‘Боинг’ B-17 ‘Летающая крепость’

‘Боинг’ B-17 ‘Летающая крепость’

Первый серийный цельнометаллический тяжелый бомбардировщик США Boeing B-17 Flying Fortress был спроектирован в 1934 году. Первый полет состоялся 28 июля 1935 года. B-17 Летающая крепость является, вероятно, одним из самых популярных американских бомбардировщиков Второй мировой войны, ставший легендарным, в том числе, потому, что мог возвращаться на базу даже при сильных повреждениях. Имя Летающая Крепость самолет получил от одного американского репортера, потом в Boeing оценили название и зарегистрировали, как товарный знак.

Содержание
‘Боинг’ B-17 ‘Летающая крепость’
Техническое описание
Боевое применение

Даже человек мало знакомый с военной авиацией, услышав словосочетание

«Летающая крепость», сразу скажет, что речь идет об американском тяжелом бомбардировщике времен Второй мировой войны. Действительно, бомбардировщик Боинг В-17 «Флайинг Фортресс» («Летающая крепость»), пожалуй, самый популярный самолет из американских бомбардировщиков того времени. В течение ряда лет он являлся основным инструментом стратегических бомбовых ударов для авиации армии США. Более того, с него-то и началась американская дальнебомбардировочная авиация.

В отличие от других стран Америка очень поздно обратилась к созданию тяжелых бомбардировщиков. В Америке, отделенной от всего мира двумя океанами и исповедовавшей тогда чисто оборонительную военную доктрину, не чувствовали потребности в дальнем тяжелом бомбардировщике. Лишь в середине 30-х годов прошлого века в рамках пропагандировавшейся тогда некоторыми кругами в США концепции «обороны полушария» начали разрабатывать новые проекты многомоторных военных самолетов.За работу взялись фирмы «Боинг» и «Мартин».

После начала работы над «воздушным линкором» ХВ-15 группа конструкторов «Боинг» под руководством Э. Уэллса параллельно начала разрабатывать «линейный крейсер», получивший фирменное обозначение «модель 299». В основе последнего лежало техническое задание 35-26, которое перечисляло требования к новому бомбардировщику для Авиационного корпуса армии США. Количество моторов заданием не определялось, хотя из всех фирм, взявшихся за его выполнение, только инженеры «Боинг» установили более двух двигателей. «Модель 299» по компоновке точно соответствовала своему большому собрату, но имела существенно меньшие габариты.

Тяжелый бомбардировщик В-17 «Летающая крепость»

17 июля 1935 году первый опытный самолет покинул сборочный цех в Сиэттле. Создатели использовали в нем все новинки того времени — цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси (включая хвостовое колесо), закрытую кабину, винты изменяемого шага. По первоначальному замыслу «модель 299» имела чисто оборонительное назначение — она должна была атаковать корабли потенциального противника далеко за радиусом действия двухмоторных машин.

Один журналист, присутствовавший на официальном показе нового бомбардировщика, назвал его «Летающей крепостью» и это имя на всю жизнь закрепилось за ним.

28 июля бомбардировщик Второй мировой войны «Летающая крепость» совершил свой первый полет, а 20 августа его уже перегнали на аэродром Райт-Филд, штат Огайо, где должны были проходить сравнительные испытания всех бомбардировщиков, созданных по заданию 35-26. Конкурентами были Мартин В-10В и Дуглас DB-1. В начале лидировала «Крепость», но 30 октября пилоты забыли снять внутреннюю блокировку рулей и пошли на взлет с заблокированными рулями и элеронами. Ошибка летчиков стоила им жизни — самолет рухнул на землю и сгорел. Так фирма «Боинг» потеряла заказ на 65 бомбардировщиков, который достался фирме «Дуглас», их DB-1 приняли на вооружение как В-18.

Фирме «Боинг» 12 января 1936 году предложили построить для дополнительных испытаний серию из 13 усовершенствованных с учетом результатов конкурса самолетов под маркой Y1 B-17 («Y» — малая серия для войсковых испытаний, «1» — признак того, что программа финансируется, как дополнительная). Y1 В-17 (он же «модель 299В») отличался от своего предшественника новым шасси, более мощными моторами Райт R-1820-39 по 850 л.c., увеличенным запасом топлива, установкой антиобледенительной системы и другого современного оборудования. Но новая авария опять усилила позиции конкурентов.

В-17 «Летающая крепость» в полете

Партию из двенадцати Y1 B-17 передали для войсковых испытаний эскадрилье 2-й бомбардировочной группы (полка), ставшей первой в Америке тяжелобомбардировочной частью. По скорости, грузоподъемности и потолку «Крепости» существенно превосходили и советские самолеты Второй мировой войны ТБ-3, и французские бомбардировщики Фарман F.222 BN5. В итоге последовал заказ на 119 серийных самолетов.

Кконструкторы сделали новый шаг в совершенствовании бомбардировщика Второй мировой войны «Летающая крепость». На опытном Y1 B-17A (переделанном из 13-го планера Y1 B-17, предназначавшегося для статических испытаний) поставили моторы R-1820-51 с турбонаддувом, резко улучшившие высотные характеристики самолета и тем самым ослабившие его зависимость от метеоусловий. Y1 B-17A (он же «модель 299F») совершил первый полет 29 апреля 1938 года. Максимальная скорость Y1 B-17A по сравнению с Y1 B-17 увеличилась более чем на 20 процентов.

Серийное производство бомбардировщиков начали в июле 1939 года с самолета В-17В, с турбонагнетателями на моторах и измененной топливной системой. Этими машинами пополнили ту же самую 2-ю бомбардировочную группу. Внешне их легко можно было отличить от Y1 B-17 по увеличенному рулю поворота и новой более короткой носовой части: стоявшая на всех предыдущих «Крепостях» вращающаяся носовая турель уступила место неподвижному остекленному фонарю, где находилось рабочее место бомбардира (в экипаж В-17В входили отдельно штурман и бомбардир), исчез и характерный уступ снизу, где ранее стоял бомбовый прицел, на месте которого установили антенну радиополукомпаса, перемещенную с крыши кабины.

В-17 «Летающая крепость» в полете

Всего к концу марта 1940 года построили 39 бомбардировщиков В-17В.

Затем в цехах их сменили усовершенствованные самолеты второй мировой войны В-17С («модель 299Н»). Улучшая аэродинамику, на нем убрали блистеры огневых точек, а пеленгационную антенну упрятали в каплевидный обтекатель. Усили вооружение, заменив все пулеметы, кроме носового, крупнокалиберными. Из всех «Крепостей» модификация С с моторами R-1820-65 была самой скоростной. Эти машины строились не только для американской армии, но и для экспорта в Великобританию. Всего до ноября 1940 года выпустили 38 В-17С, из которых 18 остались в США, а 20 в марте 1941 года отправили в Англию. Королевские ВВС присвоили им обозначение «Фортресс I». Экспортные машины («модель 299Т») несколько отличались от американских самолетов В-17С. В частности, на них не было высокоточных бомбовых прицелов «Норден», объявленных секретными военными бомбардировщиками второй мировой войны и не подлежащими продаже, зато их топливные баки протектировались слоем специальной набухающей в бензине резины, затягивающей пулевые пробоины.
Освоение новой техники у англичан пошло «со скрипом». Досаждали мелкие поломки, высока была аварийность — довольно быстро разбили четыре машины.

Первый вылет на бомбежку три английские «Крепости» совершили в июле — целью был Вильгельмсхафен — немецкая военно-морская база. Как бомбардировщики они применялись мало, поскольку в условиях сильной ПВО немцев их оборонительное вооружение и бронезащита были недостаточны. Например, из трех «Крепостей», отправившихся бомбить Осло, не вернулась ни одна — все сбили немецкие истребители. Четыре самолета потом отправили в Африку — они до мая 1942 года по ночам атаковали Тобрук и Бенгази, а остальные использовали 206-я и 220-я эскадрильи береговой охраны для дальнего патрулирования над морем. Одна машина в июле 1942 года попала в Индию, где опять перешла в руки американцев.


Назад — Вперед >>


< Назад

Первый полёт Boeing B-17 Flying Fortress

28 июля 1935 летчик-испытатель Лес Тауэр впервые поднял в небо прототип одного из самых известных бомбардировщиков времен Второй Мировой войны — Boeing B-17. Тогда же Ричард Уильямс, репортер Seattle Times, придумал название «Летающая Крепость», когда самолет, со всех сторон которого торчали пулеметы, выехал из ангара. В компании Boeing очень быстро поняли ценность такого «прозвища» и зарегистрировали его как товарный знак. 

Осенью 1940 двадцать бомбардировщиков B-17 были поставлены в Королевские военно-воздушные силы Великобритании. 

Самолет сразу стал легендой, благодаря своей боевой мощи и способности возвращаться на аэродром даже с простреленной фюзеляжем, из которого были вырваны куски обшивки. Оригинальная конструкция крыла позволяла выдерживать тяжелые повреждения. 9 крупнокалиберных пулеметов обеспечивали мощную защиту. Однако, были серьезные проблемы с уязвимостью бомбардировщика B-17, не удалось преодолеть его склонность к воспламенению. Слабой была защита спереди при лобовой атаке истребителей: из 27 фрагментов тяжелых броневых плит и противозенитных экранов ничто не защищало экипаж от лобовой атаки. При попадании в лобовую часть из пушки или даже пулемета экипаж оказывался совершенно не защищенным.  

Результаты дневного применения B-17E/F без истребительного прикрытия были плачевны: в ходе двух рейдов вглубь Германии 17 августа и 14 октября 1943 120 самолетов был сбит, а 240 требовали длительного ремонта. 

Несмотря на беспрецедентно большие потери, американские летчики осуществляли до 1000 самолето-вылетов в день. 

Операция «Френтик» 

В-17 принимали участие в операции «Френтик»: совместная советско-англо-американская операция с челночным движением американских бомбардировщиков треугольником Англия — Северная Италия — Полтава. Благодаря наличию полноценных баз в вершинах «треугольника» увеличивалась дальность действия бомбардировщиков, поскольку не было необходимости возвращаться на аэродром вылета. Бомбардировка осуществлялась «на проходе» между двумя вершинами «треугольника», что позволяло разнообразить направления бомбовых атак и делать их неожиданными для противника. 

Операция началась 2 июня 1944 вылетом из Италии эскадры в 750 самолетов (вместе с истребителями прикрытия Р-51 «Мустанг»), которая осуществила бомбардировки объектов на территории Венгрии и приземлилась на аэродромах Полтава, Миргород и Пирятин. Потери американцев: один — В-17 и один — Р-51, пять Мустангов вернулось в Италию. 

Подготовительные технические работы к первому вылету продолжались почти полгода. На полтавских грунтовых аэродромах, непригодных для приема тяжелых самолетов при любой погоде, было уложено металлическое покрытие общей площадью 354 тыс. м². Построены казармы, госпитали и квартиры для американского персонала баз. Для прикрытия баз с воздуха здесь разместили советскую 329-ю дивизию истребителей «Аэрокобра». 

Немецкое командование, обеспокоенное эффективностью новой тактики бомбовых ударов союзников, приняло контрмеры. 22 июня 1944 немецкая авиация полностью разбомбила базу в Полтаве, уничтожив почти 70 американских самолетов. База была приведена в порядок только через месяц. Челночные бомбардировки продолжались до 8 октября 1944 года, после чего программа была свернута. 

А теперь предлагаем вам посмотреть 17-минутное видео полета отреставрированного B-17, снятое внутри самолета!

Б-17 | Экипаж, радиус действия и бомбовая нагрузка

B-17

См. все материалы

Связанные темы:
бомбардировщик

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

B-17 , также называемый Flying Fortress , тяжелый бомбардировщик США, использовавшийся во время Второй мировой войны. B-17 был разработан компанией Boeing Aircraft Company в ответ на 1934 армейского авиационного корпуса, который требовал четырехмоторного бомбардировщика в то время, когда нормой были два двигателя.

Бомбардировщик изначально предназначался для нанесения ударов по стратегическим объектам точным бомбометанием в дневное время, проникновения вглубь территории противника за пределами досягаемости зенитной артиллерии. Радиальные двигатели с турбонаддувом (уникально американская разработка) должны были давать необходимые высотные характеристики, а тяжелое оборонительное вооружение — защищать от атакующих истребителей.

Точность должна была быть достигнута с помощью бомбового прицела Norden, разработанного и введенного в эксплуатацию в условиях строжайшей секретности в течение 19-го века.30 с. Norden состоял из оптического прицела с гироскопической стабилизацией, соединенного с электромеханическим компьютером, в который бомбардир вводил данные о высоте, атмосферных условиях, воздушной скорости, путевой скорости и дрейфе. Во время запуска бомбы прицел был подчинен автопилоту, чтобы направить самолет точно в точку сброса. В руках опытного бомбардира «Норден» был удивительно точным прицелом.

Викторина «Британника»

Рукотворные птицы в небе

От дирижаблей до реактивных винтов, запустите эту викторину и проверьте свои знания о самолетах и ​​авиации.

Первый прототип бомбардировщика поднялся в воздух в середине 1935 года, а B-17 был запущен в мелкосерийное производство в 1937 году. Введенный в эксплуатацию незадолго до вступления США в войну в 1941 году, самолет был оснащен турелями в верхней части фюзеляжа, днище и хвосте. Все башни, кроме последней, были механическими, и в каждой была установлена ​​пара пулеметов калибра 0,50 (12,7 мм). Эта повышенная огневая мощь сделала B-17 грозным противником для вражеских истребителей, особенно при полете в плотных оборонительных порядках для взаимной защиты. Основным элементом типового построения была эскадренная «коробка» из 9 человек.или 12 самолетов; три эскадрильи, расположенные в шахматном порядке по вертикали и горизонтали, образовывали группу, а три группы в хвосте образовывали боевое крыло. В этом случае необходимость держать такие плотные оборонительные порядки над Европой поставила под угрозу точность бомбового прицела Norden, поскольку отдельные запуски бомбы были невозможны без нарушения строя. Целые группы бомбардировщиков должны были сбрасывать свои нагрузки по команде ведущего бомбардира, а неизбежные небольшие различия во времени и направлении движения приводили к рассредоточению бомбардировщиков.

Окончательной модификацией В-17 была модель G, принятая на вооружение летом 1943 г. Вооруженная не менее чем 13 пулеметами калибра 0,50, в том числе двумя в новой турели «подбородок» для защиты от лобовых атак. в атаке B-17G изрядно ощетинился пулеметами. Им управлял экипаж из 10 человек, включая пилота, второго пилота, штурмана-радиста, бомбардира и стрелков. Практический потолок самолета от 25 000 до 35 000 футов (от 7 500 до 10 500 метров), в зависимости от бомбовой нагрузки, ставил его выше худшего из немецкой зенитной артиллерии, но, несмотря на огневую мощь, группы B-17 оказались не в состоянии пробиться без сопровождения. к целям в глубине Германии перед лицом решительного сопротивления истребителей, не неся при этом чрезмерных потерь. Глубокие рейды были отменены в середине октября 19 г.43 и не возобновлялись до февраля 1944 года, когда стали доступны истребители дальнего сопровождения, такие как P-51 Mustang. Бомбовая нагрузка в 4000 фунтов (1800 кг) была типичной для длительных миссий, хотя B-17 мог нести до 8000 фунтов (3600 кг) внутри на более короткие расстояния на более низких высотах и ​​даже больше на внешних стойках под крыльями. Эти увеличенные бомбовые нагрузки с успехом использовались при атаках на немецкую авиацию и нефтяную промышленность перед вторжением в Нормандию в июне 1944 года, а также в рейдах «ковровых бомбардировок» в поддержку прорыва союзников в Британию и северную Францию ​​позже тем летом.

Совместно с компаниями «Дуглас», «Локхид» и «Вега» Боинг руководил производством около 12 730 «Летающих крепостей», почти все они предназначались для высотных бомбардировок Европы. Хотя B-17 производился в меньшем количестве, чем его партнер B-24 Liberator, B-17 с превосходными высотными характеристиками и большей устойчивостью к боевым повреждениям был опорой кампании стратегических бомбардировок. B-17 имел отличные летные характеристики и, в отличие от B-24, почти повсеместно пользовался уважением тех, кто на нем летал. Устарел более крупный и мощный B-29.Superfortress, B-17 служил после войны в небольшом количестве в качестве поисково-спасательного самолета, модифицированного для сброса спасательных плотов с парашютом.

Джон Ф. Гилмартин

Боинг B-17E Летающая крепость | Национальный музей Второй мировой войны

Павильон свободы США: Боинг-центр

Прочный тяжелый бомбардировщик B-17 был разработан как стратегический бомбардировщик в 1930-х годах. Он оказался достаточно эффективным, чтобы его использовали на каждом театре военных действий. Легендарные своей способностью выносить тяжелые повреждения в бою и подкрепленные почти самодостаточной огневой мощью, B-17 чаще всего использовались для дневных налетов на Германию, а также для нанесения ущерба вражеским кораблям в Тихом океане, хотя и в меньшей степени. степень.

B-17E Flying Fortress

My Gal Sal

My Gal Sal был одним из первых из тысяч B-17, совершивших коварный северный воздушный маршрут из Соединенных Штатов в Англию. 27 июня 1942 года ужасные погодные условия вынудили B-17 ранней модели «E» совершить аварийную посадку на ледяной шапке Гренландии. Весь экипаж пережил 10-дневное испытание, снова запустив радиостанцию ​​самолета и передав сигнал SOS, что привело к их спасению. Самолет оставался на льду более 50 лет, прежде чем его подняли и отреставрировали.

Это стало возможным благодаря подарку от The Boeing Company и Ready Family
2012.258

Статистика

Тип: тяжелый бомбардировщик

Производство

Дата выпуска: 1941 
Производитель: Boeing, Lockheed-Vega and Douglas Aircraft Company
Произведенный номер: 512

Технические характеристики (P-17E, Crewlot: 9006) 9006 Второй пилот, бомбардир, штурман, радист, бортинженер, стрелок с шаровой турелью, хвостовой стрелок и два поясных стрелка)

Размах крыла: 104 фута
Длина: 74 фута
Максимальная скорость: 318 миль в час
Крейсерская скорость: 226 миль в час
Максимальная дальность полета: 3200 миль Нагрузка: 4200 фунтов
Вооружение: десять пулеметов калибра .50, один пулемет калибра . 30

Боевые птицы

  • Североамериканский B-25 Mitchell

    Бомбардировщик B-25 участвовал в боевых действиях на всех театрах военных действий, превосходно выполняя множество ролей, в основном в качестве штурмовика на более поздних этапах войны. Они обрели известность 19 апреля.42 в дерзком рейде Дулиттла на Токио.

  • Douglas SBD Dauntless

    Основной пикирующий бомбардировщик ВМС США в начале войны, Douglas SBD Dauntless заработал свою репутацию и помог одержать победу в битве за Мидуэй в 1942 году, потопив четыре японских авианосца.

  • General Motors TBM Avenger

    Несмотря на разочаровывающие действия на Мидуэе, Avenger служил основным бомбардировщиком-торпедоносцем ВМС США, эффективно перехватывая вражеские суда и доставляя артиллерийские снаряды на вражеские позиции по всему Тихому океану.