ВЗГЛЯД / Военные самолеты России получат крышу над головой :: Общество
Вооруженные силы России приступают к реформе, которая напрашивалась десятилетиями. Речь идет о массовом строительстве специальных укрытий для самолетов ВКС на военных аэродромах. Почему эти сооружения критически важны для успешного функционирования боевой авиации и что подтолкнуло Минобороны к началу этой масштабной программы?
Важность темы строительства укрытий для авиационной техники можно оценить хотя бы по тому факту, что последнюю коллегию Минобороны РФ министр Сергей Шойгу начал именно с нее. Предполагается возвести более 300 аэродромных укрытий, в первую очередь для обеспечения базирования перспективных авиационных комплексов, в том числе самолетов пятого поколения. К такому решению явно подтолкнул опыт применения российских средств ВКС в Сирии – выяснилось, что самолеты нужно прикрывать не только в воздухе, но и на земле.
Почему, собственно, Сирия стала поводом для принятия решения о массовом строительстве аэродромных укрытий? Понятно, что сам характер боевых действий подразумевает противодействие со стороны джихадистов, в том числе с активными обстрелами авиабазы в Хмеймиме с использованием беспилотников.
Ну и элемент маскировки должен присутствовать. В Сети «гуляет» большое количество снимков из космоса взлетно-посадочной полосы в Хмеймиме с детальным расположением всех самолетов и вертолетов. Эксперты по ним «вычисляют» не только численность, но и модели авиационной техники, как, например, недавно там были идентифицированы некие «два самолета ФСБ». Надо полагать, что и перспективное пополнение авиагруппы истребителями Су-57 не останется незамеченным.
Защищенные ангары в Хмеймиме все-таки относительно недавно поставили – в виде бетонных перегородок с усиленной арматурой крышей, способной выдержать падение беспилотника. Ангар рассчитан на хранение 18 единиц авиатехники.
Здесь можно вспомнить ракетную атаку по сирийской авиабазе Эш-Шайрат в провинции Хомс 7 апреля 2017 года. В ней участвовали два эсминца ВМС США Ross (DDG-71) и Potrer (DDG-78), которые из акватории Средиземного моря выпустили 60 крылатых ракет Tomahawk («Томагавк»). Результаты этого налета, целью которого были самолеты сирийских ВВС, разнятся – в США заявили о 20 уничтоженных самолетах, Сирия сообщила лишь о шести поврежденных воздушных машинах.
Однако уже на следующий день авиабаза восстановила свою работу и в воздух поднялись первые самолеты. Все дело в том, что эта авиабаза, где размещены четыре авиационных эскадрильи (МиГ-25П\Р, МиГ-23МФ, Су-22M2 и Су-22М4), оборудована железобетонными капонирами. Большинство самолетов были укрыты как от прямого попадания ракет и осколков, так и от постороннего глаза – американцы попросту не знали точную численность авиационной техники на базе.
К слову, еще в советские времена аэродромные укрытия разных видов в ВВС стали появляться с использованием опыта Шестидневной войны Израиля с арабами в 1967 году. Тогда ВВС Израиля за один день вывели из строя практически всю боевую авиацию Египта и большую часть сирийских самолетов, стоящих на аэродромах без всяких укрытий в линейном порядке. В Генштабе ВС СССР сделали для себя вывод – проще вложиться в строительство укрытий, чем терять дорогостоящие боевые машины. Было также принято решение строить зоны рассредоточения самолетов вокруг аэродромов, чтобы их нельзя было уничтожить одним налетом или артиллерийским ударом.
Впрочем, аэродромные капониры в первую очередь построили в заграничных группах советских войск (ГДР, Польша, Венгрия, Чехословакия) – на переднем рубеже противостояния с НАТО в Европе. А также в так называемых приграничных военных округах – Прикарпатском и Одесском на Украине, Белорусском и Прибалтийском. Всего за достаточно короткий срок было возведено около 2500 железобетонных конструкций.
Понятно, что после распада Советского Союза все аэродромные структуры, в том числе и укрытия, остались за границей. Новой российской армии на фоне проблем ее становления было явно не до строительства железобетонных арочных укрытий на аэродромах. В лучшем случае можно было наблюдать открытые капониры – земляные валы, отделяющие стоянки самолетов друг от друга.
Парадокс в том, что по сравнению с ценой самолета любые укрытия, даже наиболее совершенные, стоят копейки. Однако благодаря им можно, во-первых, существенно продлить срок службы дорогостоящей военной техники, а во-вторых, сильно облегчить условия службы для всех причастных. Отдельное спасибо за укрытия скажет инженерно-технический состав – эти незаметные, но очень важные люди смогут теперь обслуживать самолеты в тепле и при свете в любую погоду и в любое время суток. Скажут спасибо и летчики, которые смогут вылетать на задание в сухой и теплой кабине.
Большинство самолетов имеет кабины, которые открываются сверху – и при любом дожде или снеге влага неизбежно попадает внутрь боевой машины. А это, в свою очередь, увеличивает шансы на отказ техники, что может быть критично, особенно в воздухе. В укрытиях же можно хранить и инструмент для обслуживания самолетов, и первый боекомплект.
В ВВС иностранных государств укрытия для боевых самолетов – обязательная часть инфраструктуры аэродрома. Едва ли не в любой стране НАТО и F-16, и тем более F-35 обязательно хранятся в теплых, оборудованных всеми необходимыми системами боксах. Но в России традиционно, десятилетиями, сотни боевых машин стояли на аэродромах без малейшего укрытия. Положение дел с укрытиями в военной авиации выглядело особенно разительно по сравнению с Сухопутными войсками – там для танков и БМП обязательно были устроены специальные гаражи и боксы.
Иными словами, причин для возрождения строительства надежных аэродромных укрытий предостаточно. Ну и, конечно же, речь идет и о чисто военной безопасности, с учетом весьма напряженных отношений с НАТО – курки-то уже взведены. Ждать, что все обойдется, наивно и не предусмотрительно. Собственно, поэтому и говорит сейчас министр обороны России Сергей Шойгу о реализации плана развития аэродромной сети, которая призвана обеспечить маскировку авиатехники от спутникового наблюдения, защищенности от климатических факторов и огневого воздействия.
По его словам, предусмотрено возведение более 300 укрытий, можно подразумевать, что их в перспективе появится больше – создание укрытий будет синхронизировано с поставками летательных аппаратов в войска.
«Аэродромные укрытия можно назвать многофункциональными сооружениями, – говорит газете ВЗГЛЯД военный эксперт, полковник ВВС Александр Дробышевский. – Конечно, это и защита, и маскировка, и сохранность авиационной техники, при этом еще и более комфортные условия для людей. Техникам, инженерам готовить воздушную машину к вылету, проводить регламентные работы с крышей над головой куда как удобнее, да и качество повышается – это не на ледяном ветру голыми руками «железо крутить».
Особенно тема с возведением закрытых железобетонных капониров будет актуальна в условиях Арктики, которую активно осваивают в том числе и российские ВКС.
Всего в Арктике Россия возводит десять военных аэродромов, большинство из них, как например, на острове Земля Александры с удлинением ВПП до 3500 метров, уже готовы к боевому применению. Там ведь приземляются не только военно-транспортные Ил-76, но и несут постоянное боевое дежурство истребители-перехватчики. Без закрытых ангаров и надежных укрытий точно не обойтись».
Все-таки называть аэродромные укрытия капонирами не совсем правильно, хотя и они бывают закрытого типа. Более верное определение – арочное укрытие железобетонного типа (ЖБУ), которое было разработано еще в середине 1960-х годов. Вряд ли Минобороны сейчас будет изобретать что-то новое и наверняка использует уже наработанную конструкцию. ЖБУ состоит из полуарок с ребрами толщиной стенок в 60 сантиметров, снаружи конструкция обсыпается землей и покрывается дерном, в том числе и для маскировки объекта (на старых укрытиях зачастую росли и деревья). ЖБУ оснащено металлическими воротами – распашными или откатными.
Стандартные размеры основного помещения, в котором размещается боевой самолет, составляют 13 на 28 метров, то есть это может быть истребитель или штурмовик. При необходимости укрытие можно удлинить или укоротить. Существуют ангары и укрытия и на несколько самолетов сразу. Впрочем, для более габаритных военно-транспортных самолетов или реактивных бомбардировщиков арочные укрытия не строились из-за больших размеров воздушных машин и высокой себестоимости, поэтому их хранят под открытым небом, а для регламентных работ используют ангары, численность которых ограничена.
В Калининграде в честь годовщины штурма Кенигсберга подняли красное знамя над башней Дона
-
Профиль
Избранное
10 апреля 2023, 08:30 10 апреля 2023, 09:30 10 апреля 2023, 10:30 10 апреля 2023, 11:30 10 апреля 2023, 12:30 10 апреля 2023, 13:30 10 апреля 2023, 14:30 10 апреля 2023, 15:30 10 апреля 2023, 16:30 10 апреля 2023, 17:30 10 апреля 2023, 18:30
10 апреля в честь годовщины окончания штурма Кенигсберга над башней Дона, где сейчас размещен Музей янтаря, поднимут Красное знамя. Историческая реконструкция по мотивам событий 10 апреля 1945 года начнется в полдень. Александра Пережогина расскажет, какие тайны скрывают стены бывшей крепости.
Фамильный герб, серебряная статуя, подсвечник, а также кружки и чашки – внутри четырех стеллажей личные вещи рода Дона – одного из древнейших в Кенигсберге. В 1812 году офицер Фридрих Дона воевал на стороне российской армии против Наполеона, после уже генерал-фельдмаршал прусских войск участвовал в строительстве второго вального оборонительного кольца Кенигсберга.
ВИКТОРИЯ РЕЗЧИКОВА, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ ЯНТАРЯ:
— Две башни – Дона и Врангеля – были построены друг напротив друга, чтобы прикрывать самое слабое место обороны Кенигсберга – гладь Верхнего пруда. В начале 20 века стало развиваться оружие, дальнобойность стрельбы, поэтому башня потеряла свое военное значение, была продана городу, здесь был какой-то музейный комплекс, магазинчики, фотоателье.
Все изменилось с началом Второй мировой войны: башни «Дона» и «Врангель» вновь становятся военными объектами. Но 9 апреля 1945 года непреступная крепость Кенигсберг была взята. На штурм города понадобился 81 час. Гарнизон, который находился в башне «Дона», отказался сдаваться в плен. Советская артиллерия пробивала, в большинстве случаев, не более трети толщины стен башни. Только после подписания капитуляции Кёнигсберга сопротивление стало бессмысленным. 10 апреля 1945 года на башне Дона водрузили Красное знамя.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОМАНДУЮЩЕГО 11-Й ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИЕЙ КУЗЬМЫ НИКИТОВИЧА ГАЛИЦКОГО:
«За всю войну мы еще не встречали таких укреплений, какие были созданы в Кенигсберге. В сущности, это был крупнейший укрепленный район, рассчитанный на длительное сопротивление даже в условиях полной изоляции».
С 1979 года в башне «Дона» располагается Музей янтаря. К 170-летию сооружения внутри открылась выставка «Наследие фортификаторов». До сих пор многие посетители не догадываются, что за стеной скрывается самое таинственное место башни – патерна. Это коридоры, расположенные вокруг бывшего порохового склада.
АЛЕКСАНДРА ПЕРЕЖОГИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Проходы в башне Дона довольно узкие, поставить здесь фонари было достаточно проблематично. Это сейчас у нас есть фонарики, сотрудники музея установили лампочки, а вот немцы делали специальные ниши для тех самых фонарей.
Спускаясь из бордового в цокольный зал, можно попасть в капонир – маленькую пристроенную башенку. Стоя здесь, мало кто знает, что находится под ногами.
МАРИНА КУЗНЕЦОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МУЗЕЯ ЯНТАРЯ:
— Под нами на глубине более 5 метров находится задвижка для того, чтобы регулировать уровень воды. Если ее поднять, что мы, конечно же, сейчас делать не будем, то уровень воды ближе к нашей башне будет подниматься, то есть из Верхнего пруда по специальному ручью вода перетечет к нашей башне и затопит небольшой лужок. И таким образом башня Дона вновь становится неприступной крепостью. Уровень воды поднимется до 3 метров.
В дни празднования годовщины штурма Кенигсберга Красное знамя вновь поднимают над башней в память обо всех погибших и пропавших без вести участников Восточно-Прусской операции.
- ГТРК «Калининград»
Весь эфир
Рождественский удар Мамимо. Минобороны пора вспомнить опыт советской армии
Рождественский удар Мамимо. Минобороны пора вспомнить опыт советской армии
Версия для печати Материал размещен: Дата публикации: 06-01-2018
Хотя Минобороны и умалчивает о повреждениях самолета при новогоднем обстреле аэродрома Хмеймим потери в убитых в новогоднюю ночь это есть все же признали. Однако фотографии поврежденного Су-24 уже есть в Сети. Постарайтесь понять, как стрельба малых сил могла привести к повреждению самолета. И можно ли было этого избежать.
31 декабря 2017 года по аэродрому Хмеймим был нанесен комбинированный ракетно-минометный удар по боевикам. Снаряды, как это уже бывало много раз, были поражены панцирем, но минометная мина его остановить не могла — слишком специфичная цель с очень специфичной траекторией. По официальным данным Минобороны, в итоге погибли двое наших бойцов, несколько получили ранения.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 садится на базу Хмеймим в Сирии. Фото: © РИА Новости/Дмитрий Виноградов 900:20 Фронтовой бомбардировщик Су-24 садится на базу Хмеймим в Сирии. Фото: © РИА Новости / Дмитрий Виноградов
Обращает на себя внимание странная формулировка: «31 декабря 2017 года с наступлением ночи аэродром Хмеймим подвергся внезапному минометному обстрелу». В армии принято указывать время атаки, а у нас нет. Видимо, никто не знает. Дело в том, что Новый год сирийские военные, а может и наши, Мамими встречают так (видео прошлого года):
Понятно, что такие стрельбы из боевого оружия, как новогодние хлопушки, чтобы услышать серию не очень громких выстрелов из 82-мм минометы жесткие. Там даже запуск «Фау-2» можно пропустить, не то что такие мелочи. Соответственно, и ответ можно было принять сразу после праздничной суматохи. Из приведенного видео наверняка не было секрета для боевиков. Их командиры были бы дураками, если бы, прослышав о том, как на базе встречать Новый год, военные попытались бы этим воспользоваться и нанести удар как раз к «салюту».
Общая картина ясна. Советский 82-мм миномет разбирается на части по 20 фунтов, переносится на четырех человек, пятый таскает боезапас. Эти люди были GPS-координатами скопления людей и транспортных средств на Мамими. Получить их можно, например, по спутниковому фото (публичное) или с помощью своего человека в сирийском штате Мамима, но желательно совмещая и то, и другое. В канун Нового года диверсионно-разведывательная группа просачивается в район Мамима. Фейерверк и «огневая» стрельба по российской базе РЛС «Зоопарк» — она отвечает за обнаружение стреляющих рядом с ней минометов — вероятно, не успеют быстро найти точку обстрела. Обученный экипаж может производить от 25 мин в минуту. Хватит шуметь. Неясные подробности: сколько еще самолетов удалось повредить.
«Коммерсантъ» привычно возражает против официальной версии — кроме гибели двух человек и уничтожения семи самолетов ВКС России. Защита, конечно, все отрицает. Верить тут нельзя ни тому, ни другому. Более того, анонимные источники в Минобороны сообщили о повреждении одного Су-24 и одного вертолета. Наконец-то в Сети появились фотографии поврежденного Су-24, и даже военные не пытаются опровергнуть их истинность.
Данные «Коммерсанта» тоже часто расходятся с реальностью, но в другую сторону. Они потери с нашей стороны как нельзя лучше завышены, требования здравого смысла соблюдать вообще необязательно. Представить себе уничтожение семи самолетов от минометного обстрела в условиях Мамима довольно сложно. Минометы бывают лет 30 тк это только в массовом применении, а в рейдах массово их применять нельзя, т.к. в таких группах мало людей. Сколько было потеряно самолетов — понять сложно, но точно сказать, что уничтожено семь.
Как уже было сказано, в обе стороны могут поверить только очень наивные люди, взгляните на имеющееся фото. На первом фото повреждения Су-24 с Джамима не похожи на следы от минометных снарядов. Взгляните на этот стабилизатор: порваны и погнуты в стороны куски кожи, но дырок нет вообще. Мина советского 82-мм миномета (он и его копии — основная артиллерия истребителей) при взрыве дает от 400 до 600 осколков. Такое попадание в хвост и весь самолет был бы в пробоинах, чего явно нет. Что на фото?
Фото: © vk.com/roman_saponkov
Фото: © vk.com/roman_saponkov
Больше всего похоже на столкновение двух Су-24 друг с другом — одно крыло «шло» по хвосту другого. Почему два Су-24, а не этот конкретный с другим типом самолета? Дело в том, что крыло Су-24 расположено на той же высоте, что и стабилизаторы, а у других самолетов Мамима высота крыльев другая. Как крыло одной машины столкнулось со стабилизатором другой? Например, при ночном налете возникала угроза возгорания одной из поврежденных машин, а другие начинали отъезжать в сторону, как это было в кабульском аэропорту в 1989.
Фото: © vk.com/roman_saponkov
Фото: © vk.com/roman_saponkov
На втором фото видно повреждение гидросистемы Су-24, из которого льется жидкость. В следующую секунду небольшой след фрагмента. Других поблизости нет — такое бывает, когда пара сумасшедших особо крупных осколков наводит на всех остальных (с точки разрыва мины некоторые из них могут пролететь 60 метров). Поломка «на спад» — жидкость из гидросистемы еще течет, хотя фото утреннее, а обстрел был ночью. То есть дырка была совсем маленькая.
То, что взрыв был далеко, следует из того, что под Су-24 на фото висят бомбы. Очевидно, что дырки в гидравлической системе вешать бомбы на самолет никто не станет — он не собирается работать. То есть машина в новогоднюю ночь так и стояла с бомбами под брюхом, занимаясь тем, что в народе называется «ожидание смерти». Если бы не крайне низкая целеустремленность боевиков, жертв и разрушений по таким приказам в аэропорту было бы еще много-много.
При близком попадании бомбы было бы, что писать не семь поврежденных машин, а проблем гораздо больших. Типовая ФАБ-250 (а под Су-24 навесили не одну) пробивала броню БМП на дистанции свыше пятидесяти метров. Хватило бы вывести из строя довольно много техники и уничтожить самолет на фото.
Сплинтер мог попасть в бомбу справа. Фото: © vk.com/roman_saponkov
Сплинтер мог попасть в бомбу справа. Фото: © vk.com/roman_saponkov
Итак, по паре фото видно, что повреждения скорее всего не от мин, а некоторые от достаточно далеко разорвавшихся осколочных боеприпасов. Отсюда следует, что хамим был на острие бритвы: брось мину чуть ближе — было бы гораздо хуже.
Тем не менее, эти фотографии говорят нам о том, что мы находимся на земле в боевой обстановке, самолеты взлетают в крайне опасную во время стрельбы конфигурацию. Может это нормально, может у военных во всем мире норма держать самолет при угрозе самоубийства?
Советских героев помнят даже китайцы — не мы
В 1938 году девять советских бомбардировщиков ДБ-3-не отправили на войну в Китай. Воспользовавшись отсутствием у советских летчиков-истребителей ночной подготовки, японцы постоянно бомбили аэродром в Чэнду, где находилась эта девятка. Как говорит один из летчиков эскадрильи, бомбили японцы группами по 45 самолетов и более, «точно, хорошо освещенные [легкими бомбами]» объекты. Они использовали не мины весом 3,2 кг, как боевики в Сирии, а бомбы весом до полутонны. «Это, безусловно, впечатляло — в конце рейда аэродром напоминал лунный пейзаж: сплошная воронка», — резюмирует ветеран.
Модифицированный самолет ДБ-3. Фото: © РИА Новости / Иван Шагин
Модифицированный самолет ДБ-3. Фото: © РИА Новости / Иван Шагин
Но ни двух, ни одного человека от этих рейдов экипажи ДБ-3 не потеряли. И видимых повреждений на самолете не имел. Все потому, что командир эскадрильи Кулишенко был гениальным полководцем. По словам очевидца событий, «реальный ущерб от этих бомбардировок обычно был невелик. Мы всегда размещали самолеты за пределами аэродрома — не ближе ста метров от границы аэродрома, максимальное рассеивание рельефа местности, даже бомбы серии не могли накрыть за раз более одной-двух машин, и тщательно укрывали маскировочные сети и прочий камуфляж; мало того — волокли ночь по специальному деревянному настилу в болотистом месте, где японцы и не подумали смотреть на них».
25 самолетов ВКС РФ на последнем спутниковом снимке (19 мая 2017 г.) авиабазы Хмеймим в Латакии: 8 Су-24, 2 Су-25, 5 Су-27/35, 4 Су-30 и 6 Су-34 pic.twitter .com/enYvHTLFOI
— Samir (@obretix) 3 Sep 2017
Аэродром Хмеймим, типичный снимок со спутника. Это в 1938 году было понятно, что самолеты на аэродроме нужно держать рассредоточенными, замаскированными, и каждую ночь перемещаться туда, где они днем не стоят. Сегодня, как мы видели, столь глубокие знания не всегда доступны руководству ВКС России.
Смотрите, как интересно: оказывается, 80 лет назад люди знали, что если аэродром подвергается атакам противника, то не надо хранить самолеты с установленными бомбами. Ветеран утверждает, что для снижения вероятности потери матчасти с СБ-3 «даже заливали горючее» на тот случай, если рядом упадет случайная бомба. Возникает вопрос: почему то, что очевидно в 1938 году, сегодня есть знание, недоступное тем, кто инсценирует аварии с Мамими?
Ну, честно говоря, не все люди, а потом он понял, что самолеты нельзя строить рядами, как это делается в Хамиме. У японцев, например, службу несли беспорядочно. Это за девятку ДБ-3 возглавил их Кулишенко и наказал. 3 окт 1938 атаковали стоявшие на Тикере в ряд японские самолеты на аэродроме под Ханькоу. Японское слово АСУ Сакаи Сабуро, попавшего в эту бомбардировку:
«Большая часть из 200 армейских и морских бомбардировщиков, выстроившихся крылом к крылу на длинных рулежных дорожках, теперь сгорела. Высокие столбы пламени поднялись, когда взорвались топливные баки в в воздухе летело огромное облако дыма. Те самолеты, которые еще не сгорели, были изрешечены осколками разбитых танков, из струй хлестало топливо. Огонь перекидывался с самолета на самолет, пожирая жадностью горючее… [Российской] базе нанесен колоссальный ущерб «Почти все наши самолеты либо сгорели, либо были разбиты. Командир базы потерял левую руку, несколько его офицеров, многие летчики, техники и механики погибли или были ранены».
Дальний самолет-бомбардировщик ДБ-3. Фото: © РИА Новости
Дальний самолет-бомбардировщик ДБ-3. Фото: © РИА Новости
По самым скромным подсчетам погибло более сотни японцев. Когда в декабре 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, обороняемый сотнями самолетов и зенитных орудий, он потерял в несколько раз меньше самолетов и значительно меньше людей, чем уничтожил одну девятку во главе с командиром эскадрильи Кулишенко.
22 июня 1941 года об этом ценном опыте в советской авиации никто и не догадывался. Именно в Китае Кулишенко является народным героем, в честь которого слагают песни и могилу которого ежегодно посещают десятки тысяч человек. А 22 июня наши самолеты стояли в ряд, незамаскированные и незамаскированные, «хмельницки», точно такие же, как и японские аналоги в Ханькоу.
Но те, кто уцелел, поднявшись под градом немецких бомб, довольно быстро пришли к тем же выводам, что и командир эскадрильи Кулишенко перед любой из бомб. Тут же стали делать земляные облицовки (укрытия с перекрытием и маскировкой верха). Бомбы хранились в отдельных ровиках и никогда не оставлялись висеть на самолетах на ночь. Массово строились ложные аэродромы с искусно вырезанными и раскрашенными фанерными макетами советских самолетов, зенитными орудиями и даже одним-двумя стреляющими орудиями ПВО, поэтому немцы не сомневались в подлинности декораций.
Итоги известны: около аэродромов немцы атаковали чаще присутствующих, а потери аэродромов за всю войну составили менее суток 22 июня. В охранении авиации советских ВВС достигло такое мастерство, что немцы не видели их акцента:
«Летчики немецких транспортных самолетов, не замечая капониров советских истребителей, свободно проходили через наш аэродром в одиночку, причем толпами. Увидев противника, мы подлетели и атаковали его без поворота на набор высоты. Нагруженные продовольственными пакетами Ju.52 иногда падали вплотную к нашей столовой. В этих случаях мясные консервы, сигареты, печенье моментально пополняют наши склады». (В. Лавриненков, 9го ГИАП.)
Что с нами случилось?
Читатель уже уловил схему, в которой мы освоили боевой опыт — точнее, отсутствие как схемы, так и этой разработки. В наших военных академиях учат чему-нибудь хорошему, только не военной истории. Редкий их выпускник знает имя организатора самого результативного налета на аэродром в истории нашей страны (того же Кулишенко). Дело не в камуфляжной и защитной работе на аэродромах Второй мировой. Многие офицеры современных ВВС думают: «Ну, мы же не дураки, у нас небо в замке, все под контролем». Никто не сказал им в военное училище в июне 1941, народ тоже искренне считал себя не дураками «всех хватать».
Эта схема работала в нашей истории много раз. 8 октября 1950 г. отбывший на мирную службу ВВС на аэродроме Сухая Речка тоже держал свою машину «в строю вдоль взлетно-посадочной полосы» непокрытой, не обвалованной. Это при том, что они были переброшены в этот район после того, как американцы сбили на Дальнем Востоке советский самолет (экипаж погиб). Прилетели два американских F-80 и машина выстрелила к черту. Официально потерь у мужчин не было — все обедали.
F-80. Фото: © Wikipedia.org
F-80. Фото: © Wikipedia.org. находится недалеко от поселка Перевозки, бывшей территории военного городка Сухая Речка».
Все, что осталось от братских могил летчиков, погибших в 1950 году на Сухой речке. Официально жертв нет — только заброшенные могилы. Фото: © wikimapia.org 900:20 Все, что осталось от братских могил летчиков, погибших в 1950 году на Сухой реке. Официально жертв нет — только заброшенные могилы. Фото: © wikimapia.org
По данным МО, было повреждено шесть советских самолетов, один потерян навсегда. Но летчик атакованного американцами 821 иап В. Н. Забелин говорит: «Официальные сообщения и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что один самолет взорвался и еще шесть самолетов получили серьезные повреждения. На самом деле было повреждено более 20 самолетов. самолетов. Часть из них тогда не удалось починить, но около десятка пришлось списать». Как видим, безвозвратные потери в десять раз превышали указанные МЧС. В итоге «начальнику штаба 821 полка было предъявлено обвинение в том, что он, в нарушение инструкции, допустил пакетное размещение самолетов на стоянке».
С 1950 года страной правил Сталин, бардак на том или ином аэродроме имел немалые геополитические последствия. За него намыливал голову не только начальник Генштаба, но и США. Если Сухой реке генсек категорически запретил размещать советских военных специалистов на передовой, то с 25 октября 1950 года в Корею прибыли советские летчики 64-го истребительного авиационного корпуса. Там они сбили много американских самолетов. Однажды так случилось, что зимой–весной 1951 года Корея отбила Пхеньян и на короткое время взяла Сеул.
Штабы никогда не меняются
Не думайте, что розового 1950 года было достаточно, чтобы вспомнить, как обваливать и маскировать самолеты на земле. Перефразируя Гегеля, военная история учит нас только тому, что в военно-учебных заведениях она обычно никогда не преподает. Поэтому всякую войну многие в военных воспринимали как бытовую зиму.
Почти всю Афганскую войну на земле, несмотря на атаки противника, нормальные насыпи или капониры были редкостью. В 1989, огнем буквально два реактивных снаряда («Панцири») осветили восемь самолетов Су-25, которые сгорели дотла. По словам очевидца пожара, «следующая группа Су-25 была немедленно размещена на другом конце аэродрома, для этих самолетов была подготовлена индивидуальная обваловка. За полгода до окончания боевых действий наука ушла в запас. «.
Советский бронированный дозвуковой штурмовик Су-25. Фото: © РИА Новости / С.Федоров
Советский бронированный дозвуковой штурмовик Су-25. Фото: © РИА Новости / С. Федоров
Интересно, что все 1990-е существовала аномалия. Вместо того, чтобы сразу забыть об афганской «науке», как это сделали наши ВВС с опытом укрытия самолетов после Второй мировой войны, насыпь на земле очень даже сделали, в «линию» самолеты пытались поставить. Как отмечает Михаил Викторович Павлов, летчик 461-го штурмового авиационного полка, бомбы в 1990-е годы подвешивались непосредственно перед вылетом — в последнюю минуту, когда летчик окончательно ставил задачу.
Конечно, Сирия странная, аномальное состояние наших аэродромов пришлось пройти. На Мамиме вначале не было насыпи самолетов. С самого начала стояли группами в «липецких». На спутниковых фотографиях на них ни разу не видели маскировочных сетей.
Конечно — кого они боятся? Ну разве что американцы, как на Сухой реке. Или боевики в Афганистане в 1989 году. Конечно, столь ничтожные причины не могли заставить пользователя Мамими уже более двух лет сделать хотя бы рудиментарную насыпь. Или хотя бы не подвешивать бомбу к самолету заранее, а делать это перед боевым заданием.
Нельзя сказать, что невосприимчивость к боевому опыту свойственна только нашим ВВС. Это, конечно, общее достояние вооруженных сил (справедливости ради, не только их). Как отмечает по этому поводу народный эксперт в области «наземных» укреплений, «в 9В 4-96 годах окопному искусству нас научили чеченцы, и только в августе 2000 года мы начали потихоньку осваивать окопное искусство. Но ничем эта война не закончилась, и мы в очередной раз дружненько разучились копать окопы». D0%BC%D0%B8%D1%8F/1076370/новогоходний_удар_по_хмиеймиму_минобороны_пора_вспоминить_опыт_советской_армии
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Беспилотный авиационный комплекс (БАС) MQ-25
Расширение радиуса действия крыла авианосца
- Boeing представляет будущее беспилотной авианосной авиации ВМС США с MQ-25.
- Беспилотная авиационная система, разработанная для миссии ВМС США, обеспечит необходимую надежную возможность дозаправки, тем самым увеличив боевую дальность развернутых истребителей Boeing F/A-18 Super Hornet, Boeing EA-18G Growler и Lockheed Martin F-35C. .
- Наш самолет готов к миссии, кабина экипажа и ВМС США. Boeing уже более 9 лет поставляет ВМФ самолеты-носители.0 лет — знаем летную палубу.
- MQ-25 сочетает в себе дозаправку, автономию и бесшовную интеграцию с палубой авианосца для достижения целей ВМС США.
Непревзойденный опыт работы в кабине экипажа авианосца
- Компания Boeing поставляет самолеты-носители ВМС США уже более 90 лет. Мы знаем операции операторов связи и можем обеспечить бесшовную интеграцию с существующими системами.
- Наследие авиаперевозчика Boeing восходит к 1930-х Douglas TBD Devastator до современного F/A-18E/F Super Hornet последнего поколения.
- Мы применили весь этот опыт к нашему самолету MQ-25, снова представив лучшее, что Boeing может предложить ВМС США.
- В 2021 году испытательный актив MQ-25 T1 был успешно интегрирован в среду авианосца, где демонстрация на борту авианосца USS George H.W. Буш подтвердил функциональность, возможности и управляемость системы управления палубой беспилотного самолета.
Ускорение возможностей дозаправки в воздухе
- Испытательный объект MQ-25 T1, принадлежащий Boeing, является предшественником модели самолета для инженерных разработок, производимой в рамках контракта, заключенного в 2018 году.
- T1 используется для раннего обучения и открытий, закладывая основу для быстрого перехода к разработке и тестированию MQ-25.
- После своего первого полета в 2019 году T1 провел в воздухе около 125 часов, что помогло команде быстрее понять аэродинамические характеристики самолета и послужило основой для принятия проектных решений как для летательного аппарата, так и для его программного обеспечения.
- MQ-25 T1 заправил три палубных самолета — F/A-18 Super Hornet, E-2D Hawkeye и F-35C Lightning II — и стал первым в истории беспилотным самолетом, дозаправившим другой самолет.
Промышленная группа MQ-25 делает все возможное, чтобы предоставить эту жизненно важную возможность дозаправки в воздухе, чтобы помочь ВМС США увеличить дальность действия авианосного крыла. В отраслевую группу входят:
- Aitech Defense Systems
- Астроникс
- Системы ВАЕ
- Коллинз Аэроспейс
- Кокс и компания
- Кран Аэрокосмическая промышленность и электроника
- кубический
- Защитные решения Curtiss-Wright
- ГЭ
- Корпорация Харрис
- Эру-Девтек
- Ханивелл
- Инновационные энергетические решения
- L3 Коммерческая авиация
- Группа самолетов Муг
- Паркер Ханнифин
- Рейтеон
- Роллс-Ройс
- Триумф Группа
October 21, 2021 in Defense
Команда Boeing-Navy, создающая беспилотный воздушный заправщик, сосредоточена на предоставлении возможностей флоту.
Узнать больше
30 ноября 2021 г. в Оборона, Инновации
Беспилотный воздушный заправщик вошел в историю в 2021 году, впервые перекачав топливо для трех разных самолетов ВМФ.
Узнать больше
7 июня 2021 г. в Defense
Испытательный объект MQ-25 T1 заправляет топливом F / A-18 Super Hornet ВМС США, впервые демонстрируя свою миссию по дозаправке в воздухе.
Узнать больше
15 марта 2021 г. в Оборона, инновации
Текущие испытательные полеты и цифровое моделирование являются основой для разработки MQ-25.
Узнать больше
9 декабря 2020 г. в Оборона, инновации
Компания Boeing и ВМС начали очередной этап летных испытаний испытательного объекта MQ-25 T1, выполнив первый полет с запасом дозаправки в воздухе.
Узнать больше
23 июля 2020 г.