Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту 160 «Белый Лебедь»

В 60-х годах прошлого столетия Советский Союз делал упор на развитие ракетного вооружения, а стратегическая авиация, представленная Ту-95 и М-4 с дозвуковыми скоростями, считалась неспособной преодолеть ПВО стран НАТО.

Решение США о создании нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика В-1 подтолкнуло руководство СССР к адекватным ответным мерам. Совет министров постановил приступить к подготовке проекта современного межконтинентального стратегического сверхзвукового самолёта, впоследствии получившего обозначение ТУ-160, а у лётчиков носившего ласковое имя – «Белый лебедь».

Ту 160 дозаправка

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Ту 160 схема

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160

Ту 160 «Белый Лебедь»

Лётные характеристики Ту 160
  • Максимальная скорость на высоте 12тыс. м – 2200 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1030 км/час.
  • Крейсерская скорость – 850-920 км/час.
  • Скороподъёмность – 70 м/сек.
  • Практическая дальность без дозаправки – 14 тыс. км.
  • Потолок – 15600 м.
  • Боевой радиус – 7300 км.
  • Продолжительность полёта – 14,5 часов.
Силовая установка самолёта Ту 160
  • Четыре ТРДДФ НК-32 с тягой на крейсерском режиме – 137,2 кН.
    на форсаже – 245,7 кН.
Размеры самолёта Ту 160
  • Длина самолёта – 54,10 м.
  • Высота самолёта – 13,10 м.
  • Размах крыла, стреловидность 200 – 55,7 м.
  • Размах крыла, стреловидность 350 – 50,7 м.
  • Размах крыла,стреловидность 650 – 35,6 м.
Вес самолёта Ту 160
  • Пустой, снаряжённый самолёт – 117 т.
  • Взлётный максимальный – 225 т.
  • Боевая нагрузка – 40 т.
Вооружение самолёта Ту 160
  • На установке барабанного типа – 6 КРВБ Х-55СМ/101/102.
  • Ракеты малой дальности Х-15 – 12 шт.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Видео: пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту 160

3D модель Ту-160

ТУ-160 «Белый лебедь»

ТУ-160 «Белый лебедь»

 

ТУ-160. ОКБ Туполева А.Н.. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец является самым крупным в истории военной авиации самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».

В начале 1975 г. началась разработка эскизного проекта самолета. Первый вариант Ту-160 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. используя задел предыдущих проектов — бомбардировщика Ту-135 (нереализованного) и пассажирского Ту-144. Но такой подход не отвечал требованиям ВВС, оговаривавшим широкий диапазон возможностей будущей машины — от скоростного полета у земли при прорыве к цели до продолжительного крейсерского на высоте. Поэтому начались работы над вариантом с крылом изменяемой геометрии. Для этой цели была сформирована специальная Государственная программа новых технологий в металлургии, непосредственно координируемая тогдашним министром авиапромышленности П.

В.Дементьевым.

Несмотря на отказ от прямого развития схемы Ту-144, опыт его разработки и серийного производства нашли применение и на Ту-160. К их числу относятся: опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета; разрабка эффективной теплозащиты конструкции планера самолета, его систем и оборудования в условиях длительного кинетического нагрева; элементы интегральной аэродинамической компоновки, объединившей фюзеляж и наплывную часть крыла в единый агрегат. Такая компоновка решила триединую задачу — обеспечила высокое весовое совершенство, улучшила несущие свойства и позволила, благодаря большим внутренним объемам, разместить значительную массу груза и топлива. В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.

Первый полёт выполнил экипаж летчика-испытателя Б. И. Веремея 19 декабря 1981 года. Первые 2 серийные машины поступили в 184 тбап Прилуки 17 апреля 1987 года. В августе 1988 г.- первый публичный показ в Кубинке министру обороны США Ф.Карлуччи. Первый пуск в ДА ракеты Х-55 состоялся 22 декабря 1992 г. в 184 тбап — экипаж А.Д. Жихарева.

10 июня 2010 года — рекорд полета на максимальную дальность установили два стратегических бомбардировщика Ту-160. Продолжительность полета ракетоносцев составила 24 часа 24 минуты, при этом дальность полета составила 18 тыс. километров.

Открыт памятник

«Воинам Дальней авиации
всех поколений»

Руководитель авторского коллектива
народный художник России,
действительный член Российской
академии художеств
Щербаков С.А.

Памятник установлен
в сквере Девичьего поля
(Москва, ул. Б. Пироговская 15,
станция метро – «Фрунзенская»).

Новое на сайте

Март 2023

ПнВтСрЧтПтСбВс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Ростех поставил два модернизированных стратегических бомбардировщика Ту-160М

Заголовок

Ростех поставил модернизированный Ту-160М и новый Ту-160М для начала летных испытаний, что является обязательным условием их принятия на вооружение.

Ростех, государственный конгломерат, объединяющий ведущие оборонные компании России, сообщил о поставке двух стратегических ракетоносцев Ту-160М (прозванных «Белый лебедь» из-за изящных линий и белой окраски). Один из них — обычный Ту-160, прошедший глубокую модернизацию до нового стандарта М, а другой — совершенно новый самолет, построенный на базе модернизированной версии.

«Ту-160 — важнейшая часть российской ядерной триады, поэтому модернизация боевых машин и возобновление производства этих стратегических бомбардировщиков — наша приоритетная задача. Модернизированные ракетоносцы превосходят своих предшественников по своим характеристикам, получили новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели НК-32-02 и другие системы. В ближайшие годы производство этих машин будет увеличиваться», — отметил генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Летно-испытательная станция проведет необходимые испытания систем и двигателей самолета, а также бортового радиоэлектронного оборудования, после чего самолет будет передан ВВС России. Предполагается построить около 40 новых единиц из расчета 2-3 Ту-160М в год.

Новый «Белый лебедь»

Первый прототип Ту-160М на взлетно-посадочных испытаниях в январе 2022 года. Фото: Ростех.

— Реклама —

Информации об особенностях и новых возможностях Ту-160М практически нет, поскольку все, что касается этого средства, имеющего фундаментальное значение для стратегии сдерживания России, окружено ореолом секретности.

Российские правительственные чиновники рассказали очень мало. Кабина была отремонтирована в соответствии с современными стандартами, и все бортовое электронное оборудование, как сообщается, было заменено новым, более функциональным.

Одной из новых особенностей Ту-160М является установка хвостового радара, который сканирует заднюю полусферу самолета для обнаружения приближающихся вражеских самолетов или ракет.

Еще одна из приобретенных инновационных возможностей, связанных с вышеупомянутым, заключается в том, что он сможет нести ракету «воздух-воздух» обратного пуска. Хвостовой радар бомбардировщика Ту-160М будет обнаруживать приближающиеся угрозы из задней полусферы, будь то зенитные ракеты или приближающиеся истребители, и сбивать их собственными ракетами класса «воздух-воздух». Это вполне можно было бы считать первым средством активной самообороны, установленным на боевом самолете, на что раньше могли полагаться только боевые корабли, а в последнее время и некоторые боевые танки и бронемашины.

И последнее, но не менее важное: Ту-160М, как новые, так и модернизированные, оснащаются новыми двигателями НК-32-02, которые вносят улучшения в значительное количество узлов и деталей, что приводит к заметному снижению расхода топлива, что на практике означает что у «Белого лебедя» будет еще больший радиус действия.

Второй полет первого Ту-160М новой постройки

Второй полет первого опытного образца вновь изготовленного Ту-160М. Фото: ОАК

Ростех также сообщил, что в декабре был проведен второй испытательный полет первого прототипа вновь построенного Ту-160М, спустя почти год после его первого полета.

См. также: Спустя десятилетия после распада СССР новый «Белый лебедь» впервые покидает гнездо

В рамках испытательного полета были выполнены маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе, работоспособность новых систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования.

Ту-160 — самый большой и мощный сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла в истории боевой авиации и останется таковым еще несколько десятилетий.

Последние новости

— Реклама —

Российский стратегический бомбардировщик Ту-160М «Белый лебедь» поднялся в воздух в первом полете после модернизации — Армия и оборона

Ту-160М

ТАСС

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Очередной стратегический ракетоносец Ту-160М впервые поднялся в воздух после модернизации, сообщила в понедельник российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

«Очередной модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160М разработки компании «Туполев» (входит в ОАК в составе госкорпорации Ростех) совершил дебютный полет», — говорится в сообщении пресс-службы ОАК.

В ходе полета пилоты бомбардировщика выполнили маневры по проверке устойчивости и управляемости самолета в воздухе, работоспособности его систем и двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, говорится в сообщении.

Ту-160М (обозначение по классификации НАТО: Blackjack) — модернизированная версия бомбардировщика Ту-160, разработанного в советское время и получившего среди пилотов прозвище «Белый лебедь». Наряду с Ту-9Бомбардировщики 5МС — основа дальней авиации ВКС России. Ту-160М — крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый в мире боевой самолет, способный нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Ту-160 был разработан в ответ на бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer, разработанный в США.

В апреле 2015 года министр обороны РФ Сергей Шойгу отдал приказ о возобновлении производства бомбардировщиков Ту-160 с нуля. Самолет пришлось сильно модернизировать по сравнению с боевым, что фактически означало создание нового боевого самолета. Решение о возобновлении производства бомбардировщиков Ту-160 было продиктовано, в том числе, необходимостью создания принципиально новой платформы ударного самолета следующего поколения.

Теги

Оборонная промышленность России

Военная операция на Украине

Снаряды с обедненным ураном для ограничения сельскохозяйственных возможностей Украины — Лавров

Ранее сообщалось, что Великобритания поставит Украине снаряды с обедненным ураном с повышенной пробивной силой броня

Подробнее

Западная санкционная политика ведет к «третьей мировой войне» — Лукашенко

Он подчеркнул, что белорусские высокотехнологичные предприятия могут помочь России получить заменители западных и азиатских микросхем

Подробнее

Основные боестолкновения российской армии на Украине идут с неонацистами — Путин

Президент России подчеркнул, что украинские националисты играли роль блокпостов армии

Подробнее

Российские войска встречают с флагами в Мелитополе Украины

В Минобороны России заверили, что российские войска не наносят удары по украинским городам, а ограничиваются хирургическими ударами и выводом из строя украинской военной инфраструктуры

Подробнее

Зеленский принял предложение Путина, готов к мирным переговорам

По словам его пресс-секретаря Сергея Никофорова, ведутся консультации о месте и времени переговоров

Подробнее

Киевская делегация прибыла на границу Беларуси для переговоров с Россией — офис президента

«Ключевой вопрос переговоров — немедленное прекращение огня и вывод войск с территории Украины», — говорится в сообщении

Подробнее

ФСБ предотвратила теракт в Калужской области России

Спланирована по заказу террористической организации Исламское государство

Подробнее

Премьер-министр Израиля предлагает Путину посредничество в Украине — Кремль

Телефонный разговор состоялся по инициативе Израиля

Читать далее

Минобороны России сообщает о потерях среди российских военнослужащих в ходе спецоперации

Конашенков также сообщил о взятии в плен нескольких российских военнослужащих

Подробнее

Переговоры Москва-Киев начнутся в 12:00 по московскому времени — полпред

По словам главы российской делегации Владимира Мединского, украинская делегация опоздала из-за сложной логистики

Подробнее

Жилой дом в Киеве попал под удар зенитной ракетой — источник Минобороны России

По словам источника, после потери взлетно-посадочной полосы в Гостомеле украинские военные передислоцировали три пусковые установки «Бук-М1» для усиления обороны аэропорта Жуляны

Подробнее

Запад прикрывал преступления киевского режима, приведшие к украинской трагедии, говорит Лавров

«В течение всего этого периода население ДНР и ЛНР подвергалось издевательствам, многолетним обстрелам со стороны киевского режима которые открыто взяли курс на русофобию и геноцид», — отметил высокопоставленный российский дипломат

Подробнее

Пекин заявил, что Россия не нуждается в военной поддержке Китая в операции на Украине

Китайский дипломат отметил, что позиция Пекина в этом вопросе отличается от взгляды американского руководства

Подробнее

Украина предложила Гомель в качестве площадки для переговоров с Россией, заявил Кремль

Россия не будет приостанавливать военную операцию на Украине во время переговоров с украинской стороной, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков

Подробнее

Россия способна принятия мер по смягчению ущерба от санкций — Кремль

Дмитрий Песков подчеркнул, что у России «есть все возможности и потенциал для этого»

Подробнее

Иметь ядерное оружие в Украине было бы «золотой мечтой» США — дипломат

Мария Захарова напомнила, что Италия и многие другие страны обладают ядерным оружием США, но не имеют к нему доступа.