Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту 160 «Белый Лебедь»
В 60-х годах прошлого столетия Советский Союз делал упор на развитие ракетного вооружения, а стратегическая авиация, представленная Ту-95 и М-4 с дозвуковыми скоростями, считалась неспособной преодолеть ПВО стран НАТО.
Решение США о создании нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика В-1 подтолкнуло руководство СССР к адекватным ответным мерам. Совет министров постановил приступить к подготовке проекта современного межконтинентального стратегического сверхзвукового самолёта, впоследствии получившего обозначение ТУ-160, а у лётчиков носившего ласковое имя – «Белый лебедь».
Ту 160 дозаправка
История проекта создания самолёта Ту 160
Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.
В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.
Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».
Ту 160 схема
Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.
Описание самолёта Ту 160
Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.
Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.
Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.
Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.
Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.
Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.
Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.
Ту 160 в воздухе
Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.
Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.
Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160
Ту 160 «Белый Лебедь»
Лётные характеристики Ту 160- Максимальная скорость на высоте 12тыс. м – 2200 км/час.
- Максимальная скорость у земли – 1030 км/час.
- Крейсерская скорость – 850-920 км/час.
- Скороподъёмность – 70 м/сек.
- Практическая дальность без дозаправки – 14 тыс. км.
- Потолок – 15600 м.
- Боевой радиус – 7300 км.
- Продолжительность полёта – 14,5 часов.
- Четыре ТРДДФ НК-32 с тягой на крейсерском режиме – 137,2 кН.
на форсаже – 245,7 кН.
- Длина самолёта – 54,10 м.
- Высота самолёта – 13,10 м.
- Размах крыла, стреловидность 200 – 55,7 м.
- Размах крыла, стреловидность 350 – 50,7 м.
- Размах крыла,стреловидность 650 – 35,6 м.
- Пустой, снаряжённый самолёт – 117 т.
- Взлётный максимальный – 225 т.
- Боевая нагрузка – 40 т.
- На установке барабанного типа – 6 КРВБ Х-55СМ/101/102.
- Ракеты малой дальности Х-15 – 12 шт.
Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».
Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.
Ту 160 «Валентин Близнюк»
Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.
«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».
В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.
Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».
Видео: пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту 160
3D модель Ту-160
ТУ-160 «Белый лебедь»
ТУ-160 «Белый лебедь»
ТУ-160. ОКБ Туполева А.Н.. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец является самым крупным в истории военной авиации самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
В начале 1975 г. началась разработка эскизного проекта самолета. Первый вариант Ту-160 имел аэродинамическую схему «бесхвостка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. используя задел предыдущих проектов — бомбардировщика Ту-135 (нереализованного) и пассажирского Ту-144. Но такой подход не отвечал требованиям ВВС, оговаривавшим широкий диапазон возможностей будущей машины — от скоростного полета у земли при прорыве к цели до продолжительного крейсерского на высоте. Поэтому начались работы над вариантом с крылом изменяемой геометрии. Для этой цели была сформирована специальная Государственная программа новых технологий в металлургии, непосредственно координируемая тогдашним министром авиапромышленности П.
Несмотря на отказ от прямого развития схемы Ту-144, опыт его разработки и серийного производства нашли применение и на Ту-160. К их числу относятся: опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полета; разрабка эффективной теплозащиты конструкции планера самолета, его систем и оборудования в условиях длительного кинетического нагрева; элементы интегральной аэродинамической компоновки, объединившей фюзеляж и наплывную часть крыла в единый агрегат. Такая компоновка решила триединую задачу — обеспечила высокое весовое совершенство, улучшила несущие свойства и позволила, благодаря большим внутренним объемам, разместить значительную массу груза и топлива. В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении.
Первый полёт выполнил экипаж летчика-испытателя Б. И. Веремея 19 декабря 1981 года. Первые 2 серийные машины поступили в 184 тбап Прилуки 17 апреля 1987 года. В августе 1988 г.- первый публичный показ в Кубинке министру обороны США Ф.Карлуччи. Первый пуск в ДА ракеты Х-55 состоялся 22 декабря 1992 г. в 184 тбап — экипаж А.Д. Жихарева.
Открыт памятник
«Воинам Дальней авиации
всех поколений»
Руководитель авторского коллектива
народный художник России,
действительный член Российской
академии художеств
Щербаков С.А.
Памятник установлен
в сквере Девичьего поля
(Москва, ул. Б. Пироговская 15,
станция метро – «Фрунзенская»).
Новое на сайте
Март 2023
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ростех поставил два модернизированных стратегических бомбардировщика Ту-160М
Заголовок
Ростех поставил модернизированный Ту-160М и новый Ту-160М для начала летных испытаний, что является обязательным условием их принятия на вооружение.
Ростех, государственный конгломерат, объединяющий ведущие оборонные компании России, сообщил о поставке двух стратегических ракетоносцев Ту-160М (прозванных «Белый лебедь» из-за изящных линий и белой окраски). Один из них — обычный Ту-160, прошедший глубокую модернизацию до нового стандарта М, а другой — совершенно новый самолет, построенный на базе модернизированной версии.
«Ту-160 — важнейшая часть российской ядерной триады, поэтому модернизация боевых машин и возобновление производства этих стратегических бомбардировщиков — наша приоритетная задача. Модернизированные ракетоносцы превосходят своих предшественников по своим характеристикам, получили новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели НК-32-02 и другие системы. В ближайшие годы производство этих машин будет увеличиваться», — отметил генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Летно-испытательная станция проведет необходимые испытания систем и двигателей самолета, а также бортового радиоэлектронного оборудования, после чего самолет будет передан ВВС России. Предполагается построить около 40 новых единиц из расчета 2-3 Ту-160М в год.
Новый «Белый лебедь»
Первый прототип Ту-160М на взлетно-посадочных испытаниях в январе 2022 года. Фото: Ростех.— Реклама —
Информации об особенностях и новых возможностях Ту-160М практически нет, поскольку все, что касается этого средства, имеющего фундаментальное значение для стратегии сдерживания России, окружено ореолом секретности.
Российские правительственные чиновники рассказали очень мало. Кабина была отремонтирована в соответствии с современными стандартами, и все бортовое электронное оборудование, как сообщается, было заменено новым, более функциональным.
Одной из новых особенностей Ту-160М является установка хвостового радара, который сканирует заднюю полусферу самолета для обнаружения приближающихся вражеских самолетов или ракет.
Еще одна из приобретенных инновационных возможностей, связанных с вышеупомянутым, заключается в том, что он сможет нести ракету «воздух-воздух» обратного пуска. Хвостовой радар бомбардировщика Ту-160М будет обнаруживать приближающиеся угрозы из задней полусферы, будь то зенитные ракеты или приближающиеся истребители, и сбивать их собственными ракетами класса «воздух-воздух». Это вполне можно было бы считать первым средством активной самообороны, установленным на боевом самолете, на что раньше могли полагаться только боевые корабли, а в последнее время и некоторые боевые танки и бронемашины.
И последнее, но не менее важное: Ту-160М, как новые, так и модернизированные, оснащаются новыми двигателями НК-32-02, которые вносят улучшения в значительное количество узлов и деталей, что приводит к заметному снижению расхода топлива, что на практике означает что у «Белого лебедя» будет еще больший радиус действия.
Второй полет первого Ту-160М новой постройки
Второй полет первого опытного образца вновь изготовленного Ту-160М. Фото: ОАК Ростех также сообщил, что в декабре был проведен второй испытательный полет первого прототипа вновь построенного Ту-160М, спустя почти год после его первого полета.
См. также: Спустя десятилетия после распада СССР новый «Белый лебедь» впервые покидает гнездо
В рамках испытательного полета были выполнены маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе, работоспособность новых систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования.
Ту-160 — самый большой и мощный сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла в истории боевой авиации и останется таковым еще несколько десятилетий.
Последние новости
— Реклама —
Российский стратегический бомбардировщик Ту-160М «Белый лебедь» поднялся в воздух в первом полете после модернизации — Армия и оборона
Ту-160М
ТАСС
МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Очередной стратегический ракетоносец Ту-160М впервые поднялся в воздух после модернизации, сообщила в понедельник российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
«Очередной модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160М разработки компании «Туполев» (входит в ОАК в составе госкорпорации Ростех) совершил дебютный полет», — говорится в сообщении пресс-службы ОАК.
В ходе полета пилоты бомбардировщика выполнили маневры по проверке устойчивости и управляемости самолета в воздухе, работоспособности его систем и двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, говорится в сообщении.
Ту-160М (обозначение по классификации НАТО: Blackjack) — модернизированная версия бомбардировщика Ту-160, разработанного в советское время и получившего среди пилотов прозвище «Белый лебедь». Наряду с Ту-9Бомбардировщики 5МС — основа дальней авиации ВКС России. Ту-160М — крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый в мире боевой самолет, способный нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Ту-160 был разработан в ответ на бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer, разработанный в США.
В апреле 2015 года министр обороны РФ Сергей Шойгу отдал приказ о возобновлении производства бомбардировщиков Ту-160 с нуля. Самолет пришлось сильно модернизировать по сравнению с боевым, что фактически означало создание нового боевого самолета. Решение о возобновлении производства бомбардировщиков Ту-160 было продиктовано, в том числе, необходимостью создания принципиально новой платформы ударного самолета следующего поколения.
Теги
Оборонная промышленность России
Военная операция на Украине
Снаряды с обедненным ураном для ограничения сельскохозяйственных возможностей Украины — Лавров
Ранее сообщалось, что Великобритания поставит Украине снаряды с обедненным ураном с повышенной пробивной силой броня
Подробнее
Западная санкционная политика ведет к «третьей мировой войне» — Лукашенко
Он подчеркнул, что белорусские высокотехнологичные предприятия могут помочь России получить заменители западных и азиатских микросхем
Подробнее
Основные боестолкновения российской армии на Украине идут с неонацистами — Путин
Президент России подчеркнул, что украинские националисты играли роль блокпостов армии
Подробнее
Российские войска встречают с флагами в Мелитополе Украины
В Минобороны России заверили, что российские войска не наносят удары по украинским городам, а ограничиваются хирургическими ударами и выводом из строя украинской военной инфраструктуры
Подробнее
Зеленский принял предложение Путина, готов к мирным переговорам
По словам его пресс-секретаря Сергея Никофорова, ведутся консультации о месте и времени переговоров
Подробнее
Киевская делегация прибыла на границу Беларуси для переговоров с Россией — офис президента
«Ключевой вопрос переговоров — немедленное прекращение огня и вывод войск с территории Украины», — говорится в сообщении
Подробнее
ФСБ предотвратила теракт в Калужской области России
Спланирована по заказу террористической организации Исламское государство
Подробнее
Премьер-министр Израиля предлагает Путину посредничество в Украине — Кремль
Телефонный разговор состоялся по инициативе Израиля
Читать далее
Минобороны России сообщает о потерях среди российских военнослужащих в ходе спецоперации
Конашенков также сообщил о взятии в плен нескольких российских военнослужащих
Подробнее
Переговоры Москва-Киев начнутся в 12:00 по московскому времени — полпред
По словам главы российской делегации Владимира Мединского, украинская делегация опоздала из-за сложной логистики
Подробнее
Жилой дом в Киеве попал под удар зенитной ракетой — источник Минобороны России
По словам источника, после потери взлетно-посадочной полосы в Гостомеле украинские военные передислоцировали три пусковые установки «Бук-М1» для усиления обороны аэропорта Жуляны
Подробнее
Запад прикрывал преступления киевского режима, приведшие к украинской трагедии, говорит Лавров
«В течение всего этого периода население ДНР и ЛНР подвергалось издевательствам, многолетним обстрелам со стороны киевского режима которые открыто взяли курс на русофобию и геноцид», — отметил высокопоставленный российский дипломат
Подробнее
Пекин заявил, что Россия не нуждается в военной поддержке Китая в операции на Украине
Китайский дипломат отметил, что позиция Пекина в этом вопросе отличается от взгляды американского руководства
Подробнее
Украина предложила Гомель в качестве площадки для переговоров с Россией, заявил Кремль
Россия не будет приостанавливать военную операцию на Украине во время переговоров с украинской стороной, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков
Подробнее
Россия способна принятия мер по смягчению ущерба от санкций — Кремль
Дмитрий Песков подчеркнул, что у России «есть все возможности и потенциал для этого»
Подробнее
Иметь ядерное оружие в Украине было бы «золотой мечтой» США — дипломат
Мария Захарова напомнила, что Италия и многие другие страны обладают ядерным оружием США, но не имеют к нему доступа.