Содержание

КБ Яковлев Википедия

ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.

История

15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].

В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».

30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».

В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».

1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.

25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолета Як-130, созданию и испытаниям самолета Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

Разработки

Истребители

Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.

  • Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П

Бомбардировщики

Транспортные самолёты

Пассажирские самолёты

Тренировочные и спортивные самолёты

Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.

  • УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152

Многоцелевые самолёты

Самолеты ДРЛО

Самолёты вертикального взлёта и посадки

Штурмовик ВВП Як-38М

Вертолёты

Перспективные модели

  • МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
  • «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА

Самолёты Яковлева в искусстве

  • Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]

См. также

Примечания

  1. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
  2. 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
  3. 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
  4. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
  5. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
  6. ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
  7. ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
  8. 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
  9. 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
  10. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
  11. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
  12. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
  13. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
  14. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
  15. ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
  16. 1 2 «Антология Як»
  17. ↑ «Финмаркет»
  18. ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
  19. ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
  20. ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48
  21. ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Корпорация Иркут. Самолеты Яковлева. Официальный сайт.

 

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут». Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек в 2003 году до 311 человек), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут».

История

В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод №125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией — это оборона.

Защищать своего государство, вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. В 1941 году, по приказу №1139 хотели объединить два завода, Иркутский № 125 и Московский № 39, задумка была успешно выполнена, а предприятие получило новое название: орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени авиационный завод №39 имени И.В. Сталина. Этот «спал» был очень силён и много лет производил отличные самолёты.

Таким образом с 1941 по 1943 года, производился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Он не много отличался от других моделей самолётов, единственно, что, это были решены проблемы защиты машины и экипажа. Броня стала больше, тем самым прочнее, а также, экипаж оборудовался новыми средствами защиты. Это всё делалось для того, чтобы огонь с земли или моря, не уничтожал легко самолёты, то есть не становился лёгкой наживой. Для идеального состояния самолёта были добавлены воздушные тормоза, благодаря которым бомбардировщик мог легко маневрировать. Все идеи были успешно произведены в жизни и таким образов, получилась модель Пе-2.

Также за время объединённого завода было создано несколько моделей дальних бомбардировщиков, а именно: Ил-4, Ил-6 и Ер-2. Выпускались они в период с 1942 по 1946 год соответственно. Естественно, прямой задачей самолётов было сражение во время Великой Отечественной войны. Также специально для ВОВ, был создан дальний истребитель, единственный в своём роде, Пе-3, выпускался он всего два года, на протяжении 1941 — 1943 годов. 

После войны завод выпускал много самолётов разных категорий, но знаковыми стали транспортные, такие как: Ан-12 и Ан24. Первая модель была достаточно хороша, но не совсем такой, какой хотели её видеть правительство, именно поэтому, создали усовершенствованный Ан-24, который подходил всем критериям. Выпускались они с 1952 по 1962 и 1967 по 1971 год соответственно. В 1989 году завод получает новой название » Иркутское авиационное производственное объединение», сокращёно ИАПО.

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации «ИРКУТ», ее главным процессинговым центром. 

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях  – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ  для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка. 

Конструкторское бюро Яковлева является одним из наиболее развитых и известных не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Данное предприятие работает над проектированием и дальнейшим изготовлением авиационной техники. Руководителем бюро был назначен талантливый конструктор прошлого века А.С. Яковлев. 

 

Краткая история создания и восхождения ОКБ Яковлева

А.С. Яковлев до 1934 года был главой группы конструкторов на заводе №39, которая занималась проектированием и созданием новых летательных аппаратов. За счет этого руководство страны выделило данную группу и обеспечило финансирование на развитие данной отрасли. Государственный указ, изданный в средине лета 1934 года, организовал всех конструкторов Яковлева в одну единицу, которая должна подчиняться Спецавиатресту. После этого данная группа обозначалась как «Завод №115». С 1935 года он перешел под курирование Наркомтяжпрома. В 1959 году предприятие передано под контроль и финансирование ГКАТ и стало обозначаться как «Предприятие 1303». На этом переименования не закончились, поскольку в 1966 году его начали называть как машиностроительный завод «Скорость».

В 1992 году данный завод стал акционерным предприятием открытого типа, начал носить имя легендарного конструктора − ОКБ им. Яковлева. После этого его развитие было достаточно слабым, в основном это объяснялось недостатком финансирования и малым количеством заказов на продукцию. Окончательное преобразование предприятия состоялось в 2004 году, когда все ОКБ поглотило предприятие «Иркут». После этого большинство работников было уволено, а значительную часть недвижимости и вовсе распродали. На основе всего комплекса работников и оборудования был сформирован центр инженеров, который обслуживал нужды «НПК Иркут».

Особенности работы и продукции предприятия Яковлева

Первый самолет, который спроектировал Яковлев, поднялся в воздух еще в далеком 1927 году. Это было началом эры воздушных аппаратов Яковлева. За всю историю работы данного конструктора и его ОКБ было создано более 200 различных самолетов, около ста их них выпускались серийно. Предприятие занималось еще изготовлением вертолетов и другой военной и гражданской техники. Самое главное, что все работы были уникальными и новыми во всем мире. Это позволило достичь высоких результатов, тем более что данная техника широко используется на территории множества стран мира.

Среди всех летательных аппаратов, которые были изготовлены на заводе, наибольшее внимание уделялось все же созданию различных вариантов самолетов. В линейке машин данного типа можно выделить учебные, боевые, также изготовлялись беспилотные агрегаты. Наиболее совершенными были самолеты с вертикальной системой взлета и посадки, причем данная система была достаточно уникальной и не имела точных аналогов.

 

Конструкторами бюро было разработано множество военных самолетов для выполнения различных операций и миссий. Команда Яковлева достигла больших результатов в разработке сверхзвуковых, реактивных и пассажирских самолетов. Было изготовлено много машин для воздушного спорта, которые легко выполняли самые сложные фигуры высшего пилотажа. Нельзя не отметить вклад конструктора Яковлева и его группы в создание самолетов, которые принимали активное участие в боях во время Отечественной войны.

За счет того, что данное ОКБ собрало самых лучших конструкторов нашего государства, они смогли параллельно работать над самолетами самой разной конструкции и области применения. Именно из-за правильного подбора работников завод Яковлева смог постоянно производить серийные самолеты, начиная с 1932 года и на протяжении 70 лет. За это время удалось построить более 70 тысяч самолетов разной конструкции с бортовым обозначением «Як». Большая часть их была изготовлена еще во время Великой Отечественной войны.

Самолеты:

 

Подготовка специалистов на предприятии Яковлева

Самим Яковлевым проводился подбор сотрудников, что позволило создать единый, хорошо слаженный коллектив. Все работники завода отличались высокой научной базой и стремлением к созданию нового. Сотрудники имели возможность воплотить свои идеи в реальность, хоть иногда они были почти не выполнимы, а за счет слаженного и дружного коллектива была возможность доработать и обсудить все проекты. За счет коллективной работы и творчества и была создана яковлевская школа. Каждый конструктор отличался ответственностью за свои творения и старался сделать свое детище самым лучшим и надежным в эксплуатации.

За многолетнюю работу бюро было подготовлено много выдающихся конструкторов, которые получили мировую славу за свои труды в авиастроении. Также отдел испытателей имел особое уважение со стороны всего коллектива, поскольку их труд был самым опасным и ответственным. Самая первая группа конструкторов, которую собрал сам А.С. Яковлев, подготовила молодое поколение мастеров в различных отраслях авиационного дела.

Качественное изготовление и проектирование самолетов было получено за счет самых новых разработок и внедрения передовых мировых технологий. Для этого был организован целый отдел, основной задачей которого было внедрение новых деталей, агрегатов и вооружения. Данное опытное бюро имело множество партнеров, таких как ЦАГИ, НИИАС, НИАТ и другие передовые институты. Также сотрудники завода привлекались для консультирования на других технических предприятиях авиастроения.

Слаженное и тесное сотрудничество позволяло ОКБ Яковлева получать самые новые разработки для своих силовых установок и электрооборудования. Именно партнеры занимались новыми разработками и их изготовлением, за счет таких симбиотических отношений много предприятий работало как одно целое. Все это позволило получать качественные и конкурентоспособные самолеты с обозначением «Як».

Достижения авиатехники производства ОКБ Яковлева

Все воздушные аппараты, которые были созданы в стенах данного предприятия, смогли завоевать 86 мировых рекордов по разным показателям. Нужно отметить, что регистрация рекордов на мировом уровне в СССР началось только с 1935 года, но даже до этого было достигнуто множество результатов.

Самыми известными и значимыми мировыми рекордами данного бюро стали такие:

  • Первым рекордом можно считать перелет из Севастополя в Москву на самолете типа АИР-1 еще в 1927 году. Это было первым самым значимым достижением в советском самолетостроении.

  • Со средины октября 1936 года до начала лета 1937 года на легких самолетах Яковлева было установлено сразу 5 рекордов, которые выполнялись как мужчинами, так и женщинами.

  • 1949 год принес еще один рекорд по скорости на самолете с использованием легкого поршневого двигателя, что было отмечено международной медалью Луи Блерио.

  • Самым известным скоростным рекордом стало достижение аппарата типа Як-11 в 1951 году. Данных показателей скорости не могли достичь в мире на протяжении 24 лет.

  • Что касается грузоподъемности, то и здесь творения яковлевцев были отмечены мировыми наградами. Этот рекорд поставил грузовой вертолет марки Як-24.

  • Также были установлены рекорды по максимальной высоте подъема и скорости, этого удалось достичь с созданием реактивных самолетов типа Як-30, а также Як-32.

  • Гонка вооружений позволила получить в 1955 году рекорд высоты с максимальным грузом на борту. При этом были использованы самолеты РВ, которые смогли побить показатели американского аппарата «Локхид U-2».

  • Самые последние мировые рекорды были установлены при использовании машины типа Як-141, которая имеет возможность производить вертикальный взлет и посадку.

Большой ассортимент продукции предприятия Яковлева, а именно 19 различных типов воздушных аппаратов, позволил получить множество самых высоких мировых наград.

Работа конструкторского бюро Яковлева неоднократно была отмечена высокими государственными наградами. Первый орден был получен в 1942 году, это был орден Ленина. Вторым был орден Красного Знамени, он был вручен в 1944 году за разработку и изготовление качественных боевых самолетов. В 1981 году был вручен орден Октябрьской Революции. Кроме всего этого, множество государственных наград было вручено непосредственно самым активным и успешным конструкторам данного предприятия.

Контакты:

Сайт: http://www.irkut.com/

КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР

Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]
  • ПРЕСС-СЛУЖБА КОРПОРАЦИИ

    Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01 
    доб. 75-32
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]
  • ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КОРПОРАЦИИ

    Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]

avia.pro

ОКБ имени Яковлева — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.

История

15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].

В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».

30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».

В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».

1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.

25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолета Як-130, созданию и испытаниям самолета Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

Видео по теме

Разработки

Истребители

Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.

  • Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П

Бомбардировщики

Транспортные самолёты

Пассажирские самолёты

Тренировочные и спортивные самолёты

Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.

  • УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152

Многоцелевые самолёты

Самолеты ДРЛО

Самолёты вертикального взлёта и посадки

Штурмовик ВВП Як-38М

Вертолёты

Перспективные модели

  • МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
  • «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА

Самолёты Яковлева в искусстве

  • Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]

См. также

Примечания

  1. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
  2. 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
  3. 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
  4. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
  5. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
  6. ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
  7. ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
  8. 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
  9. 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
  10. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
  11. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
  12. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
  13. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
  14. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
  15. ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
  16. 1 2 «Антология Як»
  17. ↑ «Финмаркет»
  18. ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
  19. ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
  20. ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48
  21. ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»

Литература

Ссылки

wikipedia.green

КБ Яковлев — это… Что такое КБ Яковлев?

  • ЯКОВЛЕВ Евгений Александрович — (1857, Петербургская губерния 8(20) мая 1898) русский изобретатель, создатель совместно с П. А. Фрезе первого отечественного автомобиля с бензиновым двигателем. Образование Евгений Яковлев получил в приготовительном пансионе Николаевского… …   Энциклопедический словарь

  • ЯКОВЛЕВ Владимир Анатольевич — (р. 25 ноября 1944, Олекминск, Якутия) российский государственный деятель, заместитель председателя правительства России (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО Российской Федерации) (2003 2004), глава администрации Петербурга (1996 2003), министр регионального… …   Энциклопедический словарь

  • Яковлев Григорий — Яковлев (Григорий, 1703 1756) автор сочинения Извещение праведное о расколе беспоповщины . Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре …   Биографический словарь

  • Яковлев, Николай Николаевич — геолог и палеонтолог. Родился в 1870 г. Учился в казанском реальном училище и в горном институте. По окончании курса горного института в 1893 г. прикомандировался к геологическому комитету и принимал участие в детальной геологической съемке… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Яковлев Юрий Васильевич — Актер театра и кино, Народный артист СССР Юрий Васильевич Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой в госпитале. В… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ЯКОВЛЕВ Вениамин Федорович — (р. 12 февраля 1932, Петухово (см. ПЕТУХОВО), Курганская область) российский государственный деятель, ученый правовед, член корреспондент Российской академии наук (с 2003), министр юстиции СССР (1989 1991), председатель Высшего арбитражного суда… …   Энциклопедический словарь

  • Яковлев, Александр Николаевич — Действительный член РАН (1990), бывший председатель Совета директоров ОРТ (1995 1998), председатель ПСД с 1995 г., президент международного фонда «Демократия»; родился 2 декабря 1923 г. в д. Королево Ярославской области; участник… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Яковлев Алексей Семенович — Яковлев (Алексей Семенович) трагический актер, сын костромского купца. Родился в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование, на 13 м году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывал и заучивал наизусть стихотворения… …   Биографический словарь

  • Яковлев Василий Михайлович — Яковлев (Василий Михайлович, умер в 1891 г.) агроном; по окончании курса в 1869 г. в Санкт Петербургском университете, Яковлев около 30 лет состоял хранителем агрономического кабинета; Яковлев был деятельным сотрудником комитета грамотности, где… …   Биографический словарь

  • Яковлев, Владимир Анатольевич — [15 (27) июля 1865 21 дек. 1924] рус. химик и металлограф. По окончании в 1888 Петербург. ун та работал там в химич. лаборатории. В 1894 99 был химиком исследователем на Охтенских пороховых з дах, где предложил в качестве стабилизатора бездымного …   Большая биографическая энциклопедия

  • Яковлев, Игорь — Вице президент Российской ассоциации политической науки, Председатель правления Научно исследовательской компании «Контент Пресс», политический обозреватель Общероссийской газеты «Версты», действительный член Академии… …   Большая биографическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ОКБ имени Яковлева — это… Что такое ОКБ имени Яковлева?

    ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования ОКБ им. А. С. Яковлева (ОКБ-115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

    История

    Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года — день первого полёта АИР-1, разработанного под руководством А. С. Яковлева в отделе легкомоторной авиации ГУАП.

    ОКБ-115 было образовано в 1934 году с получением коллективом под руководством А. С. Яковлева производственной базы на заводе № 115.

    В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[15]. Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек[16] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[17][18]. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[15].

    Разработки

    Истребители

    Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, маневрённости и вооруженности[источник не указан 1301 день], и, по мнению многих специалистов[кто?], были в числе лучших самолётов своего класса.

    • Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П

    Бомбардировщики

    Транспортные самолёты

    Пассажирские самолёты

    Тренировочные и спортивные самолёты

    Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.

    Многоцелевые самолёты

    Самолеты ДРЛО

    Самолёты вертикального взлёта и посадки

    Штурмовик ВВП Як-38М

    Вертолёты

    Перспективные модели

    • МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
    • БПЛА Прорыв — разведывательный и ударный БПЛА

    Самолёты Яковлева в искусстве

    • Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[20]

    См. также

    Примечания

    1. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12
    2. 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13
    3. 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14
    4. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 28
    5. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 33
    6. Отчёт за 2009, с. 64
    7. Отчёт за 2010, с. 44
    8. 1 2 Отчёт за 2010, с. 39
    9. 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17
    10. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18
    11. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19
    12. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20
    13. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8
    14. Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9
    15. 1 2 «Антология Як»
    16. «Финмаркет»
    17. «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
    18. «РБК daily», 28 мая 2012 г.
    19. ОКБ им.Яковлева // Семейство самолетов Як-48
    20. http://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»

    Литература

    Ссылки

    dic.academic.ru

    ОКБ имени Яковлева — WiKi

    15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].

    В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».

    30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование «Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».

    В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по «ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».

    1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.

    25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.

    В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолета Як-130, созданию и испытаниям самолета Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

    Истребители

    Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.

    • Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П

    Бомбардировщики

    Транспортные самолёты

    Пассажирские самолёты

    Тренировочные и спортивные самолёты

    Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.

    • УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152

    Многоцелевые самолёты

    Самолеты ДРЛО

    Самолёты вертикального взлёта и посадки

      Штурмовик ВВП Як-38М

    Вертолёты

    Перспективные модели

    • МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
    • «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА

    ru-wiki.org

    самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

    «А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

    Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

    Содержание статьи

    У жизни должна быть цель

    Автобиография А.С.Яковлева называется «Цель жизни». Название удачное – всю жизнь он проектировал и создавал летательные аппараты. Не все его творения поднялись в небо, но для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

    Учебно-тренировочные истребители, спортивные самолёты, истребители и штурмовики, вертолёты и СВВП – это все жизнь и судьба конструктора.

    Первые шаги

    Будущий авиаконструктор родился 1 апреля (19 марта по старому летоисчислению) 1906 года в семье служащего компании Нобеля. Семья была среднего достатка, но почтенная – родители имели звание потомственных почетных граждан.

    В 1914 году Саша поступил в гимназию, считавшуюся одной из лучших в Москве.

    Учился он хорошо, но табель не позволял заподозрить в нем будущего инженера – по физике и математике Яковлев получал четверки. Больше ему нравилась история и рассказы о путешествиях.

    Но он был активным учеником, принимал участие в общественной жизни… Возможно, чтение и влияние товарищей привлекли его внимание к технике. Александр начал заниматься в радиокружке и даже попробовал построить «перпетуум мобиле».

    Начитавшись литературы по воздухоплаванию, в 1921 году он собрал модель планера, способную летать. Так началась конструкторская деятельность Яковлева.

    Студент у машины

    В 1922 году молодой конструктор создал уже полноценный планер. Его модель получила награду на фестивале в Коктебеле (ныне – фестиваль «Восходящий поток»). В том же году молодой человек пошел служить в армию.

    Но он не маршировал с винтовкой, а копался в моторах – в должности авиамеханика военной академии.

    В нее он и был зачислен на обучение без конкурса в 1927 году, продолжая совмещать учебу с ремонтными работами и изобретательской деятельностью.
    В 1931 году учеба была закончена. Яковлев начал работать инженером на авиазаводе №39. С этого момента можно считать биографию авиаконструктора Яковлева.

    Конструкторское бюро

    Первой конструкторской организацией, созданной А.С.Яковлевым, следует считать авиамодельный кружок, организованный им еще в 1922 году. Уже тогда он проявлял не только конструкторский, но и лидерский талант, умея объединять людей общим делом.

    В 1932 году на своем заводе он создал группу легкой авиации. В 1934-м ее передали в непосредственное подчинение Спецавиатреста. Этот момент положено считать официальным «днем рождения» КБ Яковлева.

    Конечно, организация не сразу получила его имя. Изначально предприятие (здесь не только изобретали, но и производили) фигурировало под разными кодовыми и секретными условными наименованиями. Только в 1990 году, уже после смерти изобретателя, предприятию было присвоено его имя.

    Александр Сергеевич Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, осветив в книгах несколько этапов развития русской авиации.

    Ахтунг, в небе «Нормандия»

    Самолёты Яковлева времён его становления как конструктора – это, прежде всего знаменитые «ястребки» — истребители Як-1, 3, 7 и 9.

    Именно эти самолеты вынесли на своём крыле основную тяжесть боев над линией фронта.

    Реже вспоминают неудачную версию средних бомбардировщиков Як-2/4, первые машины Яковлева принятые на вооружение ВВС, но практически все потерянные в первые дни Великой Отечественной войны.

    Як-истребитель

    В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.

    Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

    Александр Сергеевич представил на рассмотрение комиссии проект, имевший заводское обозначение И-26. Этот прототип, пройдя через череду испытаний и полётов, стал прославленным истребителем Як-1.

    В конструкции самолёта использовались стальные трубы для каркаса и полотно для его обтяжки, количество дюралиминия было минимальным, как и требовало техническое задание, но в тоже время требуемые параметры скорости и вооружённости достигались за счёт высокой культуры веса и аэродинамики, которые в дальнейшем стали одним из отличий ОКБ Яковлева.

    Параллельно выпускали и учебную версию машины, истребитель Як-7, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к создания Як-9, лучшего истребителя КБ Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

    Яки начали войну в 1941 году, с трех сотен самолетов и 36 переобученных пилотов, закончили её в 1945, тысячами машин в составе авиационных корпусов и сотнями обученных лётчиков.

    Яки поступали в состав армейской авиации, гвардия летала на Ла-5 и ленд-лизовских «кобрах». Но и среди армейцев было много героев, дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов имел на счёту 46 сбитых самолетов противника.

    Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством. В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».

    Не только война

    Разработка самолетов для военной авиации была продолжена А.С.Яковлевым и после того, как закончилась Великая Отечественная война. В его конструкторском бюро после войны были созданы:

    • семейство истребителей Як-25 и тактический сверхзвуковой бомбардировщик Як-26 на их базе;
    • многоцелевой сверхзвуковой бомбардировщик Як-28;
    • СВВП Як-38, Як-38М и Як-41;
    • многоцелевой вертолет Як-24;
    • спортивные самолеты Як-50 и Як-52;
    • новейший учебно-боевой истребитель Як-130;
    • пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

    В конструкторском бюро разрабатывали также проекты самолетов палубного базирования, многоцелевых машин, вертолетов. Но военной авиацией дело не ограничивалось. Начало карьере А.С.Яковлева дала спортивная авиация.

    В дальнейшем он продолжил заниматься этим направлением. Интересовали конструктора и пассажирские авиаперевозки.

    Советский лайнер

    Среди разработок конструктора важное место принадлежит спортивным и тренировочным легким самолетам. Они устанавливали рекорды и готовили асов не только в СССР, но и за границей.

    1. АИР-1 был создан изобретателем еще в 1927 году. Затем летчик Ю.Пионтковский установил на этой легкой машине рекорд продолжительности и дальности полета.
    2. АИР-9, первый, созданный после образования бюро, был успешно продемонстрирован на парижском авиасалоне. Затем на его основе создали «спарку» УТ-2 для подготовки пилотов. Она готовила летчиков с 1938 по 1948 год.
    3. Уже после войны выпускались учебные самолеты Як-18, Як-50 и некоторые другие.

    Полный список учебных и спортивных моделей конструкторского бюро имеет десяток позиций.

    Не была забыта и пассажирская авиация.

    Як-40 был одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Из всех отечественных моделей в советское время он один имел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж.

    Без сплетен никак

    К сожалению, вокруг имени А.С Яковлева не обошлось без сплетен. Большинство из них связаны с фактом его хороших отношений с И.В. Сталиным.

    Также изобретатель с 1940 по 1946 год был заместителем наркома (затем министра) авиапромышленности. В связи с этим недоброжелатели обвиняют его в необоснованном «наушничанье», приведшем к репрессиям в отношении других конструкторов.

    В те времена случалось всякое. Многие поступки из того разряда, что сейчас считаются категорически неприемлемыми, полагались нормой. Но надежность свидетельств и подтверждений сомнительных поступков Яковлева оставляет желать лучшего.

    Возможно, занимая пост заместителя наркома, конструктор действительно «отодвигал» проекты, что казались неподходящими ему самому. Но он отвечал за опытное, а не серийное производство. Да, нет сведений о заступничестве А.С.Яковлева за репрессируемых коллег.

    Но и никаких оснований подозревать его в доносах не имеется. Мало того, большинство репрессированных пострадало задолго до того, как Яковлев стал замнаркома и начал регулярно наведываться в Кремль.

    Известно также его письмо (датировано 1943 годом) с рекомендацией начать серийное производство поликарповского И-185, того самого, который он якобы «задвинул».

    И с высокого поста он ушел по собственному желанию, предпочтя руководство инженерами руководству министерством.

    Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев прожил долгую результативную жизнь. Под его руководством создано около 100 моделей самолетов разного назначения. Большинство из них оставило заметный след в истории отечественной авиации. А конструкторское бюро продолжает работать, ставя Родину на крыло.

    Видео

    warbook.club

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *