фото, описание, история создания и характеристики

Airbus A300-600, IATA AB6, ICAO A306Описание и технические характеристики модели Аэробус А300-600, страна и компания-производитель, размеры, число мест, лётные данные и фото самолета.

Категории: Гражданский, Пассажирский, Среднемагистральный, Дальнемагистральный.Производитель: Airbus S.A.S., Европейский Союз.

При конструировании A300-600 были использованы передняя и центральная секции фюзеляжа и крыло самолетов А300В2/В4, а хвостовую часть фюзеляжа взяли от самолета А310. Кабина экипажа аналогична A310. Фюзеляж увеличен на полметра.

Первый полет лайнер совершил 8 июля 1983 года, а начал поставляться с марта 1984.

Свое развитие самолет получил в модели A300-600R — самолет с большей дальностью полета. Первый полет данной модификации был совершен 9 декабря 1987 года, а первая поставка — 20 апреля 1988.

Крейсерская скорость (км/ч): 897
Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива) (км): 6670

Аэробус А 300-600, Аэробус 300-600, Аэробус300-600, Airbus A 300-600, Airbus 300-600, Airbus300-600

2 двигателя General Electric CF6-80C2A1, CF6-80C2A5 или Pratt & Whitney PW-4156s or two 258kN (58,000lb) PW-4158

Размах крыла (м): 44. 84
Длина самолета (м): 54.10
Высота самолета (м): 16.54
Площадь крыла (м2): 260.00
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 28.00
Максимальная ширина фюзеляжа (с): 5.28
Диаметр фюзеляжа: 5.64

Экипаж: 2
Пассажиров в кабине двух классов: 266
Максимальное: 361

Взлетная (т): 171.70
Пустого снаряженного (т): 90.90
Самолета без топлива (т): 130.00
Платная нагрузка (т): 34.90
Посадочная (т): 140.00

Другие самолëты Airbus S.A.S.

  • Аэробус А310-300
  • Аэробус А318
  • Аэробус А321 нео
Все самолëты Airbus S.A.S.

Часто задаваемые вопросы

  • Как купить авиабилет, не выходя из дома?

    • Укажите в нужных полях маршрут, дату поездки и число пассажиров.Система подберет варианты из предложений сотен авиакомпаний.
    • Из списка рейсов выберите удобный для вас.
    • Введите личные данные — они необходимы для оформления билетов. Туту.ру передает их только по защищенному каналу.
    • Оплатите билеты банковской картой.
  • Как выглядит электронный билет и где его получить?

    После оплаты на сайте, в базе данных авиакомпании появится новая запись — это и есть ваш электронный билет. Теперь вся информация о перелете будет храниться у авиакомпании-перевозчика.Современные авиабилеты не выпускаются в бумажной форме. Увидеть, распечатать и взять с собой в аэропорт можно не сам билет, а маршрутную квитанцию. В ней есть номер электронного билета и все сведения о вашем полете.Туту.ру высылает маршрутную квитанцию по электронной почте. Советуем распечатать ее и взять с собой в аэропорт. Она может пригодиться на паспортном контроле за границей, хотя для посадки в самолет вам понадобится только паспорт.

  • Как вернуть электронный авиабилет?

    Правила возврата билетов определяет авиакомпания. Обычно чем дешевле билет, тем меньше денег вы сможете вернуть. Чтобы сдать билет, как можно быстрее свяжитесь с оператором. Для этого надо ответить на письмо, которое вы получите после заказа билетов на сайте Туту.ру. Укажите в теме сообщения «Возврат билетов» и кратко опишите свою ситуацию. С вами свяжутся наши специалисты.В письме, которое вы получите после заказа, будут контакты агентства-партнера, через которое оформлен билет. Вы можете связаться с ним напрямую.

Подпишись на рассылку!В рассылке рассказываем про скидки, делимся идеями для путешествий, разыгрываем билеты. Подпишись, будет интересно!

Я даю согласие на обработку моих персональных данных

Обзор самолета Аirbus А300: история, характеристики, план самолета

Хоть в странах Западной Европы развита авиапромышленность, проще всего вспомнить ее продукцию военного назначения. Это совсем неслучайно, ведь в самой Европе роль авиаперевозок долгое время была невысока, а на международном рынке успели закрепиться американцы. Большие территории США отлично стимулировали развитие гражданской авиации.

Самолетная американская монополия резко пошатнулась в 70-е годы, когда на воздушные трассы вышел лайнер А300, совместно разработанный несколькими европейскими авиастроительными фирмами. Он оказался очень хорошим, что его закупали даже авиалинии США.

История создания

Разработка аэробуса а300 началась в 1960-х годах в качестве европейского совместного проекта между производителями самолетов в Великобритании, Франции и Западной Германии. Авиастроители стремились построить новый 200-местный авиалайнер для растущего рынка гражданской авиации.

Интересно! Слово аэробус в этот момент было общим термином авиации для более крупного коммерческого самолета и считалось приемлемым на нескольких языках, включая французский.

В июле 1967 года во время громкой встречи министров Франции, Германии и Великобритании было достигнуто соглашение о расширении сотрудничества между европейскими странами в области авиационной техники и «для совместной разработки и производства аэробуса». Британцы вышли из проекта 10 апреля 1969 года. 29 мая 1969 года между Германией и Францией было достигнуто новое соглашение, и 18 декабря 1970 года Airbus Industrie была официально создана для разработки и производства A300. Самолет впервые летал 28 октября 1972 года.

Вскоре после встречи в июле 1967 года французский инженер Роджер Бетейль был назначен техническим директором. Бетейль разработал первоначальный план совместной работы по проекту. В соответствии с которым французские фирмы будут выпускать кабину самолета, системы управления и нижнюю часть фюзеляжа. Hawker Siddeley будет производить крылья, в то время как немецкие компании будут производить переднюю, заднюю и верхнюю части центральных секций фюзеляжа. В дополнение к работе движущиеся элементы крыльев, были выпущены в Нидерландах, а в Испании — горизонтальная плоскость хвоста.

Air France, клиент запуска для аэробус а 300, ввела этот тип в эксплуатацию 30 мая 1974 года. После периода ограниченного потребительского спроса в 1978 году A300 добился нескольких крупных продаж, после чего этот тип был эксплуатирован с устойчивой скоростью в течение следующих трех десятилетий. В 1990-х годах A300 стал популярным среди различных грузовых операторов, и было выпущено несколько различных вариантов грузовых самолетов. Производство аэробуса а 300 прекратилось в июле 2007 года вместе с его меньшим производным A310. Продажи грузовых автомобилей, для которых A300 ранее конкурировали в более поздней жизни, вместо этого выполняются A330-200F, производным от нового Airbus A330.

Версии А300

Вторым после аэробус 300 был A300B1, вступил в эксплуатацию в ноябре 1974 года. Был оборудован двигателями General Electric CF6. Самолет работал в Trans European Airways из Бельгии до того как пошел на пенсию с ноября 1990 года.

A300B2 является первой производственной версией. Он был оснащен, таким же двигателем, что и Boeing 747 — Pratt & Whitney JT9D с тягой от 227 до 236 кН. При нем был центральный топливный бак с увеличенной топливной емкостью (47 500 кг) и новыми крыльями крыла Krüger. Самолеты вошли в эксплуатацию Air France в мае 1974 года.

A300B4 — первый в мире 2-х бортовой авиалайнер. Отсек для экипажа был с передней стороны. Вмещал в себе элементы авионики A310 и A300-600. Производство B2 и B4 составило 248 воздушных суден. Впервые эксплуатировался в Бразилии с 1982 года в Гаруде.

Самолет A300-600 официально обозначался A300B4-600. Эта версия почти такой же длины, как B2 и B4, но имеет увеличенное пространство, потому что задний фюзеляж и горизонтальный хвост такой же, как у A310. Он имеет более мощные двигатели CF6-80 или Pratt & Whitney PW4000 и использует вспомогательный блок питания Honeywell 331-250 (APU). A300-600 совершил свой первый полет 8 июля 1983 года. Вступил в эксплуатацию в том же году с авиакомпаниями Саудовской Аравии. Было продано 313 A300-600 (все версии).

A300-600R (Официальное обозначение: A300B4-600R). Отличается дополнительным топливным баком в хвосте. Первая поставка в 1988 году American Airlines. Японская воздушная система (позже объединившаяся в Japan Airlines) приняла поставку в ноябре 2002 года.

A300-600RF (Официальное обозначение: A300F4-600R) Грузовая версия −600R. Все A300 поставлялись в период с ноября 2002 года по 12 июля 2007 года.

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Потери самолетов

Всего, за всю историю существования А330-300 было потеряно восемь самолетов:

  • В 1994 году в Тулузе из-за ошибки пилотов во время симуляции отказа двигателей, тогда погибли все семь членов экипажа.
  • В 2000 году в Куала-Лумпуре обошлось без жертв, так как вовремя заметили коррозию металла из-за нелегальной перевозки опасного груза, в итоге воздушное судно списали на утилизацию.
  • В 2001 году в Коломбо. Борт был уничтожен террористами организации “Тамильские тигры”. Тогда они напали на аэропорт и близлежащие территории.
  • В 2009 году воздушное судно упало в воды Атлантического океана из-за ошибки пилотов. Произошло сваливание из-за обледенения датчиков скорости. Погибли все пассажиры и члены экипажа в количестве 228 человек.
  • В 2010 году в Триполи борт не справился с управлением при посадке в густом тумане и разбился, погибло 103 человека из 104-х.
  • В 2014 году в Триполи самолет был уничтожен боевым снарядом в период военных действий. Обошлось без жертв.
  • В 2014 году там же в Триполи еще один А330-300 сгорел во время боевых действий в аэропорту, также без жертв.

Салон самолёта и обзор схемы расположения лучших мест

Аэробус A300 (в зависимости от модификации) может иметь от 266 пассажирских мест при двухклассовой компоновке до 361 — при одноклассовой. Именно двухклассовая компоновка пассажирского салона самолёта является более распространённой, а, следовательно, на ней и следует остановиться подробней.

Бизнес-класс аэробуса A300 располагается в передней части пассажирского салона и занимает обычно 6 рядов мест (как показано на схеме пассажирского салона). Салон бизнес-класса имеет два прохода, а места его располагаются согласно схеме «2-2-2». Кресла здесь более мягкие и способны раскладываться достаточно для спокойного и комфортного отдыха во время полёта. Также бизнес-класс может похвастаться меню с широким выбором блюд, а также меньшим шумом, связанным в основном с некоторой удалённостью от более шумного эконом-класса.

Однако, хоть места бизнес-класса и являются лучшими во всём лайнере, но и среди них имеется ряд не очень удачных вариантов. Так, места, расположенные в первом ряду, хоть и не имеют перед собой кресел, что обеспечивает дополнительное пространство для ног пассажиров, но, тем не менее, находятся в непосредственной близости к туалетам и подсобным помещениям для обслуживающего персонала. Эта особенность может серьёзно помешать спокойному отдыху, особенно в ночное время: ведь свет здесь будет гореть постоянно, а частое движение и звук открывающихся-закрывающихся дверей не дадут уснуть чувствительным к шуму людям. Также не очень удачными для бизнес-класса в самолёте Airbus A300 являются места, расположенные в пятом и шестом рядах. Это объясняется их некоторой удалённостью от общего салона бизнес-класса и тем, что расположены они непосредственно у перегородки, соединяющей бизнес-класс с более шумным эконом-классом.

Эконом-класс располагается сразу за салоном бизнес-класса и охватывает места рядов от от 11 до 37. Благодаря тому, что самолёт широкофюзеляжный, прохода здесь также два, а места располагаются согласно схеме «2-4-2» (кроме первого и 4 последних рядов). Места эконом-класса удобные и весьма комфортные для отдыха, а расстояние между ними позволяет вытянуть ноги даже для высоких людей.

Лучшими для эконом-класса самолёта Airbus A300 являются места, расположенные в 11 ряду. Их удобство заключается в том, что они имеют перед собой лишь разделительную перегородку, а, значит, и больше места для ног. Также весьма выгодно отсутствие кресел спереди — никто не откинет спинку, ограничив тем самым пространство для ног. Также стоит помнить, что разнос пищи начинается именно с передних мест, и пассажиры 6 ряда будут иметь больший выбор блюд и напитков. Однако здесь находятся специальные конструкции для размещения детей, а это в свою очередь означает, что пассажиры с детьми, скорее всего, будут находиться именно здесь. Этот факт может серьёзно повлиять на качество отдыха и на все впечатления о полёте в целом, особенно для людей, не терпящих детских криков и суеты.

Также весьма удобными являются места, расположенные в 12 ряду и обозначенные литерами D, E, F и G (согласно схеме). Это объясняется тем, что кресла, расположенные перед ними, несколько отодвинуты вперёд, обеспечивая тем самым дополнительное пространство для ног. По этой же причине неплохим выбором для эконом-класса будут и места A, C, K и H, расположенные в 24 ряду. Однако их близкое расположение к туалету может вызвать определённые неудобства.

Не самым лучшим выбором для бронирования билетов являются места эконом-класса, расположенные в 23 ряду, а также места 24 ряда, обозначенные литерами D, E, F и G. Причина — всё та же: близкое расположение к туалетным помещениям. И, наконец, наименее удобными для аэробуса A300 являются места, расположенные в рядах под номерами 36 и 37. Их неудобство объясняется также расположением вплотную возле туалетов. Постоянные очереди, звук открывающихся-закрывающихся дверей, а также, в некоторых случаях, неприятный запах могут сделать полёт для пассажиров, находящихся здесь, настоящим испытанием на выносливость. К этому стоит также добавить и то, что раздача пищи для пассажиров этих мест, как правило, происходит в последнюю очередь, а, следовательно, можно забыть о выборе блюд и напитков. Ещё одной важной особенностью для мест последнего, 37 ряда является то, что обзор через иллюминаторы здесь серьёзно ограничен (ряд занимает лишь места посередине, между двумя проходами), так что ни в коем случае нельзя выбирать эти места людям со слабым вестибулярным аппаратом.

Комфорт перелета

Комфорт здесь создан не только для пассажиров, но и для кабинного и летного экипажа. Поэтому на Airbus A330-300 лучшие места – это не только сидения в бизнес-классе, но и отличные комнаты отдыха для борт-проводников и пилотов. Ведь на дальние расстояния обычно весь экипаж самолета летает усиленным составом и пока часть из них отдыхает, другие работают. Данная комната расположена под грузовым отсеком, а спуск производится по специальной лестнице, находящейся в хвостовой части ВС.

Также на борту есть возможность воспользоваться услугой Wi-Fi (если опция подключена дополнительно). Каждая спинка впереди стоящего кресла оборудована жидкокристаллическим экраном, на котором можно просматривать фильмы и развлекательные программы.

Лётно-технические характеристики

A300B2/B4A300-600R
ТипСредней и большой дальностиСредней и большой дальности
Длина53,62 м54,08 м
Ширина фюзеляжа5,64 м5,64 м
Ширина салона5,35 м5,35 м
Размах крыла44,84 м44,84 м
Площадь несущих поверхностей260,00 м²260,00 м²
Высота16,53 м16,62 м
Двигатели2 ТВД тягой 227 кН — 236 кН Pratt & Whitney JT9D-59A General Electric CF6-80-C2A5]]2 ТВД тягой 249 кН — 273,6 кН Pratt & Whitney JT9D-7R4h2 Pratt & Whitney PW4156 General Electric CF6-80-C2A1 или CF6-80-C2A5
Максимальная скорость910 км/ч890 км/ч
Крейсерская скорость850 км/ч875 км/ч
Дальность3400/5300 км с 270 пассажирами7000 км с 270 пассажирами и двигателями PW4156
Кол-во кресел (один класс)345361
Масса пустогоA300B2 — 79 600 кг, A300B4 — 88 500 кг78 200 кг с двигателями PW4156
Макс. взлётный весA300B2 — 142 000 кг, A300B4 −165 000 кг165 000 кг с двигателями PW4156

Модификации

Два построенных прототипа А300 получили индекс «В1», а первые серийные самолёты выпускались, как А300-В2. Уже в 1975 году началось производство модификации А300-В4. От базовой версии она отличалась увеличенным центральным баком и закрылками новой конструкции.

Модификацию меньшей вместимости с укороченным фюзеляжем выделили в отдельную модель – А310.

Она стала основой для А300В4-600, чаще называемого просто А300-600. На нём целиком использовали заднюю часть фюзеляжа и оперение от А310, изменили механизацию крыла, из экипажа исключили бортинженера. На А300-600 могли устанавливаться двигатели CF6-80 или PW4158.

Необычной модификацией «трёхсотого» стала «Белуха». Первоначально использовала для перевозки крупных частей А300 между , построенных на базе самолёта «Боинг Стратокруизер». По мере того, как объёмы выпуска росли, фирме понадобился более мощный самолёт – его разработали на основе «трёхсотого». Полное обозначение «Белухи» — А300-600ST.

Семейство Airbus А330

Схема самолета Боинг 777 300 Аэрофлота

В линейке семейства авиалайнеров Эрбас разработано 8 модификаций, а именно:

  1. Airbus A330-100 – первый разработанный в этой линейке авиалайнер, призванный заменить устаревшие модели A300 и A310. Но имевшиеся конструкторские недочеты и откровенные ошибки вынудили отказаться от дальнейших работ по А330-100;
  2. Airbus A330-200 – разрабатывалась с целью заменить А300-600 и как конкурент Боингу-767;
  3. Airbus A330-200F – грузовая разновидность. Работы по созданию начались по причине уменьшения покупательского интереса к предшественнику – A300-600F;
  4. Airbus A300-200HGW – вариант лайнера, обладающий большей взлетной массой;
  5. Airbus A330-300 – самый популярный представитель семейства. В различных исполнениях вмещает от 295 до 440 пассажиров и имеет грузовое отделение увеличенных размеров;
  6. Airbus A330 P2F – для транспортировки больших объемов груза и пассажиров;
  7. Airbus A330-200 MRTT – военный транспортный самолет с функциями заправки. Оснащен баками для топлива общей емкостью 111 тонн авиатоплива;
  8. Airbus A330-200 FSTA – стратегический авиалайнер-заправщик будущего, работы над его проектированием в настоящее время еще не закончены.


Аэробус А330-300

Эксплуатация

Популярность А300 набрал не сразу – в первые годы производства его закупали только национальные авиалинии «Эр Франс» и «Люфтганза». Самолёты строились, и тут же отправлялись на хранение. Кроме того, оказалось, что для рейсов на короткие дальности всё же предпочтительнее узкофюзеляжные машины.

Спасло «трёхсотый» изменение норм безопасности.

Ранее действовало «правило 60 минут», по которому 2-моторный самолёт должен находиться в пределах 60 минут полёта до ближайшего аэродрома. Рост надёжности двигателей позволил увеличить это время до 90 минут.

После этого американская авиалиния «Истерн Эйрлайнс» закупила А300 для ознакомления и выяснила, что он на 30% экономичнее, чем L-1011. И с этого момента продажи лайнера резко возросли. Выпуск «трёхсотого» прекратился только в 2007 году, чтобы высвободить производственные мощности для более современных моделей. Но в 2017 году в эксплуатации находилось более 200 экземпляров А300.

Авиакомпании-эксплуатанты самолета Аэробус 330

Комфортабельные пассажирские самолеты из линейки Аэробус А330 успешно эксплуатируют многие мировые авиаперевозчики. Российские авиакомпании задействуют современные лайнеры для перелетов по внутренним и международным направлениям на средне- и дальнемагистральных авиалиниях.

Аэрофлот

В самолетном парке крупного российского перевозчика 22 Аэробуса А330. Из них 5 лайнеров модели А330-200 с двухкомпоновым салоном на 229 пассажиров.

В парке авиации также находятся17 самолетов А330-300 с двухклассовыми салонами вместимостью на 296, 301 и 302 человека.

I fly

Российская чартерная авиакомпания I fly эксплуатирует 6 Airbus 330-200. Одноклассовый салон эконом рассчитан на перелет 311 пассажиров. В заказе еще 2 лайнера данной модели.

В парке авиации перевозчика также находится один самолет А330-300 с салоном экономичного класса вместимостью на 387 человек.

Nordwind Airlines

Российская авиакомпания Nordwind, выполняющая чартерные и грузовые рейсы из Москвы, имеет в самолетном парке 2 Аэробуса 330-200. Салон двух классов обслуживания вмещает 279 человек. 24 посадочных места находятся в бизнес-секторе.

Турецкие авиалинии

Флагманский перевозчик Турции эксплуатирует на своих маршрутах 17 Аэробусов 330-200. Салон двух классов обслуживания. Общее количество посадочных мест – 250.

В парке авиации также находятся 37 моделей А330-300, рассчитанные на перелет 289 пассажиров в салоне двухклассовой компоновки.

Finnair

Государственный авиаперевозчик Финляндии эксплуатирует на своих рейсах гражданские Аэробусы А330-200 (1 самолет) и А330-300 (8 единиц техники).

В двухклассовом салоне А330-200 могут осуществлять комфортабельный перелет 260 пассажиров.

Лайнеры А330-300 оснащены салонами на три класса обслуживания на 263/289 человек.

Air China

Правительственная авиакомпания Китая эксплуатирует 30 Аэробусов А330-200 с двухклассовыми пассажирскими салонами на 237 и 283 человека.

В авиационном парке также находится 29 лайнеров А330-300. Самолеты этой модели оборудованы комфортабельными салонами трех классов обслуживания, рассчитанные на перелет 301/311 пассажиров.

Hainan Airlines

Китайская авиакомпания Hainan Airlines содержит в парке самолетов 9 Аэробусов А330-200. Салон двух классов обслуживания оснащен 222 посадочными местами.

Также в эксплуатации 18 лайнеров А330-300 вместимостью на 292 человека. Салон разделен на два класса обслуживания – бизнес и эконом.

China Airlines

В эксплуатации национальной авиакомпании Тайваня 24 Аэробуса 330-300.

Надежные, эргономичные и комфортабельные гражданские авиалайнеры Airbus 330 успешно эксплуатируют и другие известные мировые перевозчики. По данным на 2022 год, более 1400 самолетов этой линейки выполняют чартерные и регулярные рейсы по разным направлениям мира. Серийное производство продолжается.

Современные авиалайнеры — Airbus A300

СБОРКА

ИНТЕРЬЕР

ИСТОРИЯ

9 0002
ЗАКАЗЫ

American Airlines Airbus A300-605R N7062A приземляется в Майами

Airbus A300 Начало

1960-е годы были временем перемен в мире авиации. Реактивные путешествия открывали небо и позволяли большему количеству людей путешествовать дальше, чем когда-либо прежде. Самолеты становились все более надежными, и авиалайнеры требовали самолетов большей грузоподъемности. В Европе опасались, что на рынке будут доминировать производители самолетов США, если не будет своевременного и экономически эффективного европейского предложения для борьбы с этим.

Проблема европейского рынка в том, что он фрагментирован. То есть у каждой страны была своя авиационная промышленность, производящая продукцию для небольшого рынка. Это означало, что любой произведенный тип самолета будет иметь короткий срок службы до тех пор, пока его рынок не будет насыщен, из-за чего производителю было очень трудно окупить затраты на разработку, а тем более получить хорошую прибыль.

Тем не менее, в середине 1960-х годов авиастроители увидели потребность в 200-местном авиалайнере. Чтобы попытаться развить уже имеющуюся у них технологию, они рассмотрели вопрос об изменении размера своего текущего запаса. Например, компания Hawker Siddeley рассматривала возможность расширения своего Trident, в то время как British Aircraft Corporation думала о расширении своего BAC 111 до BAC 211 и BAC 3119.0007

Отчет Плаудена за 1965 год подтвердил, что производство самолетов в Европе обходилось на 20% дороже, чем в США, и при более коротких производственных циклах было рекомендовано, чтобы сотрудничество было единственным способом решения этой проблемы.

Iran Air A300-600 регистрация EP-IBA на подходе.

A300 Collaboration

Американские авиалинии и Air France уже проявили интерес к 200-местному двухместному самолету, и европейские лидеры были очень заинтересованы в том, чтобы европейское предложение было в списке. Они стремились остановить доминирование авиалайнеров американского производства, особенно в Германии, авиационная промышленность которой еще не восстановилась после Второй мировой войны.

С этой целью в июле 1967 года состоялась встреча министров Франции, Великобритании и Германии. В результате они поддержали концепцию сотрудничества по производству Airbus. Было сочтено, что это слово описывает желаемый результат и хорошо переводится на каждый из трех языков.

Это должно было стать вторым европейским сотрудничеством, первым из которых стал Concorde.

Французский инженер Роже Бетей был назначен техническим директором вскоре после встречи на уровне министров и приступил к составлению плана распределения работы по тому, что станет проектом A300. В этом плане говорилось, что Франция будет производить кабину, системы управления и нижнюю центральную часть фюзеляжа. Германия будет производить переднюю, заднюю и верхнюю части центрального фюзеляжа. Нидерланды будут производить движущиеся части крыльев. Hawker Siddeley из Великобритании будет производить крылья, а Испания — горизонтальное оперение.

Qatar Airways Airbus A300-622R с регистрационным номером A7-AFC в Мадриде 25.02.2007

Технический директор также указал, что новейшие технологии должны быть частью нового предложения, чтобы отличать его от текущих предложений. Кроме того, избегали метрических измерений в пользу имперских измерений, как в самолетах США, а также в том, что рабочим языком был английский. Эти культурные решения были частью успеха Airbus, поскольку они показали, что европейская компания может предложить продукт, знакомый многим рынкам.

В А300 было внедрено множество новых технологий, которые действительно подготовили почву для нового поколения современных авиалайнеров. Вот некоторые из них:

  • Первые, кто использовал армированный стекловолокном пластик для передней и задней кромок крыла.

  • Крыло переработано для более крутого набора высоты.

  • Первая система предупреждения о сдвиге ветра.

  • Расширенный автопилот.

  • Торможение с электрическим управлением.

  • Изменение дизайна кабины для устранения необходимости в бортинженере.

  • Управление центром тяжести путем перекачки топлива в разные места вокруг самолета.

  • Электрическое управление вспомогательными полетными системами.

Местом постройки Airbus A300 была Тулуза-Бланьяк. Здесь Airbus поддерживал систему «точно вовремя», при которой компоненты поступали на завод по мере необходимости. Это избавило от необходимости хранить эти компоненты на месте.

Наряду с основными компонентами, упомянутыми выше, детали будут доставляться со всей Европы и мира. Что касается более крупных частей, таких как крылья и секции фюзеляжа, было очень обременительно пытаться доставить их по дороге, поэтому в начале 1970-х годов Airbus приобрела два Super Guppie для перевозки этих частей по воздуху.

Super Guppy был произведен Aero Spacelines и основан на военной версии Boeing 377 Stratocruiser 1950-х годов. Эта система до сих пор используется Airbus, однако детали теперь перевозятся на Beluga и Beluga XL.

СБОРКА

Прототип Airbus A300 и Concorde в Тулузе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Силовая установка А300

Самолет А300 был оснащен двумя подкрыльевыми ТРДД. Одним из факторов, который помог снизить затраты на разработку A300, было то, что не нужно было разрабатывать новый двигатель. Подкрыльевые блоки двигателей были спроектированы таким образом, чтобы типы двигателей были взаимозаменяемыми и вполне подходили для установки на Rolls Royce RB211 и Pratt and Whitney JT9. D, оба из которых были разработаны для оригинального Boeing 747. 

Чтобы подсластить предложение для США, Airbus выбрала третье предложение в виде General Electric CF6-50. Было решено пойти по этому пути, поскольку Rolls Royce RB207 не развивался из-за того, что Rolls Royce сосредоточил свои усилия на RB211.

VASP(Viação Aérea São Paulo S/A (São Paulo Airways) Airbus A300B2-203. Aragao. Регистрация PP-SNL

A300 Таблица спецификаций

Технические характеристики Airbus A300 Аэробус A300B4-200
Аэробус А300-600Р
Летный экипаж 3 2
Диапазон 5 375 км / 2 900 морских миль 7 500 км / 4 050 морских миль
Стандартное/максимальное количество мест 345 345
Длина фюзеляжа 53,61 м (175,9 футов) 54,08 м (177,4 фута)
Максимальная ширина салона
5,287 м (17,35 фута)
Максимальная длина салона
40,7 м (133,5 фута)
Зона крыла
260 м 2 (2800 кв. футов)
Размах крыла 44,84 м (147,1 фута) 44,84 м (147,1 фута)
Высота хвоста
16,72 м (54,9 фута)
16,66 м (54,7 фута)
Грузовые / грузовые Том
20 LD3 плюс объем 22 LD3 плюс объем
Крейсерская скорость
0,78 Маха (450 узлов; 833 км/ч; 518 миль/ч) на эшелоне полета 350
Макс. Полезная нагрузка
37 495 кг (82 662 фунта) 41 374 кг (91 214 фунтов)
Макс. Взлетная масса 165 000 кг (363 763 фунта) 171 700 кг (378 534 фунта)
Макс. Посадочная масса 136 000 кг (299829 фунтов) 140 000 кг (308 647 фунтов)
Макс. Нулевой вес топлива 126 000 кг (277 782 фунта) 130 000 кг (286 601 фунт)
Максимальный запас топлива 48 470 кг (106 858 фунтов)
62 000 л (16 000 галлонов США)
53 505 кг (117 958 фунтов)
68 160 л (18 010 галлонов США)
Потолок 12 192 м (40 000 футов)
Двигатели 2x CF6-50C2 или JT9D-59А
2 x CF6-80C2 или PW4158
Тяга взлетного двигателя 230,15–230,5 кН (51 740–51 820 фунтов силы) 249–270 кН (56 000–61 000 фунтов силы)

Airbus A300B4-603 Lufthansa

Indian Airlines Airbus A300

История.

Air France стала первым заказчиком Airbus A300, заказав шесть самолетов в сентябре 1970 года. К тому времени, когда Air France ввела в эксплуатацию свой первый A300 в мае 1974, Airbus столкнулся с трудностями при поиске клиентов для своих самолетов-носителей. Нефтяной кризис 1973 года вызвал спад в авиации, и у авиакомпаний возникли проблемы с заправкой существующих самолетов по более высоким ценам, обусловленным более дорогой нефтью.

Это положило конец тратам денег на новые самолеты, какими бы экономичными они ни были. Чтобы расширить свою рыночную базу, подобно британским поп-группам, Airbus знала, что ей нужно выйти на рынок Северной Америки. Здесь они боролись с американским представлением о европейских производителях самолетов, что они производят продукцию с высокими характеристиками, но с низкой надежностью.

Чтобы подчеркнуть надежность Airbus A300, компания Airbus решила позволить единственному в мире широкофюзеляжному двухдвигательному авиалайнеру испытать себя перед американскими сомневающимися. В сентябре 1973 года A300 отправился в шестинедельный тур по Северной Америке. Чтобы попасть туда, они летели из Тулузы в Дакар, а затем через Бразилию во Флориду. Этот тур позволил руководителям авиакомпаний и финансистам увидеть и почувствовать A300 из первых рук. Одним из них был Фрэнк Борман из компании Eastern Airlines, которая входила в «Большую четверку» США.0007

Становилось очевидным, что концепция широкофюзеляжного ближнемагистрального самолета может оказаться не тем, что искал рынок. Авиакомпании, которые летали на A300, обнаружили, что им приходится сокращать частоту рейсов, чтобы они могли заполнить более крупный самолет. Это сделало авиакомпании, которые чаще летали узкофюзеляжными рейсами, более популярными из-за более широкого выбора времени вылета. Привлекательности широкого кузова было недостаточно. Продажи были такими, что производство сокращалось до одного самолета каждые два месяца, а четыре самолета с белыми хвостами оставались на хранении.

A300 стал самостоятельным в 1977 году, когда FAA (Федеральное авиационное управление) изменило ограничения для ETOPS, что означает «Двойные операции с увеличенным радиусом действия» (или «Двигатели вращаются или пассажиры плавают»). Это постановление регулировало то, как пассажирские самолеты могли летать над водой, и было причиной того, что в США на рынке доминировали трехместные реактивные самолеты Lockheed L1011 Tristar и McDonnell Douglas DC-10. Благодаря более высокой доказанной надежности A300 была предоставлена ​​​​сертификат для того, чтобы он мог летать дальше от доступного аэродрома, чем ранее имел любой двухмоторный авиалайнер. Это открыло совершенно новый рынок для среднемагистральных полетов над водой.

Продажа Airbus A300

Хронология Airbus A300.

Сертификат типа
Дата Событие
26 сентября 1967 года Великобритания, Франция и Германия подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству Air Bus.
10 апреля 1969 года Великобритания выходит из соглашения. Hawker Siddeley сохраняет свою роль производителя крыльев в качестве субподрядчика.
29 мая 1969 года На Парижском авиасалоне министр транспорта Франции Жан Шаман и министр экономики Германии Карл Шиллер подписали соглашение между двумя странами о производстве А300, первого в мире широкофюзеляжного двухдвигательного авиалайнера. Каждая страна будет иметь 50% акций.
18 декабря 1970 г. Создана компания Airbus Industrie для производства A300. Она была образована компаниями Aérospatiale (объединившими Sud Aviation и Nord Aviation) во Франции и Deutsche Aerospace в Германии.
3 сентября 1970 г. Air France становится первым заказчиком с шестью заказами на планеры.
28 сентября 1972 года Прототип А300 впервые представлен публике.
28 октября 1972 г. Первый полет А300.
15 марта 1974 г. был предоставлен для A300 как немецкими, так и французскими властями.
23 мая 1974 г. Федеральное авиационное управление США (FAA) выдало сертификат для A300.
30 мая 1974 года Первый А300 поступает в эксплуатацию авиакомпании Air France, выполняющей рейс из Парижа во Францию.
Сентябрь 1974 После спада продаж Korean Air заказала четыре самолета A300B4 большей дальности. Airbus рассматривал это как ключ к выходу на азиатский рынок.
1977 Восточные авиалинии арендовали четыре A300 для их испытаний, и Фрэнк Борман, генеральный директор и бывший астронавт, был впечатлен 30-процентной экономией топлива по сравнению с его Lockheed L1011 Tri-Jet. Они заказали 23 А300, первый заказ США.
Декабрь 1977 г. AeroCóndor Colombia становится первым эксплуатантом этого типа в Южной Америке.
Март 2006 г. Airbus объявил о намерении закрыть производственную линию A300/A310.
18 апреля 2007 г. Финальный серийный грузовой самолет A300F для FedEx совершает свой первый полет.
Airbus объявил о пакете поддержки, чтобы A300 продолжали летать как минимум до 2025 года.
561 A300 был произведен в период между74 и 2007.

Airbus A300 компании Eastern Air Lines на Сен-Мартене, декабрь 1986 г. Компания Eastern Airlines под руководством генерального директора и бывшего астронавта Apollo Фрэнка Бормана стала первым заказчиком Airbus A300 в США.

Интерьер кабины.

Основной салон Airbus A300 American Airlines. Обратите внимание на конфигурацию 2x4x2, что дает в общей сложности 8 машин в ряд по салону.

Airbus A300B4-605R(G-MONR) авиакомпании Monarch Airlines. Обратите внимание на конфигурацию с более высокой плотностью 3x3x3, что дает в общей сложности 9в ряд по салону.

Заказы и поставки.

Авиакомпания для клиентов A300.

Авиакомпания/Клиент Страна Аэробус А300
Заказ Дел Опр
Правительственные, представительские и частные самолеты Разное 3 3
Аэроюнион Мексика 3
Африканские авиалинии Ливия 1
Эйр Африка Кот-д’Ивуар 3 3
Авиакомпания КАП KG Кыргызстан 1
Эйр Франс Франция 23 23
Эйр Гонконг Гонконг 8 8 9
Эйр Индия Индия 3 3
Эйр Интер Франция 8 8
Алиталия Италия 8 8
Американ Эйрлайнз США 35 35
Австралийские авиалинии Австралия 5 5
Авиатур Мексика 2 2
АВАС Ирландия 8 8
Китайские авиалинии Тайвань, Китайская Республика 15 15
Китайские восточные авиалинии Китай 7 7
China Eastern Xibei Airlines Китай 3 3
Китайские северные авиалинии Китай 6 6
Городская птица Бельгия 2 2
Континентальные авиалинии США 3 3
Крузейру-ду-Сул Бразилия 2 2
Восточные авиалинии США 34 34
Египет Эйр Египет 17 17
Эмирейтс Объединенные Арабские Эмираты 5 5
Fedex США 42 42 70
Финнэйр Финляндия 2 2
Гэлакси Эйрлайнз Япония 1 1
Гэлэкси Авиэйшн Пакистан 2
Гаруда Индонезия Индонезия 9 9
Хапагфлай Германия 7 7
Иберия Испания 6 6
ИЛФК США 9 9
Иран Эйр Иран, Исламская Республика 8 8 11

Верно на конец ноября 2022 года. СтранаАэробус А300 Заказ Дел Опр Всего 561 561 229 Пневматическая система Японии Япония 32 32 JFS-Japan Fleet Service Япония 2 2 Корейский Эйр Корея, Республика 32 32 Кувейтские авиалинии Кувейт 8 8 Лейкер Эйруэйз Соединенное Королевство 3 3 Люфтганза немецкий 23 23 Малайзийские авиалинии Малайзия 4 4 Махан Эйр Иран, Исламская Республика 11 МНГ Эйрлайнз Турция 4 Монарх Эрлайнз Соединенное Королевство 4 4 NACIL Индийские авиалинии Индия 10 10 Одиссей Эйрлайнз Соединенное Королевство 10 Олимпийские авиалинии Греция 10 10 Пакистанские международные авиалинии Пакистан 4 4 Pan Am США 12 12 Филиппинские авиалинии Филиппины 5 5 Полярис США 5 5 Филиппинские авиалинии Филиппины 5 5 Кешм Эйр Иран, Исламская Республика 5 САС Швеция 4 4 Саудовская Аравия Саудовская Аравия 11 11 Сингапурские авиалинии Сингапур 8 8 Скайджет Кыргызстан 1 Солинэйр Словения 2 Южноафриканские авиалинии Южная Африка 7 7 Суданские авиалинии Судан 2 Тайские авиалинии Таиланд 33 33 Transcarga International Airways Тиака Венесуэла 3 Trans European Airways Бельгия 1 1 Юни-Топ Эйрлайнз Китай 7 ИБП США 53 53 52 Вариг Бразилия 2 2 В. А.С.П. Бразилия 3 3 Неизвестно Разное 11

50 лет назад Сегодня Airbus A300 совершил свой первый полет

Предыстория

В 1967 году различные производители самолетов в Европе и Великобритании обсуждали идею создания совместного предприятия по созданию большого авиалайнера. Западная Германия, Франция и Великобритания подписали меморандум о взаимопонимании (МОВ), чтобы начать разработку программы.

Вначале Air France и American Airlines проявили интерес к широкофюзеляжному авиалайнеру с двумя двигателями для предполагаемого рынка. Первоначальный проект самолета должен был перевозить 300 пассажиров, отсюда и название А300.

Однако производители опасались, что 300-местный самолет может оказаться слишком большим для рынка. Таким образом, Airbus разработала уменьшенную версию A300B вместимостью около 250 пассажиров.

Фото: Getty Images

По мере продвижения этапа проектирования для A300 были выбраны двигатели General Electric (GE) CF6-50, в отличие от ранее выбранных двигателей Rolls-Royce RB-207. Было принято решение снизить себестоимость производства и привлечь авиакомпании в США.

Это решение не понравилось компании Rolls-Royce, которая уже начала работу над новой конструкцией двигателя. Через два месяца после принятия решения, в мае 1969 года, британское правительство вышло из совместного предприятия, оставив Францию ​​и Германию единственными партнерами по проекту.

В декабре 1970 года между двумя равноправными партнерами была создана компания Airbus Industrie. Airbus A300 стал первым проектом недавно созданного европейского совместного производителя самолетов. Великобритания присоединилась к компании в 1971 году, став 20-процентным партнером Airbus Industrie.

Airbus A300

Airbus A300 рассчитан на перевозку 247 пассажиров в двухклассной конфигурации и на дальность полета 2900 морских миль (5375 км). GE CF6-50 или Pratt & Whitney (PW) JT9Двигатели D были выбраны для установки на начальные варианты A300. Для более поздних вариантов были выбраны двигатели GE CF6-80 или PW4000.

Airbus A300 занял первое место в коммерческой авиации. A300 был первым коммерческим самолетом, в основной и вспомогательной конструкциях которого использовались композитные материалы для снижения веса и повышения эффективности эксплуатации. Внедрение законцовок крыла для уменьшения лобового сопротивления и системы управления центром тяжести сделали конструкцию А300 очень эффективной в то время.

Фото: Раймунд Штеманн из Wikimedia Commons

Air France и Lufthansa внесли ценный вклад на ранних этапах проектирования A300. Air France, как первый заказчик A300, запросила увеличение вместимости по сравнению с исходной конструкцией с большей взлетной массой. Airbus произвел A300B2 как первый серийный вариант с 30 дополнительными сиденьями и увеличенным грузовым пространством.

Самолет с 281 пассажиром поступил на вооружение Air France 23 мая 19 года.