. Метеорологическое обеспечение полетов.
- формат djvu
- размер 4,94 МБ
- добавлен 26 марта 2016 г.
Учебное пособие. СПб.: РГГМУ, 2005. — 307/328 с. Учебник предназначен для студентов гидрометеорологических институтов, географических факультетов университетов, а также для летного и диспетчерского состава гражданской авиации и ВВС. Основы авиации. Влияние параметров атмосферы на параметры полета воздушных судов. Метеорологическое обеспечение полетов.
- формат pdf
- размер 33.44 МБ
- добавлен 11 августа 2009 г.
Учебное пособие. СПб.: Изд. РГГМУ,2005г. -3 28 стр. Учебни предназначен для студентов гидрометеорологических институтов, географических факультетов университетов, а также для летного и диспетчерского состава гражданской авиации и ВВС. Основы авиации. Влияние параметров атмосферы на параметры полета воздушных судов. Метеорологическое обеспечение полетов.
- формат pdf
- размер 5,41 МБ
- добавлен 17 апреля 2016 г.
СПб, 2010, 219 с В соответствии с требованиями подготовки авиационных метеорологов в России и за рубежом, изложены вопросы, связанные с анализом документов, регламентирующих работу авиационных метеорологических органов, по обеспечению безопасности, регулярности и экономичности воздушных перевозок. Кроме того, рассмотрены вопросы, содержащие общие сведения об атмосфере, методы прогноза опасных для авиации явлений погоды, основы аэродинамики и…
- формат pdf
- размер 5,04 МБ
- добавлен 08 апреля 2016 г.
СПб, 2010, 220 с. В соответствии с требованиями подготовки авиационных метеорологов в России и за рубежом, изложены вопросы, связанные с анализом документов, регламентирующих работу авиационных метеорологических органов, по обеспечению безопасности, регулярности и экономичности воздушных перевозок. Кроме того, рассмотрены вопросы, содержащие общие сведения об атмосфере, методы прогноза опасных для авиации явлений погоды, основы аэродинамики и…
- формат pdf
- размер 10,20 МБ
- добавлен 15 апреля 2016 г.
СПб, РГГМУ. 2009. 339 с. В учебнике в соответствии с программой курса «Авиационная метеорология» для вузов рассмотрены основы авиации, организация полетов в гражданской авиации, а также структура Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Изложены вопросы влияния параметров атмосферы на полет воздушных судов и методы прогноза опасных для авиации явлений погоды. Материалы учебника, связанные с организацией метеорологического обеспеч…
- формат pdf
- размер 84,30 МБ
- добавлен 20 сентября 2016 г.
Л. : Гидрометеоиздат, 1989. — 159 с. Излагаются результаты анализа аэросиноптических условий, при которых отмечались поражения самолетов атмосферно-электрическим разрядом, а также результаты комплексных исследований электрических параметров облаков слоистообразных форм с помощью самолета-лаборатории и наземного метеорологического локатора. Рассмотрены процессы электризации самолета в облаках и осадках, а также излагаются диагностические аспекты вы…
Практикум- формат pdf
- размер 5.83 МБ
- добавлен 08 сентября 2016 г.
М: Московское отделение Гидрометиздата, 1984 — 16 с. Данное информационно-методическое письмо предназначено для его использования в оперативной работе АМСГ. Оно является переработанным и дополненным изданием информационно-методического письма тех же авторов «Условия полетов вблизи кучево-дождевых облаков» выпущенного Гидрометиздатом в 1982 г. Исходя из пожеланий работников АМСГ, в новое издание включен раздел, касающийся атмосферно-электрических…
- формат doc
- размер 718.89 КБ
- добавлен 11 сентября 2016 г.
Петропавловск-Камчатский, Камчатский филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», 2015. — 22 с. В данном Атласе облаков зафиксирована наиболее характерная облачность, наблюдаемая над аэродромом Петропавловск-Камчатский (Елизово). Фотографии выполнены техниками-метеорологами АМЦ Елизово.
Практикум- формат doc
- размер 61.95 КБ
- добавлен 01 января 2017 г.
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / Университет ГА. — С.-Петербург, 2012. — 38 с. Содержание. Общие методические указания. Лабораторный практикум. Методические указания по изучению дисциплины. Контрольная работа. Методические указания по выполнению контрольной работы. Литература.
- формат pdf
- размер 24.95 МБ
- добавлен 24 марта 2016 г.
Учебное пособие для летного состава ГА. — М.: Зенит, 1993. — 224 с. (Качество не очень, но всё читается). В учебном пособии рассматриваются основные международные метеорологические коды ВМО/ИКАО: METAR — фактическая погода на аэродроме, TAF — прогноз погоды по аэродрому, SPECI — специальные сводки об особых изменениях погоды на аэродроме, SIGMET — штормовое оповещение и предупреждение об опасных для авиация явлениях погоды, AIREP — донесения с бо…
- формат pdf
- размер 216,17 КБ
- добавлен 17 декабря 2014 г.
СПб.: РГГУ, 2006. — 33 с. В настоящем учебном пособии подробно рассмотрены структура, содержание и назначение отдельных групп авиационных метеорологических кодов METAR, SPECI и TAF (FM-15, FM-16 и FM- 51), используемыми для обмена метеорологической информацией между метеорологическими подразделениями гражданской авиации. Пособие разработано в соответствии с программой изучения дисциплины «Авиационная метеорология» и предназначено для студентов ву…
- формат pdf
- размер 2,42 МБ
- добавлен 13 марта 2016 г.
АК Волга-Днепр AirLines, 2011(?), 44 стр. Сборник представляет собой систематизированный справочный материал для летного состава, выполняющего международные полеты, и имеет цель повысить качество анализа метеорологической обстановки при подготовке к полету и в полете. Изучение этого материала необходимо для правильного анализа и оценки метеорологической обстановки при полетах на международных воздушных линиях. Оглавление. Предисловие. Фактическая…
Стандарт- формат pdf
- размер 2,43 МБ
- добавлен 16 сентября 2016 г.
«АК «Волга-Днепр», Ульяновск, 2013. — 44 с. Сборник представляет собой систематизированный справочный материал для летного состава, выполняющего международные полеты, и имеет цель повысить качество анализа метеорологической обстановки при подготовке к полету и в полете. Изучение этого материала необходимо для правильного анализа и оценки метеорологической обстановки при полетах на международных воздушных линиях. Применение данного сборника в каче…
- формат djvu
- размер 3,38 МБ
- добавлен 25 марта 2016 г.
Ленинград, Гидрометиздат, 1947. — 57с. В книге подробно рассматриваются физико-метеорологические и синоптические условия обледенения. Автор поставил перед собой задачу дать синоптику обслуживающему авиацию достаточно ясное представление о физической сущности процесса обледенения и о синоптико-метеорологических условиях обледенения самолетов на Европейской территории Союза.
- формат pdf
- размер 4.66 МБ
- добавлен 18 февраля 2011 г.
Учебноепособие (3-еизд. перераб. и доп. ). Кировоград: ГЛАУ, 2010. — 184 стр. В учебном пособии рассмотрены основные сведения о метеорологических величинах, явлениях, атмосферных образованиях, их влиянии на выполнение полетов и управление воздушным движением. Приведены аэросиноптические материалы и документы Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Всемирной метеорологической организации (WMO), используемые при метеорологическом об. ..
- формат pdf
- размер 14,11 МБ
- добавлен 13 марта 2016 г.
Монография. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. – 251 с. Рассматриваются взаимодействие вертолетов с окружающей средой, влияние метеорологических величин и явлений погоды на безопасность многоцелевого применения вертолетов: физическая сущность влияния метеорологических факторов на полеты и особенности эксплуатации вертолетов в различных физико-географических районах в сложных метеорологических условиях. Исследуются аэродинамические аспекты взаимодей…
- формат pdf
- размер 20,79 МБ
- добавлен 03 августа 2013 г.
Учебник. Брянск, 2006. 217 стр. Учебник ведет к пониманию происходящих в воздухе метеорологических процессов, имеющих непосредственное отношение к пилотам парапланов и дельтапланов. Автор изложил основные положения, имеющие практическое значение: термический ветер, образование потоков, вихревая структура потока, смерчи, турбулентность, волновые потоки, голубые термики, анализ градиента температуры, вид облака и его значение, срез ветра и т.д.
- формат djvu
- размер 5.72 МБ
- добавлен 10 мая 2010 г.
В книге в доступной форме и на высоком научном уровне освещаются основные вопросы авиационной метеорологии, как-то: состав и строение атмосферы, метеорологические элементы, метеорологический код и карты погоды, температурный режим и воздушные течения в атмосфере, образования туманов, облаков, осадков, атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, а также особые явления погоды, оценка метеорологических условий, прогноз погоды и другие вопросы.
- формат pdf
- размер 8,99 МБ
- добавлен 18 марта 2016 г.
Л.: Гидрометеоиздат, 1968 — 268с. В монографии впервые в систематической форме изложено современное состояние отечественных и зарубежных исследований в области авиационной климатологии. В книге излагаются методы расчета авиационно-климатических показателей, характеризующих условия полетов, которые учитываются при проектировании и эксплуатации аэродромов. Приводятся некоторые примеры использования авиационно-климатических показателей для инженерно…
- формат pdf
- размер 1,33 МБ
- добавлен 11 апреля 2016 г.
Росгидромет, Министерство транспорта России, 1995, 92 стр. Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (НМО ГА-95) является основным документом, определяющим организацию метеорологического обеспечения гражданской авиации. Все документы по вопросам метеорологического обеспечения, издаваемые Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Комиссией по регулированию воздушного движе. ..
Практикум- формат pdf
- размер 3.39 МБ
- добавлен 17 сентября 2016 г.
М.: Гидрометеоиздат, 1972. — 13 с. Методическое письмо. Прогнозы ветра над аэродромом даются на высоте так называемого круга. Под кругом подразумевается установленный маршрут полета над аэродромом. Полеты по кругу проводятся на высоте не менее 300 м над уровнем аэродрома. Для некоторых аэродромов устанавливается высота круга 600 м и более. Данное методическое письмо подготовлено с целью оказания помощи инженерам-синоптикам при прогнозировании вет…
- формат pdf
- размер 1,76 МБ
- добавлен 29 декабря 2016 г.
Учебное пособие для летного и диспетчерского состава ГА. — Екатеринбург: Уральский УТЦ ГА, 2010. — 113 с. Метеорология — это наука о физическом состоянии атмосферы о происходящих в ней явлений. Авиационная метеорология изучает метеорологические элементы и атмосферные процессы с точки зрения их влияния на деятельность авиации, а так же разрабатывает методы и формы метеорологического обеспечения полетов. Строение атмосферы. Метеорологические величи…
- формат pdf
- размер 3,93 МБ
- добавлен 28 ноября 2016 г.
Учебное пособие для летного и диспетчерского состава ГА. — Екатеринбург: Уральский УТЦ ГА, 2015. — 128 с. Метеорология — это наука о физическом состоянии атмосферы о происходящих в ней явлений. Авиационная метеорология изучает метеорологические элементы и атмосферные процессы с точки зрения их влияния на деятельность авиации, а так же разрабатывает методы и формы метеорологического обеспечения полетов. Строение атмосферы. Метеорологические величи…
- формат pdf
- размер 13,69 МБ
- добавлен 14 апреля 2016 г.
Л.: Гидрометеоиздат, 1963 — 336с. В книге в сжатой и доступной форме излагаются основные метеорологические элементы и явления в их связи с влиянием на работу авиации. Наиболее подробно рассматриваются облака, особенно низкая облачность, видимость и явления, ее ухудшающие (туманы, метели, пыльные бури), струйные течения, грозы, болтанка и обледенение самолетов. Особое внимание обращается на выяснение условий возникновения опасных для авиации явлен…
- формат pdf
- размер 2,74 МБ
- добавлен 06 мая 2013 г.
М.: Гидрометеоиздат, 1962. — 96с. Исследование, выполненное на основе анализа большого фактического материала, позволило значительно дополнить и уточнить ранее существовавшие представления об аэросиноптических условиях возникновения болтанки самолетов в верхних слоях тропосферы и нижней стратосфере. Показано, что эти условия создаются главным образом в областях значительных изменений горизонтальных градиентов геопотенциала (температуры), т. е. в…
- формат pdf
- размер 1,50 МБ
- добавлен 18 мая 2013 г.
Гидрометеоиздат, Ленинград, 1957, 56 стр. Внедрение реактивной техники в Гражданский воздушный флот потребовало от синоптиков АМСГ составления прогнозов погоды для полетов во всей толще тропосферы и в нижней стратосфере. Оглавление. Введение. Общие принципы метеорологического обеспечения высотно-скоростной авиации. Составление и анализ карт тропопаузы. Температура на уровне тропопаузы. Ветер. Струйные течения. Облачность. Болтанка самолетов. Обле…
- формат pdf
- размер 11,05 МБ
- добавлен 05 апреля 2016 г.
3-е изд. , Методическое пособие, Росгидромет, 2009, 110 стр. Методическое пособие разработано Заслуженным метеорологом Российской Федерации, Почетным работником транспорта России Распутиковым А.С. Третье издание дополнено терминами и определениями, используемыми при расследовании авиационных событий, схемой оповещения Росгидромета авиаметеорологическими подразделениями об авиационных происшествиях и инцидентах, разделами о наземном обледенении, ша…
Практикум- формат pdf
- размер 6,54 МБ
- добавлен 18 августа 2016 г.
Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — 24 с. Методическое пособие для специалистов ГАМЦ, АМЦ и АМСГ. Целью настоящего методического пособия является разъяснение некоторых вопросов, связанных с измерениями и расчетами дальности видимости на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Основное внимание уделяется физической сущности рассматриваемых явлений. Анализируется понятие «видимость на ВПП» и методы оценки, или точнее, расчета этой видимости. Рассматриваются пре…
- формат pdf
- размер 7,38 МБ
- добавлен 13 марта 2016 г.
Госкомгидромет, Москва, 1985, 308 стр. Под редакцией К.Г. Абрамович, А.А. Васильева. Авторы: Абрамович К.Г., Васильев А.А., Булдовский Г.С., Борисова В.В., Глазунов В.Г., Горлах И.А., Лешкевич Т.В., Ляхов А.А., Рацимор М.Я., Решетов Г.Д., Рубинштейн М.В., Шакина Н.П. Руководство содержит сведения об условиях образования и приемах прогнозирования явлений погоды, представляющих преимущественный интерес для авиации. Руководство по прогнозированию ме…
- формат pdf
- размер 3,75 МБ
- добавлен 14 апреля 2016 г.
Учебное пособие. – Ульяновск: УВАУ ГА, 2005. – 215 с. Содержит 9 разделов, в которых даны сведения: об атмосфере Земли, ее составе и строении; о физических характеристиках атмосферы, влияющих на полеты ВС; об анализе полей давления, температуры и влажности; о горизонтальных и вертикальных движениях воздуха; об облачности и атмосферных осадках; о горизонтальной видимости и метеорологических явлениях, ее ухудшающих; о синоптических процессах в атмо…
- формат djvu
- размер 2,52 МБ
- добавлен 09 июля 2013 г.
Учебное пособие. Военно-воздушная академия им.Н.Е. Жуковского, 1964. – 172 с. В настоящем учебном пособии рассматривается широкий круг вопросов, составляющих основы аэрологии, а именно: состав, метеорологические элементы и физические свойства атмосферы; разновидности электрических полей и разрядов; оптические явления в атмосфере; сведения о лучистой энергии, получаемой от солнца, и тепловом балансе в различных слоях атмосферы. На основании сведен…
- формат pdf
- размер 2,46 МБ
- добавлен 21 сентября 2016 г.
Пособие для синоптиков. — Под ред. Киселёва Б. А. — Москва, ФГУП ГАМЦ Росгидромета, 2006. — 19 с. Согласно п. 8.4. Наставления по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (НМО ГА-95), экипажи воздушных судов, выполняющих международные полеты, обеспечиваются метеорологической информацией в соответствии с требованиями НМО и Приложения 3 к Конвенции о международной гражданской авиации. Консультации экипажей иностранных воздушных судов и пр…
- формат pdf
- размер 117,29 МБ
- добавлен 14 сентября 2016 г.
М: Транспорт, 1992. — 272 с. — ISBN: 5-277-00815-2. Рассмотрены особенности динамики самолета, обусловленные возмущенным движением воздуха. Большое внимание уделено влиянию на полет сильной атмосферной турбулентности, сдвига ветра и спутного вихревого следа. Произведен анализ авиационных происшествий , связанных с попаданием в особые условия полета. Обобщены рекомендации по методам парирования воздействия на самолет возмущенной атмосферы при взле…
- формат djvu
- размер 6.03 МБ
- добавлен 08 декабря 2009 г.
Изд-во «Транспорт», 1971 г. В учебнике рассматриваются состав и строение атмосферы, метеорологические элементы и их влияние на полёты, синоптические процессы, атмосферные фронты, барические системы, метеорологические условия полетов на различных высотах. Даны комплексный анализ и прогноз синоптического положения и метеорологических условий по приземным и высотным картам, а так же освещены вопросы метеорологического обеспечения полетов и организац…
Польза авиационных метеорологических наблюдений для авиации
Эта программа, использующая преимущественно существующие бортовые датчики и системы, в настоящее время производит почти полмиллиона наблюдений в день за температурой, ветром и, во все большей степени, влажностью в поддержку Глобальной системы наблюдений ВМО. (ГОС).
Существуют три элемента системы наблюдений АМДАР, которые делают ее особенно ценной:
- Данные АМДАР о ветре и температуре, как было показано, по качеству (то есть точности или неопределенности измерений) аналогичны данным радиозондов;
- Измерительные датчики и системы летательных аппаратов способны производить эти данные с очень высокой скоростью или частотой измерений, таким образом обеспечивая очень мелкие детали в пределах вертикальных профилей; и
- Из-за того, что самолеты приземляются и взлетают из аэропортов очень часто, эти вертикальные профили можно создавать как минимум раз в 3 часа во многих аэропортах.
Метеорологи-прогнозисты считают данные АМДАР ценными и полезными, поскольку они обеспечивают значительное улучшение приложений для мониторинга и прогнозирования метеорологических систем и таких явлений, как:
- Приземные и аэрологические прогнозы ветра и температуры;
- Происхождение, местонахождение и сила грозы;
- Местоположение и интенсивность сдвига ветра;
- Низкая облачность, местонахождение и продолжительность;
- Образование тумана, его местонахождение и продолжительность;
- Местоположение и интенсивность турбулентности;
- Местоположение и интенсивность струйного течения;
- Количество и нормы осадков; и
- Условия, ведущие к обледенению самолета.
Метеорологи могут использовать современные системы численного прогнозирования погоды (ЧПП) для точной количественной оценки преимуществ авиационных наблюдений и определили, что эти наблюдения уступают только спутниковым данным большого объема по влиянию на системы ЧПП. В количественном отношении АМДАР и другие авиационные наблюдения обеспечивают улучшение способности к прогнозированию за счет уменьшения ошибки прогноза ЧПП до 15–20 %.
Пилоты и менеджеры полетов и диспетчеров авиакомпаний знают о влиянии атмосферных явлений на деятельность авиакомпаний, эффективность и безопасность, каждое из которых имеет решающее значение для финансового результата авиакомпании. «На погоду приходится 70% всех задержек воздушного движения в рамках национальной системы воздушного пространства США», — заключает отчет Рабочей группы по интеграции погоды и ОрВД Консультативного комитета США по исследованиям, инженерии и развитию за 2007 год. Далее в нем отмечается, «что до двух третей задержек, связанных с погодными условиями, потенциально можно избежать». 0003
- Общая стоимость задержек внутренних авиаперевозок для экономики составила 41 миллиард долларов США в 2007 году;
- Задержки авиасообщения увеличили эксплуатационные расходы авиакомпаний на 19 миллиардов долларов США;
- Задержки стоят пассажирам времени на сумму до 12 миллиардов долларов США; и
- Косвенные издержки задержки для других отраслей добавили примерно 10 миллиардов долларов США к общему бремени
Таким образом, финансовые интересы авиакомпаний хорошо удовлетворяются, если они участвуют в любых усилиях по улучшению прогнозирования погоды. Такие улучшения снижают их затраты и затраты для сообщества. Авиакомпании, участвующие в программе AMDAR, также вносят свой вклад в эффективность и безопасность авиационной отрасли и собственных операций.
Дополнительную информацию о программе АМДАР и требованиях для участия в ней см. на веб-сайте АМДАР ВМО.
Знакомство с авиационными метеорологами
В любой день в воздухе находится около ста тысяч самолетов. Кто отвечает за то, чтобы все они благополучно добрались до места назначения, избегая гроз, сильной турбулентности и других воздушных опасностей?
Безопасные полеты зависят не только от безопасного снаряжения, но и от безопасной погоды. Пилоты полагаются на метеорологов, людей, которые наблюдают, сообщают и прогнозируют погоду.
Погода оказывает значительное влияние на выполнение полетов и планирование. С DTN Meteorology Consulting вы можете общаться с экспертом 24/7. Ваш опытный авиационный метеоролог поможет вам понять текущие прогнозы, устранить проблемы, получить совет и поддержать принятие важных решений.
Кто такой авиационный метеоролог?Метеорологи делают гораздо больше, чем телевизионные прогнозы погоды. Они играют жизненно важную роль в государственной и частной авиации, связи, экологических, морских и космических предприятиях.
Авиационные метеорологи предоставляют информацию о погоде авиакомпаниям, авиадиспетчерам и пилотам. Метеоролог должен определить как текущие, так и прогнозируемые погодные условия для всех высот. Эти условия включают направление и скорость ветра, облачность, видимость и осадки.
Авиационные метеорологические сводки отличаются от других метеорологических сводок, поскольку в них учитывается, какие условия могут повлиять на полеты. Например, если на одной высоте возможна сильная турбулентность, пилоту необходимо знать, на какую высоту следует набирать высоту, избегая турбулентности. Авиационные метеорологи полагаются на радар, компьютеры, информацию о метеостанциях и другие инструменты для составления своих сводок о погоде.
Авиационные метеорологи сосредотачиваются на погодных условиях, влияющих на:
- воздушные суда, которые уже находятся в небе и летят к месту назначения,
- самолетов, которые вот-вот взлетят, или
- самолетов, которые вот-вот приземлятся.
Они постоянно отслеживают и прогнозируют погоду и передают информацию авиационной отрасли для принятия обоснованных решений. Иногда это может привести к задержке или отмене рейсов.
Работа авиаметеорологом сопряжена с высокой степенью ответственности. Прогнозирование погоды может быть сложной задачей, а иногда и разочаровывающей. Поскольку самолеты летают круглосуточно, графики работы авиационных метеорологов могут включать ночные часы, выходные и праздничные дни, особенно если налицо экстренная погодная ситуация. Авиационный метеоролог должен иметь логический и аналитический склад ума и спокойно работать в условиях стресса.
Где получают навыки авиационные метеорологи? Учеба и армия. Много классов STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика). Метеорологи рождаются в университетах и колледжах, некоторые из которых также выпускают профессиональных пилотов. Школы поощряют пилотов изучать метеорологию по двум специальностям или, по крайней мере, по второстепенной специальности, потому что нет никаких сомнений в том, что погода влияет на авиационную и космическую деятельность.
История авиационной метеорологииВ 1903 года братья Райт совершили свой первый полет.
В 1911 году К.П. Роджерс совершил первый трансконтинентальный перелет на самолете. Г-н Роджерс провел 87 часов и четыре минуты в течение 18 дней, летая с Западного побережья (Нью-Йорк) на Восточное побережье (Пасадена, Калифорния).
Три года спустя, в 1914 году, Бюро погоды США, агентство-предшественник Национальной метеорологической службы Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), создало аэрологическую секцию. Целью этого раздела было предоставление прогнозов погоды специально для удовлетворения растущих потребностей авиации.
В 1918 году авиационная наука о погоде достигла двух важных вех. Во-первых, Бюро погоды начало выпускать бюллетени погоды и прогнозы для внутренних военных полетов и новых маршрутов авиапочты. Во-вторых, 1 декабря того же года Бюро погоды опубликовало свой первый официальный прогноз погоды.
Признавая критическую связь между авиацией и прогнозированием погоды, Конгресс принял новый закон 20 мая 1926 года. 0107 для предоставления сводок погоды, прогнозов, предупреждений… для обеспечения безопасности и эффективности аэронавигации в Соединенных Штатах ».
С годами технологии развивались. В центре внимания прогноза погоды стало изучение погодных условий, а не «сообщение» о проблемах на поверхности.
В 1942 году радар вошел в прогностическую картину. Как? ВМС США передали Бюро погоды несколько излишков авиационных радаров. Затем эти авиационные радары были модифицированы для использования в наземной метеорологии, что положило начало системе метеорологических радаров в США 9 .0003
Авиационная метеорология сама по себе является развивающейся карьерой. Коммерческое прогнозирование погоды становится все более популярным. Большие данные облегчают обработку информации. Прогнозы становятся все точнее. Продукты и услуги, связанные с погодой, дают реальную информацию о бизнесе и улучшают процесс принятия решений. Это означает, что авиакомпании работают ближе к расписанию. Требуется меньше топлива, и иногда при своевременном предупреждении спасаются жизни.
Работа с авиационным метеорологомПрофессиональные авиационные метеорологи к вашим услугам, когда они вам нужны, чтобы сделать ваш полет максимально безопасным и плавным. Получайте заблаговременное уведомление о суровой погоде на траекториях полета. Собственные прогнозы и прогностические модели предоставляют самую точную и надежную информацию о погоде, которую вы найдете в авиационной отрасли.
Авиационные метеорологи DTN доступны онлайн или по телефону, чтобы ответить на ваши вопросы, связанные с погодой, в любое время дня и ночи. Если вам нужна профессиональная информация о погоде и поддержка принятия решений в области авиации, DTN всегда к вашим услугам.
Работая с авиационным метеорологом, вы можете:
- Более эффективно планировать маршруты полетов, используя меньше топлива и придерживаясь расписания.
- Избегайте дорогостоящих задержек и отмен.
- Обеспечьте более плавную поездку своим пассажирам и персоналу за счет минимизации турбулентности.