«Я не пишу, а делаю»
В прошедшую пятницу, 8 ноября, московскому аэропорту «Внуково» торжественно присвоили имя Андрея Туполева. Это произошло накануне 131-летия знаменитого авиаконструктора.
Под руководством Андрея Николаевича Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях. На «тушках», созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.
Вспоминаем легендарные машины и жизненный путь выдающегося авиаконструктора.
Начало пути
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю – 29 октября) 1888 года в Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. По матери – дворянского происхождения, что он тщательно скрывал на протяжении многих лет.
С 1901 года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о чем позже вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников».
Андрей с детства увлекался конструированием, мастерил игрушки из дерева: «Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль из дерева достаточно большого размера с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук, с двумя колесами». Позже, в гимназии, оттачивал свое мастерство на «уроках ручного труда»: «Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении».
В 1908 году Андрей Туполев успешно прошел вступительные испытания в два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Будущий авиаконструктор выбрал ИМТУ, сегодня это известный МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Именно в училище начинается путь Туполева как конструктора. Андрей серьезно увлекся аэродинамикой, стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского. Еще будучи студентом, он участвует в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.
Самолеты с инициалами «АНТ»
В 1918 году Андрей Туполев с отличием окончил училище и всерьез занялся конструкторской деятельностью. Буквально через два года на свет появилась первая машина с его инициалами – легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. Хотя основными материалами этой машины все равно оставались дерево и ткань, при конструировании впервые использовался легкий и прочный материал – кольчугалюминий.
Туполев был уверен, что дерево для самолета – не материал, а будущее авиации – за металлом. В октябре 1922 года при ЦАГИ была создана Комиссия по металлическому самолетостроению, которую возглавил Андрей Туполев. Позже по его предложению именно этот день – 22 октября 1922 года – стал считаться официальной датой образования ОКБ А.Н. Туполева.
В 1924 году свет увидел первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, а уже через год – первый боевой АНТ-З. На последнем были выполнены сенсационные для того времени международные перелеты по европейским столицам, а также в Токио.
После этих успехов новые машины Туполева стали появляться регулярно. В 1925 году в небо поднялся АНТ-4 – первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. В серию он был запущен под названием ТБ-1. Всего было изготовлено более 200 разных модификаций этого самолета, но, пожалуй, самым известным стал АНТ-4 «Страна Советов».
В 1929 году он выполнил перелет Москва–Нью-Йорк, преодолев 21 242 км за 142 часа. Рекорд показал, что беспосадочные полеты на такие расстояния реальны. В 1937 году на самолете АНТ-25 это подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, совершив свои исторические полеты в Америку.
АНТ-25 экипажа Михаила Громова после посадки в США
Эти рекорды наглядно рассказали всему миру о впечатляющих достижениях советской авиации. Андрей Туполев ставил перед собой большую цель – поднять авиационное производство страны. Под его руководством перестраиваются старые авиазаводы, открываются новые. За какие-то десять лет ему удалось сделать очень многое, но даже этот успех не спас Туполева от репрессий 1930-х годов.
«Туполевская шарага»
В 1937-м, в том самом году, когда Чкалов и Громов на АНТ-25 совершили межконтинентальный перелет, начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева. Он был арестован по ложному обвинению и направлен в ЦКБ-29 – закрытое конструкторское бюро НКВД, позже получившее имя «Туполевская шарашка».
Андреем Николаевичем был составлен список из порядка 100 авиаконструкторов и авиаинженеров, уже отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах, в котором также оказался и будущий основоположник советской космонавтики Сергей Королев. Этот список спас многие жизни. Возглавив коллектив именитых конструкторов, Туполев занялся разработкой перспективных самолетов. В стенах «шарашки» был, в частности, создан Ту-2 – один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.
Андрей Туполев и самолет Ту-2
Досрочно, 22 июля 1941 года, Андрей Туполев был освобожден из заключения и восстановлен в должности руководителя своего ОКБ. А в победном 1945 году «За работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» Андрею Николаевичу Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В воздушных боях Великой Отечественной участвовало девять типов самолетов Андрея Туполева, всего – около 5 тыс.
Реактивная эра
После войны начинается эра реактивной авиации. ОКБ Туполева активно осваивает новый тип двигателя. Под руководством Андрея Николаевича создается целая серия отличных пассажирских и военных самолетов: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-95 и Ту-22.
Андрей Туполев считал, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог. При этом надежность такой гражданской версии всегда бывает достаточно высокая. Так, на базе многоцелевого тяжелого самолета Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время. Именно этот самолет выбрал Хрущев для своего официального визита в США в 1959 году. Примечательно, что на тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.
На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки «Ту», в том числе «рабочая лошадка» «Аэрофлота» – Ту-154. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед разработчиками была поставлена задача обогнать англо-французский проект «Конкорд». В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».
Андрей Николаевич не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: «Я не пишу, а делаю». Работал он до последних дней, создав более 100 типов самолетов, но еще более ценное наследие – это целая плеяда видных авиаконструкторов и ученых, возглавивших самолетные КБ. Среди них и продолжатели династии Туполевых – сын Алексей Туполев, который после отца возглавил ОКБ, а также внук, тезка своего знаменитого деда, Андрей Туполев, занимающий сегодня должность советника генерального директора ПАО «Туполев».
Биография Андрея Туполева – гениального конструктора самолетов.
Появился известнейший конструктор в родительском имении Пустомазово, Тверской губернии, в конце 1888 года. Мама — Анна Васильевна, имела дворянское происхождение, отец — Николай Иванович, его предки были сибирскими казаками. Закончив учебу в Питере, работал по специальности — юристом.
Детство и юность будущего конструктора.
Изучение грамоты шло легко, особенно интересовали точные науки. После получения документов об окончании гимназии, Андрей решил продолжать учебу в имперском Техническом училище города Москвы. Самым увлекательным предметом для юного Туполева стала аэродинамика. Расширяет свои знания и в воздухоплавательном кружке. Занят разными проектами по постройке самолета, на одной из первых моделей произошел первый подъем в воздух будущего конструктора. Принимая активное участие в студенческой жизни, был выслан из Москвы, за распространение и поддержку студенческих волнений.
Учеба на время остановилась. Ссылка назначена домой, в родительскую деревню. Восстановиться назад, на учебу, любознательный студент смог только перед войной, в 1914 году.
Появление серьезных проектов.
Завершить учебу, Туполев смог только через четыре года. В последние годы, появились успешные проекты расчетного бюро, разрабатывал проект построения аэрогидродинамической трубы при своем ОРБ. Работая вместе со своим единомышленником Николаем Жуковским, стали создателями Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где проработал восемнадцать лет над проблемами самолетостроения. Опытными работами, найдена замена деревянным самолетам, этим изобретением стал дюраль. Намного прочнее и легче дерева, легче листового железа. В 1925 году, создает модель первого металлического двухмоторного самолета, зарегистрированного как ТБ-1, имевшего очень хорошие летные показатели. Самолет позже, становится хорошим бомбардировщиком. В 1932 году, разрабатывает улучшенную версию этой модели (ТБ-3), использованную для полета на Северный полюс.
После ТБ-3, появляется многоместный АНТ-20, работал на восьми двигателях, рассчитан на 60 человек, площадь самолета 100 квадратных метров.
Первые руководящие должности.
В начале 1936 года, получает назначение на пост заместителя и главного инженера комиссариата обороной промышленности, возглавляет делегацию в Соединенные Штаты для закупки авиационного оборудования и материалов. Это был второй выезд Туполева из страны. Проезжая через Францию, Туполев с интересом просмотрел французские новинки самолетостроения. Из-за нарушений допущенных Туполевым с размещением заказа, его чудом не уволили с занимаемой должности. Причиной скандала, стала закупка лицензии, на не зарегистрированный в СССР самолет Валти, и истребителя эмигранта Северского, который не соответствовал показателям прочности, разрешенным в Советском Союзе.
Обвиненный в шпионской деятельности, осужден в 1937 году. Ко всем обвинениям добавились вредительская деятельность и заговор против государства.
Отбывая наказание, продолжал исследовательские работы в засекреченном КБ, где через два года, появляется пикирующий – Ту 2, массовый выпуск модели начался с 1942 года, длился десять лет.
Через месяц после начала войны, с изобретателя сняли все обвинения и освободили (полная реабилитация произведена после смерти И.В.Сталина в 1955). Освободили и отправили на Омский авиазавод на должность главного конструктора. Уже в 1943 году, повышен до главного конструктора Московского авиазавода, в КБ которого и сформировалась основная база КБ А.Туполева.
С 1956 года, Андрей Николаевич – служит генеральным конструктором авиапрома Советского Союза.
Успел создать семью, отец мог гордиться сыном Алексеем, который стал продолжать дело отца, и дочерью – Юлией, ставшей врачом.
Конструктор вывел в массовое производство 70 моделей самолетов, а всего спроектировано около 100 моделей. Самые разные модели: бомбардировщики и торпедоносцы, разведчики с вмонтированными фотоаппаратами, сражались в воздушном пространстве в военное время.
По завершении военных действий, разрабатывал модели стратегических, реактивных, турбовинтовых бомбардировщиков. Самолетов — ракетоносцев и сверхзвуковых бомбардировщиков. Модель Ту-114, разработана для пассажиров, с возможностью длительных полетов, совершающая беспосадочный полет через океан, Ту-124, Ту-134, Ту-154 – среднемагистральные, которые эксплуатировались в различных авиакомпаниях разных государств.
Награды покорителя неба.
Трудовую деятельность А.Н.Туполев закончил, генералом — полковником технической службы Советского Союза, действительным членом АН. На счету конструктора и академика Ленинская премия, Государственные премии Советского Союза в 1943, 1948, 1949,1952, 1972 году, три раза назван Героем Соцтруда. Получил – восемь раз орден В.И. Ленина, дважды орден Трудового Красного Знамени. Это совсем не полный перечень его наград.
23 декабря 1972 года, в возрасте восьмидесяти четырех лет, знаменитый летчик умер.
Его дело продолжил сын Алексей.
Добавить комментарий
За чистое небо | АвиаПорт.Дайджест
Знаменательное событие, посвященное 100-летию со дня основания конструкторского бюро (ПАО КБ) «Туполев», которое будет широко отмечаться в России, состоится 22 октября 2022 года. Именно в этот день ровно сто лет назад было создано конструкторское бюро, которое отложило колоссальный отпечаток на развитии всего воздушного транспорта страны.
Соответствующий указ о праздновании этого дня за № 786 Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал еще в конце 2020 года. Тогда же глава государства дал распоряжение правительству образовать организационный комитет по подготовке к празднованию этого исторического события. Кроме того, В. В. Путин поручил обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по празднованию, предусмотрев в нем мероприятия по увековечению памяти академика Андрея Николаевича Туполева.
ПАО «Туполев» — российская компания-разработчик авиационной техники, занимающаяся проектированием, производством и испытаниями летательных аппаратов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий для их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолетов.
Входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации.
ПАО КБ «Туполев» ведет свою историю от Комиссии по металлическому самолетостроению, созданной 22 октября 1922 года при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево, и тяжелое железо. Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций, и этим создал перспективное направление развития мирового самолетостроения.
Туполев и его коллектив в начале 20-х годов прошлого столетия создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения.
Основанное легендарным российским авиаконструктором А. Н. Туполевым бюро разработало и спроектировало более 300 различных моделей и модификаций самолетов, 70 из которых строились серийно. За сто лет истории выпущено более 18 тыс. самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета, около 80 из которых имеют мировое значение. Крылатые машины Туполева выполнили около 30 выдающихся перелетов. Помимо военных самолетов, внесших весомый вклад в разгром врага в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, одним из мирных направлений работы туполевцев стал выпуск гражданских авиалайнеров.
На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.
Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолетов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина», которые эксплуатируются сегодня авиакомпаниями в десятках стран.
Он оставил заметный след в истории авиации. Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. И даже сейчас много пассажиров нашей страны летают на самолетах, спроектированных под руководством Андрея Туполева.
Советский ученый и авиаконструктор, генерал-полковник, доктор технических наук Андрей Николаевич Туполев родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в деревне Пустомазово Кимрского района Тверской области в многодетной семье провинциального нотариуса. По происхождению — дворянин. Его мама, Анна Васильевна (урожденная Лисицына), была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образованна (окончила очень престижную по тем временам Мариинскую женскую гимназию в Твери), знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование.
Отец, Николай Иванович Туполев, был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.
С 1901 года тринадцатилетний Андрей Николаевич обучался в Тверской гимназии, где велся урок ручного труда. Андрей проявлял большой интерес к точным наукам и технике. Здесь он мог заниматься столярным ремеслом, и именно в этой гимназии юноша понял, что любит технику, и решил идти в этом направлении.
В 1908 году он поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), где на полном серьезе увлекся аэродинамикой. В октябре 1909 года лекции по воздухоплаванию в ИМТУ стал читать Н. Е. Жуковский, который также возглавлял воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре этого же года в кружок пришел Туполев, для которого знакомство с Николаем Егоровичем оказалось судьбоносным. Сам же он говорил, что «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь».
Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных участников кружка. Выполненные им работы — плоская аэродинамическая труба и модель самолета — привлекали внимание людей на состоявшейся вскоре воздухоплавательной выставке.
Также Туполев участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил свой первый полет.
Но, к сожалению, в 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность неожиданно прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы Туполев был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны, 6 февраля 1913 года, полицейский надзор за Туполевым был отменен, и осенью этого года он сумел восстановиться в ИМТУ, продолжив работу в аэродинамической лаборатории, построенной на базе старого кружка. За следующий год он быстро стал одним из активнейших учеников Жуковского, проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора. Училище Туполев окончил с отличием.
Свою деятельность в самолетостроении Туполев начал с проектирования и постройки цельнометаллических аэросаней для Красной армии, а также глиссеров и торпедных катеров для Военно-морского флота.
В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчетного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В эти годы он становится членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой.
Используя опыт строительства аэросаней, конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугалюминия. Для этого Туполев поехал в Кольчугино и лично руководил на местном заводе опытными плавками, пока производственники не освоили новый материал. В конструкторском бюро, проектировавшем этот самолет, кроме самого Туполева, в то время работало всего 12 человек.
Таким образом, в жизни Андрея Николаевича появилась цель — создать целую новую отрасль, авиационную промышленность, способную массово разрабатывать и производить самолеты. В 20-х годах прошлого столетия, благодаря предложению Туполева, высшим руководством страны принято было решение создать металлургическую базу для самолетостроения, позволившую производить в большом количестве специальные авиационные материалы. Шаг за шагом, на примере зарубежных моделей и собственного опыта формировались в ЦАГИ производственный и конструкторский коллективы, расширялись производственные помещения и мощности. Инициалы конструктора Туполева и первые буквы его фамилии решено было использовать в названиях серий советских самолетов АНТ и Ту.
Созданный им цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1 отличался высокими летными данными и считался в мире одним из лучших бомбардировщиков. В 1932 году Туполевым был сконструирован усовершенствованный самолет ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
Под руководством Туполева строился и первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Этот полет стал одним из первых успехов советской авиации.
В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние более чем 20 тысяч километров, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова.
Но в том же знаменательном для советской авиации 1937 году начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева, когда его арестовали по ложному обвинению и посадили в тюрьму. И виновен в этом был не И. В. Сталин. Как вспоминал впоследствии выдающийся советский летчик-испытатель М. М. Громов, «аресты происходили потому, что авиаконструкторы писали доносы друг на друга, каждый восхвалял свой самолет и топил другого».
Кроме создания «русско-фашистской партии», Туполеву предъявили обвинения почти во всех грехах: в шпионаже в пользу и Франции, и Германии, в срыве сроков строительства нового ЦАГИ, во внедрении «вредительской» американской технологии в советское самолетостроение. Приговор был неоправданно жесток: 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. На практике в то время это означало только одно: расстрел.
Но Туполев, как любой умный человек, решил потянуть время: может, все рассосется, — подумал он и начал действовать по своей схеме. Вначале он признался во всех прегрешениях, потом отказался от своих показаний и стал бомбардировать письмами Сталина и народного комиссара внутренних дел Берию, в которых он доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег, попавших вместе с ним за решетку. Такая тактика сработала, и вместо расстрела Туполев и многие его товарищи начали работать в так называемой «Туполевской шараге», итогом деятельности которой стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые стали основой бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне.
За эту ударную работу Сталин досрочно в июле 1941 года освободил от наказания со снятием судимости Туполева и двадцать его ближайших помощников. Правда, полностью реабилитирован Туполев был только в апреле 1955 года.
Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. В 1941 году был выпущен один опытный экземпляр. Серийный выпуск этого самолета продолжался с 1942 по 1952 год. А всего за время Великой Отечественной войны было выпущено 800 самолетов этого типа, из которых на фронт попало около 750 машин. В общей сложности в воздушных схватках во время войны участвовало девять типов самолетов А. Туполева общей численностью около 5 тысяч машин.
В годы Великой Отечественной войны знаменитый конструктор неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Руководил продувками моделей своих самолетов, по результатам которых создавались новые боевые самолеты и их модификации. Очевидцы рассказывали, что где бы Андрей Николаевич ни находился, что бы он ни делал, его голова постоянно думала: что из прочитанного, услышанного или увиденного можно применить для развития самолетостроения.
После окончания войны Туполев развернул строительство новых лабораторных и производственных корпусов, специализированных цехов и филиалов, основал летно-доводочную базу. Не забывая про своих сотрудников, он добивался сооружения для них новых домов и баз отдыха, садовых кооперативов и детских садов.
С наибольшей силой зазвучало имя Андрея Туполева с появлением реактивной авиации. Созданный на базе военного бомбардировщика Ту-16 первенец советской реактивной гражданской авиации лайнер Ту-104 стал известен всему миру. Затем конструктор создал целую серию великолепных пассажирских и военных самолетов.
В 1958 году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку.
Последним самолетом, который сконструировал и довел до постройки Андрей Туполев, был сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, ставший лебединой песней конструктора.
Он появился на свет в 1968 году и стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире.
Трудовая деятельность Андрея Туполева была высоко оценена не только на родине авиаконструктора, но и далеко за пределами страны. Он был избран действительным членом Академии наук СССР, почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и Американского института аэронавтики и астронавтики. Ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия, пять Государственных премий СССР, высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ).
Туполеву Андрею Николаевичу трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он являлся почетным гражданином Парижа, Нью-Йорка и города Жуковский Московской области.
Андрей Николаевич Туполев никогда не состоял в рядах КПСС. Тем не менее, неоднократно избирался депутатом советов различных уровней. Выступления Андрея Николаевича, как известного государственного и общественного деятеля, всегда отличались эмоциональностью и широтой суждений, выражали надежды на светлое будущее человечества.
По рассказам очевидцев, Туполев, являясь талантливейшим ученым и конструктором, руководителем громадного, многотысячного коллектива инженеров, технологов, летчиков-испытателей, техников и рабочих, всегда оставался очень простым и дружелюбным человеком, обожал свою семью, природу, компанию друзей, вкусную еду. В быту Туполев отличался крайней консервативностью, предпочитая носить старые, но удобные куртки, брюки, туфли. Заставить его купить новую вещь удавалось с большим трудом.
Со своей женой Андрей Туполев прожил очень яркую и счастливую жизнь. Юлия Николаевна сопровождала его всюду, где только было возможно: в командировках за границу, на научных конференциях, торжественных и дружеских открытых приемах. Хорошо зная иностранные языки, Юлия Николаевна помогала Туполеву в переговорах с иностранцами.
Андрей Николаевич поддерживал дружеские отношения с И. В. Курчатовым, А. П. Виноградовым, А. Т. Твардовским, М. В. Келдышем, П. Л. Капицей, С. П. Королевым и многими другими выдающимися людьми того времени.
До последних дней своей жизни Туполев сохранял твердую память и ясное сознание, всем интересовался и участвовал в важнейших делах своего детища — конструкторского бюро, названного в его честь при жизни.
Андрей Николаевич скончался 22 декабря 1972 года, оставив после себя нереализованные проекты и более 120 типов построенных самолетов. Достижения конструктора Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой огромны, аналогов им в истории человечества нет! Андрей Николаевич заслуженно стал человеком-эпохой, который навсегда останется в памяти людей патриархом советского самолетостроения.
С именем легендарного авиаконструктора, а также с деятельностью конструкторского бюро «Туполев» связаны много мест и объектов нашей страны. К примеру, в Центральном федеральном округе насчитывается полтора десятка мест и объектов, связанных с именем академика А. Н. Туполева. За пределами ЦФО филиалы и подразделения ПАО «Туполев» расположены в Казани, Самаре, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Ахтубинске, Таганроге.
В Москве именем Академика Туполева названа набережная, на которой находится Авиационный учебно-методический центр ПАО «Туполев». В 2018 году по итогам всероссийского конкурса «Великие имена России» имя А. Н. Туполева присвоено международному аэропорту Внуково. Через год здесь был открыт бронзовый бюст.
С этого времени существует туристический маршрут «Тропа Туполева на Кимрской земле». Она проходит по местам, связанным с самим Туполевым, его родными и близкими. На месте имения Туполевых появился мемориальный комплекс — фрагмент дома-усадьбы, где родился и рос будущий авиаконструктор.
В Кимрском краеведческом музее создан мемориальный зал авиаконструктора, а в створе Кимрского моста через Волгу со стороны Савелово установлен Ту-124В — первый в мире пассажирский самолет с турбовентиляторными двигателями.
Одна из улиц в Твери носит имя Академика А. Н. Туполева, а в тверской деревне Устиново действует Центр патриотического воспитания имени легендарного конструктора.
Туполевские улицы есть и в обеих российских столицах, Праге и Улан-Удэ, Киеве и Амстердаме. Также имя Туполева носит государственный технический университет в Казани. А в 2016 году в серии «Великие умы России» вышла книга Адели Нурмухаметовой «Андрей Туполев».
Дайджест прессы за 16 сентября 2022 года | Дайджест публикаций за 16 сентября 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ингушетия». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Главный авиаконструктор Сталина тоже был узником ГУЛАГа
Стивен Э. Харрис
В США был Уильям Боинг. Германия, Хьюго Юнкерс. И Великобритания, Джеффри де Хэвилленд. Создаваемые этими конструкторами самолеты, начиная от путешествий и заканчивая военными действиями, изменили мир и сделали их именами нарицательными.
В Советском Союзе самым известным авиаконструктором был Андрей Николаевич Туполев (1888-1972), чьи самолеты также сделали его имя нарицательным. От планеров до стратегических бомбардировщиков и сверхзвуковых пассажирских самолетов Туполев и его конструкторское бюро помогли Советскому Союзу стать авиационной сверхдержавой.
Его невероятная карьера охватила бурный 20-й век в России, от правления последнего царя Николая II и сталинского режима до заката советского эксперимента при Леониде Брежневе.
Родившийся в небольшой деревне Тверской губернии, Туполев происходил из прогрессивной семьи сельской интеллигенции. Достигнув совершеннолетия, когда братья Райт совершили первый полет, в 1908 году он уехал в Москву, где нашел свое призвание в авиации в Императорском Московском высшем техническом училище.
Люди тоже читают…
Незадолго до того, как он закончил свое образование, русская революция 1917 года положила конец династии Романовых и привела к власти большевиков.
Хотя сам Туполев не занимался политикой, он присоединился к усилиям молодого советского государства по модернизации преимущественно крестьянской страны с помощью науки и техники.
В свою очередь, Советское государство предоставило Туполеву собственное конструкторское бюро для производства самолетов, в которых остро нуждалась страна.
К началу 1930-х годов бюро Туполева было высоко на крыльях сталинской индустриализации. Его самым известным самолетом того периода был «Максим Горький» — восьмимоторный гигант, который служил витриной сталинской технологической пропаганды. В то время это был самый большой самолет в мире, в его салоне даже была радиостудия и печатный станок.
Несмотря на множество удачных разработок, Туполев и его коллеги стали жертвами сталинского террора. Имея сомнительное социальное происхождение в дореволюционной научно-технической интеллигенции, Туполев попал под подозрение как потенциально нелояльный.
Пытаясь объяснить свою пагубную политику — от коллективизации сельского хозяйства до быстрой индустриализации — сталинское государство нашло удобных козлов отпущения среди так называемых «специалистов», таких как Туполев.
В октябре 1937 года Туполев был арестован охранкой диктатора по ложному обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с другими авиационными конструкторами Туполев был заключен в ГУЛАГ, обширную систему режимных трудовых лагерей и массовых смертей.
На фоне растущей угрозы войны сталинскому режиму вскоре стало ясно, что ему действительно нужны такие специалисты, как Туполев. Но вместо того, чтобы освободить их, тайная полиция заставляла их работать над научными и инженерными проектами в специальных мастерских внутри ГУЛАГа.
Несмотря на эти условия, тюремная мастерская Туполева успешно изготовила тактический бомбардировщик, использовавшийся в войне против фашистской Германии. Освобожденный вскоре после начала войны, Туполев вновь обрел благосклонность Сталина.
В 1947 году он возглавил группу, которая реконструировала американский стратегический бомбардировщик B-29, что дало Советскому Союзу критический импульс догнать нового противника.
После смерти диктатора бюро Туполева продолжало доминировать в советской авиации, выпуская десятки военных и гражданских самолетов.
Именно бюро Туполева в 19-м году ввело в реактивный век и рядовых советских граждан.56, когда он переоборудовал стратегический бомбардировщик в пассажирский Ту-104.
Туполев прославился в СССР как ведущий авиаконструктор страны. Как и Уильям Боинг в США, его самолеты часто носили его имя с аббревиатурой «Ту» перед номером, например, бомбардировщик Ту-16 или сверхзвуковой самолет Ту-144.
Но одной особенностью жизни Туполева, которая никогда не была раскрыта советской публике, было его пребывание в сталинском ГУЛАГе. Об этом знали только близкие к великому конструктору. Другие узнали об этом из нелегальной биографии, распространенной в 1919 году его коллегой-авиаконструктором Леонидом Кербером.71.
Большинству граждан СССР пришлось бы ждать до распада Советского Союза в 1991 году, чтобы узнать, что их величайший авиаконструктор также стал жертвой — и выжившим — сталинского ГУЛАГа.
Доктор Стивен Э. Харрис — профессор европейской и современной российской истории в Университете Мэри Вашингтон.
Он расскажет о Туполеве и Сталине в рамках серии лекций Кроули «Великие жизни» UMW 28 января в 19:30. Лекция Zoom доступна по адресу umw.edu/greatlives.
Доктор Стивен Э. Харрис — профессор европейской и современной российской истории в Университете Мэри Вашингтон. Он расскажет о Туполеве и Сталине в рамках серии лекций Кроули «Великие жизни» UMW 28 января в 19:30. Лекция Zoom доступна по адресу umw.edu/greatlives.
Метки
- Советский Союз
- Сталин
- Николаевич Туполев
- Авиационный конструктор
- Максим Горький
- ГУЛАГ
- Секретная биография
- Андрей Николаевич Туполев
- Режим
- Дизайнер
- Политика
- Министерства
- Ту
- Бюро
- Соединенные Штаты
Получайте статьи, письма и редакционные статьи, отправленные прямо на ваш почтовый ящик еженедельно!
* Я понимаю и соглашаюсь с тем, что регистрация или использование этого сайта означает согласие с его пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.
Туполев Андрей Николаевич и Дзержинский Феликс
Туполев Андрей (1888 – 1972)
Авиаконструктор, академик СССР (1953), генерал-полковник (1968), Герой Социалистического Труда (1945,1957,1972). Лауреат Государственной (1943,1948,1949,1952,1972) и Ленинской премий СССР (1957).
Под руководством Туполева создано более 100 типов военных и гражданских самолетов.
Отдыхал в доме отдыха «Фермерская молодежь» в 1934 и 1935 гг.
Дача , в которой отдыхал Андрей Николаевич Туполев, называется «Туполев». Под руководством Туполева создано более 100 типов военных и гражданских самолетов.
Мемориальная доска
Фотографии 2011 г. Открыт 23 декабря 1973 г., в память о пребывании Туполева в «Артеке», через год после его смерти.
Автор проекта: Александр Емельянцев, скульптор. Автор текста: Свистков Владимир Тихонович, начальник методического отдела ООО «Артек».
Табличка на стене у главного входа с левой стороны. Пластинка из белого мрамора (размер 0,55 х 0,65 метра).
На табло проштампован текст:
Во время отдыха в Крыму, в этом доме в 1934 – 1935 годах жил крупнейший советский авиаконструктор, депутат Верховного Совета СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, лейтенант- Полковник, инженер, академик Туполев Андрей Николаевич
Буквы покрытые бронзой Крускал. Доска укреплена четырьмя бронзовыми болтами, вкрученными в стену.
Здание пионерского погранзаставы
В 1960 г. д. лагерь «Кипарис» был создан отрядами Юных друзей пограничников. 18 августа 1967 года открылся первый в стране пионерский рубеж. Авторы проекта: строительство РСО «Артек» и вожатые «Кипарис».
Комната пионерского рубежа – 555 зашифрован девиз юных друзей пограничников: Учиться на пять! Работать пять! Родную границу на пять на страже!
На пионерском рубеже находились:
- номер красно-зеленого пограничного поста – 555 -;
- смотровая вышка;
- контрольных планок;
- полоса препятствий; штаб-квартира
- ;
- дежурный патруль.

В настоящее время в здании Фронтира находится компьютерный класс.
Памятный знак «Железный рыцарь революции»
Фото 1970 г. а 21 ноября 1962 г.
Автор проекта: Девятовский Юрий Андреевич, артековский художник.
Фото 2011 Серый кусок крымого диорита в форме треугольника (1,4 м x 1,10 м (середина ширины) с тисненным текстом:
Железный рыцарь революции революции:
Ф. Э. Дзержинского.
3 февраля 1975 года Управление Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина приняло Постановление о присвоении пионерскому отряду «Кипарис» имени Ф. Э. Дзержинского.
Феликс Эдмундович Дзержинский (1877 – 1926)
Фото 1918
3
2 Политический деятель. Председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК, 1917 г.
), нарком внутренних дел РСФСР (1919-1923 гг.), а в 1921 г. нарком путей сообщения, 1921 г. председатель комиссии по улучшить жизнь детей в ВЦИК.
| Фото 2011 г. |
Открыт 4 апреля 1976 года. Автор проекта неизвестен. Состоял на госучете. Решение Крымского облисполкома от 1 . 01. 1982. Памятный знак в виде четырехугольника из бетона (6,8 х 1,3 х 2,4 м), представляющий собой эскиз из цементного раствора с мраморной крошкой – «шуба». На четверике плита габбродиабаза (2,4 х 1,35 м) с барельефным изображением Дзержинского. С левой стороны от барельефа находится бетонная плита (0,6х2,4 м), облицованная инкерманским камнем, на ней высечены слова:
Молодой человек, созерцающий жизнь Решение строить жизнь с кем-то
С правой стороны барельефа на бетонной плите (0,6 х 2,7 м), облицованной инкерманским камнем, высечены слова:
Без колебаний скажу – сделай это с товарищем Дзержинский © Владимир Маяковский
Данная Мемориальная доска снята с государственного реестра (Постановление АР Крым № 72 от 19. | |
Биография Андрея Туполева — гениального авиаконструктора.
Самый известный дизайнер появился в имении родителей Пустомазово Тверской губернии в конце 9 века.0295 1888 лет. Мать-Анна Васильевна, имела дворянское происхождение, отец-Николай Иванович, его предки были сибирскими казаками. После окончания учебы в Санкт-Петербурге работал юристом по профессии.
Детство и юность будущего дизайнера.
Изучение грамоты давалось легко, особенно интересовались точными науками. Получив документы об окончании гимназии, Андрей решил продолжить обучение в Императорском техническом училище в Москве. Самым увлекательным предметом для юного Туполева была аэродинамика. Он также расширяет свои знания в авиационном кружке. Занятый различными проектами по постройке самолета, одна из первых моделей стала первым подъемом в воздух будущего конструктора.
Принимая активное участие в студенческой жизни, был выслан из Москвы за распространение и поддержку студенческих волнений. Моя учеба на время остановилась. Ссылка привязана к дому, к родительскому селу. Вернуться к учебе любознательный студент смог только перед войной, в 1914 год.
Появление серьезных проектов.
Туполев смог доучиться только через четыре года. В последние годы были успешные проекты расчетного бюро, разработавшего проект строительства аэрогидродинамической трубы на своем ОРБ. Работая вместе со своим другом-единомышленником Николаем Жуковским, они стали основателями Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где он восемнадцать лет работал над проблемами самолетостроения. Опытные работы, нашли замену деревянному самолету, этим изобретением стал дюралюминий. Гораздо прочнее и легче дерева, легче листового железа. 1925 В этом году создается макет первого металлического двухмоторного самолета, зарегистрированного как ТБ-1, имевшего очень хорошие летно-технические характеристики.
Позже самолет становится хорошим бомбардировщиком. 1932 Компания разрабатывает улучшенную версию этой модели (ТБ-3), предназначенную для полета на Северный полюс. После ТБ-3 идет многоместный АНТ-20, оснащенный восемью двигателями, рассчитанный на 60 человек, площадь самолета 100 квадратных метров.
Первые руководящие должности.
В начале 1936 Назначается на должность заместителя и главного инженера Наркомата оборонной промышленности, возглавляет делегацию в США по закупке авиационной техники и материалов. Это была вторая поездка Туполева за границу. Проезжая через Францию, Туполев с интересом осмотрел французские новинки авиастроения. Из-за нарушений, допущенных Туполевым при размещении заказа, он чудом не был уволен со своего поста. Поводом для скандала стала покупка лицензии на незарегистрированный в СССР самолет «Валти» и не соответствующий требованиям эмигрантский истребитель «Северский». допустимые в Советском Союзе прочностные показатели.
Обвиняется в шпионской деятельности, осужден в 1937 году. Ко всем обвинениям добавились вредительство и заговор против государства. Отбывая наказание, он продолжил свою научно-исследовательскую работу в секретном конструкторском бюро, где через два года появляется пикировщик – Ту 2, серийное производство модели началось с по 1942 год, продолжалось десять лет.
Через месяц после начала войны с изобретателя сняли все обвинения и освободили (полная реабилитация произведена после смерти И. В. Сталина в 1955). Их выпустили и отправили на Омский авиазавод главным конструктором. Уже в 1943 В 2007 году дослужился до главного конструктора Московского авиационного завода, в КБ которого была сформирована основная база КБ А им. Туполева.
С 1956 год, Андрей Николаевич — работает генеральным конструктором авиационной промышленности Советского Союза.
Ему удалось создать семью, отец мог гордиться своим сыном Алексеем, который стал продолжать дело отца, и дочерью Юлией, которая стала врачом.
Конструктор запустил в серийное производство 70 моделей самолетов, а всего спроектировал около 100 моделей. Самые разнообразные модели: бомбардировщики и торпедоносцы, разведчики со встроенными камерами, сражавшиеся в воздушном пространстве военного времени. После окончания боевых действий разрабатывал модели стратегических, реактивных и турбовинтовых бомбардировщиков. Ракетоносцы и сверхзвуковые бомбардировщики. Модель Ту-114, предназначенная для пассажиров, с возможностью длительных перелетов, совершающих беспосадочный перелет через океан, Ту-124, Ту-134, Ту -154 — среднемагистральные самолеты, которые эксплуатировались разными авиакомпаниями в разных странах.
Награды Sky Conqueror.
А. Н. Туполев завершил трудовую деятельность в звании генерал-полковника Технической службы Советского Союза, действительного члена Академии наук. На счету конструктора и академика Ленинская премия, Государственные награды Советского Союза 1943, 1948, 1949,1952, 1972 В этом году трижды Герой Социалистического Труда.

03.1996 года) как не имеющая историко-культурной и художественной ценности и находящаяся на закрытой территории.