Что представляет собой РСЗО «Ураган»? | Война на Украине в вопросах | Евромайдан

В понедельник, 21 сентября, официальный представитель министерства обороны ДНР Эдуард Басурин заявил о том, что разведка ДНР обнаружила вблизи линии соприкосновения сторон к северо-западу от Донецка реактивную систему залпового огня «Ураган» вооружённых сил Украины.

«Севернее населённого пункта Прогресс (27 километров до линии соприкосновения) установлено местонахождение РСЗО 9К57 «Ураган»», — заявил Басурин.

О том, что представляет собой РСЗО «Ураган», рассказывает АиФ.ru.

РСЗО «Ураган» — реактивная система залпового огня, которая встала на вооружение ВС СССР в 1975 году. Её отличает не только большая убойная мощность и дальность стрельбы, но и всепогодность. «Ураган» способен выполнять боевые задачи как на морозе (–40°С), так и при жаре (+50°С). Система предназначена для поражения различных площадных целей:

  • открытой и укрытой живой силы;
  • небронированной, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых рот;
  • артиллерийских подразделений;
  • тактических ракет;
  • зенитных комплексов;
  • вертолётов на стоянках;
  • командных пунктов;
  • узлов связи;
  • объектов военно-промышленной структуры.

Шасси: ЗИЛ-135ЛМ.

Страна-разработчик: СССР.

Годы производства: 1975–1991.

Годы эксплуатации: с 1975.

Размеры:

  • Масса без снарядов и расчёта: 15 100 кг.
  • Масса в боевом положении: 20 000 кг.
  • Длина в походном положении: 9630 мм.
  • Ширина в походном положении: 2800 мм.
  • Высота в походном положении: 3223 мм.
  • Клиренс: 475 мм.

Вооружение:

Калибр: 220 мм.

Количество направляющих: 16.

Дальность стрельбы минимальная: 8000 м.

Дальность стрельбы максимальная: 35 800 м.

Площадь поражения: 426 000 м².

Максимальный угол возвышения: +55 град.

Перевод системы из походного положения в боевое: не более 3 минут.

Время срочного оставления огневой позиции после залпа: не более 1,5 минуты.

Тип двигателя: два ЗИЛ-375.

Мощность двигателя: 2×180 л. с.

Максимальная скорость по шоссе: 65 км/ч.

Запас хода по шоссе: 570 км.

Колёсная формула: 8×8.

Операторы

  • Афганистан;
  • Белоруссия;
  • Гвинея;
  • Ирак;
  • Йемен;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Россия:
  • Сирия;
  • Таджикистан;
  • Туркмения;
  • Украина;
  • Узбекистан;
  • Эритрея.

www.aif.ru

Ураган (РСЗО) — Gpedia, Your Encyclopedia

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2016; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2016; проверки требуют 26 правок.
Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган»

Боевая машина 9П140 на доработанном шасси ЗИЛ-135ЛМ
Классификация Реактивная система залпового огня
Шасси ЗИЛ-135ЛМ
История
Страна-разработчик
Годы производства 1975 — 1991
Годы эксплуатации с 1975
Размеры
Масса без снарядов и расчета 15 100 кг
Масса в боевом положении 20 000 кг
Длина в походном положении 9630 мм
Ширина в походном положении 2800 мм
Высота в походном положении 3223 мм
Клиренс 475 мм
Вооружение
Калибр 220 мм
Количество направляющих 16
Дальность стрельбы минимальная 8000 (10 000) м
Дальность стрельбы максимальная 35 800 м
Площадь поражения 426 000 м²
Максимальный угол возвышения +55 °
Точность (рассеивание) по ТТТ на макс. дальность Вд 1/170,Вб 1/125[1] м
Расчёт БМ 4 чел.
Перевод системы из походного положения в боевое не более 3 мин
Время залпа 8,8..20[2] с
Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более 1,5 мин
Подвижность
Тип двигателя
два ЗИЛ-375
Производитель ЗИЛ
Марка два ЗИЛ-375
Тип Бензиновый
Объём 6962[3] см3
Максимальная мощность 180[3]л. с. (133[3] кВт ), при 3200[4] об/мин
Максимальный крутящий момент 465[3] Н·м, при 1800 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 8×2[3]
Диаметр цилиндра 108 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5[3]
Система питания двухкамерный карбюратор
Охлаждение Жидкостное[3]
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Тактность (число тактов) 4[3]
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо бензин
основной — АИ-93 (92)
допустимый — А-76 (АИ-80)[3]
Мощность двигателя 2х180 л. с.
Максимальная скорость по шоссе 65 км/ч
Запас хода по шоссе 570 км
Колёсная формула 8х8
 Ураган на Викискладе
БМ 9П140 РСЗО 9К57 «Ураган», Музей техники, Архангельское, Московская обл.

РСЗО 9К57 «Ураган» — советская реактивная система залпового огня калибра 220 мм. Система принята на вооружение в 1975. Главный конструктор системы — Александр Никитович Ганичев. Главный конструктор боевой машины — Юрий Николаевич Калачников[5].

Боевая и транспортная машина базируются на доработанных шасси грузового автомобиля ЗИЛ-135ЛМ. Количество снарядов в залпе одной боевой машины: 16 штук. Время залпа с одной боевой машины — 20 с. Масса боевой машины — 20т, реактивного снаряда — 280 кг. Расчёт боевой машины — 4 человека.

Назначение

Система предназначена для поражения различных площадных целей:

  • открытой и укрытой живой силы;
  • небронированной, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых рот;
  • артиллерийских подразделений;
  • тактических ракет;
  • зенитных комплексов;
  • вертолётов на стоянках;
  • командных пунктов;
  • узлов связи;
  • объектов военно-промышленной структуры.

Боеприпасы

Номенклатура боеприпасов[6][7][8][9][10]
Индекс снаряда Индекс Масса снаряда, кг Длина снаряда, мм Масса , кг Масса /, кг Тип взрывателя Дальность стрельбы, км
Фугасные
9М27Ф 9Н128Ф 280 4832,5 100 51,9 контактный 10..35
Термобарические
9М51 9Н515 256[сн 1]
5147
143,5 30,2 контактный 5..13
Кассетные
9М27К[сн 2] 9Н128К 270 5178 90 30×0,3 неконтактный 10..35
9М27К1[сн 3] 9Н516 270 5178 90 30×0,3 неконтактный 10..35
9М27К2[сн 4] 9Н128К2 270 5178 89,5 24×1,1 неконтактный 10..35
9М27К3[сн 5] 9Н128К3 270 5200 90 312×0,04 неконтактный 8..34
9М59[сн 6] 9Н524 270 5178 90 9×1,85 неконтактный 10..35
Зажигательные
9М27С 9Н128С
Химические
9Н519 20[сн 7] неконтактный

Операторы

  • Белоруссия Белоруссия — 72 единицы 9П140, по состоянию на 2016 год[11]
  • Гвинея Гвинея — 3 единицы 9П140, по состоянию на 2016 год[12], всего поставлено 4 РСЗО «Ураган»[13]
  • Казахстан Казахстан — 180 единиц 9П140 на хранении, по состоянию на 2016 год[14]
  • Киргизия Киргизия — 6 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[15]
  • Молдавия Молдавия — 11 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[16]
  • Россия Россия — 900 единиц 9П140, из них 700 на хранении, по состоянию на 2016 год[17]
  • Сирия Сирия — некоторое количество 9П140, по состоянию на 2016 год[18], 36 единиц 9П140 поставлено из СССР в период с 1987 по 1988 годы
    [19]
  • Туркмения Туркмения — 60 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[20], по данным ОАО «Мотовилихинские заводы» поставлено всего 54 РСЗО «Ураган»[13]
  • Украина Украина — 70 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[21], всего поставлено 139 РСЗО «Ураган»[13]
  • Узбекистан Узбекистан — 48 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[22]
  • Эритрея Эритрея — 9 единиц 9П140, по состоянию на 2016 год[23]. Поставлены в 2007 году из Белоруссии[24]

По некоторым сообщениям, 11 единиц[сн 8] были поставлены из Молдавии в Армению в 2011 году[25]. Однако, по другим данным, 12 молдавских комплексов 9К57 были поставлены в Йемен в 1994 году, в Армению при этом, ни из Молдавии, ни из каких либо других государств поставки РСЗО 9К57 «Ураган» не осуществлялись[19][26], по состоянию на 2014 год из систем РСЗО на вооружении Армении имеются только БМ-21 и WM-80[27].

Бывшие операторы

  • Афганистан Афганистан — некоторое количество 9П140, по состоянию на 2010 год[28], всего поставлено 18 РСЗО «Ураган»[13]
  • Ирак Ирак — всего поставлено 24 РСЗО «Ураган»[13]
  • Йемен Йемен — всего поставлено 12 РСЗО «Ураган»[13]. Поставки осуществлены из Молдавии в 1994 году[19].
  • Таджикистан Таджикистан — 12 РСЗО «Ураган» в составе в/ч пп11121 201 мсд ВС России[13]. В настоящее время в/ч пп 11121 расформирована, все РСЗО перераспределены в части 201 военной базы России в республике Таджикистан.

Боевое применение

РСЗО 9К57 широко использовалась в боевых действиях в Афганистане[7][29].

Применялась российскими вооружёнными силами, при поддержке сил Северного альянса, в Афганистане в 1993-1998гг.

Применялась российскими вооружёнными силами во время первой и второй войн в Чечне[7][29].

Также применялась российскими ВС во время Вооружённого конфликта в Южной Осетии в 2008 году[30].

«Ураганы» широко применялись в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины обеими сторонами [31][32][33].

РСЗО 9К57 применялась Cирийской армией во время Гражданской войны в Сирии (например, при освобождении Пальмиры[34]). Также, по некоторым данным, «Ураган» использовали российские вооружённые силы[35].

Варианты

Изображения

  • БМ-27 «Ураган», установленная в качестве памятника А. Н. Ганичеву рядом с
    ГНПП «Сплав», Тула

  • 9T452 транспортно-заряжающая машина

Примечания

  1. ↑ Тактико-технические требования на опытно-конструкторскую работу: «Армейская реактивная система залпового огня» «Град-3» (после изменения «Ураган»
  2. М.Н. Барановский. 2. Назначение и характеристика конструкции БМ 9П140 // Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган». Основы устройства и подготовки к боевому применению / А.С. Шабельская. — Михайловская артиллерийская академия, 1996. — С. 4. — 118 с.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Двигатель ЗИЛ-375 — Каталог двигателей — АвтоИнф
  4. ↑ Журнал «АВТОТРАК» :: Архив
  5. ↑ Данные на табличке для макета боевой машины 9П140 РСЗО «Ураган» в экспозиции Народного музея истории завода АО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь, дата посещения музея 6.07.2009)
  6. Карпенко А. В. «Оружие России». Современные реактивные системы залпового огня. — СПб.: Бастион. — С. 44—47. — 76 с.
  7. 1 2 3 Гуров С. В. Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган». Проверено 31 июля 2013. Архивировано 17 августа 2013 года.
  8. ↑ Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 5. Боеприпасы наземной артиллерии. Группа 13. Боеприпасы, боевые части ракет и взрывчатые вещества. Класс 1340. Неуправляемые ракеты, их боевое оснащение и составные части. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 153—156. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  9. Федоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
  10. Барановский М.Н. Глава 3. Назначение и характеристика конструкций реактивных снарядов. // Реактивная система залпого огня 9К57 «Ураган». Основы устройства и подготовки к боевому применению.. — М.: Издание михайловской артиллерийской академии., 1996. — С. 40—88. — 118 с.
  11. ↑ The Military Balance 2016. — P. 182.
  12. ↑ The Military Balance 2016. — P. 449.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 География распространения (рус.). ОАО «Мотовилихинские заводы». Проверено 25 октября 2011. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  14. ↑ The Military Balance 2016. — P. 185.
  15. ↑ The Military Balance 2016. — P. 187.
  16. ↑ The Military Balance 2016. — P. 188.
  17. ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
  18. ↑ The Military Balance 2016. — P. 354.
  19. 1 2 3 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  20. ↑ The Military Balance 2016. — P. 203.
  21. ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
  22. ↑ The Military Balance 2016. — P. 208.
  23. ↑ The Military Balance 2016. — P. 444.
  24. ↑ Азербайджан приобрел вооружение в Беларуси » Новости Армении — NovostiNK — Новости, онлайн новости
  25. ↑ Лазэр настаивает на справедливости сделки с оружием
  26. ↑ Armenia Report (англ.). Проверено 23 ноября 2012. Архивировано 1 декабря 2012 года.
  27. ↑ The Military Balance 2014. — P. 170.
  28. ↑ The Military Balance 2010. — P. 356.
  29. 1 2 Карпенко А. В. Реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган». «Бастион Карпенко». Проверено 30 мая 2015.
  30. Allan Mallinson. Georgia: US training gives Georgia military advantage (англ.). The Daily Telegraph (9 августа 2008). Проверено 31 мая 2016.
  31. ↑ Украина: Широкое применение кассетных боеприпасов. Human Rights Watch (20.10.2014).
  32. Jonathan Ferguson & N.R. Jenzen-Jones. Raising Red Flags:An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine. Armament Research Services Pty. Ltd. (November 2014).
  33. ↑ Spot report by the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), 24 January 2015: Shelling Incident on Olimpiiska Street in Mariupol. OSCE. Проверено 24 января 2015.
  34. ↑ «Соколы пустыни» освободят Пальмиру. Россия-24 (20 марта 2016). Проверено 31 мая 2016.
  35. Алексей Рамм. На границе турки ходят хмуро. «Военно-промышленный курьер» (10 февраля 2016). Проверено 31 мая 2016.
  36. Богатинов С. В ногу со временем. Российское военное обозрение (ноябрь 2009). Проверено 19 января 2014.
  37. ↑ Три «богатыря» для сил АТО: характеристики залповых установок «Бастион». AIF.UA (ноябрь 2014). Проверено 11 сентября 2016.}

Сноски

  1. ↑ Масса снаряда без взрывателя.
  2. ↑ Кассетная головная часть содержит 30 осколочных боевых элементов 9Н210 массой 1,85 кг. В каждом элементе содержится по 370 готовых осколков.
  3. ↑ Кассетная головная часть содержит 30 осколочных боевых элементов 9Н235 массой 1,85 кг. В каждом элементе содержится по 370 готовых осколков.
  4. ↑ Кассетная головная часть содержит 24 противотанковые мины ПТМ-1.
  5. ↑ Кассетная головная часть содержит 312 противопехотных мин ПФМ.
  6. ↑ Кассетная головная часть содержит 9 противотанковых мин ПТМ-3.
  7. ↑ Отравляющее вещество Р-55 (Зоман).
  8. ↑ В некоторых публикациях ошибочно указывается о поставке 23 БМ 9П140 «Ураган», так как после распада СССР в Молдавии было только 11 БМ 9П140.

Ссылки

Артиллерия СССР после 1945 года

Войсковая артиллерия


Морская артиллерия

www.gpedia.com

МАЗ 537: фото. МАЗ 537 («Ураган»): технические характеристики

МАЗ 537 «Ураган» — тяжелый четырехосный тягач седельного типа, военного назначения. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1959 по 1965 гг. С 1963 года выпускается на КЗКТ, Курганском заводе колесных тягачей. Грузоподъемность до 50 тонн на полуприцепах типа ЧМЗАП-5247Г.

Устройство МАЗ 537

Конструкция тягача достаточно простая, а значит надежная. Кабина МАЗ 537, фото которого первое время были недоступны из-за военной секретности, четырехместная, двухдверная, металлическая, оборудованная автономным отопителем. Двигатель находится за кабиной в моторно-трансмиссионном отсеке, далее расположена раздаточная коробка, передающая вращение на восемь независимых полуосей. В задней части грузовой платформы находится седельно-сцепное устройство. Отдельные модификации машины оснащены лебедкой. Тягач движется на восьми колесах, четыре передних являются поворотными. Бескамерные шины оснащены подкачкой, в случае прокола включается механизм компенсации потери давления. Автомобиль МАЗ 537 «Ураган», технические характеристики которого говорят о мощи и надежности, является хорошим примером достижений военной техники.

Силовая установка

Двигатель дизельный быстроходный Д-12А-525А, адаптированный под топливо ГОСТа 4749-73. Мощность 525 л.с. при 2100 об/мин. Цилиндры — объем 38 880 куб/см, количество 12, расположение V-образное. Диаметр — 150 мм, степень сжатия 14,5.

Мотор оборудован предпусковым подогревателем.

Охлаждение — принудительная циркуляция антифриза.

Трансмиссия — трехступенчатая, с гидромеханическим переключением.

Габариты

Длина — 8960 мм, высота — 2880 мм, ширина 2885 мм. Колесная база — между первой и второй осями 1700 мм, между второй и третьей 2650 мм, между третьей и четвертой 1700 мм.

Колея — 2200 мм для всех мостов. Дорожный просвет (клиренс) — 500 мм.

Масса — 21,6 тонн.

Модификации

  • МАЗ 537А — тягач бортовой, способен нести 15 тонн в кузове, 65 тонн общей массы с прицепом по шоссе или 30 тонн по грунтовой дороге.
  • МАЗ 537Д — оснащен генераторной установкой переменного тока.
  • МАЗ 537Г — оборудован лебедкой.
  • МАЗ 537К — тягач, рассчитанный на транспортировку длинномерного кранового оборудования.
  • МАЗ 537Л — для буксировки самолетов, оснащенный компактным металлическим кузовом.

Проект по созданию нового мощного тягача

В начале 50-х годов 20 века в СССР возникла необходимость в новых мощных транспортных средствах для военных. Ракетные комплексы, тяжелые бронированные машины на гусеничном ходу, фортификационные экскаваторы и другая техника нуждались в транспортировке как на ближние, так и на дальние расстояния. Особенно тяжело давалась передислокация войсковых соединений, которая проводилась регулярно. До полугода уходило на переезды по железной дороге и малогабаритным автомобильным транспортом.

Проектирование универсального тягача началось осенью 1954 года, а к лету 1956-го были готовы опытные образцы. Четырехосное длинномерное полноприводное шасси стало базой для нескольких модификаций военного седельного буксировщика. Характеристики машины были рассчитаны на дальние переезды со скоростью 40 — 50 км/час. Мощности тягача хватало на транспортировку платформы с баллистической межконтинентальной ракетой. Однако автопоезд мог следовать только по дороге с твердым покрытием и исключительно на ровной местности. Преодолеть даже небольшой подъем не получалось, поскольку прицеп не обладал инерцией.

Применение

Тягач МАЗ 537 «Ураган», технические характеристики которого свидетельствовали о его надежности, широко использовался также в регулярных войсках для транспортировки различных боевых систем дальнего действия. Однако буксировка длинномерных платформ была затруднена из-за чрезмерно удаленной сцепки. Автопоезд не вписывался в повороты, маневренность была ограничена.

Каждый переезд на другое место дислокации представлял для военных архисложную задачу, автопоезд приходилось часто останавливать, путем сложных манипуляций выравнивать курс следования. Трудности возникали по причине узкой проезжей части. В послевоенном СССР все дороги были предельно узкими, автотранспорт двигался в один ряд, в обоих направлениях. Опасность съехать в кювет была ежеминутной. Тяжелый тягач занимал полностью свою полосу и еще выезжал на встречную. От гражданского населения сыпались жалобы, но ситуация не менялась.

В конце концов, военные ведомства стали предупреждать о готовящейся транспортировке ракетных комплексов заранее. Извещения о предстоящей передислокации получали дорожные службы и госавтоинспекция. Милиция перекрывала движение на трассе, в пределах 25-30 километров, тягач с прицепом занимал всю ширину проезжей части и благополучно проезжал свободный участок до следующего поста. Затем перекрывался следующий перегон.

Спустя два года, конструкторское бюро Минского автомобильного завода приступило к разработке седельной версии тягача с индексом МАЗ 535В. Кузов упразднили, на его месте установили сцепное устройство с автоматическим замком-фиксатором и двумя степенями радиального поворота. Вертикальная нагрузка на заднюю часть тягача при этом резко возросла, конструкторам пришлось пересмотреть параметры задней подвески. Остановились на мостах с планетарным механизмом и дифференциалом. Таким образом задние оси приняли на себя основную нагрузку.

МАЗ 537

Последний вариант седельного тягача отличался более совершенной системой питания и охлаждения двигателя. Были усилены фланцы карданных валов раздаточной коробки. Необходимость этого была продиктована частыми поломками, когда загруженный тягач не мог преодолеть размытый дождями участок дороги и крутящий момент двигателя рвал карданные соединения.

Создание семейства тяжелых танковых тягачей марки МАЗ 537, характеристики которого повторяли основные параметры моделей МАЗ 535 и МАЗ 536, стало началом эпохи автопоездов нового класса, с высоким коэффициентом грузоподъемности. Появился мощный стимул для разработки все более совершенных тяжелых полуприцепов и прицепов для транспортировки многотонных неделимых грузов.

Необходимость перемещения массивных конструкций существовала всегда. За рубежом автопоезда появились намного раньше, чем в СССР, и это обстоятельство ускорило процесс разработки советских транспортных средств повышенной грузоподъемности, так как никому не хотелось отставать от передовых технологий. Для начала конструкторские бюро предприятий автомобильной промышленности разработали тягач ЗиС-10 с седельно-сцепным устройством, на базе известного самосвала ЗиС-5. Грузоподъемность новой машины составила всего 6 тонн. Было выпущено небольшое количество буксировщиков, широкого распространения ЗиС-10 не получил.

Зарубежные аналоги

В конце 30-х годов прошлого века автотранспортники познакомились с двумя тяжелыми автопоездами зарубежного производства, седельными тягачами Daimond T-980 и REO 28XS, переданными в СССР по ленд-лизу. Заграничные буксировщики работали в паре с трехосными полуприцепами Roden Trailer, грузоподъемность которых составляла 45 тонн. Машины были оборудованы лебедками и перевозили бронетанковую технику.

В то время в Советском Союзе танки и другие тяжелые военные машины передвигались исключительно своим ходом или их везли на железнодорожных платформах. Оба способа представлялись нерациональными, однако никакой альтернативы тогда не было.

Послевоенный период

После окончания Второй мировой войны в СССР всерьез взялись за разработку отечественных тяжелых тягачей для армии и развивающегося народного хозяйства. В 1951 году автозавод в Ярославле освоил производство трехосных автомобилей ЯАЗ-210Г с платформой и мощной лебедкой. Широкомасштабный выпуск этих машин наладить не удалось, и к тому же тягачи не могли пройти по бездорожью, особенно в сезон дождей или весенней распутицы.

Таким образом, задачи по созданию тяжелых транспортных средств по-прежнему требовали решения, тем более что в стране разворачивалось бурное промышленное строительство, а в военном ведомстве зарождались стратегические ракетные комплексы, которым была необходима мобильность. Бронетанковые войска также нуждались в надежных тягачах большой грузоподъемности.

Конструкторское бюро

Совет Министров СССР в июне 1954-го принял постановление о создании СКБ (специальных конструкторских бюро) для разработки особо мощных тягачей военного назначения с возможностью последующей модификации в гражданском промышленном варианте. Сразу стало ясно, что имеющихся на тот момент заводских технологий и оборудования в автомобильном производстве будет недостаточно.

Начинать пришлось со станочного парка, закупать за рубежом современное оборудование и создавать новые технологии. При Минском автомобильном заводе было организовано крупное СКБ МАЗ, под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника. Перед специалистами поставили задачу сконструировать и запустить в производство тяжелый колесный тягач. Так появился буксировщик МАЗ 535, который вскоре превратится в МАЗ 537, модель с несколькими модификациями.

Производство

Изначально средства, заложенные в разработку суперавтомобиля, были недостаточными, поскольку такая машина не может быть дешевой. После корректировки финансового обеспечения проекта работа закипела. Были приняты нестандартные решения, которые до этого никогда не применялись в отечественном автомобилестроении. Приходилось учитывать особые условия эксплуатации большегрузных тягачей, адаптацию агрегатов к диапазону температур от плюс 50 до минус 50 градусов, профильную проходимость и многие другие параметры.

Тяжелый седельный тягач МАЗ 537 начали выпускать серийно в 1965 году. Автомобиль предназначался для буксировки прицепов и полуприцепов массой до 40 тонн. От базового варианта 537-я модель отличалась смещенным назад (на 345 мм) седельно-сцепным механизмом и усиленной задней подвеской. Автомобиль МАЗ 537 находился в режиме постоянного рестайлинга. В процессе производства были расширены функции раздаточной коробки, установлена передача вращения на привод генератора. Грузоподъемность автомобиля существенно повысилась и составила 68 тонн.

Параллельно с большегрузными седельными тягачами разрабатывались и выпускались ограниченными сериями бортовые тягачи для перемещения грузов, до 22 тонн, по шоссе. Кузов такого автомобиля не оборудовался сиденьями, не имел дуг и тента, использовался исключительно для перевозки грузов. Под кузовом размещалась лебедка для самовытаскивания, на случай, если тягач увязнет.

Модернизация

Через некоторое время военный МАЗ 537 модернизировали, и автомобилю был присвоен индекс «П». Технические характеристики остались без изменения, но лебедка была упразднена, а кузов переоборудовали для транспортировки личного состава. Вдоль откидных бортов установили продольные скамьи и дуги для тента, которые регулировались по высоте — в нижнем положении тент прикрывал груз, в верхней позиции служил защитой от дождя и снега для людей. В соответствии со своим прямым назначением, тягач МАЗ 537П мог буксировать платформы с ракетными комплексами.

Эксплуатация колесных тягачей требовала специалистов по обслуживанию, квалифицированных водителей и соответствующей материальной базы. Поэтому в 70-х годах были сформированы специализированные предприятия по централизованной перевозке крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. Объединение «Спецтяжавтотранс» занималось транспортировкой нестандартных грузов, разрабатывая при этом оптимальные маршруты. С помощью тягачей «МАЗ 537» перевезли мраморную глыбу, весом 300 тонн, для сооружения памятника В.И. Ленину в Ленинграде. За этой уникальной транспортной операцией следила вся страна.

Широко применялись тягачи «МАЗ 537» на севере, где велась прокладка нефте-газопроводов. Неприхотливая машина хорошо зарекомендовала себя в холодном климате. Специально для перевозки длинномерных газопроводящих сочленений был создан трубоплетевоз ПВ-481 на базе буксировщика «МАЗ 537». Также для работы в северных условиях создавались опытные образцы пожарных машин, технических передвижных пунктов, вездеходы скорой медицинской помощи. Однако в серийное производство пробные экземпляры не поступали.

В 1991 году на Курганском заводе колесных тягачей начался серийный выпуск тяжелого полуприцепа КЗКТ-9101, грузоподъемностью 54 тонны, для буксировщика МАЗ 537, технические характеристики которого полностью совпадали с данными полуприцепа. Сочетание компонентов оказалось удачным, покупатели получили возможность в рамках одного заказа приобрести сразу и тягач, и полуприцеп.

За долгие годы производства буксировщики МАЗ 537, фото которых представлены на странице, постепенно устарели, как морально, так и технически. Машина исчерпала себя, потенциал дальнейшего развития иссяк. Стали проявляться скрытые ранее недостатки, много нареканий вызывал низкий моторесурс силовой установки. Эксплуатация тягача была связана с частыми перерывами на ремонт, армейские МАЗ 537 при транспортировке танков и других бронемашин не вмещали экипаж, который вынужден был следовать отдельно. Для этого приходилось привлекать дополнительные автомобили.

В конце концов, на базе 537-й модели был создан новый тягач КЗКТ-7428, который полностью отвечал задачам перевозки боевых гусеничных машин. В настоящее время семейство мощных колесных тягачей успешно решает все задачи по транспортировке тяжелой военной техники, а также гражданских крупногабаритных промышленных конструкций.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *