Airbus Beluga A300 600st: фото и характеристики

Компания Airbus ведет разработку и производство пяти новых грузовых лайнеров Airbus Beluga, предназначенных для перевозки негабаритных грузов. Следующее поколение транспортных лайнеров будет основано на базе планера Airbus A330-200 с сохранением многих существующих компонентов и оборудования от предыдущей модели Airbus A300-600 – объемного грузового отсека, откидывающейся кабины управления самолетом с дополнением новых модернизированных структур. Компания Airbus стремится создать новый лайнер, чтобы обеспечить потребности растущего производства корпорации в перевозке габаритных частей фюзеляжей собираемых моделей самолетов.

Первый самолет должен быть готов к эксплуатации в середине 2019 года, а действующие планеры на базе Airbus A300-600 будут эксплуатироваться до 2025 года.

Особенности конструкции


Конструкция A300-600ST представляет собой схему двухмоторного низкоплана с однокилевым оперением и стреловидным крылом. Неординарный транспортник создан на базе типового лайнера А300. Для этого лайнер был существенно доработан для осуществления перевозки габаритных грузов. Грузовая часть была доведена до диаметра в 7,1 метра. Передняя часть также была подвержена значительным изменениям. Носовой отсек сконструирован по новому принципу, где кабина пилотов откидывается в момент загрузки. Усилению подверглась хвостовая часть. Это было сделано для сохранения устойчивости в течение полета.

Необычная машина имеет огромный объем грузовой кабины — 1400 кубометров. Длина перевозимых компонентов составляет максимум 40 метров. После увеличения диаметра возможности перевозок намного возросли по сравнению с «Super Guppy». Скорость полета новой машины возросла в два раза. Кабина пилотов и носовая часть опущена вниз, чтобы не препятствовать выгрузке и загрузке авиакомпонентов. На «Аэробусе Белуга» установлена система погрузки, с помощью которой операции с негабаритными грузами не занимают время более 45 минут.

Когда концерн «Эйрбас» выпустил «Белугу», многие перевозчики получили машину с прекрасными транспортными возможностями. Это было отличной альтернативой российскому «Руслану» и «Гелекси» у американцев.

Идентично прототипу А-300-600, оснащена кабина пилотов. Носовой отсек оборудован всем, что нужно для нормальной работы экипажа в летных и наземных условиях. Здесь расположена каюта для отдыха, кухонный отсек и туалетная кабина.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.


Погрузка вертолета в Аэробус Белуга Super Transporter

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Летающий кит. Аэробус A300-600ST Beluga

Когда первый раз видишь самолет Airbus A300-600ST, то самое нейтральное, что приходит на ум — это какой же он странный! Данный самолет определенно не может похвастаться привлекательным или элегантным внешним видом. Глядя на него, даже не веришь, что эта машина может еще и летать. Самолет Airbus A300-600ST (ST расшифровывается как Super Transporter) также известен под другим именем Airbus Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолета, которая своим видом напоминает кита-белуху (англ. belugа, не стоит путать с белугой). A300-600ST Beluga — это широкофюзеляжный реактивный транспортный самолет, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов. Представляет собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. На данный момент выпущено всего 5 таких самолетов, все они эксплуатируются в основном компанией Airbus.

Впервые самолет был представлен широкой общественности в 1995 году в рамках проведения авиасалона в Ле-Бурже. Жарким июньским днем 1995 года десятки тысяч посетителей легендарного авиасалона, задрав головы к небу, наблюдали за демонстрационными полетами. На объявление диктора салона о том, что к взлету готовится транспортный самолет Beluga, мало кто обратил внимание, эмоции от предыдущих полетов еще не остыли. Но когда этот необычный самолет поднялся в небо, толпа не могла сдержать эмоций и возгласов изумления, которые смешались с всеобщим восторгом. «Горбатый монстр», который на земле выглядел так неуклюже, легко и достаточно изящно произвел взлет, элегантно покачал крыльями и уверенно приземлился. Приземление самолета было встречено шквалом аплодисментов. Airbus A300-600ST стал настоящей звездой авиасалона 1995 года.

С помощью данного проекта компания Airbus рассчитывала создать новый лайнер, который должен был обеспечить потребности растущего производства корпорации. Самолет планировалось использовать для перевозки по воздуху крупногабаритных частей фюзеляжей собираемых компанией авиалайнеров. Машина, получившая официальное прозвище Beluga, пришла на смену устаревшим к тому моменту самолетам Boeing Super Guppy. Данные самолеты авиапроизводитель использовал для перевозки частей самолетов между предприятиями компании, которые располагались в различных уголках Европы. Стоит отметить, что в 1990-е годы интенсивность работы заводов компании Airbus была так высока, что первый самолет Airbus A300-600ST делал 60 вылетов в неделю, курсируя между 11 заводами компании. В месяц самолет мог совершать до 250 вылетов.

Основным назначением нового транспортного самолета стала перевозка негабаритных грузов. Данный необычный транспортник был создан специалистами компании Airbus на базе типового широкофюзеляжного планера, который использовался для производства пассажирских самолетов A300. Компания Airbus на сегодняшний день является одной из крупнейших авиастроительных компаний в мире, занимая существенную часть рынка по выпуску гражданских авиалайнеров. Предприятия компании находятся во многих странах Европы. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии, Франции, Испании и Великобритании. При этом окончательная сборка самолетов осуществляется на заводах компании в Гамбурге (Германия) и Тулузе (Франция). Детали авиалайнеров, которые производятся в четырех странах, для окончательной сборки перевозятся на головные заводы по воздуху. Именно для оперативной их транспортировки и был создан самолет A300-600ST Beluga.

С самого начала реализации проекта по выпуску самолетов под маркой Airbus (еще в 1970-е годы) для доставки авиакомпонентов применялись четыре самолета Boeing Stratocruisers, однако с развитием и расширением производства самолетов, возможностей этих машин оказалось недостаточно. Поэтому в 1991 году руководство авиаконцерна Airbus решило создать компанию, которая создала бы новый грузовой самолет, предназначенный для транспортировки по воздуху негабаритных грузов. В качестве основы было решено использовать широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был существенным образом переработан для перевозки авиакомпонентов. Диаметр грузовой части фюзеляжа довели до 7,1 метра. Также была изменена передняя часть самолета. К примеру, носовая часть получила совершенно новую конструкцию, была установлена специальная система, которая позволяла откидывать кабину пилотов в момент загрузки самолета, также была усилена хвостовая часть лайнера для обеспечения устойчивости во время совершения полетов.

Объем грузовой кабины необычного внешне самолета был доведен до 1400 кубических метров, а максимальная длина перевозимых в самолете грузов может составлять до 40 метров. Возросший диаметр грузовой кабины и грузоподъемность в 47 тонн расширили возможности самолета в сравнении с используемыми до его появления «Супер Гуппи». Помимо этого, скорость полета выросла практически в два раза. На новом самолете было решено отказаться от фюзеляжа «на застежках». Кабину экипажа и всю носовую часть немного опустили вниз, для того чтобы она не мешала процессам погрузки и выгрузки груза. Установленная на самолете полуавтоматическая система погрузки позволяет проводить все необходимые операции даже с самыми крупногабаритными и массивными грузами всего за 45 минут.

Кроме основной грузовой кабины, которая главным образом используется для транспортировки частей собираемых самолетов, на Airbus A300-600ST имеется отсек, который можно использовать для перевозки стандартных авиационных контейнеров. При этом внешне от своего прародителя Beluga отличается очень сильно, хотя и на 80% состоит из частей и компонентов пассажирского аэробуса А300. Больше всего видоизменился фюзеляж самолета, что и привело к появлению китового названия самолета. При этом хвостовое оперение самолета стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы, которые были предназначены для улучшения путевой устойчивости машины.

Самолет поднимают в небо два турбореактивных двигателя GE CF6-80C2A8 компании General Electric. Они существенно слабее двигателей P&W PW4000, которые применялись на оригинальных пассажирских самолетах Airbus A300. Однако мощности имеющихся двух двигателей вполне достаточно для того, чтобы поднимать немаленький самолет в воздух. Особенно с учетом того, что перевозит он в подавляющем большинстве случаев негабаритные, однако не очень тяжелые грузы.

Кабина пилотов транспортного самолета полностью идентична таковой на самолете А300-600. Носовая секция была оборудована всем, что может потребоваться для комфортной работы экипажа в полете и во время стоянки на земле. В частности, здесь имеется два кресла для сопровождающих груз, спальная каюта, туалет и даже небольшая кухня. При полной загрузке самолета, которая составляет 47 тонн, машина может преодолеть по воздуху 1700 километров со скоростью 750 км/ч (0,7 Маха). При половинной загрузке (26 тонн) максимальная дальность полета возрастает до 4600 километров.

Самолеты Airbus A300-600ST Beluga были построены очень ограниченной серий. Всего было собрано 5 таких самолетов. При этом все 5 машин используются практически только для нужд компании Airbus. Но для осуществления специальных транспортных операций заказчики могут арендовать этот транспортный самолет у дочернего предприятия концерна — Airbus Transport Internationa. Airbus уже неоднократно пользовались немецкие военные. В настоящее время европейский авиапроизводитель осуществляет комплекс исследовательских работ, направленных на создание новой транспортной модели самолета данного типа. На этот раз на базе нового авиалайнера Airbus A340. Новый самолет, как и его предшественник Beluga, будет использоваться для транспортировки компонентов строящихся лайнеров.

Летно-технические характеристики A300-600ST: Габаритные размеры: длина — 56,15 м, высота — 17,24 м, размах крыла — 44,84 м, площадь крыла — 122,4 м2. Диаметр фюзеляжа — 3,95 м, грузовой отсек — 7,1 м. Масса пустого самолета — 86 т. Наибольшая взлетная масса — 155 т. Дальность полета с грузом 26 тонн — 4632 км. Силовая установка — 2 двигателя General Electric CF6-80C2A8. Масса груза — до 47 т. Объем грузового отсека — 1410 м3. Крейсерская скорость полета — 750 км/ч. Практический потолок — 10 700 м. Длина разбега — 1950 м. Длина пробега — 1180 м. Экипаж — 2 человека.

Источники информации: https://avia.pro/blog/airbus-beluga-a300-600 https://www. airwar.ru/enc/aliner/a300st.html https://unikteh.ru/2011/a300-600st-beluga

Место производства


Доставка на головной завод концерна в Тулузе различных компонентов производится з разных концов Европы — Англии, Германии, Испании.

В Англии изготавливает для самолета основную дверь в грузовой отсек. В Германии производство компонентов осуществляется тремя заводами:

  1. «Deutsche Aerospace AG» производит элементы киля.
  2. «Dornier» выпускает гидравлику для «Белуги», а также надстройку между опускающимся носом и основной грузовой дверью.
  3. «Elbe Flugzeugwerke» изготавливает верхнюю часть фюзеляжа, форкиль.

В Испании производило цилиндрическую часть фюзеляжа, а также оперение с шайбами.

Отделение «Deutsche Aerospace AG» в Голландии — занималась монтажом дренажа, других систем и пола грузового отсека.

Французский этап сборки производился несколькими отделениям:

  1. «Латекёр» — изготовила носовую часть
  2. «Фижеак» — произвела системы управления лайнером
  3. «Потелье» — выпустила системы вентиляции, кондиционирования и отопления.
  4. «Согерма-Сосеа» осуществляет финишную сборку, а также проводит испытательные работы и контроль за соблюдением стандартов качества.

Airbus Beluga A300 600st: фото и характеристики


Особенности конструкции


Конструкция A300-600ST представляет собой схему двухмоторного низкоплана с однокилевым оперением и стреловидным крылом. Неординарный транспортник создан на базе типового лайнера А300. Для этого лайнер был существенно доработан для осуществления перевозки габаритных грузов. Грузовая часть была доведена до диаметра в 7,1 метра. Передняя часть также была подвержена значительным изменениям. Носовой отсек сконструирован по новому принципу, где кабина пилотов откидывается в момент загрузки. Усилению подверглась хвостовая часть. Это было сделано для сохранения устойчивости в течение полета.

Необычная машина имеет огромный объем грузовой кабины — 1400 кубометров. Длина перевозимых компонентов составляет максимум 40 метров. После увеличения диаметра возможности перевозок намного возросли по сравнению с «Super Guppy». Скорость полета новой машины возросла в два раза. Кабина пилотов и носовая часть опущена вниз, чтобы не препятствовать выгрузке и загрузке авиакомпонентов. На «Аэробусе Белуга» установлена система погрузки, с помощью которой операции с негабаритными грузами не занимают время более 45 минут.

Когда концерн «Эйрбас» выпустил «Белугу», многие перевозчики получили машину с прекрасными транспортными возможностями. Это было отличной альтернативой российскому «Руслану» и «Гелекси» у американцев.

Идентично прототипу А-300-600, оснащена кабина пилотов. Носовой отсек оборудован всем, что нужно для нормальной работы экипажа в летных и наземных условиях. Здесь расположена каюта для отдыха, кухонный отсек и туалетная кабина.

FrequentFlyers.ru

Airbus A380, самый большой в мире пассажирский самолет, мог бы стать и самым большим «грузовиком» – после «Мрии», конечно – но не стал. Между тем было заказано 27 грузовых машин, но они так и не были построены, и вот почему:

На рынке грузовых самолетов командует Boeing: на его 747F и 777F различных модификаций приходится основная доля всего грузового гражданского флота в мире. Еще в 1990 году на авиашоу в Фарнборо Airbus объявила о намерениях построить большой грузовой самолет, чтобы конкурировать с Boeing 747 (777 тогда еще не было). В частности, он должен был стать на 15% дешевле в эксплуатации. Проект изначально назывался A3XX, позднее новый самолет назвали A380 и начали принимать заказы на пассажирскую и грузовую версию. Последняя получила название A380F. Грузовик имел тот же фюзеляж и двигатели, что и пассажирский самолет, и почти такой же планер – лишь крыло было немного усилено внутри. Самолет мог бы перевозить до 150 тонн груза на расстояние 10400 км. Для сравнения, новейший Boeing 747-8F перевозит лишь 137,7 тонн на 7630 км, Ан-225 «Мрия» берет на борт до 250 тонн, но даже с 200 тоннами летит всего на 4000 км. Ан-124 берет 120 тонн и летает на 4800 км с полной загрузкой.

Казалось бы, все здорово: бери больше, кидай дальше. В 2001-2005 годах было заказано 27 грузовых A380: по 10 машин (с опционами на еще по 10) – FedEx и UPS, 2 самолета – Emirates и 5 – лизинговая корпорация ILFC.

Однако программа задерживалась. Airbus дала приоритет пассажирской версии, значительно сдвинув сроки поставок самолета, и уже в 2006-2007 годах почтовые операторы отменили заказы, а Emirates и ILFC сконвертировали заказы, взяв вместо грузовых самолетов пассажирские. Между тем еще до 2013 года A380F предлагался в каталогах Airbus, но ни одного заказа не было.

Причины очень просты. Да, самолет имел большую дальность полета. Однако большая дальность – это всегда худшая топливная эффективность, ведь на долгую дорогу надо взять с собой больше топлива, а с этим топливом нужно взлететь и везти его с собой, значит, и расход топлива будет выше, а значит, нужно взять еще больше топлива… В авиации масса топлива может быть сопоставимой с массой самого самолета, так что это имеет значение, и доставлять грузы на A380F в пересчете на тоннокилометр было бы намного дороже.

При этом пустой A380F был на 86 (!) тонн тяжелее, чем Boeing 747-8F. То есть, возможность взять дополнительные 12 с хвостиком тонн груза оборачивалась необходимостью поднимать в воздух еще 86 лишних тонн железа. Да, конечно, объем фюзеляжа у A380F больше (938,4 кубометра против 854,3), но что толку, если грузоподъемность при таком объеме – «всего» 150 тонн? Более того, самолет внутри оставался двухпалубным с ограничением веса груза, перевозимого на верхней палубе, что в конечном итоге привело бы к тому, что огромный фюзеляж был бы всегда заполнен не полностью (кроме случаев перевозки ваты и поролона).

Двухпалубность тоже оказалась недостатком и потому, что кабина пилотов находится на нижней палубе, поэтому поднимающийся нос для удобства загрузки сделать не смогли. А загрузка и разгрузка двух палуб через обычные боковые люки – это время. То есть, сокращение налета. Кроме того, под Boeing 747 сертифицировано больше аэропортов.

В итоге ни одного грузового A380F построено не было, да и перспективы конверсии пассажирских машин, когда они отлетают свое, пока тоже туманны.

Несбывшийся Airbus: наследник A380, который так и не полетел

Несбывшийся «Аэрофлот». Какие советские самолеты так никогда и не полетели. Часть 4: советские А380.

Илья Шатилин

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.


Погрузка вертолета в Аэробус Белуга Super Transporter

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

Немного о Airbus A300-600ST (Beluga)

Свое название он получил как раз из своих форм, Beluga переводиться как кит-белуха. Не спутайте его с белугой. Если разбирать его серийное имя, то последние буквы ST расшифровываются как супер транспорт. Эти имена еще раз говорят о его огромных размерах.

A300-600ST является широкофюзеляжным реактивным лайнером, который способен перевозить крупногабаритные грузы, например, такие как части других самолетов. Авиалайнер оснащен двумя мощными моторами, из-за своих больших размеров и массы лайнеру больше подходит низкая высота полета.

Всего в мире было создано и выпущено пять лайнеров такого типа, также все эти самолеты эксплуатируются исключительно компанией Аэробус. Впервые мир познакомился с данным самолетом в 1995 году. В этом году проводился показ авиалайнеров в городе Ле-Будже. В один из жарких июльских дней Beluga продемонстрировала свой полет десяткам тысяч людей знаменитого авиасалона.

Когда был объявлен показ самолета, многие посетители салона даже не обратили внимания на этого гиганта, так как были не уверенны, что он вообще сможет летать со своими-то неуклюжими формами. Но когда этот гигант грациозно взмыл в небеса и показал там настоящий мастер класс пилотажа, то посетители авиасалона потеряли головы он удивления. Так как выглядел очень нелепо, пока находился на земле. Но в воздухе он смог продемонстрировать всю свою красоту.

В этот день его посадку встретили тысячи аплодирующих людей, после демонстрации паллета, посетители не могли думать не о чем другом кроме как о Airbus A300-600ST. Также этот день стал великим и для самого авиалайнера, так как его избрали лидером авиа показа в 1995 году.

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Место производства


Доставка на головной завод концерна в Тулузе различных компонентов производится з разных концов Европы — Англии, Германии, Испании.

В Англии изготавливает для самолета основную дверь в грузовой отсек. В Германии производство компонентов осуществляется тремя заводами:

  1. «Deutsche Aerospace AG» производит элементы киля.
  2. «Dornier» выпускает гидравлику для «Белуги», а также надстройку между опускающимся носом и основной грузовой дверью.
  3. «Elbe Flugzeugwerke» изготавливает верхнюю часть фюзеляжа, форкиль.

В Испании производило цилиндрическую часть фюзеляжа, а также оперение с шайбами.

Отделение «Deutsche Aerospace AG» в Голландии — занималась монтажом дренажа, других систем и пола грузового отсека.

Французский этап сборки производился несколькими отделениям:

  1. «Латекёр» — изготовила носовую часть
  2. «Фижеак» — произвела системы управления лайнером
  3. «Потелье» — выпустила системы вентиляции, кондиционирования и отопления.
  4. «Согерма-Сосеа» осуществляет финишную сборку, а также проводит испытательные работы и контроль за соблюдением стандартов качества.

В связи с децентрализованным расположением производств консорциуму Airbus потребовался транспортный самолёт для доставки компонентов в сборочные цеха. Изначально использовался Super Guppie на основе Boeing 377, но затем его размеров стало не хватать, и в 1994 году инженеры Airbus создали свой транспортный самолёт A300-600ST Beluga для перевозки негабаритного груза на основе Airbus A300. Теперь и его возможностей стало недостаточно.

Программа создания грузового самолета Airbus A330-743L Beluga XL

стартовала в ноябре 2014. В его основу лег грузовой самолет Airbus A330-200 с использованием максимально возможного количества существующих компонентов и оборудовани, кабина, грузовой отсек и хвостовая часть были разработаны заново.

XL c «надутым» фюзеляжем длиной 45 метров, внутренним диаметром 8 метров и полезной нагрузкой более 50 тонн обладает увеличенным на 30% внутренним объёмом. Этого достаточно, чтобы перевозить одновременно два собранных крыла от Airbus A350 XWB (у него самые большие крылья среди всех однопалубных самолетов, площадь одного — 443 квадратных метра). Однако даже такие гигантские крылья — самая сложная часть любого самолёта — смогут поместиться в новую Beluga XL.

В качестве силовых установок для Beluga XL были выбраны двигатели Rolls-Royce Trent 700. Максимальный взлетный вес Beluga XL — 227 тонн с грузоподъемностью всего 53 тонны, может преодолевать расстояние до 4 074 км при полной загрузке. Длина 63 метра, размах крыла — 60 м.

Новая модель придёт на замену Beluga ST (Super Transporter), используемому сейчас для перевозки крупных узлов самолётов и частей фюзеляжа между производственными площадками по всей Европе и линиями окончательной сборки в Гамбурге и Тулузе.

В декабре 2021 года был собран фюзеляж, носовая части и оперение в 2021. В течение года велись работы по сборке корпуса, отладка механических и электрических систем, после чего в течении 6 месяцев самолет будет проверен в ходе наземных испытаний. Первый полёт, который длился 4 часа 11 минут, самолёт совершил 19 июля 2018[2]. Под управлением капитана Кристофа Келя, второго пилота Бернардо Саес-Бенито Эрнандеса и бортинженера Джина Мишеля Пена самолёт поднялся в воздух и в 14:21 по местному времени успешно совершил посадку на полосу аэродрома в Тулузе-Бланяк, Франция.

Airbus планирует построить в общей сложности пять транспортных самолетов Beluga XL. Первый из них поступит в эксплуатацию в середине 2021 году. Планируется, что к 2025 году Beluga XL полностью заменит ВС A300-600ST Beluga.
ЛТХ:

МодификацияA330-743L
Размах крыла, м60.30
Длина самолета, м63.10
Высота самолета, м18.90
Площадь крыла,м2361.60
Масса, кг
пустого самолета125000
максимальная взлетная227000
Тип двигателя2 ТРДД Rolls-Royce Trent 700
Тяга, кН2 х 316
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км4075
Практический потолок, м
Экипаж, чел2
Полезная нагрузкамаксимально 53000 кг груза
Доп. информация :
Фотографии:A330-743L (c) @Eurospot
A330-743L (c) Julien Jeany
A330-743L (c) Emilio
A330-743L (c) Airbus
A330-743L (c) aerotime.aero
Список источников:
Aeronautica.online. Airbus Beluga XL Airbus.com. First BelugaXL becomes airborne for its maiden flight

Уголок неба. 2021 (Страница: Дата модификации: )

Airbus зафрахтует свой популярный «китовый самолет»

«Летающий кит» Beluga XL взлетает

01:01 — Источник: CNN

Лучшее из путешествий 16 видео

«Летающий кит» Beluga XL взлетает

01:01

Сейчас играет

— Источник: CNN

‘Боже мой!’: студенты снимают на видео замечательное событие в небе

00:57

Сейчас играет

— Источник: CNN

Познакомьтесь с парами, которые влюбились во время путешествия

04:50

Сейчас играет

— Источник: CNN

Видео: опубликованы первые кадры крушения Титаника

01:05

Сейчас играет

— Источник: CNN

Boeing 747: как «Королева небес» изменила то, как мы летаем

02:52

Сейчас играет

— Источник: CNN

Почему эта лондонская кофейня привлекает клиентов со всего мира

02:58

Сейчас играет

— Источник: CNN

Узнайте, на что похожа жизнь в одном из самых холодных мест в мире

01:14

Сейчас играет

— Источник: Си-эн-эн

Радарная анимация показывает почти столкновение двух пассажирских самолетов в JFK

01:45

Сейчас играет

— Источник: CNN

Яйца возрастом 4000 лет обнаружены возле древней костровой ямы

00:47

Сейчас играет

— Источник: CNN

Эксперт по путешествиям объясняет, почему вы должны забронировать отпуск своей мечты сейчас

02:04

Сейчас играет

— Источник: CNN

Посмотрите, как страны всего мира празднуют 2023 год с треском

01:51

Сейчас играет

— Источник: CNN

Смотрите восторженное воссоединение пассажира с его пропавшим багажом

01:10

Сейчас играет

— Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

«Полностью расплавлено»: Буттиджич реагирует на хаос Southwest Airlines

03:15

Сейчас играет

— Источник: CNN

Сестры воссоединяются с незнакомцем, который помог им 20 лет назад

02:57

Сейчас играет

— Источник: CNN

Взрыв в Арктике угрожает путешествиям в отпуск

02:02

Сейчас играет

— Источник: Си-Эн-Эн

Загляните внутрь самолета Гавайских авиалиний, раскачиваемого турбулентностью

02:04

Сейчас играет

— Источник: КХНЛ

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_3C85D9BA-6866-2DD3-EA66-98E24AF7113C@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Airbus планирует зафрахтовать свои транспортные самолеты Beluga в форме кита, основная задача которых до сих пор заключалась в перевозке деталей самолетов между ее заводами в Европе, чтобы помочь другим отраслям доставлять по воздуху срочно необходимую крупногабаритную технику.

В Airbus заявили, что переход к аренде свободных мощностей на существующих транспортных самолетах Beluga ST и новых Beluga XL приведет к созданию дочерней авиакомпании, занимающейся грузовыми перевозками, с 2023 года.

Через несколько недель после прекращения выпуска крупнейшего в мире пассажирского самолета A380 Airbus планирует новую роль для того, что может стать крупнейшим коммерческим грузовым самолетом на Западе по объему, — Beluga.

Airbus A300: самолет, положивший начало империи

Это редкий пример того, как в аэрокосмической отрасли «внутренние» задачи отдаются другим отраслям после долгих лет работы на стороне, и в случае успеха он может проложить путь для других услуг.

По словам Airbus, установка на 100% будет работать на коммерческой основе.

«Он будет получать доходы от продаж и нести все свои инвестиции и эксплуатационные расходы», — сказал представитель.

Аналитики говорят, что спрос на негабаритные грузы, которые можно перевозить, не разбирая их, растет, отчасти из-за ослабления цепочек поставок. Менеджеры по логистике обращаются к негабаритным самолетам, когда нет времени использовать морские пути.

12 диких вещей, которые произошли в авиации в 2020 году

До недавнего времени у Airbus были проблемы с удовлетворением такого спроса, потому что аэрокосмическая промышленность работала с максимальной нагрузкой.

Но аналитики говорят, что более низкий выпуск больших пассажирских самолетов и спад в отрасли во время пандемии означают, что у старых Beluga осталось больше времени, чем ожидалось.

«Срок службы Beluga ST составляет всего 50%. Они рассчитаны на 30 000 полетных циклов, а в настоящее время их средний показатель составляет 15 000», — сказал Филипп Сабо, глава Airbus Transport International. Полетный цикл состоит из одного взлета и посадки.

Airbus сократил средний объем производства на 40%, когда разразилась пандемия, и планирует восстановить и немного увеличить производство узкофюзеляжных самолетов к лету 2023 года. Ожидается, что производство широкофюзеляжных самолетов останется на уровне примерно половины уровня, предусмотренного при запуске Beluga XL в 2014 году.

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_F4EBBF57-66C3-4922-DCBE-98E351068630@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Однако в Airbus заявили, что нет никакой связи между проектом по коммерциализации флота Beluga и запланированным производством.

Самому странному самолету в мире исполняется 20 лет

Основные моменты истории

Airbus A300-600ST, более известный как Beluga, совершил свой первый полет 13 сентября 1994 г.

Beluga был разработан, чтобы положить конец зависимости Airbus от Boeing Super Guppy. перевозка крупных предметов, таких как крылья самолета

Airbus может рассматривать потенциальную замену Beluga XL

Си-Эн-Эн —

Самый странный самолет в мире в этом месяце отмечает 20-летие своего первого полета.

Известный в народе как «Белуга» из-за сходства с белым арктическим китом, Airbus A300-600ST (ST означает Super Transporter) уникален не только по внешнему виду, но и по той важной роли, которую он выполняет в европейской авиации.

Сегодня каждую неделю между 11 площадками выполняется более 60 рейсов с запчастями для всех программ Airbus.

Так что же такого особенного в этом странном самолете?

cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_48996787-7F67-A577-E7BC-8215C7303651@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Вот подробный взгляд на A300-600ST.

От гуппи до белухи

Производственные центры Airbus разбросаны по всему континенту, что является наследием его происхождения как общеевропейского консорциума.

Каждый завод специализируется на доработке определенной части самолета.

Пять самолетов Beluga, эксплуатируемых Airbus, соединяют эти заводы и доставляют различные секции самолетов на линию окончательной сборки либо в Тулузе, либо в Гамбурге.

До середины 19В 90-х годах Airbus использовал еще один забавный самолет для выполнения своих больших транспортных задач — Super Guppy, производную от Boeing C-97, военно-грузовой версии Boeing 377 Stratocruiser 1940-х годов.

К тому времени, когда Airbus начал использовать Super Guppy, он уже устарел.

Еще хуже было то, что Airbus полагался на пару старых самолетов своего главного конкурента, Boeing, для управления большей частью своей логистической цепочки.

Чтобы не отставать от своего бешеного роста, Airbus пришел к выводу, что ему нужно что-то получше.

Планер, выбранный для работы, был взят от Airbus A300-600, самолета, который уже имел успешный опыт работы в таких авиакомпаниях, как Lufthansa, Air France и American Airlines.

Белуга управляется экипажем из трех человек: двух пилотов и грузчика.

Микель Рос/CNN

Каждый из пяти находящихся в эксплуатации самолетов Beluga на самом деле представляет собой реактивные самолеты Airbus A300-600, модифицированные для перевозки крупногабаритных грузов.

Верхняя часть самолета была вырезана, а к планеру добавлена ​​дополнительная, более широкая часть фюзеляжа, напоминающая пузырь, что придало ему характерный горб.

Кабину опустили, что позволило загружать и выгружать грузовой отсек через переднюю часть самолета.

В результате получился невероятно просторный грузовой отсек.

Хотя максимальная грузоподъемность Beluga в 47 тонн превосходит несколько других грузовых самолетов, его вместительный отсек позволяет перевозить негабаритные, но не особенно тяжелые грузы. Как детали самолетов.

Beluga может нести крылья авиалайнера A340 или секцию фюзеляжа новейшего широкофюзеляжного самолета Airbus A350.

Но он недостаточно велик, чтобы перевозить большое количество деталей супер-джамбо A380.

Те должны путешествовать на лодке, барже и дороге.

Иногда белух зафрахтовывали для запуска спутников, вертолетов и даже произведений искусства.

«Свобода, ведущая народ» Делакруа летела из Парижа в Токио на «Белуге» — ни в какой другой самолет полотно не помещалось.

БОЛЬШЕ: Superjumbo на улицах крошечной французской деревни

Белуга перевезла этот контейнер с пятиметровой египетской статуей из Берлина в Париж.

ДЖОН МАКДУГАЛЛ/AFP/Getty Images

На подходе: Beluga XL

Белуге уже исполнилось два десятилетия неутомимой службы, и он начинает показывать свой возраст и ограничения.

С момента первого полета Beluga 13 сентября 1994 года Airbus увеличил поставки самолетов почти в пять раз.

Компания стала более глобальной, диверсифицировав свою базу поставщиков и открыв сборочные заводы в Китае и Алабаме — далеко за пределами относительно короткой дальности полета Beluga в 1500 морских миль с максимальной полезной нагрузкой.

Чтобы справиться с растущей нагрузкой, Airbus запустил так называемую программу «Fly 10,000».

Программа направлена ​​на оптимизацию логистической инфраструктуры компании за счет увеличения работы ее транспортного парка до 10 000 часов в год к 2017 году.

В план входит Белуга.

Airbus заявляет, что количество летных часов Beluga на один самолет удвоилось с момента его первого ввода в эксплуатацию и снова увеличится к 2017 году, с 5000 до 10000 летных часов, благодаря началу производства A350 XWB в 2012 году и наращиванию производства других самолетов. Программы Airbus.

Однако, учитывая исторический максимум заказов на самолеты, Airbus не может позволить себе делать ставку на свою жизненно важную цепочку логистических операций на готовность пяти стареющих самолетов.

Хотя никаких решений еще не принято, Airbus, как сообщается, ищет возможные решения для замены.

Предварительно названный Beluga XL, замена Beluga, вероятно, будет основана на планере A330.

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_0EE2698B-F87F-68C7-FB18-9CC0AF1FF61D@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Ожидается, что он будет иметь большую дальность полета и сможет нести более тяжелую полезную нагрузку, но при этом сможет приземляться в аэропортах с относительно короткими взлетно-посадочными полосами, например, в Бротоне, Уэльс, где Airbus делает крылья для своих авиалайнеров.

Beluga следующего поколения также должна позволить Airbus удвоить количество грузовых рейсов до 120 в неделю.

Что кажется уверенным, так это то, что Beluga XL будет похож на текущую версию, что должны оценить наблюдатели за самолетами, проезжающие через Тулузу.