Когда изобрели самолет. История и факты авиации

Содержание

  1. История авиации
  2. Труды Дж. Кейли в авиационной области
  3. Восход авиации: Джордж Кейли
  4. Первый полноразмерный самолет
  5. Первый патент на самолет: Уильям Хенсон
  6. Деньги на полёты дали велосипеды
  7. Изобретение
  8. Разбег
  9. «Жар-птица»
  10. Первые пассажирские самолеты
  11. Первые военные самолеты
  12. История развития реактивных самолетов

История авиации

Создателем первого прототипа летательного аппарата считается Леонардо Да Винчи, однако покорить небо инженерам и конструкторам удалось лишь несколько столетий спустя. Попытки создать прототип современного самолета были предприняты англичанином Джорджем, подробно изложившим принципы работы и постройки машины, которая могла бы взлетать и передвигаться в воздушном пространстве. Лавры отца-основателя сегодняшней авиации принадлежат Уильяму Хенсону, создавшему проект летательного аппарата в середине 19-го столетия.

Летательный аппарат Леонардо Да Винчи

В России данным проектом заинтересовался конструктор Телешов, запатентовавший воздухоплавательную систему с закрытым фюзеляжем. Первыми изобрели самолет, способный перенести пилота на весьма скромное расстояние, двое братьев Райт в 1903 году, на практике доказавшие возможность управляемых полетов. Самолет Можайского был разработан русским военным деятелем путем многократных экспериментов и корректировки конструкции.

Труды Дж. Кейли в авиационной области

Кто придумал самолет?

Первые исторические упоминания о летательных аппаратах были еще в древнеиндийской литературе. В ней описаны гипотетические летательные машины – виманы. В фольклоре практически всех народов существует упоминание о летательных аппаратах, таких как ковер-самолет или ступа, в которой летала Баба Яга.

Первым испытателем, который предложил полноценную концепцию летательного агрегата с отдельным двигателем и фиксированным крылом, стал англичанин Джордж Кейли. Его труды датируются концом XVIII века.

Наработки Кейли начал осуществлять с 1796 года, когда начал активно изучать полет птиц. В 1799 году был изготовлен серебряный диск, на который был нанесен придуманный им летательный аппарат, а на обратной стороне диска была нанесена диаграмма сил, которая позволяет осуществить полет. Нанесенное на диск устройство было очень похоже на лодку, но все же оно имело основные детали самолета. В силу этого можно сказать, что Дж. Кейли может считаться человеком, который продумал все основные детали самолетов.

С 1804 года исследователь проводит ряд экспериментов, связанных с аэродинамическими свойствами. За счет этого им была создана новая ротативная установка для исследований поверхностей. С помощью этой установки удалось измерять силу подъема предметов в зависимости от углов атаки. Нужно отметить, что данные были достаточно точными. В итоге после экспериментов был создан им первый планер, который мог пролететь до 27 метров, при этом площадь крыла составляла почти 1 кв. м.

К 1808 году был создан еще один планер с большой площадью крыла и искривленным профилем. Агрегат испытывали на привязи и в свободном полете. За счет полученных данных Кейли опубликовал первые в истории статьи про авиацию. В статьях идет речь о возможности создания конвертоплана с дискообразными несущими поверхностями и полиплана. Данные диски разбиты на 4 сегмента, которые вращаются, за счет этого создается подъемная сила.

Еще одно творение данного конструктора было зафиксировано в статье журнала Mechanics Magazine. В ней шла речь об управляемом парашюте, который оснащен горизонтальными плоскостями.

Mechanics Magazine

Все же наибольшими достижениями Кейли является создание летательных аппаратов в полную величину. Первая машина была построена в 1809 году. Машина была оснащена неподвижными крыльями и имела вырез для посадки пилота. Подъем должен осуществляться с помощью машущих крыльев, но в итоге агрегат так и не полетел.

Второй аппарат был изготовлен в 1894 году по тому же принципу, что и предшественник. Основным отличием стало наличие колесного шасси и фюзеляжа в виде лодки. В качестве силовой установки выступал сам пилот, а точнее его мышцы. В итоге проведенные испытания показали, что при разгоне с уклона была возможность отрыва от земли, но только с небольшим грузом. Поднять взрослого человека не удалось.

Конструктор занимался проектированием других летательных аппаратов, таких как дирижабли, но дальше разработок дело не пошло.

Восход авиации: Джордж Кейли

Первый пилотируемый полет на самолете был официально зафиксирован в начале 20-го века. Но задумались о летательных аппаратах гораздо раньше. Еще Леонардо да Винчи вынашивал идею специального устройства, способного подниматься в воздух.

Научные прорывы в этом вопросе относятся к концу 18-го столетия и принадлежат уму английского ученого и изобретателя Джорджа Кейли. Он выпустил несколько научных трудов по теме строительства летательных аппаратов, описал принцип полёта планера и самолёта, которые впоследствии положили начало развитию авиации.

Джордж Кейли, опираясь на основы аэродинамики, даже изготовил полноразмерный летающий планер. Конечно, об оборудовании его двигателем не было и речи – в то время двигатели, работающие на пару, были крупногабаритными и тяжелыми. Тем не менее, именно на его исследования опирались впоследствии многие изобретатели и конструкторы.

Первый полноразмерный самолет

Итак, паровая модель уже полетела. Следующим шагом был полноразмерный самолет — и здесь «право первой ночи» перешло от Британии к Франции. Полноразмерные планеры к тому времени строили многие — наиболее известным был француз Жан-Мари Ле Бри (1817−1872) и его планер «Альбатрос», успешно поднимавшийся в воздух в 1856 году. Но вот до самолета с мотором руки как-то не доходили.

На строительство полноразмерного самолета первым решился — и нашел финансирование — французский морской офицер Феликс дю Тампль де ля Круа (1823−1890). В 1857 году он запатентовал летающую машину — одноместную, с 6-сильным паровым двигателем. Ее микромодели, оснащенные вместо паровой машины часовым механизмом, успешно летали. Но существовавший на то время паровые двигатели были слишком тяжелы для полета, и к 1776 году дю Тампль создал и запатентовал сверхлегкий двигатель — специально для своего самолета.

Впрочем, построил он силовую установку еще раньше, в 1874-м, одновременно с самолетом, получившим простое название Monoplane. Именно Du Temple Monoplane является первым в истории нелетающим полноразмерным паровым самолетом. Самолет демонстрировался на Всемирной выставке 1878 года, но так и не смог подняться в воздух, а дю Тампль сделал себе состояние на производстве и продаже сверхлегких паровых двигателей, нашедших применение на торпедных катерах.

И только вот здесь появляется Александр Федорович Можайский. Он был одним из великих пионеров авиации конца XIX века и вторым в истории решился построить полноразмерный самолет, причем в основном на собственные средства. Самолет был достроен к 1883 году, и был значительно совершеннее — и неимоверно тяжелее, — чем машина дю Тампля. Его единственное испытание имело место в 1885 году — самолет проехал по рельсам, но подняться в воздух не смог, а опрокинулся, сломав крыло. Можайский стал первым авиатором, оснастившим свою систему органами поперечного управления (элеронами) и вообще задумавшимся о механизации крыла.



1 / 2 Изображение самолета Можайского из дореволюционной книги. Год ошибочен, на самом деле машину закончили в 1883-м.

Первый патент на самолет: Уильям Хенсон

Впервые оснастил планер мотором и запатентовал самолет британский изобретатель Уильям Хенсон. Совместно с коллегой и другом Джоном Стрингфеллоу они разработали деревянный моноплан Aerial Steam Carriage, или просто Ariel. Двигателем служила паровая машина. «Паровой воздушный экипаж» был оснащен парусиновым крылом размахом 46 м и закрытым фюзеляжем. Предприниматели планировали перевозить на таких самолетах до 12 пассажиров из Англии в Египет.

Но на реализацию проекта и постройку полноразмерного «Ариэля» денег уже не хватило, а сам Уильям Хенсон впоследствии переехал в США. Джон Стрингфеллоу продолжил работу над Ariel. В 1948 году он совершил первый моторизированный, правда, беспилотный полет. Сегодня эту модель самолета можно увидеть в Лондонском музее науки и техники.

Деньги на полёты дали велосипеды

Братья родились в большой семье Милтона Райта и Сьюзен Кэтрин Коернер. У Орвилла и Уилбера было ещё пять братьев и сестёр. Уилбер родился в 1867 году, Орвилл был на четыре года его младше.

Значительно позже братья рассказывали, будто они заинтересовались полётами, когда отец подарил им игрушку-вертолёт, которая была основана на изобретении одного из пионеров авиации француза Альфонса Пено. Мальчишки увлечённо играли с ним, пока он не сломался. Тогда они сделали новую модель самостоятельно!

Было ли это на самом деле, или братья придумали эту историю, уже находясь в зените славы, сейчас трудно сказать. Но в юности авиация определённо не была главным увлечением Уилбера и Орвилла.

Уилбер, весёлый, жизнерадостный, деятельный, сильно изменился после того, как в возрасте 18 лет получил тяжёлую травму лица во время хоккейной игры. И хотя физическая боль прошла, психологически Уилбер стал другим человеком. Хмурый, замкнутый, он не стал поступать в университет, а остался помогать родителям дома.

Орвилл, у которого были проблемы с учёбой в школе, так и не получил среднего образования, занявшись бизнесом. Вместе с братом стал работать и Уилбер, постепенно отходивший от последствий травмы.

Сначала братья занимались издательским бизнесом, но настоящий успех к ним пришёл в 1892 году, когда они открыли мастерскую по ремонту и магазин велосипедов. Америка переживала «велосипедный бум», и деньги потекли к братьям Райт рекой.

Изобретение

История изобретения первого самолета началась с детального изучения братьями планера-биплана, созданного по проекту Херринга-Шанюта, удачно прошедшего испытания в 1896 году. Братьями Райт были внесены следующие изменения в конструкцию планера: руль высоты стал расположен спереди, а не сзади крыльев, что увеличило безопасность летательного аппарата. На испытаниях в 1990 году роль пилота выполнял груз из мешка, набитого песком. Планером управляли братья с поверхности земли. В следующем году они усовершенствовали существующий прототип, обладавший слабой подъемной силой.

Двигатель на первом самолете братьев Райт работал на четырех цилиндрах. Биплан развивал скорость до 47 км/час благодаря крутящему моменту, толкающие винты которого вращались в разных направлениях. Детище братьев Райт под названием «Flyer» сумело подняться в воздух на тягах собственного силового агрегата, выполненного на 80% из высококачественного алюминия. Мотор самолета представляет собой примитивный вариант современного инжекторного двигателя.

“Flyer” братьев Райт

Интересный факт! Цепная передача на первом самолете братьев Райт была реализована по аналогии с велосипедной передачей. На текущий момент взглянуть на оригинальную модель биплана, разработанную братьями, можно посетив один из залов Национального музея космонавтики и авиации при Смитсоновском университете.

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.


А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.


А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.


Самолет А.Ф. Можайского

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.


К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Первые пассажирские самолеты

Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».


Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis

Характеристики первого полета:

  • высота — 2-3 м;
  • дальность — 220 м;
  • время полета — 22 секунды.

Воздушное судно было оснащено съемными шасси.

Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.

Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.

Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.


Разработка Игоря Сикорского

В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.

Первые военные самолеты

Летательный аппарат, которому удалось оторваться от земли, а также провести в воздухе небольшое количество времени, являлся разработкой братьев Райт. Орвил и Уилбур сконструировали его в 1900 году. Первый самолет братьев Райт назывался «Флайер-1». Его первый полет состоялся в 1903 году.


Братья Райт

Воздушная машина провела в воздухе около 59 секунд. За это короткое время она пролетела 260 м. Уже в 1904 году модель была доработана. А еще через год самолет совершил полет на расстояние 39 км.

Характеристики летательного аппарата:

  • размах крыла — 12 м;
  • масса — 283 кг;
  • мощность силовой установки — 9 кВт;
  • масса силовой установки — 77 кг.

Бензиновый двигатель, который разгонял машину до нужной скорости, был монтирован на деревянном каркасе. Шасси у самолета не было. Вместо них для запуска применяли катапульту. Она была оснащена рейсом направления из древесины. На создание такого самолета братья Райт потратили около 1000 дол. США.

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Первый реактивный самолет

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Источники

  • https://samoletos.ru/samolety/bratya-rajt
  • https://avia. pro/blog/kto-sozdal-samolet
  • https://www.airinme.com/blog/news/who-invented-the-first-plane/
  • https://www.PopMech.ru/history/52896-mozhayskiy-santos-dyumon-bratya-rayt-kto-pervym-izobrel-samolet/
  • https://aif.ru/society/history/12_sekund_neba_kak_bratya_rayt_nauchili_lyudey_letat
  • https://histrf.ru/biblioteka/b/piervyi-russkii-samoliot
  • https://AviaWiki.com/samolet/pervyj-samolet-v-mire
  • https://AviationToday.ru/poleznoe/pervyj-samolet-v-istorii.html

 

 

Как вам статья?

Радар: история великого изобретения

85 лет назад, в феврале 1935 года, шотландский физик Роберт Уотсон-Уатт успешно продемонстрировал свое новое изобретение, позволяющее обнаружить самолет на расстоянии. Новинка получила название радар, от английского Radio Detection and Ranging – радиообнаружение и измерение дальности.

Но позже западные специалисты напишут: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретен в Англии». Действительно, первый отечественный радиолокатор появился в январе 1934 года, то есть за год до своего английского «собрата». Об истории первых радаров и современных радиолокационных устройствах – в нашем материале.

«Крестные отцы» радара

Как и в случае со многими другими изобретениями, дату точного создания радара и имя его создателя зафиксировать сложно. В первой половине XX века ученые ведущих стран двигались параллельными путями, приходя к тем или иным решениям иногда практически одновременно. А появление таких сложных устройств, как радар, всегда является результатом работы многих людей и коллективов. Однако историки едины во мнении, что приближающаяся Вторая мировая война стала своего рода ускорителем для многих ключевых технологий XX века, в том числе и для радиолокации.

Теоретические основы для радиообнаружения объектов были заложены еще в конце XIX века, но для их практического воплощения потребовались еще долгие годы и изобретение большого количества вспомогательных для радиолокатора устройств и технологий. За пальму первенства в создании радара в условиях секретности боролись технологические лидеры – Великобритания, Германия, США, Франция и СССР.

Еще в 1886 году немецкий физик Генрих Герц обнаружил, что радиоволны способны отражаться телами. А в 1897 году «отец радио» Александр Попов при испытаниях радиоприемника поймал радиоволны, отраженные от металла корабля, попавшего между передатчиком и приемником. В 1900 году Никола Тесла предположил, что объекты на земле и в воздухе можно находить с помощью отраженных электромагнитных волн.

Эстафета переходит в Германию

В 1904 году немец Христиан Хюльсмейер запатентовал устройство под названием телемобилоскоп. Этот прибор предполагалось использовать в судоходстве для обнаружения кораблей в условиях плохой видимости. Телемобилескоп был построен на основе искрового генератора радиоволн и в своей последней версии мог находить суда на расстоянии до 3 км. Однако устройством не заинтересовались ни гражданские, ни военные, предпочитая по старинке пользоваться на судах паровыми ревунами.

По сути прибор Хюльсмайера был еще не радаром, а радиодетектором. Существовавшие на тот момент технологии еще не позволяли построить полноценный радиолокатор.


Схема установки антенны радиолокатора «Зеетакт» на немецкой подводной лодке

В 1920-1930-е годы немецкие ученые и инженеры достигли больших успехов в развитии военной радиолокации. В 1935 году физик Рудольф Кунхольд из Института технологий связи германских ВМС представил радиолокационный прибор с электронно-лучевым дисплеем. К концу 1930-х на его основе были созданы оперативные радиолокаторы «Зеетакт» для флота и «Фрейя» для ПВО.

Однако, несмотря на значительные научные результаты, руководство Третьего рейха рассчитывало на блицкриг и не спешило развивать национальную сеть радаров, считая их преимущественно оборонительными средствами. К 1940 году Германия располагала лишь небольшой сетью станций дальнего обнаружения. И только к концу 1943 года территорию Германии полностью накрыли защитным радиолокационным «колпаком».


 

Лучи смерти и британские радиолокаторы

Теперь отправимся в Великобританию, у которой к 1935 году, в отличие от Германии, США и СССР, больших успехов в разработке радиолокаторов не было. Занимательно, что к созданию первого радара английских оборонщиков подтолкнули слухи о наличии у немцев генераторов лучей смерти, способных уничтожать самолеты противника на расстоянии. Проверить возможность создания такого оружия поручили радиофизику Национальной физической лаборатории Роберту Уотсону-Уатту – потомку изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. 

Вместе с помощником ученый доказал утопичность уничтожения авиатехники лучами, но в процессе работы пришел к выводу, что отраженные от самолета радиоволны можно улавливать и тем самым обнаруживать технику врага. С идей разработки радиоопределителя физик обратился к заказчику исследования.


Роберт Уотсон-Уатт проводит первые испытания радара

Инициатива Уотсона-Уатта была поддержана, и 26 февраля 1935 года он провел первые успешные испытания своего радиоопределителя направления, которому удалось засечь летящий бомбардировщик на расстоянии 13 км. К 1936 году эта цифра достигла 150 км. К началу Второй мировой войны в Великобритании была построена первая в мире национальная система радиолокационной защиты. Она включала в себя более 20 станций и перекрывала подлеты к Британским островам по всем основным направлениям возможной атаки. Станции располагались по побережью цепочкой, из-за чего система получила название Chain Home. 

Изобретение Роберта Уотсона-Уатта остановило авиавторжение Германии на Британские острова. Радиолокаторы засекали самолеты противника и давали британским силам ПВО 20-минутное преимущество. В течение трех месяцев немцы потеряли над побережьем Великобритании 1887 машин – почти половину всего боевого флота.  

 

Первые советские радары

В 1920-е годы ученые в СССР создали импульсную радиолокационную установку и смогли с помощью отраженного радиосигнала измерить расстояние до ионосферы. В 1925 году физики Введенский, Симанов, Халезов и Аренберг указали на возможность применения для радиолокации ультракоротких радиоволн. А в 1934 году в Ленинграде начались первые полноценные опыты с аппаратурой радиообнаружения – в январе радиолокационным методом на расстоянии 600 метров был найден самолет, летящий на высоте 150 метров.

Оборудование было создано в Центральной радиолаборатории группой Ю.К. Коровина при поддержке Ленинградского электротехнического института. Руководил экспериментом военный инженер М.М. Лобанов, который сыграл ключевую роль в становлении радиолокационного направления в промышленности. В том же 1934 году на Ленинградском радиозаводе были выпущены опытные образцы радиолокационных станций (РЛС) «Вега» и «Конус» для системы радиообнаружения самолетов «Электровизор» ученого П.К. Ощепкова. Таким образом, 1934 год можно считать годом рождения первого отечественного радара.


РЛС дальнего обнаружения «РУС-2»

В 1938 году начинается серийное производство РЛС РУС-1 и РУС-2 «Редут», которые станут основой противовоздушной обороны в начале Великой Отечественной войны. Благодаря установленной на крейсере «Молотов» радиолокационной станции были отражены первые атаки немецких бомбардировщиков на Севастополь 22 июня 1941 года. А месяц спустя комплекс РУС-2, расположенный в 100 км от Москвы, обнаружил 200 самолетов, летящих бомбить столицу. Тогда атака была отражена, немцы развернулись, потеряв 22 машины. 

В работе над первыми станциями РУС-1 принимал участие выдающийся физик А.А. Пистолькорс, создатель научной школы радиоэлектроники. Станция РУС-2 «Редут» выпускалась на заводе №339 и стала самой массовой РЛС времен войны.
 

Радар на борту

К идее использования радиолокационных средств на самолетах пришли несколько лет спустя после того, как появились первые наземные РЛС. Хотя в системах радионавигации и в приборах «слепой посадки» радиотехнические средства начали применяться уже с 1933 года.

В СССР именно наземная станция «Редут» явилась прототипом первой бортовой радиолокационной станции (БРЛС). Одной из основных проблем стало размещение аппаратуры на самолете – комплект станции с источниками питания и кабелями должен был весить примерно 500 кг. На одноместном истребителе того времени разместить такую аппаратуру было нереально. И выход был найден – разместить станцию было решено не на одноместном самолете, а на двухместном Пе-2.


РЛС «Коршун» на МиГ-17П

Первая отечественная бортовая радиолокационная станция была названа «Гнейс-2», и в июне 1943 года она была принята на вооружение. К концу 1944 года было выпущено более 230 станций «Гнейс-2».

А в победном 1945 году началось серийное производство самолетной радиолокационной станции «Гнейс-5с». Дальность обнаружения цели достигала 7 км. Но главной новинкой этой модификации было то, что начиная с дальности 1,5 км данные воздушной обстановки дублировались на специальном индикаторе, установленном в кабине летчика. Это позволяло пилоту самостоятельно выводить самолет в атаку.

Дальнейшее развитие бортовых РЛС было связано с появлением реактивной авиации. Обнаружить самолеты и крылатые ракеты врага помогали такие установки, как «Изумруд», «Сокол» и «Сапфир» в различных модификациях.
 

АФАР и «умная обшивка» для Су-57

Современные БРЛС обеспечивают обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей в режимах «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также радиокоррекцию, полетное задание и выдачу целеуказания на применение управляемого бортового оружия.

Одна из современных российских разработок в области радиолокации − первая отечественная бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) «Жук-АЭ» для истребителя МиГ-35. В ней разработчики применили новейшие технологии в области радиоэлектроники, благодаря чему по соотношению эффективности к стоимости «Жуку» нет равных не только в России, но и на международном рынке.


БРЛС «Жук-АЭ» 

Антенны радиолокационной станции Н036 «Белка» для новейшего российского истребителя Су-57 также выполнены по технологии АФАР. Отметим, что наличие АФАР является одним из условных признаков истребителей пятого поколения.

В 2018 году российские истребители пятого поколения Су-57 получили так называемую «умную обшивку». Антенны станции Н036 «Белка» размещаются не только в носу машины, но и распределены по поверхности самолета, всего шесть, но точная конфигурация пока не разглашается. Неизвестна пока и большая часть характеристик радиолокационной системы Су-57. Но разработчики заявили, что в ходе летных испытаний станция Н036 «Белка» подтвердила заявленные параметры.

По оценке экспертов, такая «умная обшивка» обеспечит пилотам российского истребителя пятого поколения новые возможности, в частности круговой обзор на сотни километров. Использование антенн, работающих в разных диапазонах, также признано эффективным ответом американским стелс-технологиям.

История авиации для Месяца истории авиации

Спартанский колледж аэронавтики и технологий — видный голос в авиационной космосе. Эти блоги предназначены только для информационных целей и предназначены для обсуждения в авиационной отрасли различных тем.  

Ноябрь — особенный месяц для нас в Спартанском колледже. Месяц истории авиации! С нашей богатой историей, насчитывающей более 90 лет, мы очень гордимся тем, что играем роль в развитии авиационной отрасли. Спасибо нашему основателю В. Г. Скелли и его видению будущего еще в 1928 года компания Spartan строила самолеты, обучала пилотов и авиамехаников во время Второй мировой войны и войн в Корее, техников для береговой охраны и пилотов для ВВС Ирака. Спартанский колледж подготовил более 100 000 пилотов и техников за нашу 93-летнюю историю, и в этом месяце отмечаются все люди и инновации, которые привели отрасль к тому, что она имеет сегодня. Возвращайтесь в течение всего месяца, чтобы узнать больше об истории авиации во время Месяца истории авиации.

 

От первого полета на воздушном шаре до первой коммерческой авиакомпании — во время месяца истории авиации в ноябре вас ждет множество достижений и важных достижений. Месяц истории авиации отмечает прошлые достижения и вклад людей, которые привели к современной авиации.

В честь этого праздника давайте обратимся к истории авиации, братьям Райт и к тому, как она превратилась из военного применения (20–40-е годы) в преимущественно гражданское на сегодняшний день.

 

Как зародилась авиация  

История авиации началась в 5 веке с изобретения воздушных змеев в Китае. Знаменитый художник Леонардо да Винчи создал первые эскизы рационального летательного аппарата на своих картинах в 15 веке. В 1647 году Тито Ливио Бураттини разработал модель самолета с четырьмя парами планерных крыльев. Но он никогда не выдерживал вес человека. Позже, в 1970 лет, Франческо Терци, отец воздухоплавания, опубликовал теорию, показывающую возможность создания летательных аппаратов легче воздуха из цилиндров из медной фольги.

Открытие водорода в 17 веке привело к созданию первого водородного воздушного шара. В 1783 году братья Монгольфье, в том числе Жак-Этьен и Жозеф-Мишель, подняли первый беспилотный воздушный шар над Анноне, Франция. В том же году они запустили пилотируемый привязной воздушный шар с Жиру де Виллеттом, Жаном-Франсуа Пилатром де Розье и Жаном-Батистом Ревейоном на борту. Позже они запустили свой первый отвязанный полет на воздушном шаре, который пролетел девять километров примерно за 25 минут. Воздушный шар стал исключительно популярным в конце 18 века, что привело к открытию взаимосвязи между высотой и атмосферой. Однако основным недостатком воздушных шаров была недостаточная маневренность.

Изобретение дирижаблей решило проблему с воздушными шарами. В отличие от воздушных шаров, дирижабли использовали для подъема водород или газообразный гелий и были первыми, кто перевозил пассажиров на большие расстояния. Альберто Сантос-Дюмон был первым, кто управлял дирижаблем без привязи с двигателем внутреннего сгорания. В 1901 году Сантос-Дюмон запустил свой дирижабль, известный как «Номер 6», над Парижем менее чем за тридцать минут. В 1899 году Фердинанд фон Цеппелин начал строительство первого дирижабля Zeppelin с двумя двигателями Daimler. В 1902 года Леонардо Торрес Кеведо запустил свою версию Цеппелина, в которой были устранены проблемы с балансировкой первого Цеппелина. Однако катастрофа со смертельным исходом в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси, в 1937 году ознаменовала конец эры дирижаблей.

 

Самолеты тяжелее воздуха  

Несмотря на многочисленные усовершенствования самолетов легче воздуха, их существование было недолгим и было омрачено изобретением самолетов тяжелее воздуха. В 1869 году Сэмюэл Пьерпонт Лэнгли первым успешно запустил беспилотный летательный аппарат тяжелее воздуха в устойчивый полет. Позже правительство США профинансировало Лэнгли создание пилотируемой версии его самолета тяжелее воздуха для целей шпионажа за врагом. Однако его замысел не удался.

Братья Райт в истории авиации  

Между 1900 и 1902 годами братья Райт, Уилбур и Орвилл Райт из Дейтона, штат Огайо, разработали и испытали многочисленные модели планеров и воздушных змеев. Они построили аэродинамическую трубу, а затем создали различные устройства для измерения лобового сопротивления и подъемной силы на более чем двухстах конструкциях крыльев. Наконец, их третий планер имел успех, поскольку превзошел своих предшественников, которые внесли большой вклад в развитие авиационной техники.

Братья Райт также работали вместе, чтобы решить текущую проблему управляемого полета с двигателем. Они решили проблему управления, создав деформацию крыла для контроля рыскания, управления по крену и управляемого руля направления. 17 декабря 1903 года два брата успешно построили и запустили первый летательный аппарат тяжелее воздуха с экипажем. Это также общепризнанная дата запуска современной авиации. В тот день они совершили в общей сложности четыре полета на своем простом самолете, самый длинный из которых пилотировал Уилбур, преодолев 852 фута за 49 дней.секунды.

В 1906 году Альберто Сантос-Дюмон установил мировой рекорд, пролетев над Парижем на своем самолете «14-бис» 220 метров (примерно вдвое больше длины футбольного поля) за 21,5 секунды. Он также усовершенствовал конструкцию, включив в крылья подвижные части для обеспечения поперечной устойчивости. Позже, в 1908 году, он начал работать с компанией Clement-Bayard над созданием первого серийного самолета «Демуазель № 19».

 

0018  

Самолеты стали милитаризованными сразу после их изобретения. Италия была первой страной, которая использовала авиацию для военных операций. Они использовали дирижабли и монопланы для бомбардировок, обстрелов и транспортировки во время турецко-итальянской войны в Ливии.

В 1914 году Ролан Гаррос прикрепил к своему самолету пулемет, сделав его первым «асом». А в следующем году Курт Винтгенс одержал свою первую воздушную победу, используя истребитель с пулеметом.

Самолеты впервые были использованы в активных боевых действиях в больших масштабах во время Первой мировой войны. Это сыграло решающую роль в Первой мировой войне. Франция стала ведущим производителем самолетов во время войны, произведя более 68 000 самолетов между 1914 и 1918. Во время Второй мировой войны почти все страны увеличили производство и разработку самолетов и бортовых систем. Военные использовали истребители-бомбардировщики, стратегические бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики и штурмовики.

Изобретение радиолокационной технологии привело к более точному, скоординированному и контролируемому развертыванию. В 1942 году был запущен первый реактивный бомбардировщик Arado Ar 234. Вторая мировая война также привела к быстрому развитию вертолетов. К концу Второй мировой войны во многих городах и поселках были аэропорты или взлетно-посадочные полосы. В этот период гражданская авиация пережила огромный рост, потому что военные самолеты были перепрофилированы в личные или авиалайнеры.

Революционные конструкции самолетов, например Douglas DC-3, надежный цельнометаллический пассажирский самолет с прорезиненными сиденьями для снижения вибрации и шумопоглощающей пластиковой изоляцией, помогли сделать полеты более комфортными и доступными для новых путешественников. Чтобы стандартизировать безопасность, последовательность и эффективность гражданских полетов, в 1944 году была принята Конвенция о международной гражданской авиации. Стандартизация гражданских полетов привела к созданию более безопасных и доступных авиалайнеров, эксплуатируемых крупными перевозчиками.

Современная авиация  

Принятие цифровых технологий и технологий в современную эпоху стали свидетелями огромного прогресса в авиационной отрасли. Выпуск программного обеспечения для автоматизированного проектирования и автоматизированного производства в 1970-х годах способствовал разработке усовершенствованных конструкций самолетов. Новые технологии, такие как компьютерное моделирование, помогли производить более легкие, но более прочные материалы для строительства самолетов.

Современные самолеты также оснащены цифровыми системами, исключающими большинство аналоговых и механических инструментов. В течение 19В 80-х годах электронно-лучевые дисплеи в кабине экипажа были заменены на более совершенные компьютеризированные электронные дисплеи. Ярким примером была стеклянная кабина Боинга 767 в 1981 году. Современные дисплеи, интегрированные в автопилоты, делают управление ресурсами кабины важнейшим аспектом безопасности полета.

Кроме того, использование композитных материалов, подобных тем, которые используются для изготовления Boeing 787 Dreamliner, позволило значительно снизить вес самолета, что привело к повышению эффективности использования топлива. Усовершенствованный композит также привел к разработке широких законцовок крыла, которые снижают вес компонентов и улучшают аэродинамику самолета.

 

Заключение  

История авиации – это история успеха, неудач и настойчивости многих мужчин и женщин. Месяц истории авиации в ноябре — прекрасное время, чтобы отметить людей, стоящих за современной авиацией, которая поддерживает мировую экономику и вдохновляет многих людей стать авиаторами.

С 1928 года Спартанский колледж готовил авиационных профессионалов и пионеров; мы авиационный колледж, который имеет долгую историю высоких полетов и стойкости. Компания Spartan обучила более 100 000 авиационных новаторов из 50 США и более 40 стран. Благодаря нашим новаторским выпускникам Spartan оказал влияние на поколения на протяжении 9 лет. 3 года, зарекомендовав себя как лидер отрасли в области авиации и технологий. Пришло время вашей жизни отразить ваши мечты. Независимо от того, начинаете ли вы или начинаете сначала, спартанские программы вдохновляют вас мечтать о большем и усердно работать для достижения своих целей в авиации.
 

Spartan College предлагает программы, ориентированные на профессиональную подготовку в авиационной отрасли. Нажмите здесь , чтобы узнать больше о наших программах.  

История авиации: Кто изобрел самолет?

Оглядываясь назад на историю авиации, как вы думаете, кто предпринял первую успешную попытку? Кто изобрел самолет? Или это было накопительное усилие?

Люди были очарованы полетами в небе с незапамятных времен, бесчисленные рисунки, резные фигурки и реликвии, которые ясно показывают это очарование. Но кто вывел это увлечение на новый уровень? Кто решил поднять эту мечту в безбрежное небо и изобрести первый самолет?

Давайте совершим путешествие в историю авиации и узнаем, кто изобрел самолет.

Легче воздуха

В 1670 году Франческо Лана де Терзи опубликовал теорию, в которой предлагалось использовать сферы из медной фольги, содержащие вакуум, для подъема легче, чем по воздуху. Такие сферы были бы легче окружающего воздуха, и их было бы достаточно, чтобы поднять дирижабль.

Несмотря на теоретический смысл, его конструкция, к сожалению, была невозможна, поскольку давление окружающего воздуха раздавило бы сферы, если бы в них не было ничего, кроме вакуума.

Эта теория, известная как вакуумный дирижабль, остается несбыточной мечтой с любыми современными материалами. Тем не менее, мы не можем игнорировать усилия Терци при обсуждении того, кто изобрел самолет.

Воздушные шары

В 18 веке был открыт газообразный водород, вещество легче воздуха! Это привело к изобретению водородного баллона. Тогда же братья Монгольфье начали пилотируемые полеты на воздушном шаре.

21 ноября st , 1783 Монгольфьеры совершили первый свободный полет с пассажирами-людьми. Воздушный шар питался дровами. Проплыл 8 км.

Использование воздушных шаров в военных целях началось в конце 18 века. В то время французское правительство учредило компании по производству воздушных шаров.

Основание современной аэродинамики началось примерно в то же время в результате различных теорий механики, в частности гидродинамики и законов движения Ньютона.

Дирижабли или управляемые аэростаты

Работа над созданием управляемых или управляемых аэростатов продолжалась на протяжении 19 века. Первый управляемый устойчивый полет с двигателем состоялся в 1852 году, когда Анри Жиффар пролетел 24 км во Франции на корабле с паровым двигателем.

Несмотря на то, что дирижабли и дирижабли использовались в Первой и Второй мировых войнах и продолжают использоваться по сей день, пусть и в очень ограниченном количестве, их разработка уступила место самолетам тяжелее воздуха.

Сэр Джордж Кейли, отец самолета

Кейли первым определил четыре силы, влияющие на самолет: тягу, подъемную силу, сопротивление и вес. Он также был первым, кто спроектировал самолет тяжелее воздуха, и в своих конструкциях он сосредоточился на устойчивости и управлении.

Он разработал пилотируемый планер или «управляемый парашют», способный запускаться с вершины холма. На этом планере в 1853 году первый летчик пересек Бромптон-Дейл.

Братья Райт

С впечатляющей решимостью братья Райт методологически проложили себе путь от планеров к созданию первого самолета. Райт совершил первый устойчивый управляемый пилотируемый полет с двигателем тяжелее воздуха 17 декабря th , 1903.

Их первый летательный аппарат был неустойчивым и ненадежным, но братья не сдались, они сделали Flyer 2 и Flyer 3 Flyer III стал первым практическим самолетом в истории, который устойчиво летал под полным контролем, вернул пилота и благополучно приземлился.

Революционная разработка

После бурного старта авиация развивалась скачкообразно. Почти сразу же самолеты стали использовать в военных целях, что привело к впечатляющему росту за короткое время.

Эпоха между Первой и Второй мировыми войнами была отмечена удивительным прогрессом в области авиастроения. В то время самолеты начали развиваться от маломощных бипланов, сделанных из дерева и ткани, к гладким, мощным монопланам из алюминия.

Разработка могла быть начата по военным причинам, но коммерческая авиация определенно выиграла от впечатляющего прогресса. Авиация сейчас считается лучшим средством коммерческого транспорта из-за ее скорости и простоты передвижения, но это не произошло в одночасье.

Революционное развитие

Революционное развитие произошло в период между Первой и Второй мировыми войнами, спустя годы после того, как успехи первых авиационных самолетов стали важным элементом и орудием войны на полях сражений и войн, а авиация стала более опытной во время В этот период и в период между Первой и Второй мировыми войнами было обнаружено большое количество пилотов без работы, что привело к открытию пути для коммерческого воздушного транспорта, и в этот период в большинстве стран были созданы вооруженные воздушные силы, а также привело к развитию гражданской авиации.