ЯК-40 — пассажирский самолет
пресс-служба КрасАвиа
Як-40 — советский ближнемагистральный реактивный самолет, способный взять на борт до 40 пассажиров и перевезти их на расстояние до 2,500 км. Выпускался с 1966 по 1981 год. Было выпущено 1,012 самолетов.
Первый полет Як-40 совершил 21 октября 1966 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1966 году в авиакомпании Аэрофлот.
Як-40 был создан в начале 1960-х на замену турбовинтовым Ил-12 и Ил-14 и стал первым в мире реактивным самолетом для местных воздушных линий, а также первым пассажирским самолетом разработанным в ОКБ им. А.С. Яковлева.
За самолетом закрепились два прозвища — за «малый размер» и обильное дымление двигателей его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива — истребителем керосина. Самолет отличается высокой надежностью и безопасностью в эксплуатации. Он может взлететь при отказе любого из трех двигателей, совершать горизонтальный полет даже на одном двигателе.
Як-40 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным прямым крылом, Т-образным хвостовым оперением и трёхопорным шасси, убирающимся в полёте. В хвостовой части расположены три турбореактивных двигателя и вспомогательная силовая установка. Средний двигатель оборудован реверсивно-тормозным устройством, уменьшающим посадочную дистанцию самолёта.
Салон Як-40 оборудован большими круглыми иллюминаторами и приемлемой звукоизоляцией. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2.
Кабина экипажа рассчитана на двух человек: командира и второго пилота. При необходимости здесь может быть поставлено третье кресло. Из кабины обеспечен хороший обзор как левому, так и правому пилоту.
Як‑40 оборудован системами защиты от обледенения, кондиционирования воздуха, кислородной, противопожарной и новейшим радио‑ и пилотажно‑навигационным оборудованием. Наличие современного оборудования на самолете позволяет эксплуатировать его в простых и сложных метеорологических условиях, как на отечественных, так и на зарубежных аэродромах.
Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами большого диаметра, что дает возможность взлетать и садиться на аэродромы с грунтовым покрытием.
История создания Як-40
Проектирование Як-40 началось 15 мая 1965 года, после приказа министра авиационной промышленности основанного на постановлении Совета Министров СССР, подписанного 30 апреля 1965 года. Предполагалось, что новый региональный реактивный самолет заменит на местных авиалиниях устаревшие поршневые самолёты Ил-12, Ли-2 и Ил-14. Любопытно то, что ОКБ А. С. Яковлева ранее никогда не занималось проектированием многоместных пассажирских самолётов. Основным направлением ОКБ были учебные, боевые и спортивные самолёты.
При проектировании самолёта перед конструкторами стояла задача найти компромисс между надёжностью, обеспечивающий высокую безопасность полёта, и экономичностью, также непритязательность к аэродрому и современный комфорт для пассажиров. Як-40 не нуждается в аэродромных передвижных трапах, в хвостовой части предусмотрен откидной посадочный трап.
Опытный образец построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году: 21 октября состоялся первый полёт «Як-40» с тремя двухконтурными турбореактивными двигателями (ТРДД) АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Тогда же самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове, а первые самолёты были переданы «Аэрофлоту».
Первые регулярные рейсы Як-40 начались из аэропорта Быково (располагался примерно в 35 километрах к юго-востоку от Москвы вдоль Рязанского шоссе и железной дороги недалеко от города Жуковский).
Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и вместимостью до 27 пассажиров. Дальность полёта составляла всего 710 км (с резервами топлива). Позднее в ОКБ им. А.С. Яковлева приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и вместимостью до 32 пассажиров. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полёт с одним из трёх двигателей.
На середину 1972 года самолёты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров.
Сертификат лётной годности Италии и ФРГ Як-40 получил в 1972 году и таким образом Як-40 стал первым отечественным самолётом, который эксплуатировался компаниями капиталистических стран.
Кроме этого, Як-40 стал первым советским самолётом, который продавался в страны, имеющие собственную развитую авиационную промышленность.
Помимо Западной Европы «Авиаэкспорт» выступал с предложением к фирме Boeing о совместной продаже и обслуживании Як-40 на территории Северной Америки, но против этого проекта была часть властных структур США и дальше намерений дело не пошло.
С 1975 года начался выпуск транспортной версии Як-40К для грузовых и смешанных перевозок с большим грузовым люком. Максимальная коммерческая нагрузка на нём была увеличена до 3,200 кг. На этой машине в 1979‑1980 годах чехословацкие пилоты установили 12 мировых рекордов. Одновременно с пассажирскими вариантами выпускался административный вариант самолёта с салонами 1-го и 2-го класса.
На базе пассажирского самолета был создан также десантно‑транспортный и санитарный Як‑40ДТС, самолет для проверки работы наземных радиомаяков Як‑40 «Калибровщик», летающие лаборатории Як‑40 «Аква», «Лирос», «Метео», «Фобос», «Шторм», различные варианты для исследований и проверки радиоэлектронного оборудования и Як‑40/М‑602 — для испытаний чехословацкого двигателя М‑602.
Фото: Felix Goetting | Airliners.net
В ходе модернизации Як‑40 в 1980-1990 годы удалось увеличить его дальность до 2,500 км за счет увеличения запаса топлива, а для сохранения коммерческой нагрузки взлетный вес машины довели до 17,200 килограмм.
Серийное производство самолёта было прекращено в 1981 году из-за перехода завода-изготовителя на производство нового самолёта Як-42.
Первое массовое списание Як-40 началось в конце 1980-х годов. В 1990-е годы сложности с приобретением новой техники и сравнительно низкие цены на авиационное топливо сделали Як-40 востребованным самолётом, многие из них в эти годы использовались в качестве корпоративного и VIP-транспорта. В 1992 году на Смоленском авиационном заводе была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 — доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). По мере старения авиапарка, роста цен на топливо, появления на рынке более экономичных и современных конкурентов, а также стремительного свёртывания региональных авиаперевозок самолёты типа Як-40 стали всё реже появляться в небе, а с начала 2000-х годов началось их массовое списание и вывод из эксплуатации.
Сегодня российские авиакомпании продолжают эксплуатацию Як‑40, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Ресурс самолета составляет 30 тысяч летных часов, а срок службы ‑ 25 лет. В настоящее время в ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с другими организациями ведутся работы по поддержанию летной годности и увеличению назначенного ресурса самолета до 40 тысяч летных часов, 35 тысяч полетов, назначенного срока службы до 38 лет, межремонтного срока службы самолета до 18 лет.
Як‑40 считается одним из самых надежных и неприхотливых в эксплуатации самолетов в своем классе. Самолет выпускался с 1966 по 1981 год. Всего было построено 1,012 самолетов.
Новая жизнь Як-40
В 2012 году в Сибирском НИИ авиации имени Чаплыгина (СибНИА) было начато исследование замены двигателей Як-40 на более современные и экономичные при капитальном ремонте. Проект не предполагал участия ОКБ им. Яковлева, заявившего о незаинтересованности в работе над самолётом. В 2016 году на аэродроме Ельцовка (Новосибирск) взлетел самолёт-лаборатория Як-40МС, оснащённый двумя двигателями TFE731-3 вместо трёх АИ-25.
Следующим проектом стал Як-40 с новым крылом большего размаха и меньшей площади из композиционных материалов и с законцовками (винглетами), с дальностью, увеличенной с 3,000 до 5,000 км. Заявленная цель проекта — отработка технологий, использованных в Перспективном лёгком многоцелевом самолёте, для скоростных самолётов. Самолёт получил проектное название СТР-40ДТ (самолёт турбореактивный 40 демонстратор технологии). Образец оснастили двумя арендованными двигателями TFE731-5BR тягой 2100 кгс, что позволяет ему развивать скорость более 700 км/ч.
4 декабря 2018 года СТР-40ДТ впервые взлетел с заводского аэродрома Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова — Ельцовка. Машиной управлял экипаж во главе с командиром Игорем Мосейкиным, руководителем авиационного сертификационного центра СибНИА.
В апреле 2017 года научный руководитель СибНИА Алексей Серьёзнов сообщил, что специалисты института планируют изготовление композитного фюзеляжа самолёта, что позволит создать полностью композитный прототип Як-40.
Модификации Як-40
Як-40 — опытная серия самолётов. Характерное визуальное отличие — прямой воздухозаборник среднего двигателя.
Як-40-25 — серийная машина, переоборудованная в летающую лабораторию для испытания радиоэлектронных систем, для чего на месте носового радиопрозрачного обтекателя метеолокатора «Гроза» был смонтирован новый блок оборудования.
Як-40 «Аква» — самолёт-лаборатория, произведённый на Минском авиаремонтном заводе по заказу УкрНИИ Госкомгидромета для исследования атмосферы и облаков с использованием контактных и дистанционных методов измерений исследуемых параметров, проведения активных воздействий на конвективные облака с целью образования искусственно стимулируемых осадков и осуществление контроля загрязнения воздушной среды. На самолёты были установлены подкрыльевые контейнеры с пиротехническими патронами. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В начале 90-х годов был переделан в пассажирский самолёт, а 17 мая 2001 года потерпел катастрофу в Иране.
Як-40 «Калибровщик» — самолёт-калибровщик для проверок работы аэродромных радиотехнических средств.
Як-40 «Лирос» — самолёт Госкомгидромета СССР, предназначенный для исследования атмосферы и облаков. В 1986 году применялся в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Як-40 «Метео» — многоцелевая метеорологическая лаборатория.
Як-40 РЭО — разработка Научно-производственного объединения «Взлёт», предназначенная для испытаний различного пилотажно-навигационного оборудования.
Як-40 «Салон» — экспортная модификация. В зависимости от компоновки различали 2 класса: 1-й на 11 мест с двумя салонами, туалетом и гардеробом между ними, а в хвосте кухня и ещё один туалет с гардеробом; 2-й класс на 16 или 20 мест в одном салоне.
Як-40 «Фобос» — летающая лаборатория для проведения научно-исследовательских работ, проводимых НПО имени С. А. Лавочкина. На самолёте проходили испытания разрабатываемых приборов и оборудования пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, исследования природных ресурсов и окружающей среды, изучения подстилающей поверхности и атмосферных явлений, визуальной и приборной регистрации аномальных явлений естественного и искусственного происхождения.
Як-40 «Шторм» — модификация для исследования атмосферных явлений и воздействия на них. Совместная разработка Высокогорного геофизического института и Минский авиаремонтный завод.
Як-40Д — самолет доработанный для полётов по международным авиалиниям.
Як-40ДТС — десантно-транспортная и санитарная модификация, предназначенная для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, а также для перевозки раненых с возможностью оказания им медицинской помощи.
Як-40К — модификация для грузовых и грузопассажирских перевозок на базе серийных самолётов. Максимальная коммерческая нагрузка в грузовом варианте увеличена до 3200 кг. В смешанном — от 10 до 18 пассажиров и с грузом от 2150 до 1150 кг соответственно.
Як-40П — проект самолёта с повышенной дальностью полёта, разрабатываемый в 1977 году. Предусматривалась установка дополнительных баков в обтекателях на консолях крыльев, ёмкостью 1000 литров каждый.
Як-40Т — туристический вариант на 34 пассажирских места. Испытывался в 1970 г. Добавочный ряд кресел был установлен за счёт уменьшения пространства багажного отделения и гардероба. Модификация была признана нецелесообразной по условиям удобства пассажиров и не эксплуатировалась.
Jak-40LL — переоборудован в Чехословакии для лётных испытаний турбовинтового авиадвигателя M601, предназначенного для чехословацкого самолёта Let L-410. Двигатель устанавливался на месте носового обтекателя. В дальнейшем испытывались и другие двигатели, а также воздушные винты.
Показать дешевые авиабилеты
Дальность полета: 2,500 км
Вместимость: 27-40 пассажиров
Схема салона: 1+2
Длина самолета: 20,36 м
Диаметр фюзеляжа: 2,4 м
Размах крыла: 25,0 м
Максимальная скорость: 546 км/ч
Максимальная высота полета: 8,000 м или FL262
Код ICAO: YK40
Календарь низких цен на авиабилеты:
РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политика
В мире
Экономика
Общество
Происшествия
Армия
Наука
Спорт
Культура
Религия
Туризм
Спецназ начал разгонять акцию протеста в Тбилиси с помощью водометов и газа
Популярное
Грузия решила взять под контроль иноагентов и оказалась на грани катастрофы
Давид Нармания
Россия — страна победившего феминизма
Виктория Никифорова
Россию накрыла безработица специалистов виртуальной экономики
Кирилл Стрельников
Специальный репортаж
Аналитика
Фото
Видео
Инфографика
Тесты
Опросы
Подкасты
Специальная военная операция на Украине
«Очень плохой сигнал для Европы». ВСУ нашли пример для подражания
Вчера, 08:00
Китайский консул потроллила США после статьи NYT о «Северных потоках»
Хорошие новости
Рекомендуемое
Культура
Удивительная история Дома моделей на Кузнецком. Как создавался стиль в СССР
Вчера, 08:00
Туризм
В туре только девушки. Секреты отличной поездки в компании подруг
Вчера, 08:00
Митинг в Германии против поставок оружия Украине
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
«Нет, мы тут не зря». Солдаты благодарят россиян за поддержку
Специальная военная операция на Украине
«Такое видим впервые». Что происходит на самом сложном участке фронта
Наука
Полетел не туда. Чем закончилась попытка американцев сбить астероид
«Готовы вцепиться в глотки». До чего алкоголизм довел Францию
Туризм
Страна суеверных долгожителей и дисциплины: что удивляет россиян в Китае
Шоубиз
Виталий Гогунский: «YouTube нам ничего хорошего не принесет»
Олигархи начали войну: теперь за исключение из санкционных списков
Петр Акопов
Украина установила невероятный рекорд
Сергей Савчук
Догнать и перегнать Китай: США проигрывают технологическую гонку
Дмитрий Косырев
Фигурное катание
Стало известно об улучшении состояния Костомарова после инсульта
Вчера, 19:04
Хоккей
Рафиков прокомментировал свою победную шайбу в матче с «Витязем»
Футбол
«Бенфика» разгромила «Брюгге» в 1/8 финала Лиги чемпионов
Хоккей
Буцаев заявил, что серия плей-офф КХЛ с «Локомотивом» вернется в Балашиху
Футбол
Пиоли заявил, что возвращение Конте станет преимуществом для «Тоттенхэма»
Вход на сайт
Почта
Пароль
Восстановить пароль
Зарегистрироваться
Срок действия ссылки истек
Назад
Регистрация на сайте
Почта
Пароль
Я принимаю условия соглашенияВойти с логином и паролем
Ваши данные
Восстановление пароля
Почта
Назад
Восстановление пароля
Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес
Восстановление пароля
Новый пароль
Подтвердите пароль
Написать автору
Тема
Сообщение
Почта
ФИО
Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Задать вопрос
Ваше имя
Ваш город
Ваш E-mail
Ваше сообщение
Сообщение отправлено!
Спасибо!
Произошла ошибка!
Попробуйте еще раз!
Обратная связь
Чем помочь?
Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами
Обратная связь
Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.
Разблокировать аккаунт
Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов
Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Разблокировать аккаунт
Имя в чате
Дата сообщения
Время отправки сообщения
Блокировался ваш аккаунт ранее?
ДаНет
Сколько раз?
Удалили мое сообщение
Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Удалили мое сообщение
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите, или выберите скриншот
Связаться с нами
Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:
Ссылка на материал
Опишите проблему
Перетащите,
или выберите скриншот
Связаться с нами
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите,
или выберите скриншот
Показать
Яковлев Як-40 — Авиакомпания Волга-Днепр | Авиационная фотография № 7091173
[ Середина Большой ]
Эта фотография защищена авторским правом и не может быть использована без надлежащего разрешения.
- Добавить в альбом
- Нравиться (2)
- Выбор Фотога
- Перекрестные данные
- Коррекция
[ Середина Большой ]
Исследуйте другие замечательные фотографии
- От этого фотографа
- этого самолета
- Из этого места
Swiss International Air Lines
РЕГ: HB-IJB
Airbus A320-214
MSN: 545
Москва — Домодедово (DME/UUDD)
Россия — 8 февраля 2012 г.
Владивосток Авиа
РЕГ: RA-64040
Туполев Ту-204-300
МСН: 1450744564040
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 19 февраля 2011 г.
Аэрофлот — Российские авиалинии
РЕГ: RA-85627
Туполев Ту-154М
МСН: 87А756
Москва — Шереметьево (SVO/UUEE)
Россия — 10 октября 2009 г.
Азербайджанские Авиалинии — AZAL — AHY
РЕГ: 4К-АЗ86
Airbus A340-542
MSN: 894
Москва — Домодедово (DME/UUDD)
Россия — 5 августа 2016 г.
Эйр Балтик
РЕГ: YL-BBN
Боинг 737-522
MSN: 26683
Москва — Шереметьево (SVO/UUEE)
Россия — 3 июня 2010 г.
Аэрофлот — Российские авиалинии
РЕГ: РА-96007
Ильюшин Ил-96-300
МСН: 74393201004
Москва — Шереметьево (SVO/UUEE)
Россия — 16 февраля 2011 г.
Аэрофлот
Яковлев Як-40
Хорог (UTOD)
Таджикистан — 1980
ЛОТ — Польские Авиалинии / Polskie Linie Lotnicze
РЕГ: SP-светодиод
Яковлев Як-40
MSN: 9542043
Прага — Вацлав Гавел (Рузине) (PRG / LKPR)
Чехия — 30, 19 ноября89
Аэрофлот
РЕГ: CCCP-87541
Яковлев Як-40
MSN: 9530642
Киев — Жуляны (ИЭВ/УККК)
Украина — 30 ноября 1975 г.
Сирийские авиалинии
РЕГ: YK-AQB
Яковлев Як-40
MSN: 9530443
В полете
Сирия — 5 апреля 2006 г.
Польша — ВВС
РЕГ: 044
Яковлев Як-40
MSN: 9840659
Варшава — Окече / Фредерик Шопен (WAW / EPWA)
Польша — 27 мая 2009 г.
Aerocaribbean
РЕГ: КУ-Т1537
Яковлев Як-40
MSN:
60
Сантьяго-де-Куба — Антонио Масео (SCU / MUCU)
Куба — июль 2002 г.
Владивосток Авиа
РЕГ: RA-64040
Туполев Ту-204-300
МСН: 1450744564040
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 19 февраля 2011 г.
Без названия (Газпромавиа) [Все]
РЕГ: RA-42425
Яковлев Як-42Д
МСН: 4520421303016
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 26 июля 2009 г.
Авиакомпания Якутия
РЕГ: VQ-БЕО
Боинг 737-76Q
MSN: 30293
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 12 сентября 2009 г.
Авиакомпания «Победа»
РЕГ: RA-73244
Боинг 737-8LJ
MSN: 41229
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 14 августа 2022 г.
СКАТ Эйр
РЕГ: УП-Б3731
Боинг 737-82R
MSN: 40724
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 2 июля 2022 г.
ЮТэйр Авиа
РЕГ: VP-BXO
Боинг 737-524
MSN: 27314
Москва — Внуково (ВКО/UUWW)
Россия — 19 февраля, 2011
Фото Copyright © Осипов Дмитрий. Все права защищены. Airliners.net не имеет отношения к какой-либо организации, упомянутой или изображенной здесь.
Все товарные знаки являются собственностью их владельцев.
Яковлев Як-40, фото, технические данные, история
- Страна Россия
- Тип Региональный реактивный авиалайнер
- Силовые установки Як-40 — Три ТРДД Ивченко АИ-25 тягой 14,7 кН (3300 фунтов).
- Технические характеристики Як-40 — Максимальная крейсерская скорость 550 км/ч (297 уз), экономическая крейсерская скорость 470 км/ч (254 уз). Дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 32 пассажира 1450 км (780 морских миль), дальность полета с максимальным расходом топлива 1800 км (970 морских миль). Як-40Д — Дальность полета с максимальным запасом топлива и запасом 2200км (1185м.м.).
- Вес Як-40 — пустой 9400 кг (20 725 фунтов), максимальная взлетная масса 16 000 кг (35 275 фунтов). Як-40Д — максимальная взлетная масса 17 200 кг (37,920 фунтов)
- Размеры Размах крыла 25,00 м (82 фута 0 дюймов), длина 20,36 м (66 футов 10 дюймов), высота 6,50 м (21 фут 4 дюйма). Площадь крыла 70,0 м2 (735,5 кв. футов).
- Вместимость Летный экипаж из трех человек (два пилота и инженер). Типичное расположение пассажирских сидений на 27 человек по три человека в ряд и шаг 78 см (30 дюймов). Максимальное количество сидячих мест для 32 человек в конфигурации с высокой плотностью размещения четыре человека в ряд. Некоторые оборудованы корпоративными салонами с рассадкой на 12-15 пассажиров.
- Производство Всего было произведено 1011 Як-40, из них около 750 построено для Аэрофлота. Приблизительно 490 самолетов оставались в эксплуатации в конце 2000 года, остальные используются в качестве корпоративного транспорта.
Як-40 был первым управляемым воздушным шаттлом в своем классе, который использовался в значительном количестве в любой точке планеты, опередив ERJ-135 и 328jet на три десятилетия.
Конфигурация Як-40 возникла из-за середины 1960-е годы Аэрофлот предпосылкой для обмена на большое количество Лисунов Ли-2 (советского производства DC-3), Ильюшин Ил-12 и Ил-14 (изображается независимо), которые тогда находились в управлении. Аэрофлот придавал проекту Як-40 невероятное значение, так как летательный аппарат планировался для работы территориальных управлений, составлявших половину пассажиропотока Аэрофлота.
Яковлев А.С. (в честь которого назван орган по наброскам) возглавлял группу конфигурирования Як-40, а наличие программы было выявлено 21 октября 19 г. 66, когда первая модель совершила свой женский полет. Этот тип был запущен в производство в 1967 году и поступил в управление Аэрофлота в сентябре 1968 года. Производство продолжалось до 1978 года, когда Саратовский завод летательных аппаратов изготовил 1011 самолетов, из которых 125 самолетов были проданы 18 странам.
Наиболее заметной особенностью конфигурации Як-40 является его трехреактивная конструкция с тремя специально разработанными двухполюсными ТРДД Ивченко АИ-25. Трехплоскостная конструкция двигателя была выбрана для расширенного повторения (и впредь улучшено исполнение с одним двигателем, что позволяет выполнять большое короткое поле). Нестреловидное, высокоракурсное крыло дополнительно предназначено для хорошей полевой стрельбы. ВСУ и подфюзеляжный трап в хвостовой части фюзеляжа позволяют осуществлять независимую работу на удаленных взлетно-посадочных полосах. Высокая удельная мощность позволяет Як-40 быть очень крутым и элитным — проблемы заработка денег были меньшей необходимостью.